Коллективное бессознательное

Базовые архетипы

Если исследовать архетипы коллективного бессознательного, то можно отметить такой момент: у всех народов в их опыте КБ присутствуют образы с какими-либо сюжетами, которые повторяются между собой и имеют глубоко спрятанное родство (например, мифы, легенды, предания).

Юнг предложил термин «архетипы коллективного бессознательного». Он их открыл, расшифровал и смог ввести в использование, увидев, как они образуются в племенных и родовых ценностях. Эти архетипы влекут за собой индивидуальные смыслы, эмоции, значения, а также играют роль помощников в выживании племён и народов в трудных жизненных ситуациях.

Это понятие может быть обнаружено в человеческой психике посредством снов и во время вовлечения себя в изменённые сознательные состояния. Следуя философии Юнга, главными архетипами КБ будут рассматриваться следующие:

  1. Мать, олицетворяющая исток альтруизма в личности человека, ощущение связи с ней и природой, поглощение этими составляющими до лишения собственного Я.
  2. Герой, символизирующий своё рвение к борьбе за независимость, к отстаиванию свободы, направляющий себя на преодоление любых препятствий и нацеленный на достижение возвышенной цели.
  3. Старик, олицетворяющий философское мировосприятие, знакомый с нормами, правилами и ограничениями, прошедший через трудности и знающий на собственном опыте их решение, передающий личный и накопленный временем опыт.
  4. Дитя, символизирующее высокую положительную внутреннюю энергетику, независимость в действиях и направленность на творчество.

Виды

Представители разных течений психологии используют несколько концепций бессознательного. Считается, что единого общего для всех без исключения людей бессознательного не существует

Поэтому, когда заходит речь о бессознательном, важно всегда уточнить, о каком именно. Несколько видов бессознательно, которыми специалисты оперируют чаще всего, рассмотрим ниже

Опыт, который человек приобретает в процессе жизни, тоже откладывается на бессознательном уровне. Этому способствует память о пережитых успехах и неудачах, приятных и трагических событиях, принятых или непринятых решениях. Опыт накапливается постоянно. Он проявляется в автоматических действиях, привычках, стандартных шаблонах поведения. Все, что выполняется неосознанно, постепенно уходит на уровень подсознания, а затем в бессознательный. К этой же разновидности бессознательного причисляют и интуицию, творческие процессы, озарения, вдохновение.

Вытесненное содержание содержит большой пласт детских воспоминаний, перенесенный травматический опыт или события, которые не хочется помнить. Также эта разновидность бессознательного содержит влечения, желания, которые вступают в конфликт с социально одобряемыми. Этот вид бессознательного может проявляться в оговорках, ошибках при прослушивании информации, образах, которые видит человек на изображениях.

Общественное бессознательное присущие людям разных культур. Оно представлено схожими по содержанию мифами, идеологическими постулатами, которые определяют мировосприятие.

Роль бессознательного в поведении человека

Группе людей, на долю секунды показывали фотографии кандидатов на государственный пост. Попросили высказаться, за кого бы они проголосовали. После проведённых выборов, сравнили результаты экспериментальной группы, с теми результатами, которые получили на настоящих выборах. Двух кандидатов из трёх, которых указала экспериментальная группа, выбрали на государственную должность. Эксперимент доказывает, что мимолётного взгляда хватает, чтобы сделать выбор.

Психологи более одного века изучали вопрос, как бессознательное влияет на поведение и мышление. В своё время, Зигмунд Фрейд, рассматривал бессознательное – как иррациональное мышление, а сознательное – как рациональное мышление. Но современные учёные не проводят такого строго разделения. На современном этапе, психологи-когнитивисты не разделяют бессознательное и сознательное на две противоположности, а сходятся во мнении, что эти типы мыслительных процессов помогают нам привыкнуть и выжить в этой быстроменяющейся среде.

Мысли решения, которые мы принимаем – автоматически, как правило быстры, эффективны, но неосознанные; не обдуманы, не спланированы. В этих мыслях задействованы стимулы, рефлекторные реакции. Например: читая слово «красный», вы представляете себе красный цвет (бессознательно). С сознательными делами, контролируемыми, всё предстоит иначе. Для этого нужно сознательное (осознанное) решение. Как при заполнении бланка, который вы заполняете в первый раз жизни, или читаете слово «красный», написанное жёлтым цветом.

Структура и типы личности

До сих пор остается актуальным предложенное когда-то Юнгом деление людей по типам личности: на экстравертов и интровертов. Однако сам ученый понимал, что в «чистом» виде они не встречаются, что в личности всегда переплетены оба вида, один из которых может преобладать.

Экстраверт — это человек, сознание которого по большей части обращено во внешний мир. Здесь, как правило, превалирует европейское, логическое мышление, направленное на преобразование внешнего мира. Интроверт — это типаж восточного человека с интуитивным мышлением, где преобладают чувства, сознание здесь обращено вовнутрь.

Вершиной творчества Юнга можно считать его концепцию структуры личности, которая состоит из шести элементов. В человеке они присутствуют в комплексе, где какой-то один из них может превалировать. И задача врача, по мнению Юнга, — помочь разобраться человеку в этих его индивидуальных внутренних наслоениях.

Структура личности, по Юнгу, состоит из следующих элементов:

  1. Анима — бессознательная женская сторона личности мужчины.
  2. Анимус — бессознательная мужская сторона личности женщины.
  3. Эго — центр личности, который строится на основе сознательных ощущений, отвечает за чувство идентичности.
  4. Персона — компонент, отвечающий за то, каким образом человек представляет себя миру, то есть каким образом он позиционирует себя (социальные роли, индивидуальный стиль самовыражения, подачи).
  5. Самость — настоящий, подлинным центр личности, то, что человек есть на самом деле, а не как себя ощущает или преподносит. Этот компонент обеспечивает равновесие, стабильность, единство личности.
  6. Тень — центр личного бессознательного; включает в себя желания, переживания, которые так или иначе отрицаются человеком либо осознанно, либо на бессознательном уровне, а также противоречат социальным нормам, рамкам, идеалам.

Концепция Юнга стала прогрессивной для того времени, поскольку усложнила структуру личности, добавила в нее компоненты, которые продолжают изучать и развивать психологи, философы, исследователи и ученые до сих пор.

дальнейшее чтение

  • Майкл Ванной Адамс, Мифологическое бессознательное (2001)
  • Галло, Эрнест. «Синхронность и архетипы», Skeptical Inquirer, 18 (4). Лето 1994 г.
  • Юнг, Карл. (1959). Архетипы и коллективное бессознательное.
  • Юнг, Карл. Развитие личности.
  • Юнг, Карл. (1970). «Психические конфликты у ребенка», Собрание сочинений К.Г. Юнга, 17 . Издательство Принстонского университета. 235 с. (стр. 1–35).
  • Стивенс, Энтони. (2002). Пересмотренный архетип: обновленная естественная история личности . Лондон: Бруннер-Рутледж.
  • Уитмонт, Эдвард С. (1969). Символический квест . Издательство Принстонского университета.

Символика, применяемая для трактовки архетипов

Как связал Карл Юнг архетип и символ?

Важное наблюдение: вся культура (абсолютно любая ее часть) человечества построена на основе архетипов. Они проявляются в мифах, в архитектуре и литературе, обрядах и танцах, одежде и т.д

При этом важно понимать, что архетип хотя и заключает в себе какие-либо символы, не является ни одним из них на 100%, потому что отображает лишь какое-то конкретное качество.

Последнее утверждение лучше пояснить на примере: символ огня – зигзаг. Чтобы его передать, на костюмах, использующихся для выполнения танцев, передающих страсть и бурные эмоции (сгорание человека в переносном смысле, что явно подразумевает огонь), используют воланы характерных окрасов, которые передают движение языков пламени.

Чем ближе символ к первоначальному образу, заложенному в далеком прошлом, тем более сильные эмоции он вызывает у человека.

Методы исследования

Методы анализа или исследования были разработаны З. Фрейдом и его сторонниками, это:

  • метод свободных ассоциаций,
  • метод анализа сновидений.

Первый метод основан на том, что психоаналитик расшифровывает непрерывный поток слов, воспроизводимый пациентом. Он ищет в них закономерность и на ее основе делает заключение о возможных причинах психического состояния человека.

Как пример данного метода можно назвать ассоциативный эксперимент. Психоаналитик называет слово, а пациент должен в ответ сказать первое, что пришло ему в голову.

Рано или поздно у пациента начнут проявляться слова, которые как раз и связаны с его скрытыми переживаниями.

Анализ сновидений осуществляется также на выявлении переживаний у человека. Он основан на теории, что сне контроль сознания осуществляется гораздо слабее, в связи с чем в сновидениях могут всплыть настоящие тревоги и желания индивида.

Минимальные и максимальные интерпретации

В минималистской интерпретации того, что затем выглядело бы как «очень неправильно понимаемая идея Юнга о коллективном бессознательном», его идея заключалась в том, что «просто определенные структуры и предрасположенности бессознательного являются общими для всех нас … унаследованном, биологическом виде. -видовая, генетическая основа ». Таким образом, «с таким же успехом можно было бы говорить о« коллективной руке », имея в виду базовый образец костей и мускулов, общих для всех человеческих рук».

Другие, однако, отмечают, что «в различных описаниях Юнга коллективного бессознательного, похоже, есть основная двусмысленность. Иногда он, кажется, считает предрасположенность переживать определенные образы понятными с точки зрения некой генетической модели» — как и в случае с коллективной рукой. Однако Юнг «также изо всех сил старался подчеркнуть сверхъестественное качество этих переживаний, и не может быть никаких сомнений в том, что его привлекала идея о том, что архетипы представляют собой свидетельство некоторого общения с каким-то божественным или мировым разумом», и, возможно, «его популярность как мыслителя происходит именно от этого »- максимальная интерпретация.

Мария-Луиза фон Франц признала, что «естественно очень соблазнительно отождествить гипотезу коллективного бессознательного исторически и регрессивно с древней идеей всеобъемлющей мировой души ». Писательница New Age Шерри Хили идет дальше, утверждая, что сам Юнг «осмелился предположить, что человеческий разум может связываться с идеями и мотивациями, называемыми коллективным бессознательным … телом бессознательной энергии, которое живет вечно». Это идея монопсихизма .

Применение в психотерапии

Психотерапия, основанная на аналитической психологии, будет стремиться проанализировать отношения между индивидуальным сознанием человека и более глубокими общими структурами, лежащими в их основе. Личный опыт активизирует архетипы в уме и придает им смысл и содержание для человека. В то же время архетипы скрыто организуют человеческий опыт и память, и их мощные эффекты становятся очевидными только косвенно и в ретроспективе. Понимание силы коллективного бессознательного может помочь человеку ориентироваться в жизни.

Согласно интерпретации аналитического психолога Мэри Уильямс, пациент, который понимает влияние архетипа, может помочь отделить основной символ от реального человека, который олицетворяет символ для пациента. Таким образом, пациент больше не некритически переносит свои чувства по поводу архетипа на людей в повседневной жизни и, как следствие, может развивать более здоровые и личные отношения.

Юнг предупреждал, что практикующие аналитическую психотерапию могут настолько увлечься проявлениями коллективного бессознательного, что способствуют их появлению за счет благополучия своих пациентов. Говорят, что шизофреники полностью идентифицируют себя с коллективным бессознательным, у них отсутствует функционирующее эго, которое помогло бы им справляться с реальными жизненными трудностями.

Развитие идей концепцииколлективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного послужила остовом для возникновения аналитической психологии. Конечно же, ее отцом-основателем был Карл Юнг. И он же открыл первый институт этого направления в 1948 году. А в 1955 году была создана Международная Ассоциация Аналитической Психологии. Ее штаб-квартира находится в Цюрихе. И на сегодня насчитывается 28 стран в составе этой организации. Цель ее деятельности – дать распространение этой области психологии и эффективно использовать ее на практике по всему миру, а также выпустить специалистов высочайшего уровня. Прорыв Юнга в открытии коллективного бессознательного, связи всех и каждого друг с другом, с Природой, с Космосом дал толчок к появлению трансперсональной психологии, которая стала альтернативой аналитической психологии. Ее первопроходец — Абрахам Маслоу открыл то, что любой человек помимо «Я» данного ему социализацией, имеет глубинное «Я», которое выявляется при трансперсональных состояниях. И это «Я» – источник здоровья, мудрости и душевной гармонии. То есть это «Я», распространяется далеко за пределы личного, оно гораздо шире и глубже, что и является расшифровкой в глубоком смысле определения этого направления. Каждый человек имеет бесконечные возможности духовного роста.

Видным теоретиком данного направления психологии является Станислаф Гроф. Он проводил опыты с психоделиками и изменными состояниями. В результате проведения экспериментов с психоделиками им были получены ощущения преодоления времени и пространства; стирание границ между материей, сознанием, энергией; преодоление дистанции между отдельной личностью и миром. Сегодня трансперсональную терапию используют для лечения от наркотической зависимости. Хотя отсутствуют научные подтверждения эффективности, зато имеются твердые клинические доказательства.

И именно это направление психологии помогает выявить, что алкогольная и наркотическая зависимость возникают в результате того, что человек оказывается в «духовном» тупике. Методики трансперсональной психологии и психтерапии помогают пациенту преодолеть этот духовный кризис.

дальнейшее чтение

  • Майкл Ванной Адамс, Мифологическое бессознательное (2001)
  • Галло, Эрнест. «Синхронность и архетипы», Skeptical Inquirer, 18 (4). Лето 1994 г.
  • Юнг, Карл. (1959). Архетипы и коллективное бессознательное.
  • Юнг, Карл. Развитие личности.
  • Юнг, Карл. (1970). «Психические конфликты у ребенка», Собрание сочинений К.Г. Юнга, 17 . Издательство Принстонского университета. 235 с. (стр. 1–35).
  • Стивенс, Энтони. (2002). Пересмотренный архетип: обновленная естественная история личности . Лондон: Бруннер-Рутледж.
  • Уитмонт, Эдвард С. (1969). Символический квест . Издательство Принстонского университета.

Проявление у русского народа

Важно понимать, что это явление касается не только какой-либо группы людей, но и целого народа. КБ у русской нации имеет личный архетип Отечества

Если следовать старинной мудрости казаков, то Отечество является подарком наших отцов, дедов и прадедов. Это наша земля, страна и Родина. Отечество — это всё и даже больше, накопленное со старых времён вплоть до наших дней.

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину, об этом говорит наследие патриотизма. Исторически сложилось, что Отечество у россиян может принадлежать только к имперскому. Благодаря этому архетипу царская империя набрала мощь и перешла в советскую.

Система коллективной бессознательности может составлять отражение природы человека. В случае разрушения коллективных бессознательных архетипов может так сложиться, что произойдут нарушения в психике людей. И наоборот, если народ придерживается своей традиционной культуры, тогда психика нации нормализуется. Поэтому, согласно К. Г. Юнгу, искажение архетипов приведёт к гибели психического здоровья нации.

Краткое изложение

Теория Юнга говорит, что массовое бессознательное представляет собой феномен, исходя из понятия которого каждый индивидуум является носителем опыта всеобщего развития. Он проходит импульсами через структуру мозга и находит своё выражение в схемах поведения, которые активируются в какой-то отдельно возникшей ситуации. Стоит выделить несколько основополагающих тезисов:

  1. В глубоко скрытом слое нашей личностной структуры находятся не только составляющие архаической формы человеческого существования, но и отголоски жития предков-животных. В роли главного содержимого психической жизни человека Юнг видел стремление личности к абсолютному воплощению своих способностей и сил, реализации потенциала не только осознаваемого, но и неосознанного.
  2. Наше «Я», согласно Юнгу, не представляется истинным центром психики. Это точка зрения, скорей, современной психологии, которая фиксирует тот факт, что сознание человека находится далеко от бессознательного и при необходимости связи с ним требует больших психических трудозатрат.
  3. Драматичный разрыв между естеством и цивилизацией посеял глобальный человеческий невроз. Он сильно усложняется на протяжении прогресса культурного развития и регресса экологической обстановки. Промышленный переворот еще в большей степени отодвинул человека от его природного бессознательного. Это вызвало увеличение общественных иррациональных сил, психологическую инфляцию, нивелирование людей и возникновение общественного человека с его тяжело преодолимым устремлением к катастрофе. Из-за этого возрастает риск формирования различных массовых психозов и доминирование тоталитаризма.

Теория коллективного бессознательного Юнга гласит, что для максимальной связи с ним требуется амплификация, то есть расширение сознания, осмыслившего свои глубинные основания. Через неё психолог видел не только связь с бессознательным, но и возможность терапии невротических расстройств. Он полагал, что налаживание этой связи ведет, как это ни парадоксально, к индивидуации.

Юнг всегда старался акцентировать внимание на том, какой мощью и опасностью наделено архаическое наследие человечества, которое таится в конструкциях КБ. Ученый отмечал, что психологически все разумные существа на планете до сих пор находятся на этапе детства

У них нет необходимого опыта для развития и биолого-психической фиксации фактов культуры.

Автор других трудов по психологии, Карл Густав, утверждал: личное сознательное, которое состоит из возможных содержаний, являвшихся когда-либо осознанными, было забыто и вытиснилось из памяти. КБ подразумевало собой, что его составляющие никогда не существовали в самом сознании и ни разу не были приобретены индивидуально, а являются элементом всеобщего наследия.

Архетип

Сам Юнг так объяснил термин «архетип» — это трансцендентные (то есть непознаваемые, не изученные до конца) по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни целые комплексы разного рода представлений, которые выступают в виде мифологических мотивов.

Архетипы проявляются в сознании человека, но уловить их мы не можем, так как они невидимы, их невозможно обнаружить. Но они есть и мы можем наблюдать за их действием в нашей жизни.

Сам Юнг для того, чтобы объяснить этот загадочный феномен, приводит такой пример. Представьте себе кристалл, который растет в специальном растворе. Мы определенно точно знаем, что он развивается по вполне конкретным геометрическим осям. Кристалл растет по строгой закономерности, он не делает это произвольно, у него есть заданное направление. Но самих этих осей до того, как ответвления окончательно сформируются, в пространстве не видно. Мы их не обнаруживаем: их нет ни в камне, ни в этом растворе. И только по тому как растет кристалл, его причудливые, но всегда очень гармоничные и последовательные ответвления, мы можем проследить историю этих осей, не видимых на самом деле. Так и архетипы, по мысли Юнга, тоже нельзя обнаружить, но они в любом случае формируют, определяют наше сознание, воздействуют на него разного рода символами, которых может быть безграничное количество.

Юнг всю свою жизнь пытался понять феномен этих образов. Он считал, что основная задача психологии заключается в толковании архетипов, которые возникали у пациентов.

Геометрические фигуры как символы

Что означают те или иные геометрические фигуры, согласно рассуждениям Карла Юнга:

  1. Крест. Строй и порядок. Во снах людей крест проявляется как четырехконечная мандала, трактующаяся как предельная концентрация на себе. Это символ самоконтроля.
  2. Квадрат (четверица). Целостность. Это внешняя часть мандалы, символ Бога, который проявляет себя в творениях.
  3. Круг. Примеряющий символ. Внутренняя часть мандалы, характеризующая божество или человека в его зависимости от расположения небесных созвездий.
  4. Троица. В природе этот символ характеризует стихии воды, воздуха и пламени. Изначально это символ мужского характера, который бессознательная часть психики дополнила до четверицы. Четвертая часть – земля (аналогично, тело), символ земли – дева.

Таким образом, получается, что четверица получилась из Анимы – женской фигуры, которая является олицетворением бессознательной части. Анимус – мужской аналог.

Если Анимус символизирует порядок, то Анима – противоположность Анимусу – жизнь в чистом проявлении, то есть в той форме, в которой отсутствует порядок и смысл. Анима проявляется в таких состояниях, как депрессия и экстаз, блаженство и какой-либо неуправляемый эффект.

Анима самостоятельна. На нее сложно воздействовать сознанием. Анима и Анимус – это и есть некоторые виды архетипов. Какую классификацию архетипов в целом создал Карл Юнг?

Применение к политике и обществу

Элементы коллективного бессознательного могут проявляться среди групп людей, которые по определению связаны с этими элементами. Группы людей могут стать особенно восприимчивыми к определенным символам из-за исторической ситуации, в которой они оказались

Общая важность коллективного бессознательного делает людей созревшими для политических манипуляций, особенно в эпоху массовой политики. Юнг сравнил массовые движения с массовыми психозами, сравнимыми с одержимостью демонами, при которых люди некритически направляют бессознательный символизм через социальную динамику толпы и лидера .

Хотя цивилизация заставляет людей отказываться от своих связей с мифологическим миром нецивилизованных обществ, Юнг утверждал, что аспекты примитивного бессознательного, тем не менее, вновь заявят о себе в форме суеверий , повседневных практик и неоспоримых традиций, таких как рождественская елка .

Основываясь на эмпирическом исследовании, Юнг чувствовал, что все люди, независимо от расовых и географических различий, обладают одним и тем же коллективным пулом инстинктов и образов, хотя они проявляются по-разному из-за формирующего влияния культуры. Однако, помимо изначального коллективного бессознательного, люди в рамках определенной культуры могут разделять дополнительные тела первичных коллективных идей.

Юнг назвал феномен НЛО «живым мифом», легендой в процессе консолидации. Юнг утверждал, что вера в мессианскую встречу с НЛО демонстрирует, что даже если рационалистическая современная идеология подавляет образы коллективного бессознательного, ее фундаментальные аспекты неизбежно всплывают на поверхность. Круглая форма летающей тарелки подтверждает ее символическую связь с подавленными, но психически необходимыми идеями божественности.

Универсальная применимость архетипов не ускользнула от внимания маркетологов , которые отмечают, что брендинг может находить отклик у потребителей через обращение к архетипам коллективного бессознательного.

Использование метода концепции коллективного бессознательного сегодня

Сегодня наверное не один тренинг для развитияли бизнеса, курсы актерского мастерства ли, да и просто обучение торговых менеджеров, не обходится без таких упражнений, как научение чувствовать другого человека. Хорошая развитость этого навыка помогает и в бизнесе, и в личной жизни. Но даже это примитивное упражнение порой бывает трудно выполнить.Потому что в погоне за скоростями техногенного века и коммерческим успехом, мы разучились чувствовать друг друга. Первобытные люди в этом плане были гораздо эффективнее нас, ощущая через большиерасстояния, что с товарищем по племени случилась беда и нужна помощь. А ведь почувствовать другого мы можем как раз через это самое коллективное бессознательное. Так, человек может улыбаться, а в душе быть злым на нас. И его негатив мы может ощутитьтолько через коллективную связь. Узрить это расхождение внешнего свнутренним.

Можно сказать, что применение метода концепции коллективного бессознательного получило широчайшее, даже бытовое распространение. Теперь вполне осознанное. Это в начале своего возникновения Юнга с данной концепцией восприняли, как почти сумасшедшего. А сейчас кажется в порядке вещей «калибровать» человека (а то и целое сообщество) и подстраиваться под него, чтобы использовать в своих целях. Да, Юнг хотел бы более аккуратного использования своей концепции, более экологического подхода. Но, к сожалению или к счастью, каждый применяет этот метод в зависимости от собственных этических установок.

Что же касается лечения психических больных, аналитическая психология также прогрессирует. Рассмотрим один из аспектов, таких как лечение творчеством, введенное именно Карлом Юнгом. Сейчас нет ни одной более менее серьезной психиатрической клиники, где этот метод бы не использовался. Больные рисуют, лепят, что-то конструируют и у них намечаются улучшения состояний. Они в прямом смысле исцеляют свою душу творчеством. Используется информация из сновидений, которую расшифровывают, чтобы применить полученную информацию для улучшения состояния больного. И учат его самого правильного трактовать свои сны, чтобы не быть зависимым от терапевта. Уметь помочь себе самому.

Литература:
  1. 1.Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного.
  2. 2.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост.
  3. 3.Лейбин В. Постклассический психоанализ. Том 1.
  4. 4.Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг.

 
Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Первооткрыватель теории

Автором теории стал известный швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. В 1916 году впервые все услышали об этом термине в статье под названием «Структура бессознательного», в которой учёный, введя в оборот новое понятие, отметил, что Фрейд первым выявил в анализируемых сновидениях исторически сложившуюся человеческую природу.

При рассмотрении этой теории Юнг продвинулся дальше и обогнал Фрейда, несмотря на принятие от своего учителя то, что его основополагающие идеи о сознательном процессе никак не объясняются физиологией и структурой человеческого мозга, а также то, что по своей воле человек не может творить психику.

Возникновение в семейной жизни

Более простой пример проявления КБ — смерть одного из членов семьи, где есть маленький ребенок. Факт внезапного отключения из коллективного сознательного умершего оставляет соответствующую информацию в психологическом пространстве. Это чувствует маленький человечек, он владеет этой информацией, она относится к нему. Но сознание этого факта не воспринимает, поскольку оно принадлежит малышу и еще не имеет достаточной базы для возможности осмыслить.

Стараясь уберечь ребенка от стресса, от него скрывают, что родной человек умер, то есть выключен из общего психического пространства. К примеру, они говорят, что близкий уехал надолго или улетел в космос. В силу своего возраста малыш верит словам взрослых, он иначе не может.

Но в какой-то момент ребёнок начинает словно оплакивать это событие так, будто знает правду. Он может стать капризным, неуправляемым и постоянно плакать из-за сущих мелочей. Он способен потребовать некую вещь (в том числе принадлежащую умершему) и, не получив ее, начнёт отчаянно оплакивать факт того, что не может прикоснуться к ней. Это и будет ярким проявлением действия коллективного бессознательного.

Младенец

Архетип младенца ассоциируется с будущим. Например, герои мифов часто предстают как боги-младенцы, которым, чтобы достичь цели, нужно пройти через мрак. Мраком в данном случае выступает бессознательная часть, от которой архетип стремится избавиться.

Иными словами, младенец – покоритель темноты. Его часто изображают содействующим развитию культуры. Характерные атрибуты: огонь и металл (кузнечное дело) или зерно и кукуруза (сельскохозяйственное окультуривание).

Также младенца часто ассоциируют со спасением, потому что по Юнгу этот символ появился в результате взаимодействия двух противоположностей – бессознательного и сознательного, а как было выяснено ранее, именно эта связь дает возможность человеку быть жизнеспособным, спасает его от смерти.

Правда, есть и другая сторона архетипа, которая проявляется в покинутости и незащищенности. Будучи плодом взаимодействия двух противоположных начал, младенец сперва был покинут и бессознательным, и сознательным. Отсюда и возникают негативные ассоциации архетипа.

Мишель Фуко и его мнение

У психолога и философа Мишеля Фуко, который был научным представителем антипсихиатрии и основателем Первой французской кафедры психоаналитики, бытовало мнение, что общественная коллективная бессознательность в области психологии — это глубинная совокупность архетипов, а в философии она представляет собой бессознательное в культуре (культурное) и истории (историческое).

Философ представлял в виде текста бессознательное. Во время изучения различных эпох Мишель приметил один момент: «проблематичное поле» присутствует в каждом отрезке времени, которое образуется из обсуждений различных научных дисциплин. Всё это открытие формирует цельную систему знаний. Она возникает в виде конкретного языкового шифра, содержащего нормы, запреты, бессознательно оказывая влияние, определяя мышление и поведенческие особенности, которые находят черты в конкретной эпохе — коллективном историческом.

Первооткрыватель теории

Автором теории стал известный швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. В 1916 году впервые все услышали об этом термине в статье под названием «Структура бессознательного», в которой учёный, введя в оборот новое понятие, отметил, что Фрейд первым выявил в анализируемых сновидениях исторически сложившуюся человеческую природу.

При рассмотрении этой теории Юнг продвинулся дальше и обогнал Фрейда, несмотря на принятие от своего учителя то, что его основополагающие идеи о сознательном процессе никак не объясняются физиологией и структурой человеческого мозга, а также то, что по своей воле человек не может творить психику.

Итог

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector