Тест леонгарда шмишека онлайн
Содержание:
- Сенситивный тип
- Истероидный тип
- Суть теста
- Методики диагностики
- Вариант опросника для детей
- Бланк ответов
- Обработка результатов
- Эпилептоидный тип
- О тесте
- Обработка результатов
- Теоретические основы
- 3.1.Характерологические особенности личности
- Теоретические основы опросника
- Суть методики
- Обработка результатов
- Методики диагностики личности
Сенситивный тип
Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.
Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.
Истероидный тип
Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны
Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих
Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников
Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий
При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.
Суть теста
Человеку предлагаются вопросы, имеющие отношение к его характеру. Ответ необходимо давать максимально быстро без долгих размышлений. На выбор предоставляется 2 варианта: «да» или «нет», третьего не дано. В бланке, напротив, крестиком необходимо в соответствующем окне «да» или «нет» отметить свой ответ, напротив цифры, соответствующей номеру вопроса. После того как были даны ответы на все вопросы нужно провести подсчёт результатов.
Для этого сначала считают ответы с указанием плюс и соответственно потом отрицательные ответы. На заключительном этапе итоговые баллы (+ и -) по шкале складываются. Потом производится умножение полученного результата на определённый коэффициент, который при каждой разновидности акцентуации характера свой. Анализ итоговых результатов теста покажет, что получилось 10 показателей имеющих строгую направленность в отношении выраженности определённой акцентуации личности.
Методики диагностики
Концепция акцентуации личности по Леонгарду предполагает наличие у индивида выразительной черты, которая доминирует в характере и при определенных обстоятельствах способна трансформироваться в патологию. Карл Леонгард занимался наблюдением за своими пациентами. Он утверждал, что у 20-50% людей выявляется «заостренная», доминирующая черта. Крайнее выражение свойства характера считается психопатией.
Пока никому не удалось разработать методику, которая помогла бы безошибочно определить акцентуацию. Тестовые вопросы, разработанные немецким психиатром Гансом Шмишеком и известные как опросник Шмишека, не дают абсолютно точного результата. Невозможность добиться четкого определения акцентуации связана с субъективностью и изменчивостью ответов.
Например, опрашиваемые на два полностью идентичных вопроса, которые заданы через определенный промежуток времени, дают разные ответы. Основные методы диагностики – наблюдение и тестирование. Мимика, жестикуляция, интонация опрашиваемого помогают определить его психотип. Благодаря внешним эмоциональным проявлениям можно установить действительно человек печалится, радуется, надеется или разочарован.
Слова без мимики уменьшают вероятность правдивости высказывания. Причем наблюдение осуществляется в естественной обстановке – дома, на работе, в кругу друзей. Наблюдения, которые сделаны в стационаре, могут быть необъективны вследствие изменения проявлений личности, находящейся в нестандартных условиях. Например, невозможно выяснить отношение индивида, пребывающего в клинике, к труду.
Вариант опросника для детей
- Ты обычно спокоен, весел?
- Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
- Легко ли ты можешь расплакаться?
- Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
- Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?
- Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
- Любишь ли ты быть главным в игре?
- Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?
- Серьезный ли ты человек?
- Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?
- Умеешь ли ты выдумывать новые игры?
- Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?
- Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
- Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой не застряло ли оно в прорези?
- Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?
- Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?
- Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?
- Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?
- Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?
- Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
- Тебе обычно немного грустно?
- Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
- Тебе трудно оставаться на одном месте?
- Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
- Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?
- Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?
- Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
- Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
- Ты — один из лучших учеников в классе?
- Часто ли ты веселишься, дурачишься?
- Легко ли ты можешь рассердиться?
- Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
- Умеешь ли ты веселить ребят?
- Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?
- Боишься ли ты крови?
- Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
- Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
- Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?
- Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?
- Легко ли ты знакомишься с людьми?
- Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?
- Ты когда-нибудь убегал из дома?
- Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?
- Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
- Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?
- Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?
- Любишь ли ты животных?
- Уходя из дому, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
- Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?
- Твое настроение зависит от погоды?
- Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?
- Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
- Нравится ли тебе быть среди ребят?
- Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?
- Можешь ли ты организовать игру, работу?
- Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?
- Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?
- Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
- Подсказываешь ли ты или даешь списывать?
- Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?
- Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
- Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
- Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
- Бывает ли у тебя головная боль.
- Часто ли ты смеешься?
- Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?
- Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
- Часто ли с тобой бывают несправедливы?
- Любишь ли ты природу?
- Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
- Боязлив ли ты, как ты считаешь?
- Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
- Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?
- Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить?
- Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
- Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
- Умеешь ли ты развлекать гостей?
- Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
- Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?
- Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?
- Считаешь ли ты себя недоверчивым?
- Часто ли тебе снятся страшные сны?
- Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
- Становится ли тебе, если все вокруг веселятся?
- Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
- Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?
- Обычно ты немногословен, молчалив?
- Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой как на сцене?
Бланк ответов
Ф.И.О.ВозрастДата
1 | 23 | 45 | 67 | ||||
2 | 24 | 46 | 68 | ||||
3 | 25 | 47 | 69 | ||||
4 | 26 | 48 | 70 | ||||
5 | 27 | 49 | 71 | ||||
6 | 28 | 50 | 72 | ||||
7 | 29 | 51 | 73 | ||||
8 | 30 | 52 | 74 | ||||
9 | 31 | 53 | 75 | ||||
10 | 32 | 54 | 76 | ||||
11 | 33 | 55 | 77 | ||||
12 | 34 | 56 | 78 | ||||
13 | 35 | 57 | 79 | ||||
14 | 36 | 58 | 80 | ||||
15 | 37 | 59 | 81 | ||||
16 | 38 | 60 | 82 | ||||
17 | 39 | 61 | 83 | ||||
18 | 40 | 62 | 84 | ||||
19 | 41 | 63 | 85 | ||||
20 | 42 | 64 | 86 | ||||
21 | 43 | 65 | 87 | ||||
22 | 44 | 66 | 88 |
Ключ
число баллов1. Гипертимные2. Застревающие, ригидные3. Эмотивные, лабильные4. Педантичные5. Тревожные6. Циклотимные7. Демонстративные8. Неуравновешенные, возбудимые9. Дистимичные10. Экзальтированные18-24 балла12-17 балловМенее 12 балловвыше 12 баллов
Шкала акцентуаций характера
Интерпретация результатов
24от 15 до 19акцентуированнойАкцентуации характера
- демонстративный,
- педантичный,
- застревающий,
- возбудимый.
Акцентуации темперамента
- гипертимический,
- дистимический,
- тревожно-боязливый,
- циклотимический,
- аффективный,
- эмотивный.
Обработка результатов
Итак, тест пройден, получены ответы (надеюсь честные) на все вопросы, настало время обработать результаты, узнать к какому типу личности Вы относитесь. Ниже представлены «ключи» к каждому типу. За каждое совпадение Вашего ответа с ключом, будь то «+» или «-» начисляется 1 балл. Баллы по каждому типу суммируются и умножаются на коэффициент то, есть на число, которое будет указано. Таким образом, должно получиться десять чисел, — соответствующих каждому типу личности.
Не надо бояться непонятного слова «Акцентуация».Акцентуация — в переводе с латинского — ударение, выделение, подчёркивание некоего свойства или признака на фоне прочих. В данном случае – выделение наиболее ярких черт характера.
Эпилептоидный тип
В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.
О тесте
Существует большое количество личностных опросников и тестов, используемых в диагностических исследованиях, которые могут быть применены как во время консультации, так и в стационарных условиях. Одним из наиболее известных и часто применяемых, является тест Леонгарда Шмишека.
Опросник Шмишека был впервые издан в 1970 году. С его помощью производится диагностика акцентуации характера личности и темперамента человека. Посвятив многие годы изучению человеческой психики и манеры его поведения, Леонгард пришёл к пониманию того, что у каждого человека имеются характерные ему свойства. Некоторые из этих индивидуальных качеств особенно чётко выражены. Именно «заострение» этих персональных характеристик он определил термином акцентуация.
Акцентуированные люди не считаются отклонением от нормы, проще говоря, это вполне адекватные личности, в которых изначально присутствует потенциал, позволяющий добиться как социально положительных результатов, так и социально деструктивных последствий.
В результате своих наблюдений Леонгард определил 10 разновидностей акцентуированных личностей и поделил их на 2 группы:
- акцентуации характера;
- акцентуации темперамента.
Тест Леонгарда Шмишека акцентирован на то, чтобы выявить наиболее мощные свойства характера и темперамента как у молодых людей, так и у представителей более зрелого возраста. Опросник Шмишека, акцентуации характера позволяет учитывать подчас обучения, во время оказания профессиональных консультаций или при различных формах собеседования, определённые свойства человеческой психики.
Обработка результатов
Для удобства обработки результатов можно изготовить трафареты в соответствии с ключом, которые накладываются на бланк ответов, заполненный испытуемым. Затем осуществляется подсчет ответов, соответствующих ключу и умноженных согласно ему на 2, 3 или 6.
При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.
Ключ
1.Демонстративность/демонстративный тип:
- «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
- «-»: 51.
Сумму ответов умножить на 2.
2.Застревание/застревающий тип:
- «+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
- «-»: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на 2.
3.Педантичность/педантичный тип:
- «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
- «-»: 36.
Сумму ответов умножить на 2.
4.Возбудимость/возбудимый тип:
«+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Сумму ответов умножить на 3.
5.Гипертимность/гипертимный тип:
«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на 3.
6.Дистимность/дистимический тип:
- «+»: 9, 21, 43, 75, 87.
- «-»: 31, 53, 65.
Сумму ответов умножить на 3.
7.Тревожность/тревожно-боязливый тип:
- «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
- «-»: 5.
Сумму ответов умножить на 3.
8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:
«+»: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на 6.
9.Эмотивность/эмотивный тип:
- «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
- «-»: 25.
Сумму ответов умножить на 3.
10.Циклотимность/циклотимный тип:
«+»: 6, 18,28,40,50,62,72,84.
Сумму ответов умножить на 3.
Теоретические основы
Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).
3.1.Характерологические особенности личности
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий его характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манерах поведения, в привычках, поступках и действиях.
Важной особенностью характера является тесная связь его с психологическими свойствами личности, которые в совокупности составляют предмет психологии индивидуальных различий. Прежде всего, следует отметить связь характера с темпераментом. Под темпераментом понимаются индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия
И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека
Под темпераментом понимаются индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.
Характер и темперамент человека определяют типичные реакции на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент определяет лишь динамические особенности поведения индивида (уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), в то время как характер обусловливает осознанные поступки людей в соответствии с их моральноэтическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.
Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности (ВНД).
Так для сильного, уравновешенного, | подвижного типа ВНД (сангвинический темпера- | ||
мент) характерологическими чертами скорей всего будут следующие: | |||
Позитивные | Негативные | ||
—высокая | подвижность | —деятелен | при условии интересного дела |
—высокая | адаптивность (легкая | —тяготится | однообразием |
—приспособляемость) | —испытывает малую склонность | ||
—общительность | к самоуглублению | ||
—доброжелательность | —в действиях бывает резок | ||
—жизнерадостность | —отсутствие усидчивости | ||
—выразительность мимики и пантомимики | —недостаточная настойчивость |
Теоретические основы опросника
Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Методика нахождения акцентуаций личности. Цель: определить акцентуации характера.
Характеристики метода
Опросник служит для нахождения акцентуаций характера, вариация типологического подхода ее изучения. Впервые издан Г. Шмишеком в 1970 г. на основе теории К.Леонгарда. Теоретическое обоснование опросника — теория «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно теории, всякая личностная характеристика относится к главной или добавочной. Главные характеристики — личностный стержень, определяющий степень ее развития, адаптации, здоровье психики. При значительной выраженности, главные черты характеризуют личность в целом. При воздействии негативных факторов они могут стать патологией и разрушить личностную структуру.
Это случай «заострения» определенных, свойственных всем людям, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации характера (по классификации К.Леонгарда), которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).
Типы акцентуации характера
- Демонстративный тип. Определяется развитым навыком вытеснения.
- Педантичный тип. Слабый механизм вытеснения негативных событий. Высокая ригидность психики.
- Застревающий тип. Главная особенность — фиксация аффекта.
- Возбудимый тип. Повышенная импульсивность. Сниженный самоконтроль в устремлениях и желаниях.
- Гипертимический тип. Характерен повышенный эмоциональный фон, жизнерадостность, оптимистичность.
- Дистимический тип. Сниженный эмоциональный фон, пессимизм, фиксация на негативных аспектах, медленные психические реакции.
- Тревожно-боязливый. Боязливость, пугливость и робость.
- Циклотимический тип. Чередование фаз гипертимности и дистимности.
- Аффективно-экзальтированный. Частые перемены настроения. Восторг и печаль — характерные для такого типа эмоции.
- Эмотивный тип. Близок к аффективно-экзальтированному, но реакции не такие бурные. Такие люди характеризуются завышенной впечатлительностью и чувственностью.
Оба бланка включают в себя равное число вопросов, имеют одни типы акцентуаций и единые способы интерпретации. Отличаются они формулировкой вопросов, инструкция к опроснику и определение главенствующих акцентуаций характера едино. Материал: для тестирования нужно подготовить бланки, ручку и текст опросника. Для интерпретации результатов понадобятся «ключи».
Процедура тестирования
Прочесть инструкцию, убедиться в правильном её восприятии. Убедиться что бланки заполнены правильно. Использование методики возможно с 11-12 лет, в групповом или индивидуальном тестировании. Опросник состоит из 88 вопросов, ответы на которые заполняются в регистрационном бланке, соответственно «+» для положительного ответа(да) и «-» для отрицательного ответа (нет). При интерпретации можно изготовить ключи-трафареты, накладывающиеся на бланк ответов. Таким образом реализуется подсчет ответов в соответствии с ключом.
Суть методики
Метод заключается в предоставлении человеку 88 вопросов, на которые нужно коротко отвечать «да» или «нет», долго не размышляя
Важно давать ответы, руководствуясь настоящим настроением. В результате опроса, после дальнейшей обработки данных, определяется акцентуация человеческой личности, которая выбирается из классифицированных Леонгардом Шмишеком следующих десяти видов:
- Демонстративный вид охарактеризован желанием постоянного вытеснения других личностей из окружения.
- Педанты, инертного поведения с достаточной ригидностью, неспособные в результате заторможенной психической деятельности убрать из мышления травмирующие переживания.
- Застревающий тип личности отличается стойким сохранением в психике возникшего эффекта.
- Возбудимые личности не контролируют появляющиеся побуждения и влечения, им характерна высокая импульсивность поведения.
- Гипертимические люди отличаются приподнятым настроением, которое соседствует с активной деятельностью и постоянным оптимизмом.
- Дистамическая натура характеризуется проявлением пониженного настроя, пессимистическим мышлением, выделением неприглядных жизненных ситуаций и теневых сторон существования, тугодумностью.
- Тревожно-боязливые личности страшатся привычных действий, проявляют пугливость, неспособны на поступки из-за постоянной робости.
- Циклотимический тип характеризуется постоянной сменой активной деятельности и оптимизма на пессимистические рассуждения и бездеятельность
- Аффективно-экзальтированные личности во всех жизненных проявлениях испытывают крайний восторг или безответную печаль, люди такого типа постоянно находятся в указанных крайностях.
- Эмотивный характер по психическим проявлениям близок к предыдущему типу, но особенностью является не такое бурное проявление настроения и нахождение в среднем эмоциональном фоне.
Два вида методики
Максимальное значение результата по каждому виду акцентуации выбрано в 24 балла. Признаком проявления определенного типа личности считается показатель, превышающий 12 баллов. Варианты методики разработаны для взрослого и детского возраста:
Метод определения акцентуации выявляет:
- тип характера и личность;
- мотивацию поступков;
- темперамент;
- отношения с другими личностями;
- интеллектуальное развитие;
Различие между детским и взрослым опросником состоит в том, что первый определяет профессиональные отношения индивидуума, а второй рассматривает поведение ребенка в учебной и игровой деятельности. Различная формулировка вопросов способствует выявлению преобладающих акцентуаций личности как для ребенка, так и взрослого человека, обработка результатов происходит одинаково для двух вариантов.
Обработка результатов
Производится подсчет ответов, совпадающих с Ключом по каждой шкале, характеризующей акцентуированную черту, и отдельно – по показателю искренности.
Ключ
Шкала опросника Ответы «да» Ответы «нет» Коэффициент
Гипертимность (Г) | 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 | 3 | |
Дистимность (В) | 9, 21, 43, 74, 87 | 31, 53, 65 | 3 |
Циклотимность (Ц) | 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 | 3 | |
Возбудимость (В) | , 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86 | 3 | |
Застревание (З) | 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 | 12, 46, 59 | 2 |
Эмотивность (Эм) | 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 | 25 | 3 |
Экзальтированность (Эк) | 10, 32, 54, 76 | 6 | |
Тревожность (Т) | 6, 27, 38, 49, 60, 71, 82 | 5 | 3 |
Педантичность (П) | 4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83 | 39 | 2 |
Демонстративность (Де) | 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 | 51 | 2 |
Методики диагностики личности
Леонгард самыми надежными методами диагностики считал наблюдение и беседу
При личной беседе ученый должен изучать не вербальную информацию, идущую от пациента, а акцентуировать внимание на его мимике, изменениях в интонации голоса. Изучение поведения пациента на работе, в непринужденной домашней обстановке, в общении с другими людьми, согласно Леонгарду, дают исчерпывающую информацию об особенностях его личности
Однако не всегда есть возможность тщательного наблюдения за пациентами даже в условиях стационара. В этом случае на помощь придет работа с опросником Г. Шмишека.
Текст опросника, ключ для обработки ответов, подробное описание отдельных шкал и сочетаний можно найти в книге Ю.В.Кортневой «Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека».
По мере взросления человека и становления его личности, яркие акцентуированные черты сглаживаются. Приспосабливаясь к требованиям социальной среды, индивид учится контролировать свой природный темперамент. Как правило, типологию характера Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще окончательно не устоялся.
https://youtube.com/watch?v=cVDzF7AuhD4