Репрессия (вытеснение)

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы

в детском возрасте, прежде всего, в результатесексуального совращения . Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и втеории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они быливытеснены , и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее здесь.)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему

восприятию и когда оно возникаетизнутри без такого рода провокации извне.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение

, прежде всего, когда речь шла о сексуальных или агрессивных влечениях, которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил одушевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного , он имел ввиду именновнутренние , можно сказать,изолированные от реальности переживания, а не душевные переживанияреальных травм . В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятиесигнальной тревоги , подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороныИд .

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение

и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных стравмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности,о которых было бы лучше забыть .

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое

происхождение:В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотелабрать Ганса в постель,отец подымал крик.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа

лишит мальчика стимула к развитию (см.Эдипов комплекс у мальчиков ). Но если в борьбе заэдипальное преимуществоотец подымает крик – вполне вероятно развитиеневроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель.Соблазняющая мать игрозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душуконфликт , что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см.Эдипов комплекс: взгляд на родителей ).

Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.

В начале своей работы, посвященной механизмам функционирования вытеснения, Фрейд описывает логику и трансформацию работы стремления от бегства к вытеснению. Он приводит следующую логику размещения вытеснения: «Стремление => Сопротивление: 1) бегство (нельзя убежать от себя); 2) осуждение (отказ от удовлетворения) => Вытеснение (т.к. достижение цели вызывает неприятное чувство)»

Данная логика не вызывает каких-либо определенных противоречий, однако, не всегда очевидно, только ли в бегство и осуждение может разрешиться первоначальное стремление? Возможны ли какие-либо иные пути его развития?

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия. Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании. Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению

Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Характеристика основных психологических механизмов

Вытеснение – один из основных психологических механизмов защиты, позволяющий забыть или удалить из сознания человека мысли и чувства, причиняющие психологический дискомфорт. В процессе действия данного защитного механизма из памяти человека могут исчезать события, предшествующие психологической травме. Однако стоит отметить, что механизм вытеснения не является абсолютным. Существует определенная доля вероятности того, что вытесненные неприятные воспоминания, мысли, чувства способны возникать у человека в виде навязчивых движений, снов, тиков, оговорок.

Проекция – механизм, который состоит в перенесении мыслей, чувств и имеющихся жизненных обстоятельств на окружающих людей, снимая тем самым с себя вину и ответственность за содеянное в случае неудачи или возникновения неприятностей. Данный тип защиты может быть устойчивым и приводить к изменению характера и сохраняться на протяжении всей жизни.

Замещение – состоящее в переадресации внимания с угрожающего объекта на другой, например, при возникновении стрессовой ситуации и неприятностях, человек вымещает возникшее нервное напряжение на более слабых людях, или животных и различных предметах. Также существует еще один вид проявления данного механизма – человек, не имея возможности выместить негативные эмоции на других людях, начинает подавлять сам себя, занимаясь самобичеванием и относясь к себе излишне критично. В результате происходит нарушение эмоционального фона у человека, возникают внутренние личностные разногласия и как следствие человек впадает в глубокую депрессию.

Идентификация – данный механизм проявляется в неосознанном отождествлении себя с другим значимым человеком, с одновременным переносом на себя желаемых чувств и качеств, которые в реальности недостижимым;

Рационализация — проявляется в намеренном искажении окружающей реальности, с целью сохранения высокого уровня самооценки, как в своих глазах, так и в глазах окружающих людей. Человек создает целую систему аргументации своего поведения, направленную на оправдание своего поведения и негативных мыслей и чувств.

Реактивное образование – механизм психологической защиты реализующийся на двух уровнях:

  • на первом уровне происходит подавление человеком негативных импульсов, существующих в сознании;
  • на втором уровне происходит формирование побуждений противоположного содержания на подсознательном уровне.

Замечание 2

Чаще всего данный механизм находит свое проявление в общественной жизни человека.

Регрессия — это еще один защитный механизм, описываемый в психологии как возвращение человека к детским проявлениям в поведении для того, чтобы оградить себя от потенциальных потрясений и стрессовых ситуаций. В психологии человека существует твердое убеждение в том, что именно детский возраст является наиболее безопасным с очки зрения психологического развития и мировосприятия, поэтому механизм регрессии переносит человека на данный возрастной этап развития. Проявление данного механизма возможно в виде плача, навязчивых движений, сосания пальца и т.д.

Сублимация — психологический механизм, позволяющий человеку изменять свои импульсы и взгляды, для того, чтобы они стали приемлемыми для данного социального окружения. Именно сублимация считается в психологии одним из самых здоровых и правильных механизмов психологической защиты личности, в связи с тем, что человек не просто сдерживает, имеющиеся у него негативные импульсы, а меняет форму их проявления в соответствии с его возможностями и нормами социального окружения. Яркими примерами проявления данного защитного механизма могут выступать спорт и спортивные достижения человека, создание произведений искусства, литературное творчество.

Отрицание – защитный механизм, заключающийся в полном отрицании человеком факта происшествия негативных событий и отказ от их принятия. Ярким примером может выступать отказ принятия факта ухода из жизни близкого человека. Отказ от принятия данного факта может привести к формированию различных убеждений, в том числе и религиозного характера о том, что близки человек находится рядом, просто изменив свое материальное присутствие духовным.

Механизм отрицания также может возникать как способ избежать наказания и удаления от источника стресса. Человек не признает свое участие в негативных событиях и отказывается выступать их источником, при этом как бы не замечая те сферы жизни, которые могут вызвать неприятности.

Разрушение семейных связей

Людей высылали и убивали хладнокровно, никто не думал о детях, оставшихся без родителей. Их помещали в приюты, причем, братьев и сестер помещали порознь, часто в разные детдома. Малышам меняли фамилии, чтобы родственники не могли их разыскать. Конфликт между преданностью семье и требованиями враждебного социума возникал всякий раз, когда детское желание быть принятым в группе, быть, как все, использовалось взрослыми с идейными целями, для промывания мозгов. Так, детей часто заставляли отказываться от родителей как от врагов народа, предлагая сменить фамилию, угрожая, что не примут в пионеры,  комсомол.

Одна из участниц рассказала, что после долгих уговоров написать заявление об отказе от родителей ее саму и ее сестру приняли в комсомол.

«Нам хотелось в комсомол, (хотелось) быть такими, как все. Мы верили, что родители наши не виноваты, что они вернутся. Все в школе были комсомольцы, а мы нет, а нам очень этого хотелось. Тогда директор приюта послал в Москву воспитательницу, и секретарь ЦК комсомола дал разрешение принимать нас в комсомол. Они приехали с эти решением, и мы вступили в комсомол уже в 15 лет»

Уничтожение материальных следов и замалчивание репрессий было важной частью работы палачей, так как это было уничтожением следов преступлений, и совершалось оно целенаправленно и старательно. Так, вещи, письма арестованных не возвращались, расстрелянных людей закапывали в общие могилы без опознавательных знаков, так, чтобы их никто никогда не нашел. Шестеро из 15 участников интервью до сих пор не знают, где были расстреляны и похоронены их родители, и на протяжении всей жизни ищут их затерявшийся след

Оставшиеся в живых или на воле родственники часто сами уничтожали семейные документы, архивы, фотографии, чтобы не подвергать риску себя и детей, и таким образом навсегда исчезали материальные доказательства того, что человек когда-то жил.

У двенадцати участников опроса есть дети и внуки, однако, только двое из двенадцати рассказывали о том, что в семье были погибшие и сидевшие в лагерях, еще  до перестройки, остальные же, и то, не все, отважились сделать это только после нее.

Примечания

  1. Лапланш, стр.390, 392
  2. Дэвис, Дерек Рассел (2004). Грегори, Ричард Л. (ред.). Oxford Companion to the Mind, второе издание. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 803. ISBN 978-0-19-866224-2.
  3. Джанет Малкольм, Психоанализ: невозможная профессия (1998) стр. 15
  4. Зигмунд Фрейд, Пять лекций по психоанализу (Пингвин, 1995) стр. 28–9
  5. Зигмунд Фрейд, О метапсихологии (PFL 11) стр. 147 и стр. 184
  6. Зигмунд Фрейд, О психопатологии (PFL 10) стр. 245
  7. Фрейд, О психопатологии п. 245
  8. Фрейд, Пять лекций п. 35 год
  9. Фрейд, Пять лекций п. 87
  10. Болдуин, Томас (2005). Хондерих, Тед (ред.). . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр.–7. ISBN 978-0-19-926479-7.
  11. Скратон, Роджер (1994). Сексуальное желание: философское исследование. Лондон: Феникс. п. 201. ISBN 978-1-85799-100-0.
  12. Отто Фенихель, Психоаналитическая теория неврозов (Лондон, 1946 г.) стр. 153
  13. Жак Лакан, Четыре фундаментальных концепции психоанализа (1994) стр. 176, стр. 236, и стр. 251
  14. Р. Скиннер / Дж. Клиз, Семьи и как их выжить (1993) стр. 36–7
  15. Маккиннон, Дональд У .; Герцоги, Уильям Ф. (1962). Почтальон, Лев (ред.). . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п., 673–674. ISBN 978-0-19-866224-2.
  16. Зигмунд Фрейд, Вводные лекции по психоанализу (PFL 1) стр. 414
  17. Элейн Шоуолтер, Истории (Лондон 1997) стр. 158 и стр. 148
  18. Шоуолтер, стр. 147
  19. Дэниел Гоулман, Эмоциональный интеллект (1996) стр. 209
  20. Ричард Л. Грегори, Оксфордский компаньон разума (1987) стр. 679–80

Структура психики по Зигмунду Фрейду

3 слоя психики

3 элемента психики

ИД («Оно) — бессознательные сексуальные и агрессивные инстинкты (мотивационная система).

Основа действия — принцип удовольствия.

ЭГО («Я») — рациональная часть психики (познавательная система).

Основа действия- принцип реальности.

СУПЕР-ЭГО («Сверх-Я») — воплощение ценностей и норм общества, которые ребенок усваивал в семье и в обществе его родителями (наследник комплекса Эдипа).

2 части: совесть и ЭГО-идеал.

Сознательное — мысли, которые в данный момент находятся в центре внимания

Первичный уровень функционирования ЭГО

Важный уровень функционирования СУПЕР-ЭГО

Предсознательное — мысли и информация, хранимые в памяти (могут быть переведены в сознательное)

Важный уровень функционирования ЭГО

Важный уровень функционирования СУПЕР-ЭГО

Бессознательное — пласт личности, который трудно или невозможно ввести в сознание (врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, мотивы, комплексы и т. д.).

Первичный уровень функционирования ИД

Важный уровень функционирования ЭГО

Важный уровень функционирования СУПЕР-ЭГО

Что вы можете сделать?

Чрезмерная зависимость от перемещения или любого другого защитного механизма может быть проблематичной или, по крайней мере, бесполезной.

Если вас беспокоит использование вытеснения в качестве защитного механизма, вы можете обратиться к психотерапевту или психологу (в чем их отличие — читайте здесь).

Вот несколько способов взглянуть на свое собственное поведение, чтобы лучше понять, с пользой ли вы используете смещение:

Оценка

Один из первых шагов также является одним из самых трудных: наблюдение за вашим поведением и действиями и определение того, может ли смещение быть их причиной. Смещение — это не то, что можно легко увидеть.

На этом этапе может быть полезно поработать с психотерапевтом. Он может взглянуть на ваше поведение «со стороны» и помочь вам увидеть вещи с более объективной точки зрения.

Терапевт способен наблюдать (и указывать) противоречия между вашим поведением и вашими словами, языком тела или другими сигналами.

Например, вы можете сказать своему психотерапевту, что не возражаете против того, что ваш супруг работает допоздна и по выходным, но язык вашего тела и ваша речь могут свидетельствовать об обратном.

По мере того как вы будете рассказывать о своем поведении, может стать ясно, что когда вы раздражительны с детьми по вечерам, это действительно признак разочарования, которое вы испытываете по отношению к своему супругу.

Получить помощь специалиста можно здесь.

Отражение

Рефлексия — это стратегия, которую терапевты могут использовать, чтобы помочь вам распознать, когда вы используете защитные механизмы, такие как вытеснение. Терапевт отражает ваши чувства обратно к вам таким образом, что побуждает вас обдумать то, что вы сделали или сказали.

Цель использования техники рефлексии — выявить скрытые тревоги или опасения, которые сыграли определенную роль в вашем поведении.

Например, когда вы рассказываете своему терапевту о том, как вы выражаете гнев на коллегу, вы можете раскрыть одну из своих глубинных проблем — то, что ваш новый менеджер не признает ваши таланты и усилия.

Вместо того чтобы выражать свои эмоции начальнику (угрожающая цель), вы вымещали свое разочарование на коллеге (менее угрожающая цель).

Рефрейминг

Как только вы начнете распознавать эпизоды нездорового смещения в своей собственной жизни, следующим шагом будет поиск целенаправленных способов изменить свое мышление и поведение.

Например, если вы кричите на своего супруга, потому что вы вытесняете свое разочарование с работы, остановитесь, отступите назад и найдите момент, чтобы восстановить контроль.

Когда вы обнаружите себя в неадекватном поведении, вызванном вытеснением, попытайтесь переосмыслить ситуацию и найти более здоровый выход для своих чувств.

Сделайте сознательное усилие, чтобы перенаправить свои негативные чувства на соответствующую цель. Альтернативные варианты могут включать в себя написание о ситуации и о том, как вы себя чувствуете, на листе бумаги, занятия спортом, физическими упражнениями или хобби.

Что такое психологические защиты

Теперь, имея представление о том, что такое бессознательное, можно поговорить о защитах. Вообще, те механизмы, которые Фрейд назвал защитами, таковыми не являются. Но термин устоялся. Да и сказать, что патриарх психоанализа совсем уж ошибся, нельзя.

Изначально предполагалось, что механизмы психологической защиты личности, позволяют убрать некие травмирующие воспоминания, чувства, влечения и т.п. из области сознательного в область бессознательного.

Например, девочка, которую в детстве насиловал отец, может не помнить этих эпизодов. Она будет «странной», у неё будет куча заморочек с мужчинами. Возможно она будет бухать или сидеть на веществах. Но помнить о том, как отец вводил в неё свой половой член, она не будет. Это называется «вытеснением».

Позже психоаналитики и представители психодинамической школы (которая мне наиболее симпатична) пришли к пониманию того, что психологические защиты — это, вообще говоря, стандартные механизмы обработки информации, поступающей в мозг. Просто иногда они могут убрать нечто из области сознательного в область бессознательного. Порой — нечто такое, что (на долгосрочной перспектике), возможно, было бы лучше не убирать.

Вообще, существует множество классификаций психологических защит. Мне больше всего нравится разделять их на те, которые делают объект (травмирующее воспоминание, переживание и т.п.) недоступным — вытеснение, отрицание, конверсия, etc. И те, которые делают его не таким ужасным — сексуализация, поворот против себя и т.п.

Вообще, защиты — классная штука! Они убирают те переживания, которые психика не способна интегрировать («переварить») подальше. Это позволяет человеку относительно нормально функционировать дальше. Что плохого в том, что некто забудет, как ему нахамили в автобусе?

Вытеснение как феномен

В психологии вытеснением называется механизм психической защиты, который связан с устранением из сознания определенной информации. В начале XX века это явление обнаружил Зигмунд Фрейд, оно является одним из важных открытий в психоанализе и одним из ключевых его понятий

В жизни вытеснение понимается как спонтанное забывание какой-либо информации, которая с рациональной точки зрения кажется неважной, но имеет ценный психологический смысл. Забывание затрагивает не только отдельные моменты, например, даты, имена, лица, но и распространяется на события и длительные временные периоды

Замечание 1

В широком смысле вытеснение считается базовым и универсальным психическим процессом, поскольку именно он лежит в основе формирования отдельной области психики – бессознательного.

На протяжении всей жизни те импульсы и влечения, которые вытесняются из сознания и перестают осознаваться, влияют на формирование характера личности, ее эмоциональные реакции и переживания.

Вытеснение является элементарной защитой собственного «Я». В самом начале жизни психика каждого человека начинает использовать вытеснение, по мере взросления она возвращается к этой защите в такие моменты, когда более гибкие и сложные способы защит оказываются недоступны или не срабатывают вовсе.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Защитный механизм: вытеснение 480 руб.
  • Реферат Защитный механизм: вытеснение 260 руб.
  • Контрольная работа Защитный механизм: вытеснение 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Указанный защитный механизм становится базовым способом реагирования на внутренние конфликты. Это приводит к развитию измененного или диссоциативного (в этом случае вытеснение может охватывать всю личность в целом) типа личности. Если объем и количество вытесненного материала оказывается для личности разрушительным и вызывает патологические изменения, то вытесняются и значительные участки воспоминаний длительных периодов времени. Например, масштабному вытеснению подвергаются воспоминания о физическом насилии в детском возрасте. В результате развивается посттравматическое расстройство личности.

Для использования вытеснения по отношению к эмоциям психика должна быть достаточно развита, а также обладать чувством целостности собственного «Я». Примером вытеснения у здорового человека может выступать временное забывание в беседе имени человека, к которому есть приятные, неприятные или непозволительные чувства. В психике детей обычно вытеснению подвергаются агрессивные фантазии по отношению к родителям. Таким образом, репрессии (вытеснению) часто подвергаются элементы эмоциональной жизни, вступающие в конфликт с другими: ненависть, желание навредить и, а также противоречащие морально-этическим нормам желания т.п.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Психоаналитики выяснили, что мысль о чем-либо, будучи вытесненной в бессознательные образы и идеи продолжает активную деятельность внутри психики, пытаясь вернуться в сознание. В итоге получается динамический процесс, который расходует силы человека на выполнение неразрешимой задачи. Человек не избавляется от желаний полностью, вытеснив их, а лишь нагружает мозг работой по удерживанию желаний в бессознательном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector