Парадоксальная интенция как средство от невроза

Введение в проблематику интенциональности. Определения интенциональности и их сложности

Исследование, посвященное одному понятию в конкретном направлении философии, логичнее всего начать с определения данного понятия. И, несмотря на то, что существует более или менее общепринятое определение интенциональности, согласно которому это способность сознания быть направленным на предметы, при попытке его эксплицировать обнаруживается, что даже оно в разных философских контекстах будет говорить о разных вещах. Не станет открытием тезис о том, что интенциональность — это многозначный и сложный термин. Интенциональность в этом смысле, конечно, не является уникальным философским понятием, а стоит в одном ряду с такими понятиями, как «сознание», «значение», «смысл», «феномен», «Я» и др. Сложность определения этих понятий связана с их богатой концептуальной историей, а также с тем, что, давая то или иное определение, мы неизбежно занимаем определенную философскую позицию. Однако мы постараемся избежать крайности, и не будем заявлять, что не существует вообще никакого одного предмета или феномена, соответствующего данному слову в разных философских концепциях.

Здесь мы попытаемся суммировать основные определения интенциональности, и в их число попадут, как определения, явно выраженные тем или иным философом, так и определения, которые имплицитно, с нашей позиции, полагаются теми или иными концепциями. Большинство данных определений не исключают друг друга даже, напротив, во многих концепциях мы имеем дело с понятием «интенциональность», сочетающим в себе несколько из нижеизложенных определений. Задача этого подробного исследования состоит не просто в том, чтобы сделать концептуальное введение для частных проблем — проблемы определения ментального содержания или натурализации интенциональности, обсуждаемых в других главах работы. Мы преследуем также две другие цели. Во-первых, мы хотим обосновать тезис о том, что одно из этих определений является доминирующим как в концептуальном плане (т.е. оно лежит в основании большинства других приведенных определений), так и в историческом (т.е. именно в этом смысле понятие интенциональности явным или (и чаще всего) неявным образом выступает в большинстве концепций). Речь идет об определении, согласно которому феномен, наиболее близкий к интенциональности — это значение42 (языковых выражений). Это исследование позволит нам также обосновать один из основных тезисов работы — тезис о том, что данное понятие предполагает определенную картину сознания, которая лишь отчасти правильно его описывает, однако в основном является ложной

Во-вторых, мы полагаем, что именно многозначность этого слова в сочетании с невниманием к этой многозначности зачастую затрудняет решение конкретных споров относительно этого понятия. Без сомнения, иллюзия, что философские проблемы могут быть полностью разрешены, как только мы сделаем значение терминов ясными, уже исчерпала себя исторически

Однако это не делает задачу более точного определения основного понятия в концепции менее актуальной и не элиминирует тот факт, что многие философские проблемы в действительности порождены путаницей в языке. Мы глубоко убеждены, что успех философского исследования во многом зависит от следования «принципу беспредпосылочности», выражаясь словами представителя не аналитической философии — Э. Гуссерля, т.е. принципу, согласно которому все предпосылки исследования следует сделать явными. Наша задача определить, где причиной несогласия по поводу природы интенциональности в действительности является сложность описываемого феномена, а где эта причина кроется в словах, которые мы используем. Таким образом, мы будем не просто приводить и суммировать здесь определения, а, прежде всего, обсуждать, какие философские сложности стоят за тем или иным из них.

Коммуникативная

Как люди общаются друг с другом? Посредством речи они пытаются донести до собеседника свои мысли и раскрыть внутренний мир. Коммуникативная интенция – это направленность человеческого мышления на какую-то цель. Чтобы узнать необходимую информацию персона может включаться в разговор, а чтобы скрыть что-то, собеседник постарается незаметно перевести тему. Но не всегда люди могут хорошо друг друга понимать. Что же этому мешает?

  • Разный смысл, вкладываемый в понятия. Когда вы общаетесь с человеком, вы вряд ли учитываете местность, где собеседник вырос, его моральные ценности, образование и воспитание. А ведь все эти факторы делают индивида уникальным. В этом-то и состоит сложность общения. Порой два человека могут вкладывать в одно и то же понятие разный смысл. На фоне этого образуется взаимное недопонимание.
  • Разная картина мира. Направленность мышления у всех разная. Одному человеку интересно изучать науку, другому искусство, а третьему политику. Соответственно, все эти люди будут отличаться своим набором знаний, умений и стремлений. Разность взглядов на одни и те же вещи порождает отчуждение и неприязнь.
  • Сложно понять то, что не пережил. Не всегда человек может понять состояние своего собеседника. Есть вещи, которые нельзя описать словами, а можно только почувствовать. Например, сложно понять, что такое смерть любимого человека, до тех пор, пока на своем опыте не осознал это чувство.

Что такое интенция простым языком

Под интенцией чаще всего понимают какую-то установку сознания действующего субъекта, его мышления на объект деятельности, или просто предмет материального мира.

Интенцию прежде всего необходимо отличать от желания. Желания всегда есть влечения человека, направленные реализацию какой-то фантазии.

Интенция же неразрывно связана с замыслом, который в свою очередь является чем-то целенаправленным, требующим последовательности выполнения. Как явление коммуникации, интенция проявляется в виде замысла выстраивания линии аргументации, в оформлении стиля и формы речевого воздействия, будь то форма диалога или монолога.

Особая разновидность интенции – речевая интенция, под которой понимается некоторый план реализовать акт речевого воздействия. С другой стороны, под интенцией может пониматься некоторая бессознательная установка на что-либо.

Где можно встретить интенцию?

  • Психология. В этой науке интенция понимается, как возможность личности переиграть какую-то жизненную ситуацию у себя в голове и с помощью вторично пережитого опыта избавиться от страха. Подобным образом можно лечить различного рода неврозы и фобии.
  • Неврология. Здесь интенция понимается так же, как в стандартном своем определении – направленность мышления. Человек может по собственному желанию переключать свое сознание на изучение своего внутреннего мира, внешнего мира или же ставить себе цели и продумывать пути их реализации.
  • Философия. Интенция понимается как направленность на познание своего духовного мира и на восприятие окружающей действительности. Человек может познать этот мир только тогда, когда сможет в совершенстве узнать себя.

Что такое интенция и ее вариации

По значению определения – побуждение, нацеленность, задача есть главная характерная специфика человеческого восприятия фиксироваться на одном направлении параметра и/или деяния.При этом не имеет значения степень реальности этого объекта или действия. Сценарием интеграции побуждения станет стремление, выверенный замысел планомерных действий по его свершению.

Существуют три типа этого явления:

  • Парадоксальная.
  • Коммуникативная.
  • Диалогическая (или речевая).

Предлагаем рассмотреть эти три типа. Чтобы разобраться с каждым из них, вначале познакомимся с общим психологическим значением логоса, упоминаемом и анализируемом в тексте.

Психологическая трактовка этого термина подразумевает один из методов логотерапии. Это направление создал Виктор Франкл и при его использовании человеком проигрываются фобии и неврозы через соответствующие напряженные критические моменты жизни.

Франкл предлагал людям идти на свой страх. Каким образом? Не так, что, типа, вот ну там ломает свою боязнь, а наоборот, приглашайте в гости. Говорите — как бы — “Ну давай. Я посмотрю на тебя и на что ты способен. Давай! Покажи мне насколько ты сильный”.

Существуют и другие техники. Например, техника волна, когда человеку просто предлагаю уйти из дома и одному в спокойной обстановке вызвать у себя фобию. Пригласите в эту ситуацию свой страх: “ Давай приходи, давай!”. И спокойно проанализировать природу возникшего страха.

Для чего это делается? Именно для того чтобы в механизме отслеживания за своим состоянием можно было спокойно проследить эмоции.

Ведь переживания не несут опасности и за ними можно наблюдать, как бы, со стороны. Не причиняя себе морального и/или эмоционального вреда. После прохождения эмоционального пика нужно расслабиться. Можно для этого использовать дыхательные техники или пешую прогулку спокойным шагом по тихим местам. Таким образом, устремленность в психологии представлена опосредованным методом разрешения кризисных психологических состояний.

Основные типы интенциональности по Ле Морвану

Работая над интенциональностью видения, веры и знания, Пьер Ле Морван (2005) выделил три основных вида интенциональности, которые он назвал «прозрачными», «полупрозрачными» и «непрозрачными» соответственно. Тройное различие можно объяснить следующим образом. Назовем интендумом то, о чем идет речь в интенциональном состоянии, а «намерением» — субъект, который находится в интенциональном состоянии. Интенциональное состояние является прозрачным, если оно удовлетворяет следующим двум условиям: (i) оно действительно относительное, поскольку оно влечет за собой существование не только намерения, но также и интендума, и (ii) заместительность тождественных элементов применяется к интендуму (т. Е. если интенциональное состояние примерно равно a и a = b, то намеренное состояние также примерно равно b). Намеренное состояние является полупрозрачным, если оно удовлетворяет (i), но не (ii). Намеренное состояние непрозрачно, если оно не удовлетворяет ни (i), ни (ii).

Определение

Интенция – это широкое понятие, которое можно описать как направленность мышления. Способность к мыслительной деятельности зарождается у каждого человека в детстве. И именно в юном возрасте ребенок вырабатывает свой личный круг интересов и путь познания интересующих его областей. Под действием всевозможных внутренних и внешних факторов малыш формирует свою картину мира. Он понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Родители учат ребенка этикету, грамотной речи и основам культурного поведения. Синтезируя эту информацию, человек создает базу, которой будет пользоваться всю жизнь. У всех людей такая основа разная. Вероятно, вы сталкивались с проблемой, что кто-то из ваших знакомых вас не понимает, хотя вам кажется, что объяснять еще доступней у вас просто не получится. Вам может показаться, что персона, находящаяся напротив вас, невообразимо глупа. Но это не так. Скорее всего, направленность мышления у вас и у этой личности сильно разнятся. Вы по-разному смотрите на мир и вкладываете разные значение в одно и то же определение.

Рождение понятия

Интенция вобрала в себя основные тезисы из схоластики, которая разделяла умственное (интенциональное) существование предмета и реальное. В Средневековье считалось, что не может быть познания предмета без вмешательства в него. О характере интенции рассуждал Фома Аквинский. Он говорил о формировании интенции разумом относительно понимаемого предмета. В XIX веке с легкой руки психолога Ф. Брентано понятие обрело новую жизнь. Он полагал, что сознание интенционально, то есть направлено на то, что находится вне его самого. Иными словами, понятие приносит смысл сознанию. Ученые А. Мейнонг и Э. Гуссерль разрабатывали в своих научных трудах различные подходы к определению интенции, которые в дальнейшем оказали значительное влияние на ряд направлений в психологии (гештальтпсихология, персонализм и так далее). Еще один философ — М. Хайдеггер — объединял заботу и интенциональность, считая, что между ними существует внутренняя связь. Он утверждал, что «человек в своем бытии – это существо, которое заботит бытие». Если личность терпит неудачу в своем «бытии», то она теряет свои возможности.

Аналитическая философия и интенциональность

Современная аналитическая философия, рассматривая объекты, не обходится без понятия интенциональности.

В своей книге «Интенциональность» Джон Серл связывает термин с теорией речевых актов. При этом на первых страницах работы философ уточняет, что, рассматривая интенциональность, он не следует ранее заложенным традициям толкования. Таким образом, ничего нового в трактовки предшественников Серл не привносит.

Философ идёт по другому пути. Понятие интенциональности он использует в качестве фундамента для своей теории речевых актов и открывает новые аспекты философии сознания. Такой научный взгляд повлёк за собой тенденцию к сближению двух понятий — интенциональность и квалиа. Их связь обусловлена субъективной компонентой, которую выделяют как основу интенциональности.

Развитие понятия «интенциональность» прошло долгий путь от арабской философии 12 века до современного аналитического направления. Несмотря на множественные трактовки, большинство философов сходятся на том, что интенциональность — это заинтересованность в объекте. Её база состоит из четырёх элементов: желательность, аспектуальность, селективность и непосредственно заинтересованность.

Обладая таким качеством, как интенциональность, человек имеет больше шансов добиться успехов, достигая поставленные цели. А научиться правильно ставить цели научит курс Викиум «Целеполагание».

В религиозных традициях

В Авраамических религиях интенцией называют суть и основное содержание просьбы молящегося к высшим силам в тексте молитвы. Интенция здесь имеет некоторую зависимость от интересов главного участника обряда или каких-либо иных лиц.

Если говорить о интенции молитвы, прочитанной священником во время мессы, то это будет общая по содержанию и направленности, отражающей интересы, волю и чаяния всех людей, принимающих участие в обряде или заинтересованного в его проведении.

Данный термин особо широко распространен среди католиков. Существует даже высказывание, «в интенции папы римского», что означает совершать деяния в согласии с его святейшей волей и интересами святой матери церкви.

Интенция в иудаизме

В различных иудаистских религиозных традициях термин «интенция» практически не используется, но существует равнозначный его эквивалент – «кавана». Под каваной, если следовать букве Талмуда следует понимать особое средоточие сердца и души человека, когда все его естество вкладывается в какой-то предмет деятельности.

Без каваны, как многократно указывается раввинами, молитва есть лишь пустое и механическое проговаривание слов:«Молитва без каваны подобна бездыханному телу».

https://youtube.com/watch?v=SdV49_iwyiU

Интенция в исламском прочтении

В исламе, как и в иудаизме, отсутствует понятие «интенция». Тем не менее, как и там, у ислама есть свой аналог в виде термина «ният». Здесь, ният это особое намерение, целеполагание, и понимается как максимальное продуманное деяние или же осознанный отказ от него с ясной позицией о причине того или другого выбора, его смысла для субъекта деятельности.

Самое важная роль понятия, и того что оно означает, при рассмотрении уголовных дел в рамках законов шариата на судебных процессах.

Понятие значения

Интенциональность в философии – это постоянное устремление сознания к миру и предметам, его наполняющим, с целью их осознания и придания им значения. Во времена средневековой схоластики, например, существовало различие между реальным предметом и воображаемым.

Интенциональность сознания – это психический феномен, позволяющий человеку находить взаимосвязь между различными аспектами мира, как существующего, так и выдуманного, создавая многочисленное разнообразие восприятия им реальности. Каждому субъекту свойственен собственный набор оценок для окружающих его предметов и явлений, но есть черты, свойственные всем людям – чувства, воображение, восприятие и аналитика.

Различие у каждого индивидуума чувств по отношению к одному и тому же объекту, тем не менее имеет общие черты – это его изучение, а не переживание о нем. Ощущение боли, например, реально и имеет смысл для того, кто ее испытывает. Она же, как предмет познания, не содержит смысла и не вызывает эмоций.

Для философов идеалистов интенциональность – это свойство человеческого сознания создавать собственный мир, наполненный предметами и явлениями, которым оно придает смысл и значение. При этом нет различия между реальной и выдуманной действительностью.

В аналитической философии и феноменологии теория интенциональности – это одно из основных понятий. Благодаря ей устанавливаются особые взаимосвязи между сознанием, языком и окружающим миром. Наблюдение за объектом бывает связано с его лингвистическим обозначением и местом в реальности, а бывает, и нет. Сосредоточенное изучение предмета, сопровождающееся умением логически определять его свойства и связи с миром, также может быть просто актом созерцания.

Феноменальная интенциональность

Феноменальная интенциональность — это тип интенциональности, основанный на феноменальных или сознательных ментальных состояниях. Это контрастирует с нефеноменальной интенциональностью , которую часто приписывают, например, языку и бессознательным состояниям

Это различие важно для философов, которые считают, что феноменальная интенциональность имеет привилегированный статус над нефеноменальной интенциональностью. Эта позиция известна как феноменальная теория интенциональности

Этот привилегированный статус может принимать две формы. В умеренной версии феноменальная интенциональность является привилегированной, потому что другие типы интенциональности зависят от нее или основаны на ней. Следовательно, они не являются преднамеренными по своей сути. Более сильная версия идет дальше и отрицает, что существуют другие типы интенциональности. Теория феноменальной интенциональности обычно противопоставляется натурализму в отношении интенциональности — представлению о том, что интенциональные свойства сводятся к естественным свойствам, как это изучается естественными науками .

Интенционализм

Интенционализм — это тезис о том, что все ментальные состояния интенциональны, то есть они о чем-то: об их интенциональном объекте. Этот тезис также получил название «репрезентация». Интенционализм проистекает из заявления Брентано о том, что интенциональность является «признаком ментального»: если все и только ментальные состояния являются интенциональными, то, несомненно, все ментальные состояния являются интенциональными.

Обсуждения интенциональности часто сосредотачиваются на интенциональности сознательных состояний. В таких состояниях можно отличить их феноменальные особенности или то, на что похоже субъект, находящийся в таком состоянии, от их интенциональных особенностей или того, чем они являются. Эти две особенности кажутся тесно связанными друг с другом, поэтому интенционалисты предложили различные теории, чтобы уловить точную форму этой связи.

Формы интенционализма

Эти теории можно условно разделить на три категории: чистый интенционализм, нечистый интенционализм и теории квалиа. Как чистый, так и нечистый интенционализм придерживаются мнения, что существует супервентное отношение между феноменальными особенностями и интенциональными особенностями, например, что два интенциональных состояния не могут различаться в отношении их феноменальных характеристик, не различаясь в то же время в их интенциональных характеристиках. Теории Qualia, с другой стороны, утверждают, что среди феноменальных свойств ментального состояния есть по крайней мере некоторые ненамеренные феноменальные свойства, так называемые «Qualia», которые не определяются интенциональными характеристиками. Чистый и нечистый интенционализм расходятся во мнениях относительно того, какие интенциональные особенности ответственны за определение феноменальных характеристик. Чистые интенционалисты считают, что ответственным является только преднамеренное содержание, в то время как нечистые интенционалисты утверждают, что способ или способ представления этого содержания также играет роль.

Психические состояния без намерения

Критики интенционализма, так называемые анти-интенционалисты , предложили различные очевидные контрпримеры интенционализму: состояния, которые считаются ментальными, но лишены интенциональности.

Некоторые анти-интенционалистские теории, такие как теория Неда Блока , основаны на аргументе, что феноменальный сознательный опыт или квалиа также является жизненно важным компонентом сознания и не является преднамеренным. (Последнее утверждение оспаривается Майклом Таем .)

Другая форма анти-интенционализма, связанная с Джоном Сёрлом, рассматривает саму феноменальность как «знак ментального» и игнорирует интенциональность.

Другая форма утверждает, что некоторые необычные состояния сознания не являются преднамеренными, хотя человек может прожить всю жизнь, не испытывая их. Роберт К. К. Форман утверждает, что некоторые из необычных состояний сознания, типичных для мистического опыта, являются событиями чистого сознания, в которых осознание существует, но не имеет объекта, не является осознанием «чего-либо».

Внешние ссылки [ править ]

  • Стэнфордская энциклопедия философии :
  • Интернет-энциклопедия философии :
vтеФилософия разума
Теории
  • Бихевиоризм ( радикальный )
  • Биологический натурализм
  • Когнитивная психология
  • Вычислитель
  • Дуализм разума и тела
  • Исключительный материализм
  • Эмерджентный материализм
  • Эмерджентизм
  • Эпифеноменализм
  • Функционализм
  • Идеализм
  • Интеракционизм
  • Материализм
  • Монизм
  • Наивный реализм

    Нейрофеноменология

  • Нейтральный монизм
  • Окказионализм
  • Панпсихизм
  • Психоанализ
  • Параллелизм
  • Феноменализм
  • Феноменология
  • Физикализм

    теория идентичности

  • Дуализм свойств
  • Репрезентативный
  • Солипсизм
  • Субстанциальный дуализм
Концепции
  • Абстрактный объект
  • Искусственный интеллект
  • Китайская комната
  • Познание
  • Когнитивное закрытие
  • Концепция
  • Концепция и объект
  • Сознание
  • Тяжелая проблема сознания
  • Гипостатическая абстракция
  • Идея
  • Личность
  • Изобретательность
  • Интеллект
  • Самоанализ
  • Интуиция
  • Язык мысли
  • Материализм
  • Психическое событие
  • Ментальный образ
  • Психическая собственность
  • Ментальное представление
  • Разум
  • Проблема разума и тела

    Нефизическая сущность

  • Новый мистицизм
  • Боль
  • Взгляд в будущее
  • Привилегированный доступ
  • Проблема других умов
  • Пропозициональное отношение
  • Qualia
  • Чистая доска
  • Понимание
  • Зомби
  • более…
похожие темы
  • Метафизика
  • Философия искусственного интеллекта  / информация  / восприятие  / самость
  • Категория
  • Категория философов
  • Проект
  • Оперативная группа
  •  Философский портал
Авторитетный контроль
  • BNE :
  • MA :

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Брентано, Франц (1874 г.). Psychologie vom empirischen Standpunkte Leipzig, Duncker & Humblot ( Психология с эмпирической точки зрения , Routledge, 1973.
  • Чисхолм, Родерик М. (1967). «Интенциональность» в Философской энциклопедии . Макмиллан. ISBN 978-0-02-894990-1 
  • Чисхолм, Родерик М. (1963). «Заметки о логике веры» в философских и феноменологических исследованиях . Vol. 24: стр. 195-201. Перепечатано в Маррасе, Аусонио. Эд. (1972) Интенциональность, разум и язык . ISBN 0-252-00211-3 
  • Чисхолм, Родерик М. (1957). Восприятие: философское исследование . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-0077-3 
  • Хрудзимски, Аркадиуш и Барри Смит (2004) «Онтология Брентано: от концептуализма к реализму» в Жакетте (ред.) Кембриджский компаньон к Брентано ISBN 0-521-00765-8 
  • Дэвидсон, Дональд. «Правда и смысл». Synthese, XVII, стр. 304–23. 1967 г.
  • Деннет, Дэниел С. (1989). Преднамеренная позиция . MIT Press. ISBN 978-0-262-54053-7 
  • Дрейфус, Жорж. «Является ли восприятие преднамеренным? (Предварительное исследование интенциональности в индийской философии)». 2006 г.
  • Фодор, Дж. «Язык мысли». Издательство Гарвардского университета. 1980. ISBN 0-674-51030-5. 
  • Гуссерль, Эдмунд (1962). Идеи: Общее введение в чистую феноменологию . Книги Кольера. ISBN 978-0-415-29544-4 
  • Гуссерль, Эдмунд. Логические исследования. ISBN 978-1-57392-866-3 
  • Жакетт, Дейл (2004) «Концепция интенциональности Брентано» в Жакетте (ред.) Кембриджский компаньон к ISBN Брентано 0-521-00765-8 
  • Ле Морван, Пьер (2005). «Преднамеренность: прозрачный, полупрозрачный и непрозрачный». Журнал философских исследований, 30, с. 283-302.
  • Малле Б.Ф., Моисей Л.Дж. и Болдуин Д.А. (ред.) (2003). Намерения и намерения: основы социального познания. MIT Press. ISBN 978-0-262-63267-6 . 
  • Моханти, Джитендра Натх (1972). Концепция интенциональности: критическое исследование . Сент-Луис, Миссури: Уоррен Х. Грин, 1972. ISBN 978-0-87527-115-6 
  • Падилья Гальвес, Дж. , М. Гаффал (ред.), Намерение и действие . Де Грюйтер, Берлин — Бостон, 2017. ISBN 978-3-11-056028-2 .  
  • Перлер, Доминик (редактор) (2001), Древние и средневековые теории интернациональности , Лейден, Брилл. ISBN 978-9-00412-295-6 
  • Куайн, Западная Вирджиния (1960). Слово и объект . MIT Press. ISBN 978-0-262-67001-2 . 
  • Саяма, Сеппо и Камппинен, Матти. Историческое введение в феноменологию . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Крум Хелм, 1987. ISBN 0-7099-4443-8 
  • Стич, Стивен. «Релятивизм, рациональность и пределы преднамеренного описания». Pacific Philosophical Quarterly, 65, стр. 211–35. 1984 г.
  • Уиллифорд, Кеннет. «Интенциональность сознания и сознание интенциональности. В Г. Форрай и Г. Кампис, ред., Интенциональность: прошлое и будущее. Амстердам: Родопи, стр. 143–156. 2005. ISBN 90-420-1817-8 

В психологии

Экстенции интенции – это понятие, которое означает способ бытия, который выбирает человек. Оно широко применяется в психологии. К чему же оно применимо? Интенция в психологии – это направленность сознания на какой-либо предмет или же объект. Причем факт реального существования объекта не так важен. Человек может размышлять над вымышленной проблемой. Например, кому-то может прийти в голову подумать, как же будет жить человек, если землю захватят обезьяны. Реально такой угрозы перед человечеством не стоит, но кто-то может панически этого бояться. Размышляя на эту тему и приходя к выводу, что житься будет неплохо, человек может ослабить свои волнения. Или же какая-то персона может выбирать себе место, в котором она хочет провести свой отпуск. В этом случае личность внимательно изучит месторасположения отеля, его комфортабельность, ценовую политику и интересные достопримечательности в округе. Направленность мышления поможет выбрать из всех возможных вариантов один, тот, который будет устраивать больше всего.

Виды интенции в психологии

В психологии выделяется два основных вида интенции:

  • На предмет деятельности – связана с формированием картины мира у человека под влиянием внутренних переживаний и внешних воздействий социальной среды. Направленность человека на конкретные объекты складывает и формирует его интересы, способы вести диалог и формы презентации себя другим;
  • Но цель деятельности – или просто планирование жизнедеятельности. Именно процессы построения и изменения жизненной стратегии в быстро меняющемся мире можно назвать интенциональными процессами нашего сознания.

Главными психофизическими параметрами, влияющими на интенцию человека, выделяют его мотивированность, эмоциональность и когнитивно-познавательные способности.

Интенциональность по Брентано и Гуссерлю

Теория интенциональности появилась в современной философии благодаря Францу Брентано. Именно он предложил с помощью интенциональности различать физические и ментальные проявления. Учёный полагал, что всякий психический процесс завязан на конкретном нечто. Это и позволяет назвать его интенциональным.

Направленность философствований характеризуется:

  • желательностью;
  • отбором (селективностью);
  • аспектуальностью (сосредоточенность на объекте);
  • заинтересованностью (в результатах переживания).

Именно Брентано предложил концепт субъективной компоненты, распространённый сегодня. Позднее данную категорию аналитического аппарата использовал в своей философии Эдмунд Гуссерль.

Отталкиваясь от ранее предложенных идей, философ рассматривал феномен интенциональности через призму её реальной и идеальной составляющей — ноэзиса и ноэмы. По мнению Гуссерля, интенциональность — одно из крупнейших открытий феноменологии. Согласно толкованию, это акт сознания, превалирующего над подсознанием. Но такое определение, считает учёный, в полной мере не раскрывает суть интенциональности. Интенциональный акт более точно отражается другой формулировкой. Его можно постичь, только многократно определив смысл, который имеется в виду. Другими словами, чтобы идентифицировать объект, нужно установить зависимость между понятием и значением.

Речевая

Каждое высказывание человека, даже неосознанное, несет в себе какую-то цель. Речевая интенция – это рождение речи. Прежде чем высказаться, человек должен подумать, затем сформировать свою мысль в слова и только затем ее высказать. В речевой интенции соединяются потребности, мотивы и цели. Человек может с помощью направленности мышления передать собеседнику свои знания, поделиться своими проблемами или же узнать что-то полезное для себя. Диалог никогда не сможет стать интересным, если оба его участника не приложат к его созданию волевое усилие. Оно может проявляться не только в положительной, но и в отрицательной форме. Например, человек может высказывать неодобрение на какую-то реплику или же действие своего оппонента.

Желание высказаться

В лингвистике интенция – это начальный этап рождения высказывания, после которого следует мотив, внутреннее проговаривание и речь. С рассматриваемым понятием связаны конкретно-коммуникативные смыслы, которые выражаются в процессе общения. Речевая интенция (в широком смысле) — это слияние потребности, цели и мотива воедино, которое формируется в сообщение благодаря использованию коммуникативных средств. В более узком смысле термин рассматривается как действенное назначение и сливается с понятием иллокутивного акта. Доктор филологических наук Н. И. Формановская рассматривает интенцию как замысел выстроить речь в определенном ключе, форме, стиле. Трудность в исследовании данного термина заключается в уникальности объекта эксперимента, с нередко размытыми коммуникативными намерениями. Речевые сообщения всегда соединены с различными экстралингвистическими событиями, поэтому любое, даже простое, высказывание является многомерным. Выступления имеют волевую установку и воздействуют на адресата. Существует понятие речевой интенции неодобрения, которое является неотъемлемой частью общения. Это отрицательное проявление, которое может перевести разговор в конфликтное русло.

Текст и интенция

При написании книг или статей писатель опирается на общую концепцию, которую сам определил. Замысел произведения несет название «авторская интенция». Объединение речевого и авторского намерений выражает мировоззрение писателя. Для его обозначения применяются такие понятия, как картина и модель мира, концепт, точка зрения, образ автора, текстовая модальность и так далее. Например, образ писателя формируется из его мнения о неких областях жизни, образа повествователя и персонажей, а также из композиционной и языковой структуры текста. Отношение автора к предметам, его восприятие окружающих людей и событий образуют «модель мира», которая не содержит отражение объективных событий. Поэтому можно заключить, что взгляд писателя остается неизменным и рассматривает действия в произведении только с одной стороны. У читателя тоже формируется свой взгляд на творчество автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector