6 цитат лао-цзы, которые помогут обрести внутреннюю гармонию

Лао-Цзы цитаты

Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.

Закон достойных – творить добро и не ссориться.

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

Голос истины противен слуху.

Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает

Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.

Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.

Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.

Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.

Истинно просвещенный человек никогда не воюет.

Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот – нравственный муж.

Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.

Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.

Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.

Мудрец избегает всякой крайности.

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.

Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.

Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.

Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.

Превосходный воин никогда не разгневается.

Не ссорящийся не осуждается.

Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.

Нет греха тяжелее страстей.

Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.

Знающий меру доволен своим положением.

Буддизм

Несмотря на тот факт, что буддизм является индийским учением, его влияние на философскую мысль Китая нельзя списывать со счетов. Первое появление буддистской мысли в Поднебесной датировано временем правления династии Хань. Чуть позже он обрел еще большую популярность. Буддизм в его индийском варианте не мог прижиться на китайской почве, поэтому философские воззрения претерпевали порой существенные изменения. Практика отрешенности и отложенного вознаграждения в виде просветления и Нирваны не были близки трудолюбию и повседневной ориентированности мировоззрения китайцев.

Со временем в буддизме Китая выделились три основных школы:

трактатов – ориентировалась на философскую проблематику;
сутр – делала опору на тексты буддистской традиции;
дхьяны – уделяла внимание практической стороне (медитации, йоге и т.д.).

Моизм

Согласно философии основателя моизма, Мо-цзы, основной темой философских размышлений должны стать идеи любви и всеобщего равенства. Люди нуждаются в указании, которое помогло бы им понять, какие традиции можно считать лучшими. Благо каждого – вот на что должна ориентироваться любая власть в стране. Поощрения заслуживает то учение, которое стремится к большей пользе для народа.

Интересные цитаты

Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещён, его низ не затемнён. Оно бесконечно и не может быть названо.

Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру некуда наложить на него свои когти, а солдатам некуда поразить его мечом. В чём причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти.

Кто действует — потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет.

Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом и воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен. Таким образом и воспитывается искренность.

Искусный побеждает и на этом останавливается, и он не осмеливается осуществлять насилие. Он побеждает и себя не прославляет. Он побеждает и не нападает. Он побеждает и не гордится. Он побеждает потому, что его к этому вынуждают. Он побеждает, но не воинственен.

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным, совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.

Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

Знающий меру доволен своим положением. Знающий много — молчалив, а говорящий много не знает ничего.

Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе видеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.

Когда дело завершено — следует устраниться.

Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

Когда нет врагов, то не бывает войны.

Коль много накопишь, то много исчезнет.

Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.

Кто живёт, жалея себя, — слабеет и не может совершенствоваться.

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает

Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи

Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.

Негативно окрашенное мышление мешает жить и самому человеку, и всем, кто его окружают.

Нет большей беды, чем недооценивать противника.

Не следует увлекаться отыскиванием недостатков в других, особенно пока твоё собственное несовершенство замутняет твой взор.

Не стремись подчинить другого твоей воле! И не становись рабом чужой воли! Соблюдение этого равновесия позволяет ощущать свободу!

Печаль, уныние, обида, страх — обессиливают человека. Эти состояния бессмысленно растрачивают энергии организма, что, в том числе, разрушает здоровье, ведет к болезням.

Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

При наличии Пути не застаиваются.

Только знающий меру, доволен собой и тем, что имеет. Потому может быть счастлив.

Сюнь-цзы краткая биография (ок. 313 — 235 гг. до н.э.)

Сюнь-цзы цитаты. Древнекитайский философ. Родился в царстве Джао. Первый сановник и глава ученых в царстве Ци. Начальник уезда Ланьлин. Свои взгляды изложил в трактате, носящем его же имя. Основываясь на учении Конфуция, философ дополнил его своим учениeм о «злой природе человека», которую укрощает и переделывает «просвещенный правитель». Сюнь-цзы придавал большое значение неприкосновенности социальной иерархии u выполнением всеми подданными императора долга перед ним. Учение философа стало впоследствии фундаментом официальной идеологии императорскoго Китая.
Главный труд: Сюнь-цзы.

Ранние верования

Идея цикличности – смена времени суток, сезонные температурные изменения – оказывается определяющей для китайских учений. Культ предков и жертвоприношения были актуальными в эпоху ранних верований и во времена правления древней династии Шан. После ее свержения династией Чжоу родилась концепция «Мандат Неба». Будучи посланником Небес, правитель обязан соответствовать своей высокой должности. В случае нарушений, он по всевышним законам мог оказаться свергнут и заменен иным кандидатом на исполнение воли Неба. Благодаря археологическим раскопкам удалось выяснить, что почитание предков – давно возникшее и долго сохраняющееся явление верования. Общество могло стать более светским, но традиции оставались.

Конфуцианство

Политические распри, борьба за власть и всеобщий хаос были характерны для эпохи, которая породила конфуцианство. Будучи практически ориентированной, философия конфуцианства как раз и поставила перед собой задачу исправить текущее положение дел в государстве и в умах людей. Стремление к гармоничной жизни и соблюдение правил морали – вот чему следует посвятить жизнь каждому китайцу согласно мысли Кун Фу-цзы.

Первоочередной задачей является воспитание гражданина, только на эту основу можно накладывать дальнейшее формирование человеческой души. Упорный и долгий труд и самодисциплина могут стать залогом гармоничной жизни в государстве, обеспечить отсутствие войн.

Жить полной жизнью

Многие хотели бы существовать именно так, но не знают, с чего начать, как строить свои дни. Ответы можно найти в книге «Дао Дэ Цзин». Мудрость автора помогает каждому победить тревоги, внутренние конфликты – а они рано или поздно настигают почти любого. Автор помогает избавиться от плохих мыслей и хаоса в своей жизни. Для этого нужно стать ближе к природе, перестать сопротивляться неизбежному, отдаться на волю судьбы. Необходимо отпустить свои страхи, не концентрироваться на проблемах прошлого и будущего, не забивать себе голову предположениями. Как сложится будущее? Мы не можем этого знать. Попытки предугадать могут навредить настоящему – а вот пользы от них нет.

Сажаем сафлор в саду или на клумбе: поливайте мало, чтобы не испортить корень

Конец коронавирусу объявлен в Польше: открывается знаменитый соляной музей

Скафандры от кутюр: костюмы космонавтов SpaceX создал дизайнер Marvel

Далее рассмотрим мудрые высказывания Лао-цзы, которые помогут достичь гармонии с собой и с миром.

Спонтанное и само собой разумеющееся

Лао-цзы советовал отказаться от сопротивления тому, что происходит само собой. Подобное поведение будет источником неизбывной печали. Реальность нужно принимать и позволить вещам развиваться так, как это обусловлено их природой. Такая мудрость полностью соответствует базовому учению даосизма. Философия требует признания естественности развития событий. Внезапные события, непредсказуемые происшествия застают персону врасплох и могут стать источниками неприятных впечатлений. Нас увольняют, наш отпуск вылетает в трубу из-за изменения погоды. Стоит ли бороться? Реально ли это? Если невозможно что-то контролировать, с этим нужно смириться, иначе ситуация лишь ухудшится, а человек станет жертвой своего же гнева, обеспокоенности.

«Моя первая любовь»: чтобы понять это, Меган понадобилось думать пять лет

Переезжаю в новый город, мама посоветовала сразу найти место, где вкусно кормят

Просто и удобно: делаем из корзины для белья переносной горшок для клубники

Императорская эпоха

С установлением власти династии Цинь в Китае официальным философским направлением стал легизм. Убежденным и радикальным сторонником течения и одновременно канцлером при дворе императора был Ли Сы. Он предложил подавить свободу мыслящих мужей Поднебесной, сжечь классические произведения, начать преследование представителей конфуцианства.

Основные идеи раннего легизма в области социальных вопросов таковы:

  • равенство всех перед законом;
  • высшая цель любого правителя – создание могущественного царства;
  • любая политическая деятельность обязана учитывать экономический фактор;
  • вся власть должна быть сосредоточена в руках одного правителя;
  • опыт предшествующих поколений является важным с точки зрения государственных дел.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector