Гедонизм

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Hedonism  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Hedonism»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Принципы гедонизма

Для полного понимания того, что такое гедонизм, достаточно знать один основополагающий принцип данного учения – нужно жить в своё удовольствие, избегая страданий. Всё остальное – индивидуально, ведь каждый человек находит удовольствие в разных вещах.

При этом существуют определенные факторы, влияющие на количество и качество эмоций, которые нам доставляют любимые занятия. Если хотите получать больше удовольствия от жизни, запомните эти принципы и учитывайте их, когда строите планы.

  1. Завышенные ожидания приводят к разочарованию даже при положительном результате. А приятные сюрпризы на фоне заниженных ожиданий радуют вдвойне. Поэтому, планируя любые приятные занятия, не следует переоценивать перспективы. Лучше продумать более скромный сценарий, а потом получить больше удовольствия за счёт неожиданных радостных событий.
  2. Гарантированные маленькие радости могут сгладить разочарование. Поэтому их всегда желательно включать в свои планы на случай, если не сбудутся какие-то важные ожидания.
  3. Нельзя перебарщивать с любимыми удовольствиями. Предположим, вы попробовали новые конфеты с необычной начинкой и решили, что отныне это ваше любимое лакомство. Так и будет, если вы будете изредка баловать себя ими. Но если вы начнёте покупать эти конфеты каждый день, то вскоре потеряете к ним интерес и лишитесь данного удовольствия.
  4. Наслаждение от определенного занятия сильно зависит от подхода к нему. В пример можно привести вино. Кто-то пьёт его маленькими глотками, стараясь прочувствовать каждую нотку его вкуса и рассматривая узоры, которые оно оставляет на стекле бокала. А кто-то выпивает практически залпом в качестве аперитива. Нельзя сказать, что второй человек делает это совсем уж без удовольствия, но уровень наслаждения совсем другой.
  5. Сила удовольствия зависит от обстановки и совмещения с другими приятными обстоятельствами. К примеру, шашлык приятнее есть на природе, даже если в вашем любимом кафе его готовят намного вкуснее. И даже секс может быть гораздо приятнее, если ему предшествует романтический ужин или другие «особенные» события.

Разумеется, следование принципам гедонизма подразумевает не только поиск удовольствий, но и избегание дискомфорта. Поэтому всегда заранее думайте о том, действительно ли вы хотите заниматься тем, что планируете. Желательно также спрашивать об этом у окружающих, ведь гедонизм подразумевает, что хорошо всем, а не только вам. И не забывайте, что нет ничего плохого в том, чтобы отказаться от неинтересного времяпровождения, предложенного друзьями.

Что такое гедонизм

Не так часто мы слышим слово «гедонизм», поэтому в первую очередь давайте разберёмся в истории появления гедонизма. Гедонизм или hedonism (от греческого «hendone» – наслаждение, удовольствие) представляет собой философское учение, в котором получение удовольствий – высшее благо для человека, основная потребность, жизненная цель и стремление. Простыми словами гедонизм – способ жить так, чтобы получать максимум удовольствия, отгораживаясь от всяческих проблем. Многие скажут, что это не жизнь, а сказка. Действительно, звучит немного утопично. Давайте разбираться детально.

В 5–4 веке до нашей эры учение гедонизма основал древнегреческий философ Аристипп. Он выделял два душевных состояния человека – удовольствие и боль. В своём учении он пропагандировал, что удовольствие – главная цель в жизни, а боль необходимо сводить к минимуму. Он допускал достижение удовольствия даже в ущерб интересам других людей. Кроме Аристиппа философию гедонизма позднее продвигал Эпикур из Самоса. С его точки зрения гедонизм в философии – это не столько достижение удовольствия, сколько отсутствия страданий. Он же разделил удовольствие на три вида:

  • естественные и необходимые (например, утоление голода, жажды);
  • естественные, но не необходимые (изыскания в пище, сексуальное удовлетворение);
  • неестественные и не необходимые (достижение социального статуса, жизнь в роскоши, богатстве и так далее).

Итак, гедонизм в современном понимании сравнивают с эгоизмом, однако, это совсем не так. Несмотря на то, что гедонизм зародился ещё в древности, в психологии его стали рассматривать лишь в 20 веке. В целом сущность гедонизма состоит в том, чтобы каждый человек сам понимал, что ему приносит удовольствие и стремился удовлетворять потребность в достижении удовольствий.

Гедонизм – что это?

В переводе с древнегреческого гедонизм – это наслаждение или удовольствие. Учение, носящее это имя, говорит о естественности поиска приятных ощущений, поэтому человек осознанно или нет движется по этому пути. А раз это заложено в людской природе, то вполне логично сознательно направлять свои действия для получения радости. Все учение заканчивается на этом утверждении, потому что эту систему никто не закончил, поэтому поведение его приверженцев может разительно отличаться.


Гедонизм

Гедонизм в психологии

Учение зародилось еще до нашей эры, но гедонизм в социальной психологии стал рассматриваться в 20 веке. Выделяют две поведенческие концепции:

  • будущего – действия связаны с предвкушением удовольствия;
  • настоящего – поступки направлены на быстрое получение наслаждения.

Недостаток психологического гедонизма заключается в передаче центральной роли эмоциям, оставляя мыслительную часть на втором плане. На самом деле эмоции только служат маячками при установке собственной системы ценностей. Все же гедонистика позволяет исследовать акцентуации личности на приобретение физиологических удовольствий и престижных предметов, нередко лишенных практического смысла. Такие исследования актуальны благодаря возрастающему числу людей, стремящихся к максимуму наслаждения.

Гедонизм в философии

Аристипп (435-355 гг. до нашей эры) стал основоположником учения, считая, что человеческая душа испытывает два состояния – наслаждение и боль. Путь к счастью лежит в избегании неприятных ощущений и стремлении к приятным. При этом упор делался на физические аспекты. Эпикур говорил, что гедонизм в философии – это полная удовлетворенность своих желаний. Цель на само наслаждение, а свобода от несчастья. По его мнению высшая мера такого удовольствия – атараксия, душевный покой и умеренность в употреблении любых благ.

Просвещенный гедонизм получил распространение в 18 веке. Аристократия, особенно во Франции часто понимала его, как получение простейших удовольствий. Вернуть понятию философичность помог Иеремия Бентам, который перевел гедонизм на новый уровень, взяв за основу его принцип для своей теории утилитаризма. Она предусматривает такое поведение общества, при котором все его члены могут достигнуть наивысшего наслаждения.

Как проявляется гедонизм?

В гедонизме рассматриваются все виды удовольствий, доступные человеку: вкусная еда, секс, хобби, приятное общение, употребление алкоголя и прочее. У большинства людей удовольствие ассоциируется с различными физическими наслаждениями, но гедонизм подразумевает также получение эстетического и морального наслаждения. Это может быть удовольствие от созерцания живописного ландшафта, радость от бескорыстно оказанной помощи или чувство удовлетворенности от хорошо проделанной работы.

Гедонизм подразумевает не только выбор занятий, доставляющих удовольствие, но и отказ от всего, что причиняет дискомфорт. И вторую часть большинству людей понять гораздо сложнее. Многие из нас постоянно занимаются не приносящими радости делами, от которых можно было бы полностью отказаться. Иногда мы просто не можем отличить настоящее удовольствие от навязанного. В таких ситуациях нам кажется, что мы отдыхаем, хорошо проводим время с друзьями, а на самом деле мы пребываем в сильном напряжении.

Сложно найти двух человек с одинаковыми интересами и желаниями, поэтому гедонизм у всех проявляется по-разному. Главное – уметь выделять для себя дела, которые доставляют истинное удовольствие и не причиняют неудобств. Гедонистом можно назвать человека, который «прожигает» жизнь, всячески развлекается, выпивает с друзьями, живёт сегодняшним днём и не думает о завтрашнем. Точно так же гедонистом является успешный бизнесмен, который находит удовольствие в том, чтобы посвящать всё свободное время работе и строить подробные планы на годы вперёд.

Влияние гедонизма на восприятие окружающего мира

Стремление человека к удовлетворению творческих, познавательных потребностей, удовлетворение его любопытства и интереса, является важной познавательной чертой гедонизма. Однако это удовлетворение не всегда должно быть прагматичным; не менее важно простое удовлетворение от процесса художественного и научного творчества

Гедонизм влияет на наше восприятие окружающего мира, и любое настоящее художественное творчество — это акт восстановления жизни. Поэтому удовольствие от соприкосновения с таким произведением — это своего рода осознание участия зрителя, читателя, слушателя в самом акте творения, возможность приобщиться в воображении к великой тайне творчества. Гедонистическая функция играет здесь очень важную роль, поскольку в данном случае она выступает как процесс соучастия, входящий в проблемную ситуацию, без которого невозможно художественное творчество

Этот вывод с полным правом можно применить и к научной деятельности, поскольку она также носит творческий характер, и для ученого важно проникнуть в суть проблемы, осознать ее, найти ответ на нее и, наконец, получить удовольствие от открытия

Такие составляющие гедонизма, и полностью с ним связанные, как удивление и любопытство, любознательность и интерес, являются по сути неразделимыми психологическими переживаниями, занимают важное место в жизни человека. Любопытство, порожденное неизвестным, неисследованным, приводит человека к желанию расширить и углубить свои знания

В этом стремлении к самоудовлетворению знания обогащаются, дополняются и расширяются благодаря научному поиску. Гедонизм в этом качестве выступает как мотивирующий фактор человеческой деятельности, направленной на удовлетворение познавательных интересов.

На наш взгляд, проявление гедонизма в познавательной деятельности, особенно в таких формах, как живописно-художественная, не противоречит научной трактовке роли гедонизма в общественной жизни, не умаляет его социального статуса, а, напротив, значительно дополняет и обогащает наши представления о мире. Однако чрезмерная увлеченность гедонизмом в науке и искусстве, его гиперболизация и абсолютизация, может исказить реальный смысл эстетических форм в художественном творчестве.

На основе изученной литературы по проблемам психологии творчества мы установили, что творчество ученого и художника во многом зависит от его эмоционального восприятия действительности, способности переживать, входить в проблемную ситуацию. Ведь с помощью чувственности, воплощенной в образно-эмоциональной сфере, творец имеет возможность не только всесторонне познать и воплотить объект исследования, но и испытать удовольствие от этого процесса.

Научное творчество не может обойтись без образного подхода. Основные задачи теоретического познания решаются в тесной связи с образно-эмоциональным мышлением. Главное преимущество образного мышления заключается в том, что с его помощью можно выразить изучаемые явления в конкретной и наглядной форме. Здесь мы видим необходимость использования познавательных средств, данных искусством. Она органично связана с чувственным, образным воспроизведением действительности, она воздействует на потребителя через изображение.

Ancient Hedonism

Among the ancient Greek philosophers, discussion of ethical theory often centered on the “good life” (the ideal life, the life most worth living, eudaimonia, happiness) and the role of pleasure of achieving it. Various expressions of the concept that “pleasure is the good” were developed by philosophers such as Democritus, Aristippus, Plato, Aristotle and Epicurus and their followers, and vigorously disagreed with by their opponents. Aristippus (fifth century B.C.E.) and the Cyrenaic school maintained that the greatest good was the pleasure of the moment and advocated a life of sensual pleasure, on the grounds that all living creatures pursue pleasure and avoid pain. This position reflected a skepticism that only the sensations of the moment could be known, and that concern with the past or the future only caused uncertainty and anxiety and should be avoided.

Ancient Greeks looked to the natural world and agreed that every organism was motivated to act for its own good, but differed as to whether that “good” was pleasure. Democritus (c. 460 – c. 370 B.C.E.) is reported to have held that the supreme good was a pleasant state of tranquility of mind (euthumia), and that particular pleasures or pains should be chosen according to how they contributed to that tranquility. In the Protagoras, Socrates (470 -399 B.C.E.) presented a version of Democritean hedonism which included a method for calculating relative pleasures and pains. Socrates argued that an agent’s own good was not immediate pleasure, and that it was necessary to differentiate between pleasures that promoted good, and harmful pleasures. In his later dialogues, Plato (c. 428 -347 B.C.E.) agreed that while the good life was pleasant, the goodness consisted in rationality and the pleasantness was an adjunct.

Aristotle challenged the definition of pleasure as a process of remedying a natural deficiency in the organism (satisfying hunger, thirst, desire), declaring instead that pleasure occurs when a natural potentiality for thought or perception is realized in perfect conditions. Every kind of actualization has its own pleasure; the pleasure of thought, the pleasure of art, the bodily pleasures. Eudaimonia (the ideal state of existence) consists of the optimal realization of man’s capacity for thought and rational choice; it would naturally be characterized by the greatest degree of pleasure.

Epicurus (341 – 270 B.C.E.) and his school distinguished two types of pleasure: the pleasure that supplying the deficiency of an organism (such as hunger or desire) and the pleasure experienced when the organism is in a stable state, free from all pain or disturbance. He gave supremacy to the latter type, and emphasized the reduction of desire over the immediate acquisition of pleasure. Epicurus claimed that the highest pleasure consists of a simple, moderate life spent with friends and in philosophical discussion, and discouraged overindulgence of any kind because it would ultimately lead to some kind of pain or instability.

Гедонизм против аскетизма

Аскетизм является своего рода противоположностью гедонизма. Там, где гедонизм — это стремление к удовольствию, аскетизм — к тому, чтобы обходиться без удовольствия. Для аскета потворство удовольствиям является своего рода слабостью и отвлечением, которые мешали бы им соответствовать своим духовным ценностям и достигать своих духовных целей — обычно быть бескорыстными, без желаний, достигать высших уровней медитации и чисто служить другим. Они избегают этих ловушек на своем духовном пути, отказывая себе даже в обычных удовольствиях тела, таких как хорошая еда, одежда, а иногда даже укрытие. Вместо этого они живут как можно меньше и простой пищей, одеваются в любую одежду, в которую они попадают (обычно в тряпки), и живут простой жизнью с суровой дисциплиной.

Аскетизм встречается почти во всех религиозных традициях, где монахи, паломники или садху учат себя жить без лишних физических удобств. Однако следует сказать, что те, кто следует аскетическому пути, часто утверждают, что в конечном итоге он приносит им некое блаженство, которое никогда не может испытать тот, кто занимается физическими удовольствиями. Один из самых известных и интересных романов о духовности, который нравится большинству молодых людей, — «Сиддхарта» Германа Гессе, рассказывает историю индусского мальчика по образцу Будды, который часть своей жизни проводит как аскет, а часть как гедонист и в конце концов достигает своего рода просветления.

​Основные принципы и положения этики гедонизма

В наши дни приверженцы западного образа мысли активно распространяют мысль, что цель жизни — получение благ и удовлетворение своих жизненных потребностей.

Последователей гедонизма легко отличить от других людей по перечисленным ниже принципам:

  • стремятся получить всевозможные блага, как материальные, так и душевные;
  • границы их личного пространства расширены;
  • избегают опасных, рискованных ситуаций;
  • игнорируют гражданский и личный долг, если он препятствует удовлетворению потребностей индивида;
  • стараются не делать лишних усилий в делах, если это касается учебы, развития, конфликтов и других сфер).

В современном понимании гедонизмом называется учение, в основе которого лежит принцип достижения человеком радости через получение удовольствий и приятных эмоций во время его жизнедеятельности.

Но есть у данной теории и существенные минусы:

  • гедонизм может препятствовать личному и профессиональному развитию;
  • ставит под сомнение общепринятые нормы морали;
  • гедонисты зачастую игнорируют долги и отказываются следовать законам, ставя во главу угла погоню за собственным удовлетворением;
  • негативно проявляется на здоровье человека (переедание, болезни половой системы и т. д.)
  • у многих появляется зависимость от курения, алкоголя, наркотиков.

Психология рассматривает теорию гедонизма, утрируя эмоции личности, при этом становится не важным ее интеллект. На первое место выходит инстинкт, который мотивирует человека на действия.

В психотерапии гедонизм считается компенсаторным поведением, через которое люди стараются сознательно занизить значимость поиска смысла жизни и осознанного выбора, игнорируют свои потребности в творческой реализации, учебе, семейном круге и обществе.

Виды гедонизма

В зависимости от внутренней организации личности, привитых ценностей и окружения гедонистические убеждения могут развиваться в двух направлениях. Возвышенный гедонизм будет пропагандировать идеи красоты и развития, чувственной окрашенности и совершенства. В таких проявлениях для личности первичен не столько интим, как половой акт в несколько минут для сброса напряжения, а прелюдия, восточные учения и разговоры с партнёром на всех этапах. Многое может играть обстановка и сопровождающие звуки. Это же касается еды, т.е. тут не будет стремления к обжорству, но будет уделяться много внимания пище, чтобы она была качественной, здоровой, специально приготовленной, такие люди всегда будут вкусно есть, пробовать новые экзотические сочетания и баловать себя не столько килограммами дешёвой еды, сколько порциями деликатесов.

Большое внимание в возвышенном гедонизме уделяется впечатлениям, поэтому тут часты путешествия, прогулки по красивым местам, различные хобби, связанные с искусством. Личность всегда направлена на развитие и ищет много нюансов в новых впечатлениях, некоторые способны испытывать оргазмические ощущения от мелодии или картины и естественно это требует определённого развития, чувствования, понимания и толкования

Насыщенность жизни для таких личностей понимается через эмоциональную сторону, они идут на психотерапию, чтобы улучшить качество, тонкость понимания, а не только когда жизнь трещит по швам от кризиса или эмоционального пика.

Низменный гедонизм проявляется совершенно иначе и держится больше на биологических потребностях человека. Качественные категории возвышенного гедонизма тут измеряются количеством, хотя могут касаться той же сферы – от еды требуется, чтобы стол ломился, а холодильник не закрывался, чтобы желудок был переполнен, при этом её качество или вкусовые моменты становятся далеко не на первое место. В интимной жизни место больше занимает похоть, которой всё равно с кем, где и как, упор делается не на различные удовольствия чувственного спектра и погружение в этот мир, а быстрое удовлетворение потребностей.

Низший гедонизм способен толкать людей на антисоциальные поступки, тогда как возвышенный развивает личность. Вообще, чем больше наслаждений находится в простом спектре, тем ближе личность по своему существованию к животным – это всё ещё гедонизм, но уже очень близко к личностному разложению.

Плюсы и минусы гедонизма

Гедонизм остаётся одной из самых спорных систем мировоззрения. Часто общество не любит вечно счастливых людей в хорошем настроении, поскольку считает их эгоистами. Но это не так, гедонисты стараются зарядить оптимизмом окружающих, а тяжёлый груз негатива у людей не всегда позволяет это сделать.

Преимущества

Положительные стороны:

  • гедонисты постоянно развиваются, поскольку деградация дарит лишь кратковременное наслаждение;
  • стараются постичь себя, найти предназначение – состояние абсолютного счастья идёт от головы и от сердца;
  • гедонизм в умеренной степени позволяет человеку наслаждаться жизнью и увлечениями, отгородиться от негатива, с оптимизмом смотреть в будущее.

Гедонисты всегда развиваются и постигают новое

Гедонистическая адаптация в той или иной степени присуща каждому человеку. Удовольствие, которое повторяется часто, становится руиной, требуются более сильные стимулы, чтобы получить то же самое наслаждение. Это как с физическими нагрузками – сначала достаточно лёгких упражнений, но постепенно их количество и сложность нужно увеличивать, чтобы поддерживать желаемую форму.

Правила здравого гедонизма:

  1. Здоровый пессимизм. Если вы не будете ждать чего-то негативного и невероятного, то сможете получать удовольствие от разных мелочей.
  2. Научитесь ограничивать себя в счастье, чтобы стать по-настоящему счастливым, возьмите собственные удовольствия под контроль, умерьте аппетиты.
  3. Научитесь совмещать изящное и приземлённое. Основная проблема нездорового гедонизма – постоянно держать планку на высоте тяжело, что приводит к срывам и депрессиям.

Современные психотерапевты считают, что гедонисты пытаются заглушить смысл жизни, не желают сознательно управлять собственным поведением, подавляют потребности в творчестве и самореализации.

Недостатки

Гедонизм может стать препятствием для личностного и профессионального роста, у ярых приверженцев учения нередко возникают проблемы со здоровьем из-за гурманства, неразборчивости в половых связях и пагубных пристрастий.

Такие люди далеки от общественной жизни, с лёгкостью рвут социальные и родственные связи, работа и семья им быстро приедается, поскольку гедонистические потребности постоянно растут.

Из-за свободного образа жизни гедонисты разрушают профессиональный рост

Приверженцы учения о вечном блаженстве не могут выполнять обязательства, самое страшное для них слово – «должен». Любые действия, которые отдаляют гедониста от получения удовольствия, он считает бессмысленными.

Человек, который живет для удовольствия, может выполнить работу качественно и вовремя, но его не нужно торопить, навязывать свою точку зрения.

Одна из проблем современности – инфантильный гедонизм, стремление человека пользоваться всеми благами, но при этом не прикладывать никаких усилий. Это следствие воспитания, ребёнок привыкает получать всё, что хочет по первому требованию.

Один из необходимых критериев психологической зрелости – отсроченный гедонизм, умение потерпеть, не отказаться от сиюминутного удовольствия, а именно отложить.

 Гедонизм  – нормальное стремление человека к комфорту, но, главное, не перегибать палку в погоне за вечным наслаждением. Законы психики и человеческой природы предполагают наличие равного количества позитивных и негативных эмоций для нормальной жизни без срывов и неврозов.

Узнайте больше по теме: Психические заболевания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector