Музыка моцарта
Содержание:
- Как влияет классическая музыка на малышей
- «Эффект Моцарта»
- Воздействие музыки Моцарта на детей
- другие песни от: МОЦАРТ
- Музыка Моцарта слушать онлайн
- Моцарт. Реквием. Лакримоза.
- Влияние музыки Моцарта на физиологию людей
- Удивительные свойства музыки Моцарта. Интересные факты
- Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
- Доверчивая Америка
- Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
- Вундеркиндов не создашь искусственно
- Темп Барокко, громкость и голосовое сопровождение
- «Эффект Моцарта»
- Опровержение через опыт
Как влияет классическая музыка на малышей
Прослушивание классической музыки развивает умение воспринимать и ценить произведения искусства, «пропускать через себя» эмоции и ощущения от услышанного
Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей.
У ребенка, с раннего детства слушающего классическую музыку, лучше развиты творческие способности, внимание, воображение и абстрактное мышление. Ведь его ухо «приучено» улавливать различные музыкальные интервалы, долготу и высоту звуков.
Ученые выяснили, что музыка не только развивает детей, обогащает их внутренний мир, но и влияет на их здоровье, гармонизирует психологическое состояние
Результаты исследований показали, что младенцы, которые постоянно слушают классическую музыку, лучше справляются с неврологическими нарушениями.
«Эффект Моцарта»
В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах:
- первая слушала музыку Моцарта,
- вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар),
- третья – проходила тест в тишине.
Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых.
Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами:
- 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта.
- В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри.
- В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов.
О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.
Воздействие музыки Моцарта на детей
Моцарт – “самый подходящий» композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.
Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4 лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели» его творчества – в т.ч. и самые маленькие слушатели.
Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи – т.н. синапсы – уже сформировались.
На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями (“цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности.
На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула “революционную» гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге.
Из этого предположения (если оно верно) следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), – стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов.
Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами.
Ученые попросили маленьких детей – воспитанников одного из детских дошкольных учреждений Москвы – во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка.
Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.
другие песни от: МОЦАРТ
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:37Моцарт
Симфония 39, Finale. Allegro -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:05Моцарт
Amadeus★★/h.step★★ DUBSTEP -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:35Моцарт
ELVIRA MADIGAN k.467 -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:52Моцарт
Фигаро (Mario del Monako) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:24МОЦАРТ
Реквием — SEQUENTIA — Rex tremendae majestatis -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:28Моцарт
Музыка к Tomb Raider Underworld -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:09Моцарт
Концерт для гобоя с оркестром (часть 1) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:22Моцарт
Концерт для гобоя с оркестром (часть 3) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:00Моцарт
Концерт для гобоя с оркестром (часть 2) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:31Моцарт
Концерт для гобоя с оркестром -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:22Моцарт
концерт для гобоя С (3 часть) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:31Моцарт
концерт для гобоя -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:52Моцарт
Концерт для гобоя с оркестром -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:10Моцарт
Requiem (к/ф Револьвер) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:54Моцарт
Колыбельная(Спи моя радость усни)-музыка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:27Моцарт
Симфония №6, Часть 1, Музыка Ангелов (Гитарная версия) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:47Моцарт
Симфония №5,музыка ангелов -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:59Моцарт
Ария Царицы Ночи («В моей крови пылает жажда мести») -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:35Моцарт
Гавот -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:34Моцарт
Гавот -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
09:13Моцарт
Соната опус 15 До-мажор -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:22Моцарт
Соната ре мажор для двух фортепиано -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
09:47Моцарт
Соната для двух фортепиано До мажор -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:27Моцарт
Колыбельная Ля бемоль мажор -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:30Моцарт
Соната №11 Ля мажор 3 часть (финал) Рондо (Турецкий марш) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:38Моцарт
Концерт 1 для волторны с оркестром Ре-мажор Аллегро Моцарт. -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:27Моцарт
06-2 Menuetto (Соната для фортепиано Ля мажор, KV 331) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:20Моцарт
07-3 Rondo »alla Turca» (Соната для фортепиано Ля мажор, KV 331) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:15Моцарт
Дивертисмент Ре Мажор, 1часть -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:08Моцарт
В.А.Моцарт — Реквием ре минор (KV-626), часть №8 — Lacrimosa — Исп. Хор Венской оперы, Венский филар -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:02Моцарт
Реквием (dmb) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:08Моцарт
Реквием — Лакримоза -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:47Моцарт
Реквием Лакримоза Track 07 -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:07Моцарт
Реквием. Лакримоза. Равиль Мартынов -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:10Моцарт
Реквием Лакримоза -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:09Моцарт
Реквием-лакримоза -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:05Моцарт
«Реквием» — «Лакримоза» -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:47Моцарт
Реквием. Лакримоза -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:28Моцарт
Реквием (Лакримоза) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:07Моцарт
Лакримоза («Реквием») -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:30Моцарт
Реквием — Лакримоза -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:25Моцарт
Лакримоза (Реквием) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:09Моцарт
Реквием (Лакримоза) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:00Моцарт
Лакримоза (Реквием) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:04Моцарт
Реквием ре-минор( Лакримоза) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:00Моцарт
Реквием(Лакримоза) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:00Моцарт
Реквием. Лакримоза -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:15Моцарт
Ф.Шуберт ‘Аве Мария’ -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:37Моцарт
Маленькая Ночная Серенада Аллегро -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:36Моцарт
»Маленькая Ночная Серенада» Аллегро
Музыка Моцарта слушать онлайн
Влияние музыки Моцарта на душевное состояние и здоровье
человека
Классические произведения
композитора из Австрии – В.А. Моцарта, способны оказывать на публику
оздоровительное действие. В повседневной практике встречаются случаи,
подтверждающие полное выздоровление некоторых пациентов от неизлечимых
болезней.
Подобные факты уже давно стали
достоянием общественности, благодаря исследованиям знаменитых ученых, врачей и
психоаналитиков.
Насладиться классической
музыкой композитора можно на сайте your-melody.ru. Здесь также можно найти много других произведений от
мировых знаменитостей-классиков.
Приобщение детей к музыке Моцарта
Многие отмечают, что именно
Моцарт является подходящим композитором для ознакомления детей с прекрасным.
Ученые со всего мира подтверждают, что его музыка наполнена особой гармонией,
простотой и изысканностью, которые побуждают развиваться детскую психику,
интеллект и творческое начало. Другими словами, интеллектуальная
музыка действует на детей так:
- Улучшается мыслительная деятельность за счет начала формирования нейронных связей.
- Учащиеся в музыкальной школе более 2 лет подряд, демонстрируют устойчивые способности к пространственному мышлению.
На основе этих данных, Ф.
Раушер предположила, что классическая музыка способствует образованию нейронных
цепей в мозге ребенка. Исходя из этого, она оказывает комплексное
терапевтическое действие, развивает сильный интеллект, и является более
приемлемым методом лечения, заменяющим всевозможные лекарства.
Терапевтическое действие классики, написанной Моцартом
Научные труды специалистов из
США подтверждают, что если человек слушает фортепианные партии Моцарта в
течение 10 минут, коэффициент его интеллекта повышается до 10 пунктов.
Например, пациенты, страдающие Альцгеймером, способны показать существенное
улучшение навыков после прослушивания сонаты для двух пианино до-мажор Моцарта.
Помимо этого, музыку
композитора применяют по всему миру при лечении ряда патологий:
- Благодаря звукам, имеющимся в сонатах Моцарта, у пациентов уменьшается число приступов эпилепсии.
- При серьезных неврологических недугах, у людей наблюдаются улучшения в моторике.
- Шведские медики регулярно дают роженицам слушать Моцарта (они уверены, что за счет этого в стране снизилась детская смертность).
- Классика этого композитора способна избавить людей от душевных расстройств, улучшить их речевые навыки и слух.
Помимо прочего, произведения
известного автора помогают пациентам, имеющим проблемы с пищеварительным
трактом. Для этого достаточно во время еды включать произведения Австрийского
музыканта.https://valenciatowncenterpharmacy.com
Моцарт. Реквием. Лакримоза.
Заказ на “Реквием» Моцарт получил от таинственного человека в черном плаще, не пожелавшего назвать свое имя. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи – графа Вальзега (граф хотел исполнить этот “Реквием» в память о своей умершей супруге). Моцарт не знал ни заказчика, ни цели заказа.
За сутки до кончины Моцарта друзья исполнили для него отрывки из “Реквиема» по черновым наброскам.
“Лакримоза» /полное название – “Lacrimosa dies illa»/ (в переводе с латинского “lacrima mosa» – “льющиеся слезы») – так называется самая гениальная, самая красивая и самая сильная часть “Реквиема» (так оценивают “Лакримозу» абсолютно все специалисты и почитатели таланта этого композитора). Очень многие считают “Лакримозу» (а вместе с ней – и весь “Реквием») недосягаемой вершиной абсолютной всей мировой классической музыки.
Надеемся, что эта статья вызвала у вас желание слушать Моцарта. В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий).
У нас же на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой. Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта.
Более подробно об эффекте Моцарта, принципах воздействия музыки на здоровье и мозг человека, о древних истоках музыкотерапии читайте в фрагменте книги Дона Дж. Кэмпбелла «Эффект Моцарта».
В книге рассказывается предлагаются рассказы и советы, которые помогут каждому стать здоровым, жизнерадостным, счастливым человеком.
13969
Влияние музыки Моцарта на физиологию людей
В 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта, как никакой другой.
В 1995 г. психолог Френсис Раушер (США) провела опыты с крысами (эти животные, как считается, не обладают эмоциональной реакцией на музыку).
Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев по 12 часов в день звучало одно и то же произведение – соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 % быстрее и с меньшим на 37 % количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или в тишине.
Эксперимент подтверждает тот факт, что универсальный “механизм» воздействия музыки на живые организмы (в т.ч. и на человека) имеет нейробиологическую, а не эмоциональную природу.
Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями.
Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания).
Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки.
У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны). Т.е. В 29 случаях из 36 это реально помогло (припадки стали случаться все реже и протекали все спокойнее).
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты.
Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха.
Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память).
Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг “перенапрягаться», распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена.
Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют “солнечным» композитором. Кстати, большинство своих произведений Моцарт создал в «ключе» РЕ (D)!..
Согласно выводам турецких ученых, исследовавших “эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит – и на головной мозг).
Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта – лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии. Турецкие ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов.
Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них “скрыты» в непостижимых человеческим разумом сферах.
Удивительные свойства музыки Моцарта. Интересные факты
Музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень – выяснили ученые США и Болгарии независимо друг от друга. Стандартные “IQ-тесты» фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта.
Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта.
Музыка Моцарта, как никакая другая, оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак). В.А. Моцарт. Дон Жуан. «Волшебная флейта» Моцарта. Ave Verum Corpus KV 618 von Wolfgang Amadeus Mozart
В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук.
В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.
В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер.
В ту пору – в середине 60-х годов 20 века – молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью (сильнейшее заикание) и памятью.
А. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта.
Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактером мирового уровня.
Сам Ж. Депардье спустя годы после своего чудесного выздоровления сказал следующее: “До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга
Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые
Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.
Доверчивая Америка
При этом в оригинальном исследовании 1993 года не говорилось о долгосрочном влиянии классики на интеллект. Речь шла лишь о выполнении небольшого задания сразу после прослушивания. Более того, дети не упоминались вообще – опыт проводился на студентах. Не существовало ни одной научной работы, где бы проверялось влияние классики на новорожденных. Однако это уже не имело значения: медиа распространили ложную сенсацию.
Псевдонаучная теория захватила США и весь мир. Компании начали производить диски с музыкой Моцарта «для улучшения интеллекта» у младенцев. Уже к 2003 году было продано более 2 млн подобных товаров. К 2004 году более 80% американцев знали об «эффекте», а 73% студентов на начальных курсах психологии считали, что «прослушивание Моцарта усиливает интеллект». Политики тоже поверили в это. В 1998 году губернатор штата Джорджия Зелл Миллер внес в бюджет расходы на диск или кассету с классикой для каждого новорожденного. Его примеру в Теннесси, а сенат Флориды законодательно потребовал, чтобы во всех финансируемых штатом детских садах каждый день проигрывались классические композиции.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.
Вундеркиндов не создашь искусственно
Во многом «эффект Моцарта» захватил Америку и мир в 2000-х годах из-за того, что за 20 лет до этого уже эксплуатировалась псевдонаучная идея о том, что большая часть интеллекта людей развивается в первые несколько лет их жизни. Вследствие этого в США в 1980-х родители включали своим новорожденным детям курсы по высшей математике и иностранным языкам. Даже сейчас существует масса роликов и брошюр на эту тему.
Однако исследования доказывают обратное: лучше всего младенцы учатся во время обычной игры. Сначала должно развиться умение познавать мир. Только после этого ребенок будет готов к получению знаний. Включать же музыку детям можно любую. Главное, чтоб параллельно младенец мог самостоятельно ползать, рисовать и играть.
Темп Барокко, громкость и голосовое сопровождение
Темп
Канадские исследовали, меняя различные музыкальные настройки, пришли к выводу, что результаты IQ-тестов улучшаются при прослушивании более динамичной музыки.
Сравнивая во время тестов разные варианты, они отметили, что лучше всего для стимуляции мозга по темпу подходит музыка эпохи Барокко. Данные канадцев подтвердили исследователи из Балтимора. А малазийцы обнаружили ещё и признаки физической релаксации во время прослушивания мелодий в ритме 60 ударов в минуту, что приблизительно соответствует темпу, который обозначается термином «ларгетто».
Громкость
По данным исследователей сразу 4-х университетов:
- тихая музыка, при прочих равных, почти не влияет на мышление,
- средняя и громкая музыка способствует абстрактному мышлению, но громкое звучание затрудняет обработку информации,
- среднее по громкости звучание идеально для творческого мышления и запоминания.
Песни или «инструменталка»
48% испытуемых демонстрируют переключение внимания и снижение сосредоточенности при включении песенных композиций со словами. Этот эффект не наблюдается, если для фонового сопровождения включать инструментальные произведения.
Практически все музыкальные треки для онлайн прослушивания, созданные для улучшения работы мозга, концентрации, снятия стресса, не содержат слов. Такая музыка часто исполняется на гитаре, пианино или ксилофоне, который создаёт ощущение природных звуков. Например:
Звуки природы
Своеобразную музыку для работы мозга можно «слушать онлайн», даже не прибегая к помощи технических средств. Исследовали Политехнического института Ренсселера продемонстрировали, как природные звуки улучшают способность к концентрации, память и другие когнитивные функции
Среди звуков природы, улучшающих внимание, лидируют пение птиц, шум дождя, журчание ручья и звуки горной реки
«Эффект Моцарта»
Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием “Эффект Моцарта», ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира. Среди людей, отупевших от рок- и поп-музыки, начался настоящий бум! Все хотели слушать Моцарта!
Причем не с целью просвещения, а чтобы лечиться и умнеть (ведь быть здоровым и, особенно, умным – это очень престижно в таких развитых странах, как США).
Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека.
Ученые из Института нейропсихологии г. Вены (Австрия) с помощью электроэнцефалограммы смогли определить, как долго у слушателей длится «эффект Моцарта» (точнее – как долго энцефалограф может “улавливать» воздействие данного эффекта на головной мозг слушателя).
Так вот, у некоторых людей благотворное действие музыки на мозг прекращалось одновременно с замолканием последних нот музыкальной композиции Моцарта. У других эффект продолжался еще в течение 3 минут, а затем мозг возвращался к первоначальному (до прослушивания) состоянию.
Опровержение через опыт
Несмотря на огромный энтузиазм, ученые не смогли повторить результаты исследования 1993 года. В нескольких научных работах : “эффект Моцарта” крайне невелик и длится не больше часа. Чуть более поздний эксперимент выявил важную вещь: студенты, слушавшие Моцарта, были в состоянии эмоционального возбуждения из-за музыки. Оно ненадолго ускорило ум, что привело к лучшему результату в мыслительной задаче. Как авторы книги «50 великих мифов популярной психологии», когда исследователи использовали статистические методы, чтобы уравнять эффект эмоционального возбуждения в трех экспериментальных уровнях, “эффект Моцарта” исчез. То есть к ускорению мышления с такой же долей вероятности привел бы любой вызывающий эмоции стимул: от чашки чая до приятного сообщения от близкого человека.