Личностное и профессиональное самоопределение в структуре становления личности

Похожие термины:

  • это сопоставление образов себя в рамках системы требований деятельности, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений (без относительно к фиксированным требованиям), с другой стороны, заверш

  • специфический процесс его личностно-профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязани

  • это самоопределение игротехника в игропроцессе исходя из сущности и ценности игротехнической функции в системе деятельности. Для вхождения в игропроцесс игротехник должен на абстрактном и боле

  • психический механизм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а пол

  • осознание человеком своего места в жизни, в обществе.

  • определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.

  • процесс формирования личностью своего отношения к проф.-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-проф. потребностей. П. с. может рассматриваться

  • это сопоставление образов себя в рамках системы требований мыслекоммуникации, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника коммуникации или предполагающего вхождения в мыслекомм

  • это сопоставление образов себя в рамках требований общения, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника общения или предлагающего вхождение в цикл общения, с другой стороны, завер

  • реализация педагогического самоопределения игротехника или игрока в ОДИ, предполагающая выделение слоя коррекции способностей в целостности слоев бытия игроков и согласование этого слоя с оста

  • выработка отношения к характерным для ОДИ требованиям на стадии подготовки и в ходе проведения игры. Специфичность самоопределения в ОДИ состоит в преобладающей значимости деятельностных и, осо

  • самоопределение относительно типодеятельностных и ситуационно значимых (конкретизированных) требований к организации самоизменения и саморазвития учеников.

  • степень самооценки себя как специалиста определенной профессии.

  • самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию.

  • сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях; деятельное отношение к ситуации, иногда даже связанное с риском, поскольку оно направлено на защиту этически

  • соотнесение образов актуального «Я» и «Я», вытекающего из особенностей стратегической конкретизации требований управленческой типодеятельностной функции. СУС. конкретизируется при учете специфи

  • самоопределение относительно функциональных и конкретно-ситуационных требований к организованному самоизменению и саморазвитию человека, к выраженности этих требований со стороны учителя.

  • суть соотнесение образов «Я», один из которых отражает реальные, сложившиеся устремления управленца как человека во всем его разнообразии, а другой — выражает требования управленческой типодеятел

  • сознательный акт утверждения высшей нравственной позиции и стремления к подлинной свободе. С.д. выражается и в индивидуальной форме и как проявление духа народа. Исторический контекст С.д. (примен

  • готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психол. особенностей своей личности.

Выбор профессии

Как правило, массовое профессиональное самоопределение обучающихся происходит в преддверии выпускного. Ученик зубрил много различных предметов, а это дает возможность объективно оценить себя и понять, что дается более сложно, а что легко.

Ученикам часто сложно определиться с будущей профессией, потому что многие основываются на нескольких дисциплинах одновременно, а другие вообще не имеют ничего общего со школьной программой.

На помощь им приходят профориентационные тренинги и занятия, на которых можно узнать о новых востребованных профессиях, сопоставить их со своими профессиональными качествами и попробовать примерить на себя эти роли.

Первые ступени

Психология профессионального самоопределения под удачным развитием подразумевает движение по пути координации индивидуальных качеств личности с востребованным общественным заказом.

В психологии описаны следующие ступени профессионального самоопределения учащихся:

  • Ролевые игры как первый этап на пути самоопределения. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребята, примеряя на себя в игре разные амплуа из мира профессий, осваивают образцы поведения. Этот процесс непосредственно связан с будущим развитием человека.
  • Полет фантазии в подростковом возрасте как поиск предназначения. Все подростки, находясь во власти инфантильности и максимализма, видят себя в образе «супергероя» или представителя ярких профессий: эстрадных исполнителей и актеров, журналистов, пожарных и сыщиков. За этим кроется внутреннее и внешнее развитие личности.
  • Анализ и рефлексия юности. Возрастной период 16–17 лет характеризуется смешением осмысленного и романтического подхода к карьерному вопросу. В этом возрасте юноши и девушки осознанно делают акцент на определенные школьные предметы, которые будут ключевыми при профессиональном обучении.
  • Этап перехода к зрелости. Учащиеся старших классов должны принять решение о выборе профессии. Эта задача может быть растянута на весь период студенчества. Известны случаи изменения профиля во время учебы в институте.

Ролевые игры — первый этап профессионального самоопределения

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Проблемы профессионального самоопределения у современной молодежи

В настоящее время мы можем видеть, что система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения отсутствует

В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе. Как правило, подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога. Но этого бывает недостаточно для изучения личностных качеств, индивидуальных способностей и склонностей подростков

Но этого бывает недостаточно для изучения личностных качеств, индивидуальных способностей и склонностей подростков.

Лично в мои школьные годы в старших классах ( 2004-2008 гг.) никто не проводил мероприятия по профориентации! Думаю, что и сейчас данная ситуация в образовательной сфере совсем не изменилась!

Дальше происходит ситуация, что перед молодым человеком или девушкой встает вопрос выбора профессии и поступления в определенное среднее или высшее профессиональное учреждение. И этот выбор делается, как правило, не исходя из осознанного понимания кем я хочу быть в будущем, а в результате других факторов.

Первый фактор – это родительское давление.

Когда встает вопрос выбора профессии, родители должны помогать, а не давить. Кому лучше знать способности и интересы ребенка, чем не родителям. Но часто этому придается малое значение, а выбор профессии совершают сами родители, думая, что она будет подходящей. Хорошо, если это будет так, но в большинстве случаев с развитием личности происходят разногласия между младшим и старшим поколениями.

Пример: отец (бывший военнослужащий) отправляет сына учиться в военное училище.

Второй фактор – это финансовое давление.

Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, очень большое значение уделяет условиям жизни. И это вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. Многие девушки и юноши предполагают иметь столько же, если не больше. В результате к выбору профессии подходят со стороны финансовых выгод, а не от личных предпочтений и желаний.

Пример: подросток поступает в институт менеджмента, маркетинга и финансов, потому что эти профессии предполагают высокий доход.

Третий фактор – это социальное давление.

Любой человек хочет быть уверенным в своем будущем, поэтому на выбор профессии еще может влиять ее востребованность на рынке труда на данный момент. Можно услышать, что «это модно» или «это престижная профессия». Возможно это так, но погоня за социальным статусом еще никого не сделала счастливым.

Пример: я пойду учиться на юриста, потому что это модно и востребовано.

В моем случае были все 3 фактора! Я пошел учиться в Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники, потому что сказала мама и был «блат», it-специалисты становились с каждым годом все более востребованы и в списке самых высокооплачиваемых профессий и по сей день они занимают первые строчки рейтингов.

Я не могу сказать, что я жалею об этом. Ни сколько! Но это был явно было неосознанное профессиональное самоопределение!

Подводя итог, нужно сказать, что необдуманный выбор профессии в подростковом возрасте приводит к профессиональной неудовлетворенности в будущем и может стать причиной серьезных внутренних противоречий. Так случается у 90% молодых людей! В возрасте 24-34 года парни и девушки начинают искать снова свое место в жизни!

Профессиональное самоопределение личности

Психологи рассматривают профессиональное самоопределение личностикак механизм сравнения выдвигаемых работой требований и существующих у индивида навыков, познаний, которые могут быть достаточными или же, наоборот, недостаточными для принятия на себя «роли». К тому же, учитывается и психологическое предпочтение субъекта к видам труда.
Данный процесс во многом зависит от возраста, проходя вместе с личностью определенные стадии формирования. Их можно рассмотреть поочередно, сопоставив с конкретными этапами развития индивида.
Например, в дошкольном возрасте дети предпочитают различные социально-ролевые игры, в которых они подражают взрослым. Малыши выбирают определенные профессиональные роли, в соответствии с правилами выдуманной ими игры. Это может быть пожарник, доктор, строитель, повар… Роли обычно достаточно упрощенные и несложные, поскольку основываются на личном опыте наблюдения детей за взрослыми, которым они стараются подражать

На данном этапе важно то, что уже тогда дети приобретают некоторые основные навыки, осваивают элементарные виды труда, что получает свое логическое продолжение в младших классах.
К концу младшего школьного возраста нарастает индивидуализация и разница между малышами в рамках навыков, способностей и предпочтений. В связи с этим формируется гораздо больший спектр профессионального предпочтения ребенка, но вместе с тем он сужается, расставляя определенные приоритеты

Конечно, большая часть молодежи, в возрасте 16-23-х лет, после получения должного среднего и высшего профессионального образования, оставляет романтические мечты в прошлом и нацеливается на куда более серьезные вершины в будущем.
Обычно к 27-ми годам наблюдается профессиональная активность со стороны индивида. К этому моменту уже существует конкретная определенность – выбранная работа, опыт, цели и достижения. То есть актуальность приобретает не столько вопрос правильного выбора, а именно совершенствование себя в рамках работы, достижение нового уровня профессионализма. Психологи отмечают, что к 30-ти годам вопрос о верности сделанного выбора может возникнуть с новой силой. В таком случае существует всего лишь два варианта развития событий: индивид может принять решение остаться в занятой им должности и продолжить развиваться, либо же уйти и попытаться отыскать новую, полностью устраивающего его профессию.

Этапы выбора профессии

На начальном этапе выбора большое значение имеет мнение друзей

О том, как найти свою профессию в жизни, написано много книг: и художественных, и научно-популярных. Этот комплексный процесс происходит постепенно и включает в себя несколько этапов. Сначала девушка или юноша делает спонтанный выбор, руководствуясь эмоциями и чувствами. Например, радость от спортивной победы может мотивировать школьника к поступлению в институт физкультуры, а радость от победы в олимпиаде или конкурсе проектов – к научно-исследовательской работе.

Потом будущий выпускник начинает глубже исследовать выбранную специальность с позиции финансовой выгоды, предполагаемых трудностей и престижа. На этом этапе главную роль играет отношение общества к людям, выполняющим ту или иную работу. Бывает, что ученик, имеющий явные способности к чему-либо (например, к истории, искусству, наукам), сознательно отказывается поступать в профильный институт, мотивируя это тем, что «работникам культуры мало платят» или «быть библиотекарем непрестижно, знакомые будут смеяться».

На завершающем этапе процесса жизненный путь уже выбран, и школьник начинает усиленно готовить себя к карьере в выбранном направлении. Психологи утверждают, что лучше всего окончательно определиться и подвести итог поискам в восьмом-девятом классе. Тогда, получив среднее неполное образование и сдав егэ, ученик может перейти в училище, колледж или в профильный (математический, языковой, медицинский) класс, чтобы продолжить образование и начать более близкое знакомство с будущей работой. Большую роль в профориентации в юношеском возрасте играет школьная производственная практика.

Интересно. У старшеклассников 13-16 лет очень сильно развито так называемое «стадное чувство» – желание быть как все и не выделяться из толпы. Мнение коллектива является основным. В связи с этим на начальном этапе выбора жизненного пути для тинейджера может сыграть определяющую роль мнение друга или подруги. Если родители не дадут ребенку грамотного совета, подросток может поступить в неподходящее ему учебное заведение «за компанию» с приятелем. Результат не всегда оправдывает ожидания.

Виды самоидентификации

В психологии принято выделять следующие типы определения, зависящие от сферы в которой они реализуются:

  • Жизненная самоидентификация.
  • Профессиональная самоидентификация.
  • Личностная самоидентификация.
  • Социальная самоидентификация.

Каждый из этих видов в принципе не существует в природе в чистом виде. Они неразрывно связаны между собой. Попробуем разобраться с каждым из них.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Профессиональная

Рекомендуем: Что такое персонализация?

Свое профессиональное самоопределение человек начинает с простого, казалось бы, дела – с выбора профессии, в которой он будет развиваться; но на этом оно не заканчивается. А все потому, что на протяжении всей своей жизни человек обучается, получает новые знания, компетенции. Следовательно, он профессионально развивается, расширяет свои профессиональные навыки.

Разбираясь с профессиональной самоидентификацией, нельзя не упомянуть про типы и уровни профессионального самоопределения. Выделяют следующие типы самоопределения:

  • В конкретной трудовой функции.
  • На конкретном трудовом посту.
  • На уровне конкретной специальности.
  • В конкретной профессии.

А также уровни:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Вливание в культуру.
  • Присоединение к своей профессии.
  • Привыкание к специальности.
  • Соответствие своей должности и трудовому посту.
  • Выполнение конкретных трудовых задач.

Пройдя все эти типы и уровни профессионального самоопределения, человек сможет до конца определиться со своей профессией.

Профессиональное и личностное самоопределение тесно связаны друг с другом. Ведь развиваясь профессионально, невозможно не развиваться личностно.

Личностная

Личностно самоопределившейся натурой называют человека, который определил себя относительно присущих данному обществу критериев, показывающих процесс образования у человека особенных качеств.

локус контроля

Рекомендуем: Жизненный путь человека

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Неотъемлемой частью личностного самоопределения выступает процесс становления человека в обществе. Этот процесс помогает человеку усваивать общественный опыт, вырабатывать свое «Я», формировать мировоззрение, а также способствует в  совершении многих других важных для индивида вещей.

Жизненная

С того момента, как мы появились на земле, мы начинаем выполнять какую-то свою миссию, тем самым реализуем себя. У большинства людей вершина развития жизненного самоопределения приходится на школьные годы, особенно старшие классы. Вспомните себя, ведь чаще всего мы задаемся вопросом о своем предназначение именно во время учебы в школе или в университете. В это время для человека большое значение имеет то, что он может сделать для мира.

Социальная

Социальное самоопределение тесно переплетается со всеми остальными видами самоопределений. Самоидентификация невозможна без особых качеств: личностных, жизненных и профессиональных. Социальное самоопределение – это определение, которое показывает, в какой степени человек относится к той или иной социальной группе.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Что такое профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.

Если вы хотите больше узнать об истории профессионального самоопределения в России, читайте нашу статью «История профориентации в России в инфографике» >>

В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет

Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное

В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.
Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик

Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.. 1

Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:

1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:

a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа «Я» в контексте профессионального самоопределения.b. Ответственность, или «автономность» (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.2. Информированность: получение необходимой для профессионального самоопределения информации из внешних источников. Какие типы информации требуются подростку, желающему выбрать профессию:

a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных , их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается «раз и навсегда», понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.
3. Факторы принятия решения: жизненные установки человека, которые влияют на выбор профессии:

a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.

Если вы хотите оценить уровень готовности подростка к профессиональному самоопределению,
предложите ему
ПРОЙТИ ТЕСТЫ на ВЫБОР ПРОФЕССИИ >>

Психология понятия

Внешние условия

Профессиональное самоопределение личности — акт осознанного выбора человеком своей роли в общественно полезной деятельности, который обусловлен существованием некоторых внешних условий:

  • социоэкономической ситуацией в городе, регионе, государстве;
  • приоритетностью профессий, значимостью и актуальностью на конкретный период;
  • уровнем образования членов семьи;
  • материальным и социальным положением родителей;
  • качественными показателями образования, полученного в школе.

Личностный фактор

Психологи считают, что выбрать сферу для построения карьеры нереально, исключив личностный фактор. Этот фактор представляется триадой принципов:

анализ внутренних ресурсов: способностей, склонностей, потребностей;
обозначение профессиональной сферы, взаимосвязь ее с первостепенными жизненными задачами;
осознание важности деятельности на пользу обществу.

Любая профессия предполагает комплект значимых черт. Если человек обладает выраженными признаками экстраверта, ему подойдет деятельность, подразумевающая постоянные контакты. Такая личность изначально не расположена к выполнению механической работы.

Необходимо проявлять внешнюю активность, обращаясь ко всем возможным источникам: Интернету, книгам, профконсультантам. Чем большей информацией владеет человек о разнообразии мира профессий, тем яснее его представление о выборе.

Личность и профессия

Цели и задачи в работе специалиста

Помощь личности в выборе профессии основывается на следующих пунктах:

  • предоставление развернутой информации о мире профессий;
  • помощь в анализе предложенной информации и наложении ее на карту способностей и желаний личности;
  • оказание моральной поддержки в принятии решения.

Общие рекомендации

Важным залогом успеха является умение ценить такой ресурс, как время. Человеку дан ограниченный промежуток времени на самоопределение, поэтому им нужно грамотно воспользоваться, не размениваясь.

Чтобы не совершить ошибку в выборе, необходимо быть внимательным к следующим нюансам:

понимать разницу между субъективным отношением к носителю профессии и к ней самой;
не стоит брать во внимание лишь внешний антураж профессиональной сферы.

В обществе бытует стереотип, подменяющий истинный образ специалиста свойственным профессии ореолом. Цепляясь за внешние показатели, молодой человек может совершить неверный выбор. Необходимо выбирать деятельность. Образ жизни является лишь производной от деятельности.

В помощь выбирающему профессию созданы многочисленные тесты, основанные на работах Дж. Голланда и Е.А. Климова. Посредством их можно понять, какая сфера подойдет человеку.

Важность ежедневной работы над собой

Залогом успеха в любом деле считается постоянная работа над собой. Человек должен в любой ситуации уметь анализировать, чего ему не достает для достижения цели

Очень важно уделять внимание самообразованию, много читать, посещать семинары, тренинги. Все перечисленные мероприятия способствуют повышению интеллекта, расширяют возможности для самореализации

Вставший на дорогу саморазвития человек может стать хозяином своей жизни, что поможет обрести независимость от мнения других людей, ограничений и стереотипов. Такой вариант позволяет самостоятельно принимать решения и делать выбор исходя из собственных убеждений. Такие люди понимают себя и жизнь, яркое ее проживают.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты

Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала

Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический — когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический — поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический — формирование индивидуального строя жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

— дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

— начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector