Примеры иррационального поведения: эвристические ошибки

Классификация обсессий

Многие ученые выступают против разделения навязчивостей на виды, поскольку у одного больного нередко одномоментно возникает сразу несколько навязчивых мыслей. Кроме этого, к ним присоединяются и другие патологические явления.

Навязчивые думы причисляются к расстройствам мышления и считаются продуктивной симптоматикой первой, самой легкой группы.

Наиболее распространенной считается классификация обсессивных явлений по Ясперсу. Их разделяют на образные и отвлеченные.

Отвлеченная обсессивная форма лишена эмоциональной окраски. Такие мысли не влияют кардинально на настроение, не вызывают у пациента тяжелых изменений в психической сфере. К ним относят:

арифмоманию – патологический счет. Больной пересчитывает все подряд: ступени, машины, деревья, людей, запоминает мобильные, машинные номера. В тяжелых случаях практически весь день он занимается цифровыми исчислениями в уме;
выделение отдельных слов в предложении, разложение их на буквы;
воспоминания – систематическое всплывание в памяти одного события

При этом человек стремится рассказать о нем как можно большему количеству людей, чтобы они оценили его важность и масштабность;
бесплодное мудрствование – бесполезные, лишенные всякого смысла размышления. Больной М.: до того, как я начну размышлять об этом хаосе, как о свободе, мне нужно научиться воспринимать свой ум как нечто, оторванное от меня

Когда, слушая свой разум, я ощущаю насилие, то он не является частью меня. Когда думаю о чем-то постоянно, не имея возможности выбросить это из головы, то воспринимаю свои мысли, как чуждые и несвободные.

Образная обсессивная форма переживается человеком достаточно тяжело, вызывает у него эмоциональные реакции, часто негативного характера, откладывает отпечаток на психике:

  • сомнения – проявляются в неуверенности больного по поводу правильности совершенного действия. Он будет бесчисленное количество раз проверять результат своей деятельности. Этот вид синдрома известен всем: человек несколько раз возвращается домой, чтобы проверить, выключен утюг или газ. Если проверка невозможна, то индивид истязает себя переживаниями;
  • опасения – постоянно возникающие сомнения по поводу качества исполнения. Обычно им подвергаются люди, нарушение деятельности которых может повлечь за собой судебное или иное наказание. Это врач, сомневающийся в качестве проведенной операции, или бухгалтер, оперирующий крупными суммами фирмы;
  • переживания – воспоминания о тягостных, устрашающих событиях. Они вызывают неприятные эмоции, заставляют испытывать чувство страха, стыда, раскаяния, заполняют мысли больного, сопровождая практически весь день;
  • влечение – наличие стойкого, навязчивого желания совершить непристойное действие: выругаться матом, ударить кого-то. Такие желания, несмотря на их яркую выраженность, никогда не реализуются;
  • представления – появление навязчивых образов, всплывающих перед глазами больного. Это может быть предполагаемые последствия, навеянные навязчивыми влечениями. Так, человек представляет, что произойдет, когда он кого-то зарежет. Порой такие представления становятся настолько правдоподобными, что полностью овладевают больным, и он забывает об их иррациональности, нелепости. Типичный пример – родственника больного захоронили, тогда как он был жив. При этом человек испытывает те мучения, которые перенес бы его родственник, очнувшись в могиле;
  • антипатия – появление ничем не обоснованного чувства неприязни к близким людям, непристойных мыслей по поводу уважаемых особ. У верующих людей формируется пугающая, непонятно чем вызванная антипатия к религиозным фигурам.

Среди наиболее распространенных обсессивных мыслей выделяют:

  • идеи загрязнения или заражения;
  • непереносимость беспорядка, асимметрии;
  • угроза безопасности – проверка дверей, газа;
  • кощунственные, богохульные обсессии, посещаемые верующих или чрезмерно принципиальных людей. Один пациент страдал от видения, в котором Христос вступал в интимные отношения;
  • дисморфомания, когда человек обнаруживает мнимый физический дефект, и все размышления летают вокруг него;
  • сексуальные навязчивости;
  • насилие.

Часто у человека встречаются комплексные обсессии, когда одна навязчивая идея сменяет другую.

Девушка страдала от опасений, что может навредить своим близким. Купив набор столовых приборов, стала волноваться, что ударит ножом из него кого-то из домашних. Когда ее молодой человек предложил выйти замуж, появилась новая назойливая мысль о том, что девушка будет изменять будущему мужу. Горе-невеста даже интересовалась у подруги, не ходят ли о ней подобные слухи, поскольку боялась потерять контроль над своими действиями.

Иррациональность в математике

Иррациональными в математике бывают выражения или уравнения, но гораздо чаще – числа. Так называют те из них, которые невозможно выразить с помощью обыкновенной дроби или десятичного числа.

К наиболее известным и часто применяемым в математике примерам иррациональных чисел относятся:

  • число Пи – 3,14159265…;
  • число e – 2,7182818284…;
  • корень из двух – 1,41421356…;
  • корень из трех – 1,73205080….

Известно, что концепция иррациональных чисел зародилась еще в седьмом веке до нашей эры, в Индии. Однако на тот момент существование чисел, которые невозможно выразить, воспринималось лишь как теория, не имевшая явных доказательств.

Впервые существование иррационального числа было доказано приблизительно в 470 году до нашей эры древнегреческим философом, математиком и теоретиком Гиппасом из Метапонта. Неизвестно, иррациональность какого именно числа он доказал. Существует предположение, что это было так называемое золотое сечение.

Концовка и скрытый смысл

Скрытый смысл фильма Иррациональный человек заключен в названии ленты. С одной стороны главный герой (он же антигерой) позиционирует себя, как умного члена социума. Такого же мнения придерживаются окружающие. Однако, когда его посетила идея-фикс, в поведении персонажа стала прослеживаться иррациональность. Думая, что все преступления тщательно спланированы, он не учел очевидных вещей:

  • посторонние могли увидеть, как он меняет стаканы с соком;
  • недостаточность улик, собранных Джил;
  • кражу цианида было легко мотивировать желанием покончить жизнь самоубийством. Тем более целая группа студентов ранее была свидетелем игры в «русскую рулетку».

Так что смысл концовки фильма Иррациональный человек демонстрирует немалую долю нелогичности в поведении главных персонажей. Джил, которая на протяжении всей ленты поддерживала идеи Эйба, искренне радовалась, когда судья умер, но в финале резко стала моралисткой. Профессор, сделавший серьезные просчеты, которых не допустил бы рациональный человек.

Концовка фильма Иррациональный человек как бы намекает на заключение, что все люди в той или иной степени нелогичны и непоследовательны в своих поступках. Примеры персонажей в картине яркое подтверждение этому факту. Даже образованный профессор, постоянно размышляющий о смысле бытия, не в состоянии до конца следовать рациональной линии поведения.

Методы рационального мышления

Люди с развитым рациональным мышлением опираются на факты, логику, четкие рассуждения. Они не торопливы, даже медлительны в принятии решений. Каждый шаг они тщательно обдумывают, анализируя и сравнивая имеющиеся данные. Такие люди обладают следующими умениями:

  • Анализируют проблему. Для того, чтобы принять решение, они сначала мысленно разложат ситуацию на части, детали, чтобы понять взаимосвязь.
  • Синтезируют детали. Отдельные части проблемы объединяют в единое целое, чтобы увидеть полную картину.
  • Сравнивают факты. Сопоставляя различия разных событий, определяют нечто общее, что способствовало происходящему.
  • Абстрагируются от лишних деталей. Чтобы докопаться до истины и увидеть корень проблемы, они отбрасывают лишние элементы.
  • Систематизируют информацию. Полученные факты объединяют в единое целое. Все в мире взаимосвязано, нет такого явления, которое бы существовало отдельно друг от друга.

Все эти приемы можно использовать как в научной деятельности, так и в обычной жизни. Рациональное мышление более развито у тех, кто увлекается точными или естественными науками: математика, химия, физика, биология.

Преобладание мужского рационального мышления

Нельзя однозначно считать рациональность мужской или женской чертой. Но психологи склоняются к тому, что рациональное мышление больше свойственно мужчинам. Они чаще способны взять эмоции под контроль и принять взвешенное решение, основываясь на фактах.

Женщинам свойственна эмоциональность. Поэтому они чаще идут нерациональным путем при решении проблемы, находясь под влиянием гнева, радости и т. д.

Дама при покупке бытовой техники будет чаще ориентироваться на ее цвет (чтобы подошла под дизайн кухни) или просто на приятный внешний вид. В то время как мужчина отдаст предпочтение функциональности и надежности.

Второй вариант более рационален, ведь дизайн кухни может смениться через какое-то время, да и прослужит надежная техника дольше.

Познание реальности. Концепции

В психологии рассматривается 3 формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Умея делать рациональные выводы, человек во многом облегчает себе жизнь. Люди, которые руководствуются иррациональностью, принимают мир на основе интуиции.

Концепции реальности могут строиться на логичных объективных суждениях, но также могут быть совершенно необъективными, то есть нерациональными. Необъективные мыслительные конструкции нужно прорабатывать в течение жизни, иначе они могут мешать нормально развиваться личности, провоцировать необоснованную тревогу.

Какие это убеждения?

  • «Я никогда не был уверенным в себе, и не буду».
  • «Я должен доказать нечто».
  • «Меня должны одобрить, в противном случае я ничего не стою».

Иррациональная личность — тот, кто привык мыслить иррационально и принимать ощущения, как объективную данность, а логические доводы, как нечто несерьезное.

Недомысленный и нечеткий образ, о котором рассуждают, — тоже иррациональность. Это определение и значение в психологии такого мышления рассмотрим позже.

Идеи и ценности

Американский психолог Альберт Эллис выделил несколько идей и ценностей, которые по природе своей иррациональны, но имеют большое влияние на современного человека. Давайте разберем некоторые из них, чтобы понять, что каждый из нас немного иррационален.

К примеру, мы стремимся к тому, чтобы все наше окружение находилось в восторге от нашей персоны. Конечно же, рациональный человек понимает, что добиться этого невозможно, так как кому-то мы однозначно не понравимся как ни старайся.

Вот еще несколько иррациональных идей по Эллису:

  • Лучше избежать трудностей, чем с ними справляться.
  • У вас обязательно должен быть человек, на которого можно положиться.
  • Я обязан сильно расстроиться, если у моего друга случилась беда.
  • Для любой проблемы существует идеальное решение, которое я обязательно должен отыскать, чтобы избежать неприятностей.

Если вы хотите узнать больше о себе и окружающих, подписывайтесь на рассылку. Вас ждет еще масса интересного. Ну а я вынуждена с вами проститься. До скорых встреч.

Иррациональное поведение и консерватизм

Представьте, что имеются два ящика. В первом ящике 3 черных и 7 красных шаров. Во втором ящике, наоборот, 7 черных и 3 красных шара. Допустим, что мы наугад вытаскиваем из одного ящика 12 шаров с возвращением. Из них оказывается 8 красных шаров и 4 черных шара. В свете новых данных оцените вероятность того, что шары были вытащены из первого ящика. Для решения этой задачи имеется точная формула, но в данном случае попробуйте определить вероятность интуитивно. Эта задача является психологическим экспериментом, впервые проведенным Эдвардсом. Правильный ответ — вероятность того, что шары были вынуты из первого ящика, составляет 0,974 . Однако большинство людей интуитивно оценивают ее около 0,75 . В психологии данное явление получило название консерватизма. Его сущность заключается в том, что при столкновении с неинтуитивной (незнакомой) ситуацией, люди недостаточно реагируют на новую информацию и в значительной мере полагаются на первичную.

По материалам статьи: Лукашов А.В. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ И ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ // УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ №2, 2004

Рациональность и иррациональность. В чем отличия?

Мы часто говорим о ком-то — «он иррациональный». Что значит это понятие? Рациональность означает согласованность с разумом, обоснованность. От лат. ratio — это разум. Тогда как irrationalis — неразумное, основанное не на доводах, а на общих представлениях.

Чтобы понять разницу между разумным и неразумным, приведем признаки обоих принципов мышления.

Признаки рационального суждения:

  1. Подтверждение логических выводов опытом.
  2. Уравновешенность эмоций. Рациональные мысли никогда не вызывают «бурю эмоций» в душе личности.
  3. Нет абсолютизации явлений. Рациональная личность знает, что все события и явления значат ровно столько, сколько ценности вкладываем мы в них сами.
  4. Эффективность.

Теперь перечислим признаки иррационального.

  1. Категоричность суждения — «я не смогу жить, если…».
  2. Необъективность. Никакими фактами нельзя доказать иррациональную мысль.
  3. Наличие бурных истерик, слезы.
  4. Неэффективность. Такие мысли никак не помогают продвигаться вперед к позитивной цели.

Теперь понятно, как мыслят иррациональные личности. Кто необъективен, непредсказуем и не может отделять главное от второстепенного из-за своей эмоциональности при решении насущных вопросов, тот иррациональный. Что это значит? Это значит, что человек имеет, скорее всего, эмоционально-образное мышление с детства. И профессию нужно выбирать такой личности творческую, связанную с эмоциональными состояниями, а не фактами.

Но бывает, причиной такого мышления служат негативные установки. Такие программы служат только деструктивности, и их нужно корректировать с помощью психотерапевта.

Что есть рационализм в классическом его понимании?

Есть вопрос и ответ на него. Проблема и ее решение, которое можно найти при помощи разума. Нет нематериального или же не созданного для понимания в этом мире, поскольку вся Вселенная материальна. Примерно так можно описать рационализм. Это своеобразная установка для последователя, который оценивает окружающее пространство исключительно в качестве вопросов и ответов. Он пытается постигнуть происходящее, руководствуясь своим ментальным сознанием.

Также рационализм — это превалирование доводов разума над голой убежденностью. Фактически данная идея стоит у истоков философии, призванной объяснить разумному человеку то, как устроен мир. Нередко рационализм проявлял себя в натуре и поведении великих математиков и физиков, которые как раз занимаются тем, что делят и систематизируют окружающее пространство, давая возможность понять и принять его.

Познание реальности. Концепции

В психологии рассматривается 3 формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Умея делать рациональные выводы, человек во многом облегчает себе жизнь. Люди, которые руководствуются иррациональностью, принимают мир на основе интуиции.

Концепции реальности могут строиться на логичных объективных суждениях, но также могут быть совершенно необъективными, то есть нерациональными. Необъективные мыслительные конструкции нужно прорабатывать в течение жизни, иначе они могут мешать нормально развиваться личности, провоцировать необоснованную тревогу.

Какие это убеждения?

  • «Я никогда не был уверенным в себе, и не буду».
  • «Я должен доказать нечто».
  • «Меня должны одобрить, в противном случае я ничего не стою».

Иррациональная личность — тот, кто привык мыслить иррационально и принимать ощущения, как объективную данность, а логические доводы, как нечто несерьезное.

Недомысленный и нечеткий образ, о котором рассуждают, — тоже иррациональность. Это определение и значение в психологии такого мышления рассмотрим позже.

Методы иррационального мышления

В отличие от рационального, иррациональное познание опирается не на логические приемы, рассмотренные выше, а на мгновенное постижение проблемы. В основе иррационального мышления лежат:

  • Интуиция: представляет собой форму непосредственного знания,
  • позволяет постигать действительность без показаний органов чувств.

Озарение:

  • означает мысленное постижение целого, а не отдельных частей,

перестраивает ситуацию, находит новый взгляд на проблему.
Воображение:

  • является специфической формой психологической активности человека,

создает новый образ, ситуацию, возможное будущее с использованием прошлого опыта.

Методы не ограничиваются вышеперечисленными формами. К ним можно отнести также эмоциональную сферу, духовные прозрения, практики медитации в восточных религиях и другие.

В повседневности часто можно встретить деструктивные примеры иррационального мышления. Достаточно вспомнить сколько гениальных писателей, художников и музыкантов в реальной жизни были беспомощны не имели элементарных средств к существованию.

Иррациональной свободы не существует

Между тем, той свободы, которой ищут иррационалисты, просто нет в области Истины. “Абсолютная свобода” есть лишь голая возможность поступать как попало в реальной жизни. Иррационалист как бы забывает в своем опьянении, что его поступки в реальной жизни влияют лишь на его собственную вечную участь. Но дела человека не меняют и не отменяют Истины, которая судит эти дела.

Вполне закономерным результатом иррационального примирения противоречий служит оправдание компромисса с реальным злом. Если, согласно Н.А. Бердяеву, истина не догматична, и правда не должна быть системой понятий и идей, то теоретическому адогматизму – в области практической должен соответствовать беспорядочное примирение с разнообразным злом этого мира.

Св. Марк Ефесский убедительно демонстрировал это, осуждая соглашение с католицизмом на Флорентийском соборе 1438-1439 гг. На соборе св. Марку кричали: “Найди нам выход, икономию”. Св. Марк отвечал: Дела веры не допускают икономии. Это все равно, что сказать: отруби себе голову, и иди куда хочешь.

Св. Марк возражал тем, кто ищет нечто среднее и соглашение:

О психологии рынка любительского оригами

Люди склонны переоценивать результаты своей работы пропорционально усилиям, которые они вкладывают в нее.

В своих лекциях Ариели иллюстрирует этот вывод результатами эксперимента. Группе испытуемых раздали инструкции по складыванию лебедя из листа бумаги. Никто из них не занимался оригами серьезно, и лебеди получились далеко не идеальными. Каждого из участников попросили оценить стоимость получившегося у нее или него лебедя. В эксперименте также участвовали оценщики — люди, которых попросили оценить стоимость лебедей, сложенных другими участниками. Сами они лебедей не собирали. Стоимость, названная авторами фигурок, оказалась существенно выше стоимости, названной оценщиками.

На втором этапе эксперимента участников, которым предстояло складывать оригами, разделили на две группы. Первая группа получила полноценные инструкции, в которых каждый этап был проиллюстрирован. Вторая группа получила инструкции с пропущенной информацией. Складывать лебедей по таким инструкциям было существенно сложнее и это занимало больше времени. Фигурки участников второй группы получились заметно менее привлекательными на вид, чем фигурки участников первой группы.

Складывальщиков из обеих групп и оценщиков снова попросили назвать цену за лебедей. Участники второй группы оценили своих плохо сложенных лебедей даже выше, чем участники первой группы — своих сносно сложенных. Но те, кто не складывал сам и только оценивал, назвали для плохо сложенных лебедей цену ниже, чем для лебедей из первой группы. Авторы фигурок из обеих групп снова оценили свои работы существенно выше, чем оценщики.

По-видимому, стоимость, которую сам автор ассоциирует со своим творением, зависит в большей степени от количества вложенного труда, чем от объективных характеристик конечного продукта

Не важно, насколько корявым получился лебедь. Вспоминая, как сложно было правильно угадать все пропущенные в инструкции шаги и сложить фигурку, как иногда приходилось возвращаться на шаг назад и переделывать, участники эксперимента чувствовали удовлетворение от решенной задачи

“Разумеется”, результат такой работы стоит больше, чем лебедь, которого за 2 минуты сложили по идеальной инструкции без ошибок!

Опасности выбора

Однажды, принимая дома друзей, поведенческий экономист Ричард Талер сделал занятное наблюдение. Пока готовился ужин, гостям в качестве закуски предложили кешью. У присутствовавших было три варианта действий: съесть немного орехов, чтобы не перебивать аппетит, совсем их не есть или насытиться до начала ужина.

Казалось бы, выбор очевиден: следует съесть несколько орехов или не есть вовсе, ведь впереди ждет трапеза. Однако вышло иначе: гости постепенно окружили вазу с кешью, орехи стремительно таяли. Когда стало ясно, что в таком темпе дело до ужина не дойдет, Талер поспешил унести тарелку на кухню, попутно не удержавшись от парочки кешью.

Классическая экономика учит, что увеличение выбора не может нам навредить, ведь от лишних вариантов можно отказаться за ненадобностью. Однако на деле возможность выбора совсем не выглядит нейтральной. Расширение выбора действий незаметно сместило приоритеты гостей Талера, хотя в долгосрочной перспективе это совершенно нерационально. Как только тарелка исчезла, гости лишились выбора и ужин был спасен.

волевое ограничение выбора. Например, если вы стоите перед выбором поработать, чтобы сдать работу в срок, посмотреть сериал или утонуть в соцсетях, волевым ограничением может стать отключение интернета или нахождение в рабочей среде: нам сложнее бездельничать при свидетелях и в помещениях без дивана и еды.

Как избавиться от иррациональных установок

Иррациональные установки заставляют людей попадать в ловушки мышления и действовать нефункционально, дезадаптивно и даже деструктивно. Меняя свои установки и свое мышление, вы меняете свое отношение к ситуации, тем самым корректируя свою реакцию на события и явления окружающего мира.

Избавиться от иррациональных установок и заменить их на более адаптивные и позитивные возможно, однако это сложный и длительный процесс, в ходе которого необходимо:

  1. Выявить негативную эмоцию, которую вы испытываете (грусть, злость, гнев, ревность, подавленность, стыд, чувство вины и т.д.)
  2. Определить, какое событие вызвало эту эмоцию.
  3. Понять, какие мысли у вас возникли в связи с произошедшим событием.
  4. Идентифицировать, какое конкретно иррациональное верование привело вас к этим мыслям.
  5. Осознать наличие у себя иррациональных установок путем самонаблюдения.
  6. Понять, что эти установки не только иррациональны, но и деструктивны, с помощью переосмысления и рационализации (когнитивный самоанализ).
  7. Заменить иррациональные установки альтернативными рациональными установками.

Чтобы провести работу над иррациональными установками, необходимо узнать, какие, в принципе, существуют когнитивные искажения.

Иррациональность в философии

Философы во все времена уделяли много внимания познаваемости и/или, напротив, непознаваемости мира и явлений в нем. Именно они впервые ввели термин «рационально» и «иррационально». Это была попытка разделить происходящее вокруг на то, что познать и понять можно, и на то, в чем не стоит даже пытаться разобраться. Ибо то есть на явления, для которых не существует объяснения, которое было бы понятно человеческому разуму.

Кроме того, сформировалось такое устойчивое словосочетание, как «иррациональный человек». По сути, все мы иррациональны, потому что порой, и довольно часто, действуем, чувствуем и ведем себя необъяснимо, или испытываем эмоции, для которых также не существует рационального объяснения. Кроме того, практически никогда нельзя найти точную причину или закономерность для того, что нравится или не нравится человеку, что его радует или расстраивает.

Другое устойчивое выражение – «иррациональная действительность» – относится к немного другой грани этого сложного термина. В данном случае, «иррационально» – это синоним «незакономерно». Считается, что события, происходящие в мире, непредсказуемы, потому что недоступны для познания человеческим разумом, и происходят хаотично, иногда без видимой причины.

Волюнтаризм

Универсальный принцип философии Шопенгауэра — волюнтаризм (от латинского voluntas — воля), согласно которой главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.

Воля — это абсолютное начало, корень всего, идеальная сила, способная определять и влиять на все вещи. Воля также является высшим космическим принципом, который лежит в основе Вселенной и является универсальной сущностью вещей.

Объяснение воли Шопенгауэра как универсальной сущности вещей основано на теории Канта, согласно которой в сознании отражаются только образы вещей в окружающем мире, а их внутренняя сущность является неразгаданной загадкой («вещь сама по себе»).

Окружающий мир — это лишь мир представлений в человеческом сознании. Сущность мира, его вещей, явлений — это не «вещь сама по себе», а воля. Мир явлений и мир сущности — это, соответственно, мир идей и мир воли. Как воля человека определяет его действия, так и вселенская воля действует во всем мире, воля вещей и явлений, вызывает внешние события в мире, движение вещей, появление явлений. Воля присутствует не только в живых организмах, но и в неживой природе в виде «бессознательной», «спящей» воли. Окружающий нас мир, по сути, является воплощением воли.

По мнению Шопенгауэра, истина заключается в том, что мир есть воля, а именно, воля к жизни и к ее продолжению. Это слепое, необузданное, инстинктивное стремление. Из воли возникает страдание. По его мнению, все живое пропитано иррациональной, слепой и ненасытной жаждой жизни. Поэтому наше существование наполнено страхом и болью. Недовольство и боль — наши главные эмоции. Желание — это лишь иллюзия, которая возникает только в преходящий момент удовлетворения этой вечной жажды жизни. Освобождение от агонии жизни может быть достигнуто только путем отказа от воли к жизни.

Любое удовольствие, любое счастье, к которому люди стремятся в любое время, имеет негативный характер, так как удовольствие и счастье — это, по сути, отсутствие чего-то плохого, например, страдания. Наше желание проистекает из действий воли нашего тела, но желание страдает из-за отсутствия желаемого. Удовлетворенное желание неизбежно порождает другое желание (или несколько), и опять же у нас есть желание и т.д. Если все это воспринимать в пространстве как условные точки, то пустота между ними заполняется страданиями, от которых возникают желания (в нашем случае условные точки). Так что не удовольствие, а страдание — это позитивная, постоянная, неизменная, постоянно присутствующая вещь, присутствие которой мы ощущаем.

(В нашей повседневной жизни воля имеет эмпирический характер, она подчинена пределам. Если бы это было не так, мы бы имели ситуацию Буриданского осла (Буридан был ученым 15 века, который описывал эту ситуацию): помещенный между двумя стогами сена по обе стороны от него и на равном расстоянии от него, он, «имеющий свободную волю», умер бы с голоду, потому что не может выбирать. Человек в повседневной жизни постоянно делает выбор, но в то же время он неизбежно ограничивает свою свободу воли).

Сюжет[ | ]

Действие происходит в небольшом университетском городке, расположенном в американском штате Род-Айленд. Профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) находится в состоянии экзистенциального кризиса. Он до такой степени разочаровывается в жизни, что даже пробует играть в «русскую рулетку». Постепенно у Эйба начинают завязываться отношения со студенткой Джилл Поллард (Эмма Стоун), несмотря на то, что у неё уже есть парень, которого зовут Рой (Джейми Блэкли). На какое-то время Эйбу удаётся приостановить этот роман и уговорить Джилл остаться друзьями. В этот период он оказывается в романтических отношениях со своей коллегой, преподавательницей Ритой Ричард (Паркер Поузи) — замужней женщиной, которую не устраивает её брак.

При этом Эйб продолжает встречаться с Джилл. Во время одной из таких встреч в ресторане они случайно подслушивают грустную историю женщины, беседующей за соседним столом со своими друзьями. Она говорит о том, что может потерять право опеки над своими детьми, поскольку её бывший муж подал в суд, а судья — хороший приятель его адвоката. И тут Эйбу приходит в голову идея в духе «Преступления и наказания» Достоевского: если удастся сделать так, чтобы эта женщина не рассталась со своими любимыми детьми, то жизнь будет лучше, а для этого надо убить судью, ведущего это дело.

Эйб начинает тщательно планировать преступление, полагая, что впоследствии будет невозможно вычислить, кто его совершил. Однако, после совершения убийства, Джилл, сопоставив факты, понимает причастность Эйба и после обвинения полицией невиновного предлагает ему прийти с повинной. Чтобы скрыть правду, Эйб пытается устранить Джилл, но сам же и попадает в подстроенную им западню.

Все действия в фильме сопровождаются философскими рассуждениями Эйба, которые с самого начала определены им как «вербальная мастурбация».

Иррациональное мышление: что это такое

Рациональный образ мышления отбрасывает эмоции, порывы, желания, настроения, впечатления и все личностные аспекты, ограничивая, тем самым, интеллектуальный потенциал. В противоположность ему иррациональное мышление «думает сердцем», не стеснено никакими конкретными границами и в основе своей имеет:

  • чувства;
  • впечатления;
  • мистические переживания;
  • душевное состояние.

Ближе всего к иррациональному образу стоит детское мышление, которое обладает подвижностью, эмоциональностью, яркими фантазиями, спонтанностью и отсутствием рассудительности.

Будучи взрослыми, люди иррационального склада предпочитают развивать неистовую активность, но часто их действия хаотичны, лишены логики и последовательности. В жизни они руководствуются собственными представлениями, которые имеют мало общего с окружающей действительностью.

Иррациональный тип мыслей присущ творческим людям, которым полет фантазии нужен как воздух. Невозможно представить себе творческого гения, писателя или художника, действующего в строгих рациональных рамках. Личности иррационального типа обладают, как правило, ярко выраженной способностью влиять на мысли и желания других людей.

Репрезентативность

Под репрезентативностью понимается суждение, основанное на стереотипах. Приведем следующий пример. Как известно, в США зачисление в колледж основывается на среднем балле в школе (grade point average — GPA). В начале 1990-х гг. в одном из университетов США средний школьный балл поступивших студентов был 3,44, а средний балл в колледже — 3,08. Данная информация предоставлялась испытуемым, а затем их просили предсказать успеваемость в колледже трех студентов, основываясь на их среднем балле.

Большинство людей основывали свой прогноз на стереотипе и абсолютно не учитывали так называемую «регрессию к среднему». Например, плохой школьник мог иметь низкий средний бал в результате неудачного стечения обстоятельств в период обучения в школе, а в колледже его успеваемость могла повыситься более значительно, чем у хороших школьников. Часто люди исходят из небольшой выборки, предполагая, что она является репрезентативной по отношению к общей картине. При этом не учитывается, что выборка сама может являться выражением случайности, а не закономерности. Подобная эвристика полезна во многих жизненных ситуациях, но она может также приводить к принятию неправильных решений.

Например, на финансовых рынках инвесторы могут экстраполировать кратковременный рост прибылей компании слишком далеко в будущее и в результате переоценивать стоимость «гламурных» компаний. Это уменьшит будущую доходность акций быстрорастущих компаний, когда темпы роста снизятся и цена акций упадет. Аналитики обнаружили, что акции, которые в течение одного трехлетнего периода были наименее прибыльными, характеризовались наибольшей доходностью в последующие три года. И наоборот, акции, наиболее прибыльные в первый трехлетний период, в последующем отличались наименьшей доходностью.

Заключение

Работать с иррациональными убеждениями необходимо регулярно, причем делать это лучше всего в письменном виде, т.к. это позволит вам не только выявить уже существующие иррациональные установки и избавиться от них, но и изменить свой ход мышления в целом, чтобы в будущем такой тип установок не продолжал формироваться.

К сожалению, это далеко не единственное когнитивное искажение нашего мышления. Если вы хотите лучше понимать самого себя, свои мысли, желания и поведение, вы можете пройти нашу программу «Самопознание», а на нашей программе «Когнитивистика» вы освоите лучшие техники мышления, которые научат вас логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы к решению абсолютно любых задач.

Желаем вам удачи в самопознании и верим в то, что вы обязательно сможете выбраться из всех ловушек мышления!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector