Проблемы с самооценкой у детей

Содержание:

Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет

Адекватная самооценка — это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом — ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе

Практические советы по формированию адекватной самооценки

Как поднять самооценку ребенку? Дети — это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.

Копия родителей — начинаем работу с себя

Дети — отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.

Похвала

Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • за мужество;
  • за желание преобразить мир к лучшему;
  • за доведение дел до конца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.

Наказание

Наказывать нужно правильно:

  • не вредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше не наказывать;
  • наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • за один раз — одно наказание;
  • не отнимать личных вещей;
  • поздние наказания — лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
  • наказание — прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания — если инцидент исчерпан, отменяется наказание.

Важно! Никогда нельзя наказывать ребенка, если он больной или плохо себя чувствует, или же когда сами родители расстроены по каким-либо причинам!

Как сравнение с другими влияет на самооценку

Дети — уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем. Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.

Сравнение с другими

Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты

Хвалите его там, где это уместно

Похвалы часто используются не по назначению, но когда они конкретные и заслуженные, то тут же становятся прекрасным способом поднять ребенку самооценку. По словам психологов, именно практика — усилие — должна быть в центре внимания. Не говорите «отличная игра». Скажите ему, что было здорово, когда он передал мяч своему товарищу по команде.

И имейте в виду, что даже небольшая косвенная похвала может творить чудеса. Она российская мать продемонстрировала большую изобретательность в этом деле. Она следила за тем, чтобы ее дети «подслушивали» похвалы в их адрес. Она организовывала все так, чтобы они имели возможность ее подслушивать, и нахваливала их во время диалога со сторонним человеком.

Характерные проявления


Боязнь принимать решения, неверие в свои силы приводят к снижению успеваемости в школе

Бывает, что родители не понимают, в чем причина плохого настроения или школьной неуспеваемости их ребенка, не догадываясь о том, что ноги растут из неуверенности в себе, неверия в свои силы. Если у малыша дошкольного возраста можно заподозрить заниженную самооценку по отстраненному поведению, постоянному одиночеству, то у ребенка 10-12 лет, это не всегда удается распознать. Далее мы рассмотрим, какие проявления могут указывать на низкую самооценку у детей:

  • появление обиды даже по малейшему поводу;
  • нежелание общаться со сверстниками, постоянная потребность в одиночестве, отсутствие друзей;
  • сильное терзание себя за совершенные ошибки;
  • отсутствие жизненных целей, мотиваций, нет интересов, желания браться за новое дело;
  • при малейших трудностях — отказ от начатого дела;
  • часто говорит фразы по типу «я не смогу», «я не справлюсь»;
  • ребенка задевают другие дети, он не может постоять за себя;
  • отсутствует свое мнение, всегда полагается на то, что скажут «авторитетные личности» (родители, учителя);
  • часто застенчив, робеет при общении с детьми или взрослыми.

Особенности в юношеском возрасте

Сложный и противоречивый период формирования самоанализа у подростка определяет то, насколько он будет успешным во взрослой жизни. Хорошая самооценка поможет нормально взаимодействовать с противоположным полом, идти к поставленным целям, добиваться успехов. Одной из особенностей этого периода является то, что у несовершеннолетних начинает падать авторитет родителей. Если сверстники видят подростка красивым, умным, веселым, то он ценит себя. Если однолетки реагируют на него негативно, то самооценка опускается вниз

Только не нужно отступать в сторону, важно помогать ребенку. В этот период детям хочется все испытать через собственный опыт

Поэтому советы должны быть очень корректными.

В каком возрасте формируется самооценка у ребенка

Уже в раннем возрасте карапуз хочет признания со стороны взрослого. Всеми своими действиями он говорит взрослому: «Смотри, как я умею бросать игрушки!», «Смотри, как я ползаю!» При этом малыш ожидает одобрения и восхищения: «Как здорово у тебя получается!», «Ты молодец!» Такие похвалы — это уже фундамент успешности ребенка в будущем.

Особенно важный период в развитии ребенка — «кризис 3-х лет». В этом возрасте его любимым выражением становится «я сам!». От реакции взрослых на это стремление к самостоятельности часто зависят успехи и неудачи во взрослой жизни. К примеру, карапуз хочет помыть тарелку

И важно, чтобы его инициативу поддерживали, даже если тарелка будет разбита. Когда малыша начинают ругать за то, что он что-то разлил или сломал, у него формируется стремление к избеганию неудач

Постепенно он будет усваивать установку: «Лучше я этого делать не буду. Вдруг у меня получится плохо? Если я не справлюсь, мама будет меня ругать! Я буду плохим!» В результате у ребенка с трудом будут формироваться такие качества, как ответственность, самостоятельность, уверенность и лидерство.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается уже сознательная мотивация к достижению успеха или избеганию неудач. Малыш уже понимает, каким образом можно достичь нужного результата. Он предпочитает заниматься тем, что хорошо получается, и начинает скрывать свои провалы. Порой он готов даже соврать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Такие моменты озадачивают многих родителей, но не стоит ставить кроху на место. Стремление быть хорошим (а еще лучше — самым хорошим) – совершенно естественное желание для ребенка в возрасте 5-6 лет. У большинства дошкольников завышенная самооценка. В данном возрасте это — абсолютная норма. По мере взросления самооценка начинает падать. Ребенок чаще встречается с оценкой своих действий окружающими и уже сам может понять, что результаты его труда не всегда на высоте. Уже к третьему классу школы у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка. И вот примерно к 12 годам падение самооценки достигает самой низшей точки. Если же самооценка занижена у дошкольника, стоит отнестись к этому вопросу серьезно и проверить уровень тревожности, его отношение к страхам и при необходимости обратиться к специалистам для коррекции.

Подводные камни воспитания на пути к успеху:

  • игнорирование успехов и указание на недостатки. Из лучших побуждений родители боятся перехвалить сына или дочку и словно бы не замечают того, что хорошо получается. В результате ребенку не удается почувствовать, что старшие ценят его достижения. Исправлять ошибки нужно очень аккуратно и желательно после слов одобрения;
  • излишняя опека. Это может привести к тому, что ребенок не научится справляться с трудностями и перестанет ставить перед собой какие-либо задачи; 
  • завышенные требования. Родители воспитывают своих детей через понятие «должен»: «Ты должен быть хорошим мальчиком», «Когда вырастешь, будешь доктором, как мама», «Ты не должна меня позорить своим поведением» и т. п. Вырастая, такой ребенок всю жизнь старается приблизиться к какому-то идеальному образцу. Он ставит перед собой нереальные цели и задачи, а порой не может ответить на вопросы: «какой я?», «чего же я хочу на самом деле?».

Разница заниженной самооценки девочки и мальчика

На самооценку девочек и мальчиков может негативно влиять гендерная привязка одобряемых обществом качеств. Так, в девушках, к примеру, приветствуются ухоженная внешность, аккуратность, покладистость, целомудрие и стыд. Проявление традиционно мужских черт характера и интересов, если и не запрещается, то все равно не поощряются. Аналогично для юношей: им предписывается быть активными, смелыми, агрессивными. Редкому юноше удается сохранить здоровую самооценку, если он не вписываешься в традиционные представления о маскулинности.

В рамках гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы пагубно влияют на самооценку, когда лишают юношей и девушек права развивать все свои таланты и сильные стороны характера, ограничивают свободу выбора жизненного и профессионально пути

Поэтому важно объяснять ребенку, что его ценность не зависит от того, насколько он вписывается в ожидания общества. Необходимо убрать из собственного лексикона выражения: «Делай так-то! Ты же мальчик/девочка!»

Фильмы для поднятия самооценки

Посмотри эти фильмы. В них ясно показано, как самооценка человека влияет на его жизнь:

«Дневник Бриджит Джонс». Фильм про 32-летнюю девушку, которая комплексует по поводу лишнего веса и никак не может найти свою любовь.

«Красотка на всю голову». Эта картина похожа на фильм выше, так как здесь героиня также недовольна своим телом, она занимается фитнесом и старается стать похожей на девушек с обложки. Но одно происшествие делает ее настолько уверенной в себе, что типичные красотки могут позавидовать.

«Дьявол носит Prada». Это фильм про жестокий мир моды и глянца, где любое неверное движение, взгляд, и ты уже за бортом. Но при должной настойчивости и уверенности в себе везде можно пробиться.

Уважайте его мнение и вкус

Никогда не критикуйте вкус своего ребёнка. Даже если вам кажется, что он вырядился непонятно как, а от включённой им музыки раскалывается голова. Ребёнку нужно чувствовать в вас опору и искреннюю заинтересованность, ему не нужны ваши оценочные суждения. Позвольте ему найти себя, научиться выбирать и отстаивать собственное мнение. Интересуйтесь тем, что он слушает и смотрит. Иначе вы рискуете прослыть занудой и потерять с ним связь.

Валентина Паевская

детский нейропсихолог, блогер

Просите ребёнка закачивать вам на смартфон новую музыку, посещайте квесты и концерты его любимых групп, смотрите фильмы. Это поможет удержать эмоциональную связь и понять, что сейчас волнует вашего подростка.

Разница заниженной самооценки девочки и мальчика

На самооценку девочек и мальчиков может негативно влиять гендерная привязка одобряемых обществом качеств. Так, в девушках, к примеру, приветствуются ухоженная внешность, аккуратность, покладистость, целомудрие и стыд. Проявление традиционно мужских черт характера и интересов, если и не запрещается, то все равно не поощряются. Аналогично для юношей: им предписывается быть активными, смелыми, агрессивными. Редкому юноше удается сохранить здоровую самооценку, если он не вписываешься в традиционные представления о маскулинности.

В рамках гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы пагубно влияют на самооценку, когда лишают юношей и девушек права развивать все свои таланты и сильные стороны характера, ограничивают свободу выбора жизненного и профессионально пути

Поэтому важно объяснять ребенку, что его ценность не зависит от того, насколько он вписывается в ожидания общества. Необходимо убрать из собственного лексикона выражения: «Делай так-то! Ты же мальчик/девочка!»

Хвалить за конкретные дела, тогда «перехвалить» не получится

Обязательный пункт формирования адекватной самооценки у детей — похвала. Некоторые родители боятся хвалить детей, вдруг зазнается, вдруг перехвалим. Перехвалить невозможно, если вы хвалите ребенка за что-то реальное, конкретное, за дела, достижения, труд. Не просто «ты у меня самый умный», а «ты так хорошо запоминаешь стихи и песни!».

Ребенок растет не в вакууме, социальное окружение очень быстро сталкивает его с реальностью. И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так. Это может быть болезненным переживанием, бьющим по самооценке, поэтому хвалить надо, но за что-то, а не просто так.

Зависимость от общественного мнения – фактор, разрушающий личность: побеждаем неуверенность в себе

Людям всегда было важно мнение окружающих. Раньше они старались наряжаться, выделиться, чтобы подчеркнуть свой статус, сейчас все гораздо сложнее

Социальные сети вынуждают нас смотреть на то, как живут другие. И нам кажется, что живут они гораздо лучше нас. Поэтому люди будто соревнуются в картинках жизни: еда, отдых, семья, отношения, путешествия.

Мы не хотим ударить в грязь лицом и начинаем создавать красивую картинку, гнаться за образом. В итоге стараемся казаться, а не быть.

И все эти действия связаны с общественным мнением. Мы хотим, чтобы другие видели, что мы не хуже, мы такие же (а может даже лучше). Но так ли это? Приносит ли это счастье и удовлетворение?

Зачастую нет, ведь всегда найдутся те, кто лучше и те, кто хуже.

Как справиться с зависимостью от чужого мнения:

  • Надо признать: никому нет дела до чужой жизни. В основном всё, что мы делаем, мы делаем, чтобы доказать свою значимость или успешность в первую очередь именно себе. Каждый человек занят своими делами.
  • Во-вторых, успешные люди чаще вызывают зависть и негативные эмоции, чем положительные. Так устроены люди.
  • Не бойся чужого мнения. Хочешь отказаться от похода на корпоратив, но боишься обидеть людей? Грустная (а может и не очень) правда: коллегам, скорее всего, будет все равно.

Оставайся верной себе и своим интересам. Делай то, что считаешь нужным, и что доставляет тебе комфорт.

Что такое заниженная самооценка?

Заниженная самооценка — это психологическая проблема, не обращать внимания, на которую никак нельзя. Впоследствии она негативно влияет на формирование личности ребенка, выражается во внешних и внутренних проявлениях. Родители, которые считают, что это часть характерологических особенностей, ошибаются.

Заниженная самооценка

Признаки низкой самооценки

Низкая самооценка проявляется в унылости, замкнутости, обидах. Существуют отличительные признаки, по которым можно определить наличие проблемы:

  • ребенок обижается даже по малейшему поводу;
  • не верит в собственные силы, использует отговорки: «я не смогу», «у меня не получится»;
  • избегает общения со сверстниками;
  • не хочет браться за новое дело.

Низкая самооценка

Симптомы «Комплекса неполноценности»

Этот комплекс формируется у детей еще с дошкольного возраста, и негативно влияет на формирование целостной личности

Очень важно вовремя выявить признаки «комплекса неполноценности» и искоренить

Обратите внимание! Нельзя говорить фразы по типу: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда это не сможешь» и подобные, все это надо перефразировать и давать ребенку положительную установку. Отличительные черты:

Отличительные черты:

  • Отсутствие собственного мнения — опирается на мнение родителей либо авторитетных окружающих (родственников, учителей, знакомых) и даже если он и решиться высказать свое мнение отказывается от слов, когда услышит противоречия.
  • Страх общения со сверстниками — наотрез отказывается гулять с ребятами на детской площадке, ему кажется, что он недостаточно хорош для них, чувствует себя уязвимым и неинтересным среди мальчиков и девочек.
  • Боится возражать взрослым — не может отстоять себя в разговорах со старшими, не дает отпор за обиды, оскорбления.
  • Задевают в школе и во дворе — другие дети не дают прохода, ребенка часто бьют и обижают.

Буллинг

Проявляется этот комплекс в ежедневном взаимодействии с окружающим миром и в определенных ситуациях. Родителям стоит наблюдать, способствовать дружеским семейным отношениям, поддерживать и хвалить хорошие поступки.

Как оценить уровень самооценки

Этот уровень — изменчивая величина, меняется от того, в какой среде пребывает и с кем общается ребенок. Родителям необходимо постоянно держать этот показатель на контроле. Определить этот признак не сложно в домашних условиях, под рукой всегда найдется то, что нужно.

Методы определения самооценки:

С помощью месторасположения рисунка на бумаге. Рисунок расскажет о многом, о страхах, переживаниях, психологическом состоянии, восприятии действительности. Определить состояние таким способом легко, нужно посмотреть на рисунок, в какой части листа он находится. Верхняя часть листа — завышенная, средняя — адекватная, внизу — заниженная, повод для тревоги есть. Цветовая гамма на рисунках говорит о психологическом состоянии. Преобладание темных цветов говорят о депрессивном, волнующем состоянии, тем более, если в сочетании с рваными, острыми линиями.

Методика «Лесенка»

  • Тест «Лесенка». Подходит для детей от трехлетнего возраста. На листе бумаги необходимо начертить лесенку из 10 ступеней. Показав ее сказать, что на самой нижней ступеньке стоят очень плохие дети, а на верхней самые хорошие, и попросить ребенка нарисовать на какой ступеньке он видит себя. Ключ к тесту: 1-3 ступенька — сильно занижена; 4-7 — адекватно оценивает себя, но переставать следить нельзя; 8-10 — свидетельствует о завышенном уровне. Впоследствии можно попросить нарисовать своих друзей, так выявляется его отношение к другим сверстникам, одноклассникам.
  • «Смешные человечки» — обычная игра, выявляющая уровень самосознания и оценки личности. Рисуется дерево, на ветках которого располагаются обычные зверьки. Далее рисуется новое дерево, и спрашивают ребенка, где он сидел бы, если попал на дерево. Где сидели бы его друзья? Недостаток теста лишь в том, что он показывает только самоощущения детей в знакомом коллективе.

Реальную картину можно узнать, когда в семье складываются доверительные отношения.

Доверие — залог успеха воспитания

Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)

У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все» и «отличаться чем–то от всех, быть лучше». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.

  • Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
  • Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
  • Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.

Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон.

Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.

Приемы для повышения самооценки

Несложные приемы помогут поднять ребенку самооценку и почувствовать уверенность в себе.

Советуйтесь

Принимая любое решение, всегда спрашивайте совета у ребенка. Это поможет ему понять свою значимость и поднимет самооценку. Однако в данном случае есть одно «но». Даже если ваше мнение расходится с пожеланиями малыша, старайтесь следовать его рекомендациям. Иначе эффект от этого приема будет полностью противоположенный – вы разовьете массу комплексов и страхов. И в следующий раз вам попросту побоятся высказать свои мысли.

Просите помощи

Сын отлично справится со сломанной табуреткой, дочка – зашьет оторвавшуюся от блузки пуговицу. Не пытайтесь сделать все сами, просите помощи у своих детей. При этом относитесь к ним как к равным и не требуйте немедленного выполнения своих прихотей. Обязанности (уборка, мытье посуды, чистка картофеля) – это совершенно другое, их младшие члены семьи должны выполнять беспрекословно.

Изображайте слабость

Взвалив все на себя, родители растят тепличных детей. В будущем, став взрослыми, многие из них даже суп приготовить не могут. И это не говоря о более серьезных задачах. Любая работа будет вызвать уныние. Ведь раньше за них все делали окружающие – бабушки, мамы, друзья. Во взрослой жизни люди должны уметь отвечать сами за себя.

Вы можете попросить поухаживать за заболевшим членом семьи, сходить в магазин и купить все необходимое. Подростки уже могут оплачивать счета, отправлять почту, гулять с собакой. Чем старше ребенок, тем больше он должен помогать родителям. Конечно же, сваливать на него все заботы по дому тоже не стоит.

Уверенность – что это?

Уверенность в себе – это способность позитивно оценивать свои способности и навыки, ощущение, что накопленного опыта и знаний достаточно для достижения целей. Уверенность появляется, когда вы довольны собой и текущим положением дел. Формируется она не только за счет полученного личного опыта. На нее также влияют другие факторы – например, установки родителей и друзей. Развить уверенность в себе можно в любом возрасте, однако быстрых результатов ждать не стоит – требуется длительная и кропотливая работа.

Photo by Annie Spratt on Unsplash

Психологи советуют:

Постарайтесь принимать важные решения в комфортное для вас время суток. Большинство людей чувствуют перепады сил и настроения в течение дня. Некоторые сомневаются перед сном и постоянно прокручивают тяжелые мысли. Если вы относитесь к этой категории, продумайте ритуалы, которые помогут лучше расслабиться вечером и быстрее заснуть, а делами занимайтесь по утрам, когда сил больше.

Подготовьте список ваших сильных качеств, перечислите те ситуации, когда вы были уверены и довольны собой. Он поможет вам не упасть духом в минуты неудач.
Прислушивайтесь к другим, но не впадайте в зависимость от мнений других людей. Об этом мы уже говорили, когда поднимали тему самооценки. Перестаньте пытаться произвести на окружающих приятное впечатление, чтобы казаться лучше, чем вы есть. Быть искренним сегодня – это настоящая роскошь, мало кто может позволить себе это без оглядки на чужое мнение. Вместо того, чтобы рассказывать о себе, выслушайте внимательно собеседника, проявите заинтересованность его жизнью, обсудите вопросы, на которые никак не можете найти ответы.
Если что-то не получается, не паникуйте, а просто задайте себе вопрос: действительно ли это так значимо, как я сейчас думаю? Буду ли я переживать об этом через 5 лет?
Постарайтесь постоянно учиться и развиваться в разных сферах. Речь не идет о дорогих курсах. Занимайтесь с удовольствием – читайте книги по специальности или саморазвитию, общайтесь с вдохновляющими людьми, смотрите интересные видео от экспертов, развивайте полезные навыки с помощью доступных приложений, ведите дневник достижений

Если вы чувствуете себя в чем-то неуверенным, уделите этому большее внимание, тщательно изучите тему. Избавьтесь от прошлых обид

Простите тех, кто доставил вам негативные эмоции, отпустите их из своей жизни

Избавьтесь от прошлых обид. Простите тех, кто доставил вам негативные эмоции, отпустите их из своей жизни

Поработайте над страхами и детскими переживаниями, которые до сих пор носите с собой по жизни тяжелым грузом.

Что такое самооценка

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.

Итак, упражнение “Солнышко”

Вам понадобится: альбомный лист, карандаши или фломастеры.

  1. Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.
  2. Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.– Солнышко – какое оно?– Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…– А теперь представь, что солнышко – это ты. У солнышка твоё имя.
  3. Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами.
  4. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.– Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?Ребёнок может не сразу ответить (что уж говорить, и взрослые нередко теряются). Помогите ему, сказав, например: “Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?”
  5. Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Нужно постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует.

Так, вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями: “Я мою посуду… Убираю игрушки…”. Запишите всё, что услышите.

Вы можете повесить этот листок в детской и через определённое время (или после совершения ребенком хороших поступков) дорисовывать и дописывать новые лучики.

Психологи фиксировали изменения в настроении ребенка при выполнении этого упражнения с помощью компьютерной диагностики. У некоторых оно менялось от мрачно-черного до солнечно-желтого. Только представьте, какой эффект!

Простые способы повысить самооценку ребенка

Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа.

Важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова

Примеры позитивных посланий ребенку:

1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера:

«Мне нравится, что ты такой (далее выбираете, что подходит по ситуации): любознательный, добрый, умный, ласковый, упорный, старательный, заботливый, смелый и т.д.»;

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие:

«Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

3. Говорите ему слова благодарности:

«Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;

4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка:

«Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».

Казалось бы – такие простые простые вещи, правда?

Но многие взрослые забывают об этом ((

Чрезмерное восхваление детей приносит больше вреда, чем пользы

Тейлор говорит, что чувство собственного достоинства происходит от чувства любви и безопасности, а также от развития ответственности, и хотя родители часто осыпают своих детей первыми двумя ингредиентами, ответственность — умение справляться с делами — требует времени и усилий.

На самом деле, преувеличивая заслуги детей, мы приносим больше вреда, чем пользы. Мы понижаем планку для них. Если вы продолжаете говорить своему ребенку, что он уже делает фантастическую работу, вы при этом создаете посыл, что ей больше не нужно заставлять себя. Но уверенность приходит от того, что ты делаешь, от попыток, неудач и попыток повторить все снова — то бишь от практики.

Саманта МакЛауд, у которой четверо мальчиков в возрасте от одного до девяти, считает, что постоянные комплименты могут подорвать самооценку. Либо дети начинают думать, что они идеальны, либо они все время стараются быть идеальными — невозможный стандарт. И неточная похвала их смущает. Если ваш сын не умеет писать, не нужно говорить ему, что он пишет потрясающе, ибо так он привыкает не доверять своим собственным инстинктам. Он также усваивает для себя, что похвала — это просто лицемерная ложь.

Говоря своему ребенку, что он лучший, самый умный или самый талантливый, вы создаете для него проблемы в будущем. Вы создаете эгоиста, который думает, что его каракули — это полотна Рафаэля, но рано или поздно он обнаружит, что он не такой уж и гениальный. И это будет самый страшный момент в его жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector