Это вам не игрушки! 5 идей монтессори-педагогики, которые помогут в обучении взрослых

Содержание:

Обратная сторона – за и против

Что такое система Монтессори? Одно из базисных понятий педагогической системы Монтессори – свобода выбора, которая трактуется как созидательное начало, порождающее индивидуальность. Стремление ребенка к независимости – обусловленный самой природой импульс роста. Но здесь прослеживается явное противоречие: хотя дети имеют право сами выбирать вид деятельности, они существенно ограничены предложенными воспитателями пособиями и игрушками, а также рядом строгих правил.

Все упражнения и дидактические материалы ориентированы на комплексное развитие аналитического мышления, моторики и логики, что является бесспорным плюсом

Вместе с тем творческим способностям и эмоциональной сфере ребенка уделяется недостаточное внимание. Отсутствуют сюжетно-ролевые игры, без которых важнейшие качества личности не получают должного развития

Отношение к сензитивным периодам

Учение о сензитивных периодах появилось около 1870 года, примерно в год рождения Марии Монтессори. В отличие от «вальдорфцев», которые не ведают о последних, Монтессори принимает, что у ребенка есть весьма ограниченное время для развития чувств и их совершенствования. Это сензитивный период сенсорного развития и утончения органов чувств. Здесь мы видим по сути вновь противоречие подходов к чувственному воспитанию Монтессори и Вальдорфа. И вряд ли может быть иначе, ведь система МИР, антропология и антропософия исходят из совершенно разных оснований.

В системе МИР пересмотрены все сензитивные периоды, о которых было известно во времена М. Монтессори.

Отношения с сыном

Марио Монтессори – простой человек, простодушный человек. Очень щедрый человек, застенчивый и эмоциональный человек. Размышляющий, но активный человек. Человек, который безумно любил жизнь и оставался молодым до дня своей смерти.

Он любил всё вокруг. Землю: то, что было скрыто под ней, и то, что жило и росло на ней. Он любил небо, солнце, облака, луну и звёзды. Он любил ветер, бури и море. Он любил бороться со стихиями. Он любил ездить верхом, грести и плавать. Он всегда выглядел ухоженным, любил хорошую одежду и, подобно модным франтам, носил гетры, шляпы и стильные жилеты. Он обожал делать экстравагантные подарки: если преподносил розы, то не одну, а не менее шестидесяти! Он любил еду, любил готовить, любил пить и курить. Он любил красивых девушек, музыку и песни: в его характере не было ничего аскетичного, но он, тем не менее, выбрал аскетичный образ жизни.

Он был прирождённым учителем. Он любил детей, особенно крошечных младенцев, которых он называл творцами чудес и с которыми он проводил долгие разговоры, зачарованно глядя на движения их губ.

ami-global.org

Но всё то, что он любил, было незначительным по сравнению с его любовью к матери и её работе. Это была всеохватывающая любовь, преобладающая над всем остальным в его жизни. Его преданность ей была осознанным и свободным выбором, а не результатом его сыновьей привязанности. В конце концов, ведь ему было почти 15 лет, когда он впервые узнал её и начал жить с ней – слишком поздно для формирования Эдипова комплекса. Её не было в его период впитывающего разума. Но при этом ни у одной из сторон никогда не возникало мысли разорвать отношения. Он жил для неё, с ней, но не через неё. Самое удивительное в этом человеке было то, что, не имея классического академического образования, он во всей полноте понимал направление её мысли. Интуитивный ум и открытость души позволяли ему быть на одном уровне с ней и её идеями, развивающимися с невероятной скоростью, более того, иногда он даже опережал её, заставляя её двигаться быстрее. Ничто из того, что она вычислила, разработала или установила, не было для него неожиданностью.

Благодаря ему её обошло одиночество, с которым часто сталкиваются гении, и в развитии своих мыслей она никогда не останавливалась. Но он был не просто рупором для скандирования её идей: он помогал ей формулировать их и придавать им форму, позволяя ей развивать свой уникальный ум до конца. Чем старше она становилась, тем большую часть её работы он брал на себя: организовывал курсы, экзаменовал студентов, читал лекции и т. д. Он справился со всеми нюансами и неожиданными трудностями во время учебных курсов.

Ограждая её от таких практических мелочей, он давал ей возможность полностью сконцентрироваться на работе. Он давал ей не только свой отклик, но и новые идеи. С годами их идеи всё более сближались. Без него она бы столкнулась с лавиной непонимания, духовного одиночества, ей было бы очень трудно без его поддержки бороться за чистоту своей работы.

Он понимал, что его энтузиазм и вера в её видение космического пути развития человечества стали её опорой. Он продолжил её борьбу после её смерти. Несмотря на все трудности и интриги, он продолжал бороться за ребёнка – творца человека.

Марио Монтессори, мой отец, был необыкновенным человеком.

ami-global.org

Авторы: Анна Федосова, Милена Хенни-Монтессори (ami-global.org)

Чтение и письмо

М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.

Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.

Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:

Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.

Сосредоточенная работа как источник энергии


Фото: LightField Studios / Shutterstock
Фото: Littlekidmoment / Shutterstock

Монтессори считала глубокую концентрацию в какой-либо деятельности ключом к внутренней гармонии, а достигается концентрация благодаря удовольствию от выполняемой работы. Когда ребёнок заинтересован тем, что делает, в нём развивается внутренняя мотивация к обучению, возникает чувство ответственности за результат. Но сосредоточенно заниматься сложно, если вокруг множество отвлекающих факторов

Именно поэтому большое внимание в системе Монтессори уделяется оформлению классных комнат: оно должно пробуждать любопытство, но и не отвлекать лишними деталями

Идеи о взаимосвязи концентрации и удовольствия подтвердили и исследования современного американского психолога Михая Чиксентмихайи о состоянии потока — полного сосредоточения на своей деятельности. Например, если человек увлекается рисованием, то в состоянии потока он может два часа провести у мольберта, даже не заметив, как пролетело время

Учёный, на примере работы хирургов, описывает это так: «Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своём теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук»

При этом «погружаться» в поток можно по необходимости, а для этого сформировать чёткие цели, направить всё внимание на процесс и регулярно проверять себя.

Что об этом говорила Монтессори: «Духовная жизнь на самом деле строится на фундаментальной основе целостной личности, пребывающей в гармонии с внешним миром. Блуждающий разум, оторванный от реальности, также, надо сказать, отходит от здоровой нормы».

Зачем это взрослым: концентрация позволит добиться своих образовательных целей и не сойти с намеченного пути. Для многих студентов соблюдение этого принципа станет залогом возвращения инвестиций в обучение.

Как это применять в обучении взрослых:

  • Учебное пространство должно быть красивым, минималистичным и упорядоченным, и к онлайну это тоже относится. В приятной атмосфере, где всё продумано до малейших деталей и нет ничего лишнего, студент расслабляется — в этом состоянии сосредоточиться на получении знаний гораздо проще.
  • Процесс учёбы нельзя прерывать на технические вопросы, неэффективное общение, гаджеты и социальные сети. Студент исключает всё, что отвлекает от учебной цели, а организатор обучения предотвращает появление нежелательных организационных проблем в процессе.
  • У студента должна быть ясная цель. Он должен чётко представлять, каких результатов хочет добиться, ведь когда знаешь цель — легче сосредоточиться на маршруте.

Педагогическая система Монтессори

О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Принцип системы Монтессори

Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Математическое развитие по системе Монтессори

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Область языкового развития

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

Развитие ребенка по системе Монтессори

Главный девиз итальянского педагога – «помоги ребенку сделать самостоятельно». Предоставив малышу полную свободу выбора занятий и организовав индивидуальный подход к каждому, Монтессори умело направляла деток на самостоятельное развитие, не стремясь переделать их, а признавая их право оставаться самими собой. Это помогало ребятам легче раскрывать творческий потенциал и достигнуть более высоких результатов в развитии мышления, чем у их сверстников, которых обучали иначе.

Занятия по методике Монтессори не допускали сравнения детей или соревновательных настроений. В ее педагогике не было общепринятых критериев оценивания или поощрения ребят, как запрещены были и принуждения, наказания. По наблюдению педагога, каждый ребенок хочет быстрее стать взрослым, а достичь этого у него выйдет только, получая свой жизненный опыт, поэтому воспитатель должен дать ему право быть независимым, выступая преимущественно наблюдателем, а помогать лишь при необходимости. Предоставление крохе свободы приводит к воспитанию самостоятельности.

Детям разрешено самостоятельно выбирать скорость и ритм занятий, который будет для них максимально эффективным. Они сами определяют, сколько времени отвести на игру, какой материал использовать в обучении. При желании ученик меняет окружающую обстановку. И самое главное – кроха самостоятельно выбирает направление, в котором хочет развиваться.

Самая модная педагогическая идея XX века

Врач по профессии, Мария Монтессори длительное время имела дело с юными пациентами специализированных учреждений. Условия в таких учреждениях не пестрят возможностями для игр и познания. Созданная по задумке неравнодушного доктора игровая комната помогла быстро вовлечь незанятых воспитанников в деятельность и обучение и достичь скачка в их интеллектуальном развитии.

Ряд ученых сходятся во мнении, что для растущего ребенка необязательно создавать именно такую среду, а нужно лишь быть рядом в нужный момент и направлять деятельность малыша. Автор долгое время оттачивала свою методику, и до сих пор не утихли споры о том, насколько эта система подходит здоровым, ничем не обделенным с рождения детишкам.

Но шум вокруг методики все же поднялся не только на родине автора. Выйдя за границы Европы в прошлых десятилетиях, Монтессори-педагогика буквально захватила частное дошкольное образование, в частности в России. Следует отметить также, что раннее развитие по Монтессори не требует глубокого знания педагогики – с ролью воспитателя справится любая внимательная мамочка.

Принцип

Занятия по системе Монтессори предполагают взаимодействие ребенка с предметами, окружающими его ежедневно в обычной жизни. В качестве физминуток используются музыкальные приветствия. Но вот присутствию взрослого и его участию в познании отводится роль второго плана. На первом – интерес малыша.

Один из ведущих принципов – опора на сензитивность, то есть восприимчивость малыша к тем или иным стимулам на разных возрастных этапах. Впрочем, задолго до Монтессори было доказано, что сенситивные периоды попеременно сменяются кризисными вплоть до старости.

Кто такой воспитатель

В этой системе воспитатель – лишь наблюдатель, задача которого вовремя подкинуть идею маленькому мозгу. Никаких навязанных программ обучения, нормативов освоения навыков. Только своевременная поддержка и поощрение. Причем в довольно конкретных формулировках: «Очень здорово у тебя получается поливать цветы!», «Ты так быстро справился с пазлом!»

Размытые «молодец» и «умница», а также оценки из уст Монтессори-воспитателя звучать не должны. Гиперактивный, невнимательный или незаинтересованный ребенок не должен получать порицания – ему нужно терпеливо помочь найти себя и увлечься игрой. Каждое действие воспитателя должно способствовать большему раскрытию потенциала подопечного.

Условия успеха

Полная реализация методики Монтессори возможна разве что в условиях тематического детского учреждения, где каждая деталь задумывается и шлифуется в соответствии с педагогическими целями.

В домашних условиях мама и папа могут использовать элементы методики более гибко, в сочетании с другими средствами и дидактическими приемами.

Это позволяет создать собственную уникальную развивающую среду, максимально адаптированную именно для вашего ребенка. В этом и будет заключаться основное преимущество домашнего Монтессори-клуба.

В этом небольшом видео вы узнаете историю создания методики и ее основные принципы:

Мария Монтессори и ее методика

Марию Монтессори считают одним из лучших педагогов своего времени. Ею была разработана методика, которая являлась альтернативой методам традиционной педагогики. Изначально система воспитания предназначалась только для детей от 3 лет. Сегодня же можно найти сады, в которые принимают детей от 8 месяцев. Далеко не все, что можно увидеть во время воспитания современными педагогами, присутствовало в оригинальной системе.

Игрушки Монтессори

Для обучения и воспитания изначально разрабатывались специальные материалы. Мария Монтессори настаивала на том, что бы игрушки назывались материалами, а слово «играть» было заменено на «заниматься».

История появления методики

Изначально система Монтессори разрабатывалась только для обучения детей с задержкой развития, чтобы помочь им адаптироваться к внешнему миру Во время работы с ними Мария создавала особые условия, которые позволяли воспитанникам развивать навыки самообслуживания. Это было реализовано благодаря играм, способствующим развитию у воспитанников тактильной чувствительности.

Мария Монтессори

Целью воспитания при помощи Монтессори педагогики было не повышение уровня интеллектуального развития, а адаптация к жизни в обществе. Но результаты удивили даже основательницу системы, так как в процессе обучения умственные показатели улучшались.

Обратите внимание! После года обучения по этой методике воспитанники с задержкой в развитии догнали своих сверстников, а некоторые из них показали даже лучшие результаты. На основании собранных во время наблюдения данных, Мария соединила это с уже существующими педагогическими теориями и создала систему, которая и получила название Монтессори

После обнародования результатов методика стала применяться и при обучении здоровых детей. Изменить программу было просто, так как она легко подстраивается под потребности воспитанников

На основании собранных во время наблюдения данных, Мария соединила это с уже существующими педагогическими теориями и создала систему, которая и получила название Монтессори. После обнародования результатов методика стала применяться и при обучении здоровых детей. Изменить программу было просто, так как она легко подстраивается под потребности воспитанников.

Обратите внимание! Получить ответ на вопрос «школа Марии Монтессори — что это такое?» можно только при детальном рассмотрении принципов ее методики. Читая биографию Марии Монтессори, можно узнать, что она оставила своего сына, Марио Монтессори, на воспитание другой семье

Но это было связано с тем, что в то время статус матери одиночки не дал бы ей возможности заниматься какой-либо деятельностью. Причиной этого стала депрессия Марии. Когда сыну исполнилось 15 лет, Монтессори забрала его и с тех пор он стал не только ее помощником, но и последователем, что можно заметить, рассматривая фотографии

Читая биографию Марии Монтессори, можно узнать, что она оставила своего сына, Марио Монтессори, на воспитание другой семье. Но это было связано с тем, что в то время статус матери одиночки не дал бы ей возможности заниматься какой-либо деятельностью. Причиной этого стала депрессия Марии. Когда сыну исполнилось 15 лет, Монтессори забрала его и с тех пор он стал не только ее помощником, но и последователем, что можно заметить, рассматривая фотографии.

Мария Монтессори с ребенком

Плюсы и минусы системы

Планируя введение развивающей программы в жизнь ребенка, нужно оценить ее сильные и слабые стороны. Направление подходит не всем детям, может не совпадать с ожиданиями родителей. В частности, надо изначально определиться с планами на будущее. Когда после детского сада по программе Монтессори предстоит обучение в школе со строгой дисциплиной, могут возникнуть проблемы. Если же запланировано дистанционное обучение, высока вероятность получения оптимальных результатов.

Достоинства направления

Школа Монтессори – это спокойное место, где детям интересно учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере. Здесь не используется система оценивания, каждый ребенок может развиваться по индивидуальному плану, к нему не предъявляются требования, его не подгоняют. Воспитанников не пытаются подвести под один стандарт, поэтому они не ощущают давления и не конкурируют. Малыши могут заниматься тем, что им интересно, но при этом всесторонне развиваются и даже после перехода в обычную школу не попадают в разряд отстающих. Ребята не просто учатся, они познают реальную жизнь на практике, приобретая навыки, которые им пригодятся в будущем.

Недостатки направления

Основные минусы системы Монтессори – сложности с последующим переходом к строгой дисциплине, низкий уровень социализации. Дети в группах предоставлены сами себе, попадая после этого в школу, где надо сидеть на одном месте 45 минут и делать то же, что и остальные, становится источником стресса. После такой развивающей подготовки ребенку комфортнее обучаться дистанционно. Он уже может планировать свой распорядок, понимает уровень ответственности, проявляет интерес к обучению, поэтому будет отлично учиться по индивидуальной схеме.

Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке.

В каких случаях лучше не прибегать к использованию системы?

Перечисленные минусы Монтессори обостряются в случае с замкнутыми детьми. Если малыш и без того скован, то из-за отсутствия активного общения он может стать еще более закрытым. Не подходит такая воспитательная форма слишком активным дошкольникам. Им не так интересно заниматься самостоятельно, они требуют внимания, становятся источником постоянного шума, отвлекают других воспитанников. Не стоит использовать систему родителям, которые не готовы поддержать ее введение в домашних условиях. Если в садике ребенок будет все делать самостоятельно, а дома его будут сильно опекать, то у малыша разовьется внутренний конфликт, что грозит непредсказуемыми последствиями.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику

Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом

Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Специфика развития по системе Монтессори

Главная особенность подхода в том, что обучение детей по системе Монтессори позволяет малышам жить в реальном мире, а не играть в него. Они используют в быту обычные предметы, а не их игрушечные аналоги, с раннего возраста сталкиваются с необходимостью выполнения «взрослых» задач (уборка, готовка, ремонт и т.д.). Дети в такой обстановке быстро привыкают к тому, что они должны сами отвечать за свои действия и исправлять собственные ошибки.

Сенсорное

Этому моменту в системе Монтессори отводится повышенное внимание. Работа с особыми сенсорными материалами стимулирует мозговую активность, закладывая основы развития математических способностей

В результате занятий дети начинают мыслить более точно и логично, благодаря чему происходит безболезненный переход к математическим терминам. Работа основывается на обеспечении малышу доступа к максимальному количеству разных материалов. Перебирая объекты с отличающимися свойствами и характеристиками, дети развивают зрение, слух, обоняние, вкус, восприятие формы, веса и текстуры. Дополнительно стимулируется мускульная память.

Математическое

Система образования Монтессори не требует целенаправленного изучения математических действий. Все происходит естественно за счет среды, которая специально пропитана математикой. Отведенная для этой области зона пособий и материалов содержит объекты, благодаря которым дети осваивают принципы сложения, вычитания, деления, умножения, порядкового счета. В одних случаях он обращается к воспитателям, в других действует интуитивно, чего в комплексе оказывается достаточно.

Языковое

Каждый день, пребывая в среде, оформленной по системе Монтессори, дети расширяют свой словарный запас, учат буквы, правильное написание и чтение слов. Они не просто занимаются с кубиками или листают азбуку, а рисуют символы на манке или другой крупе, лепят буквы самостоятельно, используют разные варианты подвижного алфавита. Одновременное стимулирование нескольких зон головного мозга при изучении языка способствует развитию письма, речи, подталкивает рост уровня интеллекта.

Космическое

Эта область воспитания предназначена для формирования у ребенка целостного восприятия мира. Монтессори педагог, заручившись специальными материалами, самыми простыми словами объясняет детям сложные вещи. Малыши естественным путем знакомятся с природными процессами, изучают географию, историю, животный и растительный мир, даже строение человека. Информация подается так, чтобы воспитанники сразу начали воспринимать себя не в качестве стороннего наблюдателя, а неотъемлемой частицы космоса.

Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.

Краткая биография Марии Монтессори

Несомненно, имя выдающего итальянского педагога-гуманиста, врача, ученого и философа известно многим родителям. Она получила всемирную популярность, создав свою уникальную педагогическую систему развития и обучения маленьких деток.

Незаурядная женщина

Биография М. Монтессори (31.08.1870 – 06.05.1952) как поле боя, постоянная борьба с общеустановленными догмами. Мария была одним ребенком в семье, и родители хотели, чтобы девочка смогла реализовать себя в жизни. Нам подобное стремление кажется разумным, но тогда в католической Италии это противоречило привычным стандартам поведения женщин.

Только неутолимая жажда знаний и настойчивость помогали девушке преодолевать постоянно возникающие преграды. В двенадцатилетнем возрасте она поступает в техническое учебное заведение для юношей, а потом в университет. Затем, в 26 лет, закончив с отличием медицинский факультет, опять совершает чудо, становясь первой женщиной-врачом в Италии.

В больнице университета Мария впервые увидела умственно отсталых детей. Девушка была до глубины души поражена увиденным и всецело отдалась лечению и занятиям с несчастными малышами. Она руководит школой для крох с серьезными проблемами в развитии, занимается разработкой специализированных тренингов, придумывает пособия и игры. Так появились первые дидактические материалы.

Новый взгляд на развитие воспитание

Это был прорыв в педагогике! Воодушевленная успехом, врач возглавляет Дом ребенка для здоровых детей и продолжает усовершенствовать свои наработки. Убедившись в действенности этих занятий, она делится знаниями с педагогами из разных стран. В 1929 Мария с сыном основывает Международную ассоциацию им. Монтессори. Организация действует доныне, помогая организовывать деятельность учебных заведений по всему миру.

Но не всем понравились взгляды гуманиста-педагога. В 1934-м Мария вынуждена уехать из Италии в которой правит Муссолини. С тех пор, она нигде надолго не останавливалась. Считая, себя человеком мира Мария ездила по свету, везде пропагандируя свою методику обучения.

Умерла и захоронена она в Нидерландах. Ее имя решением ЮНЕСКО внесено в список 4-х педагогов определивших педагогическое мышление XX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector