Виды социальных статусов
Содержание:
- Причины разрыва между поколениями
- Ролевой набор
- Индивид и личность
- Социальный статус семьи — что это? Примеры
- Как повысить уровень
- Жизненная безопасность
- Культурные различия во всем мире
- Виды социальных статусов
- Предписанный и достигаемый социальный статус
- Виды социального статуса
- Представители гуманизма
- Достигаемый статус, определение
Причины разрыва между поколениями
Молодые люди, подростки часто обижаются на старшее поколение за множество запретов и ограничений, вводимых по отношению к ним. Психологи называют это разрывом связей между поколениями. Но когда родители запрещают подросткам смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, употреблять алкогольные напитки, задерживаться в компании друзей – они просто исполняют свои социальные роли. Родители проявляют строгость не из-за жесткого характера или отсутствия любви по отношению к своим детям, а из-за долга по отношению к ним.
()
Подростки мечтают быстрее вырасти, дают себе обещание никогда не поступать таким же образом по отношению к своим будущим детям, мечтают, что когда станут взрослыми, будут разрешать своим детям все, что угодно. Но повзрослев, подростки меняют свой взгляд на мир и став родителями так же проявляют некоторую строгость по отношению к своим детям. Проблема разрыва связи между поколениями приводит к отсутствию взаимопонимания между старшими и младшими, чтобы это исправить нужно, чтобы каждый постарался поставить себя на место другого.
Ролевой набор
Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.
Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).
Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей
В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать)
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность. |
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда). |
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Социальный статус семьи — что это? Примеры
Семья — это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.
Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.
Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной функции семьи, является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.
Социальный статус — это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.
Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.
- Социально-психологический социальный статус семьи. Что это? Так называются характеристики, отражающие особенности микроклимата внутри нее. Это общая динамика отношений между людьми, проживающими под одной крышей и связанных узами родства. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия.
- Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса. В нее входит огромное количество факторов: суммарный доход, душевой доход (то есть такой, который получает один ее член), имеющаяся собственность и ее стоимость, уровень потребления каждого члена этой семьи. Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.
- Культурный социальный статус семьи — что это? Его узнать достаточно просто. Для этого нужно определить такие параметры, как уровень образования каждого из членов семьи, насколько каждый из них социализирован, какое отношение у них к разным социальным нормам, принятым в обществе.
- Ситуационно-ролевой социальный статус семьи — что это? Его можно отнести и к социально-психологическому, но он касается взглядов родителей на воспитание ребенка, а если быть более точным — на представления о том, какими должны быть мама, папа и ребенок.
Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.
Источники
- http://rrepetitor.ru/person/chto-takoe-soczialnyj-status-lichnosti-i-chem-on-opredelyaetsya/
- https://psihomed.com/sotsialnyiy-status/
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/232415
- https://vidotip.com/obshhestvo/vidy-socialnyh-statusov/
- https://srazu.pro/teoriya/socialnyj-status-lichnosti.html
- https://knyazhinskaya.ru/chelovek/statusnyj-eto.html
- https://www.calc.ru/Sotsialnaya-Rol-I-Sotsialniy-Status.html
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/socialnyj-status-chto-ehto-takoe.html
- https://klass511.ru/bez-rubriki/ponyatie-sotsialnogo-statusa-semi-harakteristika-i-pokazateli-sotsialnogo-statusa-semi-v-razlichnyh-sferah-zhiznedeyatelnosti-sotsialnoe-polozhenie-semi-v-ankete-chto.html
Как повысить уровень
Высокий социальный статус обязательно отражает наличие достижений, определенной власти, материальных ценностей. Члены социума при оценке положения отдельного индивида меньше ориентируются на такие характеристики, как качества личности, способности, умения, таланты, уровень образования, харизму. Гораздо легче добиться высоких позиций в социуме сыну знаменитого отца, чем талантливому человеку без «громкого» имени.
Высокое положение в обществе предполагает наличие обязанностей. Поведение таких людей должно соответствовать ожиданиям окружающих, не выходить за рамки общепринятых норм. Личный и социальный статус – коррелирующие величины, человек, повышая первый, одновременно повышает второй. Цели и задачи, направленные на повышение социального статуса:
- Непрерывное обучение, получение новых знаний, освоение новых навыков.
- Активная социальная позиция – участие в политических партиях и движениях, общественных акциях и мероприятиях.
- Поиск престижной должности, поста, который дает материальные и другие преимущества по сравнению с обычной работой. Например, предполагается возможность карьерного роста и увеличение размеров заработной платы.
- Формирование положительного, благоприятного имиджа, в том числе улучшение коммуникативных навыков, поддержание респектабельного внешнего вида.
Факторы, влияющие на положение в социуме, включают уровень культуры, внешность, харизму. К показателям высокого статуса относятся объекты материальной собственности – например, машина элитной марки, респектабельный дом, расположенный в престижном районе города, эксклюзивная модель мобильного телефона, ноутбука. Возможность посещать элитные, закрытые заведения, клубы коррелирует с высоким общественным положением.
Социальный статус мужчины в некоторых странах априори выше, чем женщины. Пол невозможно изменить. Однако человек в силах переехать в страну, где будет обладать большими правами и сможет повысить положение в обществе. Повышение статуса ассоциируется с такими факторами, как личностный и карьерный рост, способность к адаптации в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.
Если человек быстро приспосабливается к новым условиям, отличается гибкостью мышления и поведенческих реакций, он достигает высокого положения. Человек, чей статус понижают (например, не признают заслуг и достижений), испытывает чувство обиды и разочарования
Статусная позиция представляется важной в контексте определения самооценки. Чем выше позиция, чем лучше мнение о себе
Социальный статус отражает положение индивида в иерархической структуре социума. Образец высокого положения – правитель, наделенный властью и богатством. Пример низкого положения – бродяга, который не хочет работать и участвовать в жизни общества.
Жизненная безопасность
ВОПРОС: Почему паразитов не уничтожали? ОТВЕТ: Потому что Природа не терпит пустоты, и даже космической. Считается, что если уничтожить какой-то вид, который человек считает ненужным, паразитическим, то Природа всё равно создаст подобие, но уже более жуткий паразитический вид, и он займёт нишу уничтоженного паразита. Т.е. философия следующая – сохранять все виды жизни, так как любая жизнь Священна, при этом паразитов надо ограничить, и там идёт как бы отбор, селекция, развитие. Но кто этим занимается? Жители, Люди, Человеки? Нет, этим занимаются Асы, т.е. те, кто владеет Древней Мудростью, как не навредив человеку, изменить его психосостояние, мышление и сознание на новый уровень, в котором он мог получить толчок к развитию.
Культурные различия во всем мире
Средневековая Европа
Статус в средневековой Европе основывался прежде всего на приписывании. Люди, рожденные в дворянском сословии, скорее всего, сохраняли высокое положение, а люди, рожденные крестьянами, скорее всего, остались на низком положении. Эта политическая система известна как феодализм и не допускает значительной социальной мобильности .
Феодализм в Латинской Америке
В Боливии раньше были объявления в газетах, в которых утверждалось, что продают землю, животных и крестьян . Крестьяне не обязательно были рабами, но относились к своему социальному классу и были обязаны работать, потому что были привязаны к земле, на которой они жили и которую обрабатывали. Такое социальное взаимодействие основано главным образом на твердой вере людей в традиции и на отстаивании действий прошлого. В 1971 году Эрнесто Лаклау выступил с аргументом о том, что Латинская Америка была феодалистической или капиталистической . Он определил, что социальная система сильно отличается от капиталистической системы в Европе и Соединенных Штатах, и поэтому Латинская Америка будет более тесно связана с феодальным подходом к социальному взаимодействию.
Кастовая система
Формирование иерархии отличается от полярностей как данного, так и достигнутого статуса. В кастовых системах приписывание является непреодолимой основой статуса. Традиционное общество в Южной Азии и других частях мира, таких как Египет, Индия и Япония, состояло из каст. Каждая группа была ограничена определенными занятиями. Низкооплачиваемые занятия, такие как сбор мусора, были зарезервированы для одной касты, члены которой были исключены из других профессий. Соответственно, высококвалифицированные занятия, такие как священник или ювелир , оставались за другой кастой.
Однако некоторым людям удалось благодаря таланту и удаче подняться над своей кастой. Например, большие способности солдата часто были способом достичь более высокого статуса.
Виды социальных статусов
Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.
Различные виды позиций в групповой иерархии
Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.
- Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
- Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
- Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
- Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.
Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.
Социометрические статусы
Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.
Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:
- Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
- Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
- Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
- Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
- Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.
Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.
https://youtube.com/watch?v=dcz97eGGLWI
Предписанный и достигаемый социальный статус
Существует несколько видов социальных статусов:
- Предписанный;
- Обретенный;
- Достигаемый.
Предписанный статус человек получает от рождения, он не может его выбрать самостоятельно. С появлением на свет ребенок приобретает национальность, расу, пол, возраст. В некоторых случаях по рождению к человеку могут перейти определенные титулы, звания. Но иногда предписанный социальный статус может видоизменяться.
Пример. Алина Сидорова является русской по национальности, это ее врожденный статус. Но в 2 года Алина уехала с родителями в Америку, там со временем она вместе со всей семьей получили американское гражданство. Алина всю жизнь прожила в США и забыла русский язык, не знала о русских обычаях и традициях, в этом случае ее предписанный социальный статус изменился.
Обретенным статусом называют статус, изменившийся под влиянием жизненных обстоятельств, полученный при определенных условиях.
Пример. Надежда Петровна — Димина мама. Когда Диме исполнилось 30 лет, он женился на Светлане. Из-за этих жизненных обстоятельств Надежда Петровна помимо своей воли обрела новый социальный статус — свекровь.
Достигаемый социальный статус индивид получает, благодаря собственным усилиям. Человек ставит перед собой цель, в зависимости от желаний, и достигает ее. Собственными усилиями можно повысить свое материальное положение, получить высшее образование, освоить новую профессию, обрести в обществе власть. Но приобретенный социальный статус не всегда полностью зависит от желания или нежелания личности, определенную роль играет удача и врожденные возможности, способности индивида.
Примеры достигнутых социальных статусов: студент, профессор, президент, родитель, генерал, священник.
Виды социального статуса
Определение 1
Социальный статус – занимаемая индивидом определенная позиция в социальной группе или обществе, взаимосвязанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.
Статус фиксирует определенный набор функций, выполняемых человеком в обществе или социальной группе и совокупность условий, необходимых для осуществления этих функций. Любой человек обладает несколькими социальными статусами. Невозможно жить в обществе и быть лишенным социального статуса.
Замечание 1
Социальный статус определяет место субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его права, обязанности и привилегии. Положение человека внутри социальной системы указывает на его социальный статус. Индивид занимает свое место в сообществе, относит себя к определенной категории людей, принимает на себя, связанные с этой позицией, обязанности.
Статус отображает иерархическую структуру группы, формирует в ней вертикальную дифференциацию.
Все виды социальных статусов сопровождает статусный образ, отображающий совокупность ожиданий и представлений от человека как носителя определенного статуса. Для того, чтобы сохранить тот или иной социальный статус, человек должен выполнять соответствующие статусу конкретные социальные нормы.
Статусный набор – совокупность статусных позиций, которые человек может занимать в одно и тоже время. В статусном наборе выделяют следующие виды статусов:
- главный,
- предписанный (аскриптивный),
- достигнутый,
- смешанный.
На основании врожденных статусов выстраивается некая часть законодательной системы (возможность принимать участие в выборах, воинская обязанность, уголовное наказание и др.).
Вид социального статуса зависит от его статусной позиции:
- Предписанный, или врожденный статус – статус, полученный благодаря наследуемым признакам, навязанный обществом. Обусловлен расой, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, социальным положением семьи и т.д.
- Достигнутый, или приобретенный статус – статус, полученный благодаря собственным усилиям. Обусловлен силами самого индивида, его настойчивостью, талантами, целеустремленностью. Может быть следствием везения или удачи.
Достигаемый статус можно рассматривать как разновидность приобретенного статуса, он отображает стремления человека, прилагаемые усилия к изменению собственного социального статуса. Такой вид чаще всего характеризует профессиональные категории, для изменения которых необходимо приложить усилия – провести успешную кампанию, получить дополнительную сертификацию, проявить личностные качества компетентности и настойчивости.
Изменение социального статуса требует мгновенного реагирования и изменения поведения в соответствии с ситуацией. Когда этого не происходит, то указывают на потерю адекватного самовосприятия и дезадаптацию.
Достигаемые и предписанные статусы обладают принципиальным отличием, но при этом могут перекрещиваться и взаимодействовать
Граница между этими статусами условна, но их концептуальное разделение важно для исследования социальных феноменов
Достигаемые статусы касаются статусных и профессиональных положений, имеет собственные индивидуальные знаки отличия: профессия (полиция, врач, юрист); занимаемая должность (руководитель, доцент, президент); жизненная позиция (бродяга, дауншифтер
К достигаемым статусам относятся лица без определенного места жительства, воры и убийцы
Как правило, достигаемые статусы имеют внешние опознавательные знаки: военные, врачи, пожарные, сотрудники департамента внутренних дел, спортсмены и т.д.
Для общества высокий достигаемый статус важнее врожденного. Наличие широкого круга знакомств, получение образования, возможность для путешествий предоставляет больше возможностей для получения более высокого достигаемого статуса, что, в первую очередь, связанно с признанием обществом достижений данного человека.
Социально-классовый статус человека отражает статусы родителей, то есть является частично предписанным, а частично достигаемым в результате самого индивида.
Представители гуманизма
Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.
Франческо Петрарка (1304-1374)
Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу)
Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства
Он привнёс в литературу следующие идеи:
- каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
- каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
- человек живёт для себя, а не для Бога;
- каждый имеет свободу выбора и несёт личную ответственность за свои решения;
- не нужно мечтать о загробной жизни, нужно стремиться к бессмертию в памяти потомков;
- каждый человек должен стремиться к счастью, опираясь для этого только на собственные силы;
- не нужно приносить своё счастье в жертву религии, нужно наслаждаться жизнью и любить близких;
- каждый человек прекрасен внешне и внутренне.
В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.
Джаноццо Манетти (1396-1459)
Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.
Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.
Лоренцо Валла (1407-1457)
Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.
Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.
Эразм Роттердамский (1466-1536)
Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.
Мишель Монтень (1533-1592)
Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.
Достигаемый статус, определение
Достигаемый статус характеризуется приобретенными личностью посредством ее желания и усилий характеристиками и качествами.
Примечание
Полностью находится под контролем человека. Все его характеристики можно менять самому в течение всей жизни.
Примечание
Зачастую у достигаемых статусов есть внешние отличия:
- форма (профессиональная одежда),
- знаки на теле (татуировки у заключенных).
Профессиональный
Получение профессии, повышение профессионального уровня. Человек сам выбирает, в какой момент жизни получить\поменять профессию или повысить свою профессиональную компетенцию. Или не делать этого.
Пример
Вадим окончил 9 классов обычной российской общеобразовательной школы с низким общим баллом. Поступить в желаемое учебное заведение на бюджет не смог. Контрактное обучение было не по карману. Вадим решил пойти туда, куда баллов для бюджетного обучения хватит, чтобы иметь профессию, точку отсчета. Он успешно окончил колледж по специальности «сварщик». Устроился на работу. Так как вел здоровый и активный образ жизни и был профессионально компетентен, быстро получил повышение по службе. Но его всегда тянуло в бизнес.
Теперь уровень дохода позволял оплачивать обучение, Вадим учился заочно, работал и со временем начал строить свой бизнес. На момент получения диплома имел проработанный стартап, профессиональную компетенцию в бизнесе и запустил свой проект. Стал успешным бизнесменом. Занялся благотворительностью и социальным предпринимательством. Основал школу юного сварщика для детей из необеспеченных семей. Его уважают и любят в городе.
Следствие
Решение человека получать профессиональную компетенцию подняло его в жизни и помогло добиться желаемых целей. В такой же ситуации человек мог принять решение не учиться совсем, раз не получилось пойти туда, куда хотелось. Его путь мог бы сложиться намного менее удачно или совсем неудачно.
От уровня профессионализма в выбранной сфере деятельности зависит уровень дохода человека. Следовательно, и его общий уровень жизни и статус в обществе.
Следствие
Эта характеристика достигнутого статуса напрямую сказывается на статусе человека в обществе.
Семейное положение
В наше время положение незамужней женщины или неженатого мужчины не влияет на статус в обществе в том случае, если человек не достигает его осознанно. Тогда он остается уверенным в себе и живет счастливо. Может при этом вступать или не вступать в отношения с противоположным полом по своему желанию.
Иная ситуация, когда человек хочет изменить свой холостой статус, но по каким-то причинам не может этого достичь долгое время. Тогда человек в себе не уверен. Соответственно, его окружение начинает воспринимать его так же, как он или она воспринимает себя — как неудачника в этой сфере или даже в целом по жизни, если все остальные в его окружении женаты или замужем.
Нюансы могут быть в определенных этносах (малых), где до сих пор иметь семейное положение неженатого\незамужней непрестижно. Тогда осознанный выбор такого статуса может привести к отторжению всего общества.
Так может произойти и в обычной семье, где внутрисемейный кодекс не приемлет безбрачие.
Раньше в мире были и другие ситуации, где вопрос семейного положения влиял серьезно на статус человека в обществе. Например, молодой священник, желающий поехать на миссию, должен был обязательно быть женат. Для девушки было позорно не быть замужем, достигнув определенного возраста. На сегодняшний день это по большей части неактуально.
Следствие
Семейное положение в наше время оказывает не такое сильное влияние на общий статус человека любого пола в обществе, как это было в ранние времена.
Наличие отсутствие детей
Эта характеристика в наше время касается больше женщин.
Для мужчин наличие или отсутствие детей ключевой роли не играет и на положение в обществе сегодня практически не влияет (за исключением малых обществ — семьи, этноса — где это влияние иногда имеет место).
Восприятие женщины без детей до сих пор неоднозначно. И несет скорее негативную коннотацию: раз нет детей, значит, с ней что-то не так. Несмотря на наличие движения чайлд-фри, отстаивающего осознанный выбор женщины относительно того, иметь ли ей детей. Общество в целом пока еще ждет от женщины деторождения, хотя и признает, что она может достигать профессиональных и других высот. Но пока считается, что она все же должна успевать и то, и другое.