Топ главных потребностей человека: что мы ищем
Содержание:
- Примеры мнимых потребностей.
- Иерархия потребностей
- Типы потребностей человека
- Интересы и их роль в жизни ребенка
- Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
- Какие бывают потребности
- Потребность – это не просто желание, это нужда. А нужду нельзя не удовлетворить
- Суть и сущность человеческих потребностей
- Способы удовлетворения современного человека
- Классификация
- Виды потребностей человека
- Классификации социальных потребностей Фромма и Макклелланда
- Теории ученых
- Определение и развитие потребности
- Преимущества и недостатки
- Жизнь в обществе
- Роль потребностей в жизни человека
- Что такое социальные потребности?
- Свежие записи
Примеры мнимых потребностей.
Примеров мнимых потребностей сотни тысяч, по сути весь современный маркетинг нацелен на создание мнимых потребностей. В этом заключается смысл общества потребления. Вот несколько свежих примеров мнимых потребностей:
- 99% потребителей использует не более 5% функций смартфона. Товар приобретается только за счет того что он есть у всех, это такой эффект стадного чувства в продажах.
- Пришёл ваш друг и рассказал вам: что он занимается нумизматикой и это здорово и интересно. И вы тоже решаете заниматься нумизматикой, но через небольшой промежуток времени вам это становится не интересно, и вы бросаете.
- Зашли вы в вагон метро и увидели, что все носят джинсы, и вы тоже пошли и купили джинсы.
В целом создание мнимых потребностей у населения это один из мощнейших инструментов маркетинга. Наверное, каждый может вспомнить, сколько ненужных вещей у вас дома. Но в момент покупки они казались очень необходимыми, потому что эта вещь есть у всех.
Иерархия потребностей
Модель треугольника Маслоу основана на аксиоме, где доминирующие низшие потребности удовлетворяются в первую очередь. Только после этого человек способен осознать, что существуют еще более высокие смыслы существования. Всего существует 5 уровней (рис.2). Поскольку классификация потребностей представлена пирамидой, то рассматривать ее мы будем с основного низшего уровня.
Первый уровень — физиологический
На этом этапе удовлетворяется потребность в еде, сне, комфорте, кислороде. Все, в чем нуждается человек с первых дней и часов жизни. По мнению психолога, люди материально неблагополучные испытывают, прежде всего, потребности первого уровня.
Второй уровень — безопасность и уверенность в будущем
Потребность в порядке и защите возникает у человека, когда физиологическая ступень пройдена на 85%. На примере новорожденных можно увидеть, что с еще несформировавшейся психикой человеческое существо, удовлетворив голод, ищет защиты и успокаивается рядом с матерью.
Третий уровень — любовь и принадлежность
Социальные потребности проявляются, когда уровень безопасности человека пройден на 70%. Здесь возникает желание чувствовать себя нужным, любимым, уважаемым другими. Маслоу считал, что желание избежать одиночества толкает человека на поиск пары, друзей, групп по интересам. На этом этапе не удовлетворение потребности в общении грозит появлению психических заболеваний и отклонений.
Четвертый уровень — признание
Как считает Маслоу, потребность в самоуважении возникает, когда предыдущие потребности удовлетворены на 70%. Эта ступень характеризуется желанием нравится и выступать примером для других, достигать поставленных целей, занимать высокий социальный статус и престиж. Если потребность не удовлетворена, то человек может чувствовать подавленность и слабость. Его уныние приводит к депрессии, из которой самостоятельно выбраться индивид уже не может.
Рис. 3. Абрахам Маслоу на семинаре
Пятый уровень — самовыражение
Потребность реализовать свой творческий потенциал не возникает, если предыдущая удовлетворена не менее, чем на 60%. Маслоу считал, что желание духовно развиваться и самореализовываться возникает только при благополучном заполнении всех остальных уровней.
Типы потребностей человека
Потребности можно разделить по разным классификациям, которых достаточно большое количество в этом мире. Основные виды человеческих потребностей мы предоставим дальше.
Если обобщить все доступные теории и практики, то можно выделить три базовых вида человеческих потребностей:
1. Физические и биологические
Среди всех потребностей, присущих с рождения, можно выделить следующие:
- защищенность еды и ее вкусовые свойства;
- пригодный температурный режим воздуха;
- здоровая питьевая вода;
- чистая экологическая среда;
- защищенность жизни и дома;
- удовлетворение половых потребностей;
- освобождение от необходимых веществ в жизни.
Все вышеперечисленные потребности нужны каждому человеку. Этот список еще заложен с самых ранних времен появления человеческого рода, т.к. с физиологической точки зрения мы ничем не отличаемся от первобытных людей. Человек регулярно и моментально старается реализовать первичные потребности.
2. Экзистенциальные
Внутренние потребности состоят из концепции общественно принятых ценностей, в которые входят: искусство, красота, прелесть, миловидность, изящность, покой, нарядность, пригожество. В сравнении с физическими потребностями, экзистенциальные меняются и приобретаются в течение всей жизни. Стоит понимать, что каждый человек — это уникальная личность, и у каждого индивида свои духовные потребности.
Среди экзистенциальных нужд можно выделить следующие:
Потребность в получении информации
Сформированная личность знает и осознает, что для дальнейшего развития следует получать, обрабатывать новую информацию. При этом выходить из зоны комфорта, приобретать новые знания, опыт и навыки, и применять их на практике. Человек изначально ходит в садик, потом в школу, затем в университет, параллельно получая информацию на дополнительных курсах, осваивая новые профессии, меняя свою деятельность.
Нужда в регулярной работе над собственной индивидуальностью
Удовлетворение этой потребности подразумевает бросание употребления алкогольных напитков, курения, наркотической зависимости. Человек думает о будущем, кем он будет через определенное количество лет, и кем он хочет стать к этому времени.
Потребность в собственном благополучии и любви близкого человека
Большинство людей хотят видеть рядом с собой человека противоположного пола, который будет всегда рядом, осуществлять поддержку, и являться партнером в продолжении рода и создании семьи. Часть людей ищут близкого человека всю жизнь, потому что это одна из самых значимых потребностей человечества.
Реализация внутренних потребностей происходит через самые банальные предметы. Человек может смотреть смешной комедийный фильм, при этом расслабляясь, смеясь, и получая удовольствие от такого рода времяпровождения. Кому-то наоборот, хочется поехать на рыбалку, сесть на берегу реки с удочкой, и наблюдать за спокойствием и расслабляться.
3. Общественные
Вектор этого типа потребностей направление на осознание собственного места в социуме, и напрямую зависит от взаимоотношений с другими людьми.
Среди социальных потребностей можно выделить следующие:
- Самоидентификация. Человек обозначает себя как одну из ячеек общества, сравнивая свой статус со статусами людей в его коллективе. Он прекрасно понимает, что является уникальной личностью с набором определенных качеств и характеристик.
- Утверждение личности. Мы всегда хотим получать удовольствие от своих действий, решений, которые мы принимаем. Человек хочет быть увиденным в обществе, чувствовать поддержку и уважение от других людей.
- Бескорыстные побуждения. Человек всегда чувствует гордость за те действия, которые направлены на помощь другим или животным. Человек хочет быть нужным обществу, приносить пользу своими поступками, даже отказывая собственным желаниям и интересам.
Все вышеперечисленными типы потребностей взаимозависящие, в каких-то моментах они могут дополнить друг друга, и не могут существовать в одиночку. Например, удовлетворив внутреннюю потребность в получении высокой должности на работе, мы хотим достичь поставленных целей, заслужить доверие и уважение коллег и прочих сотрудников, а это уже перетекает в общественную потребность.
Интересы и их роль в жизни ребенка
Интерес – это осознанное стремление узнать что-то новое, повышенное внимание к определенному виду деятельности. Интересоваться можно спортом, садоводством, кулинарией, рисованием, изготовлением открыток, музыкой и прочим
Интересы формируются с раннего детства. С возрастом, интересы ребенка меняются, в будущем любимые увлечения могут повлиять на выбор профессии.
Родители стараются выявить у детей новые и развить существующие интересы. Интерес становится способностью, когда он проявляется на практике, в занятиях творчеством, любимым делом. Одаренные дети могут развить свой талант, но для этого необходимо трудиться, прилагать усилия.
Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
Виды потребностей человека напрямую связаны с уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.
Например, человек не думает, что нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения.
В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.
Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.
Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.
Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.
Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.
Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.
Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.
Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.
Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.
Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.
Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания. Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека
Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека
А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует
Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.
Какие бывают потребности
Существует несколько подходов к классификации. Почти все именитые психологи, занимающиеся исследованием этого вопроса, разделяли их на высшие и низшие. Мы уже рассмотрели данную дифференциацию чуть выше.
Более сложная классификация разделяет нужды на три вида:
- Биологические (телесные). Все нужды, связанные с физиологией.
- Социальные. Нужды, которые обусловлены социальной природой человека.
- Экзистенциальные. Приобщают человека к вечному. Творчество, самосовершенствование, познание.
Биологические
Биологические потребности буквально встроены в человека. Обойти их нет никакой возможности. К ним относятся:
- подходящая пища;
- комфортные параметры окружающей среды;
- пригодная для питья вода;
- нормальная экология;
- безопасное жилье;
- избавление от продуктов жизнедеятельности;
- сексуальная удовлетворенность.
Этот базовый перечень практически не изменился со времен сотворения человека. Зато серьезно изменилось качество нужд. Сегодня человек уже не может довольствоваться сырым мясом, одеждой из шкур и шалашом из веток. Уровень комфорта рос на протяжении тысячелетий и будет продолжать расти.
Соотношение базовых потребностей меняется в течение жизни
Например, в первые годы жизни сон имеет более важное значение, чем во взрослом возрасте. Секс, являясь приоритетом в подростковом возрасте, после 40 лет отходит на второй план
Социальные
Они отражают социальную природу человека. Сюда отнесем:
- чувство принадлежности к обществу;
- социальное взаимодействие;
- чувство привязанности;
- самоутверждение;
- признание заслуг.
Без удовлетворения этих потребностей человек может прожить, но жизнь его будет неполноценной.
Экзистенциальные (духовные)
Эта группа нужд исходит из системы общечеловеческих духовных ценностей, из представлений о прекрасном, о добре и зле, о гармонии, о приобщении к вечному. Такие нужды есть далеко не у всех людей, так как находятся на самой вершине иерархии.
К экзистенциальным потребностям относятся:
- жажда знаний;
- стремление к самосовершенствованию;
- тяга к творчеству;
- поиск смысла жизни;
- приобщение к прекрасному.
Человек в течение жизни должен стремиться достичь этого уровня и прочно обосноваться на нем.
Потребность – это не просто желание, это нужда. А нужду нельзя не удовлетворить
Даже если вы не найдёте туалет, “это” вам всё равно придётся сделать. Поэтому, если напрямую потребность не признаётся и не удовлетворяется, она удовлетворяется косвенным путём, минуя осознавание. Самый популярный способ получения поддержки и любви – это заболеть. А с помощью серьёзной болезни можно получить ещё уважение и признание. Речь не идёт о симуляции
Люди очень серьёзно болеют, даже не осознавая, что всё , чего они хотят – это заполучить внимание, заботу и уважение близких. Когда нет возможности признавать свои потребности и брать на себя ответственность за их удовлетворение, тогда это ответственность передаётся телу
И психосоматика – становится привычным выходом. При осознавании (не отрицании) потребности выстраивается чёткая цепочка:
Когда одно логично вытекает из другого
Поэтому так важно в коучинге, например, проследить откуда произросла цель
Какую свою потребность человек реализует таким способом
Почему это важно? Не взята ли цель с потолка. Будет ли человек к ней идти, понятно ли ему зачем
Суть и сущность человеческих потребностей
Ученые в разное время находили отличные друг от друга объяснения:
- Рубинштейн. Указывал на пребывание в положении индивида при возникновении нужды в определённых условиях жизни, объектах, предметах без которых невозможно развитие и существование.
- Леонтьев. Определял как систему взаимосвязей и взаимодействия между субъектом и его средой обитания.
- Мак-Клелланд. Утверждал, что это отклонение от нормы, диссонанс между ожидаемым субъекта и действительностью.
- Левин. Состояние максимального напряжения, побуждающее человека действовать. Спадает при совершении определённых действий.
- Додонов. Приравнивал потребность к программе поведения, посредством которой реализуют все функции жизнедеятельности организма, приобретённые вследствие эволюции.
- Монастырский. Определял это как состояние психики, причину появления нервозов.
Способы удовлетворения современного человека
Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.
Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои. Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу
Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу
Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.
Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.
Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.
Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.
Классификация
Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.
Основные виды потребностей:
-
Выживание , самый сильный инстинкт. В природе каждое индивидуума заложено стремлению к сохранению жизни и защите от опасности своих близких, друзей.
Если гарантия выживания отсутствует, все остальные потребности отходят на дальний план.
- Безопасность. После того как гарантия выживания получена, люди начинают испытывать нужду в безопасности: финансовая , люди боятся нищеты и материальных потерь, поэтому предпринимают действия, направленные на их преодоление и приумножение своего дохода, физическая , все люди нуждаются в жилье, одежде и пище, эмоциональная , при достижении индивидуумом минимально безопасного уровня обеспеченности, у него возникает потребность в комфорте.
Свободное время. Люди стремятся больше отдыхать, меньше времени проводить на работе и заниматься собой.
Уважение. Высокопоставленная должность зачастую стимулирует людей сильнее, чем большая зарплата. Отсутствие уважения со стороны окружающих способно вызвать глубокое чувство неудовлетворённости.
Любовь. Человек испытывает насущную потребность любить и быть любимым. Поэтому люди стремятся создавать благоприятные условия, необходимые для возникновения и поддержания этого чувства.
Самореализация. Человек остро нуждается в реализации своего творческого и личностного потенциала.
Поэтому на протяжении всей жизни люди стараются проявить способности и достичь максимум возможного.
По Симонову
В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:
- Витальные потребности. Что это значит? Сюда включается нужда в: воде, пище, ночном сне, защите от угроз, стремлении завести потомство.
Эти потребности типичны для людей, являющихся представителями одного из биологических видов.
В данный пункт также относится необходимость в экономии сил, мотивирующая тратить минимальное количество энергии для достижения определённой цели.
В результате человек начинает проявлять изобретательность, разрабатывать и совершенствовать технологии.
В отдельных случаях такой подход может привести к развитию лени.
Социальные потребности. Сюда относится желание человека пользоваться уважением и любовью со стороны общества, принадлежать к одной из социальных групп и занимать в ней достойное место. Очень важно следовать правилам и нормам, установленным в определённом сообществе. Без соблюдения этого условия само существование различных групп было бы невозможным.
Описывая социальные потребности, Гегель указывал на нужду человеческого существа в идеологии и религии, которые нормируют поведение биологической единицы в социуме.
Идеальные потребности. Здесь речь идёт о нужде индивидуума в познании окружающего мира, самого себя, в поиске собственного предназначения и определения места в жизни. Данная потребность мотивирует людей заниматься и интересоваться искусством.
Социальные и витальные нужды автор подразделил на две дополнительные категории:
- для других,
- для себя.
Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.
Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму.
При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.
Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:
- профилактика и лечение психических расстройств,
- предотвращение асоциального и неадекватного поведения,
- правильное воспитание.
Виды потребностей человека
Потребности можно разделить на два вида: врожденные и приобретенные.
Врожденными являются те, с которыми человек пришел в этот мир. Малыш не может обходиться без пищи, воды, воздуха. Ему нужно чувствовать, что рядом есть мама и заботится о нем. Необходимо, чтобы в комнате было тепло, иначе он замерзнет. Без базовых потребностей не может обойтись и взрослый человек. Ему тоже необходимо питаться, спать, дышать.
Приобретенными являются те, которые появились в результате взаимодействия с социальной средой. Например, они будут отличаться, если человек вырос в бедной и богатой семье. Одни будут рады, если вместо овсяной каши им на завтрак подадут бутерброды с колбасой, а другие обидятся, если им вместо таунхауса подарят двухкомнатную квартиру. Если вдруг жизненные реалии изменятся, и привыкший к роскоши человек останется без привычных больших денег, то он будет испытывать сильный дискомфорт, даже если у него будет возможность удовлетворять основные потребности.
Вот как рассматривают потребности человека современные психологи.
- Биологические потребности. Эти потребности появляются сразу после рождения. Человек должен есть, дышать, размножаться, чувствовать безопасность, жить в определенных температурных рамках.
- Трудовые. Необходимость трудиться для получения материальных благ, статуса в обществе, развития.
- Экономические. Желание получать материальные блага и обеспечение.
- Психологические. Возможность получать эстетическое наслаждение от музыки, шума моря, пения птиц.
- Социальные. Потребность в общении, исполнении гражданского долга, приобщение к культуре.
Потребности у различных людей могут варьироваться, но практически любой представитель общества испытывает нужду во всем, о чем было сказано.
Классификации социальных потребностей Фромма и Макклелланда
Немецкий социолог Эрих Фромм иначе классифицирует социальные потребности. Он их разделяет на:
-
связи (стремление человека стать частью какого-либо коллектива или группы);
-
привязанности (проявление дружбы и любви, готовность обмениваться теплотой чувств);
-
самоутверждение (упор на намерение показать и утвердить свою значимость в глазах других);
-
самосознание (желание обозначить свою индивидуальность, выделиться в общей массе);
-
ориентиры (критерий поведения, основанный на традициях, культуре и религиозных представлениях, с которыми человек соотносит свои поступки).
Социальные мотивы и потребности личности американский психолог Дэвид Макклелланд разделяет иначе, исходя из особенностей характера человека. Он выделяет 3 фактора:
-
Власть. Люди стремятся к обладанию властью и отслеживанию поступков других. Причём одни идут во власть ради неё самой, другие же ставят своей целью урегулирование потребностей окружающих.
-
Успех. Такая потребность реализуется при условии благоприятного завершения начинания, когда от человека нужно проявление инициативы, сопряжённой с риском. Если же проект потерпит фиаско, то индивид не станет его повторять, помня о неудаче.
-
Причастность. Желая стать частью команды и совместно реализовать проект, люди входят в доверие окружающих и поддерживают бесконфликтное существование во время его осуществления.
Теории ученых
Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.
Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:
- Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
- Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
- Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
- Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
- Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).
Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.
Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.
В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.
Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.
В его теории:
- Все потребности поделены на 4 вида: полезное, приятное, благородное, святое.
- «Высшие», благородные потребности удовлетворяются только после получения благ низшего уровня.
Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее.
И коль собаки ты последней голоднее
Иль секса долго не имеешь,
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.
Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь.
В грехи тягчайшие готов впадать,
Чтоб только плоти потакать.
Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.
Определение и развитие потребности
Любая задача формируется поэтапно, в несколько шагов. При здоровой психике основные идеи заключаются на раннем этапе – до 18-20 лет, тогда появляется самостоятельная, целостная личность. Если ребенок медленно развивается и не осознает, что хочет, можно ставить вопрос об отклонениях в развитии.
Стоит отметить, что большинство людей в течение всего периода жизни испытывают различного рода изменения. Это обуславливается новыми задачами – это нормально. Если женщина не понимает, что ей движет, почему она принимает не свойственные для нее решения, значит, она не распознала собственные новые желания.
В таких случаях обращайтесь ко мне, я помогу вам разобраться в себе. После моей консультации вы почувствуете прилив сил, проанализируете собственные мотивы, поставите цели и реализуете их.
Итак, любая задача формируется в два этапа:
- Появляется идеальная сущность – представляемое уникаьное условие для достижения поставленных задач. Этот идеал для деятельности постепенно конкретизируется, приобретает логические черты.
- Понятие преобразуется в конкретную форму, осознается. Оно начинает двигать намерениями, действиями.
Приведу пример. Человек сперва чувствует пустоту, желание сблизиться с другими. Затем он понимает, что это ощущение – нужда в любви. И только когда происходит полное осознание, данная цель способствует появлению задачи – найти любимого мужчину/женщину, чтобы реализовать собственные интенции.
Преимущества и недостатки
А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.
Преимущества
- Позволила упорядочить потребности и объяснить простым языком, в чем нуждается человек.
- Была основой для создания теорий мотивации.
- Повлияла на все сферы человеческой жизни — ее применяют и в бизнесе, и в повседневной жизни.
- Помогла понять ценности людей.
- Удобна для самоанализа, чтобы разобраться в мыслях и желаниях, а также структурировать свои цели.
Недостатки
- Нет способов эмпирически измерить степень удовлетворения, а значит — теория не может считаться доказательной.
- Пирамида — упрощенная система она не подойдет для всех и каждого, нужно дополнительно сегментировать желания людей.
- Модель не учитывает культурные различия и особенности. Также в силу объективных причин, а именно изменения образа жизни человека, она уже устарела и требует доработки и актуализации.
- Теория не объясняет того, как удовлетворенная потребность может повторно мотивировать человека.
- Исследование также не помогает в изучении неординарных поступков, а именно — не может объяснить их мотивы.
- Согласно теории, человек удовлетворяет желания снизу вверх, но он постоянно нуждается в еде, а это значит, что существует и обратная зависимость.
Жизнь в обществе
Существует и еще одна ветвь психоэмоциональных нужд – это коммуникативные потребности. Любой человек испытывает желание общаться с другими людьми, завязывать близкие отношения, помогать или получать помощь и прочее. Желание работать, получить определенный статус в обществе и активно участвовать в жизни окружающих людей – это социальные потребности. Примеры каждый может найти в себе: это стремление создать крепкую и счастливую семью или добиться профессиональных высот. Не стоит забывать о политической и общественной деятельности, любые помыслы или реальная работа в данных отраслях также относятся к социальной сфере.
Роль потребностей в жизни человека
Сегодня общество не представляет своей жизни без бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, компьютера и интернета. Все это потребности, появившиеся сравнительно недавно. У каждого человека свое количество потребностей, они могут возникать из-за чувства неудовлетворенности, дефицита. Потребности могут меняться со временем, но одно остается неизменным: человек постоянно будет в чем-то нуждаться.
С развитием технологий, интернета, рекламы потребности в человеческом обществе увеличиваются. Потребности постоянно возникают снова, их нельзя удовлетворить один раз и навсегда. Нельзя выспаться на всю жизнь, наестся, одеться, пообщаться.
Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого. Некоторые нужды можно удовлетворить сразу (поесть, попить), для достижения других потребуется продолжительное время (покупка новой квартиры).
Все достижения современного общества, полезные вещи и ценности не существовали бы без возрастающей роли потребностей. На улицах не было бы машин, домов, линий электропередач, памятников архитектуры.
Что такое социальные потребности?
Социальные потребности — потребности в принадлежности к обществу, социальном взаимодействии, привязанности и поддержки. В эту категорию входят труд, духовная культура, отдых, политическая, социальная и экономическая активность. Не менее важными факторами становятся семейная жизнь, взаимодействие в коллективах и группах.
Разумеется, социальные потребности являются второстепенными по отношению к биологическим, и наиболее острая необходимость в них возникает только в том случае, если человек полностью удовлетворяет свою нужду в отдыхе, питание и сне, поскольку нарушение данных факторов приводит к летальному исходу. Отсутствие реализации социальных потребностей также может вести к определенным негативным факторам для человека, но здесь речь не идет о летальном исходе, а только об определенных негативных последствиях для психологического здоровья.
В случае, если степень удовлетворения социальных потребностей находится на низком уровне, то это может приводить к понижению уровня жизни, а как следствие — к затруднению реализации биологических потребностей, поскольку зачастую социальные навыки позволяют нам более полно удовлетворять свои биологические потребности. Например, хорошие знакомства и связи помогают получать более высокие должности, как следствие — получать более высокий доход, что позволяет питаться более качественно, полноценно отдыхать. Таким образом, между социальными и биологическими потребностями прослеживается взаимосвязь.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12