Ребенок ничего не хочет. что делать?
Содержание:
- Что происходит в голове подростка в средней школе
- Как поднять мотивацию к учебе
- Как мотивировать подростка? Практические советы!
- Стресс
- В каких случаях нужна помощь психолога
- Почему ребёнок не хочет учиться
- Фиксация прогресса
- Типы трудных подростков
- Особенности поведения трудных подростков
- Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться
- Коротко о мотивации
- Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы
- Почему у ребёнка нет мотивации к учёбе?
Что происходит в голове подростка в средней школе
В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.
Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.
Как поднять мотивацию к учебе
Мотивировать себя на учебу помогут проверенные советы психологов:
-
Подумайте о своих друзьях и знакомых-эрудитах.
Ну разве хочется вам снова хватать ртом воздух, когда друг Василий начнет вещать об устройстве Солнечной системе?
А как не задохнуться от зависти, когда подруга рассказывает, что выходит замуж за белозубого американца только потому, что за пару месяцев осилила разговорный английский? А ведь учеба ей в школе не особо-то и давалась!
-
Учитесь с таким же жаждущим знаний, как и вы, чтобы мотивировать себя на учебу.
И постарайтесь выпендриваться друг перед другом своими успехами, ведь здоровая конкуренция в этом похвальном деле еще никому не навредила.
-
Мотивировать на учебу может и грамотный, авторитетный наставник.
Автор статьи просто обожает старые добрые фильмы, где учитель-идеалист за пару месяцев из толпы разнузданных подростков делает этаких правильных «ботанов».
И не стесняйтесь задавать педагогу тысячу и один вопрос, если что-то недопоняли: так вы еще больше мотивируете себя на учебу, не зря же говорят, что аппетит приходит во время еды.
-
Чтобы мотивировать себя на учебу, нужно всегда видеть «горизонт» – собственно, то, ради чего вы и «умираете» над конспектами и книгами.
Хотите стать офигенным пластическим хирургом? Тогда будьте готовы зубрить до полуобморочного состояния названия мышц, костей и сухожилий, а также прочей медицинской терминологии. Но где-то там вас уже ждут миллионные гонорары от звезд эстрады за аккуратные носики и шикарные бюсты.
-
Составьте четкое расписание учебы и вознаграждайте себя чем-то на промежуточных этапах.
Выучили три билета на экзамен из запланированных на сегодня шести? Самое время полчаса прогуляться, съесть пару любимых шоколадных конфет или позвонить подружке-хохотушке.
Но помните: награда должна быть равноценной затраченных усилий на учебу, поэтому «махнуть» на шашлыки с ночевкой только потому, что вы выучили 10 новых английских слов – явный перебор.
-
Если учеба для вас – муть, скука смертная и тоска, мотивировать себя поможет система скетчноутинга.
Суть ее сводиться к тому, чтобы во время учебы делать не просто записи, а «ментальные карты», понятные именно вам – со смешными рисунками, «угарными» цитатами преподавателей и смайликами. Больше можно прочитать, например, в книге Майка Роде «Скетчноутинг. Пособие по визуализации идей».
-
Настоящих эстетов мотивируют на учебу идеальный порядок на рабочем месте, красивые канцелярские принадлежности, и даже – букет любимых цветов.
Оно и правильно: трудно получить удовольствие от учебы, если вы делаете записи огрызком карандаша на старой газете, а на вокруг вас – «хаос и анархия».
-
Мотивировать себя на новые достижения помогут идеальные условия для учебы:
- никаких узких юбок, спадающих брюк и лезущей в глаза челки во время учебы – обеспечьте себе максимальный комфорт, даже если для вас он заключается в любимой пижаме с совятами;
-
позаботьтесь, о том, чтобы ничто вас не отвлекало от учебы: ни крики «итальянской» семьи, живущей по соседству, ни звонки на мобильный телефон, ни призывно мигающее окошко «аськи».
Если нужно – одевайте беруши, затыкайте уши ватой или учитесь, повернувшись к стене. Вас нет – вы «умерли» и «воскреснете» для мира только тогда, когда вызубрите эту чертову теорему!
-
поставьте возле себя бутылку с питьевой водой и какой-нибудь перекус перед учебой, иначе есть риск, что по дороге к холодильнику вы дадите слабину и завернете в гостиную посмотреть новости, а там глядишь – и вы уже где-то на даче у друга детства Сереги «дудлите» пиво.
Тогда мотивировать себя будет уже бесполезно;
-
Не вздумайте размышлять, какими чудными и интересными вещами вы могли бы заняться, если бы не посвятили время учебе.
Так мотивировать себя точно не получиться. Так что думаем об учебе, и только о ней, родимой, даже если на улице «травка зеленеет, солнышко блестит».
-
Каким бы дурацким не казался этот совет, но иногда для того, чтобы мотивировать себя на учебу, достаточно просто засесть за учебники и начать учиться.
Помните старый добрый анекдот: «Поначалу наш кот не любил пылесос, а потом ничего – втянулся». Вот и вы втягивайтесь!
-
Не создавайте «авральных» условий, если не хотите возненавидеть учебу на веки вечные, а наоборот – мотивировать себя.
Вам необходимо написать реферат на пятницу? Не советуем садиться за него в 23.00 четверга, лучше разделите объем работы на два-три вечера.
-
Постарайтесь не замотивировать себя до смерти на учебу.
Не пытайтесь выучить три тома «Большой советской энциклопедии» за один присест – ставьте реальные задачи, но неукоснительно их выполняйте.
Как мотивировать подростка? Практические советы!
Шантаж не помощник
Не используйте шантаж. Вы как родитель должны четко уяснить, что методы шантажа дают обратный эффект. «Будут тройки, не получишь новый телефон». Телефон, конечно, хочется, вот только учеба начинает вызывать все больше отвращение, так как воспринимается как преграда между желаемым и реальностью. Общение с подростками – очень тонкая и деликатная тема.
Доверие ребенка
Завоевать доверие и уважение непросто, а еще проще его потерять. Если ребенок живет в постоянном страхе и слышит угрозы и шантаж, то вряд ли вы выстроите доверительные отношения. При наличии этой проблемы общения искореняйте ее как можно раньше. Общайтесь с ребенком, больше беседуйте об интересах, узнайте какие предметы вызывают радость, уточняйте и понимайте какие предметы не нравятся и почему. Не навязывайте своего мнения, слушайте
Ребенку важно видеть, что вы рядом с ним, на его стороне, а не против
Похвала
Ее любят все. Отмечайте достижения школьника, поощряйте их, хвалите. В начальных классах этого бывает достаточно, чтобы привить любовь к учебе. В любом возрасте любой человек оценит ласку и похвалу! Беспроигрышный вариант.
Хобби и интересы подростка
Каждый ребенок талантлив. Нет времени – отговорка. Несмотря на свою занятость уделяйте время увлечениям. Узнайте, что нравится вашего ребенку. К тому же часто увлечения подростка можно связать со школьными предметами, например, ваша дочь может любить книги (литература, русский, история), увлекается компьютером (информатика, английский), хорошо танцует (физкультура) и так далее. Сын много играет? Поговорите с ним о процессе создания игр? Какие знания могут быть необходимы для этого? Информатика, программирование, дизайн и так далее.
Дети – наше отражение
Лучшее воспитание – собственный пример. Глубоко убеждена, что если мама с папой работают и постоянно узнают новое, совершенствуются и внимательны к ребенку, то и он будет тянуться ко всему новому, проявлять интерес к учебе. Делитесь своими эмоциями и рассуждениями. Были на интересной конференции – поделитесь впечатлениями за семейным ужином. Получили новый проект – расскажите об этой, порадуйтесь всей семьей. Успех заразителен.
Знания повсюду
Отдать ребенка в школу и быть уверенным, что там его должны всему научить – это ошибка. Образование в России далеко от совершенства. Углубленное изучение, кружки по интересам, доступ к дополнительной литературе – обеспечьте ребенку возможности. Тратьте свое время на дополнительное образование школьника.
Самостоятельность
Очень полезное качество! От него же зависит ответственность и тесно связана безопасность. Общайтесь, рассказывайте подростку о необходимости быть ответственным. Будь то качественное выполнение домашних заданий без надзора родителей или поведение на переменах и по пути из школы домой. Стройте параллели между успешной учебой в школе и поступлением в ВУЗ.
Денежная мотивация
Отличный способ дать ребенку возможность проявить свои положительные качества и заработать дополнительные карманные деньги. Продумайте шкалу поощрения. При этом стоит ограничить спонтанные покупки «хотелок». Пусть ваш подросток сам своим трудом заработает на желаемую вещь.
«Труд сделает из тебя человека»
В запущенной ситуации тоже работает неплохо. Если лень главный спутник подростка, то воздействуйте на него трудом. Можно ограничить карманные деньги и позволить небольшие заработки, например, на время каникул. Низкооплачиваемая работа и график «на ногах» помогут понять все прелести низкоквалифицированного труда. А на контрасте можно беседовать о престижной работе в офисных центрах, прогуливаясь мимо них.
Выберите для себя подходящие рекомендации и попробуйте постепенно вводить их. Например, не стоит сразу прям приходить к подростку с расценками на учебу и предлагать деньги. Хвалите отдельные достижения, поощряйте их, постепенно предложите их систематизировать.
Стресс
Популярной причиной потери интереса к учёбе, олимпиадам, дополнительным занятиям становится стресс, который забирает у ребёнка все силы. У него просто нет ресурса, чтобы поддерживать потребность в познании.
Лариса Осинкина: «Если ребёнок внезапно утратил мотивацию к учёбе, стоит подумать, какие изменения в его жизни этому предшествовали. Может быть, это развод родителей, болезнь кого-то из родственников, рождение младшего брата или сестры (это и для подростков может быть стрессом). Другие возможные причины – ссоры с друзьями, проблемы в классе. Если такой фактор обнаруживается, можно предположить, что причина проблем в учёбе – именно стресс. И пока стресс не убрать, он не начнёт учиться. Бывает, что дело не в стрессовом факторе, а в особенностях психики конкретного подростка, которые приводят к постепенному развитию депрессии, и тогда нужно сначала заниматься его состоянием, а потом уже решать проблемы с учёбой».
Что делать:
- Убрать стрессовые факторы, если это возможно.
- Помочь ребёнку справиться со стрессом.
Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Делать это может и сам ребёнку, если он сам этого хочет. Если ребёнок не готов к этому, прийти к психологу может и родитель. Это поможет ему разобраться в ситуации, лучше понять подростка, а значит, эффективнее помочь ему справиться с этими состояниями.
Лариса Осинкина: «Родители должны проявить больше чуткости и понимания к подростку
Часто они обращают внимание на одну сторону его жизни, например, на учёбу, и им трудно разобраться в причинах происходящего, увидеть связи между какими-либо ситуациями в его жизни и возникшими проблемами с учёбой»
В каких случаях нужна помощь психолога
Несмотря на обширный спектр возможностей замотивировать ребенка к учебе, некоторые родители отмечают безуспешность всех предпринятых попыток. В ряде случаев равнодушие ребенка к самообразованию или другому ранее любимому виду деятельности может стать поводом для мам и пап обратиться к психологу за помощью.
Вмешательство квалифицированного специалиста необходимо в случае:
- частых заболеваний малыша;
- возникновения агрессии в адрес родителей или сестер, братьев;
- периодической резкой смены настроения;
- формирования внезапной замкнутости;
- наличия безосновательных капризов и частых истерик.
Только близкие родственники смогут подобрать наиболее подходящий вариант стимулирования своего малыша среди многочисленных рекомендаций психологов
Важно помнить главное правило: родители должны дать отпрыску уверенность, что его в семье будут любить и принимать любым, даже несмотря на возможные неудачи в образовании или спорте
Оформление статьи: Е.Чайкина
Почему ребёнок не хочет учиться
Психологически не готов к школе. Семилетний возраст не гарантия психо — эмоциональной готовности к школе. Каждому ребёнку требуется разное время чтобы «созреть» к такой форме обучения. Далеко не каждый может усидеть 45 минут спокойно, да ещё при этом пытаться понять новый материал. Несмотря на то, что ребёнок может знать достаточно много для своего возраста, ему может быть сложно подчиняться новым правилам. Именно поэтому так важна диагностика у психолога перед школой.
Конфликты с учителем. Какой может быть интерес к учёбе когда ты идёшь в школу испытывая страх. Зачастую родители могут и не подозревать о том, что у ребёнка плохие отношения с учителем. Бывает так, что и учитель не в курсе происходящего. Достаточно пары неприятных фраз в адрес ученика и все, ребёнок затаил обиду на учителя.
Конфликт с одноклассниками. Дети бывают очень жестоки и далеко не каждый ребёнок может дать отпор или не обращать внимания на колкости одноклассников. Класс — это система со своими иерархиями, и каждый занимает свое место. Но бывает так, что для кого-то места не нашлось и он становится изгоем.
Отсутствие поддержки и веры в ребёнка. Не каждому дано понять с точные науки сразу или научится отлично писать сочинения с первого класса. Но родители упорно твердят ребёнку, что Вася может, а вот ты нет, ничего то из тебя не выйдет. При этом совершенно не учитывая, что каждому нужно свое время для усвоения материала и склад ума у всех разный. И зачем тогда ребёнку напрягаться, ведь у него все равно ничего не выйдет.
Завышенные ожидания и давление со стороны родителей. Лучшие школы, прекрасные секции, педагог для углубленного изучения языка, музыкальная школа — а надо ли это все ребёнку, интересно ли ему? Может он в шахматы хочет играть и не ходить в сто пятьсот кружков
Важно, чтобы ребёнок сам хотел. Но родителям же виднее что лучше для ребёнка
И каков итог? Ругань и наказания за плохие оценки, разочарование в ребенке и в результате постоянные конфликты с ним. Посмотрите видео на эту тему:
Все вышеперечисленное и формирует мотивацию. Как внешнюю, так и внутреннюю. Если у ребёнка нет конфликтов в школе и дома на него никто не давит, а учиться он все равно не хочет, то какие конкретно действия нужно предпринять родителю, чтобы у ребёнка была мотивация к обучению?
Внутренняя мотивация. С чего начать
Ребёнок должен сам хотеть учиться, то есть познавать что-то новое и интересное ему. Основными внутренними мотивами к обучению для школьника являются следующие:
- Познавательный мотив. Желание узнать что-то новое, интерес к окружающему миру.
- Достижение. Многие дети из «спортивного» интереса (получится ли у меня решить ещё более сложную задачу) добиваются больших результатов в обучении.
- Коммуникативный — расширяя свой кругозор и повышая интеллектуальный уровень ребёнок приобретает новых друзей и расширяет круг общения.
- Эмоциональный мотив. Школьнику нравится по тем или иным причинам посещать учебное заведение. Помочь достичь такого уровня осознанности ребёнку может только взрослый. И начинать нужно с самого раннего возраста.
- Позвольте ребёнку самому делать выбор того что он хочет делать сегодня.
- Разрешите ему ошибаться и нести ответственность за свои действия.
- Говорите с ребёнком. Объясняйте ему как надо вести себя в разных ситуациях, почему некоторые действия могут быть опасны.
- Интересуйтесь у ребёнка как дела в школе, как прошёл день, а не его оценками.
Так вы развиваете в ребенке не только Эмоциональный и физический уровень внутренней мотивации (страх физического наказания, родители будут ругать) , но и осознанный с подсознательным. Он будет что-то делать не потому что его потом ждёт наказание если не сделает. Ребёнок будет подсознательно или осознанно совершать верные действия. Подробнее смотрите в видео:
Фиксация прогресса
Нередко студентов во время прохождения курса демотивирует то, что они не видят собственного прогресса в обучении. Как учащемуся понять, что он чего-то достиг? Как он может подтвердить полученные знания, умения и навыки? Здесь будет полезна третья мотивационная стратегия — фиксация прогресса.
В этот раз разберём применение стратегии на примере курса английского языка. Снова обратимся к типажам целевой аудитории нашего образовательного продукта.
- Миссис Хадсон, 26 лет, Москва. Домохозяйка. Изучает язык для себя как хобби.
- Мэри Поппинс, 28 лет, Киев. Часто путешествует. Нужно знание языка, чтобы комфортно чувствовать себя за границей.
- Гермиона Грейнджер, 30 лет, Белгород. На работе знание языка желательно, но необязательно. Учить его — это скорее личная инициатива.
Стандартные уровни владения английским, согласно системе CEFR (общеевропейским компетенциям владения иностранным языком), выглядят так:
- А1 — Beginner (начальный уровень).
- А2 — Elementary (элементарный уровень).
- B1 — Intermediate (средний уровень).
- B2 — Upper-Intermediate (высокий средний уровень).
- C1 — Advanced (продвинутый уровень).
- C2 — Proficient (уровень владения в совершенстве).
Эта классификация хороша тем, что содержит чёткие указания, какие знания и навыки нужно приобрести, чтобы достичь каждого из уровней. Но у неё есть и большой минус. Чтобы подтвердить хотя бы начальный уровень владения английским, требуется около ста академических часов, проведённых на занятиях, плюс самостоятельная практика. А для того, чтобы наработанные знания, умения и навыки не стёрлись из памяти полностью в случае долгого перерыва, нужно прокачаться как минимум до уровня В1.
Снова обратимся к нашим персонажам. Что у них общего? Они не ставят себе целью получить международный сертификат или поступить в иностранный вуз. Большинство таких студентов вообще с трудом могут себе объяснить, зачем им нужен английский язык и до какого уровня они готовы его учить. У них нет понимания, как должен выглядеть итоговый результат, учебный процесс строится на чистом энтузиазме. В их случае сто академических часов — это слишком долгий путь до следующего уровня, где учащиеся смогут осознать свой прогресс. Поэтому нам надо поддерживать в них чувство, что они уже молодцы и от урока к уроку узнают язык чуть лучше.
Долгий путь требует мотивирующей дозаправки, и вот что можно включить в программу курса, чтобы студент мог регулярно отслеживать своё развитие:
- «зачёты» после прохождения определённых тем;
- карту пути студента (Student Journey Map) — схему, отражающую образовательный маршрут с точки зрения ученика, где можно отмечать прогресс;
- чек-лист сдачи домашних заданий;
- быструю и поддерживающую обратную связь от преподавателя;
- анкеты саморефлексии — их заполнение помогает учащемуся вспомнить, что он уже знает и умеет.
Типы трудных подростков
Трудные подростки отличаются друг от друга.
Рассмотрим их типы:
- Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
- Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
- Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
- Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.
Особенности поведения трудных подростков
Итак, как понять, что в семье трудный подросток? Замечено, что дети, у которых имеются проблемы с поведением, начиная с рождения и до 11 лет, они продолжаются и в подростковом возрасте. Вряд ли это удивит родителей, ведь различные всплески они переживают на протяжении многих лет.
Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе. Это не отменяет того, что им придется приложить усилия, и помочь трудному подростку. В современном обществе их число неустанно растет.
Любой, кто общался с трудным подростком или сам был ним, знает, какими особенностями поведения отличаются такие дети. Кажется, будто они пытаются удержать в душе ярость, которая все равно вырывается наружу. Когда трудный подросток проявляет наибольший всплеск негатива?
Чтобы это понять рассмотрим его характерные черты:
- негативно реагирует на чье-то желание помочь;
- отрицательно относится к прикосновениям;
- неохотно идет на визуальный контакт;
- с недоверием относится к окружающим;
- испытывает проблемы с учебой и с питанием.
Нередко трудный подросток нуждается в помощи профессионала, и семье не стоит стыдиться за ней обращаться. Это правильное решение, предотвращающее множество неприятностей. Как определить – трудный подросток или нет?
Имеются простые способы:
- Обратиться за консультацией к профессионалу (педиатру или детскому психологу). Найдите специалиста, вызывающего у вас доверие.
- Поинтересуйтесь мнением стороннего человека, у которого нет предвзятости или заинтересованности в этом вопросе, и имеющего опыт воспитания подростка.
Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться
А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.
Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.
Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.
Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:
1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.
2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!. Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты
Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно
Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.
3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?
4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.
Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.
Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?
Коротко о мотивации
В психологии под мотивацией понимается то, что побуждает человека к действию. Мотивация определяется мотивом. В его качестве может выступать как материальный объект, так и идеальный.
Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию, отрицательную и положительную.
Внешняя мотивация определяется внешними, не связанными с мотивом факторами. Внутренняя – связанна именно с мотивом.
Если стимул определяющий мотивацию положительный, то речь идет о положительной мотивации. А если наоборот, то об отрицательной.
Все дети любознательны от природы, и родителям важно поддерживать эту любознательность
Для дошкольников и учащихся младших классов игровая форма познания идеально подойдет. Но, к сожалению, наша система образования так устроена, что в ней практически нет места для креатива, задача увлечь ученика предметом стоит не на первом месте
Именно поэтому важно, чтобы родители поддерживали интерес к знаниям у ребенка, совместным просмотром познавательных программ или чтением детских энциклопедий
Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы
Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:
- Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
- Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
- Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
- Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
- Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
- Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
- Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.
Почему у ребёнка нет мотивации к учёбе?
То, что у ребёнка отсутствует мотивация к учёбе, выражается в том, что дети намеренно или случайно забывают выучить заданные на дом уроки, содержат рабочее место в беспорядке, отвлекаются на занятиях, «считают ворон», общаются с соседями по классу, всячески демонстрируют скуку. Такие дети склонны обвинять педагогов в занижении оценок, но чаще всего их не интересуют результаты и успеваемость совсем не волнует.
Если у ребёнка нет мотивации к учёбе это может объясняться некоторыми факторами:
1. Ребёнка рано отдали в школу, он ещё не созрел психологически для занятий. Иногда родители могут ошибаться, думая, что их дети очень развиты и много знают, опережают сверстников. Но даже если это действительно так, и в семье растёт вундеркинд с высоким уровнем интеллекта, это не значит, что он уже готов, с точки зрения психологии
Маленьким детям трудно выдержать 45 минут, без активной подвижности, при этом удерживая своё внимание на словах учителя
2. Причина может быть в конфликтах с педагогом. Иногда, с точки зрения учителя, ничего подобного не происходит, и он даже может не подозревать о натянутых отношениях
Он может обратить внимание на понижение успеваемости, не осознавая, что назрел конфликт интересов
Причиной неприязни к учителю может быть неосторожное слово, несправедливое отношение, затаённая обида. Ребёнок может испытывать страх и подавленность
Чаще всего дети скрывают свои чувства и не делятся ими со своими родителями, это консервирует конфликт и сопутствующие проблемы
Ребёнок может испытывать страх и подавленность. Чаще всего дети скрывают свои чувства и не делятся ими со своими родителями, это консервирует конфликт и сопутствующие проблемы.
3. Конфликты с одноклассниками и другими учащимися. Если произошло событие, которое породило такую проблему, то решить её без последствий может быть затруднительно.
4. Особенности ребёнка. Физические дефекты, особенности развития и всё, что отличает его от сверстников, может стать причиной буллинга, травли
Ощущая негатив со стороны окружающих, ребёнок не хочет привлекать к себе внимание, становится замкнутым, поэтому он не испытывает желания лишний раз посещать школу
5. Мотивация ребёнка на учёбу в школе страдает и от нездоровой обстановки в семье. Скандалы между родственниками, ревность, моральное давление и завышенные требования к ребёнку уничтожают любую мотивацию.