Психодрама: что это

Содержание:

Техника проведения психодрамы

Хотите подробней узнать о техниках проведения психодрамы? Перед вами описания некоторых из них.

Магазин

Участники группы делят между собой роли продавцов и покупателей, впоследствие разыгрывая сценки конфликтов, ищут методы их разрешения. Берутся классические варианты возможных ссор, либо совсем нетипичные. Участники сами выбирают конфликт. При этой технике клиенту предлагается брать на себя разные роли, взаимодействуя с разными членами группы. Благодаря этому упражнению человек может научиться отстаивать свои интересы, находить компромиссные решения – без этого невозможно без проблем существовать в обществе.

Автобус

Игрокам предстоит образовать внутренний и внешний круг. Изображающие внутренний круг являют собой пассажиров, едущих без билета. Члены внешнего круга – контролеры. Им предстоит начать дискуссию: одни будут оправдываться, другие – стыдить, угрожать, входить в положение. Диалог даст возможность проявить свои индивидуальные особенности. После игры участники приступают к анализу собственного поведения и друг друга.

Предпочтительней, чтоб партнеры периодически менялись – каждому нужно испытать себя в разных ролях, проявить себя. Обратившись к психоаналитику, участники психодрамы, конечно, понимают, что страдают от тех или иных проблем, неуверенности, зажатости. Терапия и упражнения помогают побороть комплексы.

Люди, выступающие в образе безбилетного пассажира, обретают способность преодолевать боязнь перед контролером, доказывать свою позицию. Люди, изображающие контролера, приобретают умение говорить «нет», попадая в неудобное для них положение, сталкиваясь с навязчивыми просьбами. Если же они принимают доводы человека без билета, это говорит о том, что они учатся входить в положение другого, несмотря на предписания.

Семья

Одному из участников психодрамы разыгрывают сценку, естественную для его семьи. Перед этим он распределяет роли среди прочих участников. Упражнение помогает ему увидеть себя со стороны, с иной точки зрения посмотреть на ситуацию в семье, на их отдельных членов. После того, как игра подходит к концу, участники традиционно начинают ее обсуждение.

Монолог с двойником

Главный герой оказывается в центре круга, стараясь наиболее точно проанализировать и передать прочим жестами и фразами мысли и ощущения, которые он в настоящий момент испытывает. Спустя некоторое время за его спину становится двойник – он, используя жесты и мимику, сопровождает звучащий рассказ. Каждому члену группы рекомендуется применить на себя, как первую, так и вторую роль. Традиционно сцена завершается обсуждением произошедшего. Группа обсуждает, насколько понятно протагонист выразил свои эмоции, и сумел ли двойник понять их и правильно донести.

Это упражнение и его последующее обсуждение очень полезно – участники, включая зрителей, приобретают способность выражать и понимать свои и чужие эмоции

Осваивается важное условие саморазвития, приобретаются новые навыки общения

Методики периодически могут повторяться на следующих встречах с терапевтом. Не все участники сразу же способны понять собственные роли, вникнуть в позицию сценариста. Если вы испытываете скованность, зажатость, не можете до конца проанализировать, что именно испытываете, и чего ждете от себя и окружающих – психодрама сумеет вам помочь, высвободить чувства и эмоции, о которых вы могли даже не подозревать. Подходит для всех возрастов.

Упражнения

В психодраме есть домашние задания. Их дают родителям, чтобы те выполнили упражнения вместе с детьми и подростками, или сразу всем членам семьи.

Примеры упражнений:

«Пустой (или высокий) стул»

Для повышения низкой самооценки. Задание: главный герой (проблемная личность) в течение часа при активном общении с другими членами группы находится на возвышении, чтобы ощущать себя НАД всеми остальными.

«Идеальный не-Я»

Для разрешения конфликтной ситуации. Задание: один из членов группы должен сыграть не себя, а того, с кем он противоборствует, показывая его таким, каким бы хотел видеть. Второй смотрит и анализирует результат, принимая решение: может он таким образом измениться, чтобы исчерпать конфликт, или нет.

«Чудесная лавочка»

Рекомендуется для подростков (хотя для взрослых тоже полезно) для осознания своих истинных ценностей. Главный герой (проблемная личность) покупает в волшебном магазинчике всё, что ему нужно для счастья: мужество, любовь, карьеру. Но при этом должен чем-то заплатить (здоровьем, совестью, честью, отношениями).

«Один на один»

Упражнение для больших групп. Подойдёт для работы с детьми в саду или школе, а также для устранения конфликтных ситуаций в рабочих коллективах. Участники делятся на два круга — внешний и внутренний (в каждом одинаковое количество человек). Они движутся в разных направлениях. По сигналу психодраматерапевта останавливаются и разворачиваются лицом друг к другу. Те, кто оказался напротив друг друга, разыгрывают между собой определённую сцену (одинакова для всех). Например, пассажира и контролёра, продавца и покупателя, хозяина и собаки, мужа и жены. Затем все делятся впечатлениями.

Люди обычно охотно идут на психодраму, так как она позволяет им открыто высказаться и продемонстрировать себя в социуме (группе). Они получают оценку собственной личности не только со стороны психотерапевта, но и других людей.

Источники

  • Ron Y., Yanai L. Empowering Through Psychodrama: A Qualitative Study at Domestic Violence Shelters. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.600335; PMID:33868079
  • Purrezaian M., Purrezaian H. Group psychodrama for children with leukemia: A brief report. // J Psychosoc Oncol — 2021 — Vol — NNULL — p.1-6; PMID:33792511
  • Bodicherla KP., Shah K., Singh R., Arinze NC., Chaudhari G. School-Based Approaches to Prevent Depression in Adolescents. // Cureus — 2021 — Vol13 — N2 — p.e13443; PMID:33758723
  • Kushnir A., Orkibi H. Concretization as a Mechanism of Change in Psychodrama: Procedures and Benefits. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.633069; PMID:33708162
  • Orkibi H., Biancalani G., Bucuţã MD., Sassu R., Wieser MA., Franchini L., Raccichini M., Azoulay B., Ciepliñski KM., Leitner A., Varani S., Testoni I. Students’ Confidence and Interest in Palliative and Bereavement Care: A European Study. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.616526; PMID:33679532
  • Testoni I., Ronconi L., Biancalani G., Zottino A., Wieser MA. My Future: Psychodrama and Meditation to Improve Well-Being Through the Elaboration of Traumatic Loss Among Italian High School Students. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.544661; PMID:33536956
  • Pires N., Rojas JG., Sales CMD., Vieira FM. Therapeutic Mask: An Intervention Tool for Psychodrama With Adolescents. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.588877; PMID:33510672
  • Orkibi H. Creative Adaptability: Conceptual Framework, Measurement, and Outcomes in Times of Crisis. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.588172; PMID:33510671
  • Pugh M., Bell T., Dixon A. Delivering tele-chairwork: A qualitative survey of expert therapists. // Psychother Res — 2020 — Vol — NNULL — p.1-16; PMID:33315529
  • Aktas S., Pasinlioğlu T. The effect of empathy training given to midwives on the empathic communication skills of midwives and the birth satisfaction of mothers giving birth with the help of these midwives: A quasi-experimental study. // J Eval Clin Pract — 2020 — Vol — NNULL — p.; PMID:33283424

Игрушки, сказки, ролевые игры…

На наш взгляд, использование элементов и техник психодрамы способствует пробуждению и повышению мотивации ребенка к занятиям. В частности, одной из форм, способствующих не только увеличению интереса к занятиям, но и успешной работе, может быть психодрама с игрушками. В данном случае используются различные небольшие игрушки, которые играют роли, заданные ребенком.

Игрушки представляют ценный материал для анализа: имеет значение выбор той или иной вещи (ее размер, цвет, символическое культурное значение) и назначение игрушки на определенную роль. Несмотря на вовлеченность в игру, ребенок может дистанцироваться от происходящего, смотреть на него как бы со стороны, что позволяет обойти сопротивление ребенка к работе.

Использование игрушек имеет и другие преимущества: отсутствие необходимости в длительном разогреве, применение с детьми любого возраста, экономия времени

Последнее особенно важно в условиях школы или детского сада. Возможна работа с разыгрыванием как известных сказок (меняя их сюжет и окончание), так и сказок, сочиненных детьми

Поскольку, согласно теории ролей Дж.Л. Морено, человек может приобретать опыт посредством ролевого обучения, в образовании применим ролевой тренинг.

Ролевой тренинг — метод обучения, основанный на ролевых играх и имитационных упражнениях. Его тоже относят к форме психодрамы. Ролевой тренинг моделирует реальные трудности участников, которые можно преодолеть изменением моделей поведения. Это может быть поведение в ситуации общения детей и подростков со взрослыми или друг с другом.

«ИНТУИТИВНЫЙ МОЗГ, ТЕЛЕ И ПРИВЯЗАННОСТИ»

«Похоже, что нормальное функционирование мозга зависит от социальной системы вокруг нас. Нашим нейронам для выживания требуются нейроны других людей. Мы — социальные создания и наше мозговое кровообращение связано с кровообращением в головном мозге других людей». Д. Иглман.

Д. Иглман утверждал, что корни наших социальных навыков уходят глубоко в нейронные контуры. Чтобы выжить даже на самом примитивном уровне (субкортикальные мозговые структуры) и понять, кто является другом, а кто врагом, человек должен наблюдать за окружающими, делать выводы, исходя из слабых посланий, предоставляемых сенсорными данными. Нейронные связи формируются через интуитивные сети, которые мы приобретаем с рождения для того, чтобы чувствовать тех, кто находится рядом с нами. Самая освещенная область в нейробиологии интуиции называется авансценой. Это небольшая часть верхней теменной доли, расположенная в середине двух полушарий. Авансцена связана с эпизодической памятью, аудиовизуальной обработкой и сознанием. Основываясь на предыдущем опыте, вентромедиальная префронтальная кора и хвостатое ядро, которые обеспечивают быстрый анализ и поднимают тревогу, также связываются с интуицией.

Морено утверждал, что интуитивный мозг использует теле для того, чтобы описывать отношения. Его развитие в свою очередь зависит от доверия, установленного со значимым взрослым, в тот момент, когда ребенок переходит от органической плаценты к социальной. Согласно Фонсеке, опыт спонтанности между ребенком и значимым взрослым создает серию потоков между нейронами, орбитофронтальная кора, являющаяся чувствительной к значению выражений лиц и особенно к общению лицом к лицу, играет важную роль в развитии теле-чувствительности и будущей способности к эмпатии.

Морено, предлагая концепцию групповой психотерапии, аналогичную принципам функционирования мозга, утверждал, что человек без социальных связей является социальной выдумкой

Он завершил свою психодраматическую теорию социометрией и социодрамой и вышел за границы психотерапевтической системы, обеспечив нас глубоким знанием жизни, знанием о том, что болезнь и исцеление приходят от других людей, и что научиться важному можно только через отношения. Как написал Хайдеггер: «вам нужны другие, чтобы существовать, то, что делает вас вами, – это мир вокруг

Селф не может существовать в пустоте». Секрет узнавания смысла жизни, другими словами, здоровое развитие трансцендентной роли, состоит в открытии связей, в которых мы находимся, в диапазоне от микро до макро. Этот подход, имеющий дело со всеми аспектами жизни людей, также сделал возможным фокусироваться на патологиях индивидуума и взглянуть на них как на единое целое, не игнорируя здоровую часть.

Принципы психодрамы

Сам автор метода выделял следующие основные принципы психодрамы:

  • роли и ролевые игры (участники выбирают наиболее важную и актуальную для всех тему и распределяют роли);
  • спонтанность (психодрама всегда проходит по неумышленному и незаданному сценарию);
  • теле (процесс восприятия происходящего между всеми участниками процесса);
  • катарсис и инсайт (осознание пациентом своей проблемы через переживания всех участников).

Психодрама, в отличие от театра, всегда проходит без заранее запланированного сценария, и именно эта возникающая спонтанность помогает многим пациентам в результате психотерапии психодрамы, в том числе, избавиться от внутренних зажимов и вызванных ими неврозов.

Все большую популярность также приобретает детская психодрама для лечения невротических расстройств у детей, а также и для развития креативности и социальных навыков.

Психодрама и подготовка к экзаменам

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам наиболее востребована при работе с выпускными классами — девятыми и одиннадцатыми. В этой связи можно выделить следующие основные задачи: проработка и отыгрывание страхов, опасений, ожиданий, разыгрывание сюжета прохождения экзамена, поиск собственных личностных ресурсов.

Кроме того, как и в остальных случаях, включение психодрамы позволяет значительно повысить мотивацию школьников к активному участию в занятиях. Весомым преимуществом является предоставление возможности активизации спонтанности и творческих способностей учащихся. Успешно работают техники диалога (например, с экзаменом, страхом), обмена ролями, «шаг в будущее», «пустой стул». С тревожными группами, на наш взгляд, лучше разыгрывать сюжеты, в которых тема экзамена фигурирует в косвенной или символической форме.

К примеру, предлагается «снять фильм» или «подготовить выпуск газеты», посвященные сдаче экзамена и основным страхам и опасениям, связанным с ним. При этом «жанры фильма» или «газетные рубрики» желательно подготовить самому ведущему и предоставить их выбор участникам. На наш взгляд, желательно ввести дополнительное условие «счастливого окончания фильма» или «положительного текста статьи». Можно использовать форму ролевого тренинга. В группах с относительно низкой тревогой возможно проигрывание самой ситуации экзамена.

Упражнение «Шаг в будущее после экзамена»

Основано на работе Е.Л. Михайловой во время мастерской «Рождественская уборка» в 2013 году.

Ведущий. Ребята, сейчас, конечно, напряженный период. Но пройдет время, он закончится. Это (ведущий обозначает ленточкой границу на полу) временнàя граница. За ней то время, когда все экзамены сданы, когда вы сможете точно сказать «Уф, пережили!». Давайте перейдем ее.

Что здесь? Закройте глаза, рассмотрите картину, возникающую перед глазами. Какие образы к вам приходят? Какие запахи, звуки? Станьте одним из предметов, одной из ситуаций.

Кто вы? Отсутствие спешки? Булочка с корицей, заботливо купленная или даже испеченная мамой? Новые туфли? Выход новой игры, в которую можно будет играть без зазрения совести? А может быть,новое потрясающее знакомство? Очень мудрый преподаватель? Или веселая вечеринка? Располагайтесь в этом пространстве. Когда будете готовы, я прошу вас представиться.

Затем  ведущий  по  мере  готовности  участников расспрашивает, кто они. При необходимости помогает старшекласснику сделать роль положительной. В конце упражнения ведущий предлагает участникам из своей роли направить послание старшеклассникам. После этого участники «возвращаются» обратно —  переходят  границу,  а  ведущий  повторяет послания. После упражнения проводится короткий шеринг.

Упражнение «Опасения перед экзаменом»

Участники сидят в кругу. В центр круга ведущий ставит пустой стул.

Ведущий. Сейчас мы с вами найдем способы победить  страхи,  опасения  и  сомнения  перед  экзаменами.  Для  этого,  пожалуйста,  закройте  глаза, вспомните те опасения, о которых мы сегодня говорили, представьте себя одним из них. Какой вы? Как выглядите? Что делаете? Для чего вы нужны? Когда  будете  готовы,  откройте  глаза.  Когда  вы захотите рассказать о себе, встаньте и займите стул в центре круга.

Когда  один  из  участников  занимает  «место  опасения»,  ведущий  помогает  найти  положительные моменты, которые есть в этом опасении, помогает сформулировать стратегию, которая может это опасение  уменьшить.  Другие  участники  также  могут задавать  «опасению» вопросы. По окончании  проводится шеринг.

Упражнение «Фильм на тему экзамена»

Ведущий  заранее  заготавливает  карточки  с  названиями жанров кинофильмов: семейная комедия, фантастика,  приключения,  боевик,  мюзикл  и  др. Перед началом упражнения происходит деление на команды.

Ведущий.  Вы  —  съемочная  группа  и  снимаете свой короткометражный фильм. В вашем распоряжении любые ресурсы. Важные условия: в фильме должны  быть  отражены  самые  большие  страхи и опасения перед экзаменами, о которых мы сегодня говорили, и у фильма обязательно должен быть счастливый конец. Сейчас каждая команда вытащит из мешка карточку с жанром своего будущего фильма. На подготовку у вас есть … минут, продолжительность фильма — около … минут. Все ли понятно?

Во время проигрывания сюжетов ведущий может включаться  в  происходящее  посредством  техники дублирования.  По  окончании  разыгрывания  всех сюжетов проводится шеринг.

Варианты использования психодрамы в индивидуальной работе

Можно выделить три варианта использования психодрамы в индивидуальной работе:

1. Наиболее распространен вариант, когда терапевт большинство времени работает в разговорном жанре, но вставляет в него небольшие психодраматические кусочки, в тех местах, где они могли бы быть полезны клиенту.

Также есть следующие варианты:

2. Некоторые терапевты изначально договаривается с клиентом работать индивидуально только с помощью психодрамы. И тогда, они с начала до конца сессии, в пространстве кабинета делают психодраму аналогичную групповой, начиная с фокусирующего разговора и заканчивая шерингом. А т.к. классическая психодрама может требовать большего времени чем обычный психотерапевтический час, то в этом варианте, одна длинная психодраматическая работа может быть распределена на несколько сессий.

3. И есть вариант, когда терапевт предлагает клиенту работать в индивидуальной работе по структурированной схеме с небольшой психодраматической работой в середине: 1) разогрев и фокусировка, 2) психодраматическое действие, 3) шеринг, 4) рефлексия и совместный анализ психодраматического фрагмента. В этом варианте, важным этапом является анализ психодраматического фрагмента, на который выделяется достаточно времени, а это в свою очередь требует короткой психодраматической части.

Выбор того или иного варианта работы, не в последнюю очередь зависит от стилистических предпочтений психотерапевта и его профессиональной подготовки. Если же терапевт умеет и согласен работать в любом жанре, то они могут вместе с клиентом выбрать вариант опираясь на потребности и предпочтения клиента.

Базовые принципы психодрамы и их реализация в техниках

2.1. Принцип психодраматической реальности

психодраматической реальности

2.1.1. Примеры реализации принципа психодраматической реальности в психодраме

Отделение психодраматического пространства от пространства группыпостроения сценыПомощь протагонисту в погружении в психодраматическую реальность (построение сцены)

2.2. Принцип безусловного уважения к субъективному миру клиента (феноменологии клиента)

2.2.1. Примеры реализации идеи феноменологии в психодраме

Принципы создания и игры ролейвведения в рольВзаимодействие с протагонистом через дублированиедублированияТехника зеркалазеркалаОбращение с психодраматической сценой как с субъективным миром протагониста

2.3. Принцип сотворчества

2.3.1. Примеры реализации принципа сотворчества в психодраме

Совместность и равный вклад директора и протагонистаПоддержка активности и творческой энергии клиента

2.4. Принцип действия

на самом деле

  • Если сложность человека проявляется в диалоге с некими людьми, в психодраме мы предложим ему вступить в диалог с этими людьми, чтобы понять, что создает эту сложность.
  • Если человек боится оказаться в какой-то ситуации, то в психодраме мы будем исследовать его переживания, когда он оказывается в ней.
  • Если человек не умеет выражать переживания или мысли, именно это мы и предложим ему пробовать делать и будем смотреть, почему у него не получается.
  • Если человеку сложно «управлять своими переживаниями», то в психодраме мы будем стремиться создать сцену, в которой он сможет в этом непосредственно тренироваться.

само действие в психодраматическом пространстве часто обладает исцеляющими свойствами

2.4.2. Какими свойствами должно обладать хорошее психодраматическое действие?

Идентичность психодраматического и реальногоДействие должно проявлять сложностиПсихологическая правда действиярождаться изнутри, из переживаний, ощущений и инсайтов клиентаНахождение в зоне ближайшего развитияв зоне ближайшего развития

2.5. Резюме. Базовые принципы и базовые техники

Илл. Техники психодрамы опосредуют воздействие на клиента и в этом смысле защищают клиента от неверных интерпретаций, идей и действий директора.
  • принцип психодраматической реальности;
  • принцип первичности феноменологии;
  • принцип сотворчества;
  • принцип действия.
  • построение сцены (создание психодраматической реальности для решения терапевтической задачи);
  • введение в роль (каждая роль — это проявление субъективного мира протагониста);
  • дублирование (директор присоединяется к субъективному миру протагониста);
  • зеркало (психодраматическая работа следует за идеями и восприятием протагониста);
  • обмен ролями (организация взаимодействия ролей в субъективном мире протагониста).

Этапы

Психодрама — это сеансы разыгрывания различных ситуаций, которые показывают пациенту объективное положение дел, помогают принять верное решение и наладить связи с окружающим миром. Они представляют собой чётко организованное действие, в котором можно выделить основные фазы.

Этап 1. Разогрев

Чаще всего это двигательное упражнение или медитативная практика, заряжающая энергией и настраивающая участников на нужный лад (соответствует теме психодраматической сессии). От данного этапа зависит, насколько успешно пройдут все остальные стадии процесса. Основные цели: раскрепостить, стимулировать спонтанные реакции, сфокусировать на проблеме. Разогрев может быть направленным и ненаправленным, вербальным и невербальным.

Этап 2. Выбор протагониста

Проводится социометрический опрос, и психодраматерапевт на его основе выбирает лидера — человека, который на протяжении нескольких сеансов будет играть главную роль. В социодраме их может быть двое или трое.

Этап 3. Действие

Основное действие тоже раскладывается на этапы.

Стадия 1. Протагонист несколько раз проигрывает волнующую для него сцену, самостоятельно выбирая для неё участников из группы. При этом он пытается каждый раз менять сценарий, отвечая на вопрос: а что будет, если я поступлю так? а если по-другому? а что получится, если по-иному поведёт себя второстепенный герой драмы?

Стадия 2. Когда протагонист отыграл все возможные (с его точки зрения) роли в той ситуации, которая его волнует, контракт с ним разрывается. Его меняют на другого человека (скрытого лидера или звезду группы). И сценарий прогоняется ещё раз. Как показывает практика, спонтанность позволяет каждый раз открывать новые грани решения конфликта.

На этой стадии может возникнуть вопрос, а что даёт игра протагониста остальным участникам? Дело в том, что психотерапевт изначально подбирает членов группы с идентичными проблемами. То есть они видят «на сцене» собственную ситуацию. Второй момент — специалист старается, чтобы за два этапа основного действия в нём побывал каждый, внося в драматическую сессию свой вариант развития событий.

Этап 4. Шеринг

Заключительный этап психодрамы. Участники делятся своими эмоциями, чувствами, впечатлениями от того, что происходило. В нём выделяются две стадии.

Стадия 1. Я — в роли. Участники вкратце рассказывают, как они себя чувствовали на сцене, что дала им разыгрываемая психодрама.

Стадия 2. Я — в жизни. Каждый участник рассказывает собственную историю из своей жизни, которая идентична той, что только что была разыграна.

Стадия 3 (консервация). Я — в работе над ошибками. Каждым героем психодрамы делается вывод, что не так он делал в жизни, какие ошибки увидел с помощью разыгрываемой сцены и как он их может исправить в реальности.

Именно на стадии шеринга психодраматерапевт выходит из тени. Здесь он должен выполнить следующие задачи:

  • де-ролинг — помочь участникам выйти из роли и получить обратную связь;
  • восстановить их эмоциональную стабильность по окончании действия;
  • обеспечить им комфортное состояние.

Шеринг — основной этап психодрамы. Он может растянуться на несколько сеансов. Самое главное — дать высказаться всем участникам. При этом специалист заранее должен озвучить запреты, действующие в этой фазе: анализируя происходящее, категорически нельзя критиковать или высмеивать протагониста и других участников группы, делать им замечания, высказывать собственные суждения по поводу их игры. Весь процесс должен проходить на позитивной волне.

Методы

В психодраме участники исследуют внутренние конфликты , разыгрывая свои эмоции и межличностные взаимодействия на сцене. Сеанс психодрамы (обычно от 90 минут до 2 часов) фокусируется в основном на одном участнике, известном как главный герой . Главные герои исследуют свои отношения, взаимодействуя с другими актерами и лидером, известным как режиссер . Это делается с использованием определенных методов, включая зеркальное отображение , удвоение , монолог и смена ролей . Сессию часто разбивают на три фазы — разминка, действие и пост-обсуждение.

Во время типичного сеанса психодрамы несколько клиентов собираются вместе. Один из этих клиентов выбирается группой в качестве главного героя, и режиссер призывает других клиентов помочь главному герою в «исполнении», либо изображая других персонажей, либо используя зеркальное отображение, дублирование или смена ролей. Клиенты разыгрывают несколько сцен, чтобы главный герой мог проработать определенные сценарии. Это явно выгодно для главного героя, но также полезно для других членов группы, позволяя им взять на себя роль другого человека и применить этот опыт в своей жизни

Во время сеанса основное внимание уделяется разыгрыванию различных сценариев, а не простому обсуждению их. Все различные элементы сеанса (сцена, реквизит, освещение и т

Д.) Используются для усиления реальности сцены.

Три части типичного сеанса — это разминка, действие и обмен. Во время разминки актерам предлагается войти в состояние ума, в котором они могут присутствовать и осознавать текущий момент и могут свободно проявлять творческий подход. Это достигается за счет использования различных ледокольных игр и мероприятий. Затем, раздел действия сеанса психодрамы — это время, в котором происходят сами сцены. Наконец, в ходе пост-обсуждения разные актеры могут прокомментировать действие, исходя из своей личной точки зрения, а не в качестве критики, делясь своим сочувствием и опытом с главным героем сцены.

Ниже приведены основные психодраматические техники:

Отражение : главного героя сначала просят разыграть опыт. После этого клиент выходит из сцены и наблюдает, как другой актер вступает в свою роль и изображает их в сцене.

Удвоение : работа «двойника» состоит в том, чтобы осознать любые мысли или чувства, которые другой человек не может выразить, будь то из-за застенчивости, вины, сдержанности, вежливости, страха, гнева и т. Д. Во многих случаях человек не осознает этих мыслей или, по крайней мере, не может составить слова, чтобы выразить свои чувства. Следовательно, «Двойник» пытается сделать сознательным и придать форму бессознательному и / или недостаточно выраженному материалу. Лицо, подвергающееся дублированию, имеет полное право отказаться от любых утверждений «Двойника» и при необходимости исправить их. Таким образом, само по себе удвоение никогда не может быть неправильным.

Ролевая игра : клиент изображает человека или объект, который вызывает у него проблемы.

Монолог : клиент высказывает свои мысли вслух, чтобы развить самопознание.

Смена ролей : клиента просят изобразить другого человека, в то время как второй актер изображает клиента в конкретной сцене. Это не только побуждает клиента думать как другой человек, но также дает некоторые преимущества отзеркаливания, поскольку клиент видит себя изображенным вторым актером.

Психологические приложения

Психодрама может использоваться как в доклинической, так и в клинической сферах. В неклинической области психодрама используется в бизнесе, образовании и профессиональном обучении. В клинической сфере психодрама может использоваться для облегчения последствий эмоциональной травмы и посттравматического стрессового расстройства. Одно конкретное применение в клинических ситуациях — для людей, страдающих дисфункциональными привязанностями. По этой причине его часто используют при лечении детей, перенесших эмоциональную травму и жестокое обращение . Используя ролевые игры и рассказывание историй , дети могут быть в состоянии выразить себя эмоционально и раскрыть правду о своем опыте, который они не могут открыто обсудить со своим терапевтом , и отрепетировать новые способы поведения. Теория развития ребенка Морено предлагает более глубокое понимание психодрамы и детей. Морено предположил, что развитие ребенка разделено на четыре этапа: обретение личной идентичности (двойник), узнавание себя ( стадия зеркала ), вспомогательное эго (поиск потребности соответствовать) и признание другого человека ( стадия смены ролей). ). На этих этапах основаны отзеркаливание, ролевые игры и другие психодраматические техники. Морено считал, что с помощью этих техник психодрама может помочь людям продолжить свое эмоциональное развитие.

Выбор протагониста

Как правило, по окончании разогрева один или несколько участников проясняют для себя проблемы (с разной степенью уверенности и фокусировки), которые они бы хотели как-то исследовать во время этой сессии. В этот важный момент принятия решения, касающегося выбора роли протагониста (в переводе с греческого – «ведущий (или первый) актер», «прима»), участникам следует оказать поддержку. Затем следует выбор одного из претендентов на эту роль. Иногда бывает совершенно ясно, кто из них является главным претендентом (кто-то из кандидатов по своему эмоциональному состоянию больше соответствует этой роли, чем остальные), но может случиться и так, что несколько человек достаточно разогреты. Тогда при помощи специальных техник директор и группа выбирают одного протагониста на текущую сессию (за того или иного кандидата могут голосовать участники группы, претенденты могут решить между собой, кому из них в данный момент более необходима личностная работа, сам директор может выбрать участника, который, по его мнению, на сейчас больше остальных соответствует этой роли)

Вне зависимости от способа выбора протагониста очень важно, чтобы он получил одобрение и поддержку группы

Материалы по психодраме (последние добавленные)

Гриншпун И. Кандидатская диссертация / Психодрама и гештальт

Статьи о теории психодрамы

Гройсман А. Психодраматическая модель творчества по Морено

Статьи о теории психодрамы

Телеграм-канал и сайт «Лаборатория психотерапии»

Тексты, статьи, книги по психодраме

Морено Я. О техниках и компонентах психодрамы [eng-Video]

Видео- и аудиозаписи Дж. Л. Морено

Корниенко П. Онлайн-работа с психологической группой

Учебные пособия по психодраме

Kellermann Peter. Сборник разных статей по психодраме

Материалы на английском языке

Корниенко П. PG14 Онлайн-работа с психологической группой

онлайн

Корниенко П. Психодрама в индивидуальной работе

онлайн, психодрама в воображении, техники монодрамы

Михайлова Е. Пара узелков на изнанке разогревов

Статьи о практике психодрамы

Корниенко П. Основы психодраматической встречи

Учебные пособия по психодраме

Корниенко П. Базовые принципы психодрамы

обучение психодраме

Корниенко П. Психодраматическая работа с будущим

футуропрактика

Корниенко П. Работа с потерей

Статьи о практике психодрамы

Корниенко П., Психотерапевтическая работа с агрессией

Статьи о практике психодрамы

Корниенко П., Корниенко Н. Работа со стыдом и виной

Статьи о практике психодрамы

Что такое психодрама

Фото автора Laurentiu Robu: Pexels

Психодрама была разработана, а в дальнейшем и усовершенствована психиатром, психологом и социологом Д.Л. Морено. Она является методом групповой терапии, в котором обязательно используются драматургическая лексика, а также сценическая форма. В основе психодрамы лежит драматическая импровизация.

Важно понимать, что психодраму, как метод, отличает от разыгрывание сценок, одна характерная особенность: в его основе находится, так называемый ролевой репертуар индивида. По сути человек, если так можно выразится, «проигрывает» исключительно свою роль, которая включает в себя его сценарии, эмоции, поведение, и тд

Проще говоря, если человек вспыльчивый, он не будет играть роль спокойного и уравновешенного, так как в данном случае он «примерит» на себя чужую роль, и соответственно не сможет проиграть свои переживания и негативные мысли.

Или, если в разыгрываемой сценке у клиентки, в реальной жизни, мать, не склонна к вниманию и заботе, второстепенное «Я», которое будет играть роль матери, не сможет демонстрировать заботу и внимание. Иначе обыгрывается уже совсем другой «персонаж»

Разыгрываемы сцены могут изображать, например:

  • воспоминания о травмирующих событиях;
  • ситуации, в которых, как говорится гештальт, остается открытым;
  • Проигрываются ситуации, адресованные в будущее, дабы человек, таким образом смог подготовить себя к предстоящим переменам и всевозможным рискам или спонтанным выражением психических состояний.

Важно отметить, что сцены, или максимально приближены к жизненной реальности проигрываемой ситуации, или внутренние процессы ментальности выводят наружу

Фазы развития психодрамы

Как и любое драматическое действие, психодрама имеет свои фазы развития:

  • Сплочение группы, установление контакта между ведущим и участниками . При установлении личного контакта между всеми членами группы выясняется также, кто станет субъектом психодрамы — протагонистом, обсуждаются роли в соответствии с обозначенной проблемой.
  • Драматическое действие . Главная роль — у протагониста, руководитель группы или директор наблюдает со стороны, управляя происходящим на втором плане. Разыгрывается проблема в ролях. Протагонист погружается в реальный мир проблемы, которая приобретает характер «здесь и теперь». Происходит «катарсис интеграции, очищающее восстановление» — так называл Морено финал психодрамы.
  • Рефлексия группы и протагониста . Каждый участник группы рассказывает о своих чувствах и переживаниях, возникших в процессе драматического действия, в это время протагонист получает обратный контакт, переставая ощущать себя одиноким в своей проблеме.

Проходя все фазы психодраматического действия, человек осознает, поглощается проблемой, но тут же ищет и находит пути ее решения, оставаясь при этом не одиноким на протяжении этого тяжелого субъективного пути, вплоть до катарсиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector