Внутренний и внешний локус контроля

Внешний и внутренний локус контроля

 — это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо только внутренним, либо только внешним факторам. Первый вид — это экстернальный (внешний) локус. В этом случае человек предполагает, что все случается благодаря воздействию извне: например, в неправильно решенном тесте виновата погода, а повышение на работе произошло случайно — это просто удача. Вера человека в то, что его жизнь зависит от внешних обстоятельств, является психологической защитой. Это может говорить о неполноценности, низком уровне самооценки. Тот, кто не верит в собственные силы, соответственно, ограничивает себя. Люди с внешним локусом контроля чаще страдают психопатологией: ощущая свою беспомощность и незначительность, они воспринимают мир враждебно.

Второй вид — интернальный (внутренний) локус. В этом случае к факторам воздействия относятся черты характера, наличие определенных навыков и знаний, опыт и так далее. Иногда это может быть уместно: допустим, причиной проваленного теста будут недостаточная подготовка, проблемы с концентрацией, усталость. Отметив их, ученик эффективнее подготовится к нему в следующий раз. Кроме того, у интерналов наблюдается большая когнитивная активность. Более глубокая обработка информации, самоанализ позволяет им постепенно увеличивать сложность задачи, что и приводит их к успеху.

Разница между экстернальным и интернальным локусом контроля заключается не только в отношении к ответственности за происходящее, но и в жизненных целях и чертах характера. Интерналы уверены в себе, последовательны, спокойны, они склонны к рефлексии и часто достигают поставленных целей. Экстерналы, наоборот, тревожны, проявляют агрессию, обладают низким уровнем самоконтроля.

«Во время вступительных экзаменов я определял каждого ученика в одну из двух групп: тех, у кого внутренний или внешний локус контроля. Интерналы чаще говорили: „Я знаю, что это зависит от меня“, „Я должен узнать, как стать более успешным“, „Я несу ответственность за то, что происходит в моей практике“ и т. д. Экстерналы говорят такие вещи, как „В наши дни слишком сложно добиться успеха“ или „Конкуренция в нашей области убивает меня“. То есть внешние факторы, такие как удача, судьба, определят, добьются они успеха или нет.

Локус контроля часто рассматривается как врожденный компонент личности. Однако есть доказательства того, что на это влияет и опыт, полученный в детстве. Если родители поощряют независимость и помогают понять связь между действиями и их последствиями, как правило, у ребенка развивается внутренний локус контроля.

Преимущества этого были указаны в исследовании, в котором изучалось потенциальное воздействие локуса контроля на здоровье. Исследователи обнаружили, что из более чем 7500 взрослых британцев, за которыми наблюдали с рождения, интерналы в возрасте тридцати лет с меньшей вероятностью имели избыточный вес, а также реже испытывали стресс. Основным объяснением этих результатов было то, что такие люди больше уверены в своей способности влиять на результаты своими собственными действиями. Как правило, у них более высокая самооценка, чем у экстерналов».

Экстернальный и интернальный локус контроля — две крайности. Все же есть что-то посередине: умеренный внутренний локус. В этом случае люди уверены, что будущее в их руках, они верят в свои силы и работают над улучшением навыков. В то же время они осознают, что некоторые внешние факторы могут быть препятствиями на пути к цели, тогда траекторию придется скорректировать.

Психология локуса контроля

Такое свойство как локус контроля является одной из основных и значимых характеристик, которые связывают между собой внутренние переживания человека, его действия, и чувство ответственности за их свершение.

Специфическая психология локуса контроля заключается в том, что субъект стремится искать и причислять ответственность за то или иное событие различным внешним или же внутренним субъективным факторам, собственным стараниям.

Грубо говоря, локус контроля представляет собой специфическую черту характера индивидуума, которая полностью отражает степень его склонности к наделению результатов своей деятельности определенной атрибутикой.

Собственный успех и достижения он может определять, как результат своих личных усилий или же, наоборот, стечением обстоятельств, чьим-то вмешательством, последствием определенных внешних факторов, событий.

Неудача же может быть для него, например, результатом собственных недочетов, недоработок, несовершенства. При этом стоит отметить, что данная характеристика практически не поддается сознательному изменению, формируясь в процессе адаптации к условиям социума, и зависит от сопутствующих условий. Это также объясняет тот факт, что параметры локуса (экстернальность и интернальность) не являются врожденными характеристиками.

При этом стоит отметить, что никогда не наблюдается крайней степени экстернальности или интернальности у одного человека. Скорее, эти параметры проявляются в различной степени выраженности одновременно, образуя своеобразный смешанный тип.

Таким образом один и тот же субъект, в зависимости от происходящего с ним, может «списывать» ответственность за произошедшее либо на себя, либо на различные внешние факторы и атрибуты. Данный «смешанный» тип также образует собой основу специфического феномена, именуемого «предрасположенностью к собственному Я».

Как развивать внутренний локус контроля

Идеальным вариантом для каждой личности будет равномерное развитие как внутреннего, так и внешнего локусов. Отсюда появляется стремление измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта,который разработает программы, специально предназначенные для повышения самооценки.

Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:

  • контролировать и не переносить свою ответственность на других
  • отвечать за свои поступки и понимать степень ответственности
  • признавать свои неудачи, вину и самостоятельно назначить себе наказание

Если же преобладает внутренний локус, то следует изменить намерения:

  1. Нет необходимости брать всё и сразу, следует давать взамен. Например, взаимовыгодные сделки.
  2. Будьте наблюдательны. В действиях и реакции окружающих можно найти равнозначные решения действий. Должна быть связь между поступком человека и реакцией на нее.
  3. Будьте корректным в своем поведении и общении.

Если же вы ведомы (возможно, рабочим коллективом или знакомыми), измените себя:

  • Будьте уверенны в себе, в своих поступках, словах и действиях.
  • Будьте маловосприимчивыми к мнению группы
  • Показывайте свое мнение
  • Внимательно слушайте чужое мнение
  • Держите себя в руках
  • Как можно меньше негатива к окружающим.
  • Своя точка зрения о получаемой информации.

Помните, что:

  1. Гармоничное существование должна быть достижимым и вполне близким, к текущему состоянию.
  2. Человек должен ставить реальные цели в процессе движения к главной цели.
  3. Ежедневный труд поможет достичь гармонию.
  4. Воспитание и самовоспитание – взаимный процесс, нередко бесконечный.

Примеры

(расстояние PA ) = 3. (расстояние PB )

Первый пример

Найдите геометрическое место точки P, которая имеет заданное отношение расстояний k = d 1 / d 2 к двум заданным точкам.

В этом примере k = 3, A (-1, 0) и B (0, 2) выбраны в качестве неподвижных точек.

P ( x ,  y ) — точка геометрического
⇔ | п А | знак равно 3 | п B | {\ Displaystyle \ Leftrightarrow | PA | = 3 | PB |}
⇔ | п А | 2 знак равно 9 | п B | 2 {\ displaystyle \ Leftrightarrow | PA | ^ {2} = 9 | PB | ^ {2}}
⇔ ( Икс + 1 ) 2 + ( y — ) 2 знак равно 9 ( Икс — ) 2 + 9 ( y — 2 ) 2 {\ displaystyle \ Leftrightarrow (x + 1) ^ {2} + (y-0) ^ {2} = 9 (x-0) ^ {2} +9 (y-2) ^ {2}}
⇔ 8 ( Икс 2 + y 2 ) — 2 Икс — 36 y + 35 год знак равно {\ displaystyle \ Leftrightarrow 8 (x ^ {2} + y ^ {2}) — 2x-36y + 35 = 0}
⇔ ( Икс — 1 8 ) 2 + ( y — 9 4 ) 2 знак равно 45 64 . {\ displaystyle \ Leftrightarrow \ left (x — {\ frac {1} {8}} \ right) ^ {2} + \ left (y — {\ frac {9} {4}} \ right) ^ {2} = {\ frac {45} {64}}.}

Это уравнение представляет собой круг с центром (1/8, 9/4) и радиусом . Это определяется этими значениями K , A и B .
3 8 5 {\ displaystyle {\ tfrac {3} {8}} {\ sqrt {5}}}

Второй пример

Географическое место точки C

Треугольник ABC имеет фиксированную сторону [ AB ] длины c . Определите геометрическое место третьей вершины C так, чтобы медианы из A и C были ортогональны .

Выберите ортонормированную систему координат так , чтобы A (- c / 2, 0), B ( c / 2, 0).
C ( x ,  y ) — переменная третья вершина. Центр [ BC ] — это M ((2 x  +  c ) / 4,  y / 2). Медиана из C имеет наклон y / x . Медиана AM имеет наклон 2 y / (2 x  + 3 c ).

Географическое место — круг

C ( x ,  y ) — точка геометрического места
⇔ {\ displaystyle \ Leftrightarrow} медианы из A и C ортогональны
⇔ y Икс ⋅ 2 y 2 Икс + 3 c знак равно — 1 {\ displaystyle \ Leftrightarrow {\ frac {y} {x}} \ cdot {\ frac {2y} {2x + 3c}} = — 1}
⇔ 2 y 2 + 2 Икс 2 + 3 c Икс знак равно {\ displaystyle \ Leftrightarrow 2y ^ {2} + 2x ^ {2} + 3cx = 0}
⇔ Икс 2 + y 2 + ( 3 c 2 ) Икс знак равно {\ displaystyle \ Leftrightarrow x ^ {2} + y ^ {2} + (3c / 2) x = 0}
⇔ ( Икс + 3 c 4 ) 2 + y 2 знак равно 9 c 2 16. {\ displaystyle \ Leftrightarrow (x + 3c / 4) ^ {2} + y ^ {2} = 9c ^ {2} / 16.}

Геометрическое место вершины C представляет собой окружность с центром (−3 c / 4, 0) и радиусом 3 c / 4.

Третий пример

Точка пересечения связанных прямых k и l описывает окружность

Локус также может быть определен двумя связанными кривыми в зависимости от одного общего параметра . Если параметр изменяется, точки пересечения связанных кривых описывают геометрическое место.

На рисунке точки K и L являются неподвижными точками на данной прямой m . Линии к является переменной линия , проходящая через K . Линия л через L является перпендикулярной к K . Угол между k и m является параметром.
k и l — связанные линии в зависимости от общего параметра. Точка пересечения с переменной S из K и L описывает окружность. Этот круг является геометрическим местом точки пересечения двух связанных линий.
α {\ displaystyle \ alpha}

Четвертый пример

Геометрическое место точек не обязательно должно быть одномерным (в виде круга, линии и т. Д.). Например, геометрическое место неравенства 2 x + 3 y — 6 <0 — это часть плоскости, которая находится ниже линии уравнения 2 x + 3 y — 6 = 0 .

Полюс «Сам»

Стремление демонстрации и доказательства собственной значимости в окружающем мире. Такой человек заботится об удовлетворении своих интересов, не обращая внимания на мнение окружающих. Для такого человека присуще приукрашивание информации о себе любимом и выставление с положительной стороны перед другими людьми.

Поиск информации и принятие определенных решений концентрируется на личной выгоде. Информация для принятия конкретного решения воспринимается только в собственном видении, мнение окружающих не учитываются вообще

Решения не должны ущемлять собственные интересы, а все остальное – совсем неважно

Можно выделить явное стремление такого человека к жизни собственными интересами. На составление жизненного плана сильно влияет завышенная самооценка. Такой человек хочет иметь намного больше, чем есть, и считает, что для реализации жизненных планов нет надобности упорно трудиться. Такое мнение сильно влияет на сроки, так как нет правильной оценки трудностям, встречающимся на пути к достижению жизненной цели.

Человек с данной метапрограммой эгоистичен и самоуверен. Он стремится к поставленной цели несмотря ни на что и ищет пути ее осуществления различными способами, совсем не считаясь с мнением окружающих.

Такое стремление прекрасно проявляет себя в невербальном общении. Яркие эмоции и мимика, выразительные жесты в основном кистями рук, которые иногда можно назвать театральными или эксцентричными. Речь имеет огромное количество сравнений с самим собой или своим эмоциональным состоянием.

Такие люди воспринимают окружающих как источник ресурсов, которым можно с легкостью манипулировать. Чем выше самооценка такого человека, тем сильнее он ее поддерживает, а потому тщательно избегает ситуаций, ставящих под сомнение его способности.

Самой сложной стрессовой ситуацией для такого человека будет игнорирование обществом, неудовлетворение своих завышенных потребностей. Но есть и положительные качества, которые могут выражаться требовательностью к окружающим.

Интересная закономерность

Основываясь на вышеизложенной информации можно сказать о том, что внутренний локус имеет значительно больше благоприятного влияния на человеческую жизнедеятельность. Именно этот полюс увеличивает продуктивность труда, приносит человеку удовольствие от совершаемых действий, а также способствует выработке стойкости к внешнему воздействию. Однако при чрезмерной выраженности этого полюса, имеются и негативные последствия. Перед каждой личностью должны стоять только реалистичные стимулы, которых можно добиться путем целенаправленных действий. Желания изменить обстоятельства, которые неподвластны внешнему влиянию, могут спровоцировать состояние фрустрации и развитие депрессивного синдрома.

Объективная оценка собственных возможностей тесно взаимосвязана с состоянием общества

Именно поэтому, заокеанские исследователи уделяют локусу контроля столь пристальное внимание. Многие зарубежные страны отличаются стабильностью в сфере права и экономики

Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы.

Важно обратить внимание, что методика, использующаяся для определения принадлежности к одной из условных групп, имеет несколько интересных нюансов. По словам её автора, локус контроля является нестабильным значением и может изменяться на протяжении человеческой жизни. Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере

Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности

Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере. Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности.

Воспитательный процесс подразумевает обучение самостоятельности и взятию ответственности за все принятые решения и совершаемые действия. Методы и строгость воспитания являются решающими факторами в выборе локуса контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=246Jx9BeZAk

https://ktovdepressii.ru/terminologiya/lokus-kontrolya-vneshnij-vnutrennij.html

Развитие локуса

На самом деле, в человеке должны быть равным образом развиты, как внешний, так и внутренний локусы, дабы достичь гармонии в человеческой личности. И на развитие этого самого локуса контроля в первую очередь влияет воспитание человека в семье. Что вполне естественно, ведь какие-то особые личностные качества начинают прививать уже с самого юного возраста. Родителям нужно понимать, что наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения мамы (папы). Не стоит забывать и о поощрениях (кстати, сила поощрений может разбудить в ребенке желание делать что-то правильно, чтобы заслужить еще поощрений). Хвалите ребенка, если он действительно старается. Хвалите просто так. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку и прочувствовать вину. Ребенок должен научиться понимать, обдумывать свои действия, тем самым учась адекватно вести себя в обществе. Распределяя правильно меры пресечения и похвалы можно с успехом воспитать человека, обладающего нормой как внутреннего, так и внешнего контроля. Конечно, родители могут внушить ребенку, что он ни в чем не виноват, что это «дверь сама его ударила», но нужно понимать, что все должно иметь золотую середину. Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступком и последствием. А это уже тянет на необходимость обращаться к психологам. К примеру, подумайте, не выйдет ли боком вашему ребенку (а вполне возможно, что и вам), если вы все время будете говорить ему «Не плач, ты ведь не виноват!», даже если наверняка знаете, что ребенок плачет, чтобы его пожалели и не наказывали. За все нужно платить, и за свои ошибки, и проступки. И ребенок должен учиться это понимать с самого раннего возраста. Другое дело – поддержать ребенка, когда он действительно не виновен в происходящем. Наверное, многие сталкивались с проблемой избалованных детей. Чаще всего из деток, которым разрешалось все и ни за что они не наказывались, вырастают слишком самоуверенные и наглые взрослые, способные совершать такие действия, о последствиях которых нужно жалеть. Но такие люди не всегда и жалеют, просто потому, что не считают себя виновными. «Так сложились обстоятельства». То есть постепенно ребенок привыкает, что своими криками и истериками добивается всего, что захочет. Эту способность он переносит и во взрослую жизнь. С такими людьми очень сложно найти общий язык. Они, как правило, грубы и слишком самоуверенны. А самое главное – они не ценят чужой труд и совершенно не стремятся прикладывать какие-либо свои усилия к достижению своих целей. За них, по их версии, все сделают другие. В то же время, казалось бы, нужно воспитывать в человеке чувство ответственности за свои действия. Но опять-таки, в меру. Винить себя всегда и во всем – ведь тоже не выход. Если применять исключительно такой метод в воспитании ребенка, есть большущая вероятность того, что вырастет «затюканный», вечно всего опасающийся гражданин. К примеру, в детстве мальчику запрещали гулять во дворе с ребятами, все время кричали дома: «Не бери это! Не стой как вкопанный! Отойди! Не мешай! Не надо трогать!» и т.п. Ребенок, привыкая к чувству опасности, закрылся в себе, у него нет друзей, нет своих собственных желаний (потому как желать ему тоже нельзя), нет уверенности в своих действиях. Все, что он ни сделает, скорее всего (по его мнению), будет неправильно. Из этого мальчика, если все так и будет продолжаться, вырастет крайне застенчивый, неуверенный и почти наверняка очень одинокий мужчина. Профессиональные воспитатели часто упоминают о необходимости взвешивать родителям свои просьбы и приказы. Ребенок воспринимает их гораздо точнее и эффективнее при небольшом, порционном и, главное, обоснованном количестве. Уже давно доказано бесспорное влияние следующих факторов на воспитание в человеке того или иного вида локуса контроля. Во-первых, если человек воспитывался и получал целостный опыт (задания и поучения родителей были согласованны между собой и учитывали интересы самого ребенка), то уровень внутреннего локуса заметно приближался к норме. Кстати, на уровень внутреннего контроля также влияет и то, каким ребенком в семье вы являетесь. Единственный ребенок – эгоистичен, как говорят многие, но все опять-таки зависит от поведения родителей. Дети же первенцы также обладают умеренным уровнем локуса внутреннего, т.к. с детства несли хоть какую-то ответственность за младших братьев и сестер.

Теория

Впервые этот феномен освятил в своих научных трудах психотерапевт из Америки, доктор Дж. Роттер. Этот ученый в своих работах говорит о том, что человеческое поведение основывается на двух полярных аспектах. Один из них избирается как основной, после чего индивид начинает придерживаться заданной установки. Локус контроля подразделяется на два типа:

  1. Экстернальный тип – что является внешним полюсом. Эта модель поведения подразумевает перекладывание вины в различных жизненных трудностях на судьбоносное стечение обстоятельств.
  2. Интернальный тип – который является внутренним полюсом. Данная поведенческая модель характеризуется как полный контроль над всеми действиями, которые могут определить течение жизни.

Люди, относящиеся к разным группам, различаются между собой выбором жизненной позиции и продуктивностью своего труда. Тест на локус контроля Роттера, разработанный автором этого феномена, позволяет определить принадлежность к конкретной группе. Давайте ознакомимся с каждой из них более подробно.

Люди с внешним (экстернальным) локусом контроля убеждены в том, что происходящие с ними события зависят от их собственной активности

Типы людей и локус контроля

Хотя в реальности достаточно редко встречаются личности, которым присущ исключительно экстернальный или интернальный, то есть смещенный локус контроля, в зависимости от этого можно выделить два следующих типа людей:

Экстрерналы

Данный тип людей склонен ожидать внешней стимуляции своих действий.

Они зависимы от обстоятельств и окружающих их людей, нуждаются в одобрении и поддержке с их стороны, однако их же могут обвинять и в том, что не могут достичь решения своих проблем. Также сами они не склонны оказывать поддержку.

Экстерналы, как правило, эмоционально неустойчивы, склонны менять свое решение. Они могут слепо следовать чужим советам, более доверчивы и зависимы от чужого мнения.

Тем не менее, экстернальный тип людей легче приспосабливается к изменениям, быстрее адаптируется в новых условиях.

Интерналы

Этот тип людей отличаются целеустремленностью и усердием, принципиальностью и рискованностью.

Все свои достижения и неудачи они приписывают только себе и своим качествам.

Они эмоционально устойчивы, склонны подстраивать ситуации и изменять их для своей выгоды, а также подавлять мнение окружающих, хотя сами не выносят манипуляции или вмешательства в свои планы.

Люди интернального типа больше проявляют заботу о собственном здоровье, склонны к активной борьбе за свой комфорт и хорошее самочувствие.

Самооценка интерналов и экстерналов также существенно отличается — если первые склонны считать себя общительными и добрыми, более решительными и независимыми, то последние часто заявляют о своей несостоятельности, неуверенности в собственных силах и эгоистичности.

Каковы основные виды и функции воли в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое локус контроля?

У всех есть знакомые фаталисты в традиционном понимании этого слова. Или, по крайней мере, те, кто верит в астрологию, гороскопы, предзнаменования и т.д. Для них предопределённость бытия – не фраза из учебника по философии, а реальный способ объяснения тех или иных событий в жизни. Например, начальству на работе не понравился отчёт – здесь свою роль сыграло то, что Луна находится в третьем доме. Из-за кризиса грядут сокращения? Ну, что поделаешь, уволят – значит, такая судьба.

В этих примерах краски сгущены специально, чтобы сыграть на контрасте с теми, кто, наоборот, всю ответственность за свою жизнь берёт на себя. В победах и поражениях таких людей только их и ничья больше заслуга. Они не видят или отрицают чрезмерное влияние внешних факторов на ход событий, напрямую их касающихся.

По сути, вот мы и описали те два типа людей, которые предопределяет понятие «локус контроля». Если же следовать научной терминологии, то это – свойство личности, проявляющееся в оценке своей способности влиять на ход событий. Сама оценка, как вы уже убедились, может быть двух видов: вера в судьбу или вера в выбор (это если поэтично, более «сухо» – ниже).

Впервые этим свойством заинтересовался американский учёный в области социальной психологии, один из наиболее влиятельных теоретиков социального научения, Джулиан Роттер. Он же предложил и сам термин в 1954 г. Позже эстафету изучения данного явления приняли его последователи и ученики, среди которых известный психолог, исследователь психологии мотивации и природы эмоций Бернард Вайнер. Сегодня им также интересуются учёные, особенно из сферы клинической, педагогической и психологии здоровья. Локус контроля остаётся актуальной темой и в силу того, что является одной из составляющих частей, влияющих на самооценку человека.

Примеры в плоской геометрии

Примеры плоской геометрии включают:

  • Набор точек, равноудаленных от двух точек, представляет собой серединный перпендикуляр к отрезку прямой, соединяющему две точки.
  • Множество точек, равноудаленных от двух пересекающихся прямых, является биссектрисой угла .
  • Все конические участки являются локусами:
    • Круг : набор точек, для которых расстояние от одной точки является постоянным ( радиус ).
    • Парабола : множество точек, равноудаленных от фиксированной точки ( фокуса ) и линии ( директрисы ).
    • Гипербола : набор точек, для каждой из которых абсолютная величина разности расстояний до двух заданных фокусов является постоянной.
    • Эллипс : набор точек, для каждой из которых сумма расстояний до двух заданных фокусов является постоянной.

Другие примеры локусов появляются в различных областях математики. Например, в сложной динамике , то является подмножеством комплексной плоскости , которая может быть охарактеризована как связности локуса семейства полиномиальных отображений.

Зачем это знать

Какой практический смысл можно извлечь из данного знания? Действительно, на первый взгляд может показаться, что теория познавательна и интересна, но не более того. На самом же деле, определение своего локуса контроля и пересмотр отношения к происходящему с вами – мощный инструмент для саморазвития.

Поверхностный анализ можно провести даже не обращаясь за помощью к упомянутым опросникам и сделанным на их основе тестам в Интернете. Просто постарайтесь взглянуть на себя со стороны и оценить ваше отношение к тому, что происходило в ближайшее время. Например, вы получили двойку по тесту или на вас накричал начальник за плохо сделанную работу. Какими были ваши последующие действия? Вы добросовестно выучили всё и исправили ошибки в работе, потому что в случившемся ваша вина? Или, проклиная учителя и босса за предвзятость и несправедливость, сделали то, что нужно, «из-под палки», лишь бы вас оставили в покое? Конечно, такие варианты не взаимоисключают друг друга, но в других случаях имеют не такое явное отношение к локусу контроля.

Таким образом, подобрав правильную череду вопросов и честно себе на них ответив, вы получите готовую карту, способную указать, в каком направлении вам дальше двигаться и какие навыки и качества своего характера развивать, а от каких избавиться. Выраженная экстернальность свидетельствует о том, что вам нужно научиться брать ответственность на себя, быть увереннее и проактивнее. Установите наблюдение за собой и во всём, что происходит, учитесь видеть и свой след, а не только стечение обстоятельств.

Подобные вопросы должны себе задать и интерналы. Их реакцией на смещение локуса должен стать отказ контролировать вещи, которые в контроле не нуждаются. Стоит признать, что абсолютно всё предвидеть, а, тем более, повлиять, невозможно. Поэтому корить себя каждый раз, когда что-то идёт не так – затея глупая и сулящая депрессию. Ищите гармонию!

Внешний локус контроля

Наверняка, тебе уже ясно, что стремление искать виновных на стороне – основной признак внешнего локуса. Твои действия, мысли не важны. Главное, что происходит вокруг –какие решения принимает правительство, в какой стране ты живешь, кто был твоим первым учителем.

Психологи выделяют несколько жизненных событий, в которых ты можешь проявить интернальность или экстернальность. Посмотри на них с точки зрения экстернала:


Giphy

  • Достижения и успех ты приписываешь удаче и обстоятельствам;
  • В случае неудачи говоришь о том, что виноваты другие люди или события;
  • При решении семейных проблем не веришь, что можешь как-то повлиять на родных;
  • На работе всегда виноват коллектив, клиенты, шеф, слишком большой план или недостаток денег;
  • В отношениях тебе всегда не везет – попадаются обманщики, наркоманы, неудачники, предатели;
  • Здоровье слабое, потому что папа выпивал, а мама не заметила сколиоз или то, что у тебя слабое сердце.

Если с большей частью утверждений ты согласна, можно предположить, что ты – представитель экстернального типа личности. Для таких людей характерна фиксация на прошлом. Будущее они видят однообразным, серым. Склонны фиксироваться на неудачах и препятствиях, мнении окружающих. Не могут или не умеют планировать, стараются оттянуть момент, когда нужно завершить проект или работу. Часто переживают ощущение беспомощности. Могут иметь проблемы с адаптацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector