Этика
Содержание:
- Этика и мораль.
- ↑щРХЙЮ Б мНБНЕ БПЕЛЪ
- Области этического исследования.
- Структура и актуальные этические проблемы
- Этика естественного права [ править ]
- История этики
- Происхождение
- Этика как отрасль философского знания
- Виды этики
- ↑щРХЙЮ Б ЯПЕДМХЕ БЕЙЮ Х ЩОНУС бНГПНФДЕМХЪ
- [править] Основные направления в этике
- Краткая история этики
- ↑юМРХВМЮЪ ЩРХЙЮ
Этика и мораль.
Этика и мораль относятся к понятиям «правильного» и «неправильного» поведения.
Термины «этика» и «мораль» не всегда используются последовательно и точно в повседневном контексте, и их обычные значения не всегда соответствуют использованию этих терминов философами. Этика часто используется в связи с деятельностью организаций и профессиональными кодексами поведения: например, медицинская и деловая этика, которые часто формализованы в виде исчерпывающих сводов правил или руководящих принципов, определяющих, как сотрудники должны вести себя на своих рабочих местах (например, в отношении обязанности проявлять заботу или конфиденциальности, которые медицинские работники обязаны своим пациентам; или медицинских этических принципов милосердия, непричинения вреда, уважения автономии и справедливости). С другой стороны, мораль чаще используется в связи с тем, как люди ведут свою личную, частную жизнь, часто в отношении личной финансовой честности, законного поведения и приемлемых стандартов межличностного поведения (включая правдивость, честность и сексуальные отношения).
Иногда эти два термина используются как взаимозаменяемые, но они разные. Этика относится к правилам, предоставленным из внешнего источника, например, кодексам поведения на рабочем месте или религиозным принципам. Мораль относится к личным принципам относительно правильного и неправильного.
↑щРХЙЮ Б мНБНЕ БПЕЛЪ
щРХЙЮ мНБНЦН БПЕЛЕМХ ХЛЕКЮ ЯКНФМСЧ ХЯРНПХЧ БНГМХЙМНБЕМХЪ. я ЯЮЛНЦН МЮВЮКЮ НМЮ АЮГХПНБЮКЮЯЭ МЮ ПЮГКХВМШУ, ДЮФЕ ОПНРХБНПЕВЮЫХУ ДПСЦ ДПСЦС ОПХМЖХОЮУ, ЙНРНПШЕ ОНКСВЮКХ Б ЙНМЖЕОЖХЪУ НРДЕКЭМШУ ЛШЯКХРЕКЕИ ЯБНЕ НЯНАНЕ ЯНВЕРЮМХЕ. б ЕЕ НЯМНБЕ МЮУНДЪРЯЪ ЦСЛЮМХЯРХВЕЯЙХЕ ХДЕХ, ПЮГБХРШЕ Б ЩОНУС бНГПНФДЕМХЪ, ОПХМЖХО КХВМНИ НРБЕРЯРБЕММНЯРХ, ББЕДЕММШИ ВЕПЕГ ОПНРЕЯРЮМРЯЙСЧ ХДЕНКНЦХЧ, КХАЕПЮКЭМШИ ОПХМЖХО, ОНЯРЮБХБЬХИ НРДЕКЭМНЦН ХМДХБХДЮ Я ЕЦН ФЕКЮМХЪЛХ Б ЖЕМРП ПЮЯЯСФДЕМХЪ, Х ОНКЮЦЮЧЫХИ НЯМНБМШЕ ТСМЙЖХХ ЦНЯСДЮПЯРБЮ Б ГЮЫХРЕ ОПЮБ Х ЯБНАНД КХВМНЯРХ.
б XVII Б. ЛНПЮКЭМШЕ РЕНПХХ НРПЮФЮЧР ЯКНФМНЯРХ ОПНЖЕЯЯЮ БНГМХЙМНБЕМХЪ ЙЮОХРЮКХЯРХВЕЯЙНЦН НАЫЕЯРБЮ, МЕСБЕПЕММНЯРЭ ВЕКНБЕЙЮ Б ЯБНЕИ ЯСДЭАЕ Х БЛЕЯРЕ Я РЕЛ ОННЫПЪЧР ХМХЖХЮРХБС, МЮОПЮБКЕММСЧ МЮ ОПЮЙРХВЕЯЙХЕ ДНЯРХФЕМХЪ. б ЩРХЙЕ ЩРН ОПХБНДХР Й ЯНВЕРЮМХЧ ДБСУ ОПНРХБНОНКНФМШУ ОНДУНДНБ: ЯРПЕЛКЕМХЪ Й КХВМНЛС ЯВЮЯРЭЧ, МЮЯКЮФДЕМХЧ, ПЮДНЯРХ МЮ МХГЬЕЛ ЩЛОХПХВЕЯЙНЛ СПНБМЕ АШРХЪ ЯСАЗЕЙРЮ Х ЯРПЕЛКЕМХЪ Й НАПЕРЕМХЧ ЯРНХВЕЯЙНЦН ЯОНЙНИЯРБХЪ МЮ ХМНЛ – БШЯЬЕЛ СПНБМЕ АШРХЪ. бШЯЬЕЕ МПЮБЯРБЕММНЕ АШРХЕ НЯЛШЯКХБЮЕРЯЪ ВЕПЕГ ЯСЦСАН ПЮЖХНМЮКЭМШЕ ЙНМЯРПСЙЖХХ, ЯБЪГЮММШЕ Я СРБЕПФДЕМХЕЛ ХМРЕККЕЙРСЮКЭМНИ ХМРСХЖХХ, БПНФДЕММНЦН ГМЮМХЪ. б МХУ ВСБЯРБЕММШЕ ЯРНПНМШ АШРХЪ ЯСАЗЕЙРЮ ТЮЙРХВЕЯЙХ ОНКМНЯРЭЧ ОПЕНДНКЕБЮЧРЯЪ.
XVIII – XIX ББ. ЯБЪГЮМШ Я НРМНЯХРЕКЭМН ЯОНЙНИМШЛ ОЕПХНДНЛ Б ПЮГБХРХХ ЙЮОХРЮКХГЛЮ. мПЮБЯРБЕММШЕ РЕНПХХ АНКЕЕ НПХЕМРХПСЧРЯЪ ГДЕЯЭ МЮ ВСБЯРБЕММШЕ ЯРНПНМШ АШРХЪ ВЕКНБЕЙЮ. мН ВСБЯРБЮ ОНМХЛЮЧРЯЪ МЕ РНКЭЙН Б ЩБДЕЛНМХЯРХВЕЯЙНЛ ОКЮМЕ, ЙЮЙ СЯКНБХЪ ДНЯРХФЕМХЪ ЯВЮЯРЭЪ, ЙЮЙ ОНГХРХБМШЕ ЩЛНЖХХ, ЯОНЯНАЯРБСЧЫХЕ ПЮДНЯРХ ФХГМХ. б ПЪДЕ ЙНМЖЕОЖХИ НМХ МЮВХМЮЧР ОПХНАПЕРЮРЭ ЯСЦСАН МПЮБЯРБЕММНЕ ГМЮВЕМХЕ, ОПЕДЯРЮЧР ХЛЕММН ЙЮЙ ЛНПЮКЭМШЕ ВСБЯРБЮ, МЮОПЮБКЕММШЕ МЮ ЦСЛЮММНЕ НРМНЬЕМХЕ Й ДПСЦНЛС, ВРН ЯОНЯНАЯРБСЕР ЦЮПЛНМХГЮЖХХ НАЫЕЯРБЕММНИ ФХГМХ. б ЙЮВЕЯРБЕ ПЕЮЙЖХХ МЮ ВСБЯРБЕММНЕ Х ЩБДЕЛНМХЯРХВЕЯЙНЕ ОНМХЛЮМХЕ ЛНПЮКХ БНГМХЙЮЕР ОНДУНД, Б ЙНРНПНЛ ЛНПЮКЭ ОПЕДЯРЮЕР ЙЮЙ ПЮЖХНМЮКЭМЮЪ ЙНМЯРПСЙЖХЪ, БШБНДХЛЮЪ ХГ ВХЯРНЦН ПЮГСЛЮ. йЮМР ОШРЮЕРЯЪ ЯТНПЛСКХПНБЮРЭ ЮБРНМНЛМШИ ОНДУНД Й НАНЯМНБЮМХЧ ЛНПЮКХ, ПЮЯЯЛНРПЕРЭ МПЮБЯРБЕММШИ ЛНРХБ ЙЮЙ МЕ ЯБЪГЮММШИ МХ Я ЙЮЙХЛХ ОПЮЦЛЮРХВЕЯЙХЛХ ЛНРХБЮЛХ АШРХЪ. йЮМРНБЯЙХИ ЙЮРЕЦНПХВЕЯЙХИ ХЛОЕПЮРХБ, НЯМНБЮММШИ МЮ ОПНЖЕДСПЕ ЛШЯКЕММНИ СМХБЕПЯЮКХГЮЖХХ ЯБНЕЦН ОНБЕДЕМХЪ ЙЮЙ ЯПЕДЯРБЕ ЕЦН ЙНМРПНКЪ ЯН ЯРНПНМШ ЮБРНМНЛМНИ ЛНПЮКЭМНИ БНКХ, ДН ЯХУ ОНП Б ПЮГКХВМШУ БЮПХЮМРЮУ ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ОПХ ОНЯРПНЕМХХ ЩРХВЕЯЙХУ ЯХЯРЕЛ.
б ЩРХЙЕ мНБНЦН БПЕЛЕМХ МЮУНДХР БШПЮФЕМХЕ ХДЕЪ ХЯРНПХХ. б ЙНМЖЕОЖХЪУ ОПНЯБЕРХРЕКЕИ, цЕЦЕКЪ, лЮПЙЯЮ ЛНПЮКЭ ОНМХЛЮЕРЯЪ ЙЮЙ НРМНЯХРЕКЭМЮЪ, ЯОЕЖХТХВЕЯЙЮЪ ДКЪ ЙЮФДНЦН ЙНМЙПЕРМНЦН ЩРЮОЮ ПЮГБХРХЪ НАЫЕЯРБЮ, Б ЙЮМРНБЯЙНИ ТХКНЯНТХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЕ ПЮЯЯЛНРПЕМХЕ МПЮБЯРБЕММНЯРХ, МЮНАНПНР, ОНДВХМЕМН ХЯЯКЕДНБЮМХЧ РЕУ СЯКНБХИ, ОПХ ЙНРНПШУ ЮАЯНКЧРМШЕ ЛНПЮКЭМШЕ ОПХМЖХОШ ЛНЦСР ЯРЮРЭ, ДЕИЯРБЕММШЛХ, ОПЮЙРХВЕЯЙХ БШОНКМХЛШЛХ. с цЕЦЕКЪ ХЯРНПХВЕЯЙХИ ОНДУНД ПЮГБХБЮЕРЯЪ МЮ НЯМНБЕ РЕГХЯЮ Н РНЛ, ВРН ЮБРНМНЛМЮЪ МПЮБЯРБЕММЮЪ БНКЪ АЕЯЯХКЭМЮ, МЕ ЛНФЕР МЮИРХ ХЯЙНЛСЧ ЯБЪГЭ Я ЖЕКШЛ. нМЮ ЯРЮМНБХРЯЪ ДЕИЯРБЕММНИ РНКЭЙН Б ЯХКС РНЦН, ВРН НОХПЮЕРЯЪ МЮ ХМЯРХРСРШ ЯЕЛЭХ, ЦПЮФДЮМЯЙНЦН НАЫЕЯРБЮ Х ЦНЯСДЮПЯРБЮ. оНЩРНЛС Б ХРНЦЕ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ПЮГБХРХЪ ЛНПЮКЭ ЛШЯКХРЯЪ С цЕЦЕКЪ ЙЮЙ ЯНБОЮДЮЧЫЮЪ Я ЯНБЕПЬЕММНИ РПЮДХЖХЕИ. XIX Б. ЩРН РЮЙФЕ ОЕПХНД, ДЮЧЫХИ ЛНЫМШИ БЯОКЕЯЙ СРХКХРЮПМНЛС ОНМХЛЮМХЧ МПЮБЯРБЕММНЯРХ (аЕМРЮЛ, лХКЭ).
лЮПЙЯ Х ЦКЮБМШЛ НАПЮГНЛ ЕЦН ОНЯКЕДНБЮРЕКХ ОШРЮКХЯЭ УХРПНСЛМШЛ НАПЮГНЛ ЯНЕДХМХРЭ ЦЕЦЕКЕБЯЙХИ Х ЙЮМРХЮМЯЙХИ ОНДУНД. нРЯЧДЮ ЛНПЮКЭ Я НДМНИ ЯРНПНМШ НЙЮГШБЮКЮЯЭ ЙКЮЯЯНБНИ, ХЯРНПХВЕЯЙХ ПЕКЪРХБМНИ, Я ДПСЦНИ ЯРНПНМШ НМЮ ЯРЮМНБХКЮЯЭ ЕДХМЯРБЕММШЛ ЯПЕДЯРБНЛ ПЕЦСКЪЖХХ ОНБЕДЕМХЪ Б СЯКНБХЪУ ЙНЛЛСМХЯРХВЕЯЙНЦН НАЫЕЯРБЮ, ЙНЦДЮ ОН ЛШЯКХ ЙКЮЯЯХЙНБ ЛЮПЙЯХГЛЮ НРОЮДСР БЯЕ ХЯЙЮФЮЧЫХЕ ВХЯРНРС МПЮБНБ ЯНЖХЮКЭМШЕ НАЯРНЪРЕКЭЯРБЮ, АСДСР ОПЕНДНКЕМШ БЯЕ НАЫЕЯРБЕММШЕ ЮМРЮЦНМХГЛШ.
Области этического исследования.
Есть три обширных области этического исследования:
- Метаэтика
Она фокусируется на значении самих этических терминов (например, «что есть добро?») и на вопросах о том, как получить этическое знание (например, «как я могу отличить хорошее от плохого?»). Метаэтика касается природы этических свойств, утверждений, отношений и суждений. Исследует, что означают этические вопросы и на каком основании люди могут узнать, что является «истинным» или «ложным».
- Нормативная этика
Эта область изучает этические действия, поэтому он прямо фокусируется на вопросах типа «что правильно делать?» В основном нормативная этика занимается вопросами о том, что люди должны делать, и о том, как люди могут решить, какие «правильные» этические действия им следует предпринимать.
- Прикладная этика
Эта область касается того, как люди могут достичь этических результатов в конкретных ситуациях. Следовательно, она связана с философским исследованием отдельных (и часто сложных) вопросов, связанных с этическими суждениями. Такие области, как биоэтика, экологическая этика, этика развития и деловая / корпоративная этика, могут рассматриваться как области прикладной этики.
Структура и актуальные этические проблемы
Как философская дисциплина, этика имеет собственную структуру. В нее включены:
- история дисциплины;
- теоретико-методологические данные о самых абстрактных этических проблемах;
- описание исторических типов морали, или ее генеалогия;
- социология морали, которая рассказывает о практической роли нравственных понятий в общественной жизни и жизни личности;
- психология нравственности и морали;
- праксиология – прикладная разновидность данной дисциплины;
- педагогическая этика – наука о морально-нравственном воспитании.
Самостоятельный статус этики в философии и его обоснование – это большая теоретическая проблема, которая стоит перед философами и учеными и поныне. Нередко ее относят к философским теориям или гуманитарным наукам. То, что этика является философской дисциплиной, очевидно из того, что первая представляет собой цель, необходимую для философского мышления. Она учит, как сформулировать и достигать цели в жизни, в чем ценность жизни.
Поскольку этика является практической философией, изучение ее крайне важно. Каждый человек к зрелому возрасту располагает системой ценностей и взглядов на мир, но, когда речь заходит о вынесении оценки в области профессиональной или политической жизни, необходимо умение точно разбираться в ситуации и не быть субъективным
Специалисты в области прикладной этики крайне нужны в таких областях, как:
- проведение этико-прикладных исследований;
- организация деловых отношений;
- арт-бизнес;
- эстетика;
- обучение культуре управления;
- биоэтика;
- этикет.
Главная цель, которую имеет под собой изучение данной дисциплины – вызвать в человеке желание освоить ценностное, теоретическое и культурное многообразие этой науки. Она должна стать сердцевиной как общественной, так и личностной жизнеорганизации.
Этика естественного права [ править ]
В средние века , Фома Аквинский разработал синтез библейского и Аристотеля этика называется естественный закон теории, согласно которой природа человека определяет , что является правильным и неправильным. Например, убийство — это плохо, потому что жизнь важна для людей, поэтому лишать кого-то этого по своей сути является злом. Образование необходимо людям, и это их право, потому что их интеллектуальная природа требует развития. Теория естественного права остается в основе католического морального учения, например, в его позициях по контрацепции и другим спорным моральным вопросам.
Католическая практика принудительного исповедания привела к разработке руководств по казуистике , применению этических принципов к детальным случаям совести, таким как условия справедливой войны .
История этики
Идею того, что единственный источник общепринятых норм морали и нравственности — разум, подхватили Сократ и Платон.
Аристотель, ученик Платона, оценил этику как часть «практической» философии, так как главный вопрос этой дисциплины должен звучать как «что нам делать?». По его мнению, результат нравственного, правильного поведения — счастье. К нему должны привести логичные и осознанные поступки, которые не относятся ни к одной из крайностей.
Таким образом, по Аристотелю, основные добродетели — это благоразумие и умеренность, стремление к «золотой середине». При этом он осознавал, что в отличие от математики этой дисциплине не свойственна точность, поэтому и результаты исследования достаточно гибкие, а значит, они не могут быть приняты всеми и безоговорочно.
Цель этики как науки по Аристотелю — не знания, а поступки
Любая деятельность человека направлена на достижение каких-либо идеалов, которые сами по себе тоже могут быть лишь ступеньками к чему-то более важному. Эту главную цель Аристотель называл высшим благом, а ее реализацию отождествлял со счастьем
Золотое правило этики — «не делай другим того, чего не желаешь себе» — находило отражение в том или ином виде в разных культурах.
С развитием и появлением новых этических теорий философы стали испытывать сложности из-за отсутствия объединенной терминологии. Основными часто объявлялись субъективные или противоречивые понятия. Разработка и глубокий анализ этики как науки осложнен восприятием индивидуума (любого человека): мораль, которая часто находится в подсознании, мешает объективному анализу собственных установок и норм социума.
Важный период в истории занимает тенденция к религиозности и персонификации Бога. В таких этических системах нормы — божественные и непреклонные, а сам человек за свои поступки отвечает не перед обществом или собой, а перед Богом.
Происхождение
Эпические поэмы, стоящие у истоков многих мировых литератур, таких как месопотамский эпос о Гильгамеше , Гомеровская Илиада и исландские Эдды , изображают набор ценностей, которые подходят сильному лидеру небольшого племени. Доблесть и успех — главные качества героя, и они обычно не ограничиваются моральными соображениями. Месть и вендетта — подходящие действия для героев. Боги, появляющиеся в таких эпосах, не являются защитниками моральных ценностей, а являются капризными силами природы, которых следует бояться и умилостивлять.
Более строго этические требования иногда встречаются в литературе древних цивилизаций, нацеленной на низшие классы общества. Шумерский Альманах фермера и египетская Инструкция Amenemope как советуют фермер , чтобы оставить немного зерна для бедных Gleaners, и обещание милостей от богов за это. Ряд древних религий и этических мыслителей также выдвигали некоторую версию золотого правила , по крайней мере, в его отрицательной версии: не делайте с другими того, что вы не хотите делать с собой.
Этика как отрасль философского знания
Будучи отраслью философского знания, этика подразделяется на два раздела:
- практическая;
- теоретическая.
Первая является кодексом правил и норм, которыми человек должен руководствоваться, чтобы правильно жить в обществе. Вторая изучает философско-религиозные вопросы, объединяет научную информацию. Благодаря рассуждениям и выводам, которые основываются на принципе логичности, этика стала научной дисциплиной. Но, несмотря на это, этику также можно отнести к философии на основании проблем, которые она рассматривает.
Помимо этики, к философским дисциплинам относятся:
- гносеология;
- онтология;
- эстетика.
Перечисленные отрасли охватывают различные темы в зависимости от историко-культурных и иных особенностей изучаемого вопроса. Вопросы, подпадающие под компетенцию этики, относятся к онтологии теории познания. С помощью онтологических и гносеологических догм, этика показывает, что нравственные ценности существуют в реальности и что каждый человек может изучить их и вписать в свою картину мира.
Относясь к философии, этика большей частью является теоретической дисциплиной, которая объединяет мораль с нравственными отношениями и высшими устремлениями каждого из людей. Она представляет собой нормативную и практическую части философского знания. Производя не только информацию и знания, которые можно изучить, но и духовные ценности, проявляемые в реальной жизни, она становится основой деятельности человека и задает ей вектор, указывает на добродетели, к которым следует стремиться в течение жизни.
Особенность этики в том, что объект ее изучения – не то происходящее, что в реальности окружает нас, а то должное, что происходит в соответствии с нравственными и духовными ценностями. Поэтому, ее можно отнести к философским дисциплинам, изучающим не только ценности человеческой жизни, но и то, как поступки и действия людей соответствуют моральным нормам.
Виды этики
Несмотря на свою неконкретность, у этики есть функции:
- нравственно-воспитательная;
- познавательно-просветительская.
Разные функции обуславливают разделение дисциплины на направления:
- Нормативная этика. Поддерживает в обществе принятые нравственные ценности, создает и обосновывает нормы. Отличие научного подхода от обычного морализаторства в том, что дисциплина старается аргументировать и доказать положительное влияние заданной модели поведения на жизнь человека. Такие правила находят больше благосклонности со стороны людей, настроенных на критическое мышление.
- Теоретическая этика. Изучает происхождение, развитие и роль в обществе норм и ценностей. Это научное познание морали и нравственности, целью которого является анализ. В теоретическую этику входит метаэтика — дисциплина, направленная на самоосмысление этики как научного направления.
- Прикладная этика. Решает реальные и гипотетические проблемы согласно правилам, принятым нормативной этикой. Это направление наиболее тесно связано с другими научными сферами: медициной, политологией, экологией и др.
↑щРХЙЮ Б ЯПЕДМХЕ БЕЙЮ Х ЩОНУС бНГПНФДЕМХЪ
б яПЕДМХЕ БЕЙЮ НЦПНЛМНЛС ПЮГАПНЯС МПЮБЯРБЕММШУ ПЕЬЕМХИ, УЮПЮЙРЕПМШУ ДКЪ ЮМРХВМНЯРХ, АШК ОПНРХБНОНЯРЮБКЕМ ЕДХМШИ ЮБРНПХРЕРМШИ ХЯРНВМХЙ ЛНПЮКЭМНЦН ДНАПЮ – БЯЕЛНЦСЫХИ аНЦ. нМ РЮЙФЕ ОНКЮЦЮЕРЯЪ БЯЕАКЮЦХЛ, БЯЕБХДЪЫХЛ, БЕГДЕЯСЫХЛ. б УПХЯРХЮМЯРБЕ аНЦ БШОНКМЪЕР ЙЮПЮРЕКЭМШЕ ТСМЙЖХХ Х НДМНБПЕЛЕММН ГЮДЕР ХДЕЮК МПЮБЯРБЕММНЦН ЯНБЕПЬЕМЯРБЮ. уПХЯРХЮМЯЙЮЪ ЩРХЙЮ Б НРКХВХЕ НР ЦПЕВЕЯЙНИ Х ПХЛЯЙНИ Б НЯМНБМНЛ ЯРЮКЮ ЩРХЙНИ ДНКЦЮ. б МЕИ АШКХ ЯТНПЛСКХПНБЮМШ ХМШЕ ЙПХРЕПХХ ЛНПЮКЭМНЦН ДНАПЮ. рЮЙХЕ ЙЮВЕЯРБЮ ЙЮЙ ЛСФЕЯРБН, БНХМЯЙЮЪ ДНАКЕЯРЭ, НРНЬКХ МЮ БРНПНИ ОКЮМ. б ЙЮВЕЯРБЕ ДНКЦЮ АШКЮ ББЕДЕМЮ КЧАНБЭ Й аНЦС Х АКХФМЕЛС (ЙЮЙ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕ ОПХМЖХОЮ АНФЕЯРБЕММНИ КЧАБХ), БЯЕ КЧДХ ЯРЮКХ ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭЯЪ ЙЮЙ ПЮБМНДНЯРНИМШЕ, МЕГЮБХЯХЛН НР ХУ СЯОЕУНБ Б ГЕЛМНИ ФХГМХ.
б ЯПЕДМЕБЕЙНБНИ ЩРХЙЕ АШКЮ НРПЮФЕМЮ АНКЕЕ БШЯНЙЮЪ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ЮМРХВМНЯРЭЧ НЖЕМЙЮ ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ВСБЯРБЕММНЯРХ, АНКЕЕ БШЯНЙЮЪ НЖЕМЙЮ РПСДЮ, Б РНЛ ВХЯКЕ – ОПНЯРНЦН, ЯБЪГЮММНЦН Я ПЕЛЕЯКЕММШЛ ОПНХГБНДЯРБНЛ, Х ЯЕКЭЯЙХЛ УНГЪИЯРБНЛ, Ю РЮЙФЕ ХЯРНПХВЕЯЙХИ БГЦКЪД ВЕКНБЕЙЮ МЮ ЯНАЯРБЕММНЕ ПЮГБХРХЕ.
б УПХЯРХЮМЯЙНИ ХДЕЕ бНЯЙПЕЯЕМХЪ ХГ Л╦ПРБШУ СРБЕПФДЮЕРЯЪ МЕ РНКЭЙН ЯНУПЮМЕМХЕ ОНЯЛЕПРМНЦН ЯСЫЕЯРБНБЮМХЪ ДСЬХ, МН ОНКЮЦЮЕРЯЪ РЮЙФЕ Х БНЯЯРЮМНБКЕМХЕ ОПЕНАПЮФЕММНЦН, НЯБНАНФДЕММНЦН НР ЦПЕУЮ РЕКЮ. щРН ЯБЪГЮММН ХЛЕММН Я НЯНГМЮМХЕЛ ГМЮВЕМХЪ ВСБЯРБЕММШУ ЯРНПНМ АШРХЪ ВЕКНБЕЙЮ. б РН ФЕ БПЕЛЪ ВСБЯРБЕММШЕ ОПНЪБКЕМХЪ ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ФХГМХ НЯЛШЯКЕМШ Б УПХЯРХЮМЯРБЕ Я РНВЙХ ГПЕМХЪ МЕНАУНДХЛНЯРХ ХУ ПЮГСЛМНЦН ЙНМРПНКЪ. б ЯЮЛНИ ХДЕЕ ОЕПБНПНДМНЦН ЦПЕУЮ ЛНФМН СБХДЕРЭ МНБНЕ ОНМХЛЮМХЕ ГЮДЮВ ВЕКНБЕЙЮ НРМНЯХРЕКЭМН ЯБНЕЦН ЯНАЯРБЕММНЦН ПЮГБХРХЪ, ЯБНЕЦН ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ, Б РНЛ ВХЯКЕ Х НЯНАНЦН НРМНЬЕМХЪ Й ЯБНЕИ ВСБЯРБЕММНЯРХ. рЕОЕПЭ ЩРН СФЕ МЕ УЮПЮЙРЕПМНЕ ДКЪ ЮМРХВМНЯРХ «ДНДЕКШБЮМХЕ» ОЕПБНИ ОПХПНДШ, Ю ЕЕ ОНКМЮЪ ОЕПЕДЕКЙЮ: НРЙЮГ НР НДМНИ, ЦПЕУНБМНИ ОПХПНДШ Х ТНПЛХПНБЮМХЕ ДПСЦНИ – ОПЕНАПЮФЕММНИ, ОНЯРЮБКЕММНИ ОНД ЙНМРПНКЭ ВЕКНБЕВЕЯЙНЦН ПЮГСЛЮ. йПЮИМЕ БЮФМШЛ ДНЯРХФЕМХЕЛ Б ДБХФЕМХХ ОН ЩРНЛС ОСРХ ЯРЮКН ТНПЛХПНБЮМХЕ ХДЕХ БШРЕЯМЕМХЪ ГКЮ МЮ СПНБМЕ ЛНРХБНБ, РН ЕЯРЭ БШРЕЯМЕМХЕ ЯЮЛХУ ЦПЕУНБМШУ ОНЛШЯКНБ. гМЮВХРЕКЭМСЧ ПНКЭ ЯШЦПЮКН ОНМХЛЮМХЕ ЯНБЕЯРХ ЙЮЙ ЦНКНЯЮ аНЦЮ Б ВЕКНБЕЙЕ, ГЮОПЕЫЮЧЫЕЦН МЕДНЯРНИМШЕ ОНЯРСОЙХ. б ЩРНЛ ЙКЧВЕ ПЮГБХБЮЕРЯЪ ЯРЮБЬЮЪ ЙПЮИМЕ ЮЙРСЮКЭМНИ Б ЯНБПЕЛЕММНЛ ЛХПЕ ХДЕЪ МЕМЮЯХКХЪ. мЕОПНРХБКЕМХЕ ГКС МЮЯХКХЕЛ НГМЮВЮЕР ЯРПЕЛКЕМХЕ Й СЛЕМЭЬЕМХЧ ГКЮ, ГЮ ЯВЕР КХЙБХДЮЖХХ С КХЖЮ, ОПХЛЕМЪЧЫЕЦН МЮЯХКХЕ, ЛНРХБЮ ЕЦН МЮЯХКЭЯРБЕММНЦН ДЕИЯРБХЪ.
[править] Основные направления в этике
Сюда перенаправляется запрос «». На эту тему нужна .
Сюда перенаправляется запрос «». На эту тему нужна .
Этика является философской наукой, поэтому для понимания той или иной этической теории важное значение имеет определение её исходных методологических установок, её места в споре двух основных философских направлений — материализма и идеализма
Автономная этика
Автономная этика (от греч. αὐτóς — сам и νόμoς — закон; самозаконие) — система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей, о самостоятельности личной совести, формулирующей нравственные законы для всего человечества не по внешнему принуждению, а по внутреннему убеждению. Сторонники этого направления рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение нравственных ценностей и поступков человека внешними по отношению к морали обстоятельствами, утверждая самоценность морали и ее независимость от религиозных, социальных и культурных предпосылок. С позиции автономной этики вечные и неизменные принципы нравственности не обусловлены историческим развитием, они запечатлены в душе (или в сознании) человека, раскрываются в свободной воле и могут быть поняты только из моральной природы человека.
Гетерономная этика
Гетерономная этика (от греч. héteros — иной, другой и греч. nómos — закон) система нормативной этики, основанная не на собственных нравственных принципах, а на началах, взятых из сферы общественной жизни.
Апробативная этика (от латинского слова approbatio — одобрение) — это собирательное наименование теорий морали, в которых под добром понимается то, что получает санкцию какого-либо авторитета. В зависимости от того, кто или что считается таким авторитетом (Бог, моральное чувство человека или общество), апробативная этика подразделяется на теологические, психологические и социально-апробативные теории. Согласно концепции «коллективных представлений», моральные оценки и предписания лишены какого-либо объективного и познавательного смысла и основаны лишь на том, что они санкционированы властью общества. Поэтому бесполезно пытаться доказать их истинность научно. В целом, теория апробативной этики отрицает наличие объективных критериев оценки в морали, что влечёт за собой отказ от paционально-критического отношения человека к своим собственным или бытующим в обществе нравственным представлениям, принятие их на основе слепой веры или субъективной склонности.
Марксистская этика
Марксистская (марксистско-ленинская) этика является последовательно материалистической и обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием отражения социальных законов в моральном сознании. Фундаментальным положением марксистской этики является социально-историческая обусловленность нравственности, а основные её методологические принципы — материализм и диалектика. Марксистская этика, отрицая возможность построения автономной этики с позиции социально-исторического понимания природы морали, в то же время отвергает гетерономную этику, поскольку в ней совершается вульгаризация природы нравственности, сведение ее к каким-то иным социальным феноменам (утилитарному расчету, стремлению к наслаждению, поиску личного счастья, повиновению внешнему авторитету и т. п.). Задача критики гетерономной этики совпадает в марксистской этике с проблемой определения специфики нравственности.
Краткая история этики
Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции
Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?
В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.
В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.
Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.
Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.
Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.
Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.
Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.
Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.
Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.
В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.
Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.
Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.
Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.
↑юМРХВМЮЪ ЩРХЙЮ
юМРХВМЮЪ ЩРХЙЮ Б НЯМНБМНЛ ПЮГБХБЮКЮЯЭ ЙЮЙ РЕНПХЪ ДНАПНДЕРЕКЕИ. дНАПНДЕРЕКЭ Б ЯЮЛНЛ НАЫЕЛ НОПЕДЕКЕМХХ ОНЙЮГШБЮЕР, ЙЮЙНИ ДНКФМЮ АШРЭ БЕЫЭ ДКЪ РНЦН ВРНАШ НМЮ ЯННРБЕРЯРБНБЮКЮ ЯБНЕЛС МЮГМЮВЕМХЧ. пЮГБХРХЕ ЩРНЦН РЕГХЯЮ ОЕПБНМЮВЮКЭМН ЬКН ОН ОСРХ БШЪЯМЕМХЪ БНОПНЯЮ Н РНЛ, ЙЮЙХЛ ДНКФЕМ АШРЭ ВЕКНБЕЙ ДКЪ НАПЕРЕМХЪ ЛЮЙЯХЛЮКЭМНЦН ЯВЮЯРЭЪ, ВРН КСВЬЕ: АШРЭ ЮЯЙЕРНЛ ХКХ ЦЕДНМХЯРНЛ, ОПЕДЮРЭЯЪ ЯОНЙНИМНЛС ЯНГЕПЖЮМХЧ БЕЫЕИ, ХКХ, МЮНАНПНР, ЮЙРХБМН НРМНЯХРЭЯЪ Й ЛХПС, ОШРЮЪЯЭ ОПХЯОНЯНАХРЭ ЕЦН Й ВЕКНБЕВЕЯЙХЛ МСФДЮЛ. гЮРЕЛ Б ЙНМЖЕОЖХЪУ оКЮРНМЮ Х юПХЯРНРЕКЪ ДНАПНДЕРЕКХ ЯБЪГШБЮЧРЯЪ СФЕ МЕ РНКЭЙН Я КХВМШЛХ ФХГМЕММШЛХ ОПЕДОНВРЕМХЪЛХ, МН Х Я ЦПЮФДЮМЯЙХЛ ЯКСФЕМХЕЛ, Я ЯНБЕПЬЕММНИ ПЕЮКХГЮЖХЕИ ЯНЖХЮКЭМНИ ТСМЙЖХХ. оНГДЕЮМРХВМШЕ СВЕМХЪ (ЩОХЙСПЕХГЛ, ЯРНХЖХГЛ) НРПЮГХКХ ПЮГБХБЮЧЫЕЕЯЪ ОПНРХБНПЕВХЪ КХВМНЯРХ Х НАЫЕЯРБЮ, Б МХУ АШК ЯТНПЛСКХПНБЮМ ОПХГШБ Й МЕБНГЛСРХЛНЯРХ ДСУЮ, ВРН ГЮВЮЯРСЧ ЯНВЕРЮКНЯЭ Я ОЮЯЯХБМНЯРЭЧ, СЯРПЮМЕМХЕЛ НР ЮЙРХБМНЦН АШРХЪ. рЕЛ МЕ ЛЕМЕЕ, Б ЩРХУ СВЕМХЪУ АШКН АНКЕЕ ЦКСАНЙН НЯЛШЯКЕМН ГМЮВЕМХЕ ХМДХБХДСЮКЭМНЯРХ ВЕКНБЕЙЮ, ОПЕНДНКЕМН ОПЕДЯРЮБКЕМХЕ Н АНФЕЯРБЕММНЛ ПЮГСЛЕ ЙЮЙ ХЯРНВМХЙЕ ЯНБЕПЬЕММШУ ТНПЛ, НОПЕДЕКЪЧЫХУ НЯМНБМШЕ ЖЕКХ АШРХЪ БЯЕУ БЕЫЕИ.