Обществознание, 10 профильный класс. периодизация развития личности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы личности одна из центральных в психологии, по словам одного из психологов, истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир

Важно понять и принять своеобразный принцип “непознаваемости до конца”, и данное положение особенно значимо в практике психологической помощи

Никто, даже сам человек не может полностью разобраться и понять свою личность. Такое состояние неопределенности и есть начало психологической помощи.

Цель данной работы — изучить личность и её формирование.

Для достижения цели, необходимо рассмотреть более углубленно следующие понятия:

— Личность

— Индивид

— Индивидуальность

— Критерии сформировавшейся личности

Структура личности и ее направленность

— Формирование личности

Концепция Г. Олпорта

По мнению Г. Олпорта, составляющими понятия сформированной личности выступают ее психическое здоровье, разумность и зрелость. В соответствии с этим ученый предлагает шесть основных критериев сформированности личности.

  1. Расширение Я-концепции, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте и расширяется с опорой на непосредственный опыт человека. Особую роль в развитии Я-концепции играет активность личности, целенаправленность ее деятельности.
  2. Крепкие социальные связи. Сформированная личность способна реализоваться как участник близких отношений (брак, дружба), может их поддерживать путем осознанного опосредованного поведения (то есть не отдавая предпочтение лишь неосознанным мотивам поведения, которые могут быть неприемлемы для другого человека).
  3. Принятие себя и терпимость к окружающим. Сформированная личность манифестирует собственные убеждения и мировоззренческие взгляды, учитывая убеждения, интересы и чувства окружающих людей, и понимая при этом, что взгляды других могут существенно отличаться.
  4. Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Сформированная личность способна сосредоточиться на решении объективной проблемы, учитывая собственные возможности. Поставленная задача должна отводить на второй план удовлетворение второстепенных влечений. Данный критерий напрямую связан с ответственностью – экзистенциальным идеалом зрелой, сформировавшейся личности. При этом сформировавшаяся личность находится в непрерывном взаимодействии с окружающим миром.
  5. Самообъективация. Сформировавшаяся личность способна «быть собой» в любой ситуации, она находится в гармонии со своим внутренним миром, не играя никакие другие роли.
  6. Единство мировоззренческих взглядов. У сформированной личности присутствует представление о своей жизненной цели. Зрелая личность обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести.

Определение

Сформированная совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс формирования личности не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель

Таким образом, понятия «сформированность личности» и «взрослость» не синонимичны. Также в рамках одной парадигмы проблема становления личности может рассматриваться как соотношение между различными уровнями организации человека: индивид, личность, субъект деятельности.

Тренинги личностного роста – польза или вред?

Относительно недавно в нашей стране были очень популярны так называемые тренинги личностного роста. Почти все они представляли собой кальку с западных «продуктов». Теоретические основы таких тренингов в большинстве случаев представляли собой смесь из нескольких психологических, околопсихологических и даже эзотерических концепций. В целом жанр тренинга, его цели, используемые практики и упражнения определялись личностными особенностями ведущего. Соответственно, кому-то они помогали, а кого-то травмировали.

Поскольку каждый человек уникален и в данный момент находится на каком-то своем этапе развития, то и «личностный рост» – куда и как расти, развиваться – это индивидуальный вопрос, и его имеет смысл прорабатывать индивидуально, вместе с психологом.

Критерии оценки личности

Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:

  • Что главное при оценке человека?
  • Какие качества в нем наиболее фундаментальные?

Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:

Темперамент

Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.

Характер

Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Социализация

Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.

Понимание других

Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.

Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.

Творческое мышление

Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач. Осознанность

Осознанность

Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.

Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.

Целостность

Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.

Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.

Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.

Ведущие факторы, влияющие на личность человека

Положительные черты характера человека — что к ним относится

В социологии личность – это совокупность важных социальных качеств, которые характеризуют человека как часть общества. Развитый человек – противоположность массовой личности, он отличается стремлением двигаться вперед, желанием добиваться результатов.

Факторы делятся на внешние и внутренние. Внешние – это условия жизни и отношения в обществе, внутренние – личная активность человека.

Среди всех факторов выделяют основные:

  1. Наследственность – комплекс умений и навыков, которые передаются новорожденному от родителей. У каждого человека есть свой генотип, который определяет наследственную предрасположенность;
  2. Воспитание – система искусственно привитых навыков и умений. От родителей зависят воспитание ребенка в детстве и его желание самостоятельно продолжать развитие в осознанном возрасте. Также сюда относится педагогическое воспитание в школе, формирование безопасного поведения личности;
  3. Среда – это комплекс условий и обстоятельств, при которых человек растет, учится и взаимодействует с окружением. Среда может быть географической – пределы страны проживания, её климат и традиции. Домашняя среда означает условия жизни отдельной семьи, социальная – окружение человека.
  • https://srazu.pro/lichnost/stanovlenie-lichnosti.html
  • https://psychologist.tips/800-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-protsess-faktory-usloviya-etapy.html
  • https://HeadLife.ru/formirovanie-lichnosti/
  • https://RuPlaton.ru/lichnost/stanovlenie-lichnosti.html
  • https://gidroz.ru/kompleksy/razvitie-lichnosti-v-processe-zhizni-proishodit.html
  • https://myself-development.ru/kak-proishodit-formirovanie-lichnosti-cheloveka/
  • https://psihter.ru/psihologiya-lichnosti/formirovanie-lichnosti-cheloveka-kakie-etapy-na-protyazhenii-zhizni-nuzhno-proyti-protsess-razvitiya/
  • https://srazu.pro/razvitie/faktory-razvitiya-lichnosti-cheloveka.html

Качества гармоничных и дисгармоничных личностей

Человек может назвать себя гармонично развитым, если замечает в себе такие качества гармоничной личности:

  • спокойное настроение, основанное на положительных эмоциях;
  • отсутствуют попытки свалить все свои неудачи и проблемы на обстоятельства;
  • хорошее восприятие себя, даже при осознании наличия отдельных недостатков;
  • слаженность эмоций и действий;
  • здоровый образ жизни;
  • осознание, что в мире всегда присутствует как хорошее, так и плохое;
  • прагматичность и принятие реальности такой, каковой она является;
  • ровные взаимоотношения с окружением;
  • целенаправленность в своих стремлениях и действиях;
  • умиротворенность и довольство жизнью;
  • навык определять приоритеты в своих желаниях;
  • отсутствует излишняя эмоциональность;
  • уважение и доброжелательность в отношении незнакомых людей;
  • умение разумно расходовать внутреннюю энергию;
  • стремления к новым знаниям;
  • единение с природой, желание созерцать и познавать всю ее красоту;
  • развитие творческого потенциала.

Дисгармоничную же личность определяют такие особенности характера, как:

  • замкнутость;
  • эмоциональная нестабильность;
  • агрессия и вспыльчивость;
  • неадекватное поведение;
  • подозрительность;
  • постоянные страхи и сомнения.

Описанные выше черты приводят к формированию искаженной нездоровой самооценки.

Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка

Для духовного развития личности выделяют некоторые этапы — возрастные рамки, характерные для приобретения определённых качеств. Принято называть такие периоды «сензитивными». Опираясь на данные исследований, психологи могут определить соответствие ребёнка развитию его возраста или диагностировать задержку развития.

Так, для развития речи, оптимальным считается период 1-2 года, а интеллектуальное развитие наиболее активно происходит до 13 лет. В основе таких периодов — созревание нервной системы, головного мозга происходит непостоянно, а периодами. Всё в организме формируется постепенно и очень важную роль играет приобретаемый опыт.

Сейчас существуют специальные схемы работы для помощи детям, у которых наблюдаются отставания в развитии, основанные на комплексном применении лечения у невролога, занятий с психологом и логопедом. Как правило, речевое развитие связано с созреванием коры головного мозга и есть специальное методы по ускорению таких процессов (медикаменты, сенсорика, игры Монтессори).

При физическом отставании, часто бывает, что дети позже начинают ходить, также есть программы — массаж, плаванье, ЛФК

Очень важно отслеживать эти моменты и вовремя помогать детям всесторонне развиваться

Качества

Устойчивость качеств — в результате развития личности, человек приобретает устойчивые и постоянные качества психики, однако сохраняется и пластичность. Сложность этих процессов сводится к тому, что человек приобретает черты характера и в то же время всегда существует возможность их изменения, улучшения при надлежащих обстоятельствах жизни.
Благодаря пластичности нервной системы, возможно воспитание.

И к тому же компенсация происходит за счёт более сильных качеств личности. Так, например, есть дети, которые хватают знания на лету, сильно при этом не утруждаясь, а другие — добиваются результатов упорным трудом, что компенсирует более слабую память.

У каждого человека есть сильные и слабые стороны, причём сильные очень часто перекрывают действие слабых и позволяют успешно справляться с жизненными ситуациями.

Интеграция

Развитие личности происходит как слияние разных сфер — интеллект, духовное развитие, эмоциональная составляющая, духовность. В каждой сфере интегрируются свои свойства. Так, эмоциональная — чувства, интеллектуальная — разум.
Со временем психика человека закаляется и крепнет, во взрослом возрасте человек спокойнее реагирует на жизненные трудности, при достаточном уровне развития. Кроме того, формируется мировоззрение и понимание жизненных процессов.

У человека на каждом этапе жизни есть доминирующая деятельность, которая оказывает большое значение на развитие личности.

В школьные годы мы учимся, приобретаем знания, навыки общения. Во взрослом возрасте учимся в процессе взаимодействия в семье, общения с любимыми людьми, а также рабочий коллектив и профессия накладывают свои отпечатки, формируется профессиональное развитие личности. Всё это способствует формированию психических качеств, особенностей личности.

Типы личности

Прошло еще немного времени – твой мальчик стал юношей, идеалистом. У него появилась цель, кумиры, он горячо доказывает свою точку зрения, учится на современном факультете, название которого тебе не выговорить. Путешествует, прыгает с парашютом, в каникулы работает, читает, ходит в театр. Однажды помог какому-то дедушке, снял кошку с дерева.

Он совсем другой, твой мальчик, немного чужой, но когда прижмется, ты понимаешь, что это тот же комочек, который лежал на твоих руках два десятилетия назад. Только если раньше ты могла его защищать, кормить, воспитывать, то теперь твоя нежность и забота оказались у него внутри, а сам он идет по миру уверенно и уже готов кого-то защищать, учить, любить.

Теперь, возможно, ты можешь сказать, что он – вполне сформированная личность. Мало того, сможешь определить его основные черты и тип личности:

  • Если он доверяет логике, то относится к мыслительно-логическому типу. Если следует чувствам – к эмоционально-чувственному (К. Г. Юнг).
  • В зависимости от самых ярких черт характера, эмоциональности, особенностей поведения, он может принадлежать импульсивному, легко возбудимому, эмоциональному, депрессивному, тревожно-боязливому, аффективно-экзальтированному, нестабильному в привязанностях, эмоциях, паранойяльному, ригидному или демонстративному типу (К. Леонгард).


Фото Talles Alves on Unsplash

От сочетания направленности внимания, способа сбора информации, взаимодействия со средой и принятия решения зависит, кто он – делец, аналитик, инспектор, хранитель, гуманист, мастер, посредник, лирик, критик, маршал, политик или советник (Кэтрин Бриггс и Изабель Бриггс Майерс).

Что такое развитие личности

Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:

  • Человек – представитель биологического вида Homo sapiens;
  • Индивид (индивидуум) – отдельно взятый организм, способный к самостоятельному существованию;
  • Личность – субъект социокультурной жизни, наделенный разумом, моральностью, духовными качествами.

Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».

К слову, уровни развития личности отчасти повторяют ее потребности, отображенные в Пирамиде Маслоу. Начальным этапом становится удовлетворение необходимых для жизни функций, постепенно поднимаясь к уровню духовности и самосознания.

Концепция А. А. Реана

Обобщая наиболее известные теории, в центре внимания которых находится психологический анализ основных критериев сформированности личности, А. А. Реан предлагает рассматривать четыре базовых критерия:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление (положительное восприятие мира).

Последний критерий – интегративный, он реализуется не только самостоятельно, но и присутствуя во всех остальных.

Согласно концепции А. А. Реана, формирование личности не сводится сугубо к обретению автономии и самостоятельности в принятии решений. Утверждение о том, что формирование личности – это процесс, который не имеет логического завершения и никогда не прекращается, указывает на бесконечность и неограниченность возможностей самоактуализации личности. По мнению исследователя, в процессе своего развития личность преодолевает длинный путь, который включает, во-первых, формирование способности к самодетерминации, самоуправлению, подчинению одних мотивов деятельности другим (более социально значимым); во-вторых, успешную реализацию имеющихся сил, задатков и ресурсов; в-третьих, умения преодолевать ограничения собственного Я и активно осваивать более глобальные и значимые ценности.

На процесс формирования личности влияет значительное число факторов, к числу которых относятся индивидуальные (главным образом, биологически обусловленные) и возрастные особенности человека, качественные и количественные характеристики отношений с окружающими людьми (в том числе в семье), успехи в профессиональной деятельности (или их отсутствие) и т. д. Таким образом, процесс формирования личности не может быть равномерным, в связи с чем изменения характера отношений на определенных жизненных этапах носит прогрессивный характер.

Этапы развития личности

На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.

Концепт Эльконина

Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:

  1. Младенчество.
  2. Раннее детство.
  3. Дошкольный период.
  4. Младший школьный возраст.
  5. Подростковый период.

В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.

Теория Эриксона

Дополнительные этапы включает в себя теория Эрика Эриксона. Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.

На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность — период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость — период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость — переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.

Что нам дает саморазвитие и с чем его «едят»

Саморазвитие личности – это процесс саморазвития без завершения. Он может остановиться, но не завершиться. С развитием человека меняется его жизнь: привычки, круг друзей, увлечения, работа, взгляды, образы жизни и т. д.

Влияние социума на человека может только подтолкнуть к определенным действиям и мыслям, заставить задуматься. Но стоит помнить, что критерии личностного роста складываются даже в том случае, если мы попадаем под влияние. Нужно только выбрать, что это будет.

Личностный рост нам дает уверенность, цель, новые возможности. Если нет гармонии с собой, понимания своего внутреннего «Я», то и любые попытки найти выход будут равны нулю. Только открытое осознание своих проблем поможет стать на правильный путь. Чтобы начать что-то делать, нужно, прежде всего, иметь свое мнение, которое поможет вам сделать выбор.

Как работают критерии

Важнейшим этапом методики является выделение оптимизирующего

выражения, которым могут являться любые отношения – простые или сложные – в рассматриваемой в системе.

Это выражение и является так называемым функционалом, или, по-нашему, критерием

, требующим от системы, жизненной среды и поля ресурсов своей оптимизации – максимизации или минимизации.

Оптимизация приводит к максимизации или минимизации выражения, отношений, то есть функционала как оценки целостности всей системы, в количественном

виде, даже если выражение имеет явную качественную окраску.

В последнем случае говорят о степени

изменения качества в одну или другую сторону – в сторону увеличения его или снижения во времени – в динамике.

Именно такой необычной взаимосвязью через операцию оптимизации количества и качества, которые могут присутствовать в предмете рассмотрения неявно, и объясняется особое место критериального уровня языка, уровней анализа и синтеза сознания

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Культура и искусство

Роль искусства в формировании личности также важна и является основой для формирования человека как личности. Познание окружающего мира, изучение истории, погружение в искусство — все это помогает развиться дальше базовых потребностей в пропитании и социализации. Искусство — не определяющий фактор, роль общества в создании индивидуальности гораздо важнее. Но оно помогает:

  • мыслить шире и критически;
  • защитить свое «я» от массовых взглядов;
  • найти гармонию между собой и окружающим миром;
  • выразить себя;
  • понять свой внутренний мир;
  • разрушить стереотипы, установки, социальные конструкты.

Этапы развития личности

На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.

Концепт Эльконина

Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:

  1. Младенчество.
  2. Раннее детство.
  3. Дошкольный период.
  4. Младший школьный возраст.
  5. Подростковый период.

В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.

Теория Эриксона

Дополнительные этапы включает в себя теория Эрика Эриксона. Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.

На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность — период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость — период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость — переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.

Похожие работы

  • Психология личности
  • Психология личности
  • Психология личности
  • Эмоции и чувства
  • Эмоциональные состояния
  • Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», личность»
  • Взаимодействие личности и общества
  • Эмоции и чувства
  • Виды и функции эмоций
  • Чувства и эмоции
  • Чувства и эмоции
  • Эмоциональные состояния
  • Эмоции и чувства
  • Психология личности
  • Психология личности
  • Социализация как фактор развития личности: процесс формирования
  • Личность как субъект и объект политики
  • Социализация как фактор развития личности: стадии, способы
  • Человек, биосфера и космические циклы
  • Ценности и личность

Помощь в написании работ

Подробнее

Конфликт мотивов

О чем свидетельствует этот эксперимент? Ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах. Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

С детства

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. Хорошо известен эксперимент, получивший название «эффекта горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора невыполнимое задание: достать, не вставая со стула, вещь, которая лежит в другом конце комнаты. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет нужную вещь и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него «горькой».

Критерии сформировавшейся личности

Л. И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека, как личность. Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, т. е. если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания, как особой инстанции, характеризует человека как личность.

В. В. Петухов выделяет три критерия развитой (сформировавшейся) личности:

  • личность по определению является творческой, потому что творчество необходимо в неопределенной ситуации и всегда преобразует уже присвоенные стереотипные способы поведения и мышления. Иными словами, личность устремляется к возможности своего развития, «к последнему пределу нашей собственной души», и тем самым, конечно, устремляется к Абсолюту, выходящему за ее пределы;
  • личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много сторон, и некоторые даже могут противоречить друг другу. Этот факт можно объяснить тем, что личности приходится учитывать сразу несколько возможностей своего развития, и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога. Отвергнутые части сохраняются как неиспользованные возможности, и в каждом данном поступке личность свободна в выборе дальнейшего развития;
  • личность существует только в развитии. Пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по какому-то моментальному срезу (поступку, действию), поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие совершается как во внутреннем пространстве личности, так и в пространстве связей индивида с другими людьми. Согласно А. В. Петровскому, человек «включен» в другого и через эту «включенность» развивается как личность.

Три главных источника критериев

Основным

таким источником критериев у Человека является его духовная душа, которая, как известно, состоит из духовной и чувственной частей.

В душу

Человека критерии могут попасть от Бога, из его трёх частей как Источников.

Примем, что Бог состоит из трёх частей

Природы, над которыми стоят три Властителя:

ДухМировой Души – Отец Небесный как Властитель над духовной душой Человека, Его главный критерий – Бог есть Любовь;

Разум Вселенной

, Сознание Природы, Логос как Властитель над разумом Человека, его главным критерием становится тот, который ему передаёт душа или тот, который она поддерживает, если он обоснован разумом;

Князь Тьмы

– Жизненный Поток, управляющий количеством, как Властитель над материальной, чувственно-телесной сферой человека, его главным критерием является критерий Жизненного Потока – экспансия и подчинение.

Почему люди увлекаются соционикой

Несмотря на доказательства псевдонаучности соционики, в теорию деления людей на типы продолжают верить. Концепция даже «проникла» в некоторые учебные программы вузов: по теме делают доклады, проводят тестирования студентов на определение типа личности, преподаватели рекомендуют литературу.

«Международный институт соционики» бережно сохраняет любое упоминание своего направления в образовании. Так, в 2003 году Санкт-Петербургский государственный университет в рамках дисциплины «Социология конфликта» рекомендовал к прочтению минимум две книги по соционике.

Объяснить веру в псевдонаучную концепцию можно тем, что человек подвержен когнитивным искажениям. Одно из них — предвзятость подтверждения или склонность к подтверждению своей точки зрения. Человеческое сознание устроено так, что будет искать информацию, которая подтвердит, а не опровергнет данные. Эта эволюционная уловка помогает избежать стресса, делает мир более понятным и предсказуемым.

Алена Голзицкая, научный сотрудник Психологического института РАО, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter:

«Люди тяготеют к разного рода типологизациям для упрощения восприятия реальности. Соционика предлагает один из тысяч вариантов психологических классификаций. Как и любым способом деления людей на типы, подобным подходом не стоит злоупотреблять — ведь всегда найдутся те, кто не укладывается в описание.

Классификации в психологии довольно распространены, достаточно вспомнить хотя бы классификацию типов темпераментов. Но у данного подхода есть один существенный минус — они базируются на усреднении черт, что всегда приводит к потере нюансов значений».

Воспитание, как средство к становлению индивидуальности

Воспитание признается основным фактором формирования личности. Во время воспитательного процесса дети активно взаимодействуют с ровесниками, взрослыми людьми и окружающей средой, по-другому – социализируются в обществе.

Составляющие компоненты воспитания

Ребенок – объект воспитания. В период социализации у него развиваются субъективные ценности, устанавливается определенное видение, мировоззрение, появляются привычки, знания, прикладные навыки.

  • Взрослые – являются инициаторами воспитательного действия, но одновременно сами подвергаются воспитанию в различных жизненных ситуациях социума.
  • Общество – коллектив создает условия для самоутверждения, самосовершенствования, удовлетворения эстетических, нравственных потребностей.
  • Социальная среда – влияет на качество воспитательного процесса в рамках общества, дома, школы.

Социальное воспитание как социальный институт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector