Философия гедонизма: как жить в свое удовольствие

Философская трактовка

Аристипп, являющийся родоначальником гедонизма, говорил о том, что душа каждого человека обладает двойственным характером: отчасти — это удовольствие, как проявление мягкости и нежности, а с другой стороны — отчаяние и боль в качестве резкости и грубости.

Так, Аристипп считал, что истинное счастье зависит от получения настоящего наслаждения от собственной жизни и избегания всевозможных неприятных ситуаций, другими словами — боли. Аристипп думал, что настоящее удовольствие реально получить именно при помощи физических вещей, то есть ощущаемых. К примеру, гедонист получает удовольствие от изысканных блюд и напитков, комфортной и красивой одежды, интимной близости с противоположным полом, горячего душа и прочих прелестей жизни.

А вот наслаждениям духовного уровня, получаемым, к примеру, от просмотра интересного шоу, посещения культурного мероприятия, прослушивания любимой музыки, наблюдения живописного пейзажа, Аристипп отдавал второстепенную роль, хотя, разумеется, признавал их довольно-таки значимыми.

Рассуждая о философии гедонизма, стоит непременно упомянуть такого знаменитого мыслителя, как Эпикур. Несмотря на то что он вовсе не являлся ярым защитником этого учения, во многом его научные воззрения похожи на этику гедонизма. Мировоззрение Эпикура именуется эвдемонизмом и определяет удовольствие как принцип успешной жизни. А главной целью эвдемонизма, по мнению философа, является окончательное избавление человека от боли, мучений и несчастья, а не только простое получение удовольствия.

Высочайшего удовлетворения, по утверждению Эпикура, можно достичь, полностью избавившись от всевозможных страданий и боли. То есть стать по-настоящему счастливым можно, если освободиться от разных тревог и ненужного беспокойства, а также в меру пользуясь земными благами.

В XVIII веке, когда царила эпоха абсолютизма, гедонизм стал важным жизненным принципом, которого старались придерживаться все аристократы того времени. Больше всего гедонистическим направлением прониклись французы этой эпохи. Но стоит сказать, что само понятие гедонизма в этот период ограничивалось по большей части стремлением получать самые простые удовольствия: физические наслаждения, которые зачастую воспринимались как безнравственность.

Возрождение многостороннего философского понятия «гедонизм» произошло уже в XIX столетии благодаря английскому юристу и мыслителю Джереми Бентам. Популярным Бентам стал за счет своей идеи утилитаризма. Это этическо-философское направление строится на нескольких главных постулатах:

  • смысл инициативности человека заключается в обретении истинного удовольствия и избавлении от всяческих мук;
  • наиболее важным критерием оценки любых явлений становится полезность самого человека и его труда для всего общества;
  • основной критерий нравственности — ориентир на обретение чувства счастья для максимального числа людей;
  • основным звеном развития человечества является постоянная тяга к увеличению пользы путем достижения гармонии общественных и личных интересов каждого человека индивидуально.

Другими словами, Джереми Бентам утверждал, что каждый человек должен обладать своеобразным «гедонистическим расчетом» даже в быту.

Как возникает психологическая зависимость от еды

Одна из ключевых задач в программе по работе с зависимостью от еды, – научиться проживать интенсивные эмоции, под действием которых мы тянемся к еде. Да, я могу рассказать вам, что надо съесть, чтобы подчинить свою физиологию. Но этого недостаточно, чтобы проработать проблему на эмоциональном уровне.

Предположим, когда женщина была шестилетней девочкой – у нее разводятся родители. Она проводит часть времени с папой, часть времени с мамой, меняет из-за этого школу

Как способ успокоить себя и получить недополученное внимание и любовь от родителей, она начинает есть много сладкого, бутерброды, сырочки со сметанкой. Это ее способ борьбы со стрессом

Это я в 20 лет, сразу после приезда в США. Оказавшись без родни в чужом городе, моим единственным утешением стали бискотти

Еда становится тем, что женщина может контролировать – тем, где она всегда успокоится, получит быстрый приток удовольствия, сменит настроение.

​Каким выглядит такой человек

Такие люди обычно придерживаются гедонистических взглядов на жизнь. Они стремятся получить наслаждение от любого момента и ситуации. Гедонисты ценят жизнь во всех ее проявлениях, переступая через любые преграды.

Главными источниками удовольствий этих людей становятся:

  • различные хобби;
  • алкогольные вечеринки;
  • встречи с друзьями;
  • внутрисемейные ценности;
  • вкусная пища;
  • восхваление собственных достоинств;
  • секс;
  • финансовый доход;
  • власть;
  • саморазвитие личности.

Причем каждому человеку характерно самому определять свои жизненные приоритеты. Кто-то больше всего ценит нематериальные ценности (восход солнца, поездка на природу, прогулка босиком по траве и т. д.). Другие — исключительно материальные (финансовый достаток, различные блага). Достигать счастья или нет — это решение остается за конкретной личностью.

Настоящим гедонистам присуще относиться к жизни философски. Они часто занимаются саморазвитием, изучают новое, придумывают желания и цели, стремятся их достигнуть. Даже если в результате получают лишь временное удовлетворение.

Еще такие люди не терпят, когда им намекают про чувство долга. Прямые слова об этом могут ранить гедониста, загонят его в плохое настроение и испортят дружбу.

Многие творческие люди являются сторонниками данного направления. По их качествам и поступкам это можно легко определить. Обычно у них очень ранимый, чувствительный характер, некоторые из них придерживаются здорового образа жизни.

Пять условий гедонизма

  • Наслаждение самим процессом, а не результатом. Часто бывает, что человек так сильно старается достичь желаемого, во всем себе отказывает, и когда приходит к результату, наступает разочарование.
  • Достижение цели должно приносить радость и хорошее настроение. Все должно быть “в охотку”.
  • Удовольствия не должны  достигаться в ущерб окружающим.
  • Наслаждение должно быть не только от дорогих вещей, но и от совсем простых. Положительные эмоции можно получить не только от изысканного ужина в шикарном ресторане, но и от встречи рассвета с любимым человеком.
  • Истинный возвышенный гедонизм развивает в человеке эмпатию, доброту и сострадание.


Фото автора Binti Malu: Pexels

Как много примеров богатых людей, у которых есть все для любых удовольствий. Шикарные дома, машины, яхты, одежда от лучших брендов. Но почему-то они с большой ностальгией вспоминают студенческие годы, далекие от роскоши, но такие добрые, веселые и родные. Это говорит о том, что ценен каждый момент жизни, каждый глоток воды, объятия близкого человека, вкусный кофе в парке на лавочке, улыбка ребенка, радость собаки, встречающей тебя у порога.

Всегда можно найти повод для радости. Где бы ты не находилась, стоит остановиться на несколько минут, послушать себя. Нужно научиться распознавать свои желания и делать выборы. Это и есть судьба.

Гедонизм, это и проявление свободы. Будучи гедонистом, ты сама даешь оценку событиям, окрашиваешь их в яркие цвета и наслаждаешься. Ты и только ты хозяйка своего настроения и жизни в целом.

Что же делать

Не стоит, однако, впадать в депрессию по причине иллюзорности смысла получения наслаждения. Так или иначе, удовольствие — это важная составляющая нашей жизни. Тут с Аристиппом сложно поспорить

Но хитрый старик умолчал об одной важной детали: уровни-то удовольствия бывают разные. Он делал упор на физическом удовольствии, то есть получении сугубо чувственного наслаждения

А может быть (вовсе не исключено), что учение его было искажено последователями, как это часто мы можем видеть в различных религиозных движениях.

Итак, какие же бывают уровни наслаждения? Вспомните, быть может, в вашем детстве был эпизод, когда вы подобрали котёнка, накормили его, обогрели и спасли от печальной участи быть разорванным дворовыми собаками. Получили ли вы при этом удовольствие? И можно ли сказать, что это то же самое удовольствие, которое человек получает от употребления алкоголя? Вопрос риторический.

Вот это и есть та вещь, которую очень важно понять. Да, отчасти Аристипп была прав: удовольствие является важной мотивацией на пути развития человека

Но ради удовольствия можно употреблять алкоголь, а можно помогать окружающим и получать удовольствие от наблюдения за тем, как их жизнь меняется к лучшему. Можете ли вы себе представить, какое удовольствие получает, к примеру, преподаватель йоги, когда видит, как меняется жизнь тех, кому он преподаёт йогу? А жизнь меняется неизбежно. Практика йоги — кардинально меняет жизнь к лучшему. И, видя этот процесс, преподаватель йоги неизбежно получает моральное удовлетворение от того, что его деятельность приносит кому-то благо.

И главный секрет в том, что удовольствие такого высшего уровня не идёт ни в какое сравнение с удовольствием от алкоголя, никотина, кофе, вкусного тортика, отдыха на Кипре и так далее. Потому что эгоистичное наслаждение заканчивается очень быстро. Удовольствие от интоксикантов — самое непродолжительное. Как только уровень наркотика снижается в плазме крови, всё удовольствие заканчивается. Как только заканчивается отпуск на Кипре, приходится возвращаться к ненавистной (чаще всего) работе. Чего нельзя сказать об удовольствии, которое получает человек от деятельности на благо окружающих. Тому, кто хоть раз испытал этот высокий уровень удовольствия, уже чаще всего просто не интересны те уровни, которые находятся ниже.

Что же касается гедонизма, то, помимо Аристиппа, философию гедонизма проповедовал ещё и некий Эпикур, и вот его взгляд является уже более приближенным к истине. Целью человеческой деятельности он объявлял не само получение наслаждения, а устранение боли, страданий, беспокойства, несчастья и так далее. И вот эта позиция уже более близка к Учению Будды, который также учил своих последователей, что нужно устранить страдание. Но тут важен тот способ, которым это страдание устраняется. Широко распространено мнение, что страдание, опять-таки, нивелируется получением наслаждения. То есть, чтобы устранить страдание, надо просто получить максимум наслаждения. Однако, как мы уже разобрали выше, это приведёт только к новым страданиям. Поэтому очевидно, что нужен иной способ избавления от страданий. И именно об этом говорил Будда.

Итак, Учение Будды также в какой-то мере учит тому, что цель жизни человека — избежать страданий. Только достигается это — путём успокоения своего ума. И главным инструментом для этого является практика йоги и медитации. Это и есть самый эффективный способ избавления от страданий и гармонизации своей жизни и пространства вокруг себя.

История развития гедонизма

Основал данное учение древнегреческий философ Аристипп (V – IV вв. до н. э.). Он считал, что у человеческой души есть два основных состояния: удовольствие и страдание. По его мнению, между разными видами этих двух чувств нет особой разницы, и меняется только их интенсивность. Аристипп заложил основной принцип гедонизма: получать максимум удовольствий от жизни, избегая страданий.

Эпикур (IV — III вв. до н. э.) считал, что человек должен прожить «удавшуюся» жизнь, а важнейшим показателем удавшейся жизни он считал отсутствие страданий и несчастий. В понимании Эпикура, счастливый человек – это тот, кому не приходится заниматься неприятными делами. При этом он не придавал большого значения изысканным удовольствиям и роскоши, считая, что наиболее важными являются простые и доступные блага: личное счастье и крепкая дружба.

Английский философ Генри Сиджвик (1838-1900) по-своему определял, что такое гедонизм. Он разделил это понятие на два: «этический гедонизм» и «психологический гедонизм» (мы рассматривали их выше). Первый термин используется для обозначения классического философского гедонизма, каким его описывал Аристипп. Второй подразумевает заложенное в нашей психике стремление к удовольствиям и избегание страданий.

Плюсы и минусы гедонизма

Гедонизм как жизненный принцип имеет как плюсы, так и минусы:

Преимущества
Гедонизм формирует социальную стабильность;
Гедонизм снижает социальную напряженность;
Идеология потребления стимулирует фабрики и заводы выпускать новую продукцию;
Гедонизм способствует экономическому развитию страны;
Стремясь к наслаждению, человек учится ставить достижимые цели;
Стремление к удовольствию заставляет человека развивать свои способности, совершенствовать профессиональное мастерство, постоянно повышать собственную квалификацию;
Гедонист умеет радоваться мелочам;
Идеология потребления заставляет человека покупать действительно качественные товары;
Гедония формирует у человека оптимистичный взгляд на мир;
Преобладание позитивного настроения.

Недостатки
Морально-нравственный и культурный компоненты у гедонистов развиты слабо;
Люди, стремящиеся получать удовольствие от жизни, эгоистичны;
Такая жизненная позиция создает сложности для карьерного роста;
Гедонисты игнорируют потребности окружающих;
При идеологии потребления повышается риск развития психических или химических зависимостей;
Гедонист не способен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за общее дело;
Идеология потребления ориентирована на индивидуализм;
При производстве товаров и услуг в больших объемах нерационально расходуются природные ресурсы, которые сложно восполнить, а иногда даже невозможно;
Идеология потребления обостряет классовое неравенство в обществе, она ориентирована на элиту.

Каждый человек в некоторой степени является гедонистом. Не всегда женщина-гедонистка или мужчина-гедонист будут проблемными в межличностном взаимодействии. Особенности проявления гедонии у человека определяются уровнем его личностного развития и психологической зрелости.

Гедонистический образ жизни

Но кого же все-таки можно назвать гедонистом, и как живет такой человек? Конечно же, в первую очередь это человек, который в течение всей своей жизни следует принципам гедонизма. Главной целью для такого человека становится получение разнообразных наслаждений и удовольствий. Гедонист — это человек, который всяческими способами старается уменьшить собственные страдания.

Все действия гедониста, как правило, направлены на то, чтобы по-настоящему наслаждаться жизнью именно в этот момент, при этом не обращая внимания на вполне вероятные негативные последствия его поступков в дальнейшем.

Полноценная жизнь, как думает гедонист, представляет собой совокупность приятных ощущений.

Если в данный момент что-либо доставляет истинное удовольствие гедонисту, он будет уделять этому занятию все свое время и внимание до тех пор, пока в его жизни не появится новое увлечение. Это тот человек, который не боится заводить новые увлекательные знакомства с целью любви и дружбы

Но как только возникшие отношения исчерпают себя и новизна из них исчезнет, гедонист моментально сменит их на новое увлечение. Учитывая то, что гедонист ценит исключительно свое настоящее, он даже ради минутного наслаждения способен совершать поступки, которые могут повлечь за собой весьма неприятные последствия.

Несомненно, еще одной особенностью гедониста является злоупотребление демонстративностью своего поведения и желание постоянно находиться в центре не только происходящих событий, но и всеобщего внимания. И некоторые факты лишь доказывают эту теорию

  • в жизни любого гедониста чрезвычайно важную роль играет его внешний вид, без их внимания не обойдется ни одна тенденция в мире моды и красоты;
  • безусловно, именно гедонистам можно смело отдать роль законодателей моды;
  • зачастую как раз гедонисты становятся первооткрывателями новых, эпатажных, малоизвестных марок;
  • эти люди всегда готовы на смелые эксперименты — гедонисты совершенно не боятся экстравагантно одеваться, ярко краситься и совершать опрометчивые поступки.

Гедонистам свойственно импульсивное поведение, за счет чего они, обычно, чрезвычайно быстро делают покупки: такой человек буквально хватает с витрины первую понравившуюся ему вещь, которая отличается яркостью и непривычным стилем. Ведь внешний вид, ровно как и общий облик гедониста должен быть демонстрацией его главного жизненного девиза: «Я исключительный и достоин лишь всеобщего восхищения»

Помимо этого, гедонисту крайне важно ощущать собственную привлекательность и уникальность

Принципы гедонизма

Основных принципов несколько, основные из них:

  • Не иметь никаких ожиданий. Жизнь не сводится к работе на износ ради исполнения мечты. Вспомните, как часто интерес к предмету обожания, желание встречаться с конкретным человеком пропадает после того, как оно исполняется. Результат не всегда такой, каким мы его видим в фантазиях.
  • Парадокс: чем больше мы получаем счастья, тем меньше оно нас радует. Со временем любимые блюда приедаются, самые крепкие отношения перерастают в привычку. Чтобы избежать этого эффекта, нужно дозировать наслаждения. Например, менять блюда, выбирать те, что нравятся. Некоторое время воздерживаться от близости с любимым, чтобы после наслаждаться ей как в первый раз.
  • Гедонист умело сочетает удовольствие от простых вещей и дорогих. Не скатывается в постоянное желание потреблять, тратиться на дорогие вещи, но и не исключает этого. Балансирует между простыми радостями и элитарными наслаждениями. Съесть вместе с друзьями-студентами пиццу может быть намного приятнее, чем та же пицца на вечеринке, где собраны все сливки общества.

Важно умение сочетать момент и удовольствие, создавать новизну ощущений. Не исполнять конкретное желание путем потерь, достигать высот с радостью

Идеология потребления

Культ удовольствия стал основой целой идеологической системы. Идеология потребления ориентирована на использование благ и материальных ценностей, а не на их производство.

Формированию идеологии потребления способствуют:

  • интенсивное экономическое развитие страны;
  • увеличение уровня доходов населения;
  • сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели;
  • увеличение свободного времени у человека;
  • стремление человека к индивидуализации;

Человеку с идеология потребления свойственно:

  • заниматься шопингом (трата денег на предметы, без которых можно обойтись);
  • общаться в интернете (трата денег на оплату услуг связи);
  • при выборе вещей ориентироваться на модные тенденции;
  • оформлять кредиты (хочется купить недвижимость или авто, чтобы подчеркнуть свой статус состоятельного гражданина, но не хочется копить деньги);
  • платить не только за качество товара, но и за бренд;
  • выбирать престижные специальности в профессиональных учебных заведениях, на которых предусмотрено только платное обучение (человеку хочется причислять себя к элите).

Определение гедонизма

Гедонизм чаще всего отождествляют с утилитаризмом. Однако между этими доктринами есть существенная разница. Гедонизм — это чисто аксиологическая доктрина, которая утверждает, что является ценностью. Однако она не предписывает, как человек должен себя вести.

Гедонизм сам по себе не может считаться полноценной моральной системой. Его можно использовать только в качестве стоимостной основы для строительства. Утилитаризм — это этическая доктрина, которая определяет определенные предписания для поведения человека. Он утверждает, что правильное общество должно быть построено так, чтобы действия людей максимизировали удовольствие других. Страдания должны быть сведены к минимуму. Гедонизм отличается от утилитаризма тем, что допускает эгоистическое (сугубо личное) стремление к удовольствию.

Толкование определения «Что такое гедонизм» переводится с греческого как «стремление к удовольствию». Этот термин восходит к древним временам.

Гедонизм — это этическая доктрина, которая определяет смысл существования человека и сводится к неустанному стремлению к удовольствию во всем, что его окружает. Он ведет себя так, что хочет ощутить блаженство, как физическое, так и моральное.

Противоположностью гедонизма является аскетизм. Разница идей заключается в том, что сторонники второго направления отказываются от удовольствия. Дело доходит до того, что они отказываются от благ жизни, подавляют чувственные стремления.

Для учета различий между плотскими и моральными удовольствиями в психологии есть свой термин — эвдемонизм. Смысл жизни иной — последователи стремятся к духовным удовольствиям, к благополучию.

Культура выполняет множество функций, вот некоторые из них:

  • трансформационный — изменяющий реальность;
  • Защитная — расширение сфер человеческой деятельности приводит к появлению новых видов опасностей, что в свою очередь заставляет культуру создавать меры по защите людей (медицина, охрана окружающей среды)
  • Коммуникативный — люди являются социальными существами, им необходимо общаться, а культура формирует правила и способы общения
  • когнитивный — каждая культура создает свою уникальную картину мира, исследует человеческую душу, мир, общество
  • информационная — накопление, хранение и передача информации является формой исторического прогресса
  • нормативная — любая культура содержит нормы поведения, которые позволяют поддерживать порядок и регулировать поведение людей, многие из этих норм тесно связаны с традицией, образом жизни людей
  • гуманистический — формирование человеческой морали

Ценностная основа — культура формирует в обществе определенные ценности, идеалы, культурные нормы

Гедонистическая функция культуры заключается в том, что она доставляет людям удовольствие, например, наслаждение от литературы, живописи, музыки.

Каждый элемент культуры может выполнять несколько функций, например, искусство выполняет нравственно-духовную, художественно-эстетическую и воспитательную функции. Поэтому точное определение гедонистической функции культуры очень расплывчато; это любой вид удовольствия, которое она приносит человеку. Удовольствие может быть временным или постоянным, сильным или слабым. Главный вопрос здесь — сила влияния культуры на общество в целом и на отдельного человека в частности.

Медийные конструкты, или поддельные гедонисты (честные труженики)

Существует живучий миф о том, что работать на заводе – плохо, а петь на сцене – хорошо, т. е. в первом случае – тяжело, а во втором – жизнь заливается арбузным сахаром. Это миф фабрикуется сознательно теми, кто делает деньги на российском шоу-бизнесе. Скрывая от зрителя и потенциального участника то, на каком труде стоит мимолетная слава поп-звезд, даже при условии, что у них нет ни слуха, ни голоса, и они — есть полностью продукт своих продюсеров. Все, кто светятся на экране в прямом и переносном смысле слова, не являются по-настоящему прожигателями жизни, ибо они только создают определенный эффект для зрителя, а на построение миражей уходит много жизненных сил.

Виды гедонизма

Видов 2 – психологический, этический. Оба считают удовольствие смыслом жизни.

Психологический

Является предположением о человеческом порыве увеличить собственную радость. Единственный мотив действий — перспектива удовлетворить себя, избежать разочарований. Имеет недостаток — избыточное мнение о роли эмоций.

Психологический гедонизм основывается на теории о том, что действия особы направлены на получение наслаждения. Прочие желания помогают достичь этого. Это ненормативная теория — не велит выполнять действия, а только описывает. Психологический гедонизм — определение узкой вариации теории эгоизма. Они имеют сходство: обе ориентации направлены на получение как можно большего удовольствия.

Большинство философов отвергают ПГ.

Психологи выделяют отдельный вид гедонизма — инфантильный, берущий истоки из детства. Если родители баловали ребенка, он привыкнет к этому и, став взрослым, будет получать от жизни самое лучшее. Взамен ничего не отдаст. Такую модель поведения сложно искоренить.

Этический

Это нормативная теория того, что личность должна стремиться к блаженству: собственному (эгоизм) и всеобщему (утилитаризм).

Этические ценности в этом случае такие:

  • Более очевидные — удовольствие, польза. Соответствуют человеческим интересам в жизни. Особа, стремящаяся к ним, выражает себя по-земному.
  • Страдание и блаженство выполняют функцию привыкания. Удовольствие влияет на активность личности, его отсутствие тормозит развитие.
  • Протест мучениям — главный смысл поступков, основа счастья.

Названные ценностные качества помогают человеку испытать блаженство в жизни. Гедонизм в этике ссылается на психологические концепции о безмятежном существовании.

Плюсы и минусы гедонизма

Четкого ответа на вопрос нет. Люди трактуют гедонизм по-разному. Одни считают это погоней за новыми впечатлениями, другие — любовью к красивым вещам.

Примеры негативных последствий гедонизма:

  • Отсутствие перспектив — удовольствие надоедает, требуются новые занятия. Когда они будут пройдены, человеку ничего не приносит радость.
  • Потеря времени. В розысках блаженства пропускается момент принятия важных решений.
  • Влияние на здоровье.
  • Переедание.
  • Наркомания и прочие зависимости.

Гедонисты — эгоисты, поскольку беспокоятся о личной выгоде, удобстве. Но эгоизм есть у каждого человека. Плохого в том, что личность живет в свое удовольствие, стремится к хорошей жизни, нет. Главное — не переступить черту между безвинным получением блаженства и бездушным отношением к другим людям.

Гедонизм и декаданс

Эпикурейство – философская система, основанная на учении Эпикура (ок. 341 – ок. 270 до н.э.), основанном около 307 г. до н.э. Эпикур был атомистическим материалистом, который пошел по стопам Демокрита и Левкиппа. Его материализм привел его к общей позиции против суеверий или идеи божественного вмешательства. Вслед за Аристиппом, о котором мало что известно, Эпикур считал, что величайшим благом является поиск умеренного, стабильного “удовольствия” в виде состояния покоя и свободы от страха (ataraxia ) и отсутствия телесной боли (aponia ) через познание порядка мира и границ наших желаний. Сочетание этих двух состояний должно составлять счастье в его высшей форме. Хотя эпикурейство является разновидностью гедонизма, поскольку объявляет удовольствие единственным внутренним благом, его концепция отсутствия боли как высшего удовольствия и защита простой жизни отличает его от “гедонизма” в общепринятом понимании.
Опыт показывает, что ни одно удовлетворенное желание не позволяет испытывать удовольствие от него дольше недели, максимум двух. Очень яркий пример – отпуск, который в наши дни очень популярно проводить где-нибудь на дорогом курорте. И эта ситуация очень показательна: человек тяжело работает полгода (в лучшем случае) только для того, чтобы съездить в отпуск на неделю или две. Совершенно очевидно, что усилия и количество получаемого удовольствия просто несоизмеримы. И так фактически во всем.

№1. Наблюдайте за эмоциями, чтобы понять как себя поддержать, кроме еды

Начать замечать свои эмоции, мне помогло упражнение из ораторских курсов: «Почувствуй эмоцию и скажи, где ты ощущаешь ее в теле». Первый раз я не могла почувствовать ничего: ни то, что ощущаю в своем теле, помимо усталости, ни то, где находится эмоция. Это было очередной очень важный урок для меня.

Прежде чем почувствовать эмоции – нужно научиться их идентифицировать

Подумайте, сколько эмоций вы можете у себя найти? Одну, три, пять.

На самом деле, мы проживаем сотни эмоций за день!

Каждая из этих эмоций – послание, которое несет за собой важный урок, попытку уберечь нас от чего-то или помочь испытать чувства

Когда вы осознаете, что можете не реагировать сразу же и побыть с ней какое-то время – это мощный инструмент.

2. Прогулка на свежем воздухе и глубокое дыхание для пробуждения

Утром я прогуливаюсь минимум час, несмотря на погоду. Подставляю кожу, лицо, глаза, сетчатку первым лучам солнца. Это положительно влияет на гормональный фон, в том числе на лептин, который отвечает за производство энергии.

Пока иду, делаю очень глубокое дыхание, иногда смешиваю глубокое брюшное дыхание и альтернативное дыхание, что пробуждает все системы организма и дает прилив энергии.

  • При брюшном дыхании плечи автоматически опускаются, расслабляются грудные мышцы, что способствует состоянию релаксации.

    Техника выполнения:

    Опустите плечи и начните медленно дышать животом. Выдох делайте в 2 раза длиннее, чем вдох. Подышите так пару минут и заметите, как улучшиться ваше самочувствие и настроение.

    Альтернативный способ укрепляет нервную систему и стимулирует работу мозга за счет поступления крови, обогащенной кислородом. Это дыхание заключается в чередовании вдохов: то через одну ноздрю, то через другую.

  • Альтернативный способ укрепляет нервную систему и стимулирует работу мозга за счет поступления крови, обогащенной кислородом. Это дыхание заключается в чередовании вдохов: то через одну ноздрю, то через другую.

    Техника выполнения:

    Вдохните через правую ноздрю, левую зажав пальцем. После полного вдоха удерживайте дыхание на протяжения трех-пяти секунд. Выдыхайте свободно через левую ноздрю. Затем снова вдохните через левую ноздрю и выдыхайте через правую, а после задержки дыхания вдыхайте через правую и выдыхайте через левую (не забывайте каждый раз затыкать одну из ноздрей, которая не участвует).

Во второй половине дня я еще раз выбираюсь на прогулку – это помогает снять стресс, успокоиться и подготовиться ко сну.

Серен Кьеркегор и его понимание гедониста как типа

Датский мыслитель свою антропологию выстроил на духовной эволюции человека от эстетика (гедониста) через этика к «рыцарю веры». Мы не будем рассматривать в нашей статье ни этика, ни рыцаря веры. Нас прежде всего интересует эстетик.

По мнению С. Кьеркегора, гедонист – это человек без четкой системы взглядов. Он очень зависим от внешних впечатлений, вернее, внешних удовольствий. Он ничего не предлагает реальности, он лишь от нее ждет каких-то движений. Мир обязан гедонисту, он должен удовлетворять его потребности.

Для философа крушение такого миропонимания предопределено его пустотой, т. е. сколько бы эстетик ни пробыл в своем состоянии, он все равно обречен пережить кризис, который заканчивается переходом к следующей антропологической ступени, а именно к этику. Надеемся, этот не слишком сложный пример разъяснит читателю значение слова «гедонист».

Как нетрудно догадаться, этик – это человек с жестким внутренним моральным каркасом. На нем держится его субъективность. Но мы, как и обещали, останавливаемся на этом и продолжаем о гедонизме.

Как мне удалось остаться в равновесии, после 8-часового перелета с грудничком

Недавно у нас был второй день перелета из США в Европу, через Канаду. На фоне переход с одного времени на другое. Полет длинный и сложный – с 1,5 годовалым ребенком на руках и пересадкой. При этом один из наших чемоданов потеряли и когда мы приехали домой – узнали, что посылку с детскими вещами задержали на таможне.

Малыш все это время был на мне: покусал, поцарапал, испачкал едой. И если бы это была старая версия меня, то после того, как я уложила его спать, я бы села с горкой фиников или веганского печенья и заела бы весь этот стресс, который приходилось сдерживать в течение дня.

Но вместо этого я включила любимую медитацию и просидела всего 20 минут, чтобы почувствовать эмоции, дать им возможность проявиться и спокойно трансформироваться в чувство благодарности.

Длительные перелеты с малышом не всегда даются легко. Но это не страшно, если умеешь снимать напряжение за 20 минут

Формы морального ограничения желаний

  1. Золотое правило нравственности. Наслаждение – это результат, а побудительной силой выступают человеческие желания. Поэтому в идеале все стремления человека должны согласовываться с золотым правилом нравственности, которое звучит (в самом общем виде) так: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой».
  2. Творчество. В нем есть и страстность, и стремительность порывов, и свобода. Когда человек творит, он восходит на Эверест наслаждения, и это удовольствие высшей пробы. В нем смешаны и духовные, и чувственные наслаждения. В нем есть и отдохновение, и труд. И вместе с тем оно требует от творца высочайшей концентрации и самоотверженности.

Словарь Ушакова

Иудаизм считает, что мир был создан для служения Богу, а чтобы делать это должным образом, Бог, в свою очередь, позволяет человечеству испытывать удовольствие в процессе служения Ему (Талмуд Киддушин 82: б ). Бог поместил Адама и Еву в Эдемский сад – “Эдем” на иврите означает “наслаждение”. В последние годы раввин Ноах Вайнберг сформулировал пять различных уровней наслаждения, из которых единение с Богом является наивысшим возможным наслаждением. Книга Екклесиаста (2:24) в Ветхом Завете заявляет: “Нет ничего лучше для человека, как если бы он ел и пил и наслаждался своими делами”. Я видел это рукой Божьей… ”
Более того, гедонизм критикуют за отрицание того, что люди могут преследовать другие цели (художественное совершенство, свобода, вера), оставаясь безразличными к удовольствиям, которые они приносят. Они критикуют его за игнорирование реальных моральных вопросов: в чем я должен находить удовольствие? Каким образом и какой ценой? Гедонизм также обвиняют в сведении морали к чувствам, в игнорировании ее рациональной, этической и социальной стороны, в неспособности предоставить критерий для различения высших и низших, достойных и недостойных человеческих, животных и духовных удовольствий, а также в неспособности примирить противоречивые удовольствия или одного человека с другим. Удовольствие чрезвычайно индивидуально, поэтому у общества нет общего знаменателя удовольствия или страдания. Гедонизм не оставляет места для жертвенности, самоотверженности или долга. Долг уступает место желанию, мораль превращается в целесообразность и стремление к удобству. Попытки оценить цели удовольствия привели к появлению негедонистической “теории ценности”. Тем не менее, нравственная жизнь предполагает наличие чувств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector