Психологические игры и упражнения для взрослых

The Town of Light

The Town of Light рассказывает о девушке Рени, которая страдает от различных симптомов психического расстройства. Долгое время она провела в психиатрической лечебнице города Вольтерра, а теперь ей предстоит восстановить в памяти все те ужасные события, которые случились с ней в стенах этого здания.

Рени говорит о себе в третьем лице и все повествование она ведет сама. На самом деле, игрокам в The Town of Light предстоит не только прочувствовать проблемы человека с психическими расстройствами, но и узнать, в каких условиях когда-то содержались подобные пациенты и какие ужасы преподносил им медицинский персонал, давно позабывший о том, что он должен помогать, а не истязать.

Смотреть все скриншоты Town of Light →

Все скриншоты из Town of Light можно посмотреть здесь.

Нужно ли рассказывать о психических расстройствах через игры?

  • Лучше один раз увидеть — ТОП самых красивых инди-игр
  • Видео: 5 самых безумных психов-антогонистов из игр
  • ТОП игр на основе реальных событий — авария на Чернобыльской АЭС, гибель «Курска» и мистика на Урале

Игра на доверие «Слепой»

Следующая игра для студентов — на доверие, под названием «Слепой». Можете ли вы доверять своим друзьям? Вот сейчас и проверим. Выбирается один ведущий и одна, так сказать, жертва , а именно – слепой. Азарта и экстрима добавит то, если проводить эту игру вы будете где-нибудь в общественном месте – в парке или просто на природе. Слепому завязывают глаза, ведь он не должен ничего видеть, а ведущий выбирает ему из команды поводыря. Задача поводыря- вести за руку Слепого. Предупреждать, громко и четко, где через лужи перешагивать, обходить ямы и канавы- его прямая обязанность

Самое важное в этой игре — ощущение полного доверия между игроками. Недопустимы любого рода злые шутки, издевки, перебивания и подначивания — не забывайте, что человек ничего не видит, и может сильно пострадать, наткнувшись, например, на дерево или фонарный столб

Задача Слепого же в это время — не только внимательно слушать поводыря, но и отдаться своим ощущениям — настроится на четкое восприятие собственных органов чувств. Только с завязанными глазами мы начинаем по-настоящему ощущать щекотание ветерка по щекам и хруст веток под ногами. Психологическая задача данной игры во-первых обратить человека к его чувственному сознанию, во-вторых показать пример ответственности за другого человека.

Клубок

Упражнение «Клубок» — это простой тренинг, который позволяет добиться отличных результатов в сплочении подростков, приучить их к искренности, проявлению открытости во время общения с окружающими людьми.

Цели и задачи

Задача проведения психологического тренинга «Клубок» заключается в более близком знакомстве всех участников группы, сплочении коллектива, а также избавлении от страха быть услышанным большим количеством людей.

Необходxимое оборудование

Для выполнения данного упражнения потребуется минимальное количество предметов. Это стулья, на которые рассаживаются подростки, а также клубок из нитей. В летнее время года психологический тренинг «Клубок» может проводиться на свежем воздухе, что создает в группе атмосферу непринужденности, расслабленности.

Пошаговое описание

Упражнение «Клубок» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Дети рассаживаются на стулья.
  2. Преподаватель дает нить клубка одному из подростков.
  3. После этого ребенок должен рассказать свою биографию, а затем передать клубок другому участнику, продолжая удерживать нить.
  4. Передача клубка выполняется в хаотичном порядке.
  5. Каждый участник группы рассказывает о своей жизни, продолжая удерживать нить

После завершения упражнения все дети садятся в круг, а затем начинают распутывать нить, которая спуталась в процессе передачи клубка между участниками группы.

Психологические упражнения для детей подростков — это тренинги и интерактивные игры, которые направлены на развитие коммуникабельности, преодоление внутренних комплексов, повышение самооценки, выражение личностной индивидуальности.

Занятия данной категории проводятся в просторном помещении или на свежем воздухе в парке. Оптимальное количество участников психологического тренинга, входящих в группу, составляет 10 человек. Средняя продолжительность занятия варьируется от 20 до 35 мин. в зависимости от текущих условий задания. Все упражнения выполняются под руководством педагога или детского психолога.

Особенности и главные правила психологических игр

Как показывает опыт, наибольшую пользу приносят занятия психолога с юной аудиторией, если процесс происходит в виде увлекательной игры. Поданная в легкой форме информация способствует осмыслению некоторых аспектов психологии человека. Главное условие — проводить психологические игры должен опытный психолог, обладающий практическим опытом и необходимыми знаниями.

Общие базовые правила проведения психологических игр:

  • психологический тренинг подробно объясняется участникам игры, разъясняются все правила и требования процесса, часто на помощь приходят реальные события из жизни, приводимые психологом в качестве примера;
  • в продолжение психологического тренинга специалист внимательно наблюдает за состоянием каждого участника, старается поддерживать динамику на необходимом уровне, избегая превращения игры в скучное и нудное действо;
  • организатор обязан найти мотивацию, заинтересовать юную аудиторию, провести демонстрацию пользы психологического тренинга (на помощь опять приходят реальные происшествия из жизни);
  • разъяснить детям, что терпимое отношение к недостаткам и минусам окружающих и взаимоуважение — основная база к построению коллективной работы.

Завершающий этап психологических игр — коллективное обсуждение процесса, причем брать в нем участие должны все игроки. Психолог не должен навязывать свое мнение — ему отводится роль доброго наставника, способного решить любой конфликт или подсказать в сложной ситуации.

Психологические игры для детей, которые проводятся регулярно, позволяют добиться следующего эффекта:

  • научиться пребывать в коллективе, совместно работать;
  • положительно сказываются на собственном достоинстве;
  • значительно улучшают самооценку;
  • прививают уважение к окружающим;
  • учат уважать себя, свое мнение;
  • позволяют преодолевать проблемы и препятствия, принимать самостоятельно серьезные решения;
  • прививают навыки совместно работать с друзьями;
  • развивают сочувствие к окружающим.

В продолжение психологического тренинга для подростков ведущему необходимо создать дружественную комфортную атмосферу. Только от этого зависит, насколько раскованно себя будет чувствовать замкнутый, необщительный ребенок и удастся ли извлечь пользу из игры

Организатору важно правильно построить схему занятия, если на тренинг собирается новая группа с детьми, которым не пришлось раньше встречаться. Обязательно возникнет скованность, которую необходимо преодолеть, настраивая подростков на совместную работу

Шантаж

Неприятные чувства, испытываемые людьми во время игры, назы­ваются шантажом. Серия транзакций производится, чтобы получить распла­ту или шантаж.

Эти чувства используются как попытка изменить других. Конечно, иногда, если мы достаточно сильно страдаем, люди делают то, что мы хотим. У каждого из нас есть опыт того, как печаль или гнев на кого-нибудь — супруга или супругу, ребенка, родителя, начальника — застави­ли этого человека изменить свое поведение. Вымогательством мы на­зываем использование шантажа в целях изменить чье-либо поведение.

Детей шантажу учат родители. Мать или отец говорит: «Ты меня злишь, когда хлопаешь дверью», «Ты нервируешь меня своим свистом», «Я так беспокоюсь, когда тебя поздно нет дома», «Я так счастлива, когда ты пользуешься горшком». Так ребенку говорят, что он несет ответствен­ность за родительские чувства. Ребенок растет с искренней верой в то, что заставляет людей чувствовать. А спрашивал ли он себя, о чем они беспокоились, из-за чего нервничали и злились до его появления на свет?

Шантаж используется и по-другому. Если кто-то, например, живет по суицидальному сценарию и однажды решает, что убьет себя, «если дела пойдут совсем плохо», то он хранит свои отрицательные эмоции, собира­ет их, как будто это купоны на скидку (как в магазине: набираешь купоны и можешь получить сковородку за полцены или бесплатно — так и тут — набираются купоны — эмоции или марки по Э.Берну), и как только накопит их «доста­точное» количество, может покончить с собой (купить сковородку).

Эти купоны или марки могут множиться разными способами. Человек может играть в игры, в которых получает пинок под зад и чувство униженности; может искать, что такого плохого происходит в мире, вроде войны в Сирии или расту­щей инфляции; может ворочаться без сна в постели, вспоминая все несча­стья, происходившие с ним в жизни; вспоминает, что мама его не любила, а папа никогда не играл с ним; может проводить свое терапевтическое время, вытаскивая на свет божий все более и более печальные воспоми­нания. Чтобы чувствовать себя достаточно печальным, он может даже напридумать себе несчастья. Например, вообразить, что жена ему изме­няет, хотя никаких тому доказательств не имеется.

Одна из целей терапии с помощью транзактного анализа — помочь пациенту избавиться от шантажа и заменить его хорошими чувствами. Хронически беспокойные люди заменяют беспокойство на энтузиазм. Хронически виноватые учатся избавляться от вины и наслаждаться жизнью. Хронически злые стремятся использовать гнев как предложение к действию, а затем избавляться от него.

Созависимые в треугольнике Карпмана

Здесь важно уточнить терминологию. Когда человек находится в позиции жертвы, он понимает, что от него не зависит ровным счетом ничего, и что он не может выбирать свое поведение в зависимости от ситуации

«Ну а что я могу сделать? Это все они!» В такой интерпретации становится очевидным, что все роли в треугольнике Карпмана – это три вида позиции жертвы.

Если подруга вам жалуется на жизнь, то тут все понятно – она находится в позиции жертвы. Преследователь также является разновидностью жертвы. Но почему? Если вы увидите того, кто требует, допекает, кричит и обзывает жертву, и спросите у него, зачем он это делает, то ответ, как правило, в таком случае вы получите примерно следующий: «Он сам обзывается, что мне делать?» («Он подводит нас всех всегда», «Он постоянно опаздывает», «Он не варит кашу» и т.д.). Когда Преследователь не понимает, что можно действовать иначе, он занимает позицию жертвы.

Тут очень уместно вспомнить выражение Перлза «собака сверху и собака снизу». «Собака сверху» подразумевает ситуацию, когда человек громко ругается, орет, то есть он кусается. «Собака снизу» — это ситуация, когда страдающая жертва кусает людей своей грустью, тоской, она воет с такой силой, что всем становится очень больно от этого.

Если вы попробуете поговорить со Спасателем на тему того, зачем и почему он этим занимается и стоит ли вообще это делать, то на вас может вылиться ненависть: «Человека преследуют, обижают, ему плохо, он страдает!» Спасатель также является заложником, он, находясь в роли Спасателя, превратился в жертву.

Анализ «игр»

Э. Бёрн писал: «основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс».

Рассмотрим некоторые психологические игры более подробно.

«Должник»- игра, основным тезисом в которой является: «если бы не долги, то…». Эта игра может нести серьёзные проблемы для человека, хоть тема денег и не несет собой каких- то глубинных трансформаций. Дело в том, человек относиться поверхностно к вещам, которые требую ответственного подхода. Если обратится к массовой культуре, то можно рассмотреть игру «Должник» на примере фильма «Шопоголик», режиссера П. Дж. Хогана. Главная героиня фильма, главная и абсолютно взаимная любовь которой – это походы по магазинам, живет в состоянии постоянно бегства от финансового инспектора. Когда героиня фильма (Реббека Блум) встречает мужчину своей жизни, ситуация с кредиторами заставляет лгать этому человеку. Ценой этой лжи становится потерянное доверие.                                       

«Ударь меня»- игра, участниками которой становятся люди с внутренними установками на роль жертвы. Например, в любой школе есть ученик без какого-либо авторитета, он становится изгоем и мишенью для всякого рода насмешек. Существует подвид этой игры, который называется «поношенное платье». Женщина делает все, чтобы выглядеть никчемной и жалкой, находит всевозможные причины, чтоб оставаться в «материальной яме». Такая женщина, как будто, притягивает людей и ситуации, помогающие ей продолжать эту игру. К примеру, женщина выходит замуж за человека, которого ей приходится содержать, и чтобы не происходило, будь, то рукоприкладство, моральные унижения или алкоголизм партнера, она находит всевозможные причины для того, чтобы продолжать эти «больные отношения».

«Какой ужас!» — игрок ищет причины выплеснуть эмоции другому человеку посредством жалоб. В этой игре всегда участвует три субъекта. Например, мужчина, женщина и подруга женщины, которой он плачется в жилетку, обсуждая несправедливые, по отношению к ней, действия и слова мужчины.

Любая психологическая игра — это, прежде всего, цепочка действий, имеющих предсказуемый ход. Ключевым моментом психологической игры является скрытая мотивация, это тот самый «крючок», который является пусковым механизмом для получения в процессе игры той или иной эмоции. Игрок, даже не всегда осознает, зачем совершает то или иное действие, но есть и те, кто действует осознано, с целью получить определенные эмоции и подпитаться энергией, как правило, это представители публичных профессий и хорошие провокаторы.

Анализ игр помогает пациенту понять участником, какой психологической игры он является, ответить на его главный вопрос: «почему так со мной происходит или почему это ситуация постоянно со мной происходит, как будто по циклической спирали?». А также найти выход из сложившейся ситуации. Иногда очень сложно выйти из состояния игры без посторонней помощи. Поэтому, человек как «наркоман» жаждет получения новых эмоций, иногда, в ущерб собственному здоровью.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры»;
  2. Кабрин Э. «Транскоммуникация и личностное развитие»;
  3. Макаров В.В., Макарова Г.А. «Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России»;
  4. Клод Штайнер. «Сценарии Жизни Людей. Школа Эрика Берна»;

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

The Cat Lady

Хотя поначалу мрачная история в конечном итоге несет позитивный посыл и даже заканчивается счастливым концом, в ней раскрыты темы самоубийства, умышленного самоповреждения и графические изображения тревожности.

Игра рассказывает об одинокой женщине средних лет, которая живет в квартире вместе с кошками, за что соседи прозвали ее кошатницей. У нее нет друзей и все, что она делает – играет на пианино. В один день она решает покончить с собой и принимает опасную дозу таблеток, но после этого попадает в странный мир. По сути, игра разворачивается на смертном одре главной героини в ее голове за мгновение до гибели.

Симптоматика

Существует множество способов распознать данное психическое заболевание. Игровой драйв – самый распознаваемый симптом. Человек, даже не находясь в процессе игры, представляет его очень детализировано. Он постоянно продумывает комбинации и стратегии, предвкушает успех и срыв крупного куша. Ему даже мерещатся звуки, обычные для игрового зала, казино, заставки компьютерной игры.

В процессе затянувшейся реальной игры у лудомана наступает игровой транс – его накрывает азарт, сопровождающийся:

  • тахикардией;
  • снижением концентрации внимания;
  • повышением давления;
  • болями в сердце.

Он забывает свои придуманные стратегии, рационализм исчезает, как и профессиональные качества игрока. Может возникнуть игровое истощение – острое стремление все бросить и уйти, победа уже не важна. Гэмблер начинает злится и проявлять агрессию на всех и вся, в том числе, на тех, кто умоляет его не играть.

Победа приносит синдром выигрыша, который характеризуется подъемом настроения, уверенности в себе, чудесной эйфорией и последующим желании повторить достижение. Но такое состояние на начальных стадиях болезни может длиться несколько суток, а далее – всего несколько минут.

Что касается симптома проигрыша, то игроман винит в нем кого угодно, кроме себя, пытается отомстить и даже ищет помощи у потусторонних сил. Он сначала агрессивен, а потом впадает в депрессию, у него пропадает аппетит и сон, могут сниться кошмары, а также возможны соматические нарушения.

При желании больше не играть, у зависимого человека начинается синдром отмены, который грозит:

  • проблемами с сердцем и сосудами;
  • отсутствием аппетита;
  • повышенным потооделением;
  • головными болями;
  • нарушение дыхания.

Причины всего этого – подавляемые позывы вернуться в игру

Создание терапевтического пространства онлайн

1. Еще до того как взять ребенка в терапию, я выясняю, могут ли быть выполнены непременные условия связи  (если хоть одно отсутствует, я не беру):

  • Устойчивый интернет,
  • Свой логин и пароль для ребенка (я в «Скайпе» работаю).
  • Камера (я не настаиваю на наушниках, кому как удобно, я сама часто работаю без наушников, мне удобнее без них).
  • Отдельная комната с закрытой дверью, куда никто не будет входить во время сессии.

2. Одежда. Как терапевт не выходит на сессию онлайн в домашней футболке, так и клиент должен «собираться» на сессию, даже если она проходит в его же комнате. Причем, взрослые клиенты (у меня по крайне мере) это делают по умолчанию, а дети часто выходят в домашней одежде. Поэтому я на организационной встрече обговариваю с родителями этот момент, предлагаю выделить специальную футболку, например, которую ребенок одевает только на терапию, или это может быть любая одежда, но так, как если бы они собрались ко мне в кабинет.

3. Так как я не могу предоставить маркеры, листочки, краски, пластилин, я предлагаю заранее такой набор организовывать перед каждой сессией. Не факт, что мы каждый раз будем этим пользоваться, но пусть будет под рукой, и пусть в момент сессии не лежат на столе тетрадки и учебники.

4. Ритуалы. С некоторыми детьми мы используем специальные ритуалы, что помогает символически начать и закончить сессию.

Тест детской апперцепции (CAT)Глубинная диагностика личности ребенка
8500 руб

ПОДРОБНЕЕ

С некоторыми детьми мы в самом начале делаем поделку «НЕ ВХОДИТЬ» (я как-то чувствую, нужно это или нет), которую они потом вешают на дверь во время сессии, кто-то пользуется ею постоянно, по мере необходимости

Некоторым детям важно убедиться, что их не слышно, когда они говорят. Тогда делаем так – они переключают звук с наушников на колонки, делают громкость обычного разговора, я начинаю что-то говорить (считать, например) они выходят из комнаты и закрывают дверь

Такой вот тест. Иногда, если вижу, что ребенок напряжен, я не жду , пока он додумается до этого теста, сама предлагаю так сделать. После этого сильно проще становится работать.

Ну и, если есть выбор комнаты где разместиться, хорошо, когда дверь в комнату находится за спиной клиента и я могу видеть её в камеру. Сколько раз было, что дверь не закрывается на замок! И не спасает ни табличка, ни договоренности — входит кто-то, кто забыл, кому очень надо  и т.д. Часто ребенок замечает, но иногда не замечает и не слышит (особенно, если надеты наушники и он увлеченно рассказывает что-то). Тогда я могу сказать, что в комнату кто-то вошел.

Настольная игра «Микадо»

Игра рассчитана на 2-8 игроков, от 5 лет и старше. Время игры — 15 минут. Тренирует концентрацию внимания, развивает мелкую моторику рук,  учит терпению и аккуратности.

Настольная игра состоит из палочек с разными узорами, которые в начале игры лежат на столе кучкой

Игроки по очереди осторожно вытаскивают по одной палочке из кучи, стараясь не задеть другие. Палочки с разными узорами приносят разное число победных очков

Игра носит диагностический и корректирующий характер, позволяющий повлиять на поведенческие моменты во взаимоотношениях.

Практическая апробация:

Игра была апробирована на занятии с тремя сестрами-близнецами, постоянно конфликтовавшими друг с другом. В начале игры сестры начали спорить. В процессе игры конфликт развивался

В момент их ссоры пришлось применить методику психологического приема: отвлекла внимание, ударив в бубен, затем предложила подумать, как можно пойти на компромисс, какие могут быть варианты разрешения конфликта. Девочки предложили: начать сначала или выбрать судью

Мы остановились на том, что выбрали судью – меня, педагога, взрослого человека, и игра дальше пошла более спокойно.

Второй вариант игры (более упрощенный) сестры сыграли идеально, без конфликтов и ссор, с уважением к мнению друг друга, обращаясь к авторитету независимой стороны.

Я старалась научить девочек радоваться друг за друга, радоваться чужим успехам больше, чем своим. На четвертом занятии девочки придумывали собственные правила игры. Следили за пальчиками друг друга и играли честно. Конфликтов уже не было.

Стадии игровой зависимости

Выделяют следующие 4 стадии зависимости от компьютерных игр:

Начальная стадия  – легкая увлеченность. Она наступает тогда, когда человек уже несколько раз поиграл, как говорится, «вошел во вкус». Такое времяпрепровождение дает человеку положительные эмоции

На этой стадии игра имеет ситуационный характер, человек играет эпизодически, только при определенных условиях, когда есть свободное время, но играть в ущерб чему-то важному он не будет.
Следующая стадия – увлеченность. Переход к этой стадии можно определить по появлению новой потребности – игры

На этой стадии человек уже играет систематически, а если нет такой возможности, то он может чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия.
И наконец, стадия зависимости. В пирамиде ценностей игра возводится на верхний уровень.Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.

Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.
Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.

Со временем (это может наступить через несколько месяцев или даже лет) наступает стадия привязанности. Игровая активность человека угасает, он начинает интересоваться чем-то новым, могут налаживаться социальные и трудовые контакты. Однако совсем «распрощаться» с игрой человек самостоятельно не может. Эта стадия может длиться долгие годы. Появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

Социально – психологические игры

а) игры первой степени, допустимые в обществе;

б) игры второй степени, не всегда приносящие серьезные проблемы, но игроки которых, вероятнее всего, будут скрывать это от чужих глаз;

в) игры третьей степени, в которые можно сыграть только один раз, и которые обязательно заканчиваются в зале суда, в реанимации или в морге.

В одном действии игры довольно тяжело совместить все элементы, сложно раскрыть весь ее потенциал. Таким образом происходит появление разного типа игровых пространств, которые акцентируются на определенном аспекте игры и ориентируются на ее определенные возможности.

В современной психологии эксперты разделили все игровые пространства на пять разных видов. В реальности они зачастую переплетаются друг с другом, однако, они все же представляют собой отдельные виды деятельности, обладающие своими законами создания, управления и развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector