Локус контроля личности

Интенциональность по Брентано и Гуссерлю

Теория интенциональности появилась в современной философии благодаря Францу Брентано. Именно он предложил с помощью интенциональности различать физические и ментальные проявления. Учёный полагал, что всякий психический процесс завязан на конкретном нечто. Это и позволяет назвать его интенциональным.

Направленность философствований характеризуется:

  • желательностью;
  • отбором (селективностью);
  • аспектуальностью (сосредоточенность на объекте);
  • заинтересованностью (в результатах переживания).

Именно Брентано предложил концепт субъективной компоненты, распространённый сегодня. Позднее данную категорию аналитического аппарата использовал в своей философии Эдмунд Гуссерль.

Отталкиваясь от ранее предложенных идей, философ рассматривал феномен интенциональности через призму её реальной и идеальной составляющей — ноэзиса и ноэмы. По мнению Гуссерля, интенциональность — одно из крупнейших открытий феноменологии. Согласно толкованию, это акт сознания, превалирующего над подсознанием. Но такое определение, считает учёный, в полной мере не раскрывает суть интенциональности. Интенциональный акт более точно отражается другой формулировкой. Его можно постичь, только многократно определив смысл, который имеется в виду. Другими словами, чтобы идентифицировать объект, нужно установить зависимость между понятием и значением.

Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена

Интернальность в психологии – это своего рода личностное развитие.

Понять психологический феномен помогают следующие методологические подходы:

Наблюдение. Метод основывается на сборе информации посредством систематического, целенаправленного и непосредственного восприятия. В ходе наблюдения за испытуемым необходимо регистрировать психологические и социальные явления (включая деятельность и факты поведения).

Эксперимент. В этом случае исследователи должны вмешаться в деятельность испытуемых более активно. Психолог наблюдает за действиями и констатирует психологические и социальные явления.

Опрос. Испытуемые должны дать ответы на конкретные вопросы устно или письменно

Во время проведения тестирования важно установить личный контакт.

После опроса специалисты приступают к анализу деятельности. По результатам тестирования осуществляется посредственное изучение психологических и социальных явлений.

Зачем это знать?

Какой практический смысл можно извлечь из данного знания? Действительно, на первый взгляд может показаться, что теория познавательна и интересна, но не более того. На самом же деле, определение своего локуса контроля и пересмотр отношения к происходящему с вами – мощный инструмент для саморазвития.

Поверхностный анализ можно провести даже не обращаясь за помощью к упомянутым опросникам и сделанным на их основе тестам в Интернете. Просто постарайтесь взглянуть на себя со стороны и оценить ваше отношение к тому, что происходило в ближайшее время. Например, вы получили двойку по тесту или на вас накричал начальник за плохо сделанную работу. Какими были ваши последующие действия? Вы добросовестно выучили всё и исправили ошибки в работе, потому что в случившемся ваша вина? Или, проклиная учителя и босса за предвзятость и несправедливость, сделали то, что нужно, «из-под палки», лишь бы вас оставили в покое? Конечно, такие варианты не взаимоисключают друг друга, но в других случаях имеют не такое явное отношение к локусу контроля.

Таким образом, подобрав правильную череду вопросов и честно себе на них ответив, вы получите готовую карту, способную указать, в каком направлении вам дальше двигаться и какие навыки и качества своего характера развивать, а от каких избавиться. Выраженная экстернальность свидетельствует о том, что вам нужно научиться брать ответственность на себя, быть увереннее и проактивнее. Установите наблюдение за собой и во всём, что происходит, учитесь видеть и свой след, а не только стечение обстоятельств.

Подобные вопросы должны себе задать и интерналы. Их реакцией на смещение локуса должен стать отказ контролировать вещи, которые в контроле не нуждаются. Стоит признать, что абсолютно всё предвидеть, а, тем более, повлиять, невозможно. Поэтому корить себя каждый раз, когда что-то идёт не так – затея глупая и сулящая депрессию. Ищите гармонию!

Атрибуция – что это такое?

Атрибуцией в психологической науке называют процесс наделения одним человеком другого такими личностными качествами и индивидуальными характеристиками, которые объективно в актуальном поле восприятия он зафиксировать не может.

Если говорить проще, то людям свойственно «додумывать» за другого человека его поведение, основываясь не на реальной ситуации, а скорее на внутренних предпочтениях. Используя механизм атрибуции, индивид анализирует и пытается спрогнозировать поведенческие паттерны тех, кто встречается ему на жизненном пути, тем самым облегчая себе оценку их действий.

Возникновение данного феномена психологи связывают с тем, что зачастую личности не хватает той информации, которую она получила в момент непосредственного наблюдения. Поэтому подобные «пустоты» восприятия индивид заполняет собственными рациональными «фантазиями», основанными на прошлом опыте.

Однако выбор того или иного объяснения чужого поведения не проходит слепо, чаще всего он отталкивается от тех факторов происходящей ситуации, на которые обращает основное внимание наблюдатель. К ним относятся:

К ним относятся:

  • субъективные факторы: личностные особенности и усилия наблюдаемого;
  • ситуационные факторы: конкретные условия и общая обстановка, в которых проходит акт поведения.

Великолепным примером ошибки атрибуции является история, которая случилась со знаменитым зоологом Конрадом Лоренцом. В одной из своих автобиографических книг он рассказывал о ситуации, когда к его загородному дому подошли туристы и стали через забор наблюдать за тем, как высокий и бородатый мужчина бегал в одни шортах по высокой траве, размахивая руками и о чем-то весело крича.

С их стороны могло показаться, что они зафиксировали момент, когда великий ученый сошел с ума. Однако Лоренц поясняет, что на самом деле на лужайке он был не один, а вместе с маленькими утятами, которых за высокой травой было не рассмотреть. На тот момент он изучал эффект импринтинга у пернатых. Туристы же, при отсутствии полного объема информации, спокойно додумали наиболее подходящую под наблюдаемую ситуацию версию. Это и называется атрибуцией.

Сила атрибуции всецело базируется на таких двух «китах»:

  1. Насколько наблюдаемый поступок соответствует ролевым ожиданиям и предпочтениям наблюдателя. То есть чем больше общего между тем, что увидел индивид и как он это понял (процесс понимания включает в себя отсылку к личностным предпочтениям и ожиданиям), тем меньше дефицит информационного поля, а значит эффект приписывания слабее.
  2. Насколько наблюдаемое действие вписывается в те культурные нормы, в которых вырос наблюдатель.

Тест на определение интернальной или экстернальной личности

Тестируемому предлагается 44 вопроса, на которые он должен ответить предельно честно, мысленно анализируя ту или иную ситуацию. Степень согласия отображается в специальных графах:


Утверждения
Оценки
+3
+2
+1
-3
-2
-1
1
Нельзя продвинуться по карьерной лестнице благодаря собственным усилиям. Успех зависит от обстоятельств, удачи и других факторов.
2
Семьи в большинстве случаев распадаются из-за нежелания партнеров искать компромиссы и «прогибаться» друг под друга.
3
Невозможно избежать болезней. Чему быть, того не миновать.
4
Одинокие люди во всем виноваты сами. Окружающим трудно наладить с ними контакт из-за нежелания их проявлять дружелюбие и терпимость.
5
Человек сам кузнец своего счастья. Желания исполнятся, если приложить к этому усилия.
6
Симпатию окружающих завоевать невозможно.
7
Чтобы построить крепкие отношения, недостаточно встретить подходящего партнера

Важно, чтобы родители и окружение было «достойным».
8
Человек слишком мало влияет на свою жизнь. Он не в силах изменить будущее.
9
Чтобы повысить производительность, руководство должно вогнать сотрудников в жесткие рамки

Полагаться на самостоятельность и инициативность трудящихся нельзя.
10
Оценки школьников, студентов напрямую зависят от настроения и самочувствия преподавателя. Повлиять на них учащиеся не могут.
11
Человек должен верить в собственные силы. Он может изменить происходящее.
12
Нельзя полагаться на везение и удачу. Успех зависит от приложенных усилий.
13
Чтобы укрепить здоровье, не обязательно посещать врачей и принимать лекарства. Достаточно правильно питаться и заниматься спортом.
14
Если партнеры друг другу не подходят, то семейная жизнь не сложится, сколько бы усилий они не приложили.
15
Добрые поступки должны по достоинству оцениваться и поощряться окружающими.
16
Становление человека как личности во многом зависит от воспитания родителей.
17
Человек не должен полагаться на судьбу или удачу. Случайности важной роли не играют.
18
Нельзя строить далекоидущие планы. Нужно жить настоящим.
19
Оценки, полученные в школе, институте или любом другом учебном заведении, зависят от стараний учащегося.
20
Человек всегда ощущает вину и испытывает стыд, даже не участвуя в ссорах между родственниками.
21
Будущее человека зависит от случайного стечения обстоятельств.
22
Руководство должно доверять своим сотрудникам, предоставляя им полную свободу действий.
23
Ведение неправильного образа жизни нельзя считать причиной появления болезней.
24
Человек не может добиться успеха из-за превратностей судьбы.
25
Руководство не несет ответственности за работу сотрудников. Плохие показатели – зона ответственности трудящихся.
26
Человек не должен пытаться изменить атмосферу в семье.
27
Нужно быть уверенным в своих силах. При желании, можно расположить к себе любого человека.
28
Бесполезно стараться дать ребенку хорошее воспитание. На формирование характера влияют обстоятельства.
29
Человек несет ответственность за все свои поступки.
30
Не нужно пытаться понять руководство.
31
Если не прикладывать усилий, то добиться повышения невозможно.
32
Нужно уметь манипулировать окружающими. Это – залог успеха.
33
Ответственность за неудачи лежит на окружающих.
34
Ребенка нужно тепло одевать. Это поможет избежать простуд.
35
В сложной ситуации не стоит проявлять инициативу. Лучше подождать, пока она разрешится сама собой.
36
Успешный человек не должен полагаться на обстоятельства, удачу или судьбу.
37
Чтобы атмосфера в семье улучшилась, необходимо умело гасить конфликты между родственниками, не занимая при этом ничьей стороны.
38
Невозможно понять, почему человек нравится одним и не нравится другим.
39
Не стоит надеяться на помощь посторонних. Человек должен принимать решения самостоятельно. Только в этом случае у дела будет благоприятный исход.
40
Добрые дела окружение обычно не замечает.
41
Если партнеры не умеют уступать друг другу, то некоторые конфликты разрешить невозможно.
42
Каждый человек талантлив. Если у него что-то не получается, то вины окружающих в этом нет.
43
Нельзя отказываться от предложенной помощи.
44
Все неудачи – следствие лени или отсутствия должного опыта. Винить судьбу не стоит.

Пояснения:

  • «+3» — согласен полностью с утверждением;
  • «+2» — скорее, согласен;
  • «+1» — скорее, не согласен;
  • «-3» — категорически не согласен;
  • «-2» — не согласен;
  • «-1» — скорее, не согласен.

Утверждения нужно прочитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть.

Трейдер-авторитет

Или, можно сказать, эксперт. Это мастер, чьё имя становится активом. Он известен в профессиональной среде, пользуется уважением. Деньги, как правило, становятся второстепенным мотивом. В мотивации преобладают жажда социального признания и самоактуализация — высшая ступень пирамиды потребностей.

Эксперты активно участвуют в профессиональных семинарах и конференциях, пишут статьи, продвигают своё имя (кстати, многие отличаются от мастеров именно социальной активностью). На этой ступени некоторые трейдеры возглавляют хедж-фонды, другие пишут книги. У них стараются учиться, берут интервью. Примеры экспертов с мировым именем — в книге .

Главное на этой ступени — «не зазвездиться». Как показывает практика, даже трейдеры-звёзды не застрахованы от ошибок. Причём стоимость этих ошибок может превышать миллиард долларов.

Типы личности по локусу контроля

В своих работах Доктор Джулиан Роттер подробно описал, что такое локус контроля, каким он бывает.По его мнению, возможны только два варианта. В процессе взросления один из них становится основным, после чего уже не меняется, а лишь укрепляется. Соответственно, по данному признаку можно выделить два типа личности:

  • Интернальный. Такие люди уверены, что полностью контролируют свою жизнь. Благодаря этому они более дисциплинированны, ответственны и самоуверенны.
  • Экстернальный. Люди с экстернальным типом личности считают, что все события в их жизни происходят по стечению обстоятельств и из-за внешних факторов. Они обычно инфантильны и довольно конфликтны, поскольку при любой неудаче сразу придумывают, почему виноваты окружающие.

Локус контроля – это один из важнейших факторов личной успешности. От него зависит, какую жизненную позицию выбирает человек, насколько он дисциплинирован в делах и личной жизни, как складываются его отношения с коллегами и друзьями. Как было отмечено выше, интернальные личности более успешны во всех сферах жизни, поскольку они ответственнее в делах и приятнее в общении.

Давайте рассмотрим каждый из типов более подробно.

Мир Психологии

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Локус контроля (англ. locus of control) — термин амер. психолога Джулиана Роттера (Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.

Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Локус контроля). В одном случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) — эта стратегия называется «интернальной» («интернальный Локус контроля», «субъективный Л. к.»), в др. случае «ответственность возлагается» на факторы, независящие от личности — внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное действие наследственности и т.д.; второй способ называется «экстернальным Л. к.».

По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов. Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности. Не следует смешивать термины «интерналы» и «экстерналы» с созвучными терминами «интроверты» и «экстраверты».

В отечественной литературе термин «Локус контроля» часто заменяется на «локус субъективного контроля», а модифицированный опросник Роттера именуется «Опросник уровня субъективного контроля» (сокр. «Опросник УСК»). (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Локус контроля (от лат. locus — место, местоположение и франц. contrуle — проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроль) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний Локус контроля).

Понятие Локус контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Локус контроля создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и другими личностными характеристиками. Показано, что люди, обладающие внутренним Л. к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л. к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я (см. Я-идеал) всегда приписывается внутренний Л. к.).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Локус контроля — общий термин, который в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением. Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального до высокого экстернального. Интерналами называются те люди, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, как на имеющих контроль над собственными судьбами, а экстерналами являются те, кто склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте и приписывать успех или неудачу внешним силам.

Обратите внимание, что реальность здесь не измеряется; вопрос не в том, происходит ли реальный контроль от экзогенных или эндогенных источников, а в том, как индивид воспринимает это. См. теория атрибуции, шкала интернальности-экстернальности

теория атрибуции, шкала интернальности-экстернальности.

предметная область термина

ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.

ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».

назад в раздел

:словарь терминов /глоссарий / таблица

Интерналы и экстерналы

Одна из важнейших характеристик личности — степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события.

Впервые методы исследования степени независимости были разработаны в 1960-х годах в США. Наиболее известной является шкала локуса контроля Д. Роттера. Эта шкала основана на том, что люди различаются между собой по тому, где локализуют контроль над значимыми для себя событиями.

Возможны два варианта локуса контроля и, соответственно, два типа людей:

  • экстерналы (внешний локус контроля) — человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п.;
  • интерналы (внутренний локус контроля) — человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий.
Интерналы

Интерна­лы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей и в будущем. Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, склонны обвинять себя в неуда­чах, неприятностях, страданиях.

Такие люди считают свои действия важным фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в коллекти­ве, в своих продвижениях. Интернал считает себя ответственным за события семейной жизни, в семейных про­блемах обвиняет не супруга, а прежде всего самого себя, стремится изменить себя.

Человек с внутренним локусом контроля считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию, активно формировать свой круг общения. Интернал счита­ет себя во многом ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей.

Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.

Экстерналы

Люди с внешним локусом контроля, экстерналы, напротив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — пешки в этой жизни.

Человек не воспринимает всерьез свою роль в тех или иных событиях собственной жизни, в том, как выстраиваются его отношения с другими людьми, в конфликтах чаще всего винит партнера.

Даже свои успехи, достижения и радости экстерналы приписывают внеш­ним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе, воле Бога или помощи других людей.

Итогом такой позиции оказывается пассивность, отсутствие стремления к достижению своих целей.

Специальные исследования показали, что интерналам, как это ни странно, «везет» больше, чем экстерналам. Они меньше страдают от психологических проблем, они более успешны по жизни, они оптимистичны и трудоспособны. В отличие от интерналов экстерналы, наоборот, сталкиваются с большим количеством психологических трудностей, неудачи – это их «конек», они постоянно впадают в пессимистическое настроение и чаще других кончают жизнь самоубийством.

И, собственно, тест на локус контроля

И все-таки, что лучше? Как лучше? Если рассматривать рабочий аспект, то лучше, если у подчиненных преобладает интернальный локус контроля. И ошибки свои признают и знают, за что деньги получают. С экстерналами в этом смысле труднее — у него во всем обстоятельства виноваты. Интерналы ответственнее, вдумчивее, соответственно, и результат их работы более предсказуем. А если в жизни — то, наверное, менее затратно быть экстерналом. Меньше тревог, меньше чувства вины. Хотя, лучше, разумеется, быть посредине. Что бы и за ошибки отвечать, и повезти могло, и чувство вины особенно не тяготило.

Собрано по кусочкам на просторах рунета

Тест локус контроля

Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств регуляции когнитивных психических процессов. Он обуславливает отношения субъектов со средой таким образом, что учитываются и объективные качества стимуляции и потребности индивида.

Наблюдения и эксперименты, сделанные Роттером, предоставили ему возможность сделать предположение, что определенным людям свойственно устойчивое чувство того, что все, что с ними случается, обуславливается внешними обстоятельствами, а другие думают, что все, что с ними происходит, является итогом их персональных способностей и усилий. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.

Методика локус контроля, представленная Роттером, включает в себя 29 пар суждений. Он исходил из того, что локус может меняться и имеет зависимость от областей жизни субъекта. Поэтому пункты опросника соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, приводящие к аффектам, академическое признание, общее мировоззрение, социальная и политическая активность, общественное уважение, доминирование.

В результате обработки получается две позиции: интернальность и экстернальность. Таким образом, в одном поле находятся субъекты, верящие в собственную способность и в потенциал контролирования над жизненными событиями, т.е. внутренний локус контроля. В другом поле находятся субъекты, убежденные в том, что все жизненные наказания и награды являются следствием внешних условий, таких как судьба, случай, т.е. внешний локус контроля.

Шкала интернальности – экстернальности была выработана для измерения персональных различий в понимании того, находятся ли удачи или неудачи под внешним или внутренним контролем. Разработанная Роттером шкала предназначена для оценивания контроля индивидом своих собственных действий. По сравнительному превышению итоговых подсчетов одного параметра над другим можно судить об устремленности локуса контроля. Однако шкала, предложенная Роттером, предлагает только один параметр компонента ожидания.

Поэтому данная шкала стимулировала в последующем многочисленные исследования и выработку новых измерений. Некоторые предлагали использовать для уточнения составных частей шкалы факторный анализ. Так, например, показана надобность различать в качестве параметров экстернальности контроль со стороны случайностей или других людей, а также способных и неспособных к защитным реакциям экстерналов. Неспособные на защитное реагирование экстерналы могут брать на себя больше персональной ответственности за свои действия, чем способные.

Также исследования показали, что интерналы более склонны понимать себя как способных к контролю над происходящими событиями. Наряду с этим экстерналы, более склонны к объяснению произошедшего удачей, судьбой, случаем или другими внешними обстоятельствами. Интерналы считаются более уверенными в себе, чем люди-экстерналы.

Однако подход Роттера не может объяснить, почему один индивид видит причины успешности или неудачи в себе самом, а другие – во внешних факторах.

Экстернальный и интернальный типы личностей:

Как правило, экстерналы

– это люди, склонные к внешнему локусу контроля, они более агрессивны, тревожны, не уверены в своих силах и боятся брать на себя ответственность, стремясь отложить выполнение задач. Постоянным их спутником является мысль, что от них совершенно ничего не зависит и они покорно плывут по течению.

Интерналы

– индивиды с внутренним локусом контроля характеризуются уравновешенностью, склонность к самоанализу, знанием своих положительных и отрицательных черт, настойчивым стремлением достичь поставленных целей. Они верят, что способны влиять на ситуацию и изменять ее в своих интересах.

Смоделируем ситуацию: Деловые переговоры прошли неудачно, сделка не была заключена.

Экстернальный тип личности не способен признать наличие своей вины и постарается объяснить неудачу влиянием внешних факторов: «Руководитель дал мало времени на подготовку, юридический отдел подготовил контракт с невыгодными для партнеров условиями» .

Интернальный тип личности не станет искать оправдания и обратится к поиску внутренних причин: «Мне не хватило твердости характера, чтобы настоять на своем, я был недостаточно убедителен, я не смог должным образом подготовиться к встрече» .

Интерналов или экстерналов в чистом виде практически не существует, в любом человеке сочетаются доля уверенности в себе и своих талантах, и доля психологической зависимости от внешних факторов, их соотношение примерно 50/50.

Это они виноваты – экстернальный локус

Фото автора Osmar Vasques: Pexels

Экстернальный тип личности – это человек с низким уровнем субъективного контроля. Во многом на формирование локуса контроля влияет воспитание. Помнишь эти детские истории: ребёнок ударился об ножку стола, подбегает мама, дует на ранку и говорит: «какой плохой стол, вот мы его сейчас поругаем!».

Так, ребёнок привыкает видеть причины всего происходящего вокруг. Если его ругает воспитатель, то это плохой воспитатель. Если не получается рисунок, то виноваты карандаши и бумага. Таким образом, у ребёнка формируется что-то похожее на синдром выученной беспомощности.

Пример 1

У таких людей, как правило, очень много проблем. Представь некий образ женщины, назовём её Таня. Таня постоянно опаздывает на работу. И каждый раз она залетает в офис с виноватым видом, начинает с извинений и оправданий. И слушая Таню, хочется ей верить: то пробка в неожиданном месте, то авария, то вдруг ДПС остановили водителя маршрутки. Или машина долго не заводилась, или колготки порвались прямо перед выходом, или случилась какая-то невероятная история и Таня спасала котёнка полузамёрзшего.

Со временем коллектив перестаёт верить Таниным стенаниям про утреннее невезение. Люди начинают догадываться, что что-то не так с Таниным восприятием. Пока сама женщина будет верить в то, что так звёзды сошлись, она не сможет изменить ситуацию. Внешний локус контроля – это всегда поток оправданий и поиск виноватых. А Таня искренне спешила на работу!

Что такое локус контроля?

Пример 2

Или вот, например, Борис. Милый, душевный парень. Как его жалели все знакомые. Не везёт Борису в личной и профессиональной жизни. И работа по душе никак не найдётся и заработок «не идёт»

Боренька не виноват, он действительно ищет дело своей жизни и готов полностью посвятить себя какой-нибудь очень важной миссии. И не может Боря растрачивать свой талант попусту, поэтому временно сидит без работы и перебивается мелким заработком

Ну и что ж, что ему уже 40, что это в масштабах Вселенной?!

Ведь городок маленький, приличной работы нет, все хорошие места расхватали «по блату». Ну и подумаешь, что одноклассники как-то устроились – им просто повезло или родители помогли. А Боре ещё и с женщиной не повезло. Не встретилась та самая, настоящая. Вот она бы его вдохновила! Ведь есть у других чудо-жёны, они-то на подвиг и вдохновляют. Конечно, ради такой и горы свернёшь. А те, что были у Бореньки, ну совсем не богини. Ради таких ничего не хочется переворачивать, даже свои бока на диване.

Пример 3

Или Алексей. Оставил после себя вереницу разбитых женских сердец. И ведь Алексей не виноват, он искренне хотел как лучше, просто оно само так вышло! Вот такие коварные женщины ему попадались. Не оправдывали его надежд, разваливали браки, отношения. Не правильно воспитывали детей, не так готовили и его ни капельки не понимали. Нет, он не человек перекати-поле, просто ему действительно не везёт. Вот встретит он свою половинку, тогда уж точно навсегда.

Таких примеров можно увидеть много. И эти люди часто вызывают у окружающих сочувствие, желание помочь и спасти. Коллеги находят кучу советов для Тани – как не опаздывать на работу, друзья подкидывают предложения по работе Борису, близкие советуют Алексею – как искать «ту самую». Да вот беда, ответ один – «да, но …». Причин может быть множество, как и внешних обстоятельств. Но такой человек всегда найдёт, что ответить своим спасателям и доброжелателям.

Советы им и нужны и не нужны одновременно. Эти люди, конечно, страдают и хотят жить лучше. Но вот все эти советы не работают. Потому, что поиск причин во вне – это итак у них хорошо получается. Эти Тани и Бори итак искусно обвинят всё что угодно и кого угодно в своих неудачах. Им не хватает так называемого субъективного контроля.

Вылечить это можно одной волшебной фразой: «А что ты сделал для того, чтобы было по-другому?». Попробуй задать этот вопрос такому человеку и увидишь искреннее изумление. По привычке, человек с внешним локусом контроля пускается в оправдание. Но все вопросы, разворачивающие его к личному участию и ответственности, ставят его в тупик. И вот если эти Тани, Бори и Лёши устанут от злого рока, возьмут свою жизнь в свои же руки, всё наладится!

А спасать советами ни в коем случае не нужно, устанешь! Да ещё и потом будешь виновата в том, что так и не поняла несчастного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector