Кто такой ментор? 5 необходимых навыков ментора

Содержание:

Что такое менторинг?

В EPAM мы подразделяем программы наставничества на два типа: менторинг для специалистов и менторинг для руководителей.

— Программы менторинга для специалистов четко структурированы, включают в себя набор тем, из которых участники будут подбирать то, что им нужно, и нацелены на углубление знаний и наработку практических навыков. Специалисты часто изучают теорию самостоятельно, подключаясь для практики к специальным тренингам. В таких программах роль ментора — следить за тем, чтобы участники усвоили знания, проверять домашние задания и, самое главное, дать подопечным обратную связь. Ментор разбирает выполненные работы и рекомендует, что участнику стоит проработать самостоятельно.

Менторы могут выступать и в роли тренеров по конкретным направлениям, но это не обязательно: часто для проведения тренингов привлекают других экспертов, а ментор следит за общим процессом обучения. Программы для специалистов напоминают занятия с репетитором или посещение курсов, к такому формату занятий все уже более-менее привыкли.

— Менторство для лидеров — более сложный процесс, который требует индивидуального подхода, здесь наставник и менти общаются более плотно. В таких программах нет тренингов и даже единого набора модулей, из которого менти выбирает свою траекторию: в случае с руководителями дело не в том, чтобы подтянуть знания и умения. Взаимодействие ментора и подопечного в «лидерской» программе определяется индивидуальными целями участника.

#3 вида имплантов Ментор

Изготовителем предлагаются следующие типы эндопротезов:

  1. Анатомические импланты Mentor с наполнителем вида когезив III – их отличают линии, более приближенные к естественности. Модели выпускаются разноразмерные и подобрать подобные эндопротезы нетрудно пациенткам с любо конституцией.
  2. Круглые импланты Mentor характеризуются величиной основания, проекциями и пиком максимума, расположенного над центром основания. Они наполняются гелем когезив I либо II. Подобные эндопротезы идеальны для молодых женских особ, планирующих ближнее зачатие младенца.
  3. Тканевые протезы Mentor используются при реконструктивных хирургических мероприятиях, выполняемых женщинам с раковым новообразованием в зоне груди.

Модельный ряд американских имплантатов позволит подобрать конкретной пациентке эндопротез, который поможет сделать ее грудь аппетитной и соблазнительной.

Keeping the Mentorship Healthy

Keep a schedule and stick to it

If the relationship reaches a natural conclusion, it’s ok to end it. If you feel confident that you’ve improved enough in whatever skill you were hoping to learn from your mentor that you feel confident to go forth without weekly coffee meetings, say so.

Make the relationship mutually beneficial

Think about what you might be able to offer your mentor in return. If you’re getting loads of free advice about your short stories from a professor, ask if there’s any research or tech help they might be able to use around the office. Setting up the new wireless router would be a great way to earn favor.

As you improve in your career, remember who and what got you there. As opportunities arise, don’t forget about your mentors that helped you along the way.

      Show your appreciation

Write to your mentor to keep them updated on your progress and remember to thank them for their specific contributions. This will give the mentor a feeling of being useful, needed, and also skillful at their craft.

  • Be specific. Just saying, «Thanks, you’re being so helpful!» isn’t as reassuring as, «I totally nailed that last sale thanks to your opening line tips. Thanks!»
  • Gratitude could include a small gift as a «thank you» token. Small things like a book, a bottle of wine, or the occasional meal may be appropriate.

Насколько менторство популярно и эффективно

На развитых рынках товаров и услуг менторство является серьезным рычагом воздействия, которое способствует росту. Менторство помогает развивать коммуникабельность, гибкость, умение человека работать в команде.

Данные опросов также показали, что сотрудники, к которым приставлен ментор, чувствуют себя на рабочем месте более комфортно, испытывают большую лояльность к рабочей организации, считают, что им дают больше возможностей для карьерного роста.

Программы в России и мире

В России и мире менторские программы успешно развиваются и приумножаются. Сейчас они захватывают такие сферы профессиональной деятельности человека как:

В России эффективно работает менторская программа, которую курирует Высшая Школа Бизнеса.

Проверка кода

Другая немаловажная задача хорошего ментора — это проверка кода ученика, code review. Ответственный опытный программист знает, что сделать ревью кода — это не менее сложная задача, чем написать этот код. Ведь нужно не только вникнуть в написанное решение, но и подумать, нет ли другого решения. А ещё предложить все возможные улучшения для кода, не считая тех, с которыми справляются автоматические анализаторы типа Rubocop.

Вместо предложения готового решения ментор может подталкивать в нужном направлении и отказываться принимать код до тех пор, пока он не будет идеален. Такой подход очень эффективен, и хорошо готовит к самостоятельной работе в будущем.

Что такое менторинг и в чем его отличие

Менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Первый менор — точнее Ментор (имя заботливого учителя-новатора) — упоминается аж в гомеровской «Одиссее»

Важно: менторинг главным образом направлен на подготовку сотрудника (менти) к руководящей должности.

Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника. Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания. По сути, менторинг есть проявление лидерства, и во многих компаниях он становится частью образа жизни руководящих сотрудников.

Сегодня профессиональное обучение и ведение называется разными словами: менторинг, тьюторство, коучинг. Каждый из этих подходов имеет собственную теоретическую и методическую основу. При этом многие профессионалы бьют в колокол о том, что все эти понятия — надуманные и пришлые явления. Мол, наставничество — оно наставничество и есть. Но если вы хотите быть в тренде и действительно разбираться в современных управленческих методах, стоит все же иметь в виду разведение понятий, которое активно используется в бизнес-литературе.

Отличия менторинга от наставничества:

  • Подготовка не просто рабочих кадров, но высококлассных специалистов.
  • Нет явного разделения на обучающего и обучаемого. Ментор, как правило, только задает тон «благородного профессионализма», делает наводящие замечания и подталкивает менти к управленческим выводам и значимым решениям.
  • Акцент на долгосрочном личностном развитии (а не краткосрочных задачах), помощь в определении направления этого развития.
  • Передача не только профессиональных лайфхаков и корпоративных стандартов, но также ценного личного жизненного опыта. Это помогает менти понять свое место в компании, в профессии.

Мифы об имплантах

Пластическая хирургия динамично развивается, а методики проведения операций и используемые материалы постоянно совершенствуются. Поэтому можно добиться гораздо лучшей формы груди. К сожалению, очень многие женщины с настороженностью относятся к искусственным силиконовым протезам. Они боятся не столько самого вмешательства, сколько «привыкания» организма к постороннему телу впоследствии.

Миф 1. Маммопластика сложна и опасна

Нет, это достаточно распространенная операция, которая, при наличии качественных составляющих (таких как «Ментор», к примеру) может быть выполнена на прекрасном уровне. И размер, и форма груди будут радовать еще не один десяток лет. Внешний вид не просто меняется – он становится гораздо лучше со временем.

Маммопластика проходит достаточно быстро и, как правило, без осложнений

Миф 2. Пластика может негативно сказаться на грудном кормлении

Это не так – оболочки протезов выполнены настолько плотно, что не позволяют ни единой молекуле силикона пройти в молочную железу, в молоко не попадает абсолютно ничего, и женщина может кормить грудью.

Миф 3. Коррекция приводит к раку молочных желез

Миф распространенный, но не соответствующий действительности. Использование имплантов имеет колоссальную клиническую базу, произведено множество исследований, позволяющих с уверенностью говорить, что вживление протезов не приводит к пагубным для женского здоровья последствиям.

Как подобрать ментора

Ключевое: ментор не должен быть сфокусирован на собственных результатах — он больше заинтересован в результатах менти (ученика). В педагогике это называется «гуманистическая центрация личности педагога».

Важно, чтобы у него было время на менторство. Самый простой очевидный вариант: руководитель выделяет несколько часов в неделю на наставничество.. Менторские часы должны быть гибкими

Оптимальный вариант — официально выделить наставникам пару часов в день на занятия с новичками.

Менторские часы должны быть гибкими. Оптимальный вариант — официально выделить наставникам пару часов в день на занятия с новичками.

Актуализация личности. Есть методики, позволяющие в любом возрасте определить акцентуацию характера и темперамент. При правильном проведении и интерпретации тестов можно выявить, насколько эффективно тот или иной человек будет заниматься педагогической деятельностью, то есть в нашем случае менторством.

Ментор должен любить рефлексию. Учителя в школах постоянно пишут отчёты и заполняют ведомости. Менторам тоже стоит раз в несколько дней анализировать всё, что происходило с его менти. В этом есть несколько положительных моментов.

Первое: записывая что-то, ты реструктурируешь информацию и лучше её запоминаешь. Второе: ментор будет лучше понимать прогресс ученика. Соответственно, если менти почему-то ушёл, ментору будет легче обсудить с тимлидом причину и оптимизировать процессы.

Хорошо, если тот, кто собеседовал новичка, в дальнейшем станет его ментором. Но самое главное, чтобы ментор хотел этим заниматься. Люди с гуманистической центрацией личности чаще остальных готовы помогать другим. Именно таких сотрудников и нужно задействовать в развитии культуры менторства.

Какие отношения должны быть с наставником?

«Никаких» — неправильный ответ. В Висконсинском университете в Милуоки обнаружили, что отношения протеже и ментора без взаимопонимания — это всё равно что работа без ментора вовсе. То есть некие отношения всё же должны складываться. И к этому стоит приложить усилия.

Как правило, менторы не получают личных выгод от такого сотрудничества.

Хорошие отношения с протеже не в счет. Менторов утешает то, что они делают мир лучше, продвигают свою сферу, вносят вклад в развитие перспективной отрасли — всё это улучшает самооценку. Есть, конечно, данные о том, что люди, которые ввязываются помогать новичкам, получают и другие бонусы (например, ощущают бо́льшую вовлеченность в работу и радость от нее), но ради этого мало кто согласен вставать с дивана.

Классическая форма сотрудничества — личные встречи в формате «учитель — ученику». В фокусе внимания профессиональное развитие ученика или его бизнеса. Но в последнее время появилось множество других форм, например:

  • напарничество (buddying) — хрестоматийный пример из комедий: американский полицейский, которому его бадди показывает, где лучшие пончики;
  • флеш-наставничество — когда эксперт приходит разок взглянуть на вашу кухню, поделиться мнением, дать подсказки;
  • «теневое менторство» (shadowing) — когда специалист ходит тенью за протеже, наблюдая за его работой. Так он может по ходу дела давать ценную обратную связь или записывать полезные наблюдения.

Методы работы коуча

Существует три метода работы коуча.

Почему-то везде упоминается только два – это коучинг снизу и
коучинг сверху, однако есть еще и коучинг наравне, итак, подробнее:

Коучинг снизу

В этой методике коуч смотрит на вашу ситуацию со стороны и
своими вопросами помогает найти ваше индивидуальное решение. При этом коучу не
обязательно добиваться значительных результатов в той области на которой он
специализируется. Тем не менее вы получаете результат.

Самый простой пример – в спорте, тренер, который вырастил
хоть одного олимпийского чемпиона, сам мог никогда и не получать значительных
результатов. Он умеет обучать, а не делать. 
Поговаривают, что тренер российской сборной по синхронному плаванию даже
не умеет плавать, скорее всего это бред, но тем не менее это не помешало нашей
сборной завоевывать золотые медали.

Коучинг сверху

Это и есть менторство, когда коуч – мастер, который добился высоких
результатов своим примером показывает, как и что нужно делать. Вы, как клиент
наблюдаете и повторяете за ним. Раз в неделю или месяц, встречаетесь и коуч
указывает вам на ошибки и что было сделано неправильно, а что наоборот нужно
продолжать.

Коучинг наравне

Это как вы уж поняли, когда коуч как бы наравне, но он умеет
посмотреть на ситуацию так сказать с высоты птичьего полета и помогает вам
найти правильные решения.

Вариант работы с вами выбирает коуч, в зависимости от ваших
индивидуальных качеств.

Как происходит коучинг

Все очень просто – коучинг состоит из четырех главных
действий, которые в свою очередь могут разбиваться на более мелкие:

  1. Реальность – где и/или в какой ситуации вы
    находитесь сейчас, другими словами – точка А;
  2. Цель – где вы желаете оказаться через
    определенный промежуток времени – точка Б;
  3. Поиск необходимых действий и решений, а также
    что может помешать или задержать;
  4. С чего нужно начать – что нужно сделать в первую
    очередь, чтобы сдвинуться из точки А, как правило, это действие нужно сделать в
    течение 48 часов после сессии, но это зависит от коуча и его методики.

Коуч сессия

Для коучинга вы посещаете серию коуч сессий. Сколько зависит
от методик коуча и вашей договоренности с ним.

Есть два варианта.

Первый – коучинг до получения определенного результата за
определенный срок или без срока.  В этом
случае стоимость оговаривается за весь коучинг сразу. Оплата может быть или
полностью, или частично.

Второй – коучинг по времени. В таком случае оплата или за
каждую сессию или помесячно.

Как правило, сессия проходит от 30 минут до 1,5 часов, но я
иногда могу и продлить время сессии, пока не получаем запланированного на
сессию результата. Да бывает и так.

В чем сходство и различия менторинга и коучинга?

И менторинг, и коучинг имеют конечный итог научить своего подопечного достигать свои цели. Но вот методы достижения цели разные. Коуч, как правило, разъясняет как правильно раскрыть свой потенциал, определить какие скрытые таланты есть у подопечного, все это помогает обучаемому найти свой собственный путь к достижению своих целей.

А вот менторинг, коренным образом отличается от коучинга тем, что в этом случае ментор на собственном примере ведет своего подопечного к цели. Подопечный и ментор действуют в одном ключе и ментор, благодаря своему опыту быстрее помогает прийти своему подопечному к цели, идя с ним рядом «шаг в шаг».

И менторинг, и коучинг помогают человеку коренным образом поменять свою жизнь, получить новые навыки, которые и ведут его к цели и осуществляют личностный рост.

Какая польза ментору и протеже от менторинга

Ментор (mentor) поможет переосмыслить свой профессиональный опыт, сгруппировать важные знания, одновременно провести и свой аудит знаний по каким-то конкретным темам, обязательно и свой кругозор расширить в силу того, что он сам занимается по этой теме и получает более глубокие знания. Тем самым он повышает свою экспертность в каких-то важных вопросах, а это все положительным образом влияет и на личный бренд.

Протеже тоже получает гораздо быстрее наработанный опыт от ментора, что позволяет минимизировать ошибки и негативные моменты особенно при адаптации новых сотрудников, но и старые сотрудники тоже повышают свой KPI и повышают свою деловую репутацию.

Менторинг позволяет повысить протеже свои профессиональные результаты за более короткий период времени, если это обучение проводит ментор.

Итак, из вышенаписанного становится понятно, что:

Менторство – это наставничество вместе с консультированием, коучингом и психологической поддержкой.

Виды менторства

Все зависит от того, для чего нужен наставник, каковы масштабы бизнеса и задачи (цели) обучения. Выбор вида менторства напрямую влияет на конечные результаты проделанной работы, роль ментора в процессе и взаимодействие между двумя сторонами.

Принято выделять 3 основных типа менторства.

Коллективный менторинг

Наименее распространенный из видов. Обычно к коллективному менторингу прибегают крупные фирмы. Также подобные мероприятия проводятся на саммитах, форумах или крупных ивентах. Собираются группы менти и группы менторов-наставников, они начинают общаться и взаимодействовать между собой.

Самое главное при выборе коллективного типа менторинга – подобрать реальные инструменты и выделить конкретную цель. Иначе бизнес-конференция или фасилитация может превратиться в доклады на отвлеченные темы от спикеров, которые не помогут в развитии бренда.

Групповой менторинг

В данном случае собирается группа протеже с общими задачами и целями, а ментор взаимодействует со всеми ними одновременно. Кто может входить в группу менти? Люди, объединенные общими интересами, сотрудники одной и той же фирмы или рабочий коллектив.

Всяческие экспертные мастерские и бизнес-завтраки обычно встречаются в крупных компаниях. Их задача – провести время с пользой, обменяться опытом и пообщаться с единомышленниками. Помимо этого, участники могут поолучить советы и рекомендации, а также улучшить свои профессиональные качества.

Индивидуальный менторинг

Или же «face-to-face» – то есть ментор работает с протеже один на один, индивидуально. Такие встречи могут оставаться анонимными и проходить как дистанционно, так и очно. Именно индивидуальный менторинг считается наиболее результативным, поэтому он так популярен. Во время процесса менти может:

  • продолжить дело ментора;
  • замотивировать его продолжать развиваться и двигаться дальше;
  • поделиться творческими задумками и собственной энергией;
  • воплотить в жизнь планы ментора;
  • поддерживать его, помогать с повседневными задачами.

Главные особенности индивидуального подхода – это:

  • более доверительные отношения между участниками процесса;
  • фокусировка на решении конкретной проблемы конкретного человека;
  • повышенная эффективность.

Сюда, например, относится наставничество на рабочем месте (новичков обучают опытные сотрудники) и карьерный менторинг. Впрочем, такой формат подходит не только физическим лицам, но и подразделениям или компаниям целиком.

В чем сходство и различия менторинга и коучинга?

И менторинг, и коучинг имеют конечный итог научить своего подопечного достигать свои цели. Но вот методы достижения цели разные. Коуч, как правило, разъясняет как правильно раскрыть свой потенциал, определить какие скрытые таланты есть у подопечного, все это помогает обучаемому найти свой собственный путь к достижению своих целей.

А вот менторинг, коренным образом отличается от коучинга тем, что в этом случае ментор на собственном примере ведет своего подопечного к цели. Подопечный и ментор действуют в одном ключе и ментор, благодаря своему опыту быстрее помогает прийти своему подопечному к цели, идя с ним рядом «шаг в шаг».

И менторинг, и коучинг помогают человеку коренным образом поменять свою жизнь, получить новые навыки, которые и ведут его к цели и осуществляют личностный рост.

Как посчитать успешность наставничества

Наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно. В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы: Придерживается ли наставник разработанного плана работы? Достаточно ли разработанной документации? Что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ, и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.

Основные критерии эффективности наставничества:

  • Достижение поставленных целей.
  • Одобрение и позитивный настрой всех участников.
  • Высокие рабочие показатели подопечных.
  • Полное соответствие поведения подопечных с занимаемой должностью.
  • Экономическая эффективность.

Как выразился знаменитый профессор, писатель и эксперт в области управления Дэвид Майстер, наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем». Мировая позитивная практика это подтверждает.

Отличия

Ментора можно спутать с коучем, консультантом или другими аналогичными специальностями. Однако, существенные различия все же имеются.

Должность. Особенности работы с клиентом. Отличия от ментора.
Коуч. Помогает человеку найти ответ на интересующий вопрос. Помогает достигать профессиональных целей, но не предлагает готовых путей решения. Работа осуществляется при помощи наводящих вопросов. Не работает над общим развитием клиента, занимается только узким, конкретным вопросом. Не дает конкретных знаний, но направляет клиента на то, что он может всего достичь сам.
Тренер. Дает человеку знания и вместе с ним оттачивает, тренирует навыки. При помощи тренера получится выполнять действие или их комплекс правильно, четко, без заминок. Тренер имеет готовый, условно правильный набор действий, чему учит подопечного. Ментор помогает человеку выработать свой собственный путь, уникальное решение поставленной проблемы.
Фасилитатор. Анализирует, на каком уровне развития находится человек, что конкретно он знает и умеет, а с чем пока испытывает затруднения, какие функции нужно развивать. Не подает личный пример, как правило, пользуется уже готовыми, проверенными схемами (распространены в сфере образования).
Консультант. Имеет определенный опыт в конкретной области и может поделиться им с нуждающимися. Консультант не дает свои собственные советы, а действует по уже имеющемуся регламенту. Специализация и познания менторов гораздо шире, он может делиться с человеком имеющимся опытом.

Система менторства для обучения персонала в организации

Формально внедрить систему менторинга можно согласно действующему в компании положению о менторстве. Традиционно, в регламентирующем менторство документе, представлены следующие разделы:

  • Цели и задачи менторства в компании.
  • Список должностей и профессий, охватываемых системой менторства.
  • Формы менторства.
  • Требования к ментору.
  • Мотивация ментора.
  • Обязанности ментора и обязанности протеже.
  • Ожидаемые результаты менторства (развитие карьеры обучаемого, «проходной» балл для аттестации).

Однако, формальных шагов часто бывает недостаточно. Мотивирующим фактором для внедрения и развития менторства в компании будет формирование такой корпоративной культуры, в которой менторство воспринимается сотрудниками как оказанная честь, почетная миссия, а не как досадная обременительная повинность. А главным фактором для результативного функционирования данной системы в компании является создание таких условий, при которых ментор находится вне внутренней конкурентной среды с обучаемым.

Без сомнений, многое зависит от профессионализма менторов. Менторство — это мастерство, которому можно и нужно обучать:

  • на соответствующих внешних или внутренних тренингах;
  • на круглых столах по обмену опытом;
  • во время встреч менторов с их собственными менторами.

Менторство — легкодоступный, не требующих серьёзных финансовых вложений, ресурс подготовки кадров, позволяющий получить высокопрофессиональную, вовлеченную команду.

Зачем это компании

Начнем с того, что занятия с ментором помогают выявить слабые стороны всего отдела в общем. С помощью наставника их можно легко устранить или переформировать. Помимо этого, во время обучения компания получает двойной бонус: и менти, и ментор прокачивают свои скиллы. Отсюда и рост качества их работы, который напрямую влияет на успехи компании. 67% компаний , что с внедрением менторинга увеличилась и их выручка.

К плюсам можно также отнести шеринг опыта и кросс-менторинг между коллегами из разных отделов.

Кроме того, 94% сотрудников остаться в компаниях, если у них будет возможность учиться и развиваться. Таким образом, руководители компаний повышают лояльность со стороны своих сотрудников как менторов, так и менти. Если первые решают свои задачи по прокачке себя в качестве Teamlead, то вторые растут как специалисты с позиции, например, Junior и занимают в будущем Middle-позиции.

На какие вопросы наставник отвечает, а на какие — нет

Наставник вряд ли будет отвечать на вопросы, которые легко решить поисковым запросом, ведь ему важно научить подопечного принимать решения самостоятельно. Помощь наставника будет максимально полезна, если:

  •  ты уже собрал и проанализировал нужную информацию;
  •  уже есть результат, который тебя не устраивает и который хочется улучшить. 

Например, тебя попросили создать простой сайт о проекте, над которым работает команда. Ты проработал блоки, заполнил их контентом, но мобильная версия сайта отображается некорректно: текст скрывается за картинками или съезжает на соседние элементы. Ты перепробовал несколько способов фиксации блоков, но решить проблему так и не получилось. Тогда ты обращаешься к наставнику, показываешь свое решение и варианты решения проблемы. Он поможет найти первопричину некорректной работы сайта, объяснит, почему твой метод не работает. В итоге вы сформируете оптимальный способ решения этой задачи. 

Ко встрече с наставником лучше готовиться заранее и записать вопросы для обсуждения. Это отличный способ показать ментору, что ты видишь и ценишь его труд и время. Не злоупотребляй хорошими отношениями: если ты отправляешь человеку пять писем в день и постоянно отвлекаешь по телефону, его желание помогать превратится в поиск причин этого не делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector