Что делать, если ребенок поднимает руку и кричит на родителей

«Многие мамы проигрывают вариант “выйти в окно”»

– Почти на каждой консультации, когда мы говорим о том, какие мысли в голове в момент эмоционального пика, мамы рассказывают, что проигрывают ситуацию, как они «выходят в окно». Многие это делают. В голове.

Это звучит очень страшно, но так есть

Важно понимать, что это метафора, таким образом психика справляется со сложными вещами. Не нужно воспринимать это как руководство к действию

Чтобы этого не допускать, нужно выпускать эмоцию вовремя и экологичным способом. У агрессии всегда есть направление. У вас есть выбор: направить ее на ребенка или на стену. Поэтому в момент, когда вам очень плохо, выходите, бьете подушку, рычите, танцуете – делаете любые действия, направленные на сброс эмоций с себя. Первая помощь в гневе – это всегда какие-то действия. Нужно выработать свою схему.

Моя любимая техника: «Кто здесь взрослый? Я здесь взрослая. Я здесь мама. Я сама родила ребенка. Я сама его пригласила в этот мир. Я несу ответственность». Я могу срываться и вести себя не всегда адекватно с другими людьми, но не с ребенком.

Здоровая семья в плане эмоций – это та, в которой их можно проявлять. Образ мамы, здоровый в плане эмоций, – эта та, которая говорит о своих эмоциях и при этом ей не надо над собой работать, у нее это получается естественно. Она озвучивает их и знает, как себя поддержать. Такие мамы есть. Но чаще всего это наработанный навык. 

Последнее предложение Настя еле успевает договорить. Малышка требует внимания и молока.

Мама берет дочку к себе на колени и продолжает: «Ко мне чаще всего приходят мамы, жалуясь на то, что в них много агрессии, злости на ребенка, они не могут себя сдержать, кричат, могут ударить. А еще с днем сурка.

По моим наблюдениям, сейчас у мам очень велика потребность в месте, где они могли бы обсуждать такие темы и видеть напротив понимающие глаза. Когда ты рассказываешь о том, какая ты неидеальная мать, а тебе в ответ кивают и говорят: “Ты человек. Тебе хочется плакать, тебе хочется кричать”, ты выдыхаешь, и становится легче».

Что делать, если вы чувствуете, что начинаете закипать

Если вы чувствуете, что накал страстей по десятибалльной шкале близок к 10 и скоро вы начнете всех шинковать в капусту, нужно:

1. Экологично выпустить эмоцию: бросить игрушку в стену, умыть лицо, помыть голову, сходить в душ, побить подушку, стену, порычать, потанцевать (что-то типа африканских танцев) и т.д.

Понаблюдайте за собой и выберите то действие, которое поможет вам наиболее эффективно выпустить эмоцию гнева.

Если ребенок пугается ваших действий, желательно делать это в соседней комнате. Если нет, можно даже сделать это вместе с ребенком, превратить в игру. К примеру, побросать игрушки в стену, потрястись, порычать, как тигры, и т.д.

Важно! Это нужно делать именно тогда, когда на вас накатило, а не потом когда-нибудь. 2

Когда уже слегка отпустило и у вас появилось минут пять, возьмите лист бумаги и напишите или нарисуйте свои чувства. Не редактируйте, пишите или рисуйте все как есть. Если все получилось очень страшно и вы переживаете, что кто-то может это увидеть или прочесть, сожгите

2. Когда уже слегка отпустило и у вас появилось минут пять, возьмите лист бумаги и напишите или нарисуйте свои чувства. Не редактируйте, пишите или рисуйте все как есть. Если все получилось очень страшно и вы переживаете, что кто-то может это увидеть или прочесть, сожгите.

3. Как бы банально это ни звучало, но такие приступы гнева случаются у мам, когда они на нуле или в минусе

Поэтому крайне важно наполнять себя. Ресурсы разные люди находят в разных вещах

Вы можете понаблюдать за собой, прислушаться к желаниям и потребностям – и найти свои. Кстати, они могут меняться. Поэтому, если раньше вам что-то помогало, а теперь нет, ищите снова в другом месте.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Что хотела получить мама от ситуации?

Ей в первую очередь хотелось показать ребенку, что маме больно. Однако в раннем возрасте ребенок еще не способен встать на позицию другого, он не способен понять, что именно испытывает другой. Ребенок чувствует, что ему больно, он понимает, что действия мамы или папы причиняют ему боль. Но на этом этапе своего развития, ребенок не осознает, что его собственные действия причиняют другому боль.

Когда Миша проявляет агрессию, родители говорят: «Ты плохой, уходи, мы тебя не любим. Нам не нужен сын, который дерется».

Эффективно ли такое поведение родителей? Как показывает практика, нет. Если ребенок обижает вас, другого взрослого или ребенка, то не стоит ругать его, наделять нелицеприятными эпитетами («ты злой», «ты плохой»). Что чувствует ребенок в этот момент? В первую очередь то, что его не любят, не принимают целиком. То есть, он нужен и любим только тогда, когда ведет себя «хорошо». Такое отношение – трагедия бытия для ребенка, потому что он начинает чувствовать, что его любят не потому, что он есть, а исключительно в контексте его поступков.

Отдельного внимания заслуживают слова, которые мы повторяем многократно по отношению к ребенку. Эти слова имеют свойство «внедряться» в сознание ребенка. Если ребенок регулярно слышит, что он жадина, то он постепенно становится жадиной, а тот, кого называют бестолковым, постепенно начинает чувствовать себя бестолковым, глупым. Ребенок, которого регулярно называют плохим, начинают чувствовать себя

плохим и, возможно, будет о себе говорить: «Я плохой». Напротив, ребенок, который слышит о себе, что он добрый и хороший, будет чувствовать себя именно таким и будет поступать соответственно со своим представлением о себе.

Родители Виталика обратились к психологу из-за странного поведения сына. На любое замечание родителей он реагировал идентично. Виталик достаточно сильно бил себя ладошкой по голове и говорил: «Я плохой, я плохой». Таким образом Виталик наказывал себя. С чем связано такое поведение Виталика? Родители нередко называли сына плохим, отчитывая его. Виталик стал чувствовать себя плохим и начал сам наказывать себя за это. После того, как родители отказались от высказываний типа «ты плохой» по отношению к сыну, ситуация постепенно стала налаживаться.

Также лучше не использовать в речи частицу не: «Не толкай, не кусай, не бей». «Не» имеет тенденцию выскакивать из нашего сознания и остается посыл: «Бей, толкай».

Это общие рекомендации. Однако агрессия шестилетки отличается от толканий годовалого ребенка, соответственно, и реакция должна быть разной. Когда годовалый малыш бьет маму по руке, толкается, это далеко не всегда проявление агрессии, чаще всего это его форма взаимодействия с миром. Ребенок учится взаимодействовать разными способами: он гладит и бьет, толкает, щипает, лижет и кусает. Основная форма взаимодействия в этом возрасте – тактильная. Через телесный контакт малыш общается с другими.

Что же делать? Ругать ли малыша? Нет! Годовалый малыш еще не понимает, что он делает больно другому, не понимает, что его действия могут быть кому-то неприятны. Однако можно и нужно корректировать поведение ребенка, перенаправлять его негативное поведение в позитивное русло. Я рекомендую игнорировать удары, толкания и сразу сказать: «Доченька (сынок), погладь маму (папу, Катю) по голове. Как мне (ей, ему) нравится, как приятно, когда доченька ласково гладит по голове. Ты у меня добрая девочка». Что дает такое перенаправление действия? Ребенок продолжает взаимодействовать с другими с помощью важных для него телесных контактов. Но эти контакты теперь носят социальный характер, они не доставляют неудобств и отрицательных эмоций окружающим.

Опыт показывает, что ребенок, приученный в год не бить, а гладить, меньше проявляет агрессии в более старшем возрасте и легче переключается на позитивные формы поведения

В 2 года уже можно обращать внимание на то, что ребенок делает больно другому. Можно сказать: «Зачем ты меня ударил? Мне больно

Лучше пожалей меня». Примерно в 3 года стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка (злость, раздражение, гнев, возмущение), а также на причины и последствия его агрессии.

4 Мама боится одиночества

Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.

Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.

Как реагировать, когда ребенок проявляет агрессию?

Дети обладают правом использовать собственное тело для выражения эмоций и чувств, однако не имеют права причинять боль окружающим людям. Если пропускаешь мимо внимания другие примеры неприемлемого поведения чада, постарайся провести черту, когда малыш позволяет ударить кого-то в приступе гнева.

Это не значит, что если ребенок в 2 года бьет маму, необходимо обязательно ответить взаимностью и позволить почувствовать аналогичную боль. Если карапуз ударил тебя, а в ответ ты отшлепала его или придумала похожее наказание силой, может проявиться обратный эффект. Ответными ударами ты показываешь, что агрессия – приемлемый способ выражения чувств и получения желаемого.

Как отучить ребенка проявлять агрессию?

Возьми малыша за руку и спокойно скажи: «Не бей. Я понимаю, что ты сейчас злишься, но мы не бьем людей. Бить больно».

Когда карапуз демонстрирует агрессию, покажи неодобрение подобному поведению

Важно: необходимо проявлять неодобрение к действиям, а не к эмоции. Не запрещай крохе злиться или прятать злость от посторонних

Просто признай его чувства – возможно, посочувствуй, – но затем напомни, как конструктивно делиться негативными переживаниями. Скажи, что использование слов и озвучивание причины, которая его разозлила, позволит тебе понять его и совместно найти решение.  

Как предостеречь малыша

Ограничьте ребенка от просмотра страшных фильмов и программ со сценами насилия

На самом деле, родителям под силу сделать все, чтоб их малыш не стал маленьким драчуном. Давайте рассмотрим, что можно для этого сделать.

  1. Показывайте личный пример. Для этого исключите в своем окружении применение физических наказаний, ссоры, оскорбление ребенка, его запугивание. Ваша задача проявлять терпение, показывать свое уважение. Не забывайте обнимать кроху, говорить теплые слова, выражать свою любовь.
  2. Нужно разрешать малышу выплескивать свой негатив. Только делать это на неодушевленных предметах, например, на подушке.
  3. Учите ребенка, как нужно правильно реагировать. Если карапуз пытается вас ударить, быстро прижмите его к себе и попытайтесь вместе разобраться в ситуации. Расскажите, что любое действие можно заменить словами. Также свою агрессию он может изобразить, вылепив из пластилина какую-то фигурку.
  4. Контролируйте ситуацию. Позаботьтесь о том, чтоб эмоциональная разрядка происходила во время игр на улице, при занятиях зарядкой, танцами. Исключайте просмотра телевидения, особенно программ с насилием.
  5. Хвалите ребенка, если есть за что.

Как видите, если ребенок в год дерется, то, скорее всего, делает он это не со зла. Помните о возможных причинах поведения вашего малыша и не допускайте таких ситуаций. Если так вышло и ваш карапуз уже дерется, то воспользуйтесь советами, изложенными в данной статье. Помните о том, что нужно с пониманием относиться к любому проявлению детского характера и никогда не применять физического наказания.

Как поступать

Ни в коем случае не игнорируйте подобный поступок, блокируйте повторение и дайте понять, что любой поступок требует ответственности. Иначе это будет продолжаться неизвестно сколько.

Ребенок, который бьет маму, ни несет в этом поступке умышленный смысл — сделать вам больно! Он таким образом выражает свои эмоции.

В этом возрасте многие дети еще не разговаривают и это может быть один из способов выразить их. Это могут быть и обида, и радость, и страх.

И каждая мама должна подобрать к своему ребенку свой ключик, как предупредить подобное поведение ребенка, как донести до него, что это плохо.

И от этого будет зависеть, как он будет вести себя в будущем со сверстниками и вообще в обществе.

Будьте здоровы и счастливы, до новых встреч!

1 Мама не дает достаточно любви и заботы

Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.

Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.

Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.

Если друзья тебе важнее, иди и не возвращайся

История, которую я чаще всего вспоминаю в подтверждение того тезиса, что дети убегают и из хороших семей.

Обычная благополучная семья: мама, папа, 14-летний сын. Вдруг мальчик исчезает. Просто уходит вечером из дома к друзьям и не возвращается.

Естественно, родные в ужасе. Никогда такого не было, и ничто не предвещало. Полиция, мы. А ситуация, после которой ребенок исчез, как потом выяснилось, выглядела вот так.

Папа с сыном собирали в выходной шкаф. Работа еще не была закончена, когда сын предупредил:

— Пап, я должен буду в шесть уйти, мы с ребятами договорились встретиться, я обещал, что приду.

(А мы все помним, как в 14 лет важно, что ты что-то пообещал ребятам, правда?)

И папа, который увидел в этом не понравившийся ему приоритет друзей над семьей, обиделся и сказал:

— Конечно, ты можешь уйти, если друзья тебе важнее, но, если ты уйдешь, тогда уж и не возвращайся.

Это одна из тех «безобидных» фраз, которые мы часто в сердцах, в обиде, сами того не замечая, кидаем нашим детям:

— Глаза бы мои тебя не видели!

— Как ты мне надоела!

— Иди куда хочешь, мне все равно.

— Хоть бы ты куда-нибудь делся, а я бы от тебя отдохнула!

— Ты просто достал нас всех, мы уже все от тебя вешаемся!

— Да когда ты наконец вырастешь и уедешь от нас!

— Получишь двойку — домой можешь не приходить.

Мы-то произносим их сгоряча и не всерьез, но иногда дети, эмоциональные подростки со своими тараканами, воспринимают их как руководство к действию.

Так было и в этот раз. Мальчик ушел — он же обещал друзьям и не мог нарушить слово, его так учили родители, — и не вернулся.

Естественно, немедленно был начат поиск, и его нашли на вторые сутки неподалеку от дома. С ним все было в порядке, но папа же сказал, чтобы он не возвращался. А как он мог ослушаться папу?

По опыту наших координаторов, родители убежавших из дома детей почти всегда сначала говорят о том, что понятия не имеют, почему вдруг ребенок ушел из дома, ведь было все хорошо.

Редко кто скажет: «Да, вы знаете, он получил двойку по годовой контрольной, и я в наказание отобрала у него телефон, компьютер и накричала на него». Обычно по первым опросам семья идеальная, что произошло — непонятно

Поэтому наши координаторы и инфорги всегда стараются объяснить: нам важно знать все, чтобы как можно быстрее найти ребенка. Если мы чего-то не знаем, потратим кучу времени на проверку других версий, а это потеря ресурсов и большой риск для вашего ребенка. Обычно постепенно, потихоньку выясняется, что все-таки что-то было — ссора, давний камень преткновения, что-то еще

Обычно постепенно, потихоньку выясняется, что все-таки что-то было — ссора, давний камень преткновения, что-то еще.

Уйти на 24 часа

В последнее время у родителей бегунков «модная» причина, которую они предлагают нам в качестве основной версии, — это игра «уйти на 24 часа», о которой они прочитали в интернете или услышали от знакомых. Суть этой игры в том, что участвующий в ней подросток должен уйти из дома и продержаться вне его сутки, то есть скрываться от тех, кто его ищет, находить еду, где-то ночевать и так далее.

Но, по опыту наших поисков, реальной причиной эта игра выступает в ничтожно малом количестве случаев, хотя, конечно, сам факт ее возможного существования предоставляет родителям возможность не искать основание для побега в их собственных отношениях с ребенком, а возложить ответственность за произошедшее на таинственных злодеев из интернета, которые взяли и соблазнили ребенка нехорошей шалостью.

Я регулярно уточняю у регионов, не появились ли у них новые случаи, когда есть достоверное подтверждение, что ребенок убежал из дома, потому что играл в эту игру. Пока их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Причины. Почему ребенок дерется в 1 год

Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.

Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.

Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:

«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».

Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.

Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.

Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает

В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.

В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.

Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства. Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.

«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.

Если ребенок бьет маму, как себя вести?

В зависимости от причин агрессивного поведения и возраста ребенка можно выделить следующие пути решения проблемы:

  • Остановить и дать понять ребенку, что так делать нельзя
  • Со строгим выражением лица и стальным голосом объяснить ребенку, что такое поведение неприемлемо
  • В ответ на попытки ребенка вас ударить ни в коем случае не унижайте и не оскорбляйте его
  • Не доводите ребенка до истерики своими нравоучениями. Ваша речь должна быть строгой и лаконичной
  • Объяснить ребенку, что вам неприятно и больно
  • Если попытки ударить вас повторяться — не позволяйте ребенку это сделать, удержав руки
  • Показать ребенку, каким способом он может выразить свои эмоции. К примеру, можно прижать к себе, поцеловать

Нельзя притворяться плачущим или делать вид, что вам очень больно — это обман. Ребенок может расценить ваш поступок, как игру. И как следствие — повторить свое поведение

Необходимо отвлечь внимание ребенка на что-либо другое. К примеру, если ребенок пытается вас ударить из-за того, что вы не пускаете его на качели, которые заняты — обратите его внимание на проезжающую машину или бегающих рядом детей
Нельзя запрещать ребенку слишком многое

Запреты должны быть, но в разумной мере. Старайтесь находить компромиссы. К примеру, если ребенок очень хочет смотреть мультики, то договоритесь о просмотре лишь одной его любимой серии

  • Научитесь слушать своего ребенка. Возможно, ему просто не хватает внимания
  • Проанализируйте режим дня ребенка. Возможно, он просто слишком устает: мало спит, мало бывает на свежем воздухе
  • Ребенку более старшего возраста необходимо объяснить, что с ним происходит. К примеру, он должен знать, что злость — это нормальное чувство, но испытывать его нужно иначе: нарисовать злость, побить детскую грушу
  • Если ребенок старшего возраста продолжает драться — нужно выработать систему наказаний, которой будет придерживаться вся семья. Главное действовать последовательно: объяснить, предупредить, наказать

4) Проверка границ.

Ребенок является экспериментатором. Он проверяет окружающую среду на то, что можно делать, а что нельзя. Что будет если я сделаю так? Что можно трогать, что можно щупать, с какой силой можно нажимать?

Здесь родителю важно помочь ему установить правильные границы. Четко очертить круг того, что делать можно, а что нет

Для этого вам нужно спросить самого себя: вы за или против того, чтобы ребенок хлопал вас по спине, пусть и не сильно? Можно делать это руками, ногами, другими вещами? Вполне вероятна ситуация, что одни и те же действия разные родители будут воспринимать по-разному: одни как шутку или даже как массаж, другие как боль и оскорбление. Сообщите об этом ребенку, объясните, что, в каких ситуациях и когда приемлемо, а когда нет, и что будет, если он продолжит так делать.

2) Наблюдение физической агрессии, насилия.

В 1961 году группа психологов под руководством Альберта Бандуры провели эксперимент, который во всем мире известен как «Эксперимент с куклой Бобо». В нём приняли участие мальчики и девочки со средним уровнем агрессии, которых поделили на группы. Одна из групп наблюдала агрессию взрослого по отношению к кукле (её били молотком, трепали, подбрасывали вверх, кричали), вторая — естественность. Оказалось, что малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, копировали эту модель поведения, причем, еще более изощренно: били куклу по голове, садились на нее верхом, душили ее и так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что если ребенок видит, как другой взрослый проявляет агрессию, то «учится» делать так же.

Этот же эксперимент показал, что если проявляющего агрессию отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок будет понимать, что так делать нельзя.

Ребенок 2 года бьет маму

Наиболее остро такая проблема встает к двум годам. Причины таких поступков следующие:

Ребенок выражает свои эмоции. В этом возрасте ребенок еще плохо разговаривает, не умеет правильно общаться и контролировать себя

Так ребенок привлекает внимание взрослых. Даже если малыш научился говорить, он не всегда может этим воспользоваться
Кроха может выражать свое недовольство и несогласие с чем-либо, пытаться добиться желаемого

Не идите на поводу. Если вы дадите ребенку то, чего он хотел, ударив вас — это обязательно повторится
Ребенок изучает границы дозволенного. Дайте ему понять, что ударить маму — это значит выйти за дозволенные рамки

Что делать?

Ребенок бьет родителей, когда психует: что делать? С полутора-двух лет дети довольно осознанно воспринимают себя и окружающий мир в пределах семьи.

При правильном воспитании они уже имеют некоторое представление о рамках нормального поведения, но, естественно, не всегда способны контролировать свою агрессивность и прочие сильные эмоции.

Зато уже понемногу усваивают наличие связи между плохим поведением и последующим наказанием в виде запрета на десерт, игру на компьютере и т. п.

Непосредственно в момент истерики одним из вариантов поведения взрослого может быть крепкое объятие чада с блокировкой рук ног.

При нормальной психике ребенка такое воздействие быстро оказывает нужный эффект, поскольку не дает ребенку разойтись на всю катушку.

К тому же спокойствие взрослого тоже действует положительно.

Возможные причины

Способ выражения эмоций. Малыш в раннем возрасте не обдумывает свои поступки и с легкостью ударит маму, если она его обидела. Таким способом он может пытаться проявить свою обиду или показать, что ему грустно.
Копирование агрессивного поведения. Ребенок внимательно воспринимает все, что находится вокруг него. Очень часто можно заметить, как малыш подражает не только поведению, но даже мимике своего родителя. Если на глазах у ребенка, например, отец поднимает руку на свою жену, неудивительно, что и карапуз начнет делать то же самое. Кроме того, просмотр фильмы со сценами насилия или даже таких мультфильмов, как Том и Джерри, Маша и Медведь, в которых показано, как одни персонажи издеваются над другими, способствует формированию мнения вседозволенности такого поведения.
Физическое насилие над малышом. Если ребенка бьют, то неудивительно, что и он сам начинает себя так вести. Не исключено, что насилие применяется к нему, например в детском саду, это могут быть, как пинки от одногруппников, так и оплеухи от воспитателей.
Определение границ вседозволенности. Возможно, малыш просто пытается осознать, что делать можно, а что нельзя.
Способ привлечения внимания родителей

Своими поступками карапуз хочет обратить на себя внимание, хочет, чтобы ему уделили время, поиграли с ним.
Избыток энергии. Если малышу некуда растратить свою активность, то такое поведение может стать способом выплеснуть избыток физической энергии.
Чувство ненужности

Возможно, вы недостаточно уделяете время ребенку, в частности это наблюдается при рождении нового малыша в семье. Такое поведение карапуза может стать способом заявить, что и он существует в этой семье.
Проявление стресса. Такое часто наблюдается, если родители ребенка часто ругаются, их отношения находятся на грани развода. Ребенок все тяжело воспринимает, постоянно находится в нервном напряжении.
Неуважительное отношение к малышу. Не удивляйтесь, подобному поведение, если вы никогда не учитываете мнение ребенка, не прислушиваетесь к его просьбам.
Следствие бдительного контроля. Такое поведение возможно, если малыша держат в узких границах, контролирует каждое его движение, заставляют ходить «по струнке». Это такой способ противостояния повышенному контролю.
Надмерная опека. Ребенок начинает агрессивно себя вести по отношению к родителям, если испытывает чувство вседозволенности и удовлетворения любых его капризов.

2) Наблюдение физической агрессии, насилия.

В 1961 году группа психологов под руководством Альберта Бандуры провели эксперимент, который во всем мире известен как «Эксперимент с куклой Бобо». В нём приняли участие мальчики и девочки со средним уровнем агрессии, которых поделили на группы. Одна из групп наблюдала агрессию взрослого по отношению к кукле (её били молотком, трепали, подбрасывали вверх, кричали), вторая — естественность. Оказалось, что малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, копировали эту модель поведения, причем, еще более изощренно: били куклу по голове, садились на нее верхом, душили ее и так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что если ребенок видит, как другой взрослый проявляет агрессию, то «учится» делать так же.

Этот же эксперимент показал, что если проявляющего агрессию отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок будет понимать, что так делать нельзя.

Ребенку нужна активность

Малышам нужно выплескивать энергию, и иногда он это делает с помощью агрессии. Дошкольникам приходится сдерживать энергию, когда они находятся в детском саду, занимаются в развивающих классах, стоят в очереди к врачу. Чтобы ребенок мог выплеснуть энергию, предложите ему посещать спортивную секцию (пускай ребенок сам выберет, чем ему будет интересно заниматься). Не препятствуйте активным играм, ведь с их помощью маленький человек избавляется от накопившейся внутри энергии. Часто родители уделяют много времени интеллектуальному развитию детей, при этом игнорируют желание малышей вволю порезвиться и побегать.

Существует немало причин, из-за которых ребенок может бить родителей. Не всегда проявление агрессии является признаком психических или нервных расстройств у малышей. Иногда это считается нормой, но родителям нужно найти причину такого поведения ребенка, и только после этого делать выводы. Если кроха, несмотря ни на что, продолжает драться, намеренно причиняет вам боль, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.

От года до двух

В этот период времени малыши уже достаточно хорошо воспринимают не только интонацию, но и смысл того, что им говорят родители. К сожалению, контролировать свои эмоции и агрессию дети еще пока не умеют, поэтому и выражают их всеми доступными способами. В том числе и дракой.

Годовалый ребенок бьет маму по лицу не для того, чтобы сделать ей больно или неприятно, а просто потому, что еще не знает, как по-другому выразить свои эмоции

И в этот момент важно показать и сказать о том, что драки – это плохо, что так делать нельзя. При этом донести мысль до ребенка можно разными способами: снять его с рук, заплакать, изменить интонацию голоса на более угрожающую

Воспитатели ясельных групп настоятельно рекомендуют в качестве наглядной демонстрации «что такое плохо и нельзя» использовать наказание «углом». Малыша ставят в угол, объясняя, за что именно он наказан. И в случае с дракой, когда ребенок (1,5 года) бьет маму, это будет самым «полезным» наказанием. Пусть малыши не слишком усидчивы и удержать их в углу достаточно сложно, такой метод весьма действенный.

Очень часто двухлетний ребенок бьет маму, когда психует, нервничает и чем-то недоволен. В этот период времени психологи рекомендуют разговаривать спокойным тоном так, чтобы до малыша дошла главная мысль – так поступать плохо. Если ребенок ударил по лицу, рукам, животу, нужно обязательно указать ему на то, что маме или папе от этого больно и неприятно, а затем детской ручкой погладить место удара. Со временем такая тактика приведет к тому, что малыш вместо агрессии будет выражать по отношению к родителям ласку.

Нередко ребенок в 2 года бьет маму или папу из-за избытка энергии. В этом случае нужно правильно распланировать его день, где достаточное время будет отведено под активные и подвижные игры. Особенно это касается неусидчивых и гиперактивных малышей, которые не могут долго сидеть на одном месте. Помимо этого нужно отводить достаточно времени для спокойных игр и дел, которые будут вырабатывать прилежность.

Если ребенок бьет маму, как себя вести?

В зависимости от причин агрессивного поведения и возраста ребенка можно выделить следующие пути решения проблемы:

  • Остановить и дать понять ребенку, что так делать нельзя
  • Со строгим выражением лица и стальным голосом объяснить ребенку, что такое поведение неприемлемо
  • В ответ на попытки ребенка вас ударить ни в коем случае не унижайте и не оскорбляйте его
  • Не доводите ребенка до истерики своими нравоучениями. Ваша речь должна быть строгой и лаконичной
  • Объяснить ребенку, что вам неприятно и больно
  • Если попытки ударить вас повторяться — не позволяйте ребенку это сделать, удержав руки
  • Показать ребенку, каким способом он может выразить свои эмоции. К примеру, можно прижать к себе, поцеловать

Нельзя притворяться плачущим или делать вид, что вам очень больно — это обман. Ребенок может расценить ваш поступок, как игру. И как следствие — повторить свое поведение

Необходимо отвлечь внимание ребенка на что-либо другое. К примеру, если ребенок пытается вас ударить из-за того, что вы не пускаете его на качели, которые заняты — обратите его внимание на проезжающую машину или бегающих рядом детей
Нельзя запрещать ребенку слишком многое

Запреты должны быть, но в разумной мере. Старайтесь находить компромиссы. К примеру, если ребенок очень хочет смотреть мультики, то договоритесь о просмотре лишь одной его любимой серии

  • Научитесь слушать своего ребенка. Возможно, ему просто не хватает внимания
  • Проанализируйте режим дня ребенка. Возможно, он просто слишком устает: мало спит, мало бывает на свежем воздухе
  • Ребенку более старшего возраста необходимо объяснить, что с ним происходит. К примеру, он должен знать, что злость — это нормальное чувство, но испытывать его нужно иначе: нарисовать злость, побить детскую грушу
  • Если ребенок старшего возраста продолжает драться — нужно выработать систему наказаний, которой будет придерживаться вся семья. Главное действовать последовательно: объяснить, предупредить, наказать

Для чего нужна злость

Действительно, если злость — это естественная эмоция. Если ее не нужно подавлять, что же делать, когда ребенок злится? Давайте разбираться.

Злость и гнев — нормальные защитные реакции человека. Они говорят нам, что что-то не так. У ребенка всегда в основе раздражение. Он устал, проголодался, хочет спать или намочил штанишки. Это реакция на нарушение личных границ, на дискомфорт или опасность. Без нее мы бы не заметили всех указанных факторов.

Злость нужна для самозащиты, отстаивания своих прав, она указывает, что какая-то очень важная потребность не была удовлетворена, она является огромным ресурсом в достижении цели, преодолении препятствий.

Поэтому важно научиться осознавать злость, выражать ее безопасно, социально приемлемо, кроме того, выносить пользу из этого очень полезного состояния души

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector