Влечение к смерти

Эрих Фромм

Американский социальный психолог и философ Эрих Фромм (1900-1980) занимает важное место среди представителей неофрейдизма. В отличие от Фрейда, он отворачивается от крайностей биологизации в понимании природы человека, а также от социализации этой природы, в чем он видит ошибку А

Адлера. Что касается последнего, то Фромм считает неправильным представлять человека как своего рода марионетку в руках общества.

Позиция Фромма сформулирована в экзистенциальном ключе; он фокусируется на бессознательных противоречиях человеческого разума, которые возникают сами собой в ходе реальной жизни, но разрешаются индивидом в процессе его жизни. Согласно Фромму, сущность человека — это противоречие между «непроизвольным выбросом в мир» и выходом за пределы своей биологической природы через способность «осознавать себя, других, прошлое и настоящее».

Отделение человека от животного мира порождает «экзистенциальные дихотомии», которые определяют особенность человеческого существования. Одной из таких дихотомий, например, является одновременная сила и слабость человека, который является частью природы, подчиняется ее законам, а также субъектом, наделенным разумом и способностью осознавать собственную беспомощность. Понятно, что человек силой обстоятельств попадает в такие ситуации, когда ему приходится принимать собственные решения; обдумывая альтернативы, он не всегда убежден в своей правоте и способности. Это неизбежно порождает в нем страх и тревогу, указывая на наличие еще одной «экзистенциальной дихотомии». Брошенный в этот мир в «случайное время и место» и случайно «выведенный из него», человек осознает неизбежность своей смерти, и это осознание сильно влияет на его духовную жизнь, создавая «экзистенциальную дихотомию», которая, очевидно, коренится в самой природе человека.

Психология умирания

Наблюдения позволили исследователям сделать вывод, что у каждого человека отношение к неизбежной смерти будет проявляться по-своему. Больше всего умирающих обычно пугает неопределенность и отсутствие четкого понимания о том, что ожидает за гранью земной жизни. Легче всего принимают известие о скорой кончине верующие

Перед лицом приближающейся смерти человек может осознать, что не успел осуществить что-то важное или открыть в себе новые грани личности

Наиболее общую модель принятия смерти предложила американский исследователь Элизабет Кюблер-Росс. Долгое время она наблюдала за поведением смертельно больных людей и сформулировала основные стадии психологического восприятия.

Отрицание

Отрицание факта скорой смерти – защитная реакция психики человека на тяжелое известие. На этой стадии человеку может потребоваться некоторое время, чтобы осознать происходящее и сформировать эмоциональный отклик на ситуацию. Насколько продолжительным станет период, зависит от психологических особенностей каждого конкретного человека. Стадия отрицания может продолжаться до самой смерти или перейти в следующую фазу.

Гнев

Когда человек осознает известие о своей скорой гибели, очень частой реакцией становится злость. Мысли все время обращаются к несправедливости происходящего, что может проявляться в неконтролируемом гневе и агрессии. Все эмоции, которые испытывает умирающий, проецируются на его ближайшее окружение. В этот период близким необходимо быть терпимыми и понимающими.

Торг

Попытки договориться с судьбой – одна из очень распространенных стадий перед лицом неизбежного ухода из жизни. Умирающие приносят различные обеты в надежде, что это позволит отсрочить финал. Когда сбывается одна «сделка», человек может перейти к другой.

Депрессия

Когда попытки торга с болезнью перестают занимать мысли умирающего, его может настигнуть состояние безысходности и отчаяния. Период депрессии каждый переживает по-своему. Некоторые больные обращаются к самоанализу и задают себе вопрос о том, насколько правильно они прожили собственную жизнь. При этом человек остается достаточно открытым и готов обсуждать свои мысли с близкими людьми. Но существует и другой сценарий, когда умирающий погружается в нелегкие думы и замыкается. Родственникам редко удается добиться от него ответных реакций.

Смирение

Принятие неизбежного становится последней стадией перед смертью. Происходит полное отрешение эмоций и чувств. На стадии смирения умирающие много спят, а время бодрствования предпочитают проводить в одиночестве.

Как поддержать умирающего

Существует мнение, что не следует говорить умирающему о его скором уходе из жизни. В основе этого подхода лежит не только нежелание причинять умирающему дополнительные страдания и лишать надежды, но также теория, что мысли о смерти способны негативно повлиять на его состояние.

Психологи и психотерапевты сегодня уверены, что обсуждать приближающуюся смерть с человеком необходимо. В первую очередь потому, что каждый имеет право знать, что с ним происходит. Стремление утаить горькую правду позволяет оградить умирающего от душевных переживаний лишь на некоторое время. Рано или поздно человек все равно поймет, что уходит из жизни. Принять обман близких в такой ситуации будет гораздо сложнее.

Даже если до момента кончины человек не будет осознавать происходящее, у его родных может сформироваться чувство вины, которое будет преследовать на протяжении всей жизни. Избегая правды, родственники могут навсегда утратить возможность попрощаться с умирающим и решить важные вопросы в соответствии с его последней волей.

Вторая дуалистическая теория влечений

Итак, Фрейд противопоставлял либидо и мортидо как стремление к жизни и стремление к смерти.

Ученица психиатра Сабина Шпильрейн, опираясь на эту теорию, написала свою работу «Деструкция как причина становления», которая дала начало более углубленному изучению влечения к смерти. Шпильрейн проводит в своей работе параллель между мортидо и глубоко скрытым мазохизмом. Сабина считала, что тяга к разрушению собственной личности происходит из сидящей в глубине тяги к смерти

В докторской диссертации она обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению часто становится источником творческого и социального роста

Многие ученые и психологи (Шпильрейн, Юнг, Адлер, Шекель) занимались исследованиями в поисках ответа на вопрос о человеческом влечении к смерти, но только Зигмунд Фрейд смог собрать все их мысли и идеи в определенную концепцию и детально освятил тему во второй дуалистической теории влечения. В этой работе он смог раскрыть связь либидо и мортидо в психологии и впервые противопоставил их друг другу.

На основании работ Фрейда и Шпильрейн обрел популярность термин «деструдо», изучением которого впоследствии занялся Пауль Федерн.

Деструдо — это…

Что же такое деструдо? Это разрушительные действия человека, направленные на него самого или на окружающий мир. От инстинкта смерти его отличает только направленность и реализованность. Простыми словами мортидо — это инстинкт, а деструдо — конкретные действия или состояние. Деструдо можно использовать как способ расшифровать установку пациента и его состояние психики.

Определить точно настроенность человеческого поведения и его мотивы нельзя. К тому же не все ученые, психологи, врачи разделяют теорию о двойственности человека. Наивысшим способом проявления либидо по теории Фрейда является половой акт, а мортидо — убийство. Стоит признать, что так или иначе, оба этих инстинкт влияют на современного человека с той или иной силой.

Как распознать мортидо

Проявляется лихо и без затей. Первый видимый невооруженным глазом признак — депрессия. Не просто тоска и грусть. А тревога, от которой хочется умереть. Или от гнева убивать других. И все мысли только об этом — разрушении причины подавленного состояния. Оно имеет две формы выхода:

  1. Наружу: агрессия направлена во вне. К примеру, насилие: вандализм, разбои, теракты, убийства. Наружное проявление мортидо проявляется в желании уничтожить внешний объект личной ненависти.
  2. Внутрь. Наступает при отсутствии наружного выхода агрессии. В этом случае человек устремляет ее на себя. Налицо самобичевания, запои, наркомания всех форм разновидности и видов, суициды.

Либидо — это…

Большинство людей, услышав слово «либидо» понимают его как половое влечение к человеку, однако в этом слове кроется куда более широкое значение. В психологии либидо — это не только сексуальное желание, но и инстинкт поддержания жизни, и созидательная энергия.

Впервые термин был введен в 1868 году М. Бенедиктом. Тогда под ним подразумевалось лишь сексуальное влечение. В трактате же «Теория либидо» Фрейд представил влечение как центр идеи психоанализа. Фрейд утверждал, что из-за либидо развивается и растет человек, и именно оно является причиной для поступков и желаний. Автор разделил либидо на три составляющие: влечение, импульс и объект. Связав воедино сексуальные желания и половые связи, можно говорить о единстве объектов влечения.

Во второй дуалистической теории влечений психоаналитик Фрейд противопоставил либидо и мортидо в психологии. Это дало старт исследованиям инстинкта смерти и деструдо. Он стал рассматривать жизненную энергию, лежащую в основе сексуальных желаний. Автор не связывал термин только с сексом, а старался понять его в более широком смысле, анализируя и любовь, и страсть. Фрейд считал, что если копящаяся энергия либидо не находит своего выхода, она может привести к психическим расстройствам.

В то же время Карл Юнг максимально отдалился от понимания под словом «либидо» сексуальных желаний и проводил параллели с ци и праной, пытаясь найти объяснение в образе жизни менее развитых народов.

Откуда берется страх смерти

С физиологической точки зрения возникновение при панических атаках страха смерти вполне объяснимо. На фоне постоянных стрессов происходит резкий выброс в организм большой дозы адреналина. Это так называемый гормон страха, который помогает человеку спастись в экстремальной ситуации. Из-за этого в организме сердце и все органы работают в ускоренном режиме.

Возникают вышеобозначенные симптомы — сердцебиение, скачки давления, прилив жара и т.д. Насыщение крови кислородом из-за частого дыхания приводит к головокружению, тошноте. Часто человек не понимает, что с ним происходит в момент панической атаки. Самым простым объяснением внезапного ухудшения самочувствия является — я умираю.

В основе развития танатофобии лежат скрытые факторы, связанные с религиозными убеждениями, детской травмой, физическим или умственным переутомлением.

Также к причинам относят:

  1. Реальное столкновение со смертью для чувствительных людей может привести к развитию фобии.
  2. Страх потери контроля. Панические атаки невозможно контролировать.
  3. Неизвестность того, что ждет после смерти.
  4. Кризис среднего возраста.
  5. Постановка тяжелого диагноза.

Важным моментом является то, что для развития панического страха смерти у человека должны быть индивидуальные предпосылки. Обычно от такого расстройства страдают возбудимые, тревожные люди, которые склонны к чрезмерному волнению и беспокойству.

Нередко фобия развивается на фоне осложненной беременности. Пережив выкидыш или чуть не потеряв ребенка в родах, впоследствии женщина будет чрезмерно опекать сына/дочь. Беспокойство родителей — это нормальная и естественная реакция. Но когда страхи взрослых мешают ребенку полноценно жить и развиваться, здесь можно говорить о развитии патологии.

Если вы страдаете от панических атак, страха смерти — как бороться с этими состояниями? Самостоятельно никак. Помочь может только квалифицированный опытный врач.

Как распознать мортидо

Проявляется лихо и без затей. Первый видимый невооруженным глазом признак — депрессия. Не просто тоска и грусть. А тревога, от которой хочется умереть. Или от гнева убивать других. И все мысли только об этом — разрушении причины подавленного состояния. Оно имеет две формы выхода:

  1. Наружу: агрессия направлена во вне. К примеру, насилие: вандализм, разбои, теракты, убийства. Наружное проявление мортидо проявляется в желании уничтожить внешний объект личной ненависти.
  2. Внутрь. Наступает при отсутствии наружного выхода агрессии. В этом случае человек устремляет ее на себя. Налицо самобичевания, запои, наркомания всех форм разновидности и видов, суициды.

Пренебрежительное отношение к своему физическому и ментальному здоровью

Люди, склонные к саморазрушению, часто забывают о собственном теле. Они не занимаются спортом, не бывают на свежем воздухе, считая это пустой тратой времени. По правде говоря, они не любят своё тело, не любят физическую близость и связанное с ней удовольствие.

Что примечательно, они даже не стараются выглядеть лучше и как будто специально пренебрежительно относятся к своему телу, что является проявлением того, как мало себя ценят.

Если у них уже есть какие-то проблемы – даже не пытаются их как-то решить. Например, годами страдают от бессонницы, глотают на ночь успокоительные и снотворные, но не хотят докопаться до её причин, чтобы победить. Или, например, испытывают эмоциональный дискомфорт, но предпочитают терпеть, лишь бы только не идти к психологу.

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение. Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием. Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием “Введение в психоанализ”. Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Деструдо — это…

Что же такое деструдо? Это разрушительные действия человека, направленные на него самого или на окружающий мир. От инстинкта смерти его отличает только направленность и реализованность. Простыми словами мортидо — это инстинкт, а деструдо — конкретные действия или состояние. Деструдо можно использовать как способ расшифровать установку пациента и его состояние психики.

Определить точно настроенность человеческого поведения и его мотивы нельзя. К тому же не все ученые, психологи, врачи разделяют теорию о двойственности человека. Наивысшим способом проявления либидо по теории Фрейда является половой акт, а мортидо — убийство. Стоит признать, что так или иначе, оба этих инстинкт влияют на современного человека с той или иной силой.

Что это такое

Энергия мортидо является одним из двух фундаментальных движущих и мотивирующих факторов во всех проявлениях человека. Оно направлено на смерть и помогает отличать все незнакомое, опасное, возможно причиняющее боль, т.е. на субъективном уровне человек эти чувства проживает, как страх и потенциальную опасность, после чего все же делает выбор в сторону контакта с такой энергией.

Программа мортидо включается неосознаваемыми механизмами и имеет своё большое влияние, несмотря на обоснованность инстинкта стремления к выживанию. Возможно, именно поэтому в широком теоретическом поле такое понятие не закрепилось достаточно широко и крепко, а используется только в пограничных исследованиях, где у самого исследователя хватает смелости для соприкосновения со смертью и деструктивными тенденциями, а также возможности признать их необходимость и важную роль в формировании жизненного пути.

Игнорировать энергию смерти в психическом пространстве человека невозможно, поскольку даже на биологическом уровне она имеет подтверждения не только своего существования, но и непосредственного влияния на жизнь. Все виды проявляемой животной агрессии трактуются как проективные действия, на самом деле действующей программы самоуничтожения. Это базовый уровень проявления разрушительной энергии – физический, свойственный всем живым организмам.

По мере развития человеческого сознания мортидо начинает проявляться и на биологическом уровне, когда человек вгоняет себя в депрессию, попадает под влияние различных зависимостей, а также выбирает такой образ жизни, который ведёт только к деградации основных психоневрологических функций. При высокой доле проекции мортидозная энергия не присваивается и мало влияет на самого человека, зато начинает активно продуцироваться во внешнюю среду, запуская наиболее высокий уровень своего проявления – социальный.

Тут возможны как убийства, так и вербальная агрессия, неправомерное поведение, чрезмерные по своему эмоциональному накалу вспышки недовольства, а также намеренное разрушение социального строя, как безопасной системы для жизни всего вида.

Кодекс чести: самоубийство как долг

Если в европейской христианской культуре существует жесткий запрет на самоубийство, то, например, в синтоизме в Японии подобного никогда не было. По представлениям христиан, тело человека принадлежит сотворившему его Богу, и, лишая себя жизни, человек идет против его воли и совершает грех. В Японии же считалось, что тело человека принадлежит его родителям или господину и своим телом он должен им служить. Харакири, или сэппуку, — способ ритуального самоубийства, принятый среди самураев в Средние века и практиковавшийся до 20 века.

Поэтому ритуальное самоубийство практиковали, если сам господин приговаривал подчиненного к подобной казни. Если же самурая оклеветали, обвинив в предательстве, он мог прибегнуть к харакири, чтобы доказать таким образом свою невиновность и верность даймё.

Этот способ самоубийства представляет собой процедуру вспарывания живота, крайне болезненную и мучительную

Японцы считали, что живот является самой важной частью тела, в которой находится жизненный центр организма. Во время харакири человек эту жизненную силу ликвидировал

В японском обществе подобная казнь считалась почетной, это была привилегия исключительно самураев . Во-первых, человек лишал себя жизни сам, а не принимал смерть от руки другого. Во-вторых, подобные мучения — это испытание, которое самурай проходит с достоинством, умирая с честью. Если человека приговаривали к сэппуку, его семья не подвергалась гонениям, сохраняла свою фамилию и имущество.

Самоубийством можно было выразить преданность не только в Японии. Самосожжение вдовы после смерти мужа — обычное дело для многих древних индоевропейских обществ. В Древней Руси была традиция сжигать с телом хозяина его рабыню. Одно из наставлений Одина в «Речах Высокого» гласит: «Хвали жен на костре». В индуизме существует легенда о богине Сати, которая стала женой бога Шивы вопреки желанию своего отца. Отец Сати Дакша собрал богов на яджну — жертвоприношение, но не пригласил Шиву, демонстрируя таким образом свое отношение к браку дочери. Оскорбленная Сати, не стерпев унижения, бросилась в священный огонь и сгорела.

В Индии обряд сожжения вдов практикуется не везде. Индийское общество по-прежнему поделено на касты, и не все они поощряют столь жестокое избавление от вдов, поэтому здесь имеет значение социальное происхождение женщины. Обряд сати по большей части укоренился там, где существует запрет на повторное замужество, в высших кастах и среди тех, кто претендует на повышение социального статуса, например, в штате Раджастхан и некоторых округах штата Уттар-Прадеш. Считается, что подобный выбор женщина должна делать добровольно, однако не исключено, что община оказывала на вдову давление.

Поскольку в Индии замуж девочку готовы выдать уже в 6 лет, а разница в возрасте с мужем могла оказаться огромной, нередко случалось, что супруг умирал раньше. Индийская традиция предписывает вдове остричь волосы, снять нарядную одежду и облачиться в белое. Отныне ей не дозволено участвовать в празднованиях и есть она будет строго ограниченное количество еды в день. Семья могла отказаться от нее, и нередко вдовы были вынуждены спать на голой земле и просить милостыню.

Альтернатива такой жизни виделась одна, и с точки зрения индийской женщины она кажется многообещающей, ведь праведной жене при повторном рождении может посчастливиться шагнуть сразу через несколько ступенек инкарнации.

Терминология [ править ]

Стандартное издание работ Фрейда на английском языке смешивает два термина, которые в немецком языке отличаются друг от друга: Instinkt

(«инстинкт») иTrieb (« инстинкт »), которые часто переводятся какинстинкт ; например, «гипотезаинстинкта смерти , задача которой — вернуть органическую жизнь в неодушевленное состояние». «Это приравниваниеInstinkt иTrieb вызвало серьезные недоразумения». Фрейд на самом деле ссылается на термин «Instinkt», явно употребляемый в другом месте, и поэтому, хотя понятие «инстинкт» можно в общих чертах назвать «влечением», любые эссенциалистские или натуралистические коннотации этого термина следует отложить. В некотором смысле влечение к смерти — это сила, которая не является существенной для жизни организма (в отличие от «инстинкта») и имеет тенденцию денатурировать его или заставлять вести себя так, как иногда противоречит интуиции. Другими словами, термин «инстинкт смерти» — это просто ложное представление о влечении к смерти. Этот термин почти повсеместно известен в научной литературе по Фрейду как «влечение к смерти», и лакановские психоаналитики часто сокращают его до простого «влечения» (хотя Фрейд постулировал существование и других влечений, а Лакан прямо заявляет в Семинаре XI, что все влечения частично связаны с влечением к смерти).В современных переводах Фрейда «Пингвин» Триб иИнстинкт переводятся как «влечение» и «инстинкт» соответственно.

Трёхкомпонентная структурная модель психики

В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.

Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на созна­тельное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.

Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня. Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.

Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.

2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.

Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).

Эго ориентируется на причинные связи и рациональ­ность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.

Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.

3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.

Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.

Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».

В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневриро­вать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивос­тью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector