Ребенок-изгой в коллективе: что делать родителям и как помочь ребенку

Ребенок-изгой: выясняем причины↑

После того, как стало понятно, что проблема есть, необходимо разобраться с ее причиной. Что именно отталкивает коллектив от ребенка, и насколько это серьезно?

Неопрятность или бедность. Человек в изношенной, мятой или неопрятно выглядевшей одежде еще со средних веков вызывает негативное впечатление, что уж говорить об эре гаджетов и мегаполисов. При этом у детей не сразу возникает понимание деления на богатых и бедных, поэтому человек, как-то выделяющийся из толпы своим видом, сразу вызывает диссонанс, страх и пренебрежение.

Выраженные физические или речевые дефекты. Косоглазие, заикание, маленький рост, лишний вес являются наиболее распространенной причиной негатива в коллективе. При этом они могут усугубляться природной замкнутостью и неумением постоять за себя.

Моральная слабость. Такие детки не могут постоять за себя, боятся тех, кто физически сильнее или наглее. Заметив это, ребята и начинают травлю по причине: он все равно мне ничего не сделает.

Изначальная замкнутость и негативный настрой. Таких «бук» дети тоже часто начинают бояться, при этом уже сам характер ребенка может рассматриваться коллективом как протест, из-за чего возникает процесс отторжения.

Хотя причина для дразнилок может быть любой: наличие экзотического, да и просто домашнего животного; наличие очков; прическа, которая кому-то из одноклассников кажется странной или немодной; какая-то конкретная привычка, например, не завязывать шнурки; отсутствие определенной модели мобильного телефона; регулярное выполнение домашнего задания, и прочая, и прочая. Некоторые дети самутверждаются за счет других, а другие по разным причинам им подыгрывают.

Следующим этапом является необходимость определить масштаб проблемы. Как правило, какие-то конфликтные ситуации в школе являются либо систематическими, либо единичными. Также следует отличать изгоя от просто непопулярного ребенка. Изгоев одноклассники:

  • не уважают, дразнят, смеются над ним;

  • бьют, унижают;

  • заставляют исполнять приказания, вымогают вещи, деньги;

  • выставляют во всем виновным.

Это основные, наиболее частые жалобы таких детей на проблемы в классе. Просто непопулярный ребенок может говорить родителям о том, что:

  • с ним никто не дружит и не садится за одну парту;

  • его как будто не замечают.

Если ребенок не пользуется популярностью среди одноклассников, то он тоже может быть сильно огорчен, расстроен. Но в таком случае работать нужно только с ним, повышая самооценку, коммуникабельность, уверенность в себе, активность. В другом, более сложном варианте, работать необходимо не только с изгоем, но и с обидчиками. Обе стороны нуждаются в помощи со стороны взрослых. 

Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит

Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.

Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.

Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами

Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.

Полезные инструменты для родителей:

  • игротерапия — моделирование и обсуждение ситуаций с ребёнком;
  • курсы и пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей;
  • книги по психологии для детей, например книга А. Курпатова «Как научиться дружить? Книга о важнейшем навыке 21 века», которую вы можете дать своему ребёнку почитать или начать изучать её вместе.

Джессика Альба / Jessica Alba

«Город грехов», «Темный ангел», «Интимный словарь».

Известная голливудская актриса, регулярно входящая в список самых красивых и сексуальных женщин планеты, в детстве и подростковом возрасте тоже страдала от травли сверстников. Одноклассники систематически издевались над ней из-за того, что она из бедной семьи и не может позволить себе модной одежды. Задирали девочку и за недостаточно белый цвет кожи (как известно, отец будущей звезды – американец мексиканского происхождения).

Кроме того, Джессика частенько пропускала занятия по причине болезней, поэтому отставала по некоторым предметам. А злобные дети тут же окрестили ее тупицей. Как призналась позже сама артистка, во время большой перемены ей частенько приходилось прятаться в кабинете медсестры, чтобы избежать нападок со стороны других учеников.

Как понять, что ребёнок стал объектом травли?

В отличие от взрослых, дети очень открыто выражают свое отношение к тем, кто им не нравится. Не нравятся люди по одной простой причине — они другие.

Если ваш сын или дочь неохотно идут в сад или в школу, не рассказывают о своем времяпрепровождении там, если они возвращаются подавленными, если у них мало друзей в классе (или нет вообще) — это все следует немедленно принять во внимание и поторопиться на помощь. Неудавшиеся отношения с коллективом (или конкретным его членом) могут спровоцировать психосоматическое заболевание. Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома»

Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе

Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома». Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе.

Заставил выйти к доске и проговаривать слово «рефрижератор»

Мы привыкли видеть в учителях блюстителей дисциплины в классе, и именно у педагога школьник может искать защиты, если его третируют одноклассники. Но, как это ни парадоксально, во многих случаях учителя поддерживают издевательства в классе и даже сами становятся зачинщиками травли.

Об одном из таких случаев нам рассказал ученик 7 класса Саша. Он занимается в подростковой театральной студии, и недавно ее художественный руководитель предложил ребятам поставить спектакль, посвященный теме буллинга. Чтобы собрать материал для постановки, школьники решили пройтись по району и расспросить случайных прохожих о том, приходилось ли им сталкиваться с травлей. Кто-то отвечал отрицательно, многие, очевидно, стеснялись рассказывать о подобных вещах, но некоторые все же поделились своими историями.

Когда к вашему ребенку придирается (или откровенно издевается, как в данном случае) сам учитель, то тут уже всякие сомнения отпадают: родителям необходимо действовать. Ксения Ферзь советует сначала поговорить с самим педагогом и выяснить, что послужило причиной конфликта: возможно, ребенок сам своим поведением спровоцировал преподавателя.

«Здесь, опять же, начинаем с локальных методов – пробуем в какой-то определенной форме поставить этого человека на место, – советует Ксения. – Если родитель должен объясниться с учителем, он говорит так: «Могу я попросить вас в случае, если мой ребенок ведет себя как-то, на ваш взгляд, не так, сразу сообщить мне причину вашего негодования, не применяя воспитательных мер на месте происшествия, в том числе публично?».

Если же договориться с педагогом напрямую не получается, и он не может вам толком объяснить, что именно в поведении ребенка вывело его/ее из себя, то проблему необходимо решать через завучей, директора, говорит Ферзь. Если и этот метод оказывается неэффективным, то стоит обращаться в более высокие инстанции.

В последние годы на помощь родителям пришли так называемые службы школьной медиации, рассказывает Елена Лосева. Служба школьной медиации – это служба, созданная внутри школы и состоящая из учителей, учащихся и их родителей, главной целью которой является урегулирование конфликтов. Пару лет назад такие службы стали появляться в Москве и Подмосковье, а также в некоторых других регионах в рамках развития психологического сопровождения школ, объясняет Лосева.

Очень радует, что эта система развивается, положительные тенденции есть. Здесь большой толчок дало освещение в СМИ различных случаев буллинга. Сейчас можно встретить множество историй, в том числе тех, которые публикуют родители – о том, как они по большому счету победили школу и систему, обращались в полицию и прочее. Это как раз случаи, когда директор закрывал глаза, а учитель поддерживал травлю», – говорит психолог.

Зак Эфрон / Zac Efron

«Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда», «Величайший шоумен», «Если ты жил здесь, то сейчас ты дома».

Мы продолжаем рассказывать об актерах, которые были изгоями в школе. Сегодня даже сложно представить, что красавчика Зака могли не любить в детстве его одноклассницы. Но на самом деле это так, и исполнитель неслучайно попал в наш фото-список селебрити, которые сталкивались с буллингом. Из рассказов самого Эфрона следует, что в школьные годы он был странноватым, долговязым и неуклюжим подростком, помешанным на учебе и занятиях в театральном кружке. Девочки не обращали на него вообще никакого внимания, а от сверстников мальчишек ему частенько «доставалось на орехи» просто так.

Причины буллинга

Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.

В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.

Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе

Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя)

Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши. Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.

У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.

Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:

  • обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
  • социальная среда;
  • переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.

Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.

Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).

Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:

  • скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
  • недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
  • характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
  • желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
  • напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).

Как родители могут помочь ребенку-изгою

Когда ребенок — изгой в классе, советы психолога по коррекции включают прикладные способы, как родителям помочь ребенку ослабить градус конфликтов и начать чувствовать себя лучше:

Обсуждать с ребенком возникшие ситуации в школе, “проигрывать” их. Искать причинно-следственные связи, почему тот или иной ребенок так поступил или не поступил. Учиться вместе оценивать расстановку сил — кто виноват, кто прав, какие правила игры в коллективе, какие дети — изгои в школе и почему. Моделировать исход возникших ситуаций. Что могло бы быть, поступи участник конфликта иначе. Что он приобретает, что теряет, чем жертвует, что не замечает. Необходимо выработать у ребенка способность делать самостоятельный и быстрый выбор. Постоянно заявлять ребенку о полном принятии со стороны родителей. Что бы ни случилось в школе, прав ребенок или нет — ему необходимо чувствовать, что родители на его стороне и всегда ему помогут

Ребенок становится неуязвимым для травли и насмешек, если он окружен вниманием и поддержкой семьи. Изучать основы конфликтологии

Доносить до ребенка, почему возникают конфликты, как их решать, в случае, если ребенок — изгой в классе, что делать, всегда ли помогает метод компромисса, когда нужно защищать себя и каким образом. Можно сопровождать беседы примерами из жизни и кино. Привить ребенку навык смотреть со стороны. Объяснить, как становятся изгоями в классе, показать, что любые конфликты и гонения в школе — это не частные проблемы одного человека, это признаки нездорового коллектива. Четкое понимание этого условия предупредит чувство вины и “непохожести”, с которым может столкнуться ребенок-изгой. Беседовать с учителем. Без обвинений и оскорблений попытаться договориться о единой тактике решения конфликтной ситуации в коллективе. Ввести в курс дела других родителей, обрисовать ситуацию в классе. Попробовать инициировать общий досуг для всего класса у себя дома, к примеру. Продемонстрировать одноклассникам ребенка, что в доме поддерживаются модные веяния молодежной культуры. Потренировать с ребенком навыки успешного общения. Вполне возможно, что услуги и комплименты одноклассникам изменят общий фон отношения к ребенку, лишь стоит принести гостинцы, поделиться домашним заданием, дать позвонить, выделить ручки для работы на уроке, дать поиграть в новую игру на телефоне и т. д. Помочь ребенку компенсировать те недостатки, за которые он подвергается травле. Если есть физическая слабость или лишний вес — начать заниматься с ребенком спортом/единоборствами; плохая успеваемость — повысить показатели; пребывание “не в теме” молодежной культуры — познакомиться с популярными певцами/играми/приложениями для телефона/Youtube-каналами/блоггерами и т. д. Переориентировать ребенка на новые достижения и увлечения. Допустим, мальчик или девочка, юноша или девушка — изгой школы. Новые виды спорта, походы, работа (если позволяет возраст), кружки, секции — это новые коллективы, новые платформы для стартов, новые сферы для применения его или ее талантов и способностей вне зависимости от возраста. Если родители /тренер/учитель/наставник будет стимулировать ребенка или подростка идти вперед, то вполне возможно ребенок или подросток сможет сменить доминанту и отвлечься от проблем в школе. Кроме того, в новых сферах деятельности можно обрести новых друзей, кумиров, стать популярным и авторитетным человеком. Поменять школу. Коллективы отличаются друг от друга, и у ребенка есть шанс начать все заново, особенно при поддержке своей семьи.

Роли ребенка-изгоя в коллективе

Социализация начинается в семье. Когда ребенок — изгой в классе, советы родителям — проанализировать первые установки, которые получил их ребенок в семье относительно поведения в обществе, и вычленить деструктивные модели поведения взрослых в семье. Эти модели могут предполагать исполнение неправильных ролей. Такие роли может скопировать ребенок и затем перенести в школьный коллектив.

Роль жертвы.

Один из взрослых демонстрирует жертвенное поведение, внешне проявляет ложную установку “интересы других выше моих”

В корне подобного поведения лежит желание привлечь к себе внимание. Его можно получить естественными методами — за счет взаимоподдержки, заботы, любви, внимания друг к другу в семье, приемлемого для всех распределение ролей, исполнение общих традиций. Если это невозможно, взрослый насильно привлекает внимание членов семьи к себе и своим желаниям — истериками, излишней эмоциональностью, слезами, смехом, скандалами, игнором, сарказмом, необычным имиджем

Если это невозможно, взрослый насильно привлекает внимание членов семьи к себе и своим желаниям — истериками, излишней эмоциональностью, слезами, смехом, скандалами, игнором, сарказмом, необычным имиджем. Ребенок-изгой в классе, как правило, перенимает такую модель поведения и демонстрирует ее сверстникам

Это непременно начинает вызывать раздражение и непонимание у одноклассников

Ребенок-изгой в классе, как правило, перенимает такую модель поведения и демонстрирует ее сверстникам. Это непременно начинает вызывать раздражение и непонимание у одноклассников.

Роль “отличника”.

Отношения в семье часто строятся не на принятии членов семьи такими, какие они есть, а на принципах соответствия некой модели поведения, которую определили родители/бабушки/дедушки. Ребенок получает порцию любви и уважения только в случае, если тихо говорит, хорошо учится, не злится, не перечит взрослым, доносит на братьев и сестер, и так далее.

Моральные ценности ребенка в таком случае гибки, они подчинены оценкам авторитетных окружающих лиц.

Такие дети в школьных коллективах становятся:

  • доносчиками;
  • “двойными игроками”;
  • перебежчиками;
  • ненадежными исполнителями;
  • любимчиками учителей.

Эти дети — наверняка будущие изгои в школе, детский коллектив почти наверняка не примет детей, исполняющих любую из вышеперечисленных ролей.

Роль беспомощного.

Бывает, что в семьях доминирует кто-то из взрослых. Мнению одного человека подчиняются все правила в доме. Ребенок в данной иерархии занимает самое низкое положение, фактически ему ничего нельзя. В результате у ребенка формируется синдром выученной беспомощности, когда ребенок, казалось бы, и способен принимать свои собственные решения, но не обучен этого делать. В результате ребенок приходит в школьный коллектив и становится “прилипалой”, который все время ходит за лидером, поддакивает, не имеет своего мнения и выполняет “черную работу”.

Роль агрессора.

В семье, где с ребенком обращаются плохо, или он часто видит несправедливое отношение, где притесняется один из членов семьи, ребенок учится постоянно обороняться. Когда ребенок оказывается в школьном коллективе, любой повод может вызвать оборонительную реакцию. В результате ребенок — изгой в классе. Возникает цикличность. Ребенка отвергают — он мстит — ребенка травят еще сильнее — вырабатывается ощущение, что мир очень жестокий и мстить надо всем.

Роль “козла отпущения”.

Часто такая роль перенимается ребенком, который дома служит громоотводом для конфликтов. Все, что взрослые не могут решить между собой, переносится на ребенка. Обиды, укоры, упреки, переживания — все срывается на ребенке и таким образом поддерживается мир в семье.

Привычка быть всегда крайним сразу становится заметной в школьном коллективе и ребенок автоматически становится “козлом отпущения” и там.

Очевидно, что дети, копирующие неправильное поведение взрослых дома — будущие изгои в школе. Причины этого — в невнимательности родителей или в отсутствие у родителей базовой эмоциональной грамотности.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Как понять, что ребенок изгой

Изгои, в большинстве случаев, выбираются еще в начальной школе, и, если в ситуацию не вмешиваются взрослые, ребенок продолжает занимать эту позицию весь период обучения в школе. Чтобы этого не произошло, родители должны внимательно наблюдать за детским поведением и вовремя предпринимать соответствующие меры.

Признаки того, что ребенок занимает позиции изгоя:

  • У ребенка резко ухудшается настроение, когда речь заходит о школе, одноклассниках;
  • Со школы такие дети часто возвращаются в подавленном состоянии, расстроены, могут быть озлоблены;
  • Часто без очевидных причин ребенок может расстроиться или начать плакать;
  • Он редко рассказывает истории, которые произошли с ним в школе;
  • Ребенок сильно радуется при наступлении каникул или когда он заболел, так как отпадает необходимость посещать школу;
  • Когда возникает надобность связаться с коллегами по учебе (например, узнать домашнее задание), он делает это с неохотой или же совсем отказывается от таких действий;
  • К ребенку редко приходят друзья, и он сам нечасто ходит в гости;
  • У него могут пропадать личные вещи или школьные принадлежности и на вопросы родителей об обстоятельствах пропажи ребенок отвечает уклончиво;
  • Ссадины, царапины и синяки, которые скрываются от взрослых, также могут быть признаком того, что ребенок является изгоем.

Будьте внимательны к своему чаду, даже если вы наблюдаете один-два из вышеперечисленных моментов, то стоит разобраться в причинах. Обозначенные особенности поведения и настроения ребенка могут указывать не только на то, что ребенок не принят в коллективе, но и на то, что у него есть какие-либо психологические проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector