Гедонизм

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Hedonism  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Hedonism»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Принципы гедонизма

Для полного понимания того, что такое гедонизм, достаточно знать один фундаментальный принцип этого учения — нужно жить в свое удовольствие, избегая страданий. Все остальное индивидуально, ведь каждый человек находит удовольствие в разных вещах.

В то же время существуют определенные факторы, влияющие на количество и качество эмоций, которые доставляют нам любимые занятия. Если вы хотите получать больше удовольствия от жизни, запомните эти принципы и учитывайте их при построении планов.

  1. Завышенные ожидания приводят к разочарованию даже при положительном результате. А приятные сюрпризы на фоне заниженных ожиданий радуют вдвойне. Поэтому, планируя любые приятные занятия, не следует переоценивать перспективы. Лучше продумать более скромный сценарий, а потом получить больше удовольствия за счёт неожиданных радостных событий.
  2. Гарантированные маленькие радости могут сгладить разочарование. Поэтому их всегда желательно включать в свои планы на случай, если не сбудутся какие-то важные ожидания.
  3. Нельзя перебарщивать с любимыми удовольствиями. Предположим, вы попробовали новые конфеты с необычной начинкой и решили, что отныне это ваше любимое лакомство. Так и будет, если вы будете изредка баловать себя ими. Но если вы начнёте покупать эти конфеты каждый день, то вскоре потеряете к ним интерес и лишитесь данного удовольствия.
  4. Наслаждение от определенного занятия сильно зависит от подхода к нему. В пример можно привести вино. Кто-то пьёт его маленькими глотками, стараясь прочувствовать каждую нотку его вкуса и рассматривая узоры, которые оно оставляет на стекле бокала. А кто-то выпивает практически залпом в качестве аперитива. Нельзя сказать, что второй человек делает это совсем уж без удовольствия, но уровень наслаждения совсем другой.
  5. Сила удовольствия зависит от обстановки и совмещения с другими приятными обстоятельствами. К примеру, шашлык приятнее есть на природе, даже если в вашем любимом кафе его готовят намного вкуснее. И даже секс может быть гораздо приятнее, если ему предшествует романтический ужин или другие «особенные» события.

Конечно, следование принципам гедонизма подразумевает не только поиск удовольствий, но и избегание дискомфорта.Поэтому всегда думайте о том, действительно ли вы хотите делать то, что планируете.Желательно также спросить об этом окружающих, ведь гедонизм подразумевает, что хорошо всем, а не только вам.И не забывайте, что нет ничего плохого в том, чтобы отказаться от неинтересного времяпрепровождения, предложенного друзьями.

Что такое гедонизм

Не так часто мы слышим слово «гедонизм», поэтому для начала давайте разберемся в истории появления гедонизма. Гедонизм или гедонизм (от греческого «хендоне» — удовольствие, наслаждение) — это философское учение, в котором получение удовольствий является высшим благом для человека, главной потребностью, жизненной целью и желанием. Простыми словами, гедонизм — это способ жить так, чтобы получать максимум удовольствия, остывая от всех проблем. Многие скажут, что это не жизнь, а сказка. Действительно, звучит несколько утопично. Давайте разберемся подробнее.

В 5-4 веке до нашей эры учение о гедонизме основал древнегреческий философ Аристипп. Он выделял два психических состояния человека — удовольствие и боль. В своем учении он пропагандировал, что удовольствие является главной целью в жизни, а боль должна быть сведена к минимуму. Он допускал достижение удовольствия даже в ущерб интересам других людей. Помимо Аристиппа, философию гедонизма позже пропагандировал Эпикурис из Самоса. С его точки зрения, гедонизм в философии — это не столько достижение удовольствия, сколько отсутствие страданий. Он также разделял удовольствие на три типа:

  • естественные и необходимые (например, утоление голода, жажды);
  • естественные, но не необходимые (изыскания в пище, сексуальное удовлетворение);
  • неестественные и не необходимые (достижение социального статуса, жизнь в роскоши, богатстве и так далее).

Так, гедонизм в современном понимании сравнивают с эгоизмом, однако это совсем не так.Несмотря на то, что гедонизм зародился еще в античности, в психологии его начали рассматривать только в 20 веке.В целом, суть гедонизма заключается в том, что каждый человек сам понимает, что он приносит удовольствие и стремится удовлетворить потребность в достижении удовольствия.

Гедонизм – что это?

В переводе с древнегедонистского это удовольствие или наслаждение.Учение, с которого начинается это название, говорит о естественном поиске приятных ощущений, поэтому человек осознанно или нет движется по этому пути.А раз это заложено в человеческой природе, то вполне логично сознательно направлять свои действия на получение радости.Все учение заканчивается на этом утверждении, ведь никто не довел эту систему до конца, поэтому поведение его приверженцев может сильно отличаться.


Гедонизм

Гедонизм в психологии

Учение возникло еще до нашей эры, но гедонизм в социальной психологии начали рассматривать в 20 веке.Выделите две поведенческие концепции:

  • будущего – действия связаны с предвкушением удовольствия;
  • настоящего – поступки направлены на быстрое получение наслаждения.

Недостаток психологического гедонизма заключается в переносе центральной роли на эмоции, оставляя психическую часть на втором плане.На самом деле эмоции служат лишь маяками при установке собственной системы ценностей.Тем не менее, гедонистический позволяет исследовать акцентуации личности на приобретение физиологических удовольствий и престижных предметов, часто лишенных практического смысла.Такие исследования актуальны в связи с увеличением числа людей, стремящихся к максимуму удовольствий.

Гедонизм в философии

Аристипп (435-355 гг. до н.э. БЦО) стал основателем учения, считая, что душа человека испытывает два состояния — удовольствие и боль.Путь к счастью лежит в избегании неприятных ощущений и стремлении к приятным.При этом акцент делался на физических аспектах.Эпикур говорил, что гедонизм в философии — это полное удовлетворение своих желаний.Цель — само удовольствие и свобода от несчастий.По его мнению, высшей мерой такого удовольствия является аттасия, душевный покой и умеренность в использовании любых благ.

Просвещенный гедонизм получил распространение в XVIII веке.Аристократия, особенно во Франции, часто понимала его как получение простых удовольствий.Вернуть концепцию в философию помог Иеремия Бентам, который перевел гедонизм на новый уровень, взяв за основу своего принципа теорию утилитаризма.Она предусматривает такое поведение общества, при котором все его члены могут достичь наивысшего удовольствия.

Как проявляется гедонизм?

В гедонизме рассматриваются все виды доступных человеку удовольствий: вкусная еда, секс, хобби, приятное общение, алкоголь и так далее.У большинства людей удовольствие связано с различными физическими наслаждениями, но гедонизм подразумевает также получение эстетического и морального наслаждения.Это может быть удовольствие от созерцания живописного пейзажа, радость от бескорыстного оказания или чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы.

Гедонизм подразумевает не только выбор практик, приносящих удовольствие, но и отказ от всего, что вызывает дискомфорт.Причем вторую часть большинству людей понять гораздо сложнее.Многие из нас постоянно занимаются непохожими радостями, от которых можно было бы совсем отказаться.Иногда мы просто не можем отличить настоящее удовольствие от навязанного.В таких ситуациях нам кажется, что мы хорошо отдыхаем, проводим время с друзьями, а на самом деле мы находимся в сильном напряжении.

Трудно найти двух людей с одинаковыми интересами и желаниями, поэтому гедонизм проявляется по-разному. Главное — уметь выделять для себя вещи, которые доставляют истинное удовольствие и не причиняют неудобств. Гедонистом можно назвать человека, который «прожигает» жизнь, всячески веселится, выпивает с друзьями, живет сегодняшним днем и не думает о завтрашнем. Точно так же гедонистом можно назвать успешного бизнесмена, который находит удовольствие в том, чтобы посвящать все свое свободное время работе и строить детальные планы на годы вперед.

Влияние гедонизма на восприятие окружающего мира

Стремление человека к удовлетворению творческих, познавательных потребностей, удовлетворение его любопытства и интереса, является важной познавательной чертой гедонизма.Однако это удовлетворение не всегда должно быть прагматичным;Не менее важным является простое удовлетворение от процесса художественного и научного творчества.

Гедонизм влияет на наше восприятие окружающего мира, а любое настоящее художественное творчество — это акт восстановления жизни. Поэтому удовольствие от соприкосновения с таким произведением — это своего рода осознание участия зрителя, читателя, слушателя в самом акте творчества, возможность приобщиться в воображении к великой тайне творчества. Гедонистическая функция играет здесь очень важную роль, поскольку в данном случае она выступает как процесс соучастия, находящийся в проблемной ситуации, без которого художественное творчество невозможно.

Этот вывод можно с полным правом использовать в научной деятельности, поскольку она тоже творческая, а для ученого важно проникнуть в суть проблемы, осознать ее, найти на нее ответ и, наконец, получить удовольствие от открытия.

Эти составляющие гедонизма и полностью связанные с ним, как удивление и любопытство, любознательность и интерес, являются по сути неразделимыми психологическими переживаниями, занимают важное место в жизни человека.Любопытство, порожденное неизвестным, неисследованным, приводит человека к желанию расширить и углубить свои знания.

В этом стремлении к самоудовлетворению знания обогащаются, дополняются и расширяются благодаря научному поиску. Гедонизм в этом качестве выступает как мотивирующий фактор человеческой деятельности, направленной на удовлетворение познавательных интересов.

На наш взгляд, проявление гедонизма в познавательной деятельности, особенно в таких формах, как живописно-художественная, не противоречит научной трактовке роли гедонизма в общественной жизни, не умаляет его социального статуса, а, напротив, существенно дополняет и обогащает наши представления о мире.Однако чрезмерная увлеченность гедонизмом в науке и искусстве, его гиперболизация и абсолютизация, может исказить подлинный смысл эстетических форм в художественном творчестве.

На основе изученной литературы по проблемам психологии творчества мы выяснили, что работа ученого и художника во многом зависит от его эмоционального восприятия действительности, умения переживать, входить в проблемную ситуацию. Ведь с помощью чувственности, воплощенной в образной эмоциональной сфере, Творец имеет возможность не только всесторонне познать и воплотить объект исследования, но и испытать удовольствие от этого процесса.

Научное творчество не может обойтись без образного подхода.Основные задачи теоретического познания решаются в тесной связи с образно-эмоциональным мышлением.Главное преимущество образного мышления в том, что с его помощью можно выразить изучаемые явления в конкретной и наглядной форме.Здесь мы видим необходимость использования познавательных средств, это искусство.Оно органически связано с чувственным, образным воспроизведением действительности, оно воздействует на потребителя через образ.

Ancient Hedonism

Among the ancient Greek philosophers, discussion of ethical theory often centered on the “good life” (the ideal life, the life most worth living, eudaimonia, happiness) and the role of pleasure of achieving it. Various expressions of the concept that “pleasure is the good” were developed by philosophers such as Democritus, Aristippus, Plato, Aristotle and Epicurus and their followers, and vigorously disagreed with by their opponents. Aristippus (fifth century B.C.E.) and the Cyrenaic school maintained that the greatest good was the pleasure of the moment and advocated a life of sensual pleasure, on the grounds that all living creatures pursue pleasure and avoid pain. This position reflected a skepticism that only the sensations of the moment could be known, and that concern with the past or the future only caused uncertainty and anxiety and should be avoided.

Ancient Greeks looked to the natural world and agreed that every organism was motivated to act for its own good, but differed as to whether that “good” was pleasure. Democritus (c. 460 – c. 370 B.C.E.) is reported to have held that the supreme good was a pleasant state of tranquility of mind (euthumia), and that particular pleasures or pains should be chosen according to how they contributed to that tranquility. In the Protagoras, Socrates (470 -399 B.C.E.) presented a version of Democritean hedonism which included a method for calculating relative pleasures and pains. Socrates argued that an agent’s own good was not immediate pleasure, and that it was necessary to differentiate between pleasures that promoted good, and harmful pleasures. In his later dialogues, Plato (c. 428 -347 B.C.E.) agreed that while the good life was pleasant, the goodness consisted in rationality and the pleasantness was an adjunct.

Aristotle challenged the definition of pleasure as a process of remedying a natural deficiency in the organism (satisfying hunger, thirst, desire), declaring instead that pleasure occurs when a natural potentiality for thought or perception is realized in perfect conditions. Every kind of actualization has its own pleasure; the pleasure of thought, the pleasure of art, the bodily pleasures. Eudaimonia (the ideal state of existence) consists of the optimal realization of man’s capacity for thought and rational choice; it would naturally be characterized by the greatest degree of pleasure.

Epicurus (341 – 270 B.C.E.) and his school distinguished two types of pleasure: the pleasure that supplying the deficiency of an organism (such as hunger or desire) and the pleasure experienced when the organism is in a stable state, free from all pain or disturbance. He gave supremacy to the latter type, and emphasized the reduction of desire over the immediate acquisition of pleasure. Epicurus claimed that the highest pleasure consists of a simple, moderate life spent with friends and in philosophical discussion, and discouraged overindulgence of any kind because it would ultimately lead to some kind of pain or instability.

Гедонизм против аскетизма

Аскетизм — это своего рода противоположность гедонизму. Там, где гедонизм — это стремление к удовольствиям, аскетизм — обходиться без удовольствий. Для Аскта потакание удовольствиям — это своего рода слабость и отвлечение, которое помешает им соответствовать своим духовным ценностям и достичь своих духовных целей — обычно быть бескорыстным, без желаний, достичь высших уровней медитации и чисто служить другим. Они избегают этих ловушек на своем духовном пути, отказывая себе даже в обычных телесных удовольствиях, таких как хорошая еда, одежда, а иногда даже кров. Вместо этого они живут как можно более скудной и простой пищей, одеваются в любую одежду, в которую попадут (обычно в тряпье), и живут простой жизнью с суровой дисциплиной.

Аскетизм встречается практически во всех религиозных традициях, где монахи, паломники или садху учатся жить без излишних физических удобств. Однако следует сказать, что те, кто следует аскетическому пути, часто утверждают, что в итоге он приносит им некое блаженство, которое никогда не сможет испытать тот, кто занимается физическими удовольствиями. Один из самых известных и интересных романов о духовности, который нравится большинству молодых людей, «Сиддхарта» Германа Хесса рассказывает историю индуистского мальчика по учению Будды, который часть своей жизни проводит как аскет, а часть как гедонист и в конце концов достигает некоего Просветления.

​Основные принципы и положения этики гедонизма

Сегодня пророки западного образа мысли активно распространяют идею о том, что целью жизни является получение благ и удовлетворение своих жизненных потребностей.

Последователей гедонизма легко отличить от других людей по следующим принципам:

  • стремятся получить всевозможные блага, как материальные, так и душевные;
  • границы их личного пространства расширены;
  • избегают опасных, рискованных ситуаций;
  • игнорируют гражданский и личный долг, если он препятствует удовлетворению потребностей индивида;
  • стараются не делать лишних усилий в делах, если это касается учебы, развития, конфликтов и других сфер).

В современном понимании гедонизмом называют учение, в основе которого лежит принцип достижения человеком радости через получение удовольствий и приятных эмоций в процессе его жизнедеятельности.

Но у этой теории есть существенные недостатки:

  • гедонизм может препятствовать личному и профессиональному развитию;
  • ставит под сомнение общепринятые нормы морали;
  • гедонисты зачастую игнорируют долги и отказываются следовать законам, ставя во главу угла погоню за собственным удовлетворением;
  • негативно проявляется на здоровье человека (переедание, болезни половой системы и т. д.)
  • у многих появляется зависимость от курения, алкоголя, наркотиков.

Психология рассматривает теорию гедонизма, преувеличивая эмоции человека, при этом его интеллект становится неважным.На первом месте стоит инстинкт, который побуждает человека к действиям.

В психотерапии гедонизм рассматривается как компенсаторное поведение, с помощью которого люди пытаются сознательно занизить значимость поиска смысла жизни и осознанного выбора, они игнорируют свои потребности в творческой реализации, учебе, семейном кругу и обществе.

Виды гедонизма

В зависимости от внутренней организации личности, привитых ценностей и окружающей среды, гедонистические убеждения могут развиваться в двух направлениях. Возвышенный гедонизм будет продвигать идеи красоты и развития, чувственной живописи и совершенства. В таких проявлениях для личности важна не столько интимность, как половой акт через несколько минут для сброса напряжения, сколько прелюдия, восточные поучения и беседы с партнером на всех этапах. Многое может сыграть атмосфера и сопутствующие звуки. То же самое касается и еды, т.е. не будет желания приращения, но большое внимание будет уделяться еде, чтобы она была качественной, здоровой, специально приготовленной, такие люди всегда будут вкусно готовить, пробовать новые экзотические сочетания и баловать себя не столько килограммами дешевой еды, сколько порциями деликатесов.

Большое внимание в возвышенном гедонизме уделяется впечатлениям, поэтому происходят частые путешествия, прогулки по красивым местам, различные хобби, связанные с искусством.Личность всегда направлена на развитие и ищет множество нюансов в новых впечатлениях, некоторые способны испытывать оргазмические ощущения от мелодии или картин и естественно это требует определенного развития, чувствования, понимания и интерпретации.

Насыщенность жизни для таких личностей понимается через эмоциональную сторону, они обращаются к психотерапии для улучшения качества, тонкости понимания, а не только тогда, когда жизнь трещит по швам от кризиса или эмоционального пика.

Базовый гедонизм проявляется совершенно иначе и держится больше на биологических потребностях человека. Качественные категории возвышенного гедонизма измеряются здесь количеством, хотя могут касаться одной и той же сферы — стоит оторваться от еды так, чтобы стол наклонился, а холодильник не закрылся, чтобы желудку было тесно, при этом ее качество или вкусовые моменты становятся далеко не первыми. В интимной жизни место больше занимает похоть, которая все равно с кем, где и как, упор делается не на различные удовольствия чувственного спектра и погружение в этот мир, а на быстрое удовлетворение потребностей.

Низший гедонизм способен толкнуть человека на антисоциальные поступки, тогда как возвышенный развивает личность. В целом, чем больше удовольствий располагается в простом спектре, тем ближе человек в своем существовании к животным — это еще гедонизм, но уже очень близкий к разложению личности.

Плюсы и минусы гедонизма

Гедонизм остается одной из самых противоречивых систем мировоззрения.Часто общество не любит вечно счастливых людей в хорошем настроении, так как считает их эгоистами.Но это не так, гедонисты стараются зарядить оптимизмом окружающих, а тяжелый груз негатива не всегда позволяет это сделать.

Преимущества

Положительные стороны:

  • гедонисты постоянно развиваются, поскольку деградация дарит лишь кратковременное наслаждение;
  • стараются постичь себя, найти предназначение – состояние абсолютного счастья идёт от головы и от сердца;
  • гедонизм в умеренной степени позволяет человеку наслаждаться жизнью и увлечениями, отгородиться от негатива, с оптимизмом смотреть в будущее.

Гедонисты всегда развиваются и постигают новое

Гедонистическая адаптация в той или иной степени присуща каждому человеку. Удовольствие, которое повторяется, часто становится разрушением, для получения того же удовольствия требуются более сильные стимулы. Это как с физическими упражнениями — сначала достаточно легких упражнений, но постепенно их количество и сложность должны быть увеличены для поддержания желаемой формы.

Правила здравого гедонизма:

  1. Здоровый пессимизм. Если вы не будете ждать чего-то негативного и невероятного, то сможете получать удовольствие от разных мелочей.
  2. Научитесь ограничивать себя в счастье, чтобы стать по-настоящему счастливым, возьмите собственные удовольствия под контроль, умерьте аппетиты.
  3. Научитесь совмещать изящное и приземлённое. Основная проблема нездорового гедонизма – постоянно держать планку на высоте тяжело, что приводит к срывам и депрессиям.

Современные психотерапевты считают, что гедонисты пытаются погладить смысл жизни, они не хотят сознательно управлять своим поведением, подавляют потребности в творчестве и самореализации.

Недостатки

Гедонизм может стать препятствием для личностного и профессионального роста, в Ярии приверженцы учения часто сталкиваются с проблемами со здоровьем из-за гурманства, необязательности в сексуальных отношениях и разрушительных зависимостей.

Такие люди далеки от общественной жизни, с легкостью поддерживают тесные социальные и родственные связи, работа и семья у них быстро приедаются, поскольку гедонистические потребности постоянно растут.

Из-за свободного образа жизни гедонисты разрушают профессиональный рост

Приверженцы внешнего блаженства не выполняют обязательств, самое страшное слово для них — «должен».Любые действия, которые дают гедонисту от получения удовольствия, он считает бессмысленными.

Человек, живущий ради удовольствия, может выполнить работу качественно и в срок, но не стоит спешить, навязывать свою точку зрения.

Одной из проблем современности является инфантильный гедонизм, желание человека пользоваться всеми благами, но при этом не прилагать никаких усилий. Это следствие воспитания, ребенок привыкает получать все, что он хочет по первому требованию.

Одним из необходимых критериев психологической зрелости является отложенный гедонизм, способность страдать, не отказываться от сиюминутного удовольствия, а именно откладывать.

Гедонизм — это стремление нормального человека к комфорту, но, главное, не перевернуть палку в погоне за вечным удовольствием.Законы психики и человеческой природы предполагают наличие равного количества положительных и отрицательных эмоций для нормальной жизни без срывов и неврозов.

Узнайте больше по теме: психические заболевания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector