Что такое менталитет? особенности русского менталитета и его формирование

Распространенная ошибка

Безусловно, русские и украинцы уверены, что знают все о западном менталитете. Однако на практике зачастую выясняется, что это не так, и наша собственная самоуверенность играет с нами злую шутку. Более того, многие люди недостаточно хорошо знают даже собственный менталитет.

Оказавшись за границей, мы с трудом уживаемся с окружающими, даром расходуем нервные клетки и даже впадаем в депрессию от того, что вокруг нет ничего, что грело бы душу. В чем же ошибка?

Нужно заранее узнать больше о собственном менталитете, проанализировать особенности менталитета и культурно‑социальную ситуацию в стране, куда мы едем, провести сравнение и понять ментальные отличия. Анализ поможет нам оценить, насколько гармонично мы «впишемся» в новую среду.

Русский менталитет

Говоря об особенностях русского национального характера, нередко употребляют выражение «загадочная русская душа». Русский человек – нередко загадка, ведь в нем нередко уживаются самые яркие крайности. Всему миру известны русские неприхотливость и терпение, когда люди могут жить в чудовищных условиях нищеты и унижений. Однако, когда доведенное до отчаяния население поднимается на бунт, оно идет до конца. Безрассудная смелость и жертвенность ради «общего» (прежде всего, Родины, народа) – очень русская черта.

Сфера интересов русского человека лежит вне материальной плоскости этого мира. Поэтому отношение к деньгам, к бизнесменам – от недоверчивого до негативного. Ведь главное – это душа, доброта, правда, а «через золото слезы льются», согласно одной русской пословице. Интерес к духовному, к глубокому смыслу мироздания проявляется и в любви к философским разговорам и спорам. А русская неулыбчивость – на самом деле проявление искренности, ведь русский человек не хочет обманывать окружающих и мир «дежурной» улыбкой.

Русский человек верит в свою мистическую удачу. Многие вещи (а порой и самые невероятные изобретения) получаются именно потому, что кто-то верил в чудо и пошел на недопустимый при более рациональном подходе риск. Чисто русское понятие «авось», то есть «а вдруг получится?!» – очень ярко иллюстрирует подобное мнение. Хладнокровное планирование и подсчеты – не для русской нации, ее толкают вперед гениальные озарения и нестандартное мышление. Вместе с тем, ценится и трудолюбие – но не прилежание в ожидании выгоды, а искренняя любовь к своему делу.

Русские – люди «общего», преобладающего над частным

Им очень важно, как они выглядят со стороны, что у них все не хуже (но и не лучше!), чем у других. Выскочкам приходится непросто, ведь их инстинктивно стремятся «задавить» не только из-за их успешности, но и из-за простого отличия от других

И наоборот: к сирым и убогим русский народ всегда был жалостлив, и нищим неизменно подают милостыню. А русское гостеприимство уже стало притчей во языцех: ведь даже если гость не слишком желанный, к его приходу обязательно накроют богатый стол. Что уж говорить о гостях желанных?

Русские традиции

Русские традиции представляют собой интереснейший гибрид христианских и языческих обычаев. Они веками определяли ритм и образ жизни народа – от четко расписанного годового календаря до сформировавшихся брачных и прочих ритуалов.

Что такое менталитет?

Менталитет – это набор культурных, интеллектуальных, эмоциональных и мировоззренческих, а также моральных, нравственных и ценностных ориентиров, свойственных отдельной этнической или социальной группе. При этом он не имеет ничего общего с генетическими факторами. Он прививается каждому человеку через воспитание, общение с приятелями, просмотр телепередач, поездки в общественном транспорте и прочие виды взаимодействия с окружающей культурной средой.

Менталитет сочетает в себе взгляды на мир, точки зрения на разные события и явления, ценности, религиозные и поведенческие нормы, моральные и нравственные ориентиры. От него зависит, как люди относятся к качеству дорог, как ведут себя за рулём, в общественном транспорте или в очередях, как общаются с продавцами, доверяют ли полиции и насколько дружелюбны с соседями. По сути, менталитет – это общие привычки миллионов людей.

Суть менталитета можно объяснить следующим образом: если взять двух незнакомых граждан одной страны и двух граждан другой страны, то по особенностям поведения легко понять, какие люди являются согражданами. Достаточно заметить определенные паттерны поведения и восприятия, и спрашивать прямо не потребуется.

От менталитета зависит, как человек воспринимает окружающую среду и своё место в ней, какие у него присутствуют ценностные ориентиры. Живя в привычной среде, такой человек не обращает внимания на многочисленные привычки, продиктованные общей ментальностью. Но стоит ему приехать в другую страну, и он сразу ощущает явный контраст, удивляется тому, как люди ведут себя на улице. Они кажутся ему слишком общительными и улыбчивыми или, наоборот, замкнутыми и угрюмыми.

Понятие национального характера

На данном этапе понятие национального характера включает в себя разные школы и подходы. Из всех толкований можно выделить два основных:

Личностно-психологическая трактовка национального характера

Такое толкование подразумевает, что у людей одних культурных ценностей есть общие личностные и психические черты. Комплекс таких качеств отличает представителей этой группы от других. Американский психиатр А. Кардинер создал концепцию «базисной личности», на основе которой делал вывод о «базисном типе личности», который присущ каждой культуре. Эту же идею поддерживает Н.О. Лосский. Он выделяет главные черты русского характера, который отличается:

  • религиозностью,
  • восприимчивостью к высшим образцам навыков,
  • душевной открытостью,
  • тонким пониманием чужого состояния,
  • мощной силой воли,
  • пылкостью в религиозной жизни,
  • кипучестью в общественных делах,
  • приверженностью к крайним взглядам,
  • вольнолюбием, доходящим до безначалия,
  • любовью к отечеству,
  • презрением к обывательщине.

Подобные изыскания обнаруживают и результаты противоречащие друг другу. У любого народа можно найти абсолютно полярные черты. Здесь необходимо провести более глубокие исследования, применяя новые статистические методики.

Ценностно-нормативный подход к проблеме национального характера

Такой подход допускает, что национальный характер претворяется не в индивидуальных качествах представителя нации, а в социокульурном функционировании его народа. Б.П. Вышеславцев в работе «Русский национальный характер» поясняет, что человеческий характер не очевиден, наоборот, это есть что-то тайное. Поэтому его сложно понять и случаются внезапности. Корень характера не в выразительных идеях и не в сути сознания, он произрастает из бессознательных сил, из подсознания. В этой подоснове зреют такие катаклизмы, которые не предугадать, глядя на внешнюю оболочку. По большей мере это применимо к русскому народу.

Такое общественное состояние духа, основанное на установках группового сознания, принято называть менталитетом. В связи с этим толкованием, особенности русского характера проявляются как отражение ментальности народа, то есть, являются достоянием народа, а не совокупностью черт, присущих отдельным его представителям.

Ментальность

  • отражается в поступках людей, их образе мыслей,
  • оставляет свой след в фольклоре, литературе, искусстве,
  • порождает самобытный уклад жизни и особенную культуру, свойственные тому или иному народу.

Закаленные судьбой

О нравах дореволюционного общества, а уж тем более об их толерантности к сложностям и превратностям судьбы современным психологам известно крайне мало.

Однако, согласно психологии защитных механизмов, употребление алкоголя и кутеж — это деструктивные способы ухода от реальности при неспособности с ними справиться самостоятельно.

Следовательно, можно предположить наличие у дореволюционных граждан низкой способности сопротивляться сложностям.

Советское же поколение получило очень высокие баллы по шкале толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

Скорее всего, это объясняется тем, насколько жесткие события пришлось им пережить.

Как формируется менталитет

Менталитет человека формируется на протяжении двенадцати лет. Начинается этот процесс в три года и заканчивается в 16 лет. В этом возрасте человек перестает дополнять картину мировоззрения, системы ценностей, жизненных целей и принципов.

На создание менталитета влияют некоторые факторы, среди которых:

  • менталитет семьи, родителей;
  • школа и другие учебные заведения;
  • СМИ;
  • фильмы и сериалы;
  • книги;
  • физическая выносливость;
  • религия;
  • психологическая устойчивость;
  • место рождения.

Все эти факторы делятся на четыре смысловые группы:

1. Природно-географические

В них входят отношения страны с другими государствами, климатические условия и природные достопримечательности, располагающиеся на данной территории.

2. Социально-исторические

Взгляды на историю и отдельных исторических личностей могут различаться в зависимости от принадлежности к этнической группе. Герой одной страны может считаться захватчиком и тираном в другой.

3. Религиозные

Религиозные взгляды, обычаи и традиции оказывают сильное воздействие на мировоззрение людей.

4. Образовательные

Система образования помогает подросткам выстроить отношение к жизни определенным образом, а также установить личные рамки дозволенного и выбрать подход к жизни.

Перечисленные группы факторов нельзя рассматривать по отдельности, так как они оказывают совместное влияние на формирование менталитета. При пренебрежении одной из них не получится составить целостную картину мировосприятия.

Русский менталитет глазами иностранцев

К сожалению, очень многое в отношениях русских с европейскими народами подпортила политика. Также еще жива память о деятельности советского правительства, Второй мировой войне. Это необходимо учитывать при выборе страны для иммиграции.

Если говорить о странах, в которых иностранцы о русском менталитете отзываются положительно, то это Греция, Испания, Португалия, Сербия, Словения, Мальта. С народами этих стран у нас практически не возникало исторических конфликтов, поэтому там вас примут максимально радушно.

Вполне терпимо относятся к русскому менталитету в Венгрии, Великобритании, Австрии, Нидерландах, Франции. Недаром именно в этих странах проживает наибольшее количество выходцев из стран СНГ.

Выбирая страну для оформления ВНЖ или гражданства, обязательно анализируйте особенности собственного менталитета и сравнивайте с менталитетом местным. Только таким способом вы защитите себя от ненужных конфликтов и негативного опыта.

В свою очередь, мы в своем блоге продолжим информировать вас о наиболее выгодных иммиграционных программах стран Европы и отвечать на ваши вопросы и комментарии. Подписывайтесь на наши обновления и будьте в курсе событий!

Примеры

О конкретных примерах вы, наверняка, уже не ра слышали. Но давайте рассмотрим несколько конкретных и довольно знакомым каждому примерах.

Российский

Конечно, то, каким является русский менталитет, отличается в представления жителей России и иностранцев. Но вот, что может характеризовать менталитет в России:

Менталитет это простыми словами то, как народ видит окружающую действительность

В Германии

Для сравнения посмотрим, как ведут себя жители Германии. Они, в отличие от русского человека, уважают свое и чужое пространство. Они более консервативны и скрытны в эмоциональных и душевных проявлениях. Немцы также более острожные.

Что представляет собой менталитет?

Слово «менталитет» имеет латинский корень mens, означающий ум, мышление. Это явление представляет собой совокупность культурных и мыслительных особенностей, системы ценностей и моральных ориентиров. Это понятие можно отнести как группе людей, так и к отдельной личности. Говоря о менталитете в контексте характеристики целой нации, часто выделяют различные устоявшиеся особенности народа, иногда даже стереотипы.

Сознательное и бессознательное

Для более подробного разбора понятия менталитета стоит рассмотреть сознательное и бессознательное в человеческой психике.

Сознание заключается в способности к целенаправленному оценочному отражению окружающей действительности при помощи визуальных образов, чувств и логических рассуждений. Сознание бывает индивидуальным и общественным. Нередки случаи, когда люди, слишком сильно идентифицируясь с какой-либо группой, начинают путать «личное с политическим».

Бессознательные явления существуют практически во всех психических процессах, воздействуют на поведение, эмоциональное состояние и мышление человека, при этом не осознаются им. Швейцарский психиатр Карл Юнг утверждал, что кроме «индивидуального бессознательного» существует также и «коллективное бессознательное», состоящее из архетипов – неосознанных образов, единых для определённой группы людей.

Воплощениями архетипов являются литературные и фольклорные герои, их образы формируют шаблоны поведения, перенимаемые с самого детства и бессознательно воспроизводимые людьми в повседневной жизни. 

Особенности менталитета личности

Этот термин, как правило, употребляется, чтобы выделить особые психологические характеристики человека и его отличие от других людей, социальной среды. Индивидуальный менталитет формируется за продолжительный период времени, но может частично изменяться на протяжении всей жизни. На его становление влияют жизненный опыт и волевые усилия человека, его психологическая устойчивость.

Однако помимо напрямую зависящих от индивида факторов существуют и внешние причины формирования менталитета:

  • Воздействие более сильных, сформировавшихся личностей: педагогов, кумиров.
  • Политика государства.
  • Знания, почерпнутые из различных источников (кино, литературы, интернета).
  • Менталитет родителей, семьи.
  • СМИ.
  • Школьное воспитание.

Считается, что менталитет личности начинает формироваться примерно в 3-4 года, а завершается формирование к подростковому возрасту (15-17 лет). Сформированный менталитет характеризуется системой ценностей, которой соответствуют различные цели и средства их достижения. Если рассматривать именно систему ценностей, можно заметить, насколько сильно она отличается в период «подросткового максимализма» и в более зрелом возрасте.

Индивидуальный менталитет далеко не всегда напрямую зависит от возраста, некоторые люди не становятся по-настоящему зрелыми личностями, дожив до пенсии и вырастив собственных детей. Для современного общества, в котором вопрос физического выживания уже не стоит так остро, такая «психологическая несформированность» стала очень серьёзной проблемой.

Типы группового менталитета

Групповой менталитет формируется в основном при помощи бессознательного. Это понятие достаточно непросто формализовать. Оно заключается не только в том, что, к примеру, люди в сплочённом, устоявшемся коллективе «мыслят хором», но и в следовании общим идеалам, формировании определённых стереотипов и других проявлениях общественного сознания. Если говорить точнее, «бессознания».

Выделяются различные типы менталитета, которые отличаются разной степенью общности. Опираясь на состав рассматриваемой группы, можно выделить следующие разновидности:

  • Национальный менталитет (русский, американский).
  • Профессиональный менталитет (офицерский, врачебный, преподавательский).
  • Классовый менталитет (рабочий, предпринимательский).
  • Партийный менталитет (демократический, консервативный).
  • Возрастной менталитет (подростковый, старческий).
  • Территориально-географический менталитет (столичный, провинциальный).
  • Криминальный менталитет.

В реальности типов менталитета гораздо больше, и со временем появляются всё новые. Современное общество является очень многогранным, поэтому каждый человек сочетает в себе компоненты нескольких типов менталитета.

Философский дар

Несмотря на то, что большинство жителей нашей страны живут неблагополучно, нас мало интересуют материальные вопросы. В компании друзей любой разговор рано или поздно приобретает черты вселенского масштаба.

А как русский человек любит поумничать и поспорить. Доказать собеседнику свою правоту, добиться его согласия с вашими словами – это черта русского характера. Любой разговор плавно перетекает в спор, который закончится только тогда, когда один из участников сдастся другому. Это происходит, потому что мы любим правду. На чьей она стороне, тот и сильнее.

Русские не любят проспоривать, поэтому часто, чтобы доказать свою правоту, начинают громко и грозно разговаривать. Если иностранец может воспринять это как грубость и невоспитанность, то для русского – это демонстрация своей правоты и нежелания уступать.

Мы часто ругаемся, но такое общение не несет негатива, на следующий день два вчерашних противника могут стать лучшими друзьями. Наоборот, когда кто-то может отстоять свое мнение, люди проникаются к нему уважением и симпатией.

Факторы формирования менталитета

Традиционно принято выделять четыре фактора, сказывающихся на выработке данного понятия, а именно: природно-географические причины, социально-исторические аспекты, вероисповедание и образование. При этом перечисленные факторы детерминации мировоззрения неизменно перекрещиваются между собой. Помимо того, эти причины одновременно являются и сторонами, влияющими на их исторические трансформации.

Миропонимание охватывает систему ценностных ориентиров и целей конкретной личности в границах свойственных ей наборов убеждений.

Итак, среди основных детерминантов, определяющих формирование определенного типа менталитета, выделяют:

— индивидуальную эволюцию;

— мировоззрение родителей;

— биологические причины;

— влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей;

— социальные учреждения;

— литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства, с которыми индивид знакомиться с детства.

Особенности менталитета человеческих особей наиболее выражены при воздействии стрессоров, когда возникает «противостояние целей».

Специфическое мировоззрение нации формируется на протяжении истории его становления. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности. Так, например, крупный нос кавказцев, славянские русые волосы, узкие глаза якутов не являются особенностями национального менталитета, поскольку он взаимосвязи с внешними характеристиками не имеет, а определяется существом и совершенным содержанием нации.

Менталитет нации не приобретается единовременно и навсегда. Национальное мировоззрение формируется столетиями и характеризуется сравнительно константным и непрогрессивным содержанием. При этом мировосприятие способности упрочиваться, обогащаться и изменяться, не лишено.

Национальный менталитет не может обладать либо положительным содержанием, либо отрицательным. Иначе говоря, по характеру он не однотипный, поскольку включает позитивные аспекты и негативные стороны. Сам народ, замечая консервативность и нелепость некоторых элементов собственного мировосприятия, может освобождаться от них. Однако данный процесс является продолжительным, охватывающий большой период времени.

Менталитет народов разных стран

Рассмотреть менталитеты всех народов мира невозможно, рассмотрим только некоторые из них.

Великобритания

Британцы отличаются неповторимым менталитетом. Они закрыты, тяжелы на подъем, очень уважают частную жизнь. Невозмутимы, холодно вежливы, горды, тщеславны, отзывчивы.

Испания

Менталитет испанцев характеризуется индивидуализмом, эмоциональностью, духовностью. Понятие о чести для них не пустой звук, они гордые, патриотичные, открытые, совсем не заботятся о времени.

США

Американцы оптимистичны, улыбчивы, энергичны,авантюрны

Менталитет американцев определяется стремлением соблюдения равенства, сохранением порядка, большим вниманием к работе, стремлением к комфорту и успеху

Италия

Итальянский менталитет характеризуется высокой театральностью, стремлением произвести хорошее впечатление, решительностью, умением получать удовольствие от жизни.

Германия

Менталитет немцев отличается, педантичностью, упорядоченностью, серьезностью, логичностью. Большинство ведет здоровый образ жизни.

Япония

Менталитет японцев пронизан  загадочностью, сдержанностью, неспешностью, высокой ответственностью, традиционализмом, жертвенностью, терпением. Интересы группы для них на первом месте.

Китай

Менталитет китайцев также основан на идее неотрывности личности от общества. Особенностями менталитета китайцев является проявление уважения к старшим, коллективизм, приверженность традициям, настойчивость при этом скромность и повышенная внушаемость.

Россия

Русский менталитет характеризуется широтой души, духовностью, искренностью, душевностью, стремлением к общности, нелюбовью к дисциплине и методичности, любовью к спорам, ленью, сменой настроения.

Индия

Менталитет индийцев отличается артистичностью, общительностью, любопытством. Для народов Индии характерна любовь к красоте и искусству, религиозность, беззаботность, легкое отношение к жизни.

Менталитеты многочисленны и разнообразны. Их знание помогает лучше понимать друг друга. В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще совершается культурный обмен

Важно не потерять этническую ценность и самоидентификацию

Каждая нация уникальна и неповторима. И не одна ли эта из причин, почему мы так любим путешествовать? Нам нравится самим получать новый опыт, видеть все своими глазами, а не просто читать в интернете или журнале. И в каждой стране есть свой менталитет и национальный характер. Достаточно часто мы слышим эти два словосочетания, но мало людей знают, чем же они отличаются по существу. Давайте разберемся вместе.

История появления термина.

Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке

(1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.

В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.

Философское

понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.

Психоаналитическая

и социопсихологическая исследовательскаятрадиция , в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работеБегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности , 1952).

В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».

Основы социально-исторического

рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.

Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.

Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между

осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).

Выражение в искусстве

Особенности русского менталитета ярко выражены в искусстве. Одни сталинские высотки – отражение целой эпохи служат прекрасным примером. Гигантские масштабы, прочные и монументальные конструкции отражают не только идею этого времени, но и само восприятие жизни людей.

Широкая русская душа отражается и в живописи. Третьяковскую галерею, Русский музей и другие главные музеи России украшают гигантские живописные полотна по 3-4 метра. Всем известная со школы, картина «Богатыри» Васнецова достигает в длину более 4 м. А есть произведения и большего размера.

Метро – в наше время одна из достопримечательностей столицы. Ежедневно толпы туристов не устают разглядывать прекрасные и величественные мозаики Дейнеки. Скульптуры, украшающие подземные переходы и станции не перестают поражать воображение.

Обо всем по порядку

Мы, русские люди, обладаем непростым характером. Для нас бывает сложно выражать свои эмоции, мы не улыбаемся всегда и всем, говорим то, что думаем. Такая скрытность и сдержанность – явная русская черта характера. Для многих иностранцев это кажется признаком суровости.

Возможно, так и есть. Причиной всему холодный климат, зима, которая длится чуть ли не половину года, история, которая веками выстраивала русский менталитет.  Мы свои среди родных, для нас чуждо общаться с незнакомыми людьми так же, как с друзьями.

Всегда присутствует внутренняя дистанция. Мы как бы наблюдаем за человеком, хотим понять «из чего он сделан». Но если человек «пришелся нам по вкусу», то  мы становимся полностью открыты для него: и про жизнь свою расскажем, и проблемы все решим вместе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector