Сензитивность

Виды сензитивности

Бывают крайние случаи, когда сензитивность проявляется во всех сферах жизни человека, но они встречаются нечасто. Обычно повышенная чувствительность связана с какой-то определенной областью или направлением психической деятельности. Выделяют 4 основных вида сензитивности:

  • эмоциональная – способность проявлять сильную эмоциональную реакцию на внешние воздействия и оценивать даже незначительные из них как значимые;
  • органическая – повышенная чувствительность сенсорно-перцептивной сферы;
  • сензитивность высшей нервной деятельности (темперамента);
  • социальная сензитивность.

Последний вид стал изучаться сравнительно недавно, когда выяснили, насколько важна сензитивность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие хотя бы элементарной чувствительности сильно затрудняет установление контактов между людьми и служит источником конфликтов. В настоящее время выделяют 4 типа социальной сензитивности:

  • Теоретическая – сензитивность на рациональном уровне. Это даже не чувствительность, а понимание особенностей поведения других людей. Причем далеко не всегда человек, обладающий этим типом сензитивности, хорошо применяет свои знания на практике.
  • Наблюдательская – это уже классическая сензитивность, которая проявляется в чуткости человека к изменениям в поведении людей, к вербальным и невербальным сигналам, поступающим от человека: выражению лица, глаз, интонации и скорости речи, выразительности и т. д.
  • Идеографическая – это способность на основании часто неосознаваемых внешних характеристик создавать психологический портрет человека, выделять его особенности, уникальные качества и на основе этого разрабатывать стратегии общения.
  • Номотетическая – социальная чувствительность, связанная не только с наблюдательностью, но и со способностью обобщать полученные данные об особенностях групп людей и использовать их для прогнозирования поведения любых других аналогичных сообществ.

Из всех видов сензитивности наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей оказывают эмоциональная и социальная. Причем влияние это часто бывает прямо противоположное. Социальная чувствительность, несомненно, нужна, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия. Тогда как эмоциональная часто является источником проблем, в том числе психических.

Рекомендации

  • Чтобы повысить свою самооценку, следует заниматься теми делами, которые доставляют удовольствие, вызывают интерес. Обычно сенситивы стараются развить свои слабые места, отчего уходят в агрессивный спорт, пытаются построить карьеру, часто выступая перед публикой и так далее. Это называется гиперкомпенсация, то есть, человек словно пытается себе доказать, что он в силах справиться со своими слабостями, что он не трус. Если вам нравится читать книги, вышивать крестиком и играть на гитаре – уделяйте время этим занятиям, вместо прыжков с ненавистным парашютом, соревнований по боксу, борьбе и прочее.
  • Если ваш ребёнок обладает столь чувствительным характером, обращайтесь с ним аккуратно, закаливание и подготовка к суровой социальной жизни могут обернуться крахом, только усилив развитие фобических расстройств.
  • Работайте над своей самооценкой, её обязательно следует повышать. Тогда вы сможете достичь ощущения внутренней гармонии, уйдут терзания и тревога. Завышенные требования к себе не помогут стать лучше, а лишь приблизят появление невроза и других психических расстройств.
  • Учитесь опираться на свои чувства и желания, не подстраиваясь под чужие. Всем на свете не угодишь, а вот жизнь себе подпортить можно, задвигая собственные амбиции на задний план.
  • Дозируйте нагрузки такого ребёнка, иначе, совершив ошибку от усталости, он решит, что является неудачником. Избегайте чрезмерной опеки по отношению к нему, оставляйте возможность ему получать опыт, учиться чему-то. Так как, выполняя его работу, вы только подтвердите его идеи о ничтожности и неспособности самостоятельно справляться с трудностями.

Детство

Сенситивных детей называют обычно «домашними», а всё потому, что они не стремятся проводить свободное время с шумными и активными одногодками. Тем более, не играют в подвижные игры, во время которых можно пораниться, устать.

Они послушны, так как очень впечатлительны и ранимы, отчего тяжело переживают любую критику и неодобрение со стороны взрослых. Поэтому, чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, подстраиваются под любые правила и требования тех, с кем приходится взаимодействовать.

Понять, что ребёнок принадлежит к данной акцентуации характера несложно – он боится всего на свете. Начиная с темноты, одиночества и заканчивая боязнью разных животных, насекомых. У некоторых даже развивается кинофобия, то есть иррациональный неконтролируемый страх собак.

Они робкие и застенчивые, обычно прячутся за маму или папу при встрече с другими людьми. Если те к ним обращаются, то молчат и не смотрят в глаза.

Так происходит не потому, что им не интересно общаться, просто им в этот момент настолько непросто совладать со своими чувствами, что даже пары слов выдавить из себя не в состоянии.

Свободное время проводят за чтением, лепкой, рисованием. Любят возиться с малышами, учить их чему-то, переодевать, кормить и так далее.

На первый взгляд кажется, что они совершенно необщительны, но это не так. Люди, к которым они привыкли и могут доверять, имеют возможность познать всю глубину их внутреннего мира.

Периоды развития по Монтессори

В вопросе о том, сколько проходит каждый человек таких периодов в своей жизни, ученые не сошлись еще в едином мнении. Но после долгого изучения детской психики и многочасовых наблюдений Мария Монтессори выделяет шесть этапов. Итак, сенситивные периоды развития ребенка:

  • возникновение речи;
  • период восприятия порядка;
  • этап сенсорного развития;
  • период физического роста;
  • формирование восприятия мелких предметов, микромира;
  • появление социальных навыков.

Сенситивные периоды психического развития индивидуальны для каждого отдельного случая. Определить точное время появления и формирования той или иной функции психики практически невозможно. Стоит отметить, что сенситивные периоды развития имеют общие характеристики.

А теперь поговорим о них поподробнее.

Сенситивные периоды психического развития

Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.

Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный  и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.

Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.

Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.

Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.

В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.

Детство

Сенситивных детей называют обычно «домашними», а всё потому, что они не стремятся проводить свободное время с шумными и активными одногодками. Тем более, не играют в подвижные игры, во время которых можно пораниться, устать.

Они послушны, так как очень впечатлительны и ранимы, отчего тяжело переживают любую критику и неодобрение со стороны взрослых. Поэтому, чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, подстраиваются под любые правила и требования тех, с кем приходится взаимодействовать.

Понять, что ребёнок принадлежит к данной акцентуации характера несложно – он боится всего на свете. Начиная с темноты, одиночества и заканчивая боязнью разных животных, насекомых. У некоторых даже развивается кинофобия, то есть иррациональный неконтролируемый страх собак.

Они робкие и застенчивые, обычно прячутся за маму или папу при встрече с другими людьми. Если те к ним обращаются, то молчат и не смотрят в глаза.

Так происходит не потому, что им не интересно общаться, просто им в этот момент настолько непросто совладать со своими чувствами, что даже пары слов выдавить из себя не в состоянии.

Свободное время проводят за чтением, лепкой, рисованием. Любят возиться с малышами, учить их чему-то, переодевать, кормить и так далее.

На первый взгляд кажется, что они совершенно необщительны, но это не так. Люди, к которым они привыкли и могут доверять, имеют возможность познать всю глубину их внутреннего мира.

Сенситивность, как свойство личности

Под сенситивностью понимается уровень чувствительности человека, степень его реагирования на внешние раздражители.

Специалисты выделяют повышенную и пониженную чувствительность.

При повышенном показателе люди отличаются тревожностью, самокритичностью, низкой самооценкой. Они застенчивы и впечатлительны.

Любые негативные события или даже предпосылки для наступления таких событий воспринимаются ими предельно остро. Обычно повышенная чувствительность преобладает у индивидов с подобным характером в подростковом возрасте.

По мере взросления человек начинает овладевать навыками самоконтроля, самодисциплины. Он учится владеть своими эмоциями, не реагировать остро на любые неприятности.

При пониженном уровне чувствительности человек демонстрирует безразличие к большинству событий и явлений. Он редко проявляет заинтересованность в чем-то, не стремится дать оценку факту или деятельности.

Поступки других людей также редко находят у него эмоциональный отклик

В крайних случаях такой тип личности может демонстрировать полное безразличие и невнимание к другим людям и событиям, граничащее с бестактностью и отупением

Черты акцентуации характера

Сенситивный человек – тревожный, и об этом не стоит забывать, выстраивая с ним отношения, принимая такого человека на работу, поручая ему что-то важное или срочное. Сенситивность имеет свойство проявляться особенно ярко в определенные периоды жизни, например, у подростков. Но при отсутствии патологии как таковой такой человек имеет все шансы со временем избавиться от обостренной чувствительности, что заметно улучшит качество жизни и его, и окружающих его людей

Если черты акцентуации характера (например, тревожность или сила негативного реагирования на события) нарастает и стабилизируется, то с большой долей вероятности речь все-таки идет уже не о сенситивности как таковой, а о расстройстве личности. Существуют две степени выраженности акцентуаций в целом: явная и скрытая. Первая выражена в течение всей жизни, не компенсируется. Вторая – вариант нормы, есть вероятность компенсации и исчезновения симптомов

Но при отсутствии патологии как таковой такой человек имеет все шансы со временем избавиться от обостренной чувствительности, что заметно улучшит качество жизни и его, и окружающих его людей. Если черты акцентуации характера (например, тревожность или сила негативного реагирования на события) нарастает и стабилизируется, то с большой долей вероятности речь все-таки идет уже не о сенситивности как таковой, а о расстройстве личности. Существуют две степени выраженности акцентуаций в целом: явная и скрытая. Первая выражена в течение всей жизни, не компенсируется. Вторая – вариант нормы, есть вероятность компенсации и исчезновения симптомов.

Дети

У детей сенситивность обычно наблюдается уже в 2 года и чуть старше. Малыши с повышенной чувствительностью очень стеснительны, более стеснительны, чем их ровесники, они невероятно впечатлительны в самых малозначительных, бытовых ситуациях, робки. Часто дети с сенситивностью чувствуют себя несостоятельными, начинает зарождаться комплекс неполноценности. Они долго переживают неприятности и огорчения, постоянно мысленно возвращаются в неприятные воспоминания. У них есть психологические барьеры в общении с другими людьми

Часто такие дети шумному детскому коллективу предпочитают уединенную игру, они очень четко и быстро чувствуют настроение окружающих, обращают внимание даже на небольшие их колебания в ту или иную сторону

Взрослые

Взрослый сенситивный человек, вне зависимости от пола и возраста, всегда оценивает речь, поведение другого человека, он интуитивно очень тонко чувствует других людей, их настроение и состояние в текущий момент. Для них нет неважных деталей – в одежде, прическе, работе – абсолютно во всем мужчина и женщина с сенситивностью будут проявлять особые способности. Им дано природой редкое чутье: они могут спрогнозировать наперед мысли и чувства других людей, часто они знают, как в той или иной ситуации поступит другой.

Если вкратце, то описанная модель – это и есть норма, при которой сенситивность не будет переходить границ допустимого. Если же человек гиперчувствителен, плачет навзрыд без видимых причин, истерит, перед важным событием не может спать, да и после важных событий испытывает проблемы с расслаблением и засыпанием, поскольку нервная система перевозбуждена, если переживания по любому поводу им возводятся в разряд вселенской трагедии, обязательно нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Если сенситивность находится на грани нормы и патологии, человеку будет очень сложно адаптироваться в обществе – получать профессию, работать в коллективе, строить личные отношения. Планировать свою жизнь людям с необычной чувствительностью следует с учетом тех личностных характеристик, которым им свойственны.

Сензитивные периоды

В возрастной психологии рассматривается такое понятие как сензитивные периоды. Эти периоды связаны с тем, что взросление человека подразумевает не только физическое развитие. Помимо этого развивается его психика, происходит социализация, формирование характера и личности. Данный процесс нелинеен и содержит в себе так называемые сензитивные периоды, во время которых психика ребёнка или подростка особенно восприимчива.

Психологи выделяют следующие сензитивные периоды:

  • Период формирования речи. В возрасте 5-6 лет у ребёнка окончательно формируется речь. Конечно, большинство детей к 5 годам уже умеет говорить. Но именно в этом возрасте они овладевают правилами грамматики и учатся составлять осмысленные предложения.
  • Период обучения. Этот период продолжается с 6 до 10 лет. Благодаря невероятной пластичности детский мозг в этом возрасте особо восприимчив. У детей формируется абстрактно-логическое мышление, они узнают базовые понятия окружающего мира и законы, в соответствии с которыми он существует. Также в этом возрасте закладывается фундамент школьных знаний.
  • Подростковый возраст. Это важный период для самопознания, поскольку подросток впервые сталкивается с сильными эмоциями, учится воспринимать жизнь как взрослый, а не как ребёнок. В подростковом возрасте формируются коммуникативные и социальные навыки человека.
  • Ранний юношеский возраст. В этом периоде у индивида формируется мировоззрение, происходит становление моральных и нравственных ценностей индивида, вырабатываются жизненные ценности и ориентиры.

Сензитивные периоды очень важны для формирования характера и личности, а также для выработки необходимых навыков и получения знаний. При этом каждый из них способствует определённым аспектам развития. И если у ребёнка или подростка не будет необходимых условий, это может привести к серьёзным негативным последствиям

В частности, очень важно, чтобы к 6-летнему возрасту ребёнок освоил речь, а до 10 сформировал фундамент для всех будущих знаний

Пубертатный период

Для родителей подростковый период их ребёнка проходит практически незаметно. Имеется в виду отсутствие конфликтов, побегов из дома и бунтов, капризов.

А всё потому, что проявляется совершенно не так, как у остальных. Сенситивы просто становятся ещё более впечатлительными и самокритичными, им кажется, что они буквально недоразвиты и не дотягивают до уровня обычных нормальных людей.

Отчего полностью погружаются в процесс самобичевания, размышления о своей нелегкой судьбе. Если взрослый попробует посягнуть на свободу или будет читать нотации – вместо взрыва эмоций, свойственного подросткам из-за гормональной перестройки, они попросту закроются ещё больше в себе, проведя весь вечер в слезах и испытывая отчаяние.

Мучаются угрызениями совести в тех делах, которые обычно не тревожат остальных детей в таком возрасте. К примеру, онанизм считают проявлением слабости духа, а не вполне естественную потребность растущего и меняющегося организма.

Прекратить попытки самоудовлетворения не в силах, отчего после каждого эпизода страдают, винят себя, а порой и наказывают, ограничивая в чём-то. В общем, все беды, которые потом происходят, считают возмездием за постыдное увлечение.

Их страшат сверстники, потому что кажутся жестокими, агрессивными, либо слишком успешными и идеальными. Чтобы оказаться рядом с ними, порой пытаются подстроиться, играя роль развязных и заносчивых личностей, порой не к месту весёлых и беззаботных.

Но когда окружающие, перед которыми они притворялись, становятся им ближе, они раскрывают истинный характер, чем неимоверно удивляют.

Допустим, если произошёл неприятный инцидент, и кто-то пожалел сенситива, несмотря на то, что он пытался показать, что совершенно не расстроен из-за такой мелочи, то начнёт рыдать во всю, мгновенно утратив напыщенный образ и став «настоящим».

Что такое сензитивные периоды

В педагогике, педагогической и возрастной психологии есть определение сензитивный период – это временные рамки, когда какое-либо качество или психическое свойство развивается лучше. Периоды:

  1. 0-4 месяца. Ребенок реагирует на звуки, учится распознавать и воспринимать речь, совершать персональную двигательную активность (перевернуться, держать голову).
  2. 1-1,5 года. Начало развития языковых навыков, запоминание первых слов, звукоподражательные процессы.
  3. 2-2,5 года. Очень быстро накопление и расширение словарного запаса. Научение правильно выражать свои эмоции, чувства, желания. Первоначальное освоение грамматических норм родного языка.
  4. 2,5-3 года —  ребенок начинает думать и проговаривать свои мысли вслух. В речи может проскакивать некоторая эгоцентричность, но для такого возраста это считается нормой.
  5. 3,5-4 года. Ребенок употребляет словесные конструкции осознанно, способен вести осмысленную беседу, отвечать на вопросы.
  6. 4-4,5 года – умение использовать слова для решения проблем. Например, если ребенку хочется поиграть с чужой игрушкой, он уже не будет ее отбирать и драться, а сможет попросить ее.
  7. 5 лет – интерес к буквам и письменной речи. Ребенок учится распознавать буквы на письме, постепенно учится читать и писать.
  8. 5-6 лет – сензитивный период для освоения фонетики, грамматики и других языковых структур. Также в этом возрасте происходит начальное освоение правил письменной речи. Формируется любознательность и активность, ребенок подражает в поведении значимым взрослым.
  9. 6-10 лет – благоприятное время для учебной деятельности. Дети открыты для всего нового и непознанного ранее, мозг очень податлив и пластичен. Младшие школьники учатся считать и писать на более серьезном уровне, осваивают мыслительные процессы, логические связи. Появляется выраженное чувство долга, стремление к достижению успеха. Развиваются навыки коммуникации в коллективе.
  10. В подростковом возрасте у человека формируется самооценка, он начинает активно познавать себя и искать свое место в жизни. Также не менее активно развиваются навыки коммуникации и социального взаимодействия. В некоторых сферах жизни подросток экспериментирует с целью поиска себя. Периодически ему хочется вставать на лидерские позиции, например, в группе сверстников.
  11. Ранний юношеский возраст – сензитивный период для формирования жизненных ценностей, приоритетов и ориентиров. Человеку хочется быть ближе к людям, выстраивать коммуникации.
  12. Период ранней взрослости сензитивен для построения карьеры, любовных отношений, получения серьезного образования.
  13. Средняя взрослость характеризуется упорной работой над собой, ведением разнообразной и зрелой жизни. Семейные отношения, как правило, уже выстроены, человек испытывает удовлетворенность от них. Появляется желание обучать и воспитывать новое поколение.
  14. В позднюю взрослость человек оценивает общую картину прожитой жизни, подвергает ее спокойным, взвешенным оценкам. Учится принимать прожитую жизнь такой, какая она есть, примиряется с неизбежным, задумывается об уходе из жизни.

Что такое сензитивные периоды

Понятие «сензитивность» связано с еще одним важным психическим явлением, на этот раз в возрастной психологии. Развитие человека – это прогрессивный процесс, он связан не только с физическим ростом и взрослением, но и с формированием новых психических функций, с овладением новыми видами и приемами деятельности. Наиболее ярко это проявляется в детстве.

Но, как заметили ученые, занимающиеся проблемами детской психологии, развитие хоть и поступательное, но неравномерное. Есть в нем периоды, когда психика ребенка наиболее чувствительна к воздействию окружающего мира и формированию тех или иных функций. Эти периоды в развитии и называются сензитивными или сенситивными.

  • Сензитивным периодом формирования речевых навыков является возраст от рождения до 5-6 лет. Именно от рождения, так как основы овладения речевой деятельностью закладываются у малыша с момента появления на свет (а возможно, и раньше). К 5-6 годам дети не только свободно разговаривают на языке, на котором с ними общаются родные, но и владеют правилами фонетики и грамматики, и даже начинают осваивать письменную речь.
  • 6-10 лет – сензитивный период для учебной деятельности. Дети в этом возрасте не только открыты всему новому, их мозг пластичен и восприимчив и к высшему типу мышления – абстрактно-логическому, понятийному. Младшие школьники также овладевают операциями со знаками (счет и письмо) и учатся рефлексивной деятельности.
  • Подростковый возраст – сензитивный период для самопознания, и завершается он формированием самооценки. Для этого периода также характерно развитие коммуникативных навыков и социальных функций.
  • Ранний юношеский возраст важен для формирования мировоззрения, системы жизненных ценностей и ориентиров.

Сензитивные периоды важны не только потому, что в это время формирование и развитие психических функций идет легче, но и потому, что отсутствие условий для развития в этот период может привести к серьезным психическим проблемам. Например, если у малыша в возрасте 1-4 лет отсутствует возможность овладения речью или с ним просто очень мало общаются, то у него, вероятнее всего, сформируется умственная отсталость. Если подросток лишен общества сверстников, у него будут серьезные проблемы в сфере коммуникации.

Характеристика сенситивного периода

Существует несколько выводов о периодах развития детей. Необходимо с ними ознакомиться.

  1. Каждый ребенок проходит в своем развитии через одинаковые сенситивные периоды.
  2. Время, когда проявляется определенный такой период, для каждого малыша индивидуально. Одни дети развиваются быстрее, другие – медленнее.
  3. Если за очередной сенситивный период ребенок не смог обрести допустимые навыки, то в следующем промежутке очень сложно будет наверстать упущенное.

Взрослым, чтобы не пропустить этих моментов в развитии ребенка, необходимо:

  • знать, какой период за каким следует;
  • наблюдать за яркими проявлениями наступления следующего этапа;
  • своевременно создавать благоприятную среду для развития внутренних способностей ребенка, учитывая сенситивные периоды.

Этапы сенситивного развития выделяют следующие.

  1. Начало. Если не заниматься с ребенком, можно упустить благоприятный момент.
  2. Пик. Это ярко выраженный момент проявления определенных способностей. Его трудно не заметить.
  3. Спад. Медленное завершение или спад активности развития тех или иных возможностей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector