Грех сребролюбия и борьба с ним
Содержание:
- Как выявить в себе
- Богатство — это грех?
- Страсть к богатству в православии
- Мифы и высказывания великих людей
- Грех сребролюбия равно недоверию Богу
- Историческая справка
- Накопление денег и имущества сверх необходимого
- Как избавиться от сребролюбия
- На Руси отдавать деньги в рост считалось лихоимством
- СЛОВО СВЯЩЕННИКА пред чтением этой книги
- Словарь имён собственных
- Отношение в православии
- Грешно ли быть богатым?
- Как бороться с грехом сребролюбия?
- «Иудушка» Головлев
- «Сказка ложь, да в ней намек…»
- Виды сребролюбия
- Способы борьбы
- Как бороться с грехом
Как выявить в себе
Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.
Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:
- стремление жить в комфорте, роскоши;
- любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
- воровство, разбой и клептомания;
- жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
- завистливость;
- злоречивость;
- дерзость;
- наглость;
- вероломство;
- неблагодарность;
- склонность давать клятвы;
- мечты и размышления о богатстве;
- боязнь старости, нищеты, болезней;
- любовь к подаркам;
- увлечение суетными тленными предметами и делами;
- множество забот и попечений;
- жестокосердие ко всем нуждающимся.
Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.
Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.
Богатство — это грех?
Мы выяснили, что такое сребролюбие. А теперь давайте подумаем, грешно ли быть богатым?
Начнем с того, как заработано это богатство. Допустим, живут два бизнесмена. Один свой бизнес ведет честно. А второй изворачивается, ищет «левые» источники дохода, обижает своих сотрудников заработной платой, условия труда у них рабские. И при этом, данный бизнесмен думает только о выгоде. Какое там нищему подать или просто нуждающемуся помочь? Ему надоела красная икра на завтрак, бриллиантовую подавай. А жене нужна машина новая. И не за три миллиона, а за шесть.
Первый же бизнесмен никакого «левого» дохода не имеет. Работникам зарплату хорошую платит, печется о комфортных условиях труда для них. Питается просто, не гонится за дорогими машинами, десятой по счету квартирой или пятнадцатым особняком. В церковь жертвует деньги, помогает тем, кто в этом нуждается. Детскому дому часть денег отдает, строго следя за тем, чтобы средства эти до деток доходили, а не сотрудникам в кармане оседали.
Вроде два человека, два бизнесмена. Только первый не привязан к благам материальным, а второй — сребролюбием страдает. Ему богатство не полезно, и не принесет ничего хорошего.
Страсть к богатству в православии
Что такое сребролюбие в православии? Это одна из восьми главных страстей. Сребролюбие — антипод любви. Не может человек любить кого-либо и что-либо, если он помешан на деньгах. Даже если такой человек внешне кажется набожным, ходит в храм, посещает святые места, какой толк от этого?
Приходит такой богомолец на службу, а у ворот храма нищий стоит. Человек делает вид, что не видит его и быстро проходит мимо. А в храме ни свечки не купит, ни записки за своих близких не подаст. Он воображает, что присутствуя на службе, молится за весь мир. А это не так. За весь мир молятся святые подвижники. На Афоне, к примеру, или на Валааме. Которые ночами в молитве пребывают, для отдыха на стул опираются. А мы? Какие мы молитвенники? Дай бог, раз в неделю, по воскресеньям в церковь выбираемся. И мимо нищих бегом пробегаем.
Почему многие беды происходят из-за денег? Не столько из-за их наличия, сколько от жадности до них. Потому, что сребролюбивый человек становится слеп. Он ничего не видит, кроме денег. Он ненавидит тех, кто по его мнению, хочет лишить его материальных благ. Если такому человеку указать на его погибельное состояние, он возненавидит того, кто это делает.
Это как случай с окном и зеркалом. Одному мудрецу задали вопрос, чем страшен грех сребролюбия. Он подвел спрашивающего к окну и попросил описать, что тот видит. Человек описал красивую осеннюю природу за окном. Тогда мудрец провел его к серебряному зеркалу и задал тот же вопрос. На что был дан ответ: я вижу себя. Мудрец улыбнулся и сказал, что всего несколько грамм серебра, а уже ничего не видишь, кроме себя.
Так и сребролюбивый человек. Он уже ничего не видит, кроме своих нужд в деньгах.
Мифы и высказывания великих людей
Из Древней Греции до нас дошел миф о царе с ослиными ушами – Мидасе. Правитель однажды оказал небольшую услугу Дионисию, древнегреческому богу, и взамен возжелал, чтобы любой предмет, к которому прикоснется Мидас, был тут же превращен в золото. Такое желание стало проклятием алчного человека. Царь даже свою еду превращал в драгоценный металл, а в итоге едва не умер. Проклятие было снято с огромным трудом.
Этот миф доносит до нас мысль о том, как любостяжание способно погубить человека.
Философ Сократ говорил, что можно назвать настоящим богатством не наличие множества вещей или денег, а способность обходиться без такого же количества оных. Но понимать и воплощать эту идею – участь лишь высоко духовных, нравственных людей.
Грех сребролюбия равно недоверию Богу
Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.
Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:
- исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
- испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
- растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.
Для сребролюбца не Создатель, а деньги, являются единственным спасательным кругом в критической ситуации, но жизнь утверждает обратное. Никакое богатство не спасет от падения самолета или взрыва в торговом центре, нет на земле столько золота, чтобы выкупить больного раком, все это под силу только Иисусу.
Не доверяя Богу будущее, сребролюбец копит на «черный день», превращая не только свою, но и жизнь своих близких в постоянный «черный» день.
Православная церковь осуждает грех сребролюбия
Сидящий внутри верующего дракончик по имени сребролюбие никому не видим, но он сводит на нет усердные молитвенные правила, паломничества по святыням, строгие посты и другие видимые проявления христианства.
Попробуйте у такого христианина попросить сделать пожертвование на храм, воскресную школу или просто на операцию не родного, близкого человека. В такие моменты и раскроется вся сущность истинного верующего. Сребролюбец не умеет любить никого и ничего, кроме денег.
Александр Македонский владел пол миром, но велел похоронить себя с открытой ладонью, показывая, что ничего нельзя унести с собой после смерти, которая может наступить в любой момент.
Это интересно: Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница: познаем суть
Историческая справка
Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.
Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.
Источники и причины появления
Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.
Развитие и дальнейшая судьба
На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.
Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.
Современное положение
Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.
Накопление денег и имущества сверх необходимого
Сребролюбием называется страсть души человека к обладанию деньгами и имуществом сверх необходимого при определенных условиях.
По мнению святых отцов страсть сребролюбия является не естественной для души человека, потому что она чужеродна человеческой природе. Этим и отличается от других страстей. Страсть блудная и чревоугодие присущи людям по природе, так как человек имеет плоть. А сребролюбие – другая болезнь, подступает к человеку извне, но если ее однажды допустить в сердце, то она может стать самой опасной, которую сложно побороть.
Апостол Павел, как и многие святые отцы, называл сребролюбие корнем всех зол (1Тим.6:10).Почему? Из-за любви к деньгам Иуда совершил самое тяжкое преступление, которое когда-либо совершал человек: предал Господа. Почему именно сребролюбие?Серебряными монетами предатель заплатил иудейским священникам за жизнь Спасителя.
Как говорят в народе: «Чем больше денег, тем больше хочется». Одни при наличии богатства тратят его на роскошную жизнь и развлечения. Другие копят на безбедное будущее и достойную старость. В погоне за состоянием становятся жадными и скупыми, считают каждую копейку, во всем отказывают себе и ни с кем не делятся.
Сребролюбцем может стать и бедный, мысли которого поглощены мечтою о деньгах. «Нищеты и богатства не давай мне» (Притч. 30:8).В любом случае и те, и другие – материалисты. Поглощенная страстью к деньгам, душа становится жалкой, мелочной. В ней угасает любовь к ближнему и упование на Бога, она незаметно входит в темный мир зла.
Если учесть, что сегодняшнее общество – это общество потребления материальных благ, удовольствий, развлечений, то для удовлетворения этих потребностей нужно все больше и больше денег. Даже детей со школьной скамьи учат быть успешными, чтобы в будущем занимать высокие должности и зарабатывать много денег.
Отчего же усиливается страсть сребролюбия? По мнению христианского учителя и проповедника Иоанна Златоуста:
Страсть к преумножению богатства актуальна и сегодня. Люди превыше духовных ценностей ставят материальные. Когда молодых людей, недавно создавших семью, спрашивают: «Когда родите?» Они отвечают: «Сначала надо на ноги встать, пожить для себя».
Этот пример тоже относится к стяжательству. Люди работают, приобретают сверх меры, копят, преумножают в разы больше, чем требуется. Ведь не зря гласит народная мудрость, проверенная сотнями лет: «Если Господь дает дитя, то и на дитя дает». Это подтверждено самой жизнью.
Посмотрите на многодетные семьи. При всех трудностях, которые выпадают на их долю, они в материальном плане живут не хуже других, а бывает и лучше тех, кто детей не имеет. Потому что с ними Божье благословение.
Как избавиться от сребролюбия
Тем, кто замечает за собой всё большее погружение в заботы о материальном, стоит найти основные моменты, помогающие вернуться на путь духовный и отречься от сребролюбия. Первым моментом, помогающим справиться с таким наваждением, является вера. Для находящихся в любой религиозной традиции – это непосредственная вера в бога и его помощь, в то, что все испытания даются для чего-то и только всевышний в итоге знает, какой дорогой лучше всего пойти человеку.
Думать только о настоящем, без попыток предотвратить бедность или неприятности в будущем и, не пытаясь запастить впрок – духовная практика, обозначенная как в религиозных текстах, так и в психологических теориях. Тем, кто является атеистом, рекомендуется вспомнить события своей жизни, когда было тяжело или куски биографии других людей, преодолевших неприятности и бедность.
Неуверенность в завтрашнем дне может рождать невротическое стремление к жадности, накопительству и попыткам все посчитать – чем больше спокойствия и предсказуемости будет привнесено в жизнь, чем крепче станут внутренние опоры, тем меньше задач будет возлагаться на материальное спасение. Человек, который понимает, на что способен и что он выкрутится из любой ситуации, меньше трясётся и возводит в культ материальное, зная, что истинное сокровище представляют люди, способные помочь в нужный момент.
Мысль о конечности жизни и том, что смерть может наступить критически близко, также позволяет переоценить свои действия и стремления. Для верующих – это необходимость отвечать на страшном суде, где их будут судить как грешников за нарушение второй заповеди. Такой вариант держит в постоянном страхе и уберегает от сребролюбия, но существует и более лояльная форма, без запугивания. Когда каждый раз понимать, что жизнь может оборваться, что количество минут отмеренных нам временем довольно мало, начинают проступать истинные ценности, такие как объятия любимого человека, созерцание заката или передачи своих ценных знаний дальнейшим поколениям. Именно близость смерти и конечность отрезвляет и позволяет понять, что только материальное не заберешь с собой и не оставишь в виде памяти о себе, т.к. остаются в основном рассказы, легенды, повести, берущие своё начало из реальной человеческой жизни.
Раздавать милостыню и совершать прочие благодетели, пусть и через силу волевое намерение поначалу в итоге приводит к уменьшению сребролюбия. Сначала пропадает жалость к потраченному, а потом появляется радость от принесённого добра в обмен на мнимые радости денег. Это может стать новой страстью – раздавать всё, что было заработано ради того, чтобы увидеть радость других, греющую больше чем собственная. Можно попутно наложить на себя аскезу – зарабатывать только для поддержания жизни и обеспечения жилья, а всё, что сверх или раздавать или прекращать работать, освобождая это время для духовных практик, общения с семьей, заботы об окружающем мире.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
На Руси отдавать деньги в рост считалось лихоимством
В современном мире этот термин редко употребим. Его вытеснило другое слово – кредит. Банки дают деньги в долг под проценты сплошь и рядом. Но, если подойти к этому вопросу с позиции христианства, то кредит – это не что иное, как узаконенная форма мошенничества. Ибо сказано в Библии:
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор.23:19).
Рост – это, собственно, и есть процент. Таким образом, ростовщичество – это выдача денег в долг под процентную ставку. В русском языке когда-то было другое название этого понятия – лихоимство.
Под этим термином в современной трактовке можно подразумевать не только взыскание процента, но и:
- малооплачиваемый изнуряющий труд;
- заработок на несчастии другого;
- эксплуатация чужого труда на безвозмездной основе.
СЛОВО СВЯЩЕННИКА пред чтением этой книги
Мы с вами, дорогие братья и сестры, живем в бурном XXI веке. Технический прогресс открывает перед нами всё новые перспективы и горизонты, меняется социальная структура общества, стремительно изменяется наша жизнь. Мы с вами вовлекаемся в круговорот перемен и зачастую забываем, что в этом текучем мире всегда действует неизменный и любящий нас Бог, дарующий ищущим Его высшее совершенство, ведущий к высшему доступному (и непостижимому) для нас благу – соединению с Собой. Мы забываем, что технический прогресс и социальные преобразования не влияют на природу человека, которая остается неизменной на протяжении всех прошедших тысячелетий. И точно так же неизменно и постоянно действуют страсти, поддавшись которым мы отрываемся от Бога навсегда. Одной из таких губительных, но так активно действующих в настоящее время и приобретающих всё больший размах страстей является сребролюбие.
Действительно, в настоящее время нашим обществом активно усваиваются ценности, пришедшие с Запада. И на одном из первых мест стоит – стремление к обогащению. Открыть свое дело, заниматься бизнесом, получать больше прибыли – это реалии нашей жизни, захватывающие всё большее и большее количество людей. И всё бы ничего – материальное богатство этически нейтрально, – но деформируются нравственные основы современного «бизнесмена»: в норму превращаются недобросовестность, обман, жестокость, безразличие к другому человеку (порой даже самому близкому). И люди сами свидетельствуют об этом у исповедального аналоя. Богатство обожествляется, превращается в высшую цель, смысл жизни. А это по-настоящему страшно, поскольку навсегда (вдумайтесь в это слово!) отрывает человека от Бога и приводит душу к вечной погибели.
Мы с вами говорим о сребролюбии – одной из восьми страстей, – матери множества грехов. Страсти, способной навсегда убить душу человека, сделать его неспособным жить с Богом и даже лишить возможности думать о Нем. Эта страсть и сила ее известны издревле. Достаточно вспомнить Иуду, который ради удовлетворения своего сребролюбия не остановился предать на смерть БОГА. И также издревле святые отцы и подвижники благочестия, предупреждая нас, научают, как бороться и побеждать эту страсть. Они передают нам удивительную науку, добытую опытом, кровью, жизнью и смертью тех, кто уже прошли по пути очищения, чтобы достигнуть благословенное Богом состояние души – духовной свободы и непорабощенности своим материальным положением.
Этот опыт открыт для нас и теперь. Вдумаемся. Ведь Тот Самый Бог, Который сотворил человека, осознать совершенство Которого мы сейчас просто не в состоянии; Тот Самый Бог, Который говорил и действовал в пророках; Тот Самый Бог, Который ради нас воплотился, был распят и воскрес; Тот Самый Бог, Который возводил к совершенству и соединению с Собой всех святых Своих – Тот же Самый Бог действует и в современном мире. Он точно так же хочет спасения каждого из нас. Он точно так же даёт нам всё необходимое для этого спасения. Он точно так же ждёт нашего ответа на Свой призыв к нам. И в этом смысле – ведь Бог делает всё необходимое для нашего спасения – только от нас зависит, откликнемся ли мы на этот призыв, пойдем ли по открытому для нас пути спасения, победим ли мы свои страсти, достигнем ли мы Бога.
СвященникВиктор ГУСЕВ,клирик храма Державной иконы
Божией Матери в Чертаново
Словарь имён собственных
Сребное, -ого (пгт, Черниговск. обл., Украина)Сребнянский р-н (Черниговск. обл., Украина)Сребреница,-ы (гор., Босния и Герцеговина)Средецка, -и (р., Болгария)Срединный хребет, Срединного хребта (Камчатск. кр., РФ)Средна-Гора, см. Стара-ЗагораСреднеахтубинский р-н (Волгоградск. обл., РФ)Среднее Куйто, Среднего Куйто (оз., Карелия, РФ)Среднеканский р-н (Магаданск. обл., РФ)Среднеколымск, -а (гор., Якутия, РФ)Среднесатыгинский Туман, Среднесатыгинского Тумана (оз., Ханты-Мансийск. авт. окр. — Югра, РФ)Среднеуральск, -а (гор., Свердловск. обл., РФ)Среднечирчикский р-н (Ташкентск. обл., Узбекистан)Средние Бескиды, Средних Бескид (горы, Польша)Средний Атлас, Среднего Атласа (хр., Марокко)
Отношение в православии
Позиция Православной Церкви к ростовщичеству однозначна: его осуждают и считают грехом. В Ветхом Завете есть ряд указаний, свидетельствующий о недопустимости займов под процент. Они послужили базой для утверждения церковных канонов, строго воспрещающих клирикам заниматься ростовщичеством.
А итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, наблюдая за зарождавшимися на Западе торгово-рыночными отношениями, возмущенно писал:
По своей сути процентная плата – это плата за время. Но время, по Фоме Аквинскому, принадлежит всем, ибо дано Богом для всех в равной степени. И если ростовщик требует вознаграждения за время как плату за предоставленное им благо, то он обманывает и ближнего, которому проданное время принадлежит, и Бога, за дар которого он требует вознаграждение.
Ненасытность в приобретении материальных благ усиливает и укрепляет алчность – один из смертных грехов, которые, по словам Феофана Затворника, отнимают у человека его нравственно-христианскую жизнь. Следует помнить, что, раз закравшись в душу, греховная мысль будет точить ее как червь яблоко.
Вот почему неправедное деяние, которое пусть даже и кажется маленьким, не должно иметь места в вашей жизни. Следует бороться со своими страстями и просить у Господа милости, чтобы Он укрепил и помог избавиться от мыслей о жадности и быстрой финансовой наживе.
Это интересно: В чем заключается грех мшелоимства?
Грешно ли быть богатым?
В трудах современных православных публицистов, таких, как иеромонах Макарий Маркиш или протоиерей Сергий Ксенофонтов и другие, можно встретить мысль, впервые прозвучавшую еще во времена раннего христианства: греховно не само по себе материальное богатство, а зависимость от него.
История знает немало богатых людей, живших самой благочестивой жизнью, употреблявших свое богатство на добрые дела, жертвовавших на церковь, строивших храмы и лечебницы, помогавших людям. Многие святые были людьми, жившими в богатстве. Среди них Петр Мытарь, Филарет Милостивый, преподобный Серафим Вырицкий, и другие. Даже самый известный христианский святой – Николай Чудотворец (или Угодник) тоже был состоятельным человеком. Таких примеров не счесть. Этих людей, живших в разные времена и в разных странах, объединяет непривязанность к богатству, способность отказаться от материальных благ ради благ духовных.
В то же время, сребролюбцев можно встретить и среди бедняков.
Так что, само по себе владение богатством церковь греховным не считает. Честно зарабатывать деньги – это не грех. Стремиться стать успешным, состоятельным человеком – тоже не грех. Грех — впасть в зависимость от денег и стремиться заполучить их любыми способами – обманом, хищением, мошенничеством и так далее.
Апостол Павел писал об этом в первом послании коринфянам: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Как бороться с грехом сребролюбия?
Фото: Pixabay.com
Непростую борьбу с грехом сребролюбия придется вести очень усердно, используя для этого такие способы:
- осознание зависимости от греха и раскаянье в нем;
- воспитание в себе любовь к Богу и ближним;
- усиленная милостыня, на добрые дела;
- отказ от ненужных, избыточных материальных благ – дорогие машины и украшения, изысканная еда и другое;
- усиленная молитва и смирение;
- осознание того, что рано или поздно придется умереть, оставив все материальные блага на земле.
Человеку, страдающему от греха сребролюбия, придется много раздумывать над тем, какую цену имеют деньги на самом деле. Сами по себе, материальные блага являются нейтральными, но в зависимости от того, как к ним относится человек, как их использует, они могут пойти на добро или зло. Пересечь грань греха порой бывает очень просто, даже не заметив этого, а вот избавиться от пристрастий сложно, но сделать это необходимо, если человек снова хочет приблизиться к Господу, ощутив Его благодать полной мерой. Да, порой люди ставят деньги превыше всего, что убивает их изнутри, но раздумывая над их истинным значением и развивая в себе любовь, как к Богу, так и ближним, можно уберечь себя от негативного воздействия этого пагубного пристрастия.
«Иудушка» Головлев
Ярчайшим примером любостяжателя в русской литературе является Порфирий Головлев в произведении Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Прозвище «Иудушка» ему дано не случайно, оно намекает на личностные качества героя произведения. У Порфирия были и другие прозвища: «Крапивушка», «Кровопивец».
Ради стяжательства и наживы Порфирий Головлев с детства притворялся и подстраивался под обстоятельства. Был услужлив с властной маменькой и доносил на родных братьев. Еще с малых лет он «примирялся» к будущей наживе, а когда повзрослел – суметь обобрать родных братьев и сделать приживалкой собственную мать. И своих детей Иудушка не пощадил: не помог деньгами, отказался, выбросил из своей жизни.
Цинизм, бессердечие, лицемерие, лживость, сребролюбие – качества, которыми наделил Иудушку Салтыков-Щедрин. Писатель в свойственной ему манере, язвительно и остро описал человеческий порок – грех любостяжательства.
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Читатель, наверное, не понимает, к чему все это и чем так уж страшно и омерзительно любостяжание (значение слова уже рассмотрено). У него есть один существенный недостаток, который влечет за собой общий распад личности, – это забвение духовных ценностей. Понятно, что последнее словосочетание довольно размыто. А вот наглядный образ из сказки о золотой антилопе запоминается четко. Раджа – жертва как раз собственной жадности. Легко представить, как он, бедолага, не спит, не ест, а только думает, как бы изловить животное, которое принесло бы еще больше денег. Именно такими «раджами» кажутся некоторые наши современные деятели бизнеса или чиновники, состоящие на службе у государя. Но не отказываться же им от тех богатств, которые сами плывут в руки?
Виды сребролюбия
Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.
Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:
- любостяжание;
- корыстолюбие;
- скупость;
- жадность;
- лихоимство;
- мшелоимство;
- порочную выгоду;
- своекорыстие;
- алчность;
- эгоистическую пользу;
- спекулянство;
- прочее.
Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.
Скупость
Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.
Любостяжательство
Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.
Мшелоимство
Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.
Корыстолюбие
Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.
Способы борьбы
Безусловно, чтобы грамотно вести борьбу со грехом для очищения души, навряд ли хватит какой-то небольшой заметки. Полезно читать труды достигших определенных духовных высот подвижников, регулярно проводить самоанализ, который позволит установить, как проявляются различные греховные наклонности в душе.
Постараемся кратко изложить основные пункты-ориентиры для размышления:
- для каждого верующего является вполне понятным, что это богатство, которым он сейчас обладает, положение и различные блага в конечном счете исходят от Господа, который может и отнимать, и наделять, поэтому Он всегда гораздо выше любого материального блага;
- основой является выработка безразличия и непривязанности (возможно, даже некоторого отвращения) к материальным благам, но при этом совершенно не следует от этих благ отказываться, тут имеет значение настроение души, и человек, который имеет много земных благ, может быть абсолютно к этому безразличен и способен отдать любое имущество, а человек, который имеет мало, может быть к этому чрезмерно привязан, и иметь глубокую корысть, таким образом, у бедного человека проявляется любостяжательство;
- не следует создавать обратного культа из отказа от материальных благ, в православии только монахи берут на себя обет нестяжательства, чтобы иметь возможность более стремительно и продуктивно двигаться по духовному пути, не отвлекаться на мирское, а если простому человеку не хватает каких-то элементарных мирских удобств, то зачастую он не становится ближе к вере, а наоборот, вязнет в бесконечных заботах.
Как видите, тема не является такой однозначной, какой может казаться изначально. Победа над этим грехом не достигается каким-то простым способом: отказом от высокооплачиваемой работы или покупки в дом нужных предметов быта. Суть заключается в том, чтобы не просто понять истинное значение слова любостяжание, но и без обмана (самого себя) одолеть такие настроения в душе, полностью избавиться от них.
Как бороться с грехом
Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.
Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:
- милостыню;
- нестяжание;
- память смерти;
- веру в Промысел Божий.
Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.
Как говорят святые отцы, сребролюбие — это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.