Искажения мышления по альберту эллису: двенадцать основных иррациональных идей
Содержание:
- Содержание
- Рациональное мышление – процесс, а не результат
- Развитие мышления
- “Бесплатно” как выключатель рациональности
- Структура рационального мышления
- Значение иррациональности
- Ясновидение
- Установки с детства. Список
- Что такое иррациональное мышление
- Иррациональное мышление: что это такое
- Иррациональное мышление
- Оспорьте нелогичные верования
- Рациональное мышление в стоицизме
- Как понять, что у вас есть ригидность мышления, и избавиться от нее
- Восприятие во сне
- Развитие мышления
- Как развить рациональность
- Иррациональность
- Разновидности мышления
- Иррациональность
- Идеи и ценности
- Иррациональность в математике
Содержание
- Иррациональность
- Три уровня мышления
- Идеи и ценности
Здравствуйте, дорогие читатели! С какой завистью многие из нас смотрят на дисциплинированных людей. Радость охватывает, когда встречаешь человека, который без жалости к себе работает по 19 часов в день, не думает лишний раз прежде чем убраться дома или выполнить какую-то иную работу. Большинство из нас стремится делать то, что хочется, если этого не получается – он жалуется и делится переживаниями с каждым встречным.
Иррациональное мышление – это во многом «заслуга» такого поведения и сегодня, о нем и пойдет речь. Мы привыкли думать, что этот тип мышления плох, на самом же деле можно научиться жить радостно, быть продуктивным и при этом оставаться иррациональным.
Однако, давайте обо всем по порядку.
Рациональное мышление – процесс, а не результат
Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и принимать решения. Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает сконцентрироваться на одной цели, которая в данный момент считается первостепенной.
Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам; В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта.
Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас; Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят; Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.
Развитие мышления
Психологи отмечают, что те люди, которые не привыкли планировать свой график и не владеют основами самодисциплины, не могут мыслить конструктивно. Свой график следует составлять заранее, в первое время на это может уходить до часа времени ежедневно, однако в будущем такой метод приведет к развитию конструктивного мышления. Вы научитесь не отвлекаться на внешние факторы и будете следовать четкой инструкции достижения поставленной цели. После того, как такие правила войдут в привычку, можно смело заявить, что вы руководите своей жизнью. Психологи отмечают, что развить конструктивизм в мыслях можно посредством решения логических загадок. Они очень полезны.
Следующий способ развития конструктивного мышления – самые обычные списки. Каждый рационально мыслящий человек, просыпаясь утром, не думает о том, что будет делать, а уже знает. Именно поэтому не тратится время на пустые мысли и безделье.
“Бесплатно” как выключатель рациональности
Как только появляется возможность получить что-то бесплатно, мы начинаем вести себя иррационально. Классические примеры Дэна Ариели: мы с радостью купим две ненужных нам вещи, чтобы получить бесплатно третью, и привезем домой совершенно ненужный нам шнурок с карабинчиком от бейджа с конференции.
В книгах «Предсказуемая иррациональноть» и «Доллары и смысл» Дэн Ариели рассматривает много менее очевидных примеров маркетинговых техник, заставляющих нас видеть ценность и выгоду в искаженном свете. После прочтения этих работ начинаешь по-новому думать об очередной акции в ближайшем супермаркете!
Вот чуть менее очевидный пример силы “бесплатности” от автора этой статьи: накопительные карты с баллами в одной из московских сетей супермаркетов. После покупки на некую сумму Х и более клиенту предлагают оформить карту, на которую за каждую покупку начисляются баллы. Баллами можно потом расплачиваться за товары из супермаркета. Звучит привлекательно: можно просто делать свои обычные покупки и потом получить что-то бесплатно — в обмен на баллы, которые накопились как бы сами собой.
Давайте проведем мысленный эксперимент и сравним это предложение вот с таким: вместо карты с накопительными баллами вам предлагают дисконтную карту, по которой вы получаете скидку в 1 % со стоимости любой покупки. Сэкономить всего 1 % от стоимости? Звучит не очень воодушевляюще, не так ли? Определенно менее воодушевляюще, чем карта, с которой можно накопить баллы и обменять их на товары, за которые не надо будет платить деньгами вовсе.
Но весь трюк в том, что автору этой статьи никогда не попадались накопительные карты, в которых денежный эквивалент баллов, начисляемых за покупку, превышал бы 1 % от ее стоимости. Чтобы замаскировать этот факт, баллам обычно назначают номинал в 0,1 рубля. Когда нам начисляют 100 баллов за покупку в 1000 рублей, в реальности мы получаем обратно 10 рублей, но сама цифра 100 создает иллюзию большей суммы.
Многие магазины предлагают карты с накопительными баллами с неочевидной номинальной стоимостью в 1 % от покупки, но дисконтные карты обычно предлагают скидку как минимум в 3 % от стоимости покупки. Это потому, что скидка в 1 % привлекательна только если ее преподнести как возможность получить что-то бесплатно, а не как способ потратить меньше денег.
Забавно, что если присмотреться повнимательней к этим двум опциям — скидке в 1 % и получению за покупку баллов номиналом в 1 % от ее стоимости, можно заметить, что первая опция на самом деле выгоднее. Почему? Попробуйте сформулировать ответ сами, а затем прочтите следующий абзац.
Скидка в 1 % позволяет вам распорядиться сэкономленными деньгами так, как вам заблагорассудится. Вы можете, например, потратить их в другом магазине. А вот баллы номиналом в 1 % от покупки можно потратить только на покупки в магазине, выпустившем накопительную карту.
Несмотря на описанную разницу в возможностях, программы с баллами продолжают пользоваться популярностью, а дисконтные карты со скидкой в 1 % не встречаются почти никогда. Причина: мы любим получать вещи “бесплатно” куда больше, чем покупать их по сниженной цене.
Как отмечает Дэн Ариели, мы даже предпочитаем бесплатные некачественные вещи качественным и недорогим. В одном из его экспериментов испытуемым предложили выбрать между изысканным шоколадным трюфелем Lindt за 15 центов и намного менее вкусной конфетой Hershey’s Kisses за 1 цент. 73 % процента испытуемых выбрали вкусные трюфели Lindt несмотря на разницу в цене в 14 центов. Но затем цену каждой из конфет снизили на 1 цент: 14 центов за трюфель Lindt, и 0 центов за Hershey’s Kiss. Теперь невкусные Hershey’s Kisses были бесплатными. И несмотря на то, что трюфели Lindt стали дешевле на 1 цент по сравнению с первым опытом, сила “бесплатности” сделала свое дело: 69 процентов испытуемых теперь предпочли бесплатные и невкусные Hershey’s Kisses. Их выбором больше не двигал ни превосходный вкус трюфелей Lindt, ни тот факт, что теперь они были еще дешевле, а разница в цене с Hershey’s Kisses сохранилась. Теперь единственным критерием выбора была возможность получить что-то бесплатно. Что-то, что мало кому интересно при цене выше нуля.
Структура рационального мышления
Можно выделить три основные формы рационального мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Понятие мы можем представить как наименование какого-либо объекта или действия. Мы просто указываем на сам предмет обсуждения, презентуя его для слушателей. Например, говорим «птица», «полет». Далее мы приводим суждение. Мы связываем объекты вместе. Иными словами, объясняем значение приведенных ранее понятий. Получается утверждение: «Птица летает».
В итоге нам предстоят умозаключения. Здесь объединяются суждения, и на основе их анализа строятся новые выводы. Мы рассудили, что птица летает, и знаем, что у нее есть крылья. Нам также известно, что у человека крыльев нет. Значит, наше умозаключение состоит в утверждении о том, что птица летает благодаря крыльям.
На этих формах стоит основа рационального мышления. Для более ясной картины необходимо взглянуть на это немного с другой стороны.
Значение иррациональности
Иррациональность делает человека уязвимым, но он сам не осознает своих заблуждений.
Негативные последствия такого мышления многообразны:
- нарушается восприятие внешнего материального мира;
- нет приспособляемости, гибкости;
- снижается мотивация к действию;
- развивается страх перед общением с вышестоящими людьми, а также необоснованный страх общественного порицания;
- снижается эффективность в профессиональной деятельности;
- развиваются тревоги и депрессии.
Заметим, что вообще мыслить о своих эмоциях бесполезно. Поэтому иррациональность — это в психологии негативное состояние.
Ясновидение
Вам будет интересно:Чаща — это что такое? Вообще рассматриваемая форма освоения законов природы и человеческих взаимоотношений в мире является одной из частых тематик курсовых и дипломных работ в вузах, а также нередкой идеей для написания изложений в школе или тематических эссе. Рациональное и иррациональное познание в философии человеческого бытия занимает одну из важнейших ступеней изучения психологии и самого процесса освоения окружающего мира. Поэтому структура и разновидности иррационализма как формы познания не менее интересны к изучению. Особенно много противоречий вызывает такая категория иррационального познания, как ясновидение. Что это такое? Откуда взялось данное определение? Почему оно имеет место среди важнейших аксиом и глобальных философских вопросов современности?
Эзотерический словарь раскрывает смысл ясновидения в ключе способности видеть те образы, объекты и явления, которые не под силу простому человеку, не обладающему данной способностью, и которые недоступны к восприятию в обычном ракурсе чувствительности. С точки зрения иррационализма как теории в философии, это разновидность человеческих возможностей познавать этот мир сквозь призму интуитивного восприятия происходящего в ключе повышенной чувствительности инстинктивного чутья. Это внутреннее видение человека, информация к которому приходит символами, образами, знаками. Расшифровать увиденное может только сам ясновидящий.
Психологи утверждают, что начальная стадия развития ясновидения присуща практически каждому человеку. То есть, по сути, каждый из нас может развивать это чувство сильнее и обширнее. Однако те образы, сигналы, видения, которые приходят к людям, зачастую сводятся на нет и игнорируются ими, поскольку этот посыл среди тысячи инстинктивных и интуитивных ощущений просто растрачивается и улетучивается. Та же категория людей, у которых подобное чутье развито гораздо более сильно, видят больше.
До сих пор принципы ясновидения не имеют научного обоснования и аргументационной подоплеки. Поэтому очень многие не верят в медиумов и экстрасенсов. Однако отрицать тот факт, что проявления ясновидения встречаются сегодня сплошь и везде, невозможно. Просто кто-то их рассматривает как одно из собственных «кажущихся» видений, а кто-то расценивает это как «дар божий».
Установки с детства. Список
Бо́льшую часть нерациональных установок мы приобретаем в детстве. Так как ум ребенка еще не способен критически мыслить, он воспринимает все суждения взрослых как чистую истину. Во взрослом возрасте каждый человек должен пересмотреть свои взгляды, и понять, какие убеждения его личные, а какие навеяны родителями и воспитателями. Те установки, которые были полезны в детстве и отрочестве, но вредят уже во взрослом возрасте, надо убирать. Они тоже иррациональны. Это значит, что каждая установка, которую мы можем осознать, должна быть подвергнута критическому разбору.
Вот список популярных убеждений, приносящих индивидууму страдания:
- должен, но не смог;
- должен был лучше;
- они (он) мне должны;
- если я не справлюсь, будет катастрофа;
- я неудачник по жизни;
- я никому не нужен.
- и др.
Все эти умонастроения не имеют логического обоснования. Они попросту бесполезны и их нужно «удалять» из разума, как вирусные программы с компьютера.
Что такое иррациональное мышление
Те, кто обладает рациональным типом мышления, как правило, не обладает никакими особенными способностями к воспроизведению образов, к фантазиям, имеют определенные ограничения в этих аспектах.
В то же время, те, кто обладает мышлением иррациональным, могут при принятии решений руководствоваться чувствами, впечатлениями, просто душевным состоянием.
Лучше всего иррациональное мышление демонстрируют дети. Именно они не ограничены никакими рамками, говорят то, что думают, не размышляя о последствиях. Обладают способностью фантазировать и представлять даже самые немыслимые ситуации. В детском сознании отсутствуют такие понятия как рассудительность и задумчивость относительно собственных поступков. Именно поэтому они могут принимать иррациональные решения.
Множество знаменитых людей имели именно иррациональный тип мышления. Это были художники, писатели, драматурги и другие. Многие из них в последствие стали знаменитыми, и все благодаря тому, что использовали именно иррациональный тип мышления.
По сути, рациональный и иррациональный виды мышления являются двумя сторонами одной медали. Если разобраться, то человеку необходимы навыки в обеих областях, тогда как часто люди выбирают только один тип, который кажется наиболее верным.
Если трезво оценивать все эти факторы, то нужно признать, что рациональное и иррациональное мышление идут рука об руку, никак не мешая друг другу, но, наоборот, дополняя.
Как правило, успешные люди в одинаковой мере обладают обоими типами мышления, успешно их используют и с помощью их решают огромное количество сложных задач.
Формирование того или иного типа мышления происходит на протяжении всей жизни, обладать им может как взрослый, так и ребенок. В то же время, мотивировать на приобретение определенных навыков может родитель ребенка или наоборот.
Человек разумный выбирает комбинацию обоих типов мышления, при этом форма их может очень сильно различаться, однако на сегодняшний день существуют специальные тесты, которые способны показать принадлежность личности к тому или иному типу мышления.
Подытоживая, можно сказать, что каждый, кто хочет стать по-настоящему успешным, должен стремится к тому, чтобы развивать и иррациональное, и рациональное мышление. Научиться думать рационально, грамотно выстраивать аргументацию и, наконец, овладеть всеми преимуществами логики можно с помощью курса «Мышление Шерлока». Занимательные головоломки, простое и понятное объяснение основных логических законов — все это поможет стать не просто более рациональным, но и обрести такие качества, которым бы позавидовал сам Шерлок Холмс!
Иррациональное мышление: что это такое
Рациональный образ мышления отбрасывает эмоции, порывы, желания, настроения, впечатления и все личностные аспекты, ограничивая, тем самым, интеллектуальный потенциал. В противоположность ему иррациональное мышление «думает сердцем», не стеснено никакими конкретными границами и в основе своей имеет:
- чувства;
- впечатления;
- мистические переживания;
- душевное состояние.
Ближе всего к иррациональному образу стоит детское мышление, которое обладает подвижностью, эмоциональностью, яркими фантазиями, спонтанностью и отсутствием рассудительности.
Будучи взрослыми, люди иррационального склада предпочитают развивать неистовую активность, но часто их действия хаотичны, лишены логики и последовательности. В жизни они руководствуются собственными представлениями, которые имеют мало общего с окружающей действительностью.
Иррациональный тип мыслей присущ творческим людям, которым полет фантазии нужен как воздух. Невозможно представить себе творческого гения, писателя или художника, действующего в строгих рациональных рамках. Личности иррационального типа обладают, как правило, ярко выраженной способностью влиять на мысли и желания других людей.
Иррациональное мышление
«У того парня – чуйка на деньги». Что еще за «чуйка»? Ну, он на уровне интуиции понимает, как можно заработать. После прочтения предыдущей главы мы мыслим рационально, и такое объяснение нас не устраивает. Разберемся сами.
Саму интуицию можно понять как неосознанное руководство фактами. В этом и заключается основное отличие от рационализма. Иррациональное мышление охватывает поверхность, едва заглядывая глубже. Разум не пускается в витиеватые рассуждения. Делается это неосознанно, и потому человеку часто кажется, что он действует «по наитию». Такое мышление часто называют чувством. Именно эмоции, а не логика, становятся движущей силой мысли.
Мы часто думаем, что человек совершает какие-то действия без причин и логики. Такой человек клеймится «иррациональным». Однако ничего не происходит просто, и на все есть свои причины. Просто у «иррационального человека» мышление действует поверхностно, в экспресс-режиме. Из-за этого рассуждение и логика могут искажаться. Но так как делается это неосознанно, то и понять эти трюки сознания не всегда удается.
Оспорьте нелогичные верования
Нелогичные, ригидные иррациональные верования бывают у каждого. Вопрос лишь в том, как быстро мы способны с ними разбираться, переводить в рациональные и не поддаваться им. Большая часть работы, которую проводит РЭПТ-психотерапевт, заключается в оспаривании этих идей.
Оспорить «долженствование» — значит понять, что ни мы сами, ни другие люди, ни мир не обязаны соответствовать нашим желаниям. Но, к счастью, мы можем пытаться влиять на себя, других и мир, чтобы наши желания стали реальностью. Осознав это, человек может заменить абсолютистское требование в форме «должен», «надо», «обязан», «необходимо» на рациональное пожелание «я хотел бы нравиться людям», «я хочу добиться успеха/зарабатывать».
Оспорить «глобальное оценивание» — значит понять, что никто не может быть в целом «плохим», «хорошим», «неудачником» или «крутым». У каждого есть достоинства, недостатки, достижения и неудачи, значимость и масштаб которых субъективны и относительны.
Оспорить «катастрофизацию» можно, напоминая себе, что хотя в мире много очень и очень плохих явлений, но ни одно из них не может быть худшим.
Оспаривая «непереносимость фрустрации», мы придем к идее, что в мире правда много сложных явлений, но вряд ли что-то можно назвать по-настоящему невыносимым. Таким образом мы ослабим иррациональные верования и укрепим рациональные.
Рациональное мышление в стоицизме
В житейских ситуациях рациональное мышление часто означает необходимость «включить голову». Абстрагироваться от эмоций и проанализировать ситуацию спокойно. Однако такому мышлению требуется определенное время. Без прочной привычки трудно сразу же начать рассуждения. Особенно в моменты эмоционального потрясения. Эмоции переливаются через край, кровь бьет по вискам и мозг отказывается рационально работать.
Это проблему осознавали с древнейших времен. Вспомним, например, стоицизм. Когда человека называют «стоик», то в воображении он представляется истинно невозмутимым и твердым, как скала. Он держится особняком от мелких житейских проблем, не обращает на них внимания и не переживает. Это верно, но лишь отчасти. Стоицизм покрывает множество аспектов жизни, но здесь мы поговорим только об одной из центральных частей – сохранении разума в трудных ситуациях.
Как понять, что у вас есть ригидность мышления, и избавиться от нее
В норме ригидность — это не заболевание, а черта личности. В клинической психологии и психиатрии она может быть симптомом расстройства. Для лечения таких случаев пациентов тестируют и направляют к специалисту.
Вера Толмачева, клинический психолог, аспирантка Сеченовского университета, сотрудница Психиатрической клинической больницы № 1 им Н. А. Алексеева:
«Ребенок испытывает неуверенность при необходимости что-либо решать, ему трудно рассматривать альтернативные способы решения проблемы. Я часто сталкиваюсь с ригидностью мышления у пациентов, которые в детстве испытывали агрессию со стороны родителей. В работе я использую техники когнитивно-поведенческой терапии, чтобы пациенты научились видеть альтернативные точки зрения на проблему. А в когнитивно-поведенческой терапии используют сократический диалог для критического исследования значений и последствия со всех сторон ригидных мыслей».
Сократический диалог — метод в психотерапии, при котором психолог задает клиенту вопросы:
на которые клиент может ответить на основании своих знаний;
которые привлекают внимание клиента к информации, ранее находившейся не в фокусе его внимания;
которые направляют от частного к общему, чтобы в итоге клиент смог либо переоценить свое прошлое заключение, либо сконструировать новую идею.
Ригидность отрицательно влияет на интеллект, усиливается при обсессивно-компульсивном и шизоидном расстройствах и делает личность более авторитарной, особенно в стрессовых ситуациях. При этом даже «бытовая» психологическая ригидность может негативно сказываться на развитии: она ограничивает свободу мышления и действий.
Вера Толмачева:
«Наличие бытовой ригидности можно проверить по нескольким пунктам, например, если вы:
- всегда четко соблюдаете установленные правила;
- не хотите или не можете признавать собственные ошибки;
- чрезмерно упрямы;
- педантичны;
- настороженно относитесь ко всему новому, не изменяете привычкам;
- неохотно идете на риск;
- часто зацикливаетесь на мыслях;
- не приемлете даже незначительных отклонений от плана».
Психологическую ригидность в пределах нормы можно корректировать. Вот несколько способов:
- Пытайтесь рассматривать трудные ситуации свежим взглядом и оценивать их с других позиций. Придумывайте несколько стратегий для решения одной проблемы.
- Научитесь концентрироваться на мысли, что все происходит здесь и сейчас. Размышление в текущем временном отрезке помогает уйти от стереотипного мышления и осознать, что жизненный опыт и теоретические установки не всегда помогают.
- Изучайте противоположные мнения — читайте книги и смотрите фильмы, с идеями которых не согласны, вслушивайтесь в аргументы человека, с которым спорите.
- Меняйте привычки — отмечайте праздники в больших компаниях вместо узкого семейного круга, ходите новыми маршрутами, пробуйте новые хобби.
- Постарайтесь отказаться от постоянного контроля и зацикленности — откладывайте несрочные дела, отвлекайтесь от работы для разговора с коллегами, научитесь проигрывать и идти на компромисс.
Восприятие во сне
Многочисленные исследования помогли установить тот факт, что сон – как режим отдыха мозга – признан таковым необоснованно. Было доказано, что в таком состоянии периодически изменяется давление, учащается дыхание, пульс становится частым и аритмичным, а гормональная активность увеличивается в разы. Нередко параметры спящего человека достигают уровня этих же показателей в состоянии бодрствования, а то и превышают его. Такие всплески во сне именуются рэм-фазой – фазой сновидений. Примечательно и то, что именно в этот момент, в момент повышенной активности мозга, он практически полностью перестраивается и отстраняется от внешнего мира, обрабатывая информацию и сортируя ее исключительно в пределах внутренней мозговой деятельности. В эти минуты человек видит сны. И сны эти нередко бывают пророческими, реалистичными, предсказательными.
Можно вести массу дискуссий на тему того, что все это в жизни не применимо и никакого значимого смысла для общества оно не несет за недостаточностью научных обоснований. Но как же тогда объяснить тот факт, что Менделееву приснилась его таблица химических элементов во сне? Разве не несет она сегодня огромное значение для общества тем, что поясняет и описывает взаимосвязи и взаимозависимость всех существующих химических соединений, известных человеку?
Как считаете лично вы: несет ли в себе иррациональное познание столь же большое значение, сколь обоснованное рациональное и значимое чувственное?
Развитие мышления
Психологи отмечают, что те люди, которые не привыкли планировать свой график и не владеют основами самодисциплины, не могут мыслить конструктивно. Свой график следует составлять заранее, в первое время на это может уходить до часа времени ежедневно, однако в будущем такой метод приведет к развитию конструктивного мышления. Вы научитесь не отвлекаться на внешние факторы и будете следовать четкой инструкции достижения поставленной цели. После того, как такие правила войдут в привычку, можно смело заявить, что вы руководите своей жизнью. Психологи отмечают, что развить конструктивизм в мыслях можно посредством решения логических загадок. Они очень полезны.
Следующий способ развития конструктивного мышления – самые обычные списки. Каждый рационально мыслящий человек, просыпаясь утром, не думает о том, что будет делать, а уже знает. Именно поэтому не тратится время на пустые мысли и безделье.
Как развить рациональность
Психологи разработали много способов развить в себе рациональное мышление. Они достаточно просты, не требуют какой-либо специальной подготовки и доступны каждому.
В то время, когда вы размышляете над каким-либо вопросом, фиксируйте возникающие мысли.
- Четко очертите проблему, которую вы хотите «обмозговать», наметьте цели и задачи.
- Начните вести заметки. Записывайте идеи на листе бумаги. Это поможет вам рассмотреть проблему со всех сторон, изучить ее.
- Можно заменить бумагу набором на телефоне, планшете или компьютере. Так вы разложите все по полочкам и вспомните все детали ситуации. На этом этапе станут видны ошибки в рассуждениях или неверные выводы.
- Запишите на диктофон ваши идеи, чтоб не забыть. Иногда озарения приходят внезапно.
- Запишите в столбик цифры от 1 до 20 по порядку. Постарайтесь напротив каждого пункта написать какую-либо заметку о проблеме. Характеристику, оценку, способы решения — подойдет все. Такой мозговой штурм поможет максимально охватить ситуацию. Внимательно изучите полученный список. Его анализ подскажет вам выход из проблемной ситуации.
- Приучите себя искать сразу несколько вариантов решения. Позже, сравнивая их и отбраковывая, вы выберете один, который устроит вас на все 100%.
- Если вы чего-то не знаете о проблемной ситуации — узнайте. Принять неверное решение от недостатка информации — это самая частая ошибка. Опросите людей, которые в курсе проблемы, запросите документы и отчеты, если это касается рабочего вопроса. Боитесь показать свою неосведомленность — «гуглите». В сети очень много информации, возможно, именно ваш вопрос освещен в интернете со всех сторон.
Существуют даже определенные «упражнения», способные делать ваше сознание более гибким, учит искать новые пути разрешения трудностей. Конечно, все они основаны на рациональном подходе.
Медитируйте. Это не только духовная практика. Медитация повышает концентрацию, а она очень важна
Сосредоточенность на каком-либо вопросе позволяет быстро и успешно его разрешить, не отвлекаясь от важного.
Пешие прогулки на свежем воздухе насыщают кровь кислородом, что позволяет мозгу продуктивнее работать. Попробуйте обдумывать важные вопросы на природе.
Отличное и очень простое упражнение
Возвращайтесь домой, немного меняя привычный маршрут. Если вы не первый год ходите одной и той же дорогой — смените ее. Пройдите не по привычной аллее, а по соседнему переулку, Выйдите на остановку раньше и пройдите оставшийся путь пешком. Или проедьте дальше, а потом вернитесь. Это упражнение основано на том, что все повторяющиеся ситуации сознание не просматривает, а как бы «архивирует». Мы реагируем только на изменения. Смена маршрута взбодрит ваш мозг, заставит его включиться в «рабочий режим».
Таким образом, рационально мышление — это инструмент, позволяющий нам добиваться поставленных целей, решать сложные и не очень вопросы, разбираться в ситуациях, и в целом, полноценно строить свою жизнь.
Иррациональность
Думаю, что где-то на подсознательном уровне каждый понимает, что такое иррациональное мышление.
Если рациональные люди опираются на логику и цели, то иррациональные предпочитают заниматься тем, что им нравится. Они с радостью остаются в мире фантазий, чувств, эмоций. Их мышление не отличается четкостью, оно мультизадачно. В арсенале целый веер планов, дел, увлечений и мечтаний. Им тяжелее заставить себя делать то, чего не хочется, а продуктивность напрямую зависит от «музы».
Если у человека с иррациональным мышлением есть желание, то буквально за 3 часа он способен выполнить невероятный объем работы. Если настроения нет, то он будет ковыряться долгие месяцы, потихоньку выдавливая из себя хоть какой-то результат.
Быть продуктивным и при этом оставаться иррациональным можно. Проблема в том, что большинство книг написаны как раз для рациональных людей, тех, кому перерывы дают возможность отдохнуть и набраться сил. В случае с иррационалами перерывы только лишь все усугубляют. После отдыха заставить себя работать перестает быть возможным.
К счастью, мне удалось найти книгу, которая подойдет, если у вас превалирует такой склад ума. Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа в неделю».
Рациональность – это не характеристика эффективности мышления, а его направленность или способ мыслить. Она не поддается влиянию предчувствий, желаний, импульсов и личных переживаний. Человек с таким складом ума использует логику, знания, разум и старается отстраниться от стереотипов и ложных мыслей, которые не всегда содержат в себе здравое зерно. К этому мы еще вернемся.
Способ мышления влияет на характер человека и его поведение, а потому людей с иррациональным складом ума можно назвать иррационалами. Все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Если вы замечаете за собой черты иррационала, могу порекомендовать книгу Стивена Шапиро «Здесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизни».
Она поможет понять насколько вам повезло.
Разновидности мышления
Выделяют два основных способа мышления — рациональный (от лат. ratio — ум, разум) и иррациональный (лат. irrationalis — неразумный).
- Рациональное мышление — это мышление, основанное на логике и разуме, имеющее в отправной точке доказанные факты, проанализированные и обобщенные. Такое мышление характеризует человека как разумного, адекватного, целеустремленного.
- Иррациональное мышление невыразимо в логических понятиях и суждениях. Оно не имеет под собой аналитической базы, не основано на научных знаниях, не подвергается критике. Такой тип мышления часто приводит к искаженным умозаключениям, которые не отражают действительность, преувеличению или преуменьшению значения каких-либо фактов, а также к деланию выводов на всю жизнь на основании одного незначительного события.
Иррациональность
Думаю, что где-то на подсознательном уровне каждый понимает, что такое иррациональное мышление.
Если рациональные люди опираются на логику и цели, то иррациональные предпочитают заниматься тем, что им нравится. Они с радостью остаются в мире фантазий, чувств, эмоций. Их мышление не отличается четкостью, оно мультизадачно. В арсенале целый веер планов, дел, увлечений и мечтаний. Им тяжелее заставить себя делать то, чего не хочется, а продуктивность напрямую зависит от «музы».
Если у человека с иррациональным мышлением есть желание, то буквально за 3 часа он способен выполнить невероятный объем работы. Если настроения нет, то он будет ковыряться долгие месяцы, потихоньку выдавливая из себя хоть какой-то результат.
Быть продуктивным и при этом оставаться иррациональным можно. Проблема в том, что большинство книг написаны как раз для рациональных людей, тех, кому перерывы дают возможность отдохнуть и набраться сил. В случае с иррационалами перерывы только лишь все усугубляют. После отдыха заставить себя работать перестает быть возможным.
К счастью, мне удалось найти книгу, которая подойдет, если у вас превалирует такой склад ума. Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа в неделю».
Рациональность – это не характеристика эффективности мышления, а его направленность или способ мыслить. Она не поддается влиянию предчувствий, желаний, импульсов и личных переживаний. Человек с таким складом ума использует логику, знания, разум и старается отстраниться от стереотипов и ложных мыслей, которые не всегда содержат в себе здравое зерно. К этому мы еще вернемся.
Способ мышления влияет на характер человека и его поведение, а потому людей с иррациональным складом ума можно назвать иррационалами. Все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Если вы замечаете за собой черты иррационала, могу порекомендовать книгу Стивена Шапиро «Здесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизни».
Она поможет понять насколько вам повезло.
Идеи и ценности
Американский психолог Альберт Эллис выделил несколько идей и ценностей, которые по природе своей иррациональны, но имеют большое влияние на современного человека. Давайте разберем некоторые из них, чтобы понять, что каждый из нас немного иррационален.
К примеру, мы стремимся к тому, чтобы все наше окружение находилось в восторге от нашей персоны. Конечно же, рациональный человек понимает, что добиться этого невозможно, так как кому-то мы однозначно не понравимся как ни старайся.
Вот еще несколько иррациональных идей по Эллису:
- Лучше избежать трудностей, чем с ними справляться.
- У вас обязательно должен быть человек, на которого можно положиться.
- Я обязан сильно расстроиться, если у моего друга случилась беда.
- Для любой проблемы существует идеальное решение, которое я обязательно должен отыскать, чтобы избежать неприятностей.
Если вы хотите узнать больше о себе и окружающих, подписывайтесь на рассылку. Вас ждет еще масса интересного. Ну а я вынуждена с вами проститься. До скорых встреч.
Иррациональность в математике
Иррациональными в математике бывают выражения или уравнения, но гораздо чаще – числа. Так называют те из них, которые невозможно выразить с помощью обыкновенной дроби или десятичного числа.
К наиболее известным и часто применяемым в математике примерам иррациональных чисел относятся:
- число Пи – 3,14159265…;
- число e – 2,7182818284…;
- корень из двух – 1,41421356…;
- корень из трех – 1,73205080….
Известно, что концепция иррациональных чисел зародилась еще в седьмом веке до нашей эры, в Индии. Однако на тот момент существование чисел, которые невозможно выразить, воспринималось лишь как теория, не имевшая явных доказательств.
Впервые существование иррационального числа было доказано приблизительно в 470 году до нашей эры древнегреческим философом, математиком и теоретиком Гиппасом из Метапонта. Неизвестно, иррациональность какого именно числа он доказал. Существует предположение, что это было так называемое золотое сечение.