«характер с рождения»: как понять своего ребенка?

Социальные факторы

Личностное саморазвитие зависит от социума

Важно то, в какой среде находится человек. Индивид развивается в зависимости от страны, в которой он родился, школы, где учился, семьи, в которой вырос

Важную роль играет общественный строй и система производственных отношений. На человека влияют социальные процессы, материальные условия жизни.

У личности есть дальнее и ближнее окружение, которое оказывает на него непосредственное влияние. На первых этапах жизни человек не может влиять на свое благосостояние, по достижению совершеннолетия он в силах менять материальную сторону жизни. При создании благоприятных условий личность может достигнуть наиболее высокого уровня развития.

Самореализация женщины в мужском мире также оказывает влияние на формирование личности. К примеру, после неудачного опыта общение с противоположным полом в подростковом возрасте, уже в сознательные периоды жизни у женщин могут возникнуть определенные комплексы. Человек должен справиться с устоявшимися представлениями о взаимоотношении с другими людьми и устройстве общества в целом своими силами или силами специалистов.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта — враждебность, общительность — скрытность, отзывчивость — эгоистичность.

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.

Факторы формирования характера

Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.

В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми. В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах. Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).

Особенности формирования характера

Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку

Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери

Наиболее ярко черты нрава проявляются у человека во время стрессовых ситуаций. Потому если человек задан целью изменить некоторые черты характера, ему следует избегать критических ситуаций, чтобы трансформация прошла более успешно.

Вам наверняка знакомо чувство, когда вы срываетесь после долгого сдерживания негативных эмоций и замечаете, как сложно потом взять волю в кулак и начать заново.

Особенности формирования характера.

Он формируется после рождения человека

. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом

для становления характера можно считать возраст отдвух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость

, а также противоположные им качества —эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде —трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах

школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами.

В подростковом возрасте

активно развиваются и закрепляютсяволевые черты характера , а вранней юности формируются базовыенравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания. Самовоспитание характера

предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд.

Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, чтохарактер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

Становления характера и кризисы

На разных этапах становления психологической науки на первый план выходила теория, согласно которой формирование характера личности большей частью определяется воспитанием и ее социальной активностью. Также одно из важнейших положений в отечественной психологии состояло в том, что определяющую роль во взрослении человека, становлении его характера играют препятствия на жизненном пути. В науке они получили названия кризисов. В результате прохождения через эти препятствия человек получает некое психологическое новообразование, а также способность переходить на новую ступень своего личностного развития.

Придерживался такой теории выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский. Именно он ввел в науку концепцию «зоны ближайшего развития», обосновал значимость возрастных кризисов для формирования характера личности. Чтобы данный процесс происходил гармонично, окружающие люди должны знать особенности каждого возрастного периода, а также уметь вовремя отследить отклонения в развитии ребенка. Ведь нередко психологический возраст не совпадает с календарным.

Особенности понятий

Считается, что характер имеет структуру в виде пяти групп:

  1. Стержень личности. Здесь проявляется сочетание положительных и отрицательных качеств, которые составляют внутреннюю психологическую сущность человека.
  2. Отношение к другим индивидам. Здесь имеется большое разнообразие черт, которые используются, в зависимости от ситуации, окружения, действия или бездействия.
  3. Эго личности. Оно проявляется как отношение человека к самому себе, показ собственного «Я» ко всем проходящим жизненным процессам, провозглашение собственной позиции, цели и убеждений.
  4. Отношение к работе. Здесь индивид проявляется как лицо, которое любит (не любит) труд, обладает определенным набором психологических качеств, что помогают ему быть активным или пассивным.
  5. Отношение к благам. Человек показывает заинтересованность в материальных благах, восприятие вещей (аккуратность либо неряшливость).

По типологической характеристике черт личности, люди делятся на аномальных и нормальных. Первые имеют психические отклонения по рождению или приобретенные в течение жизни, а вторые – имеют здоровую психику. Исследователи предлагают также еще одну характеристику, когда индивиды сочетают в себе одновременно аномальные и нормальные черты (таких людей называют странными).

В последнем случае, при наличии психологических проблем в повседневной жизни такого человека, должны разбираться квалифицированные специалисты. Психологи помогают определиться личности в направленности особенностей черт характера – она будет аномальной либо более нормальной. Это поможет защититься от проблем в будущем, и не приведет к психической болезни.

Например, у конкретного субъекта присутствует подозрительность. Данная черта может считаться здоровой и присутствовать почти у всех. Не все же люди доверяют незнакомцам, многие опираются на жизненный опыт и интуицию. Но, когда подозрительность начинает зашкаливать, развивается такое понятие, как паранойя. А это явление требует психологической коррекции.

На формирование черт характера личности большое влияние оказывает социум

Судить про личность и характер можно только тогда, когда понятия взаимодействуют с группой людей (коллективом) Здесь важно, как человек общается, каковы критерии его поведения – присутствует ли дружественность или он внутренне закрыт

Большое влияние оказывает трудовая деятельность, которая подчеркивает существующие и раскрывает имеющиеся черты характера. Часто встречаются случаи, когда человек на одном месте работы не смог раскрыться как личность и человек, а на другом – у него все сложилось. Здесь все зависит не только от самих черт характера, но от окружения, которое тоже реализует свой психологический и трудовой потенциал во взаимоотношении с коллегами.

Коммуникации требуют большого терпения, уважения, оценивания реальных поступков, поэтому линии поведения определяются не по доминированию одной черты характера, а нескольких черт, которые могут дополнять или противоречить друг другу.

Каждая личность находится в определенном конфликте с обществом, так как оно не позволяет субъекту проявиться в полной мере. Индивид вынужден подчиняться, протестовать, приспосабливаться. Это необходимо, чтобы быть принятым в социуме. Только очень сильные личности позволяют себе использовать лучшие черты характера, но даже они, при разных ситуациях, стараются опираться на мудрость и взвешенность решений.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Характер, личность

В процессе становления личности определенную роль играют определенные черты характера. Человек, который не идет по течению, руководствуется тем, что он «должен» и «что он не должен», а не «хочет» и «не хочет».

В характере проявляется только горизонталь, а личность — вертикаль.

С точки зрения личности используются прилагательные — творческие, выдающиеся, гордые, высокие, а с точки зрения характера — «жесткие», «жестокие», «мягкие», «золотые» и др.

Действия человека отражают его характерные черты. Черты личности отражают то, почему он действует, т.е. его мотивы и направление его поведения.

Очаги личности и поведение человека относительно независимы, одним и тем же способом можно достичь очень разных целей, и можно идти разными путями, чтобы стремиться к одной и той же цели.

В руках сильной личности, характер является инструментом; в руках слабой личности, характер является только основой.

Если персонаж может только укрепляться, а о его стадиях развития не говорится, то личность может развиваться. Символа может не быть, и он может появиться.

Оценивая характер и личность одного и того же человека, можно увидеть, что суждения не совпадают или являются противоположными. В истории были и есть великие личности с ужасным характером, и есть люди, которые очень маленькие, но имеют золотой характер. Например, Ф.М. Достоевский имел очень суровый характер, но это не помешало ему стать выдающимся писателем.

Характер и личность — это не одно и то же.

По мнению П.Б. Ганнушкина, слабости характера творческой личности не имеют значения, потому что история интересуется только творчеством, а не его характером.

Последующие поколения используют не характер, а результаты великой личности. Характер человека замечают окружающие его люди, особенно родственники, друзья, коллеги, и для них характер человека может стать более важным, чем его личность.

Хорошо развитая личность может использовать свой характер, когда он ей нужен, и отменять его, когда он ей мешает.

На формирование характера влияет ход жизни человека, а характер определяет, как решаются задачи на разных этапах жизни.

Члены семьи, друзья, одноклассники, коллеги оказывают большое влияние на формирование характера, характер формируется в системе межличностных отношений.

Большое значение имеет саморазвитие и самообразование, которое зависит от активности человека и его стремления к самопознанию.

С личностным ростом человека, его жизненные ситуации меняются, и это приводит к изменению характера.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология в спорте
  2. Психоаналитическая концепция культуры
  3. Принцип проектирования и моделирования
  4. Конфликты и их виды
  5. Психологические проблемы самовоспитания старших школьников
  6. Основные положения в когнитивной психологии
  7. Психология деловых отношений
  8. Диспозициональные теории личности: г. Олпорт, р. Кеттелл, г. Айзенк
  9. Задачи экспериментальной психологии
  10. Значение семьи и семейной психотерапии

Характер и его формирование

Характер (греч. «charaktety> — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения, обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своеобразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер — стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Формирование характера.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сенситивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Один из физиологических механизмов формирования характера — динамический стереотип. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией — потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

7 главных составляющих характера

Структура характера всё ещё остаётся предметом споров, поскольку это слишком сложное понятие для того, чтобы можно было так просто найти консенсус. Однако все сходятся на том, что в него входит большое количество в разной степени независимых характеристик личности. В качестве наиболее значимых психологи называют 7 составляющих.

1. Направленность

Это важнейший элемент характера, проявляющийся в положительной или отрицательной оценке различных явлений и поступков, в том числе собственных. Направленность характера определяет доминирующие потребности личности и её ценностные установки. От неё зависит, какие люди нравятся этому человеку, какие виды деятельности вызывают у него интерес, какие вещи кажутся важными и ценными.

Есть люди, для которых важно заниматься полезной деятельностью. Им приятно видеть и осознавать, что плодами их трудов пользуется большое количество других людей

И это даёт им мотивацию для продуктивной работы. Другим же людям свойственно преследовать лишь собственные интересы. Они могут работать эффективно и качественно, чтобы больше заработать для своего блага. Но для них не имеет большого значения, принесли ли их труды кому-то реальную пользу.

2. Убеждения

Это система личных знаний и установок человека, в соответствии с которыми он формирует своё отношение к действительности, принимает решения и действует, оценивает различные события и чужие поступки. На убеждениях основываются такие черты личности как неподкупность, ответственность, честность, принципиальность, требовательность к себе, моральные и нравственные принципы.

3. Эмоции

Чрезмерная эмоциональность может быть причиной таких особенностей как горячность, несдержанность и импульсивность. В некоторых случаях эмоции заставляют человека изображать чрезмерное сочувствие, которое может быть вполне искренним, но со стороны при этом выглядеть наигранным. Менее эмоциональные люди, наоборот, могут выглядеть «чёрствыми» и «толстокожими», неспособными к эмпатии и сопереживанию.

4. Умственные черты

Некоторые особенности интеллекта и мышления также считаются частью характера. К таковым относятся рассудительность и наблюдательность, способность быстро ориентироваться в новых обстоятельствах и умение рассчитывать свои силы. Человек, у которого развиты эти способности, обычно ведёт себя более спокойно, сдержанно и уверенно.

В то же время нерассудительные личности обычно ведут себя импульсивно и поспешно хватаются за любые дела, не осознавая их важности и делая всё поверхностно. В других ситуациях они могут проявлять излишнюю медлительность, паниковать, вести себя растерянно

Если такой человек не видит варианта решения, он может вести себя пассивно и даже прибегать к эскапизму, делая вид, что проблемы не существует или она его не касается.

5. Темперамент

Темперамент влияет на характер и его развитие. Он создаёт предпосылки, определяющие то, как человек воспринимает окружающую действительность и на какое место в ней претендует. Люди, выросшие в одинаковых условиях, обладающие одинаковыми знаниями и жизненным опытом, часто ведут себя совершенно по-разному, и это определяется именно темпераментом.

6. Воля

Наверное, большинство людей, если спросить у них, что такое характер, в первую очередь думает именно об этой составляющей. Воля – это способность человека поступать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не базовыми инстинктами и эмоциями.

Волевой человек способен действовать целеустремлённо, упорно двигаясь к цели и доводя дела до конца, не боясь трудностей и не обращая внимания на препятствия. Воля позволяет принимать решения и действовать, а безволие способствует потаканию желаниям и слабостям.

7. Сила характера

Несмотря на некоторую схожесть, сила характера отличается от воли, поэтому их не следует путать или отождествлять. Сила характера – это нечто вроде «внутреннего стержня», позволяющего человеку доводить дела до конца, отстаивать свою позицию и придерживаться своих убеждений.

Стоит отметить, что такой подход не всегда продуктивен. И всё же именно сила характера делает человека по-настоящему целеустремлённым, тогда как слабохарактерные люди обычно менее успешны, даже если они обладают способностью принимать рациональные волевые решения.

Что такое характер

Когда говорят о характере человека, то чаще всего подразумевают его реакцию, действия на происходящее. В действительности характер личности очень сложное явление, которое до сих пор изучается учеными, социологами, психологами, специалистами других областей и вызывает большое количество споров и дискуссий. 

Само слово «характер» происходит от древнегреческого «черта, знак, примета» и появилось в русском языке примерно в конце 17 века. В настоящее время определение термина «характер» представляет собой совокупность индивидуальных, психических, персональных черт, особенностей, присущих каждому конкретному человеку как личности. Встречаются и определения, подчеркивающие устойчивость, стойкость присущих характеру черт. Но давайте с этим разбираться по порядку. 

Черты характера, то есть наши особенные поведенческие признаки, составляют нашу индивидуальную личность

Что такое сложный характер у личности

Часто мы слышим фразы «этот человек с характером», «вот это характер!», «не показывай свой характер», «сложный характер». Что же подразумевают под словосочетанием «сложный характер»? Человеком со сложным или трудным характером обычно называют тех, с кем общение вызывает какие-либо трудности, дискомфорт, его мысли и поступки не всегда можно понять и предугадать.

В большинстве случаев сложный характер можно наблюдать у подростков, когда происходит гормональная перестройка и их поступки оценивают как «из крайности в крайность».

Совсем другой случай, когда сложность характера наблюдается у уже сформированных взрослых людей. Такие люди отличаются сильной энергетикой, а причины формирования тяжёлого характера могут быть совершенно разными: 

  1. Наследственность. Ведущие черты, присущие сложному характеру передались человеку по наследству от родителей.
  2. Воспитание. Ребёнок с детства наблюдал проявления трудного характера и принял за норму или модель подражания. Например, не пытался сдерживать свои эмоции, не проявлял сочувствие, сострадание, жалость.
  3. Психопатическое расстройство. В некоторых случаях сложный характер объясняется дисфункциями головного мозга. Они могут быть врожденными или приобретенными вследствие травм, стресса и по другим причинам. 

Чаще всего подростки слышат фразу «у тебя сложный характер»

Формирование характера

Ни для кого не секрет, что внутренний мир человека – явление, которое постоянно претерпевает изменения в течение всей жизни. Одно лишь мгновенье способно сделать нас совершенно иными, чем мы были минуту назад. И естественно, то, что находится внутри нас, находит отражение в нашем поведении. В частности это касается характера. Каждое событие, которое мы переживаем, накладывает отпечаток наш индивидуальный образ поведения. И было бы неправильно оставить без внимания условия и механизмы формирования характера. Хотя бы для того, чтобы понять, как и откуда в нас взялись те или иные черты личности.

Развитие и формирование характера

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни. Проблема формирования характера рассматривается наукой уже не один десяток лет. Принято считать, что первым это учение об индивидуальных особенностях человека открыл Юлиус Банзен, который рассматривал характер в качестве набора определенных черт личности. Вслед за ним психологи с мировыми именами (Фрейд, Юнг, Адлер) рассматривали формирование характера человека как процесс, находящийся вне сознания и вызываемый половыми или иными побуждениями. Также сегодня вопросом, что формирует характер, занимаются и антропологи. Объектом их пристального внимания является значение характера для личности.

Факторы, влияющие на формирование характера

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

  1. Конкретный возраст, с которого начинается воздействие на будущий характер человека назвать крайне сложно. У одних психологов этот процесс описывается едва ли не с рождения, у других — предположительно с двух лет. В любом случае стоит помнить, что период с двух до десяти лет — время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Также не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.
  2. Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это, безусловно, степень участие ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п. Но стоит помнить, что некоторые совместные занятия могут наоборот разрушить задатки каких-либо черт.
  3. В школьный период, примерно 7-15 лет, формируется эмоциональная составляющая человека. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки подростка, отношения к нему преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевиденье и т.п.). Ближе к 15-17 годам личность уже имеет определенный внутренний набор качеств, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни. Корректировать их будет в состоянии только сам человек в результате постоянного развития и работы над собой. Причем, как в положительную сторону (карьера, самообразование), так и в отрицательную (курение, злоупотребление алкоголем).
  4. К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от «детскости» (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).
  5. После 30 лет изменения характера, как правило, уже не происходят. Исключением могут стать психические заболевания или пережитые стрессы. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу «здесь и сейчас». Чем старше становится человек, тем большее место в его жизни начинают занимать воспоминания. Особенно это характерно с наступлением старости.

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

Особенности формирования характера человека

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

  • трудовое воспитание;
  • личный пример;
  • физическое воспитание;
  • саморазвитие;
  • морально-этическое воспитание;
  • правильное формирование привычек.

В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

  1. культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

  2. личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

  3. общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

  4. литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

  • физиологические (пол, темперамент);
  • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
  • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

Первым этапом развития характера является раннее младенчество

На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом

Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector