7 методик для организации себя и своего времени, которыми я активно пользуюсь ежедневно
Содержание:
- Какой существует выход?
- Как этому научиться?
- Коммуникация и кооперация
- Популярные заблуждения о самоорганизации
- Бой с прокрастинацией
- Приложения
- Самоорганизация в человеческой природе
- Составляй списки
- Сравнение иерархии и плюрализма
- Как охарактеризовать самоорганизацию
- Этапы создания системы самоорганизации
- Важные моменты перед стартом
- Организация времени
- Основы самоорганизованности
- Что такое самообразование?
Какой существует выход?
Существует только два способа поменять свое неудовлетворенное состояние: простой и сложный.
Простой способ – пожаловаться на жизнь, обвинить кого-то в собственных неудачах, покритиковать тех, кто преуспел. На время становится легче, особенно если есть собеседник, разделяющий эти взгляды. Но очень быстро неудовлетворенность возвращается снова.
Сложный способ – поднять собственную планку и добиться желаемых результатов. Но для этого нужно научиться говорить себе «нет», забыть про лень и поиски мотивации, наконец, нужно действовать!
Что такое «НЕТ» самому себе?
«НЕТ» самому себе – это навык самодисциплины. Он воспитывает волю и твердость характера. Говорить «НЕТ» следует своим страхам, слабостям, сомнительным удовольствиям – всему, что отдаляет вас от самых заветных желаний.
Как этому научиться?
Нет никакого сомнения в том, что кто-то обладает тягой к знаниям уже с малых лет – рассматривает энциклопедии и атласы, разгадывает кроссворды, много читает и смотрит познавательные передачи. Таким людям систематизировать процесс самообразования несколько легче, чем тем, у кого «хромает» самодисциплина, кому приходится совершать над собой усилие, чтобы взяться за книгу или конспект, в ком преобладает тяга к приятному времяпрепровождению, а не к работе над собой и движению по пути развития. Но это ещё не значит, что первые лучше вторых, а вторым путь к успеху «заказан», ведь человек способен на огромные достижения, особенно, если он сильно чего-то хочет. Вы вполне в состоянии овладеть секретами самообразования, независимо от того, каковы черты вашего характера, насколько сильна ваша воля и т.п., причём без чьей-либо активной помощи и поддержки – сами и своими усилиями, на что, к слову заметить, и рассчитан данный тренинг.
В процессе овладения материалом вы столкнётесь с двумя составляющими – теоретической и практической:
- Теоретическая составляющая будет представлена базой знаний, которые требуют осмысления и усвоения на уровне ума.
- Практическая составляющая будет представлена упражнениями, методиками, техниками и рекомендациями, которые требуют применения на уровне практики – в обычной каждодневной жизни.
Исходя из этого, мы хотим оградить вас от совершения той ошибки, которую нередко делают люди, изучая какие-либо ценные материалы. Эта ошибка заключается в том, что абсолютно вся информация остаётся лишь информацией и не находит себе применения, хотя должна быть использована по назначению. Отчасти это вина составителей и авторов, т.к. они преподносят знания так, что их сложно перевести в практическую плоскость, а отчасти тех, кто эти знания впитывает, т.к. они либо не понимают как, либо просто не желают приступать к действиям.
С ориентировкой на это и создан наш тренинг «Самообразование». Его целью является не беспрерывный поток теоретической информации или сложных для понимания и применения приёмов, а понятное объяснение того, как выстраивать процесс самостоятельного образования, и доходчиво изложенные методики для применения. Ко всему прочему, всё это подаётся именно таким образом, чтобы читатель не потерял мотивацию, а, напротив, сохранял желание изучать материал и скорее использовать его.
Коммуникация и кооперация
Они неотделимы друг от друга. Но навыки коммуникации — это, скорее, личные качества: умение слушать и слышать, эмпатия и ораторское мастерство. А кооперация — это уже умение использовать эти качества для взаимодействия с другими, способность управлять группой людей и нести ответственность перед ней.
Для развития этих навыков у ребенка родителям очень важно знать его зону ближайшего развития, не забегать вперед и давать ему возможность проявлять самостоятельность и инициативу. В команде всегда есть лидер и исполнители, и детям, как правило, достается роль последних
Дайте ребенку возможность быть полноправным членом команды в совместных делах: где-то он возьмет на себя роль лидера, а родители станут исполнителями. Вы удивитесь тому, как многому можно научиться у ребенка. Позже помогите ему отрефлексировать и понять, что он, как лидер, мог сделать более эффективно.
Развитие этих навыков в школе происходит через проектную деятельность и работу в группе или паре. Совместная работа более продуктивна, а результат усвоения знаний более стойкий, поскольку дети проверяют друг друга, учатся друг у друга и видят вклад каждого в дело команды. В нашей школе совместная деятельность пронизывает весь образовательный процесс: несколько раз в год ученики объединяются в команды для работы над общим проектом, самостоятельно распределяют роли и под руководством взрослых работают над решением общей задачи. Подобные практики можно внедрять в любой школе, например поручить детям подготовку и организацию празднования окончания учебного года в классе.
Популярные заблуждения о самоорганизации
Напоследок – некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» – специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента.
Способность к самоорганизации – это врожденная характеристика личности. Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.
Чтобы стать организованным – нужно долго и упорно трудиться. Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.
Самоорганизация – не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно. Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей – он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор – из него можно построить как дом, так и автомобиль.
Тратить время на самоорганизацию непродуктивно. Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства
Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности
Успешного вам освоения навыка!
Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель – указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых)
В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам
Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.
Бой с прокрастинацией
Однако, спонтанность нельзя ни в коем случае путать с прокрастинацией. Последняя маскируется очень коварно, но под пристальным взором неизбежно себя выдает. Чувствуешь, одолевает лень, которую надо перебороть? И вместо решения задач ты вдруг начинаешь проверять почту, убирать со стола или в совсем терминальной стадии — читать френд-ленту? Пора дать бой.
Я обычно это делаю следующим образом:
- Ловлю себя за чтением френд-ленты
- Закрываю ненужные вкладки браузера (намеренно)
- Открываю рабочий проект
- Даю себе 10 минут для вовлечения
Банально, как думаете?) По-моему, до безумия! Но вот именно в этих «10 минутах» и заключается самый главный и приятный подвох. Ум втягивается и уже мало что способно тебя оторвать от дела.
Приложения
Электроника
Модель многомерного массива наночастиц. У частицы может быть два вращения: вверх или вниз. Основываясь на направлениях вращения, наночастицы смогут хранить 0 и 1. Следовательно, наноструктурный материал имеет большой потенциал для будущего использования в электронных устройствах.
Самосборка наноразмерных структур из функциональных наночастиц открыла мощный путь к разработке небольших и мощных электронных компонентов. Наноразмерными объектами всегда было трудно манипулировать, потому что они не могут быть охарактеризованы молекулярными методами, и они слишком малы для оптического наблюдения. Но с развитием науки и технологий теперь есть много инструментов для наблюдения за наноструктурами. Методы визуализации включают электронную, оптическую и сканирующую зондовую микроскопию, включая комбинированные зонды с электронным сканированием и зонды с оптическим сканированием в ближней зоне. Инструменты для определения характеристик наноструктур включают передовую оптическую спектромикроскопию (линейную, нелинейную, с усовершенствованным наконечником и датчиком накачки), а также оже- и рентгеновскую фотоэмиссию для анализа поверхности. Двумерные самосборные коллоиды монодисперсных частиц имеют большой потенциал в плотных магнитных носителях. Каждая коллоидная частица имеет способность хранить информацию, известную как двоичное число 0 и 1, после приложения ее к сильному магнитному полю. Между тем, для избирательного выбора коллоидной частицы требуется наноразмерный датчик или детектор. Микрофазовое разделение блок-сополимеров является многообещающим средством создания регулярных наноструктур на поверхностях. Поэтому они могут найти применение в качестве средств создания новых наноматериалов и структур устройств наноэлектроники.
Доставки лекарств
Блок-сополимеры — это хорошо изученный и универсальный класс самособирающихся материалов, характеризующихся химически различными полимерными блоками, которые связаны ковалентными связями. Эта молекулярная архитектура усиления ковалентных связей — это то, что заставляет блок-сополимеры спонтанно формировать наноразмерные структуры. В блок-сополимерах ковалентные связи нарушают естественную тенденцию каждого отдельного полимера оставаться отдельным (как правило, разные полимеры не любят смешиваться), поэтому вместо этого материал собирается в наноразмер. Эти сополимеры обладают способностью самоорганизовываться в однородные наноразмерные мицеллы и накапливаться в опухолях за счет повышенной проницаемости и удерживающего эффекта. Полимерный состав может быть выбран для контроля размера мицелл и совместимости с выбранным лекарственным средством. Проблемы этого приложения заключаются в сложности воспроизведения или контроля размера самособирающейся нано-мицеллы, получения предсказуемого распределения по размерам и стабильности мицеллы с высоким содержанием лекарственного средства.
Магнитная доставка лекарств
Магнитные наноцепи — это класс новых магнитореактивных и суперпарамагнитных наноструктур с сильно анизотропной формой (цепочечной), которыми можно манипулировать с помощью магнитного поля и градиента магнитного поля. Магнитные наноцепи обладают привлекательными свойствами, которые представляют собой значительную добавленную стоимость для многих потенциальных применений, включая наномедицины, связанные с магнито-механическим срабатыванием, в низкочастотном и сверхнизкочастотном переменном магнитном поле и магнитную доставку лекарств .
Клеточная визуализация
Наночастицы обладают хорошей биологической маркировкой и чувствительностью благодаря яркости и фотостабильности; таким образом, определенные самоорганизующиеся наночастицы можно использовать в качестве контраста изображения в различных системах. В сочетании с полимерными сшивающими агентами интенсивность флуоресценции также может быть увеличена. Модификация поверхности функциональными группами также может приводить к селективному биологическому мечению. Самособирающиеся наночастицы также более биосовместимы по сравнению со стандартными системами доставки лекарств.
Самоорганизация в человеческой природе
И напоследок, помните, что самоорганизация — в человеческой природе, она всегда происходит, вопрос в том, нужна ли вам такая самоорганизация.
Простой пример. Если у нас есть кофе-пойнт, и все хотят кофе, мы все самоорганизуемся в очередь. Это происходит само собой. Это пример локальной самоорганизации.
Есть пример более глобальной самоорганизации на уровне города. Может, кто-нибудь помнит, в 2017 году был теракт в питерском метро. И вот есть скриншот Яндекс.Карты, на котором видно, что там произошла самоорганизация в рамках города. Таксисты задрали цены, метро закрыли, автобусы и троллейбусы, и прочий общественный транспорт забит людьми. Много пенсионеров не смогли добраться до дома, и растерянно стояли на остановках, не зная, что им делать.
И вдруг частники, на своих машинах стали просто подвозить людей. Например, писали на Яндекс.Карте: «Еду туда-то, могу забрать отсюда». Люди самоорганизовались и стали помогать друг другу! Еще открыли платную дорогу, сделали её бесплатной. И вот это произошло в рамках всего города.
Таким образом, самоорганизация, — это не какой-то миф, она присутствует с нами постоянно. Но если мы хотим получить то, что нам нужно, нам надо этим управлять.
Составляй списки
Организация времени, под матерным словом «тайм менеджмент» — это целая наука. В Америке безумно любят из любого маломальского процесса организовать целое движение. Так, чудесный человек по имени Дэвид Аллен, основатель методики GTD, написал крайне полезную (но нудную) книгу «Как привести дела в порядок», где настойчиво рекомендует каждое движение ума записывать.
Я этим тоже активно пользуюсь и для записи всех текущих идей использую wunderlist, который использую по принципу «что вижу, то и пишу». После, в начале каждого дня просматриваю список «входящих», вместе с планом на день. Потом выделяю спокойных 7-10 минут на обработку этих списков и решаю, что буду делать сегодня.
Работаю без жестких рамок, исключительно на интересе. И к концу дня, глядя на список решенных задач, чаще всего радуюсь. Ведение и обработка списков — замечательное средство для организации собственного времени
Главное — не увлекаться, ибо в рамках GTD обработке отводится особое внимание. Все-таки, наша задача — продуктивность!
Сравнение иерархии и плюрализма
Для сохранения устоявшегося государственного строя необходима особая форма самоорганизации. Это иерархия (система подчиненности) и плюрализм (многообразие и терпимость к политическим взглядам, мнениям). Гражданам любой страны нужно чувствовать себя причастными к определенным порядкам, выстроенным согласно традициям их общества.
В традиционной иерархии действует принцип «разделяй и властвуй», цель которого — дать преимущество или лишить равных условий одну из сторон. Такая форма самоорганизации общества помогает сохранять авторитетность властных структур. В современном мире действуют одновременно различные формы организации. Некоторым иерархическим устоям ничего не мешает сосуществовать с плюрализмом и равенством, являющимися столпами демократического социума.
Как охарактеризовать самоорганизацию
Формами самоорганизации могут выступать различные критерии, такие как иерархия и плюрализм; пассивная и активная формы; техническое, биологическое и социальное направления. Различные жизненные процессы являют собой активную форму, внутренние химические и физические процессы — пассивную. В психологии в уровнях самоорганизации выделяется пять составляющих:
- К общесоциальному уровню относится самовосприятие личности как части группы, общества, этноса (трудовой коллектив, сограждане, представители одной национальности, религии).
- К институциональному уровню относят самосознание субъекта как профессионала, специалиста или как части какого-либо института, например семейного.
- На управленческом уровне личность рассматривается как часть организационно-представительской, должностной группы.
- Самоорганизация на групповом уровне предполагает общность культурного, социально-психологического общества (объединение по возрастной категории, политическим взглядам и др.).
- На личностном уровне субъект воспринимает себя как индивидуальность.
Этапы создания системы самоорганизации
Целеполагание
Задача – стать организованным – должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения
О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация – именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса
Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?
По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?
Анализ ситуации
Этот этап – экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.
Планирование
Следующий этап – планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.
Волевая регуляция и коррекция
Непосредственно действия. Воля и ее сила определяются поступками человека. Способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов, желаний, лени и т.д
является важной частью развития навыка самоорганизации. Также Вам придется нередко поступать наперекор устоявшимся привычкам, менять один или много аспектов образа жизни – корректировать действия, если они вовсе не приносят или приносят недостаточно пользы и не согласовываются с поставленными целями.
Самоконтроль
Самоконтроль поведения – контроль собственных действий и воздействий. В отличие от ситуативного самоконтроля, когда предпринимаемые действия зависят от условий их совершения, самоконтроль поведения это глобальная способность надолго изменять свое поведение в целом. С точки зрения самоорганизации это способность постоянно совершать конкретные действия, управляя, а точнее контролируя время, состояние, отношение, желания, привычки.
Устранение трудностей
Как итог смыслового блока – небольшое теоретическое руководство о том, как справляться с возникающими препятствиями. Педагоги, занимающиеся вопросами развития самоорганизации деятельности, выделяют несколько этапов работы с учащимися, которые сталкиваются с трудностями при формировании этого навыка. Они, конечно же, подразумевают работу с преподавателем, но могут быть полезны и тем, кто разбирается в тематике самостоятельно. Поэтому коротко их рассмотрим.
Диагностический этап – выявление и фиксация проблемы. Установление ее причин – недостаточность личных знаний, опыта, внешние факторы, условия. Другими словами, на данном этапе нужно четко определить то, что вызывает наибольшие трудности и «не получается», постараться найти причины возникновения этих факторов.
Поисковый этап – выявление возможных путей разрешения проблемы. Составление плана устранения причин.
Активный этап – фаза действия, практические шаги, направленные на реализацию плана из второго этапа.
Рефлексивный этап – определение сильных и слабых сторон, предпринятых действий. Последующая их коррекция для максимизации достигнутых результатов.
Важные моменты перед стартом
Перед началом для меня было особенно важно остудить пыл менеджеров. Они привыкли сами решать задачи и раздавать указания, кому что делать
Из-за этого остальные просто принимают задания и не несут ответственности за результат.
Моя цель – разгрузить менеджера и задействовать команду. Поэтому я попросил менеджера не перетягивать одеяло на себя и говорить только тогда, когда спросят. Таким образом, остальные смогут проявить свои сильные стороны.
В целом же я не ударялся в подробные инструкции перед началом, чтобы поддержать неопределенность реального мира и реальных задач. В крайнем случае, поработают с целями сами и зададут вопросы. Сказал лишь, что карточки нельзя показывать друг другу и нужно собрать их в единое целое. Назначил время для выполнения задачи, чтобы чувствовалось напряжение цейтнота, но в то же время успевали поспорить.
Организация времени
Первая проблема, с которой сталкиваются неорганизованные в плане времени люди — опоздания. Регулярные опоздания
На учёбу, на работу, неважно… У них просто не получается заставить себя появляться где-то вовремя. У меня и у самой был период в жизни, когда я мучилась от частых опозданий и никак не могла найти им причину, я просто не успевала собраться куда-либо за определённое время
Этим способом пользуюсь до сих пор — как результат, опаздываю крайне редко и только в исключительных случаях.
Есть люди, которым легко следить за временем, не прибегая к сторонним помощникам, но таких людей мало, и даже им порой не удаётся удержать в памяти все запланированные дела. В таких случаях на выручку приходят самые разные приспособления для тайм-менеджмента.
В первую очередь, это старые добрые ежедневники и планеры. Канцелярские магазины кишат самой разнообразной продукцией для тайм-менеджмента: от минималистичных деловых ежедневников до самых творческих блокнотов. Выбор за вами.
Плейлист с любимой музыкой поможет не опаздывать на работуФото: pixabay.com
Если же вас не прельщает мысль носить с собой блокнот/планер, да ещё и периодически тратить время на его заполнение, то на помощь поспешит ваш любимый телефон. Здесь всё также зависит от ваших предпочтений, в Play Market и App Store можно найти приложения, подходящие даже самым привередливым пользователям. Из личного опыта могу посоветовать:
- Todoist — для регулярных/рутинных занятий, таких как дела по дому (уборка, стирка, глажка). Удобная система для установки периодичности занятий и напоминаний.
- TimeTune Schedule Planner — мощнейший инструмент для тайм-менеджмента с необычным, но очень удобным интерфейсом. Мой непосредственный фаворит.
- myHomework — отличное приложение для студентов и школьников, помогающее следить за домашними заданиями, расписанием занятий и дедлайнами.
Основы самоорганизованности
Самоорганизованность является одним из главных компонентов психологической культуры личности. Это понятие определяет способность человека правильно распределять свое время для работы, учебы, отдыха и прочих занятий. От того, насколько хорошо у человека организовано это распределение, во многом зависит его успешность во всех делах – в бизнесе, в учебе, в творчестве. Зачастую люди сами не понимают, почему они ничего не успевают, почему у них никогда ни на что не хватает времени. А ответ оказывается на поверхности – отсутствие самоорганизованности, неумение правильно распределить свое время.
В школе в учениках воспитывают организованность, то есть дисциплинированное посещение всех мероприятий, которые вписаны в учебный план. Когда говорят, что ученик неорганизован, то имеется в виду не его взаимодействие с коллективом, а именно посещение им этих мероприятий. Но помимо школьных мероприятий у ребенка есть еще домашние задания, дополнительные занятия в кружках, секциях и тому подобное. И ему надо еще какое-то время выделить для приема пищи, отдыха, развлечений. Распределить все эти мероприятия самостоятельно школьнику подчас очень трудно, особенно если у него нет четкого плана.
Что такое самообразование?
Одним из признаков по-настоящему мыслящего и развивающегося человека, стремящегося к познанию себя, окружающего мира и его явлений, является тяга к получению новых знаний, навыков, опыта, расширению своих границ и кругозора. И если привести в пример традиционное образование, где есть преподаватель, и сравнить его с самостоятельным образованием, где такового нет, то второе будет значительно эффективнее, чем первое. Но здесь сам собой встаёт вопрос «А почему именно так?».
Дело в том, что знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок – всё это бесценно и интегрируется в его личность – становится частью его натуры. Абсолютно всё, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переносит теоретические знания в практическую плоскость.
Самообразование – это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на развитие и усовершенствование им качеств своей личности. Самообразование является неотъемлемой частью жизни и деятельности развивающегося человека.
Основной особенностью самообразования является отсутствие образовательного учреждения и обучающего человека, абсолютная свобода действий самообучающегося при выборе предмета изучения, источников и методов.
Даже если вы отправляетесь на курсы повышения квалификации или записываетесь на какой-то тренинг, это ещё (или уже) не самообразование, ведь обучаясь самостоятельно, вы исключительно сами выбираете ту область, которой хотите овладеть, а после так же самостоятельно создаёте план обучения и следуете ему так, как вам заблагорассудится.
Основной и главной мотивирующей силой в процессе самообразования является не какой-то внешний фактор, причина или воздействие, а только внутренняя потребность человека – именно благодаря этому самообразование является таким эффективным.
Уникальность полученных при помощи такого способа знаний состоит, в первую очередь, в том, что человек полностью пропускает их через себя и делает частью своей жизни. Предметом же здесь может выступать всё, что угодно, например, психология человека, иностранные языки, улучшение памяти, скорочтение, ораторское искусство, логическое мышление и многое другое, вплоть до составления сканвордов и игре на скрипке.
С точки зрения психологии результативность самообразования объяснить очень и очень просто: то, что человек получает самостоятельно, не важно, знания это, деньги, слава, успех или материальные объекты, он ценит намного больше, нежели то, что было получено им без каких бы то ни было усилий. По этой же причине полученные самостоятельно знания и умения хочется как можно скорее реализовать и применить, и тренинг наш, собственно говоря, на это и рассчитан