Ум и разум
Содержание:
- Как определить склад ума?
- Пища для мозга
- Высокий интеллект можно использовать как во благо, так и нет
- Мудрость позитивна
- Хранилища информации
- Индивидуальные особенности
- Системный подход и фундаментальная теория
- Известные умнейшие люди
- Мне важно ваше мнение
- Что такое разум?
- Что такое ум?
- Высший и низший разум
- Сравнение
- Понятие
- Предыстория вопроса^
Как определить склад ума?
Определить тип мышления можно без помощи психологов. Рассмотрим алгоритм, как понять, какой у тебя склад ума:
- Внимательно присмотреться к себе. Если человек перед принятием решения долго думает и просчитывает все ходы, то его склад ума можно отнести к аналитическому типу. Спонтанные действия, обусловленные эмоциями и чувствами, говорят о гуманитарном способе мышления личности. Такие люди решают поставленные задачи интуитивно.
- Попросить других людей понаблюдать за собой. Можно поинтересоваться у них о своем складе ума. Проанализировав полученную информацию, можно будет принять решение.
По некоторым критериям можно определить типы склада ума других людей. Если во время беседы и описания событий он уделяет больше внимания деталям (обстановке в помещении, ценам), то это означает, что у него левое полушарие мозга доминирует над правым
Личности с гуманитарными способностями будут акцентировать внимание собеседника на полученных эмоциях и переживаниях
Пища для мозга
В ходе развития аналитического мышления важно обратить внимание и на питание. Существует пища для мозга, которая помогает работе главного органа организма, стимулирует его работу. Тем более, что умственный труд всегда требует немало затрат энергии, а эти затраты важно восполнять правильно
Мозгу требуется много глюкозы. К другим продуктам, которые улучшают работу мозга, относятся:
Тем более, что умственный труд всегда требует немало затрат энергии, а эти затраты важно восполнять правильно. Мозгу требуется много глюкозы
К другим продуктам, которые улучшают работу мозга, относятся:
разные виды орехов; шоколад, но только горький; сухофрукты; ягоды (черника, клюква); лимон; свекла; шпинат; рыбы из семейства лососевых; белокочанная капуста.
Кроме того, для нормальной работы организма, и мозга в том числе, требуются минералы и витамины. В первую очередь, нам нужны: бор, кальций, магний, цинк, железо
Важно следить за питанием, соблюдать баланс. Это поможет мозгу правильно работать и воспринимать информацию
Замените сахар полноценными углеводами, употребляйте больше белка, как можно меньше жиров.
Высокий интеллект можно использовать как во благо, так и нет
Высокий интеллект — это не более чем инструмент, который можно использовать как для достижения благих целей, так и для того, чтобы манипулировать, вступать в заговоры, предавать или создавать сложные планы для получения чего-то за чужой счет. Повторюсь интеллект — это не более чем инструмент, и то, для чего его будут использовать, зависит лишь от его владельца.
А вот мудрость… Она неразрывно связана с внутренним, глубинным умением различать добро и зло. Именно поэтому действительно мудрые люди неизменно оказываются на стороне добра. Само слово «мудрость» связано в нашем сознании с добром, человечностью и чувством прекрасного, воодушевляющим окружающих на хорошие поступки.
Мудрость позитивна
Истинная мудрость почти всегда помогает смотреть на мир, ваше место в нем и других людей с более позитивной стороны. Эта позитивная, и вместе с тем реалистичная точка зрения имеет самое прямое отношение ко всем тем факторам, о которых мы говорили чуть выше, а также к настоящей доброте. И если мы будем смотреть на ситуацию с позиции мудрости, это даст нам энергию и мотивацию, необходимые для того, чтобы двигаться вперед, что бы ни случилось.
Скорее всего, вы задаетесь одним вопросом — что же все-таки лучше, быть очень умным или по-настоящему мудрым? Но на самом деле оба этих качества равноценны, и нельзя сказать, что какое-то из них лучше другого. В этом мире хватает очень мудрых и успешных людей, не отличающихся при этом каким-то особо высоким уровнем интеллекта. Но при всем этом они вполне счастливы, неплохо справляются с жизненными невзгодами, и, скорее всего, не пожелали бы себе иной судьбы.
А значит, стремитесь к тому, чтобы у вас были оба эти качества. Тренируйте когнитивные способности, улучшайте эмоциональный интеллект и соединяйте то и другое воедино, чтобы сделать жизнь максимально логичной, гармоничной и оптимистичной.
Ведь суть мудрости — знать, что в этом мире действительно важно, и уметь принимать правильные решения, способные улучшать как вашу жизнь, так и жизни тех, кто вас окружает. На самом деле это и есть ключ к настоящему счастью
Хранилища информации
Если за ум и интеллект отвечает наше сознание, то разум — область не проявленной реальности бессознательного мира (рис.1).
Рис. 1. Расположение и распространение ума, интеллекта и разума
Человек как космическое существо подключен к двум хранилищам информации. Одно — это наш обычный человеческий мозг, а второе это гигантский мозг вселенной. Его называют по разному: коллективное бессознательное, космический разум, Хроники Акаши и тп. Так вот, наш первый физический мозг регулирует процессы умственной деятельности, интеллекта, памяти, сознания, а мозг вселенной регулирует и наполняет информацией наш Разум. Только представьте какой это колоссальный опыт целых поколений и цивилизаций, скопленный в этой вселенской библиотеке. И все эти знания доступны нам, если правильно научиться их добывать и использовать.
Индивидуальные особенности
Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:
- Врожденный, который нельзя заучить и привить.
- Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
- Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.
Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку – будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.
От чего зависит интеллектуальный уровень
Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая – приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.
Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.
Возрастные различия
Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.
Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.
Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:
- коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
- после 20 лет развитие значительно замедляется;
- логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
- медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
- искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.
Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.
Гендерные различия
Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:
- девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
- математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
- приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.
Системный подход и фундаментальная теория
Это может быть интересно
Think different: формальное и диалектическое мышление
Системный подход ещё в прошлом веке утверждал, что любая функция мозга осуществляется не локальными структурами, а системами таких структур. С этим соглашались многие учёные всего мира, — например, Вернон Маунткасл, описавший модульную организацию коры мозга, или Александр Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.
Сегодня наука о мозге располагает фантастическим набором исследовательских средств, которые позволяют ей отказаться от тупиковых метафор.
Например, что мозг и разум — это компьютер, голографическая установка или божественный дар. Современная наука использует знания и подходы всех рассмотренных этапов. Например, очень скоро мы исполним заветную мечту исследователей сопоставляющего этапа и сможем регистрировать активность мозга средствами носимого ЭЭГ.
Логически возникает необходимость в фундаментальной теории мозга и разума, как когда-то возникла необходимость междисциплинарного объединения наук. Возникновение гиперсетевой модели мозга основано на опыте предыдущих достижений в системном подходе. Любой мозг — это сеть. Любой разум — это сеть. Их соотношение — это гиперсеть, которая может быть формально описана. На Newtonew уже рассказывали о коннектоме и когнитоме в одной очень интересной статье. Фундаментальная теория должна ответить на вопрос «что есть любой мозг?»
Кое-что об активности мозга.
Известные умнейшие люди
В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед… Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.
Стивен Хокинг — невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.
Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта — 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.
Еще один известный математик-вундеркинд — Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ — 230.
Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.
Мне важно ваше мнение
Я не претендую на то что написанное толкование таких обширных понятий как ум и разум в этой статье воспринималось как единственное верное, так как понимаю что существуют иные точки зрения на этот счет, что эта тема затрагивает глубинные понимания и может вызвать дискуссию и возможное несогласие, и абсолютно другое осознание их смысла. Это вам ни яблоки с грушами разбирать, а все гораздо сложнее. Я столкнулась с огромными отличиями в трактовке смысла этих слов когда готовила написание этой статьи и перечитывала толкование терминов в различных словарях и справочниках. Моя цель понять истинный смысл всего что окружает и что внутри нас. Я по крупицам собираю его частички для себя и для вас. Если информация в этой статье стала полезной для вас и открыла новое понимание важных понятий и значений, то я абсолютно счастлива. И все же, мне хочется услышать и ваше мнение на этот счет, которое я с удовольствием прочту в отзывах к этой статье.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
Нравится
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить. Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Что такое ум?
В самом общем понимании ум – это мышление. Описывая ум, можно сказать, что это способность:
- Понимать.
- Адекватно оценивать происходящее и делать выводы.
- Находить безошибочные решения.
- Прогнозировать последствия действий как своих, так и чужих.
- Правильно использовать имеющиеся ресурсы, знания, умения, навыки, возможности.
Хитрость и смекалка – это тоже ум. Ум складывается из памяти, внимания, ощущений, эмоций, желаний, индивидуальных особенностей и мотивов.
Умного человека отличает способность глубоко, не поверхностно, смотреть на мир и извлекать информацию, которая действительно важна.
Мыслительный процесс каждого человека, с одной стороны, подчиняется общим закономерностям, с другой — отличается по глубине и широте мышления, самостоятельности, критичности, гибкости ума, скорости мысли.
Высший и низший разум
Человек может обладать сильным разумом, но использовать его в эгоистических целях. Тогда такой разум нельзя назвать правильным. Он может являться сильным, но обладание таким разумом, дает человеку широкое поле для деятельности, которое он может направить на благо других. Использование такого совершенного инструмента для удовлетворения своих низменных чувств – равно преступлению. Это подобно тому, как если бы дикий человек дробил орехи микроскопом. Такой разум называется низшим.
Низший разум не обладает знанием. Он способен поставить правильную цель, в соответствии со своими убеждениями и достичь её. Но он сделает это исключительно из порочных, низменных побуждений. Такие люди погружаются в деятельность, но не находит удовлетворения, так как их мотивы направлены на удовлетворения их собственных желаний. Желания в свою очередь постоянно ненасытны и требуют с каждым разом больше наслаждений. Так возникает замкнутый круг: человек не способен остановиться, но и это не приносит ему счастья, даже несмотря на правильную цель.
Высший разум приводит человек к удовлетворению возвышенных потребностей:
- самореализация
- благотворительность
- развитие
- совершенствование
- понимание себя
- помощь другим
- раскрытие потенциала
- обретение духовного блага
- обретения вкуса к внутреннему счастью
Но не находя его в материальном пути жизни, у такого человека возникает одна мысль: “Надо делать больше“. Так, человек попадает в петлю.
Низший разум обречен на страданий. Потребности разума отличаются от потребности чувств. Это уже другой уровень. Основной потребностью разума является самореализация. В обществе – это помощь другим. Наедине с собой – это саморазвитие и духовная жизни. Чем сильнее разум у человека, тем более возвышены потребности и тем более они отдалены от потребностей чувств.
Человек обретает высший разум, когда приобретает и практикует истинные знания. Получая знания, он обретает покой и новый вектор развития, реализуя который, человек способен обрести умиротворение и ряд положительных качеств, которые послужат причиной счастья. В свою очередь, избавление от негативных качеств, приносящих страдания, также позволит человек стать более счастливым.
С одной стороны, такой человек обрел умиротворение, с другой стороны получил новое поле для деятельности. Сильный разум стремится к совершенству, но не к могуществу. Не зная, что совершенство заключается в духовном пути, человек ищет совершенство в частичных проявлениях совершенства: богатстве, могуществе, силе, славе, мудрости, красоте. Но он не находит то, что искал. Совершенство является источником для вышеперечисленных явлений и они исходят из него.
Высший разум побуждает человека действовать из благих намерений, исполнять свой долг, познавать свою истинную природу, искать совершенства и своим примером доказывать что это правильно. Ведя такой образ жизни, человек уже не нуждается в материальных удовольствиях, ибо обретает ещё более сладкий вкус. Он открывает для себя более привлекательные области жизни, продвижение в которых только усилит этот вкус.
Сравнение
Одно из главных отличий состоит в том, что разум – явление более высокое, чем ум и чувства. Ум человека в основном занят тем, что принимает приятное ему и отвергает неприятное. Разум также способен принимать и отвергать, но сосредоточен он на выборе благоприятного для человека и отбрасыванию опасного, неблагоприятного. Таким образом, их функции схожи, но разум обладает большей дальновидностью, стремясь определить пользу и вред. Ум останавливается на чем-либо, руководствуясь своими желаниями, разум текущую ситуацию оценивает с точки зрения того, принесет ли она благо или неприятности.
Ум идет на поводу у чувств, в каком-то смысле он – их раб. Ум склоняется к тому, чтобы выполнять волю чувств, потому что он очень хочет быть счастливым. Для разума же главное – это истина, для него она стоит выше, чем счастье. Разум ощущает, что если восторжествует истина, то будет и счастье.
Ум способен принимать информацию извне, накапливать и анализировать ее. Тем же занимается и разум, но ему помогает еще и духовное начало в человеке.
Понятие Высший Разум относится к божественной сфере. Разум всегда устремляется к Абсолюту
Обратим внимание, что «высшего ума» не существует. Разумный человек способен слышать Высший Разум и внимать ему, действуя по велению Сердца
Разум и сердце вместе рождают такое явление, как Мудрость.
Человек может быть умным в одном или нескольких направлениях. Разум должен распространяться на все жизненные сферы. Умный, образованный человек, специалист в своей области не всегда при этом обязательно разумен.
Понятие
Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.
Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.
Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.
Основными свойствами интеллекта являются:
любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления; глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное; логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей; гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем; широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи; критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный; доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели. В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения
Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов
В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.
Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.
Предыстория вопроса^
Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.
Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме.
Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность.
Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.
Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием;
и не может разуметь, потому что о сем судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»(1Кор.2:11–15). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.