Мышление будущего: девять способов заставить мозг работать на нас

Содержание:

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

  1. Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
  2. Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
  3. Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
  4. Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
  5. Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
  6. Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
  7. Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
  8. Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.

При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.

Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.

При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.

Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.

Что такое позитивное и негативное мышление и чем они отличаются

Мыслить позитивно — не значит искоренить из своей жизни негативные эмоции совсем, как часто советуют эзотерические учения. Неприятности все равно случаются, и запретить реагировать на них невозможно и даже вредно для психики. Зато вполне реально находить в ситуации плюсы, уроки и возможности. Возьмите пример с американского изобретателя Томаса Эдисона, который говорил: «Я не потерпел неудачу. Я лишь узнал 10000 способов, которые не работают».

Суть позитивного мышления — это умение находить в любой момент жизни повод для радости и воспринимать неудачи рационально, анализируя причины и принимая, как ценный опыт.

Дэн Кэннеди, американский бизнес-тренер и коуч, автор бестселлера «Как преуспеть в бизнесе, нарушая все правила»: — Формировать позитивное мышление  действительно полезно и желательно. Но слепой, упрямый оптимизм на пустом месте — это глупость.

Сила позитивного мышления неоспорима. Оптимисты продуктивны и больше зарабатывают (Journal of Career Assessment, 2008 год). Люди с позитивным восприятием жизни реже болеют — это выяснили более 30 лет назад психологи Лоренс Шейер и Чарльз Карвер (Health Psychology, 1985 год).

Позитивный образ мышления делает более успешным не только самого человека, но и его подчиненных. В книге Profit from the Positive Маргарет Гринберг и Сении Меймин рассказывают об исследовании, проведенном на группе из 53 менеджеров. Когда их руководители были в хорошем настроении, то команды работали эффективнее и демонстрировали более высокие продажи.

Преимуществ у позитивного мышления еще много: можно наслаждаться жизнью, интересоваться новым, быть здоровыми, бодрыми и уверенными в себе, хорошо выглядеть и добиваться успеха.

Негативное мышление — это низший уровень развития мышления. Чем оно сильнее, тем больше проблем в жизни человека. В отличие от позитивного, негативное мышление влечет за собой опасные последствия. Нежелание узнавать новое и неготовность к изменениям, недовольство настоящим, ностальгирование по прошлому, ожидание худшего, жадность, осуждение окружающих. Негативно мыслящий человек никогда не знает, чего конкретно он хочет — его всегда все не устраивает.

Какой путь выбираете вы? Ответ вроде бы очевиден, но как научиться не замечать негатива? Существуют ли какие-то методы развития позитивного мышления?

Читать по теме
позитивное мышление незаменимо для поиска вдохновения и генерации новых идей.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Конкретно-действенное мышление

Этот вид мышления подразумевает решение конкретных задач, которое не противоречит условиям выполнения. Его еще называют техническим, и развивать его нужно людям, работающим практически во всех направлениях. Развитие технического или инженерного мышления, как его называют, не требует выполнения сложных задач, для этого достаточно:

  • решать головоломки;
  • разгадывать кроссворды;
  • отгадывать загадки;
  • решать логические задачи.

Способность подразумевает грамотное сочетание мыслей и практического подхода, что важно для современного прогресса. Этот вид проявляется у человека первым, он отвечает за внимательность и наблюдательность

Как развивать логику: 5 эффективных способов

Как ни странно, но на вопрос: как развивать логическое мышление, ответ не так и сложен

Нужно просто научиться концентрировать внимание, включать память, мышление, анализировать события и делать правильные выводы. Предлагаем 5 простых способов, которые помогут развивать логику

1. Отгадывание загадок

Оказывается, разгадывать загадки в детстве нас простят не просто так. Они помогают нам решать первые логические задачки. Как развивать логику с помощью загадок?  Очень просто: можно начать с решения самых элементарных – «Пустые отдыхаем, а полные – шагаем». Ведь даже над такой простой детской «головоломкой» нужно подумать и прийти к выводу, что ответ – «сапоги». На таких элементарных примерах рождается логическое мышление.

2. Логические игры

Игр на логику очень много – кроссворды, судоку, ребусы и головоломки. Сегодня существует большое разнообразие настольных игр, рассчитанных на решение логических задач, выработку стратегий. Есть и древние, признанные всем миром игры на логику и аналитическое мышление – шахматы, шашки, нарды.

3. Математические задачи

В детстве все дети учат математику. Кому-то она дается лучше, кому-то хуже. Но всем она одинаково полезна. Она хорошо развивает логику. Решайте математические задачи, тренируйте мозг. Такая «пища для ума» нужна в любом возрасте. Для начала можно выбрать задачки попроще, постепенно переходя на более сложный уровень. Полезно порешать задачи из разных предметов школьной программы: геометрия, химия, физика.

4. Логические задачи

Как развить логику быстро и эффективно? Для этого существуют специальные логические задачи. В книжных магазинах легко найти книги с задачами на логику. Потренироваться с их решением можно и на специальных сайтах с онлайн-тренажерами. Там вы пройдете уровни от начального до продвинутого, сможете отслеживать свой результат, зарабатывать очки и добьетесь основной цели – отточите мастерство логически размышлять.

5. Чтение детективов

Как развить логическое мышление, если не хочется решать задачи? Выход есть – читать детективы. Считается, что детектив – не самый высокохудожественный жанр литературы. Но зато он отлично помогает делать умозаключения на основе фактов, а точнее – улик, слов свидетелей, подозреваемых, опрашиваемых. Это и есть логика в чистом виде. Помните Эркюля Пуаро? Он всегда говорил о своих «серых клеточках», которые тренирует, вычисляя преступника. Попробуйте и вы стать следователем. Решите, кто злодей раньше, чем это сделает следователь.

Виды логического мышления

Логическое мышление имеет свои виды:

Образно-логическое – по-другому наглядно-образное. Подробнее про этот вид можно почитать в статье Виды мышления. Но именно с точки зрения логики, происходит представление ситуации в воображении и там же проходит процесс оперирования образами. Этот вид в среднем формируется у ребенка с 1,5 года.
Абстрактно-логическое – мыслительный процесс, который использует абстрактные категории, нематериальный предмет. Здесь происходит умозаключение, суждение, используется понятие.
Словесно-логическое – или вербально-логическое. Здесь, помимо мыслительных умозаключений, используются речевые конструкции

Оно важно во время выступлений, написания текстов, дискуссий и т. д

Узнать, насколько оно у вас развито, можно пройдя один из тестов по мышлению.

Специальные упражнения и методики

Шахматы

Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.

Ребусы, головоломки и логические игры

Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки

Настольные игры, развивающие логику и воображение

  • «Да-нетка». Ведущий загадывает слово или ситуацию, а игроки должны угадать её, задавая вопросы. Отвечать на вопросы ведущий может только «да» или «нет».
  • «Активити». Задача игроков — объяснить какое-либо слово или фразу с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и так далее. Описывая слово, запрещается использовать однокоренные понятия.
  • «Codenames: Кодовые Имена». Игроки делятся на две команды, перед ними выкладываются карточки с 25 случайными словами, объединёнными по определённым признакам. Каждому слову соответствует секретный агент другой команды, мирный житель или убийца. Капитан даёт игрокам подсказку — одно слово и количество карточек, объединённых этим словом (признаком). Игроки должны с помощью подсказки вычленить карточку со словом, означающим секретного агента. Цель игры — быстрее отгадать всех агентов чужой команды.

Методики развития нестандартного мышления

  • «Выход за рамки». Представьте, что вам необходимо решить проблему с помощью неограниченного количества ресурсов и возможностей. Придумайте варианты решения с учётом этого условия, а потом перенесите их на ситуацию, когда ресурсы ограничены, и подумайте, какие из вариантов полностью или частично применимы и в этом случае.
  • «Способ применения». Возьмите любой предмет, например, расчёску или шариковую ручку, и попробуйте придумать 100 разных способов её применения.
  • «Случайное слово». Сформулируйте проблему и попробуйте связать её с любым случайно выбранным словом из открытой наугад книги.

Когда абстрактное мышление не поможет

Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.

Социальная экономика

Антон Кушнер: как войти в 2021 год с крепким ментальным здоровьем

Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство , симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.

Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.

Ассоциативное и дедуктивное мышление

Ассоциативное мышление – тип способности, при котором один образ или действие вызывает появление в сознании человека следующий образ или действие – ассоциацию.

Ассоциативное мышление – неврожденное качество человека, оно строится на развитии в первую очередь творческих способностей. Чтобы проверить творческие способности, пройдите тест, которых много в интернете.

Ассоциативное мышление – элемент дедуктивного. Дедуктивное мышление – это оценка ситуации на основе общей картины. Дедуктивное мышление человек использует, когда решает упражнения на логику. Также приемы дедукции используются в раскрытии преступлений.

Какой бы вид способности мыслить вы ни развивали, важно сохранение позитивного настроения, тогда упражнения приведут к необходимому результату.

Онлайн-тренажеры и приложения для развития мышления

В век высоких технологий грех не воспользоваться достижениями научного прогресса. Есть масса крутых сервисов, с которыми тренировка мышления превратится в увлекательную игру.

Викиум

Викиум – сервис с онлайн-тренажерами для развития различных функций мозга: мышления, памяти, внимания, эмоционального интеллекта. Подберет вам индивидуальную программу занятий на основе тестирования. Тренажеры подходят для любого возраста и просты в использовании.

BrainApps

На платформе BrainApps вы найдете 52 тренажера для развития когнитивных функций мозга. Все тренажеры сделаны в виде игр, поэтому вам не придется скучать. Тренируясь по 20 минут в день, уже к концу первого месяца вы на 15 % улучшите свои первоначальные показатели.

Загадки да-Винчи

Всем известно, что величайший художник всех времен и народов знал толк в загадках. Поэтому в честь него и назвали это интересное приложение. В нем собраны лучшие логические задачки. Они разделены на несколько категорий: искусство, математика, история, логика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, но по мере их решения открываются новые.

Викторина “Что? Где? Когда?”

Приложение создано по мотивам легендарной телеигры. Вы сможете почувствовать себя настоящим знатоком и сразиться с другими участниками. Также есть возможность играть турниры с друзьями, придумывать свои вопросы. Приложение тренирует абстрактно-логическое мышление и развивает интуицию.

В уме

Отечественное приложение, в основе которого книга известного педагога С. А. Рачинского “1 001 задача для умственного счета”. В XIX веке ученики сельских школ запросто решали эти математические задачи в уме. А у вас получится?

Логическое мышление человека: для чего нужно развивать логику

Возможно, некоторые считают, что развивать логическое мышление вовсе не обязательно, прекрасно можно обойтись и без использования логических связей. Подобные суждения в корне неправильны. Ведь логическое мышление и деятельность человека неразрывно связаны между собой. Даже в обыденной жизни следует владеть навыками построения объективных цепочек. Например, люди в давние времена смогли сохранить жизнь, благодаря логике и наблюдениям – если их соплеменник съел ягоду и умер, то вполне логично, что другим эти ягоды употреблять в пищу не следует. Или же для первых садоводов и земледельцев подобные навыки были полезны, чтоб знать, что если, к примеру, посадить вишневую косточку, то, по логике вещей, вырастет из нее вишня и никак иначе.

Не будем рассматривать пользу строения мыслительных конструкций для руководителей или представителей технических профессий. Даже обычный дворник понимает, что мести пыль против ветра – абсолютно нелогично. Или же маляр, используя логические связи, не начнет покраску пола от двери к стене.

Поэтому логическое мышление человека играет далеко не последнюю роль в построении успешной карьеры, логика является залогом нормализации общения между людьми, возможностью отстоять и аргументировать свое мнение, а также осознавать истинность и объективность всего происходящего.

Тематика: Личностный рост, Развитие интеллекта

Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

понятие – предметы объединяются по признакам;

суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;

умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты

А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление

Для чего необходимо развивать системное мышление

Системное мышление позволяет человеку оценивать окружающие объекты и явления целостно. Оно полезно как в повседневной жизни, так и в узкоспециализированных областях. Системное восприятие помогает спрогнозировать исход событий и быстро добиться желаемой цели. Его часто сопоставляют с логическими умозаключениями. Однако без системного подхода логический анализ способен привести человека к заблуждению.

Развитие системного мышления подразумевает получение следующих навыков:

  • умение оценивать ситуацию критически;
  • способность видеть в происходящих процессах системную структуру;
  • возможность провести анализ системы и прогнозировать ее дальнейшее развитие;
  • выявление базовых элементов системы и взаимосвязи между ними;
  • развитие способности осмысления собственной деятельности;
  • использование синтеза и анализа в процессе генерации новых идей.

Люди, наделенные системным мышлением, обладают гибкостью, им удается встроить любую информацию в существующую картину мира. Еще один плюс такого типа мышления – устойчивость по отношению к манипуляциям и провокациям. Это позволяет всегда находиться в холодном уме и быстро принимать верные решения.

Зная, как развить системное мышление руководителя, человек может продвинуться по карьерной лестнице. Этот инструмент помогает беспристрастно анализировать поведение коллег и прогнозировать результат того или иного алгоритма работы. Людям с системным подходом удается находить небанальные пути решения сложных задач. Руководители часто применяют этот тип мышления при оценке компетентности персонала. Такой подход к созданию коллектива обеспечивает слаженную и эффективную работу предприятия.

Системное мышление необходимо для работы во многих отраслях, включая инженерию, логистику, политику, менеджмент и т. д. С его помощью решаются сложные исследовательские, производственные и жизненные проблемы. Окружающая действительность воспринимается реалистично, без искажений.

Цель развития системного мышления заключается в расширении собственного восприятия действительности. Умение находить причинно-следственную связь между предметами и событиями значительно улучшает качество жизни. Оно дает широкие возможности для самореализации и облегчает взаимодействие с окружающими людьми.

Наглядно-действенное мышление

Данный тип мыслительного процесса является продуктом левого полушария и состоит он в создании в сознании копии существующего предмета или объекта и выявлении его свойств и возможной пользы сначала в своем воображении для последующего применения в реальности. Для простоты можно представить маленького ребенка, который смотря на предмет и трогая его, представляет, куда он влезет, съедобный он или нет, можно ли его кинуть или ударить ним. Взрослые люди также используют данный прием, перебирая в голове возможные полезные свойства предмета, они представляют его в действии и делают предварительный вывод о пригодности его для такого использования. Это ярко выражается, когда взрослый человек ищет чем заменить недостающую деталь или из чего ее сделать.

Тренировка данного процесса происходит во всех играх, где просчитываются различные комбинации ходов, например в шахматах или шашках, но также есть и специально разработанные упражнения:

  1. Определение характеристик предмета – выберите один из предметов, лежащих в вашей комнате, и попробуйте представить его вес. После этого проверьте его по ощущениям, взяв в руки, и определите таким ли вы его представляли. Также мысленно определите его площадь и попробуйте выяснить соотношение с площадью вашей комнаты. Сколько таких предметов вместится в один слой, а как насчет объема? Если такими предметами забить всю комнату, сколько бы их получилось?
  2. Головоломки – как материальные, так и виртуальные головоломки помогают развивать наглядно-действенное мышление. Они заставляют сначала в воображении производить действия на несколько шагов вперед, а потом проверять результат на практике.
  3. Конструктор – не только желанная игрушка для детей, но и отличный способ придумать множество различных фигур и попытаться их собрать. Это отличная тренировка для вашего мозга, и чем больше деталей в конструкторе, тем лучше.
  4. Лепка фигурок – как и конструктор, помогает воплотить в жизнь ранее задуманный вами объект и попытаться сделать его именно таким, каким вы его себе представляли. Если у вас есть желание и время на такое занятие, обязательно попробуйте.

5 полезных советов, как развить логику

Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека, не прикладывая при этом больших усилий:

  1. Научитесь писать правой рукой, если вы – левша. И наоборот. Это упражнение способствует развитию навыков менее задействованного полушария мозга.
  2. Постоянная смена видов деятельности. На один вид тратьте ровно час, после истечения времени переходите к другой занятости. Быстрая смена вида работы поможет ускорить адаптационные мыслительные навыки.
  3. Читайте детективные романы. И старайтесь самостоятельно угадать преступника. Тем самым вы отлично поработаете над развитием собственной дедукции.
  4. Ежедневные прогулки на свежем воздухе способны улучшить не только логическое, а и все остальные виды мышления.
  5. Давайте объяснения своим действиям. Подвергайте анализу все, что вы делаете, просчитывайте варианты: что будет, если бросить дело незаконченным, каким вырисовывается окончательный итог работы и т. п.

Гибкость мышления

Мало кто задумывается над тем, что гибкость ума помогает нам жить. Психология утверждает, что гибкость мышления определяет, насколько быстро мы найдем решение той или иной задачи.

Развивают гибкость ума ещё в возрасте 2-10 лет, когда происходит развитие речи и мышления. Педагоги рекомендуют в этот период начинать изучение языков.

Гибкость зависит от того, каково развитие сознания и как развито воображение. Психология подтверждает, чтобы развить гибкость мышления необходимо использовать не только воображение, но и решать разные задачи.

Чтобы развить гибкость, помните такие правила.

  • Первое, не ограничивайте себя знаниями, что черное это черное, а белое это белое, методики развития мышления основаны на использовании воображения и выходе за рамки стереотипов для решения задания.
  • Второй пункт, который говорит об особенности развития мышления, основан на том, чтобы отказаться от своих принципов, ведь держась за них невозможно выйти за рамки в решении задачи.
  • Психология дает третий совет касаемо особенности развития мышления, который поможет повысить гибкость ума – это оставление позади прошлых побед и поражений.

10 фильмов, которые поменяют вашу реальность

Фильмы помогут в старшем возрасте сделать умозаключения для себя, совершить это будет проще, поскольку есть багаж знаний, полученный в процессе изучения психологии, философии и других наук. Имеют захватывающий сюжет и дают «взрыв» мозгу такие фильмы:

  • «Меняющие реальность»;
  • «Вне себя»;
  • «Эффект бабочки»;
  • «Тринадцатый этаж»;
  • «Области тьмы»;
  • «Люсси»;
  • «Время»;
  • «Начало»;
  • «Исходный код»;
  • «Превосходство».

Практически все фильмы развивающие мышление показывают то, что вполне реально в нашем мире, но с этим никто не сталкивался и не обращал на это внимание. Посмотрев подобные картины в виде тренировки можно использовать продолжение сюжета, но уже самому

Но это вовсе не значит, что фильмы подросткам смотреть нельзя, можно и даже нужно, но эффект будет скорее на уровне впечатлений, а не смысловой нагрузки.

Развить мышление может каждый, но для мозга, как и для тела поддержание формы напрямую зависит от тренировок. Всевозможные игры, собственные теории и умозаключения помогают давать необходимую нагрузку и развивать умственные способности.

Тренировка и развитие мышления

Чтобы улучшить гибкость мышления, воображение мало использовать одни и те же способы изучения данной темы. В подростковом возрасте подойдут задачи и методики, в старшем возрасте – фильмы.

Объясняется это тем, что в подростковом возрасте важно научиться искать выходы из сложных ситуаций, использовать для этого разные способы и приемы, методы. Такой подход помогает включить воображение, развить гибкость мышления, чтобы решить поставленные задачи

Чтобы тренировать собственное мышление попробуйте использовать такие приемы:

  • постройте логическую цепочку, которая заканчивается правильным умозаключением;
  • определите кратко и понятно для любого человека понятие, не используя слов-паразитов;
  • основываясь на предоставленных фактах, делайте правильное умозаключение.

Помимо того, что вы возьмете на вооружение такие приемы подключите специальные методики. Есть такие способы развития умственных способностей и мышления:

решение задачи на логику;
процесс восстановления соответствия;
логические игры позволяющие ускорить мышление, улучшить память и внимание ( игры «Мыслеголики», «25 букв», «Досье на прохожих», «Законы», «Новые понятия»).

Рассматривая методики и способы развития умственных способностей, отдельное внимание стоит уделить тесту IQ. Те, кому приходилось его проходить, прекрасно знают, что это не только проверка знаний

Это отличная тренировка для ума, которая позволяется проявить  нестандартное мышление, но при этом всё подкрепляется логикой.

Формы

Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же. Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей. Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.

Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.

Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:

  1. Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
  2. Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
  3. Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).

Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.

Структура логического мышления

Многие думают, что логическое мышление – это умение блестяще разгадывать головоломки и заковыристые задачки. Однако это не совсем так. Структура логического мышления включает в себя множество мыслительных навыков, таких как умение делать правильные умозаключения, емко аргументировать свою точку зрения во время полемики, конкретизировать, обобщать, анализировать и систематизировать приобретенные знания.

Логическое мышление человека делиться на три пункта: образное, словесное (вербальное) и абстрактное.

  1. Образно-логическое мышление. В основе данного вида мышления лежит визуализация задач и наглядный поиск решения. Проще говоря, образный вид по-другому можно назвать свойством воображения.
  2. Абстрактно-логическое мышление. Логические конструкции содержат абстрактные модели, то есть несуществующие в природе, нереальные предметы. Чтобы досконально овладеть данным видом мышления, индивиду необходимо уметь абстрагироваться от материального.
  3. Словесно-логическое мышление. Проявляется с помощью использования речевых конструкций. Для успешного вербального мышления необходимо не только построение строгих логических цепочек, но и грамотная связная речь.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector