Тест кеттелла онлайн

Тест Кеттелла – правила прохождения

Итак, предлагаем вам пройти форму A 16-факторного личностного опросника Кеттелла

. На русский язык ее адаптировали А.Г. Шмелевы и др. Как мы уже упоминали, она содержит187 вопросов (плюс 2 вопроса, касающихся вашего пола и возраста). При ответе на них рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • отвечайте быстро , не раздумывая над ответами;
  • как и во всех психологических тестах, в 16-факторном опроснике Кеттелла нет правильных и неправильных ответов , а чтобы результат получился максимально точным, давайте наиболее искренние ответы;
  • старайтесь как можно реже давать «средние» варианты («Не уверен», «Иногда», «Не знаю» и т.д.). Даже если вам не нравятся два других ответа, постарайтесь выбрать тот, что все же ближе, чем другой.

Как и в случае некоторых других подобных тестов, подсчет очков заполненного бланка с вопросами дает так называемые сырые, или первичные, баллы

, которые по специальным формулам переводятся встены . Именно в соответствии с последними и сравниваются результаты в расшифровке. Заметим, что при проведении теста Кеттелла вживую, с психологом, как правило, также составляется профиль личности.

Расшифровка результатов теста Кеттелла будет дана после прохождения теста, а также продублирована ниже под спойлерами. Это 16 основных факторов, 4 вторичных, а также пояснения к сочетанию первичных факторов: из них также можно сделать ряд выводов о личности. Пожалуйста, проходя тест, получив результаты и читая расшифровку, не перезагружайте страницу!

В противном случае результаты сбросятся, и тест придется проходить заново.

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов — регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.

Сфера применения опросника Кеттелла

Как уже говорилось ранее, тест Кеттелла применяется в целях психодиагностики. Этот опросник полезен для оценки личностного потенциала, лидерских качеств, стрессоустойчивости, творческих способностей, умения коммуницировать, готовности рисковать.

Таким образом, тест Кеттелла можно использовать для профессиональной ориентации детей и школьников, первичного профотбора поступающих в учебные заведения, требующие особых личных качеств (летные и военные училища), а также на работу в силовые структуры.

Еще тест Кеттелла можно использовать при найме сотрудников на работу, требующую усидчивости и выполнения однообразных монотонных операций

Тут даже не важно, что ответит кандидат на конкретные вопросы. Гораздо важнее его готовность отвечать на 187 вопросов, а не просто сразу перейти к рассмотрению следующей вакансии, где работодатель не увлекается тестированием

Есть и обратная сторона медали: такой длинный тест может отпугнуть подходящего кандидата, склонного к активной практической деятельности и принятию быстрых решений. Поэтому данную анкету лучше не использовать при отборе менеджеров по продажам и представителей любых других профессий, требующих активности, мобильности, креативности и творчества.

Также 16-факторный опросник Кеттелла не рекомендован для выявления патологий в психиатрической практике. Подборка вопросов не ориентирована на поиск психических отклонений и, как говорилось выше, тут нет деления ответов на правильные и неправильные. Разумеется, ярко выраженные патологии опросник выявит, однако и в этом случае он не будет самодостаточным инструментом психодиагностики.

Собственно, любую психологическую диагностику лучше проводить с применением нескольких инструментов, релевантных поставленной задаче

И обязательно обращать внимание на дату составления теста. Мы помним, что в последний раз тест дорабатывался в 20 веке, а сейчас уже позади два десятилетия 21-го столетия, прошедших в условиях все ускоряющегося темпа жизни

Вполне возможно, что у самого Реймонда Бернара Кеттелла, будь он жив сегодня, возникло бы желание доработать тест и поставить новые вопросы, соответствующие сегодняшнему темпу жизни и миру цифровых технологий. Но, так или иначе, личностный опросник Кеттелла по-прежнему актуален, что подтверждается стабильным интересом к нему психологов всех мастей, HR-менеджеров, родителей и людей, ищущих себя. Мы желаем, чтобы вы обязательно нашли себя, а все стороны вашей личности были в гармонии!

Расшифровка формы C 16-факторного опросника: вторичные факторы

На самом деле 16-факторный личностный опросник Кеттелла рассказывает больше, чем о 16 факторах. Во-первых, в форме C стало больше первичных факторов: отличие от формы A, здесь их уже 17

. Добавился дополнительный фактор MD, который говорит об адекватности самооценки.

Во-вторых, этот тест, так же как и форма A теста Кеттелла, дает результаты по 4 вторичным. В тесте они обозначены как F1, F2, F3 и F4

. Наибольший интерес в составлении профиля личности представляют низкие и высокие (то есть пиковые) результаты. Под высокими баллами подразумеваются баллыот 8 и выше , под низкими –от 0 до 3 . Средние баллы, как правило, показывают баланс между двумя противоположными характеристиками. Факторы и расшифровка к ним приведены под спойлерами.

F1 – тревожность

Высокие баллы

говорят о высоком же уровне тревоги, причем это может быть как тревога, обусловленная конкретной ситуацией, в которой находится испытуемый в данный момент (она может не иметь отношения к тесту, но, что называется, не выходить из головы), так и общий высокий уровень тревожности (чуть подробнее об этом факторе вам расскажет тест «Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора»). Кроме того, высокие баллы могут сигнализировать о внутреннем дискомфорте, связанном с тем, что человек хотел бы что-то поменять в своей жизни, но не может или не решается.Низкие, но близкие к средним (3-5) баллы свидетельствуют не только о низком уровне тревоги, но и о том, что, скорее всего, человек чувствует в себе достаточно уверенности и сил для того, чтобы достигать поставленных целей.Слишком низкие баллы (0-1) могут говорить о сниженной мотивации. F2 – экстраверсия/интроверсия

Высокие баллы

свойственны экстравертам (легко идут на контакт, любят завязывать знакомства, общительны),низкие баллы – интровертам (могут испытывать трудности в межличностном общении, не столь легко идут на контакт). F3 – чувствительность

Обладатели высоких баллов

в большинстве своем быстро принимают решения, не всегда заботясь о последствиях или о полноценном изучении вопроса. Их чувствительность (то есть эмоциональный отклик на различные события, слова, поступки и прочие «раздражители») находится не на самом высоком уровне. Что касается обладателейнизких баллов , то у них чувствительность, как правило, высока, и это сближает их с меланхоликами. При принятии каких-либо решений такие личности в большинстве своем предпочитают как следует обдумать действия, прежде чем начать их реализовывать, всесторонне проанализировать проблему, предугадать негативные последствия и максимально обезопасить себя от них. F4 – конформность

Данная черта говорит о зависимости от группы – о подчинении ее правилам и указаниям, об инициативности, о том, нуждается ли личность в поддержке и одобрении со стороны группы/общества, и т.д. Те, у кого баллы высокие

, как правило, предпочитают следовать своим правилам, не всегда обращая внимание на мнение окружающих. Часто высокие баллы означают, что человек способен и любит проявлять инициативу

Обладателинизких баллов зачастую рассуждают по-другому: они нуждаются в поддержке и подчиняются требованиям социальных групп. Такое поведение для них проще, так как позволяет не принимать собственных решений и не выделяться из толпы.

Из истории возникновения опросника Кеттелла

Способ проверки личностных характеристик человека при помощи многофакторного опроса предложил британский и американский психолог Реймонд Бернар Кеттелл в 1949 году. Этому предшествовали годы исследовательской работы, в ходе которой Кеттелл смог привести все основные характеристики человека к некому «общему знаменателю», а именно к 16 факторам, предопределяющим суть личности.

Работая над составлением опросника, Кеттелл взял за основу труды своих коллег Гордона Уилларда Олпорта и Генри Одберта, которые проанализировали актуальные на тот момент словари английского языка и выбрали 18 тысяч слов, так или иначе описывающих личность. Из них 4,5 тысячи слов – это прилагательные, которые относились к постоянным характеристикам человека. Таким образом, они пришли к выводу, что среднестатистический человек описывает себя и других вполне конкретным набором слов.

Реймонд Кеттелл упорядочил выявленный список слов по группам, и вывел сначала 12, а потом еще 4 фактора, к которым сводятся все слова из этого списка. К слову, справиться с анализом такого большого массива данных Кеттеллу помогли наработки профессора Чарльза Эдварда Спирмена, чьей основной специализацией была разработка методов математической статистики.

В ходе применения методики 16-факторный опросник Кеттелла претерпел определенные изменения и дополнения. Так, в 1956-1957 годах вышло дополненное издание, а в 1961-1962 годах тест был дополнен вновь. К 1970 году опросник имел шесть форм, адаптированных под разные образовательные уровни испытуемых. В дальнейшем эти формы также были расширены, и теперь тест имеет варианты, адаптированные, в том числе, под особенности детского восприятия.

Личностный опросник Кеттелла – модификации:

  1. Тест 16 PF, формы А и В – полные версии на 187 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
  1. Тест 16 PF, формы C и D – сокращенные версии на 105 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
  1. Тест 16 PF, формы E и F версии – на 128 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
  1. Тест 13 PF – сокращенная версия на 79 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
  1. Тест 14 PF, форма HSPQ – на 142 вопроса для подростков 12-16 лет.
  1. Тест 12 PF, форма CPQ – на 120 вопросов для детей 8-12 лет.

Обратите внимание, что группировка по 16 факторам в ходе тестирования применяется только для лиц, достигших совершеннолетия. Для детей и подростков группировка характеристик ведется по меньшему количеству факторов, поэтому применяется 12-факторный или 14-факторный опросник Кеттелла

Во всех случаях нужно выбрать один из трех вариантов ответа на поставленный вопрос. Есть вопросы, на которые можно просто ответить «да», «нет» или «не уверен».

Сокращенные версии для взрослых обычно используются, когда время на тестирование ограничено или же проводится групповое тестирование. Сегодня есть возможность пройти любой из тестов Кеттелла онлайн. Верхней возрастной границы тест не имеет, однако на некоторых онлайн-ресурсах, предлагающих пройти опрос, есть технические ограничения, не позволяющие указать возраст старше 70 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector