Этология

Литература

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — Москва, 1968.

Бергман Ё. Поведение собак : пер. с финского. — Москва: Восхождение, 1992.

Бехтерев В.М. Объективная психология. — Москва: Наука, 1991.

Воронин Л.Г. Условный рефлекс – всеобщее приспособительное явление в животном мире. — Москва, 1954. — 40 с.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — Москва, 1956.

Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие. — Москва: Аспект-Пресс, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-7567-0135-7.

Криволапчук Н.Д. Прикладная психология собаки. — Ростов на Дону: Феникс, 2008. — 558 с. — (Психологический практикум). — ISBN 978-5-222-12689-9.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. — Москва, 1986.

Крушинский Л.В., Зорина З.А., Полетаева Л.И., Романова Л.П. Введение в этологию и генетику поведения. — Москва, 1983.

Крушинский Л.В.,. Проблемы поведения животных. — Москва: Наука, 1993.

Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. — Москва: Наука, 1991.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — Москва, 1972.

Лоренц К. Человек находит друга : пер. с англ.. — Москва: АО Полифон, 1992.

Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) : пер. с англ.. — Москва: Прогресс-Универс, 1994.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология, эволюция. — Москва: Мир, 1988.

Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс : пер. с англ.. — Москва: Мир, 1982.

Павлов И.П. Полное собрание сочинений. — Москва: Изд-во АН СССР, 1952. — Т. 1—5.

Симонов П.В. Мотивированный мозг. — Москва, 1987.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — Москва, 1981.

Сотская М.Н. Курс зоопсихологии (рус.) (html) (недоступная ссылка). Институт Международных Программ РУДН. Дата обращения: 7 июля 2009. Архивировано 26 сентября 2008 года.

Тинберген Н. Социальное поведение животных : пер. с англ.. — Москва: Мир, 1993.

Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы //Собр. соч.. — Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1945. — Т. Т.4.

Фабри К. Основы зоопсихологии. — Москва: Изд-во МГУ, 1976. — 464 с.

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2007. — 543 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7695-4402-6.

Delgado J.M.R. Physical control of the mind. Toward a psychocivilized society. — New York: Harper and Roy wp., 1969.

Lorenz K. Evolution and modification of behavior. — Chicago: University of Chicago press, 1965.

  • Tinbergen N. «Derived» activities, their causation, biological significance, origin and emancipation during evolution. — Q. Rev. Biol. — 1952. — Т. Vol. 27.
  • Франс де Вааль. Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных? = Frans de Waal «Are We Smart Enough to Know How Smart Animals Are?». — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. — 404 p. — ISBN 978-5-91671-617-7.

Зоопсихология // Большая советская энциклопедия :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Этология по Лоренцу

Проводя много времени с дикими и домашними животными ещё в детстве, он уже в те годы обнаружил наличие у животных, в первую очередь у наблюдаемых им птиц, наличие социальных моделей поведения, таких как узнавание, запечатление и обучение. Он заметил, что вылупившиеся птенцы запоминают место, где они родились, внешний вид, запах и голос матери и другие внешние признаки среды. Если птенец вместо матери-птицы видит перед собой человека, то он начинает воспринимать его как маму.

Данное явление называется импринтингом. Лоренц выяснил, что в равной мере оно присутствует и у человека. Дальнейшие его исследования показали, что инстинкты не являются только лишь реакцией на внешние раздражители: они формируются прежде всего за счёт внутренних побуждений.

К примеру, если убрать все раздражающие факторы, вызывающие агрессию, то агрессия у организма никуда не исчезнет, она только будет копиться, пока не выплеснется по какому-нибудь ничтожному поводу. Этот процесс лежит в основе так называемой кабинетной лихорадки – психического расстройства, происходящего при длительном нахождении группы людей в закрытом помещении (например, в тюремной камере или отсеке подводной лодки).

Если же агрессия вызвана неким внешним раздражителем, то нередко она направлена не на сам раздражитель, а на более доступные объекты – например, на случайных людей, «попавшихся под руку», или на неодушевлённые предметы.

Внутренняя природа агрессии также имеет отношение к морали. Лоренц заметил, что животные, имеющие от природы сильное вооружение (мощные рога, когти, острые зубы и др.), обладают также врождённой моралью – инстинктивным запретом на использование этого вооружения во внутривидовых столкновениях, особенно если побеждённый демонстрирует покорность. А животные, у которых природное вооружение слабое, такой врождённой морали не имеют.

Человек по своей природе относится к слабо вооружённым существам, поэтому его врождённые моральные устои очень слабые. Изобретение оружия, особенно огнестрельного, становится губительным для человеческого существования: человек получает в своё распоряжение искусственно созданное смертоносное оружие, но при этом его мораль остаётся на прежнем уровне. Это порождает геноцид, кровавые диктатуры, крупные военные преступления.

Главной проблемой современного человека, считал Лоренц, является его отрыв от природы. Городская цивилизация ХХ века, по его словам, не соответствует природным механизмам существования человека. Этому он посвятил отдельную книгу, в которой перечислил «восемь грехов» современного человека:

  • Перенаселение;
  • Опустошение жизненного пространства;
  • Высокий темп жизни;
  • Нетерпимость к дискомфорту;
  • Генетическое вырождение;
  • Разрыв с традициями;
  • Индоктринируемость, некритическое восприятие информации;
  • Угроза ядерного оружия.

При этом ядерная угроза понимается им как наименее опасный «грех», поскольку для его устранения достаточно лишь отказаться от ядерного оружия.

Каждый из этих «грехов» порождает массу проблем. К примеру, перенаселение приводит к необходимости поддерживать близкие контакты с большим числом людей, но человеческая память не рассчитана на запоминание более чем нескольких десятков людей. Современная цивилизация призывает к проявлению сострадания ко всем без исключения, а это может оказаться губительным, поскольку сострадание проявляется и к криминальным элементам.

Слишком большое количество информации приводит к тому, что человек утрачивает критическое мышление и начинает верить всему подряд. В традиционном обществе неким противовесом этому были хотя бы традиционные убеждения – религия, мифология. С утратой религии человек утратил и критерии выбора информации.

Религия, по мнению Лоренца, противоречит научному познанию, однако в своё время она оказалась эволюционно необходима человечеству, поскольку позволяла выжить. Поэтому учёный считал, что полный отказ от неё нежелателен.

Теория Лоренца позволяет объяснить явление сублимации. Так психологи называют перевод негативных переживаний в общественно приемлемую форму – творчество, физические упражнения, спортивные состязания и др. Таким образом, присущая индивиду внутренняя агрессия находит выход, не причиняя время тем, кто в ней не виноват.

Объясняет она и увлечение психоактивными веществами, в том числе наркотиками. Ведь одна из главных причин их употребления – стремление осилить и обработать огромное количество информации.

История

Этология уходит своими корнями в изучение эволюции , особенно после растущей популярности эволюции после подробных наблюдений Дарвина. Это стало отдельной дисциплиной в 1930-х годах с зоологами Конрадом Лоренцем , Нико Тинбергеном и Карлом фон Фришем . Эти три ученых известны как основные авторы этологии человека. Их также считают отцами или основоположниками этологии. Конрад Лоренц и Нико Тинберген отвергли теории, которые полагались только на стимулы и обучение, и разработали концепции, которые не были хорошо поняты, такие как инстинкт . Они продвигали теорию, согласно которой эволюция наделила существ врожденными способностями и реакциями на определенные стимулы, которые способствовали процветанию вида. Конрад Лоренц также указывал в своих более ранних работах, что поведение животных может быть основным ориентиром для человеческого поведения. Он считал, что исследования поведения животных также могут привести к выводам о поведении человека. В 1943 году Лоренц посвятил большую часть своей книги «Die angeborenen Formen moglicher Erfahrung» поведению человека. Он указал, что одним из наиболее важных факторов этологии является проверка гипотезы, выведенной из исследований поведения животных на исследованиях поведения людей. Из-за того, что Лоренц продвигал сходство между изучением поведения животных и человека, этология человека возникла из изучения поведения анимы. Другие основатели этологии, Нико Тинберген и Карл фон Фриш , получили Нобелевскую премию в 1973 году за свои всеобъемлющие карьерные открытия, касающиеся организации и выявления индивидуальных и социальных моделей поведения.

Многие психологи развития стремились включить этологические принципы в свои теории как способ объяснения наблюдаемого феномена у младенцев, который не обязательно можно объяснить с помощью обучения или других концепций. Джон Боулби и Мэри Эйнсворт широко использовали этологию для объяснения аспектов теории привязанности «младенец-воспитатель» (Ainsworth & Bowlby, 1991). Некоторые важные концепции привязанности, связанные с эволюцией:

Привязанность эволюционировала, потому что она способствует выживанию беспомощных младенцев

Приматы и другие животные рефлекторно физически привязываются к своим родителям и имеют некоторые крики, которые привлекают внимание родителей. У человеческих младенцев есть адаптивно развитые сигнальные механизмы, такие как плач, лепет и улыбка

Это считается врожденным, а не усвоенным поведением, потому что даже слепые и глухие дети начинают улыбаться в обществе в 6 недель, плакать и лепетать. Такое поведение облегчает контакт с опекуном и увеличивает вероятность выживания младенца.
Раннее сигнальное поведение и склонность ребенка смотреть на лица, а не на предметы, приводят к привязанности между воспитателем и ребенком, которая укрепляется примерно в возрасте 6–9 месяцев. Боулби предположил, что эта привязанность была эволюционно фундаментальной для выживания человека и является основой всех отношений, даже во взрослой жизни.
Взрослые также адаптивно склонны к привязанности к младенцам. Типичные «детские» черты, такие как большая голова и глаза, пропорциональные телу, и круглые щеки — это черты, которые вызывают привязанность у взрослых. Многие родители также формируют «связь» со своим новорожденным ребенком в течение нескольких часов после его рождения, что приводит к глубокому чувству эмоциональной привязанности к собственному потомству и к более активному поведению, которое способствует выживанию ребенка.
Многие из ранних методов Боулби во многом основывались на этологических наблюдениях за детьми в их естественной среде обитания.

В последующие годы этология сыграла большую роль в социобиологической теории и, в конечном итоге, в эволюционной психологии, которая является относительно новой областью исследований. Эволюционная психология объединяет этологию, приматологию, антропологию и другие области для изучения современного человеческого поведения в отношении адаптивного поведения предков.

Инстинкт

Цыплята водорослей клюют красное пятно на клюве матери, чтобы стимулировать срыгивающий рефлекс

Merriam-Webster словарь определяет инстинкт как « в значительной степени наследуемую и неизменной тенденции организма , чтобы сделать сложный и специфический ответ на стимулы окружающей среды без привлечения оснований».

Фиксированные шаблоны действий

Важным достижением, связанным с именем Конрада Лоренца, хотя, вероятно, в большей степени благодаря его учителю, Оскару Хейнроту , было выявление шаблонов фиксированных действий . Лоренц популяризировал их как инстинктивные реакции, которые надежно возникали бы в присутствии идентифицируемых стимулов, называемых знаковыми стимулами или «высвобождающими стимулами». Паттерны фиксированных действий теперь считаются инстинктивными поведенческими последовательностями, которые относительно инвариантны внутри вида и почти неизбежно завершаются.

Одним из примеров пускового механизма является движение клюва у многих видов птиц, выполняемое только что вылупившимися птенцами, которое стимулирует мать изрыгать пищу для своего потомства. Другими примерами являются классические исследования Тинбергена о поведении при извлечении яиц и о влиянии « сверхнормального раздражителя » на поведение серых гусей .

Одно исследование такого рода было изучение покачивание танца ( «язык танца») в пчелиной связи по Карлу фон Фриша .

Взаимоотношения и взаимодействия между особями

Этология человека и животных в последнее время уделяет большое внимание не анализу поведения отдельных особей, а исследованию взаимоотношений и взаимодействий между ними. Предполагается, что каждый индивид, взаимодействующий с другими, имеет свои представления о возможном поведении партнеров, соответствующему данной ситуации

Особи получают необходимые представления на основе прошлого опыта общения с представителями своего вида. Если два незнакомых индивида вступают в контакт, имеющий враждебный характер, поведение их ограничивается в основном лишь сериями демонстраций. Этого общения часто достаточно для того, чтобы один из них признал себя побежденным.

Данный факт он демонстрирует подчинением. Это происходит мирным путем из-за того, что особи способны определять возможности и силу соперника по внешним признакам (здоровью и упитанности, размеру, темпераменту, манере держаться, возрасту и т. д.). Если индивиды уже много раз взаимодействовали между собой, между ними появляются особые взаимоотношения, которые осуществляются на фоне социальных контактов. Согласитесь, эта наука весьма занимательная. Этология сегодня не зря приобретает большую популярность. Наверное, нет такого человека, которого бы не интересовало объяснение поведения.

Темы этологии человека

Применительно к человеческому поведению в большинстве случаев тематическое поведение является результатом мотивационных состояний и интенсивности определенного внешнего стимула. Организмы с высоким внутренним мотивационным состоянием на такой раздражитель называют аппетитным поведением. Другие важные концепции зооэтологии, например территориальность , иерархия, чувствительные периоды в онтогенезе и т. Д., Также полезны при обсуждении человеческого поведения. Книга Иренеуса Эйбл-Эйбесфельдта « Этология человека» наиболее важна для того, чтобы понять, как эти концепции применяются к человеческому поведению.

Человеческая этология двояко внесла свой вклад в наше понимание онтогенеза поведения людей. Это стало результатом, во-первых, применения методов точного наблюдения, описания и классификации естественного поведения и, во-вторых, этологического подхода к изучению поведения, особенно развития поведения с точки зрения эволюции. Особый интерес представляют вопросы, касающиеся функции определенного типа поведения (например, поведения привязанности) и его адаптивной ценности. Описание поведенческого репертуара вида, распознавание моделей поведенческого развития и классификация установленных поведенческих моделей являются предпосылками для любого сравнения между различными видами или между организмами одного вида. Этологический подход — это изучение взаимодействия организма с определенными врожденными видоспецифическими структурами и окружающей средой, для которой организм генетически запрограммирован.

Инвариантные модели поведения имеют морфологическую основу, главным образом в нервных структуры , общие для всех членов одного вида и, в зависимости от вида поведения, также может быть общей для рода или семьи или целого порядка , например, приматы , или даже на весь класс , например, млекопитающие . В таких структурах мы можем проследить и проследить эволюционный процесс, посредством которого окружающая среда создавала структуры, особенно нервную систему и мозг , которые генерируют адаптивное поведение. У организмов с высоким уровнем организации процессы, которые особенно интересуют этолога, — это те генетически запрограммированные моторные и перцептивные процессы, которые облегчают социальное взаимодействие и общение, такие как выражение лица и вокализация . Если мы рассмотрим наиболее развитые средства общения, язык и речь , которые встречаются только у людей, возникает вопрос о биологической основе этого видоспецифичного поведения и навыков восприятия. Этолог рассматривает этот вопрос прежде всего с точки зрения онтогенетического развития.

Основная сила человеческой этологии заключается в применении устоявшихся моделей интерпретации к новым проблемам. На основе теорий, концепций и методов, которые оказались успешными в этологии животных, он рассматривает человеческое поведение с новой точки зрения. Суть этого — эволюционная перспектива. Но поскольку долгая история гуманитарных наук относительно не затронула этологов, они часто ссылаются на факты и интерпретации, которыми пренебрегают другие социальные науки. Если мы оглянемся на историю взаимоотношений между науками о жизни и социальными науками , то обнаружим два преобладающих режима теоретической ориентации: с одной стороны, редукционизм, то есть попытки свести человеческое действие к некогнитивному поведению; а с другой стороны, попытки полностью отделить человеческую деятельность и человеческое общество от животного мира. Появление теории эволюции в XIX веке не дало легкого решения проблемы природы и воспитания , поскольку ее можно было «решать» либо непрерывно, либо прерывисто. Человеческая этология, как и любая другая дисциплина, вносит значительный вклад в устаревание таких простых дихотомий.

Этология человека оказывает все большее влияние на диалог между гуманитарными и гуманитарными науками, как показано, например, в книге « Быть человеком — ликвидировать разрыв между науками о теле и разуме» .

Бихевиоризм

Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчинённое этим воздействиям.

В зоопсихологии бихевиоризм исследует процессы формирования поведения.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Спаривание и борьба за превосходство [ править ]

Индивидуальное размножение — наиболее важная фаза в распространении особей или генов внутри вида: по этой причине существуют сложные брачные ритуалы , которые могут быть очень сложными, даже если они часто рассматриваются как фиксированные модели действий. В Колюшке «сек сложный ритуал спаривания, изучал Тинберген, считаются ярким примером.

Часто в общественной жизни животные борются за право на воспроизводство, а также за социальное превосходство. Типичный пример борьбы за социальное и сексуальное превосходство является так называемой иерархией среди домашней птицы . Каждый раз, когда группа домашних птиц сосуществует в течение определенного периода времени, они устанавливают порядок клевания. В этих группах одна курица доминирует над остальными и может клевать, не будучи клюнутой. Вторая курица может клевать всех, кроме первой, и так далее. Цыплята, находящиеся выше по иерархической лестнице, иногда могут отличаться более здоровым внешним видом по сравнению с цыплятами более низкого уровня. [ необходима цитата ]В то время как иерархия устанавливается, могут происходить частые и жестокие драки, но однажды установившиеся, они нарушаются только тогда, когда в группу входят другие люди, и в этом случае иерархия восстанавливается с нуля.

История [ править ]

Истоки этологии

Чарльз Дарвин (1809–1882) исследовал выражение эмоций у животных.

Поскольку этология считается темой биологии, этологи были особенно озабочены эволюцией поведения и его пониманием с точки зрения естественного отбора . В каком-то смысле первым современным этологом был Чарльз Дарвин , чья книга 1872 года «Выражение эмоций у человека и животных» оказала влияние на многих этологов. Он преследовал свой интерес к поведению, поощряя своего протеже Джорджа Романеса , который исследовал обучение и интеллект животных с помощью антропоморфного метода, анекдотического когнитивизма , который не получил научной поддержки.

Другие ранние этологи, такие как Чарльз О. Уитмен, Оскар Хейнрот , Уоллес Крейг и Джулиан Хаксли , вместо этого сосредоточились на поведении, которое можно назвать инстинктивным или естественным, поскольку оно проявляется у всех представителей вида при определенных обстоятельствах. Их началом для изучения поведения нового вида было построение этограммы (описание основных типов поведения с указанием их частотности). Это обеспечило объективную совокупную базу данных о поведении, которую последующие исследователи могли проверить и дополнить.

Рост поля

Благодаря работам Конрада Лоренца и Нико Тинбергена этология сильно развивалась в континентальной Европе в годы, предшествовавшие Второй мировой войне . После войны Тинберген переехал в Оксфордский университет , и этология в Великобритании стала сильнее благодаря дополнительному влиянию Уильяма Торпа , Роберта Хайда и Патрика Бейтсона на кафедре поведения животных Кембриджского университета. . В этот период этология также начала сильно развиваться в Северной Америке .

Лоренц, Тинберген и фон Фриш были совместно удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1973 году за свою работу по развитию этологии.

Этология теперь хорошо узнаваемая научная дисциплина, и имеет целый ряд журналов , охватывающие событие в этой теме, например, поведения животных , защиты животных , Applied Animal Behavior Science , Animal Познание , поведение , поведенческая экология и , этология . В 1972 году было основано для содействия обмену знаниями и мнениями о человеческом поведении, полученными путем применения этологических принципов и методов, и опубликовало свой журнал . В 2008 г. в статье, опубликованной в журналеПоведение , этолог Питер Вербеек ввел термин «этология мира» как раздел этологии человека, который занимается вопросами человеческого конфликта, разрешения конфликтов, примирения, войны, миротворчества и миротворческого поведения.

Социальная этология и недавние события

В 1972 году английский этолог Джон Х. Крук отделил сравнительную этологию от социальной этологии и утверждал, что большая часть существовавшей до сих пор этологии на самом деле была сравнительной этологией — изучением животных как индивидов, — тогда как в будущем этологам необходимо сосредоточиться на о поведении социальных групп животных и социальной структуре внутри них.

Книга Э. О. Уилсона « Социобиология: новый синтез» появилась в 1975 году и с тех пор изучение поведения в большей степени уделялось социальным аспектам. Этим также руководил более сильный, но более изощренный дарвинизм, связанный с Уилсоном, Робертом Трайверсом и У. Д. Гамильтоном . Связанное с этим развитие поведенческой экологии также помогло трансформировать этологию. Кроме того, произошло существенное сближение со сравнительной психологией, поэтому современные научные исследования поведения предлагают более или менее цельный спектр подходов: от познания животных до более традиционной сравнительной психологии., этология, социобиология и поведенческая экология. В 2020 году доктор Тобиас Старзак и профессор Альберт Ньюен из Института философии II Рурского университета в Бохуме постулировали, что животные могут иметь верования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector