Психология от а до я: словарь-справочник

Жертвы

Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.

Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру. Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.

Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить. Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны. Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.

Проекция

Проекция, по формулировке Нэнси Мак-Вильямс, – это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. 

Например, человек сам злится на кого-то, но не осознаёт этого и приписывает свою злость другому человеку, с пеной на губах вопрошая: “Нет, ты только посмотри, как ты на меня злишься, а!”

Человек, прибегающий к проекции, также может чувствовать, что ему постоянно кто-то завидует, желает зла и преследует (на самом деле это он завидует, он желает зла и он всё гипер-контроллирует ака “преследует”). 

Личность, для которой проекция является главным способом понимания мира, мы называем параноидной.  

Плюсы проекции:в здоровой форме проекция служит основой эмпатии. Эмпатия – это способность “почувствовать то, что чувствует другой человек”. Разумеется, на самом деле мы не можем почувствовать что-то за другого человека, но мы можем спроецировать на него свой похожий опыт и через эту проекцию “почувствовать” другого человека и понять его. 

Поняв механизм проекции, уже не кажется удивительным, что более беззаботный человек не способен глубоко посочувствовать человеку в сложной ситуации, так как у него просто нет соответствующего опыта, который он мог бы спроецировать и превратить в эмпатию. 

Интроекция: примеры

Расскажем о случаях, когда можно в реальной жизни увидеть проявление данного процесса. Очень яркий пример – это случай, когда мы говорим, что мужчина должен или женщина должна. Такие идеи в какой-то мере присущи каждому человеку, но они очень сильно ограничивают отношения.

Чаще всего именно подобного рода установки мешают начать отношения, нормально их строить, решать сложности и конфликты и т. д. Дело в том, что, вступая в отношения, человек на каком-то этапе просто расслабляется и начинает действовать автоматически. Он настолько доверяет близкому, что считает, что может быть с ним полностью открытым. Именно тогда начинают проявляться реакции интроекции. Ни с того ни с сего партнер может начать странно реагировать на какие-то обыденные вещи. Если в паре хорошие отношения, то это можно обсудить и выявить, что человек сам не знает, почему он сделал так или иначе. Если же копнуть еще глубже, то окажется, что у него есть какие-то убеждения, исходя из которых он действует, даже не осознавая этого.

В обществе

Люди, склонные к интроекции, выделяются тем, что они сразу хотят вступить во взаимодействие, открыть душу, всем поделиться. На самом же деле все их контакты довольно поверхностны, потому что истинная близость им непонятна и неведома. Они редко доходят до этого этапа, если не разберутся со своими внутренними проблемами.

Также бывает, что люди, не умеющие ставить границы между собой и другими, страдают от половой неразборчивости. У них слишком много партнеров, они не могут остановиться. Они стараются быстро взаимодействовать с человеком и после слияния сразу начинают искать другой образ, дабы не узнавать человека и не разочаровываться.

Некоторые люди привыкли к такой особенности своей психики и даже не хотят разбираться, ведь она помогает избегать ответственности. Другими словами, можно во всем винить какие-то внешние обстоятельства, других людей. Такой человек постоянно утверждает, что во всем виноваты традиции, страна, другие люди, его друзья, родители и т. д. Самое плохое — он даже не осознает, что такое его поведение – это просто работа определенного механизма, а не его личности. А механизм при желании можно настроить. Для этого достаточно просто слушать свое сердце, каким бы удивительно простым ни казался этот совет.

Интроекция в психологии

Психология детально рассматривает механизм интроекции со всех сторон, поскольку она может как помогать человеку адаптироваться к окружающему миру, так и способствует его однотипности с окружающими, потере индивидуальности, отказу от своего «Я». Интроекция может быть как полезной, так и вредной, что уже зависит от каждого отдельного случая.

Людям привычнее жить, как все. Почему? Потому что это обеспечивает защиту, помощь и любовь. Люди не просто так когда-то решили жить группами. Они поняли, что вместе они смогут друг другу дать то, чем в одиночку тяжелее себя обеспечить. Легче попросить друга о помощи, чем самому делать всю работу. Лучше возложить на государство заботу о пенсионерах, нежели самим дохаживать своих престарелых родителей. Таким образом, люди не просто живут целыми народами и государствами. Лозунг «Живи, как все» будет всегда актуален.

Но если бы люди только собирались в группы… Людям хочется, чтобы все, кто их окружает, были понятны им, похожи на них. Современному человеку привычнее жить по уже написанному пути, нежели искать свой, уникальный способ жизни. Все люди проходят через обучение в школе и университетах, а потом – через поиск работы и зарабатывание денег. Многие люди живут по принципу: «Проработай на одной работе, накопи стаж и выйди на пенсию». Вот только почему-то эти люди еще мечтают об обогащении самих себя, не понимая, что пока они живут, как все, богатыми им никогда не стать.

Это выбор каждого: обеспечивать себя мнимой любовью только потому, что он ведет себя так, как того от него ждут люди, или все-таки стремиться обустроить свою жизнь так, чтобы он мог себя реализовать. Но следует понимать, что жизнь, как у всех, не позволяет самореализоваться, а самореализованность порой приводит к одиночеству и непониманию. У каждой из позиций есть свои недостатки. А с какими недостатками готовы смириться вы?

перейти

Ты ранимый, слабый здоровьем и легко можешь попасть в неприятную ситуацию.

— Твое здоровье более хрупкое, чем у большинства людей.

— Ты можешь легко пораниться, получить перелом (спины, например) — это повлияет на твою дальнейшую жизнь (обездвиженность, госпитализация).

— Тебе нужно быть осторожней.

— В необычных условиях с тобой может произойти что-то непредсказуемое.

Альтернативное родительское послание:

  • Будь внимателен в те моменты, когда можешь пораниться.
  • Тело обладает хорошей выживаемостью и способностью к восстановлению, но ты все равно береги его.
  • Чем больше практики, тем лучше твоя координация.
  • Движение, активность полезны для тела и ума.

Жертвы

Интроекция в психологии затрагивает двух людей. Один из них проецирующий, а второй тот, на кого этот механизм направлен. Их обоих можно назвать жертвами.

Человек, живущий со словами «надо», «должен» и «нельзя», разрушает личность. Но ему сложно изменить себя, даже если он понимает, что такое поведение влечет за собой неприятные последствия, вредит ему.

Если индивид прекращает контактировать с проецирующей личностью, он ощущает утрату целостности, неудовлетворенность. На почве недопонимания в его жизни часто возникают конфликтные ситуации. Самый страшный конфликт в этом случае — с самим собой. Человек подпитывает его негативными эмоциями на бессознательном уровне. В результате он падает в депрессию и даже задумывается о самоубийстве.

Плюсы и минусы интроекции

Как, в общем-то, и любое другое психологическое явление, интроекция сопряжена и с негативными, и с положительными последствиями и аспектами.

Среди положительных аспектов интроекции можно назвать, в конечном итоге, формирование собственного мнения человека, идентификацию личностью самой себя как члена общества. Благодаря интроекции в человеке закладываются такие важные личностные качества, как:

  • Совесть.
  • Честь.
  • Привязанности.

Именно интроекция в конечном итоге сделала из человека биосоциальное существо. Но! Проанализируйте внимательно свои убеждения. Какая часть из них — именно ваши убеждения, а какие появились под давлением или под влиянием общества?

Ответ приходит сам собой, и он неутешителен. Неужели не обидно состоять на 99,9 процента из мнения окружающих, из чужих идей и установок?

Поэтому следует понять, что однозначного ответа, хороша или плоха интроекция как психологическое явление, нет и быть не может.

Рекомендуем: Что значит: интроспекция?

Как уже было упомянуто, присутствуют у этого психологического явления и деструктивные (то есть негативные, разрушительные) черты. Интроекция разрушает целостное восприятие реальности человеком, из-за чего она является одной из косвенных причин психологического дискомфорта и даже таких психических недугов, как:

  • Шизофрения.
  • Раздвоение личности.
  • Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Интроекции сопутствует также целый ряд других психологических проблем, вроде неуверенности в себе из-за невозможности следовать идеалу, неудовлетворённости в себе, неприятия своей гендерной роли, а также многих других.

Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.

Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.

Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?

Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.

Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.

Развитие научного подхода

Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.

Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.

Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.

Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:

  • надо;
  • должен;
  • нельзя.

Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».

Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.

На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.

Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.

Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.

При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.

Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.

Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.

Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.

На чём основана интроекция

Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.

Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.

Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.

Сверх-Я закладывается в процессе воспитания и тесно связано с процессом интроекции. Без данного психологического процесса невозможен личностный рост, тем не менее он может достаточно сильно осложнить человеческую жизнь.

Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.

Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:

  • «Настоящий мужчина должен…»
  • «Приличной девочке следует…»
  • «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя…»

Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.

Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.

Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.

Рекомендуем: Что такое стереотип?

В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.

Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).

Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).

Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.

Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».

Рекомендуем: Рефлексия — это

Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.

Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.

Ты — бремя для других, это большое одолжение, если кто-то делает что-либо хорошее для тебя

Если ребенка растит один взрослый (обязанности связанные с заботой о ребенке лежат только на одном из родителей), и ему это дается тяжело по какой-либо причине (трудно совмещать с работой, эмоциональная связь с ребенком складывается плохо, мало положительных эмоций у родителя во время игры и совместного проведения времени с ребенком), то есть вероятность, что ребенок будет получать послания о том, что он — «проблема».

Проблема, потому что на него нужно тратить время, деньги и душевные силы. Родитель может прямо или косвенно давать понять, что если бы не ребенок, его жизнь могла бы сложиться по-другому («я бы вышла замуж», «я бы по-прежнему была успешна в профессии», «…посмотрела мир», «…была счастлива» и т.д.). В этом случае вера, что ты для другого человека можешь быть искренним счастьем, а не совокупностью обременяющих потребностей и обязательств, не появляется. Тогда, если кто-то делает что-либо хорошее для тебя, не извлекая при этом личной выгоды, это может вызывать искреннее удивление и даже тревогу.

Альтернативное родительское послание:

  • Для меня большое счастье и приобретение в жизни, что ты появилась(ся)!
  • Я каждый день испытываю много радости от того, что ты у меня есть.
  • Как я рада, что решила тебя родить.

Самонаблюдение и психология

Ранее данный метод считался не только основным, но и единственным. Интроспекция в психологии – это метод самонаблюдения, изучения и анализа психических процессов. То есть это наблюдение за функционированием своей собственной психики.

Метод интроспекции в психологии имеет некоторые особенности:

  • Он может проводиться только одним человеком.
  • Самонаблюдение требует длительного упражнения в нем.
  • Сознание отображает следственно-причинную связь в психологических процессах.

В конце 19 века психология провела огромный эксперимент, в результате которого проверялись возможности самонаблюдения. Изучались не факты сознания, а лабораторные исследования, которые проводились в определенных условиях и обстоятельствах.

Самые строгие психологи усложняли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они стремились выделить самые элементарные элементы сознания – чувства и ощущения. Со временем возникли большие трудности в экспериментах. Метод стали признавать нецелесообразным из-за субъективности. Результаты экспериментов были противоречивыми, даже у одного и того же исследователя при работе с разными испытуемыми. Кроме того, у одного и того же испытуемого результаты были разными спустя некоторое время.

Ставились под сомнения и основные положения науки психологии. В ходе экспериментов выявились такие элементы сознания, которые невозможно было разложить на чувства. Кроме того, постоянное использование метода выявило нечувственные элементы человеческого сознания, стали обнаруживаться неосознанные причины некоторых явлений.

В психологии назрел кризис. Практика применения метода и его обсуждение выявили ряд определенных недостатков, которые оказались настолько серьезными, что ученые поставили под сомнение сам метод и предмет психологии, который в то время был тесно связан с методом интроспекции.

Гештальт-терапия

В гештальт-терапии концепция «интроекции» не идентична психоаналитической концепции. Центральным в модификациях Фрица и Лоры Перлз была концепция «стоматологической или оральной агрессии», когда у младенца развиваются зубы и он может жевать. Они противопоставляют «интроекцию» «ассимиляции». В работе « Эго, голод и агрессия» Фриц и Лаура Перлз предположили, что, когда у младенца появляются зубы, он или она имеет способность жевать, расщеплять пищу и усваивать ее, в отличие от глотания раньше; и по аналогии с опытом — попробовать, принять, отвергнуть или ассимилировать. Лаура Перлз объясняет: «Я думаю, что Фрейд сказал, что развитие происходит через интроекцию, но если оно остается интроекцией и не идет дальше, тогда оно становится блоком; это становится идентификацией. Интроекция в значительной степени не осознается».

Таким образом, Фриц и Лаура Перлз сделали «ассимиляцию» в противоположность «интроекции» центральной темой в гештальт-терапии и в своей работе и основным средством, с помощью которого в терапии происходит рост. В отличие от психоаналитической позиции, в которой «пациент» интроецирует (предположительно более здоровые) интерпретации аналитика, в гештальт-терапии клиент должен осознанно «пробовать» свой опыт и либо принимать, либо отвергать его, но не интроецировать или «проглотить целиком». Следовательно, упор делается на избежание интерпретации, а вместо этого на поощрении открытий. Это ключевой момент в отличии гештальт-терапии от традиционного психоанализа: рост происходит через постепенное усвоение опыта естественным образом, а не путем принятия интерпретаций аналитика.

Интроект 1. «Надо (ли?) доедать все, что тебе положили»

Так говорила мама или бабушка, а может, папа или дедушка. Кто-то взрослый. И добавляли что-то про войну и про голод, про блокаду или концентрационный лагерь. А вы – такой маленький (или маленькая) сидите и слушаете про голод, которого не знали (и слаба Богу). И вам жутко стыдно за то, что вы не хотите есть этот суп, который была бы счастлива съесть тогда ваша бабушка.

Голода нет, а стыд, который был тогда, стыд остался. И вот вы во взрослой жизни доедаете. Не хотите, но доедаете.

Я хочу обратить внимание, что вас научили доедать. Вас не научили класть себе на тарелку столько, сколько вы хотите съесть

Вас не научили ощущать голод и сытость, прислушиваться к себе. Научили доедать.

И вы сейчас точно так же даете своим детям еду. Не предлагаете им положить себе самим столько, сколько нужно

Очень сложно, но важно начать меняться. Важно перед обедом понять, что и в каком количестве вы хотите съесть

И положить себе ровно столько, сколько нужно.

Доедать – это далеко не только про еду. Это про то, что другой как будто лучше вас знает, что и в каком количестве вам нужно. Это про то, что себе вы доверяете меньше, чем другому.

Хотите меняться? Записывайтесь на консультацию и вы обязательно научитесь прислушиваться к себе.

Защитная роль

Психологическая защита человека и механизмы психологической защиты представить без интроекции невозможно. Дело том, что именно благодаря интроекции совершенно маленький ребенок может считать себя сильным и могущественным, несмотря на то, что по факту он является слабым физически.

Это становится возможным в результате того, что он переносит на себя какие-то качества черты характера важных для него взрослых. Иногда такой способ защиты человека может сохраняться, даже когда он вырастает. В таком случае в сложных ситуациях или ситуациях зависимостей и конфликтов такой человек чувствует, что у него есть защитник. Однако у большинства людей интроекция превращается в идентификацию.

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении. Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я. При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира. Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту. При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Л.С. Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

Ты никому не нужна и тебе никто не нужен, кроме нас

Различные послания, подразумевающие, что только родители — это те люди, которые могут любить, быть преданными и бескорыстными. «Мы единственные, кто тебе нужен!». Люди за пределами семьи, не заслуживают доверия, безразличны к чувствам в долгосрочной перспективе, могут причинить боль, имеют личные мотивы или не являются теми, на кого стоит тратить свое время и ресурсы.

В этом случае любая «сепарация» от семьи будет восприниматься самим ребенком, как предательство (меня за это осуждают, мной недовольны, в меня вложили столько сил, а я тянусь в другое место).

Альтернативное родительское послание:

  • Мы тебя любим и волнуемся, когда ты отдаляешься. Но мы верим, что тебе еще многое предстоит в жизни, помимо нас.
  • Сохраняй с нами связь, но не беспокойся за нас, мы сможем о себе позаботиться.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector