Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением

Уточнение термина

В психологии? Это явление, имеющее трехчастную структуру, в которую входят:

  • чувственный образ (эффективный компонент);
  • действия, относимые к объекту оценивания (поведенческий компонент);
  • когнитивный фактор.

Согласно мнению учеников Д. Н. Узнадзе — Т. Ш. Иосебадзе и Т. Т. Иосебадзе, может быть дано следующее определение установки в психологии. Это явление характеризуется учеными как модус или конкретное состояние, присущее целостному объекту. То есть оно определяет психофизическую организацию человека и его модификацию в каждой конкретной ситуации, а также его готовность к совершению той или иной деятельности, необходимой для удовлетворения актуальных потребностей.

В психологии установка и поведение индивида считаются отражением его внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) состояния. При этом подобное свойство считается опосредствованным звеном, неким «принципом связи», который существует между отдельными состояниями субъекта, его элементами и функциями.

Более четкая позиция в данном вопросе принадлежит Ш. Н. Чхартишвили. Этот ученый разделил установку на первичную и фиксированную. Обе из них с легкостью дифференцируются друг в друга, но имеют при этом различные функции и свойства.

Проявления должнонанизма

Проявления должнонанизма у каждого свои, но все их можно классифицировать по неким общим характеристикам. Всего выделяют три типа должнонанизма: я должен, ты должен и мир должен. Сильная форма внутреннего должнонанизма проявляется, как требование к себе быть однозначным и четким, не меняться и не сомневаться в своих взглядах, правилах и требованиях, которые, конечно же, непонятно откуда взялись. Выход за данные рамки является не простимым прегрешением. Верования – это то, на чем стоит должнонанизм. Они являются более агрессивной формой некритически усвоенных представлений о жизни, о себе, о людях и о мире, которые не поддаются никакой критике. Вот какие бывают формы должнонанизма:

Я должен

Первый тип должнонанизма выражается в том, что человек ставит себе некие ограничения и задачи. Это самый безопасный тип, потому что он не вредит окружающим. Например, человек уверен, что он должен достичь успеха до 30 лет, создать семью до 35, воспитать детей в определенных традициях, иметь большое количество друзей, хорошие отношения с сотрудниками и т.д… С одной стороны, может показаться, что это естественные человеческие желания, однако форма, в которой они подаются при наличии должнонанизма, полностью меняет картину.
Следует задуматься о том, действительно ли человек всего этого хочет? Это его желания, или их кто-то ему заботливо вложил в голову?

Ты должен

Второй тип должнонанизма проявляется в том, что человек уверен, будто бы ему кто-то что-то должен
. Это уже более токсичный тип поведения, потому что он влияет на других людей. Страдающий должнонанизмом может ждать от людей определенных действий: его все должны любить и уважать, прощать некоторые погрешности, помогать и т.д. Если же люди не оправдывают его ожиданий, то человек может просто вычеркнуть их из своей жизни.

Мир должен

Мир ДОЛЖЕН. Казалось бы, как мир может быть что-то должен? Однако человек, страдающий должнонанизмом точно уверен, что мир обязан дать ему определенные вещи: легкие достижения, справедливое отношение и т.д. Когда же этого не происходит, то у человека может появиться обида на мир и на жизнь, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения некоторых психологических блоков. Этот тип должнонанизма наиболее опасен, потому что человек перекладывает ответственность за свою жизнь, свои достижения и свое благополучие на других. Точнее, на весь мир. Живя с такими установками, невозможно достичь той жизни, о которой вы мечтаете, ведь, если все зависит не от вас, а от мира, то на это никак нельзя повлиять. Человек отказывается от свободы действий и власти над своей жизнью. Это очень опасная ситуация.

Подражание

Наиболее популярный способ изменить поведение и мысли человека. Подражание может возникнуть потому, что у одного из собеседников большое количество комплексов. По этой причине он и выбирает для себя авторитетного человека, которого и будет копировать в поведении, жестах, речи и прочих качествах, присущих ему.

Подражают обычно маленькие дети или подростки, и это понятно. Они еще не имеют своих жизненных представлений, а потому копируют человека, который для них имеет вес. Такое подражание называется сознательным, но бывает и несознательное, которое заключается в том, что инициатор стимулирует подражание разными способами, пока человек не начинает делать то же самое, сам того не осознавая. В зависимости от того, какие цели преследует инициатор, подражание будет носить негативный или позитивных характер.

Наиболее простым примером для подражания является мода. Людям навязывают вкусовые предпочтения, а они с радостью их принимают.

История открытия

Что такое установка в психологии? Это внутреннее качество субъекта, не осознанное им самим психологическое состояние, которое базируется на его предшествующем жизненном опыте, а также определенной активности и предрасположенности в той или иной ситуации. Установка определяет и предваряет развертывание любой из существующих форм психической активности. Причем ее наличие позволяет человеку тем или иным образом реагировать на социальное или политическое событие.

Подобное явление было открыто в 1888 г. немецким ученым Л. Ланге. Далее в общей психологии установка вылилась в целую теорию, разработанную Д. Н. Узнадзе вместе с учениками и последователями своей школы. Этапы, необходимые для формирования установки, наиболее полно были раскрыты благодаря такому понятию, как контрастная иллюзия. При этом наряду с простейшими исследователи выделили более сложные виды установок – социальные, ценностные ориентации человека и т. д.

Значительное внимание установкам было уделено С. Р

Рубинштейном. Им было обнаружено, что данное явление тесно связано с бессознательным.

Над проблемой установок в психологии работал и М. Рокич. Этим исследователем было проведено различие между имеющимися у человека установками и его ценностями. Последние являются верой в то, что порой относится к нескольким ситуациям и объектам. Установка же является набором верований, относящихся лишь к одной ситуации или объекту.

Изменение социальных установок

В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.

Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.

Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно

Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности

Главными целями изменения установок считаются:

  • добавление знаний;
  • корректировка взглядов;
  • исправление отношений с другими людьми.

Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:

  • авторитетных личностей;
  • убеждений родителей;
  • средств массовой информации.

Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.

Изменение социального мировоззрения

Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет. Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации

Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез

Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.

Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.

Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.

Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.

Как убрать негативные установки. Часть 2. Курс на позитив

После того как вы написали все ограничивающие верования, возьмите КРАСНУЮ ручку или фломастер и напишите в свободных полях противоположные утверждения. Полностью отпустите фантазию. Сейчас вы формируете свою будущую жизнь, поэтому не бойтесь мыслить масштабно.

Важно! Не используйте в положительных утверждениях частички «не». Если вы пишете карандашом «Я бедная», то красной ручкой надо писать «Я богатая», а не «Я не бедная». Помните, что мозг не воспринимает частицу «не»

Помните, что мозг не воспринимает частицу «не».  

На последней странице напишите искреннее послание Богу, Вселенной или тому, в кого или во что вы верите. Поблагодарите за помощь, любовь и поддержку. Послание можно завершить как угодно, пишите от сердца. Я обычно использую формулу «Во имя всего живого и сущего на Земле».

Второй этап пошел побыстрее. Я полностью заполнила тетрадку позитивными утверждениями примерно за час

Ценностные ориентации

Рассмотрим высший уровень иерархии диспозиции. Для него характерно образование ценностных ориентаций не только на цели жизнедеятельности, но и на средства, необходимые для достижения поставленных задач. Четвертый уровень включает в себя высшие социальные потребности. При этом немаловажным фактором становится жизненная позиция человека, в которую трансформируется самосознание личности. Это не что иное, как принцип поведения индивида, который основывается на мировоззренческих установках, нормах и идеалах, общественных ценностях, а также на готовности действовать.

Благодаря диспозиционной теории были установлены непосредственные связи между социально-психологическим и социологическим поведением человека. При этом высшие формы установок по Ядову включают в себя:

  • ценностные ориентации и жизненную концепцию;
  • обобщенные установки на типичные социальные ситуации и объекты;
  • предрасположенность к поведению и восприятию в имеющих место условиях и в данной социальной и предметной среде.

Под ценностными ориентациями понимают отношение человека или группы людей к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых в качестве предметов или их свойств, целей, а также средств, позволяющих удовлетворить потребности индивида или группы. Это понятие выражается в смысле жизни, в идеалах, и проявляется в социальном поведении людей. В ценностных ориентациях отражается отношение субъекта к имеющим место условиям своего бытия, что является результатом сознательного выбора значимых для личности объектов и предметов.

Структура

Еще в середине 20 века американский психолог Мануэль Смит выделил три основных составляющих социальной установки:

  1. Сформированное сознательное мнение. Существует в отношении предметов, объектов, явлений и событий, о том, какими свойствами и качествами они обладают (в представлении носителя социальной установки), о способах эффективного и не эффективного взаимодействия с ними.
  2. Эмоциональное отношение (аффект). Проявляется переживанием определенных эмоций, чувств, ощущений в виде реакции на предметы, людей, происшествия. Есть четкое понимание, приятны или отталкивают (вариант , не задевают, оставляют равнодушным) явления, происшествия, субъекты или объекты.
  3. Поведение. Человек готов действовать по определенной схеме в качестве реакции на событие или модели общения с людьми.

Таким образом, соцустановка включает когнитивный, аффективный и поведенческий уровни.

Примеры установок

Популярные, часто встречающиеся примеры социальных установок:

  1. Негативное отношение к группе лиц по расовой принадлежности (расизм), например, презрение к неграм, темнокожим или любым «цветным» национальностям. Формирование общественного убеждения, что люди, не относящиеся к «белой расе», глупее, склонны к безнравственному аморальному поведению, ленивы и т.п.
  2. Манера одеваться только определенным образом, например, традиция в восточных странах носить женщинам полностью скрывающую тело и лицо одежду.
  3. Общепринятые житейские правила, традиции, характерные для социальной группы: например, жениться или выходить замуж до определенного возраста, работать или не работать женщинам и т.п.
  4. Нормы и эталоны, образцы и правила приличия, этикета, принятые в обществе.

Все эти факторы человеком, выросшим в определенном обществе, часто воспринимаются, как единственно верные, правильные, как раз в силу сформированных с раннего детства социальных установок.

Как работать с негативными установками

Что делать, если вы осознали свои психологическое установки? Как с ними работать? Например, у вас есть убеждение: «чтобы иметь семью, нужно отказаться от карьеры» или «для того, чтобы хорошо зарабатывать, нужно сутками пахать».

Выпишите на листок бумаги все жизненные установки, которые вы чаще всего произносите. Напротив каждого негативного убеждения напишите по 3 продвигающих. То есть мы делаем переформулирование установки и превращаем ее в позитивную. Например:

Денег нет. Мир изобилен. В мире бесконечное количество денег. Я могу заработать любое количество денег.
Я постоянно болею. Я абсолютна здорова. С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше. У меня сильный иммунитет.
На хобби много не заработаешь. Мои увлечения могут приносить большой доход. Я могу зарабатывать на том, что мне нравится. Мое хобби наполняет меня и помогает больше зарабатывать. 
В этой жизни каждый сам за себя, никто тебе не поможет.  В мире огромное количество хороших людей, которые готовы прийти на помощь. Мир не без добрых людей. Меня окружают только искренние люди, готовые поддержать в любой момент.
Мой опыт никому не нужен. У меня есть бесценный опыт, который нужен многим. Я ценный сотрудник, все меня хотят видеть в своей команде. Я обладаю огромным багажом знаний.

Когда вы на каждое блокирующее убеждение придумаете по 3 продвигающих, то будет классно, если проведете их через трансформационную медитацию или будете произносить, как аффирмации.

Отрицательные установки

Кроме положительных, есть еще и негативные психологические установки. В этом случае человек все воспринимает в черных тонах. Все люди плохие, поэтому не стоит тратить на них свое время.

На самом деле такое мышление ведет к саморазрушению и отсутствию возможности радоваться жизни. И действительно, что хорошего, если вокруг люди, сплошь состоящие из недостатков?

Человек, который мыслит таким образом загоняет себя в могилу, так как мироощущение напрямую связано с нашим здоровьем. Негативные установки становятся благодатной почвой для депрессии, от которой очень сложно избавиться.

Ученые доказали, что существуют несколько методов психологической установки или воздействия. О них и поговорим.

Методы воздействия

Как понять, что вы руководствуетесь психологической установкой:

  • в вашей речи преобладают слова «должен» и «надо» вместо «хочу»;
  • вы эмоционально реагируете на все происходящее (в позитивном или негативном ключе);
  • вы обращаетесь к обобщениям (гребете всех под одну гребенку);
  • вы увлекаетесь оценочными суждениями и разговариваете стереотипами, поговорками.

Если вы понимаете, что освоенные и привычные модели поведения ведут вас не туда, куда вам хотелось бы, то нужно менять убеждения. Помните, что от них зависит качество и уровень вашей жизни, а также ваше счастье, удовлетворенность своей жизнью. Существуют специальные методы или виды воздействия на себя или другого человека с целью изменения установок.

Формирование психологических установок

Данный процесс подразумевает, что вы будете мысленно проговаривать определенные установки, которые будут непосредственно касаться именно вас. Если вы хотите выглядеть более привлекательно, то вы начинаете это постоянно проговаривать, как бы убеждая себя в этом. Формируя установки, следите за тем, чтобы они были выполнимыми. Не стоит использовать те установки, которые вам вообще не свойственны по природе. Во время того, как вы даете себе установки, следите за тем, чтобы вы пребывали в хорошем расположении духа. В периоды плохого настроения рекомендуется использовать подходящие установки.

Кроме того, тип установок рекомендуется постоянно менять. Лучше всего для себя выбрать 2-3, которые будут вызывать у вас приятные ощущения и приближать вас к поставленной цели.

Примеры психологических установок:

  1. Мои действия полностью отвечают моим мыслям.
  2. Я прекрасно уживаюсь с самим собой и окружающей природой.
  3. У меня есть множество замечательных идей, которые могут принести счастье обществу.
  4. Я уверен в себе и своих силах.
  5. Все, что происходит в моей жизни, пойдет только на пользу.
  6. Я обязательно достигну все, к чему иду.
  7. Я безумно рад событиям, которые меня чему-то научат.

Функции

Любая сформированная социальная установка имеет ряд важных функций (самим человеком обычно не осознаваемых). Выделяют четыре основных назначения соцустановок:

  1. Разрешение внутренних сомнений, конфликтов, освобождение эго от восприятия неприятной ему информации. Подсознательно человек стремится быть высокого мнения о себе и о социальной группе, к которой он принадлежит, и чьи социальные установки разделяет. По этому принципу традиции и устои &laquo,своего&raquo, социума признаются, как достойные и значимые, &laquo,хорошие&raquo,, а противоречащие традиции другой группы , часто как опасные заблуждения, негативные &laquo,плохие&raquo, явления.
  2. С формированием социальной установки происходит систематизация, упорядочивание знаний об окружающем мире. Аттитюд дает возможность быстро проанализировать и оценить поступившую информацию: важна она или нет, соответствует ли ценностям человека, его жизненным интересам. Сложившийся стереотип значительно упрощает изучение и обработку информации.
  3. Адаптация к людям, событиям, явлениям. Соцустановки помогают индивиду находить тех людей и те объекты, которые способствуют достижению его личных целей, с меньшими потерями, максимально эффективно. Человек осознает, что, поддерживая те или иные принятые обществом каноны (соцустановки), он будет принят, получит одобрение социальной группы. Но аттитюд может и противопоставить человека социуму (при несовпадении сложившихся установок).
  4. Помощь в самореализации, выражении своих ценностей и взглядов на жизнь. Соцустановки помогают человеку действовать по готовой схеме, реализоваться в социуме. Также они становятся элементом самоопределения: человек понимает, &laquo,кто он&raquo, , как относится к разным событиям, объектам, людям.

Таким образом, аттитюд , мощная конструкция сознания, которая одновременно служит автоматизации и упрощению жизненных процессов, психической самозащите и стабилизации человека в жизни.

Уровни

  • простейшая форма – регулирует поведение в быту;
  • социальная;
  • базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
  • инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.

Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:

Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
Операциональный

Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.

Социальная установка

Социальной установкой называется потребность человека включаться в контактные группы. При этом возникают социальные поведенческие ситуации. Этот вид психологических установок возникает после оценки тех или иных общественных объектов. В этом случае учитываются социальные ситуации, во время которых человек совершает какие-либо поступки. Последние и становятся социально значимой единицей поведения.

Проще говоря, социальной установкой является отношение человека к окружающим и всем событиям и процессам, что происходят в обществе. Именно по поступкам и отношению дается личностная характеристика.

Важно понимать, что у этого термина нет единого значения, их несколько, и несут они в себе разную информацию. Раньше такой установкой называли готовность человека решать ту или иную задачу

При этом объектом социальной установки называли человека, его окружение, процессы и события, происходящие в обществе и прочее.

С течением времени термин поменял свое значение. Теперь социальной установкой называют незыблемое отношение человека или группы к какому-то явлению или процессу. Подобная установка относится больше к психологическому состоянию индивида, чем к психическому

Об этом важно знать каждому

Связь понятия установка с другими психологическими феноменами[ | код]

Глубинные механизмы функционирования многих психологических проявлений тесно связаны с концепцией установки. Так, предубеждение, или понятие «свой-чужой» опираются на подсознательно сформировавшуюся у человека внутреннюю норму. От этой нормы идёт обычно неосознаваемый отсчёт наблюдаемого «отклонения» — то есть оценка ситуации, как нормальной или девиантной (патологической, враждебной и т. п.). Феномен установки объясняет как смещаемость внутреннего эталона, которая обеспечивает способность человека адаптироваться к изменяющимся социальным и психологическим условиям среды, так и такие явления, как предубеждение, ксенофобия, национализм.

Как связаны негативные установки и психические расстройства?

Негативные глубинные установки в том или ином виде встречаются у большинства людей, однако в некоторых случаях могут свидетельствовать о наличии психических заболеваний. Почти всегда базовые когнитивно-эмоциональные искажения свойственны людям, страдающим расстройствами личности или акцентуациями личности, а иногда встречаются и при других психических расстройствах. Например, пациенты с психопатией убеждены, что имеют право достигать всего, чего хотят, причиняя боль другим людям, а иногда даже лишая их жизни. Человек с шизоидным расстройством личности уверен, что ему не нужны близкие взаимоотношения, потому что его внутренний мир вполне его устраивает. Люди с истероидным расстройством личности убеждены, что единственный способ добиться желаемого от других – это общаться навзрыд с экзальтацией.

Изменение таких установок происходит при помощи психотерапии. На данный момент психиатрии неизвестно, являются ли негативные установки фактором развития заболеваний и расстройств, поэтому говорить о том, что у всех психических больных нарушены когнитивные схемы – некорректно. Нарушение глубинных установок можно наблюдать именно при расстройствах личности.

Общая направленность индивида

Рассмотрим третий уровень диспозиции. Он характеризует общую направленность личности в определенную сферу социальных действий. На данном уровне потребности человека, касающиеся его общественных связей, становятся более сложными. Например, индивид стремится приобщиться к тому или иному направлению деятельности, желая превратить его в основную доминирующую сферу.

Здесь могут быть рассмотрены такие варианты, как профессионализм, досуг или семья. В этом случае целенаправленные и последовательные поступки человека составляют основу его поведения в той области деятельности, где им преследуются более отдаленные и значимые цели.

Структура и компоненты социальной установки

Социальная среда — что это в психологии

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.

Поведенческий компонент

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными. Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов

При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector