Кто такой коуч?

Содержание:

Личностное самосовершенствование

В понятие «компетенция личностного самосовершенствования» входит формирование рефлективных способностей, собственной позиции, готовности и возможности получать знания и применять их на практике, корректировать свое поведение с целью личного и профессионального развития. Также сюда входит способность к преодолению препятствий, принятию решений, выбору необходимой линии поведения.

Самосовершенствование – это работа над собой, выработка нужных качеств и навыков

Обычно человек реализует свои возможности частично, чтобы реализоваться полностью, нужно обращать внимание на компетенции личностного самосовершенствования

Рассмотрим подробнее компетенции личностного самосовершенствования:

  • Самовоспитание основано на стремлении к самореализации и способности к саморазвитию. Обычно начинается с недовольства собой и стремления личности снова прийти к душевному равновесию.
  • Самоопределение – процесс и результат выбора собственной позиции, целей и средств осуществления ее в определенных ситуациях.
  • Самореализация – полное функционирование человека в обществе. Для полной реализации человеку нужно сформировать доверие к себе, точное представление о своих способностях, высшую духовную цель.

Причины актуальности

В предпринимательской деятельности коучингу стало уделяться все большее внимание. Аналитики называют несколько объективных причин

Одна их них связана с рынком труда: во-первых, появилось множество совершенно новых профессий, во-вторых, за время трудовой жизни человек меняет от трех до пяти направлений деятельности. Затем, несмотря на то, что на рынке каждые девять месяцев появляются совершенно новые продукты, клиенты предъявляют все более высокие требования к качеству и разнообразию товаров, услуг и качеству сервиса. И, наконец, человеческий фактор, когда сотрудники предприятий не довольствуются только материальными формами оплаты их труда и ждут от руководителей новых форм мотивации и производственных взаимоотношений. Эти и многие другие факторы кроме профессионального долгосрочного образования потребовали новых мобильных форм обучения, возникла и постоянно увеличивалась необходимость в саморазвитии и совершенствовании профессиональных и навыков и личностных качеств, которые помогают решению каждодневных практических задач. Эту функцию довольно успешно стал выполнять коучинг.

Кому подходит коучинг?

Тем, кто хочет выйти на другой уровень

Никак не можете сдвинуться с мертвой точки? Доход стоит на месте, в карьере сдвигов нет, а вы не понимаете, что не так? Возможно, ваше мышление не дает изменить подход, попробовать иначе, рискнуть. Найти эти ограничивающие установки и заменить самостоятельно сложно. Тут и помогает коучинг. Вы по крупицам разбираете ваш образ мыслей и жизни и осознаете, что именно можно поменять, чтобы добиться результата.

Тем, кто не знает, к чему стремиться

Коучинг помогает справляться и с неприятными эмоциональными состояниями — например, выгоранием. Когда вам сложно с интересом относиться к жизни, когда нет понимания, к чему стремиться, если всё вроде бы есть. Коуч помогает найти ответы, смещает фокус внутрь и учит заботиться о вас и слышать собственные желания и чувства. 

Тем, кто хочет эффективнее управляться с бизнесом

Если вы хотите стать эффективнее как руководитель, вам может помочь бизнес-коуч. Такие специалисты помогают с улучшением коммуникативных навыков, с управлением и организацией работы сотрудников. С ними вы учитесь разрешать конфликты, увеличивать продуктивность работы и прибыльность бизнеса.

В целом, нет какой-то определенной категории людей, которой точно не подойдет коучинг. Если вы нашли грамотного специалиста и готовы включиться в работу, он направит вас в нужное русло. Вы научитесь смотреть на жизнь по-другому, мыслить по-новому. И результат не заставит ждать.

Насколько эффективен коучинг

Коучинг, согласно отзывам, практически всегда помогает, а потому находит все новые и новые сферы применения. Его популярность и развитие связывают с необходимостью компаний и их руководителей в помощи профессионалов. А вопросы, которые решаются путем применения коучинг тренинга, обширны—от профессиональных до семейных и личных

Несколько десятков лет назад коучинг стал востребован по причине перемен в экономике: многие компании прекратили свое существование, другие же появились на свет, и людям, достигшим возраста 50+, стало непросто найти себя в этом мире и найти свою нишу в профессиональной деятельности. Решением этих проблем и занимались коучи. Однако их работа на этом не остановилась, ведь появились новые трудности у людей и компаний, с которыми тренинги помогают справляться.


Насколько эффективен коучинг

Международная Федерация коучинга, проведя в 2014 году исследование, опубликовала следующие цифры, касающиеся тех людей, кто обращался к этой практике:

  • У 80 % людей появилось больше уверенности в своих силах.
  • 73 % смогли улучшить свои отношения с окружающими.
  • 72 % отмечают прогресс в коммуникации.
  • Стали более работоспособны 70 %.
  • У 61 % замечены позитивные изменения в ведении бизнеса.
  • 57 % утверждают, что им стало легче планировать свое время.
  • 51 % может похвастаться успехами в работе команды.

99 % людей, получивших опыт работы с коучем, «почти или полностью» довольны взаимодействием со своим наставником и достигнутыми результатами. 96 % согласны на повторную практику.

Понятие «тренер» – тот же коуч – далеко не новое, ведь социум всегда нуждался в такого рода личностях. В свое время ими могли быть священники или шаманы, или даже просто старший человек в семье. Сам термин «тренер» ранее встречался лишь в искусстве (драматический тренер), спорте или корпоративном окружении. В наше же время это востребованный вид тренинга. Услуги профессионального коуча доступны каждому человеку, кто нуждается в поддержке и направлении к достижению своих результатов

И неважно, какой сферы жизни это касается: личной, общественной или деловой.

Что такое коучинг

Представим, что вы находитесь на берегу бурной реки. Нужно срочно перебраться на другую сторону, но моста нет. Сначала возникает чувство растерянности – непонятно, как справиться с проблемой. Потом появляются первые робкие идеи: отправиться на поиски моста, сделать его самостоятельно, переплыть на другой берег. Взвесив все «за» и «против» вы выбираете оптимальный вариант и начинаете действовать. В повседневности часто происходят подобные ситуации. Мы чувствуем себя «растерянными на берегу» и размышляем, как действовать дальше. В такие моменты грамотное решение – коучинг.

В основе коучинга убеждение – у каждого ученика кроме задачи есть все необходимое для ее решения. Найти ответ не получается по разным причинам – мешают ограничивающие установки, стереотипы, неуверенность в себе. В процессе партнерства с наставником раскрываются внутренние ресурсы, которые не использовались раньше. Вы активизируете все способности и действуете эффективнее. Показатель результата совместной работы – когда спустя время ученик понимает, что не нуждается в наставнике для достижения своих целей.

Джон Уитмор считает коучинг процессом разблокировки человеческого потенциала для улучшения производительности. Карен Вайс отмечает, что данный вид наставничества предоставляет клиентам возможность принимать взвешенные и осознанные решения, чтобы стать в собственной жизни лидерами. Майлс Дауни называет коучинг искусством упрощения работы.

Происхождение термина

Термин коучинг сегодня у всех на устах. О его происхождении ходят споры. Основных версии две. Англичане заимствовали «coach» из венгерского языка. «Kocsi» – название маленького городка в Венгрии, где делали вагоны и конные экипажи. Согласно этой теории, коучей ассоциировали с извозчиками, которые направляли экипажи в нужное место.

Есть еще одна версия. По другой гипотезе, зажиточные семьи брали с собой в путь проводников. Помощники хорошо знали дорогу и ориентировались на местности. Благодаря их знаниям путешествие проходило легче. Такое сравнение раскрывает методы коучинга. Опытный наставник извозчика не заменит, но будет сидеть рядом и направлять, пока экипаж не прибудет в место назначения.

Как выбрать, где найти профессионального коуча и как не нарваться на самозванца?

В России коучинг – относительное молодое направление. Официально профессии коуча в стране не существует, хотя услуги активно предлагаются и являются востребованными.

В такой ситуации можно легко попасть в руки самозванцев и, потратив немалые деньги, не получить желаемого результата. Каких критериев следует придерживаться при выборе коуча?

Сертификат

Первый критерий профессионала, как в любой другой сфере, – документ об образовании. В отечественных университетах не обучают коучингу, но имеется ряд международных ассоциаций с аккредитованными ими программами. В России на сегодня около 30 000 сертифицированных специалистов.

Наличие сертификата, выданного Международной Федерацией Коучинга говорит о качественной подготовке тренера. В таком сертификате стоят значки: «АСТР» либо «ACSTH» и уникальный номер. По номеру, сделав запрос провайдеру обучающей программы, можно узнать, кому принадлежит сертификат.

Квалификация

К сертификату об образовании прилагается документ о квалификации. В нём указываются количественные показатели практического опыта коуча.

Уровни квалификации обозначаются значками:

  1. АСС (начальный уровень) – 100 часов практики;
  2. РСС (уровень профессионала) – 500 часов практики;
  3. МСС (уровень мастера) – 2 500 часов практики.

Иные сертификаты с названием «международный» и печатью не являются гарантией качественной программы.

Коучинговая ниша

Каждый тренер специализируется на определённом виде услуг. Если необходимо решить вопросы, связанные с бизнесом, то не нужно обращаться к коучу, помогающему в вопросах воспитания детей, даже если он самый лучший в своей области.

К бизнес-тренеру не приходят за консультацией по вопросам разводов, здорового образа жизни. Ведь никому не придёт мысль попросить учителя математики оказать помощь в изучении иностранного языка, а сантехника разобраться с электричеством в квартире.

Сбор информации

Прочитайте статьи, размещённые на сайте. По мнению Михаила Молоканова, консультанта Русской Школы Управления, профессиональный и уважающий себя коуч никогда не будет размещать на своём сайте плагиат, а его статьи будут изложены простым языком.

Полезные знания можно извлечь из отзывов

Стоит обратить внимание на те изменения, которые, по словам клиентов, произошли в их жизни после коучинга, и насколько они соответствовали ожиданиям

Если в процессе сбора информации что-то настораживает и вызывает сомнения, взвесьте все «за» и «против», прежде чем обратиться к коучу. Помните, что работа будет эффективной в атмосфере доверия.

Как ведут себя самозванцы

Чтобы отличить профессионала от самозванца, нужно иметь представление о характерных приёмах работы коуча:

  1. Активное слушание. Тренер полностью концентрируется на клиенте, слышит, что он говорит, отмечает жесты, интонацию, паузы. Проявляет сочувствие, ни на что не отвлекается.
  2. Безоценочное общение. Коуч не даёт оценку словам и действиям клиента, не перефразирует его слова.
  3. Тактика исследования. Тренер не даёт готовых ответов, побуждает подопечного искать свой путь и сопровождает его в процессе.
  4. Подведение итогов. Коуч вместе с клиентов подводит промежуточные и конечные результаты работы, чтобы человек осознавал свои успехи и движение вперёд.

Внимание, прямая коммуникация, исследование, отказ от инструкций, поддержка — именно эти умения коуча помогают клиенту достигать результатов, которые были невозможными еще вчера. Софья Решетилова, психолог, коуч. Самозванец, не прошедший специальную подготовку, ведёт себя иначе:

Самозванец, не прошедший специальную подготовку, ведёт себя иначе:

  • не обговаривает ожидаемый результат работы;
  • часто отвлекается во время беседы, забывает детали, прерывает клиента, заявляя, что всё понял и сейчас разъяснит, как действовать дальше;
  • оценивает поступки, слова, мысли клиента, отмечая, что было правильно/неправильно, плохо/хорошо;
  • стремится решить за подопечного заявленную проблему, даёт советы и инструкции;
  • не мотивирует подопечного к поиску решения, не задаёт вопросы;
  • хвалит клиента, не подводя к осознанию, как был достигнут успех: говорит «умница», «здорово», не поясняя почему;
  • не констатирует итоги встреч, клиент не понимает, чего он достиг и куда двигаться дальше.

Станислав Шекшня, специалист в области корпоративного управления, рекомендует заключать контракт с коучем, в котором обозначить пункт досрочного прекращения работы. Это позволит вовремя распрощаться с тренером-самозванцем. По мнению С. Шекшни, если после третьей сессии пропадает энтузиазм в обучении, программу следует прекратить.

Статусность любой ценой.

Печальный факт – у Давлатова корона. Не коронавирус, это хоть худо-бедно поправимо, а корона, вросшая в голову, мания величия. 

Нормальный человек с адекватной самооценкой не стал бы оплачивать фильм о себе.

Да-да, художественную киношку о себе, со своим участием и за свой счет. Про людей знаменитых и влиятельных снимают фильмы, обращаясь к ним за разрешением, т.е. инициатива исходит с другой стороны. Тут все иначе.

Но не было бы счастья, да несчастье помогло: оплатив этот затянувшийся рекламный ролик со своим камео, Давлатов внес вклад в развитие таджиского кинопрома и, конечно, в свое промо. 

Люди любят сказки и мечты, на том и Болливуд стоит. Я бы на его месте попробовал себя в стендапе, потому что слушать его «суржик» из неграмотного русского и таджиского – уморительно. 

Я перешел с Камеди Клаб на Саидмурода, он мне вместо сказки на ночь.

Думаю, следует ожидать от него и проекты в стиле «Давлатов со звездами», ибо наш персонаж не скупится на организацию встреч с медийными персонами, чтобы создать иллюзию присутствия в высших сферах. 

Добрался уже и до президента Таджикистана, что, учитывая коррупционное окружение, нетрудно. Президентской семье, откровенно говоря, стоило бы фильтровать окружение, так как подобная пусть фейковая, дружба, бросает тень на их репутацию.

То, что в других странах считается «испанским стыдом», в случае с Давлатовым является образом жизни. Публика ведется, а он ведет ее за собой.

Отличие коучинга от смежных видов деятельности

  • Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам без учета индивидуальных особенностей каждого.
  • Тренинг предусматривает получение стандартного решения конкретной задачи, например, приобретение определенного навыка. Коучинг используют тогда, когда готового решения задачи нет. Цель коуча — организовать процесс и задавать нужные вопросы, чтобы клиент нашел тот результат, который будет подходить конкретно ему для решения его задачи.
  • Наставничество или менторство — это метод обучения, при котором более опытный и мудрый коллега (ментор) передает свой профессиональный опыт и знания молодому специалисту, оказывает ему помощь и поддержку в адаптации к профессиональной деятельности, дает советы и показывает личный пример. Коучинг же направлен на развитие навыков, повышение эффективности за счет развития осознанности, мотивации и ответственности.
  • Психотерапия нацелена на прошлое человека, пережитые им психологические травмы и использует их в качестве ресурса для выявления источников уже существующих проблем. В центре внимания коуча настоящее и будущее человека как целостной личности.
    Коучинг обращается к прошлому человека лишь для напоминания о прошлых успехах, дающих ощущение уверенности в собственных силах. Коучинг не решает проблему, а превращает ее в жизненную задачу, решаемую с помощью личных ресурсов. В терапии клиент задается вопросом «Почему это произошло?», а в коучинге «Как я могу это решить?»
  • В консультировании предполагается, что клиент не знает и занимает роль ученика, а консультант знает и занимает роль эксперта. Консультант занимает ведущую роль в проектировании будущего клиента, контролирует и корректирует его проект. Коуч же не дает советов, наоборот, он верит в безграничные возможности человека и помогает ему раскрыть собственный потенциал.

Этапы развития коучинга

Согласно одной из легенд, прародителем коучинга был древнегреческий философ Сократ.

Именно благодаря Майевтике — методу задавания вопросов, его относят к одному из первых коучей. Майевтика предполагает извлечение скрытых в каждом человеке знаний с помощью наводящих вопросов.

На самом деле основоположником современного коучинга считают Тимоти Голви — преподавателя Гарвардского университета и тренера по теннису.

В 1974 году он издал книгу «Внутренняя игра в теннис», в которой использовал слово «внутренний» при описании внутреннего состояния игроков. По словам Т. Голви: «Соперник в собственной голове куда страшнее того, что находится рядом на гольф-поле».

Он разработал революционную методику обучения игре в теннис, когда тренер помогает игроку избавиться от внутренней неуверенности и выпустив свои скрытые возможности, самостоятельно найти собственный, лучший путь развития своих способностей для достижения результата. Вследствие такой деятельности у человека появляется естественная способность эффективно учиться на собственном опыте и достигать поставленных целей.

Цель «внутренней игры» — уменьшить любое вмешательство со стороны, что ограничивает полное раскрытие потенциала человека. Этот метод стал применяться в разных сферах деятельности человека. Позже Голви перенес эту методику в бизнес. Она стала называться коучингом. Применение метода внутренней игры в бизнесе заключалась в поиске лучших способов управления изменениями.

Финансовый аналитик Томас Дж. Леонард считается создателем и основателем лайф-коучинга, так как начал использовать коучинг при работе с личностью.

В конце 80-х годов он объединил бизнес, психологические, философские, спортивные и духовные концепции для создания процесса развития людей в личной и в профессиональной сфере.

Джон Уитмор — ученик Т. Голви. Он основал школу тенниса и лыжную школу в Альпах, обучение в которых базировалось на принципах «внутренней игры» Т. Голви.

Джон Уитмор развил идеи Т. Голви в применении к бизнесу и менеджменту, ввел термин «коучинг» в бизнес-менеджмент и разработал одну из наиболее часто используемых и известных моделей в коучинге — GROW.

Таким образом, Т. Голви, Томас Дж. Леонард и Джон Уитмор считаются ключевыми фигурам в истории коучинга. Коучинг стал популярен в США и затем во всем мире именно благодаря им. Также, весомый вклад в развитие коучинга внесли Маршалл Голдсмит — один из наиболее известных коучей, топ-руководителей в мире и Мэрилин Аткинсон — основательница и президент Международного Эриксоновского Университета.

В чем отличие от тренинга

Не стоит путать эти два понятия, так как они принципиально отличаются. Хоть и на первый взгляд кажутся очень похожими.

Тренер дает указания, сколько и как нужно сделать, чтобы получить результат. Это очень хорошо прослеживается в спорте. На тренинге дается новая для клиента информация. Ее нужно изучить и начать применять на практике. Это всегда группа учеников

И не важно онлайн проводится обучение или оффлайн

Чтобы закрепить результат на тренингах, требуется некоторое количество повторений того или иного навыка. То есть нужно довести действие до автоматизма для достижения лучшего результата.

У тренингов есть неоспоримый плюс — это изучение новой информации в команде единомышленников. Но не всегда всем удается раскрыться на них в силу своей стеснительности. Или победы других они принимают как свою несостоятельность.

Коучинг же подразумевает индивидуальную работу. В этом случае специалист задает вопросы, а клиент сам ищет ответы на них. Наставнику не обязательно быть гуру в том вопросе, в котором он помогает клиенту. Ему главное знать, какие вопросы задавать и в какой последовательности. Плюс необходимо оценивать и такие моменты, как эмоции и жесты клиента. Они зачастую показывают, где нужно сделать больший упор и задать больше вопросов.

Еще часто в сравнение с наставником приводят понятие фасилитатор. Кто такой фасилитатор и в чем их отличие? Главная задача наставника на групповых сессиях — обучить команду самостоятельно вести диалог. Фасилитатор же помогает в решении конфликтных ситуаций между участниками. Его задача — наладить диалог между сторонами.

«Коуч задает сложные, иногда неудобные вопросы»

— Как проходит коуч-сессия? Можно ли за пару встреч получить результат?

— За 6 лет работы в коучинге я наработала следующую структуру работы с людьми:

  • Беседа для определения цели/результата/критериев измерения результата от коучингового взаимодействия на каждую сессию и на долгосрочный период в целом (часто изначально заявленная цель может меняться по мере того, как человек глубже уходит в понимание себя и своей задачи)
  • Коуч задает сложные  вопросы, повторяет сказанное им, обобщает, делится собственными мыслями и переживаниями, инсайтами по ходу развития сессии, если это может продвинуть человека вперед.

Продолжительность каждой сессии — от 40 до 90 минут. Основная часть укладывается в 50−60 минут, дольше могут проходить сессии при первичной постановке целей, исследовании смыслов жизни или работы либо если в сессии у человека поднялась сильная эмоция.

Фото из личного архива

Большинство коучей сейчас работают по системе долгосрочных контрактов из 10−12 сессий, что обеспечивает постоянную поддержку и глубокую проработку его темы в течение 100 дней. Периодичность — 1 раз в неделю или в 10 дней. Реже, чем раз в две недели, встречаться с коучем я не советую.

Глубокие личные изменения, а также сопровождение значительных изменений в бизнесе решается в более длительных контрактах, продолжительностью от 6 месяцев до 1 года.

Как стать коучем

Профессия коучера не требует детального знания психологии и вопросов нейробиологии. Ему необязательно быть экспертом во всех проблемах, с которыми к нему будут обращаться. Консультант просто задает вопросы, помогая активизировать исследовательскую или познавательную деятельность человека. Как стать коуч-тренером? Прежде человек должен для себя решить следующее: способен ли он развивать регулярно навыки общения и является ли желание истинным.

Стать профессионалом в этом деле – неординарный шаг. Нужно жить в полной ясности относительно своего будущего, привести свою жизнь в полный порядок и установить личные цели. Многие коучи начинали со следующих шагов:

  • тестировали готовность стать профессионалом с помощью специальных тестов;
  • осваивали знания под руководством ментор-коуча по подготовительной программе и получали сертификат;
  • находили новых клиентов, опираясь на полученные знания;
  • после первых 100 платных сессий принимали решения инвестировать в дальнейший карьерный рост.

Международная академия коучинга

В России существует уникальная академия коучинга Мак, которая онлайн обучает профессионалов своего дела, выдает сертификат специалиста международного образца. Компания предоставляет обучение при помощи электронных средств и инновационных технологий. Курс проводится дистанционно понятным языком, поэтому подходит как новичкам, так и тем, кто уже развивается в этой области. Академия регулярно проводит различные мастер-классы по развитию навыков. Здесь можно обучиться детскому или подростковому тренингу, а также пройти курс коучинга для людей с СДВГ.

Курсы коучинга

В интернете легко найти огромное количество курсов, которые предлагают обучаться профессии и поднимать свой уровень. Любой коучинг-центр предоставляет обучающимся видео и аудиоматериалы, книги, живое общение с профессионалами. В числе самых популярных тем – основы, инструменты и технологии коучинга. Курсы полезны как для руководителей предприятий, так и для простых людей, которых интересует, как жить в гармонии с окружающими и с собой.

Как работает коучинг

Грамотный коучинг в образовании позволяет достигать определенных целей и результатов за короткий промежуток. Принципиальная разница между коучингом и наставничеством в том, что первый имеет строго обозначенный период и конкретные цели для решения. Темы каждой встречи обсуждается заранее. Они структурированы, имеют точный сценарий, как правило, направлены на отработку одного компонента. Коучинг — направление комплексное, затрагивающее множество сфер, начиная от психологии и заканчивая педагогикой.

Коучинг и тренинг

Например, вы заказываете коучинг для руководителей и хотите, чтобы ментор научил правильно выбирать цели развития в бизнесе или выходить из кризиса. На протяжении 1-2 дней эксперт будет рассказывать, как достичь таких умений. Ключевая особенность, что коуч может сразу работать с несколькими участниками, и не обязательно оффлайн. Часто предлагаются не только практические рекомендации, сколько сценарии возможного решения. Хорошее решение для тимбилдинга.

Коучинг и психология

В этом случае ментор выступает личным консультантом, который выслушивает в чем проблема, чего хочется достичь и на основе этого формирует стратегию развития

Как правило, это коуч для женщин, обучающий завоевывать внимание мужчин, оставаться гармоничной личностью на работе, с мужем и с детьми, и продвигаться по карьерной лестнице. Сюда можно отнести коуча по отношениям

Только подумайте: более половина семейных пар в США, которые прожили вместе больше 5 лет, регулярно (минимум 2 раза в год) обращаются за такой психологической поддержкой к тренеру.

Коучинг и консалтинг

Консалтинг — это привлечение людей для решения боли клиента, но при этом, коучинг предусматривает мотивацию, обучение, а непосредственно консалтинг — зондирование почвы и составление точного сценария развития ситуации. Коучинг — это больше прорабатывание потенциальной ситуации, общение, а консалтинг — решение конкретной задачи: возвращение клиента, расширение базы.

Разница между коучингом и психологическим консультированием

Специалисты-коучи с легкостью расскажут вам, по каким характеристикам следует отличать коучинг от консультирования, терапии, наставничества и дружбы.

Разница между коучингом и психологическим консультированием

В ходе психологического консультирования клиенту помогают разобраться с собственным «я», научиться правильно выстраивать взаимоотношения с окружающей средой, разобраться в своих проблемах и найти соответствующие способы их решения. Задача коуча —помочь вам раскрыть внутренний потенциал, чтобы осуществить запланированное действие.

Процесс терапии позволяет переключить пациента с прошлого на настоящее, способствует избавлению от психологических проблем и эмоциональных переживаний. В фокусе коучинга находится настоящее и будущее, развитие потенциала человека, его приоритеты в жизни и желания. Коуч помогает находить возможности и делать жизнь клиента ярче и насыщенней.

3 шага на пути к безграничным возможностям! Раскрываем свой потенциал>>>

Статус, показывающий отношение к клиенту, также говорит о том, насколько различны эти понятия. Психолог-консультант занимает положение «над клиентом». Благодаря своей мудрости, опыту он оказывает поддержку клиенту, находящемуся в состоянии неуверенности, дезадаптации. Либо он является своего рода «советником», роль которого заключается в более компетентном решении проблемы клиента.

Коуч взаимодействует с клиентом, занимая позицию «на равных». Он убежден в том, что каждый человек —это цельная одаренная личность, способная самостоятельно найти лучшее решение своего вопроса. Функция наставника в данном случае заключается лишь в том, чтобы максимально заставить клиента проявить свои внутренние ресурсы.

Использует ли коучинг в своей работе запрещенные психологические приемы?

Это преимущественно элементы гипноза и приемы НЛП (нейролингвистического программирования). То есть введение в состояние измененного сознания плюс приемы ментальной манипуляции. Формально они не запрещены, но вы должны понимать, что вашим сознанием манипулируют. Зачастую коучи применяют именно эти инструменты.

В России, к сожалению, мы все еще имеем проблему недостаточного контроля не только над коучингом, но и над психотерапией, при том, что существуют институции, которые сертифицируют психотерапевтов. Как следствие — у нас есть большой пробел в контроле за тем, чем занимаются люди на местах.

Этимология слов «коуч», «коучинг»

Рассмотрим теперь, что означает слово «коучинг», что это такое с точки зрения языкознания.

Термин этот английский, в переводе означает «наставлять», «обучать», «воодушевлять» или «тренировать».

В XVI веке «коучем» называли… повозку или карету. В более близком к настоящему пониманию этого слова смысле его впервые применили в Оксфордском университете в 1830 году. Тогда «коучем» на молодежном сленге стали называть человека, который помогал студенту в подготовке к экзамену.

Казалось бы, что общего между грузовым транспортным средством и репетитором? Однако такая общность при внимательном анализе прослеживается: и тот, и другой переносит что-то. Первый – грузы к месту назначения, второй – обучающегося на новый уровень знаний. В современном понимании «коуч» тоже переносит людей – туда, где они хотят быть, в новую реальность, к которой они стремятся. То есть коуч – это тот, кто доставляет своего клиента к цели, помогает ему двигаться вперед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector