Одаренность
Содержание:
- Развитие одаренности
- Что такое одаренность
- Гениальность
- Крис Робинсон
- Признаки одаренности
- Вопрос 2. Модели одаренности
- Что такое одаренность
- Откуда берется одаренность?
- Талант погибает без трудолюбия
- Детская одаренность и потенциал развития
- Типы одаренности
- Определение одаренности и ее особенности
- 8 типов интеллекта
- Несколько рекомендаций родителям одаренных детей
- Заключение: почему важно определить одаренность ребенка
Развитие одаренности
Принято выделять два типа одаренности: ранняя и поздняя. В первом случае таких детей называют вундеркиндами. Их одаренность заметна уже в 2–3 года. Они рисуют как художники мирового уровня, разговаривают на нескольких языках, пишут стихи, производят сложные вычисления. Иногда таких детей еще называют индиго. Раньше всего себя проявляет одаренность в искусстве, особенно в музыке. Позже всего – одаренность в науке (открытия).
Известны случаи, когда одаренность проявилась в 16-18 лет. Согласно одной из теорий, в каждом одаренном ребенке словно записана программа, которая определяет, когда и какие способности проявят себя. Раньше «записанного» времени одаренность нельзя «вытащить». Однако многое зависит от условий воспитания. Если они будут неподходящими, то выдающиеся способности так и останутся нераскрытыми.
Какие условия семейного воспитания способствуют развитию одаренности:
познавательная активность родителей;
совместная деятельность родителей и ребенка;
совместное решение, обсуждение проблем, выходящих за рамки быта;
содержание обучения и развитие ребенка имеет больший приоритет, нежели отметки по учебе;
близкие, доверительные, теплые отношения с ребенком;
предоставление самостоятельности и поощрение инициативы;
внимание к ребенку;
вся семья признает ценность образования.
Нельзя воспитать одаренного ребенка в условиях гиперопеки, авторитаризма, попустительского стиля воспитания. Демократический стиль воспитания – оптимальный вариант.
Условия школьного обучения для развития одаренности:
- предоставление свободы;
- ориентация школьной программы на ближайшую зону развития (чуть сложнее актуальных возможностей, чтобы ребенок хотел преодолевать трудности, сохранял мотивацию и интерес);
- свобода в самовыражении, особенно в выражении мнения на уроках, оспаривании теорий и чьих-то взглядов.
Как в семье, так и в школе важно относиться к ребенку с уважением. Развитие и обучение одаренного ребенка всегда требует строго индивидуального подхода
За составлением индивидуальной программы сопровождения родители могут обратиться в ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум в школе или в детском саду. Или к штатному психологу. Одаренные дети должны обучаться в специальных центрах, школах с углубленным изучением отдельных предметов.
Что такое одаренность
Дадим определение понятиям «одаренность» и «одаренный». Одаренность – это, согласно определению из психологии, врожденное свойство психики, которое развивается в течение всей жизни индивида. Это выдающиеся способности, которые позволяют добиться больших, чем у других людей, успехов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренные дети – это ученики и воспитанники, которые выделяются на фоне других своими достижениями, действиями, суждениями, интересами, привычками. Или у которых невооруженным глазом видны предпосылки к выдающимся достижениям в одной или нескольких деятельностях.
Условия, влияющие на одаренность:
- генетический фактор, то есть врожденные предпосылки, задатки;
- социокультурная среда, условия развития;
- активность личности и тяга к саморазвитию.
Развитие одаренности зависит не только и не столько от врожденных характеристик (задатков), сколько от слаженных действий родителей и педагогов, активности самого одаренного. Без активной работы задатки не перерастут в способности, а способности не станут талантом, он не превратиться в гениальность. На 99 % одаренность зависит от социальных и психологических факторов. Одаренность и способности – это разные стадии одного и того же (задатков).
Так какова характеристика одаренности, это врожденное или приобретенное качество? И то и другое. Это врожденные задатки, которые под влиянием среды становятся приобретенными способностями, знаниями, умениями и навыками, которые обуславливают талант, а он одаренность. Без благоприятных условий она не разовьется
Особое внимание нужно уделить развитию способностей в детском возрасте, это сензитивный период
Что же такое одаренность? В психологии существуют два противоположных мнения. Одни психологи считают, что все индивиды от рождения являются одаренными и каждого воспитанника можно развить до этого уровня. Другие полагают, что часть людей имеет предпосылки к одаренности, их нужно найти и развить. Истина посередине: многие имеют склонность к потенциальной одаренности, но на практике реальные результаты показывают только некоторые из людей.
Некоторые воспитанники не могут раскрыть потенциал из-за внутренних барьеров или проблем в развитии, например, из-за заикания, конфликтности, стеснительности. Другие отстают в школьной программе, но дома сами организуют деятельность и добиваются в ней больших успехов. Если психологи, родители, педагоги помогут воспитаннику избавиться от барьеров, то он сможет раскрыть потенциал.
Гениальность
Подобное явление также связано с уровнем способностей человека. Тем не менее встречается оно в жизни довольно редко. С одной стороны, одаренность и гениальность – понятия, тесно связанные друг с другом. С другой – последнее из них представляет собой явление, выходящее за пределы верхних значений психической нормы. Именно поэтому люди с такими способностями встречаются в жизни очень редко.
Гениальность, несмотря на то что находится вне пределов нормы, вовсе не является болезнью или патологией. Просто способности человека в этом случае значительно превышают ту стандартную норму, которая принята в обществе. Они позволяют гениям добиваться успеха сразу в нескольких сферах деятельности. Кроме этого, такие люди, как правило, оказывают влияние на процесс развития человеческого общества. И если талантливый человек от способного отличается уровнем своих возможностей в количественном выражении, то гениальный обладает уже качественными различиями. Ведь он имеет высший уровень возможностей человека.
Гением можно назвать того, кто:
- обладает необычным восприятием окружающего;
- нестандартно мыслит;
- имеет высочайшую степень креативности, которая проявляется спонтанно, что позволяет новым оригинальным идеям рождаться естественно и просто;
- обладает интуитивным мышлением, опережающим рациональное.
Для гениальных людей характерны такие черты, как увлеченность и заинтересованность, что нередко переходит в одержимость. Они могут добиться успеха на любом поприще, причем благодаря не только одаренности и таланту, но и целеустремленности, упорству и трудолюбию.
Крис Робинсон
Однажды Крис Робинсон проснулся после яркого сна, в котором два самолёта столкнулись в воздушном пространстве. С того дня он якобы стал видеть будущее в своих снах. Кроме того, Робинсон может проснуться именно тогда, когда хочет и записать свои сны в дневник снов, который он ведёт.
Сам Стэн Ли (при помощи Дэниэля Браунинга Смита) провёл эксперимент с участием Робинсона. Он сказал Робинсону, что на следующий день они собираются отвезти его в 10 мест, и его задачей было увидеть эти места во сне. На следующий день Робинсон написал каждое место, которое ему приснилось, на отдельном листе бумаги и запечатал их в конверты. Когда они приезжали в какое-то место, они открывали конверт, и оказалось, что Робинсон угадал всё.
Конечно, результаты выглядят крайне подозрительно. Робинсона протестировали снова. На этот раз он должен был угадать, что организаторы положили в коробку. В течение 12-ти дней Робинсон раз в день угадывал, что было в коробке. Он угадал только два раза из 12-ти, что не доказывает существования у него психических сил.
Признаки одаренности
В педагогике принято говорить не «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности». Дело в том, что детская одаренность отличается от взрослой одаренности непостоянством, динамичностью признаков. Неожиданно все признаки могут пропасть, а ребенок, которого считали одаренным, становится среднестатистическим.
Признаки одаренности ребенка:
- высокий уровень выполнения деятельности;
- специфические стратегии деятельности (обеспечивают особую продуктивность и высокое качество);
- склонность все делать по-своему, поиск инновационных способов решения задач;
- выход за рамки первичных целей и особенностей деятельности при помощи инноваций;
- высокий уровень саморегуляции и самоорганизации;
- склонность тщательно анализировать задачу перед принятием решения, заниматься рефлексией;
- системное мышление (способность видеть предмет, проблему в условиях разных связей);
- способность структурировать деятельность, сворачивать и разворачивать узкие сферы знаний для поиска решений в нужный момент;
- легкость перехода к обобщению и интерпретации единичных предметов, явлений;
- способность быстро осваивать любой вид информации в той сфере, которая интересна ребенку;
- выдающиеся способности в чем-либо, например, феноменальная память, наблюдательность, способность в уме производить сложные вычисления и прочее.
Особого внимания требует мотивационная сфера ребенка. С раннего возраста одаренные дети отличаются склонностью к самообучению. Задача родителей, педагогов – создать условия, в которых ребенок сможет заниматься тем, что ему интересно.
Признаки выдающихся способностей в мотивационной сфере:
- повышенный интерес и восприимчивость к отдельным видам деятельности (физическая, познавательная, художественная и прочее) или к отдельным предметам и их свойствам (звуки, цвета, растения и т.д.);
- повышенная любознательность, добровольный выход за рамки установленных заданий;
- выраженная заинтересованность, одержимость каким-либо видом деятельности, предметом или каким-либо делом (упорство, трудолюбие, поиск проблем и их нестандартного решения);
- склонность к перфекционизму, совершенству;
- склонность ставить сложные цели, упорно добиваться их своим трудом;
- высокая самотребовательность.
Сами по себе названные признаки не являются строгими критериями одаренности детей. Более того, они часто встречаются не все или отличаются противоречивостью
Однако наличие хотя бы одного из названных признаков – это повод понаблюдать за ребенком, обратить на него особое внимание
Педагог А.И. Доровской определил развитие признаков одаренности по возрастам:
Заметить признаки можно в ходе наблюдения за ребенком в какой-либо деятельности. Для более точного определения способностей, которые заподозрили в ходе наблюдения, используют психологические опросники и другие методики.
Вопрос 2. Модели одаренности
Концепция одаренности, предложенная Д.Фельдхьюсеном, состоит из трех пересекающихся окружностей ядро, по его мнению, должно быть дополнено Я-концепцией и самоуважением. Она сходна с моделью Рензулли, но имеет свои особенности. Он в категорию общих способностей включает креативность, а его мотивация другого толка – мотивация достижения.
Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика (Ю.Д. Бабаева, А.И.Савенков и др.)
Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности включены факторы среды.
К таким, например, можно отнести модель Ф.Монкса – «мультифакторная модель одаренности». Ф.Монкс дополняет уже три традиционных пересекающихся круга Дж.Рензулли треугольником, обозначающим основные факторы микросреды: «семья», «школа», «сверстники».
Наиболее интересный вариант такого решения – «пятифакторная модель» А.Таннебаума. Он подчеркивает, что само по себе наличие выдающихся интеллектуальных, творческих качеств не может гарантировать реализацию личности вдеятельности. Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внутренние и внешние факторы:
-
- фактор общие способности;
- специальные способности в конкретной деятельности;
- специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые);
- стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа);
- случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужный час).
Немецкий ученый К.Хеллер считает наиболее эффективными в педагогическом отношении многофакторные модели одаренности. Долговременное исследование К.Хеллера по выявлению и специальному обучению одаренных детей построено на базе разработанной им многофакторной модели («Мюнхенская модель одаренности»). Одаренность понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности.
Высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения.
Модель включает:
Что такое одаренность
Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?
Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество
Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка
Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.
Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.
Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.
Откуда берется одаренность?
Есть две теории на этот счет. Одна гласит, что ребенок рождается с определенным набором способностей, который и предопределяет его судьбу.
На основе этой теории выросли мифы о «неспособности к языкам», «руках, растущих не оттуда», «арифметическом кретинизме» и тыды . На самом деле, очень привлекательная теория, снимающая с человечка и его родителей всякую ответственность . Короче — рожденный ползать летать не может.
Вторая теория, кстати, наиболее симпатичная автору, утверждает, что от рождения человек наделен задатками всех способностей (естественно, ограниченных физиологией человека. Летать, или впадать в анабиоз как лягушки зимой мы все же не сможем ).
И в идеале все поголовно могли бы стать Энштейнами, Ломоносовыми и Да Винчи в одном флаконе (ужас-то какой! ). Но в том-то и дело, что природа дарит нам только «семена» способностей, для которых надо подготовить подходящую почву, вовремя посадить, поливать и ухаживать. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Но все же иногда удается. И тогда в семье (или не в семье, это уж как повезет) растет НАСТОЯЩИЙ художник, математик, музыкант, экономист, краснодеревщик, ну или гениальный махинатор (как вариант ).
Развитие одаренности можно образно сравнить с тренировкой мышц в человеческом теле. У всех людей есть одинаковый набор мышц. Но у разных людей развиваются разные группы, а кое у кого отдельные мышцы вообще атрофируются .
Талант погибает без трудолюбия
И это известно практически каждому. Психологи выяснили, что если одаренный человек не будет регулярно работать над совершенствованием своих навыков, то рано или поздно он с ними распрощается. Талан необходимо постоянно «подкармливать» трудом, словно это какой-то домашний питомец или растение. В противном случае он попросту не будет развиваться, а в скором времени даже погибнет.
Попробуйте вспомнить свои школьные годы в доказательство этой теории. Наверняка, практически у каждого человека в классе был какой-нибудь вундеркинд или талантливая личность, которая могла стать действительно выдающейся. Однако негативное влияние со стороны сверстников или родителей рано или поздно загубило в ней желание развиваться. Человек предпочел вредные привычки тому, чтобы совершенствовать свои способности, в результате чего его талант погиб.
Детская одаренность и потенциал развития
Что такое детская одаренность в принципе? Прежде всего, это наделенность ребенка определенными выраженными способностями
Но не менее важно и второе условие – стремление ребенка проявлять эти способности в деятельности и вдобавок испытывать свои возможности в новых ситуациях
Детская одаренность предполагает творческий потенциал, который включает и высокий уровень развития познавательных процессов, и наличие способностей, и потребностно-мотивационные рычаги, и личностные особенности ребенка. Этот творческий потенциал может развернуться, если будут тому способствовать условия.
Но в реальной жизни встречается много преград, подавляющих потенциал ребенка. Например, творческие задатки малыша могут быть чужды данной семье: ребенок наделен музыкальными способностями, в то время как его родители мало интересуются музыкой и не обращают внимания на это направление развития. Или же родители, заметив смышленость малыша, заваливают его интерактивными игрушками, чтобы тот надолго увлекся игрой и не отвлекал их от собственных дел.
Нет смысла рассчитывать на то, что, если ребенку посланы особые способности, то рано или поздно они проявятся. Детская одаренность нуждается в поддержке со стороны взрослых, но для этого они должны быть более осведомлены в данной теме.
Особенности детской одаренности
Развитие неординарных способностей ребенка в большой степени зависит от условий, которые ему обеспечивают взрослые. И это вовсе не развивающие игрушки, детские пособия и пр., хотя и они приносят пользу. Речь идет об иных условиях.
Психологическая безопасность проявляется в уважении к ребенку как к личности, каким бы маленьким он еще не был. В запретах и одергиваниях, в критике и безосновательном ограничении самостоятельности таланты не развиваются.
Психологическая свобода обеспечивается тем, что взрослые не допускают каких-либо ограничений в выражении ребенком своих чувств и переживаний. Малыш имеет полное право злиться, если у него что-то не получается; прыгать от радости, что ему удалась поделка, пусть и ценой измазанного клеем стола (многие взрослые пытаются в подобной ситуации вызвать у ребенка чувство вины).
При изучении детской одаренности рассматривают как интеллектуальный, так и личностный компонент. На развитие таланта определенно влияют три фактора:
- Задатки, заложенные в самом ребенке;
- Условия среды (какие условия созданы в семье, отношения с родителями и другими значимыми взрослыми);
- Личностный фактор (мотивация, познавательная активность ребенка).
Важна открытость опыту и доминирование самооценки. Если дошкольник ориентирован на результат, который похвалят взрослые, открытие для него не состоится.
Психологи практически единодушно заявляют, что стиль воспитания, преобладающий в конкретной семье, также сильно влияет на развитие одаренности дошкольника. Если родители подавляют ребенка своей авторитарностью, или с чрезмерной заботой ограждают малыша от самостоятельных действий, они не дают возможности развиваться его неординарным способностям.
Типы одаренности
Ученые выделяют много видов одаренности, но основными называют следующие:
- Социальная – харизма, легкость в общении, качества лидера. Этот тип без проблем заводит новые знакомства, находит общий язык с людьми разных возрастов и чувствует эмоциональное состояние других;
- Интеллектуальная – высокое IQ, способность принимать быстрые и оригинальные решения в стрессовых ситуациях, наблюдательность. Дети с таким типом одаренности обычно умны в одном из предметов и связывают с ним дальнейшую жизнь;
- Креативная одаренность проявляется в богатом воображении и способности мыслить нестандартно. Зачастую такие малыши и подростки прекрасно рисуют, поют или находят себя в другом виде искусства;
- Психомоторная – ранее взросление и повышенный интерес к спортивным занятиям. Это будущие великие спортсмены;
- Академическая подразумевает склонность к идеальному запоминанию местности, информации, внешности людей. Чаще всего такие ребята заканчивают учебные заведения на раньше сверстников.
Одаренность может быть нескольких уровней. В первом случае ребенок показывает яркие способности в одном направлении, во втором — признаки таланта проявляются в 2–3 сферах деятельности. Бывает еще равномерная одаренность по многим предметам и выдающаяся в чем-то одном.
Но самый уникальный случай — абсолютные гении. Таких людей единицы за всю историю человечества.
Определение одаренности и ее особенности
Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.
Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.
8 типов интеллекта
Скорее всего существует гораздо больше типов интеллекта, чем представлено ниже. Говард Гарднер, профессор из Гарвардского Университета, выдвинул теорию множественного интеллекта, включающего в себя 8 аспектов:
Телесно-кинестетический: физические способности; подвижность; координация движений.
Внутриличностный: внутренние способности; самоосознанность или анализ собственных убеждений, эмоций, целей и мотивации.
Межличностный: взаимодействие с окружающими и понимание их — вербальное и невербальное общение; восприимчивость к чужому настроению и темпераменту.
Логико-математический: понимание абстрактных и сложных идей; дедуктивное мышление; определение паттернов; работа с числами.
Музыкально-ритмический: умение различать высоту звука, ритм и тональность; движение в такт музыки; создание, узнавание, отображение и воспроизведение музыки.
Натуралистический: связь с окружающей средой; выращивание натуральных продуктов (фруктов и овощей); природные навыки выживания; знание животных, растений и т.д.
Вербально-лингвистический: понимание и использование языка; вербальные и письменные навыки; изменение ритма, громкости и тона; память на лица и мелкие детали.
Визуально-пространственный: восприятие картинок и изображений; пространственное ориентирование; визуализация объектов.
Несколько рекомендаций родителям одаренных детей
Поведение детей с признаками одаренности заметно отличается от деятельности обычных, поэтому к ним нужен другой подход.
Советы родителям по воспитанию и общению:
- попробовать талант ребенка в разных сферах и направлениях, чтобы помочь найти себя;
- принимать нестандартное поведение как есть, не навязывать свое мнение и не пытаться переделать ребенка «под всех»;
- постараться найти близких по интеллектуальному и эмоциональному уровню детей, с которыми детсадовец или школьник будет чувствовать себя комфортно.
Одаренным детям трудно в обществе сверстников. Они часто замкнуты, стеснительны, витают в облаках, редко участвуют в забавах одноклассников. Все это может вызывать непонимание и насмешки других ребят. Задача взрослых – помочь ребенку адаптироваться в коллективе.
Поддержка и понимание – важная часть процесса воспитания одаренного ребенка. Талант, подаренный природой, нужно ценить, лелеять и развивать. Без помощи родителей гениальность может стать непосильным грузом для малыша. В одном случае признаки неординарности просто исчезнут, в другом — станут источником непомерных амбиций и приведут к краху.
Заключение: почему важно определить одаренность ребенка
«Правильное определение, четкое объяснение и постоянная поддержка помогут одаренному ребенку адаптироваться» – Гейл Пост, доктор наук Невзирая на все трудности определения умственных способностей, оно все-таки необходимо для развития ребенка. К примеру, определение того, что ребенок умственно отсталый может играть решительную роль в том, преуспеет он или же потерпит неудачу. Это также относится и к одаренным детям. Одаренные дети, чьи способности не удалось раскрыть, часто становятся предметом для насмешек и издевательств. Не стоит позволять, чтобы такое произошло. Более того, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном мирововом обществе. В первую очередь, одаренного ребенка необходимо поместить в правильную среду и позволить ему добиться успеха, на его условиях.