Эст тренинг
Содержание:
КРИТИКА ЭСТ, ИЛИ МЫ, КОНЕЧНО, ХОРОШИ ТАКИМИ, КАКИЕ ЕСТЬ,
ОДНАКО…
— Вернер, у меня есть несколько критических замечаний об ЭСТе, — сказал репортер.
— Прекрасно, — ответил Вернер, — и я хочу, чтобы ты знал, что я беру на себя
полную ответственность за создание всех вещей, которые тебе не нравятся.
— Действительно?
— Так же, как и ты, я уверен, берешь на себя полную ответственность за свое
недовольство.
ЭСТ стал феноменом. За последний год появились сотни газетных и журнальных
статей об ЭСТе и Вернере Эрхарде, девять или десять книг уже вышли или скоро
выйдут из печати, множество выпускников ЭСТа, авторов и сам Вернер Эрхард
выступали по радио и на телевидении.
Еще важнее то, что влияние выпускников ЭСТа на систему образования,
психотерапию, религию и средства массовой информации также быстро возрастает.
Для каждой из этих четырех групп Вернер разработал и создал специальные
мастерские, в которых обсуждаются проблемы применения некоторых ЭСТовских
положений и приемов в этих областях. Выпускниками ЭСТа было основано
несколько экспериментальных учебных проектов в области образования и школьной
администрации. Сотни психотерапевтов предлагают своим пациентам пройти ЭСТ,
многие священники указывают, что ЭСТ открыл им новые перспективы в
религиозном опыте и практике. ЭСТ работает со все увеличивающимся числом
работников массовых коммуникаций, чтобы сообщения, книги и статьи об ЭСТе,
благожелательные или критические, были точными и хорошо информированными.
«Только в Америке» мог возникнуть такой странный феномен, когда
профессиональный бизнесмен-коммерсант разработал самую необычную и
эффективную образовательную и жизнеосвежающую программу нашего времени.
«Дзэн и Искусство Продавать Ничто» — таким мог бы быть титул к истории
открытия, разработки и продажи Вернером его тренинга и семинаров. Его
откровенное признание, что ЭСТ предлагает людям возможность открыть только
то, чем они уже обладают (или, более точно, кто они уже есть), и, следовательно,
тут нечего получать, порождает в некоторых людях чрезвычайно критическое
отношение к ЭСТу и самому Вернеру.
Американцы, с детства наученные с подозрением относиться к продавцам,
естественно, весьма скептически относятся к сообщениям о человеке, изменившем
имя и в прошлом продававшем машины и обучавшем продавцов продавать
энциклопедии. Хотя Вернер ясно говорит, что ЭСТ не религия и не терапия,
восторженные выпускники ЭСТа относятся к нему с любовью и благоговением,
обычно ассоциирующимся с отношением учеников к духовному лидеру. Если теперь
добавить нашу инстинктивную американскую подозрительность к новым религиям
к нашей подозрительности к продавцам, можно понять, какие огромные барьеры
приходится преодолевать Вернеру, чтобы заставить людей честно исследовать его
товар.
Но, вероятно, самым тонким и самым мощным барьером к честной оценке ЭСТа
является сбивающий с толку факт, что до прохождения тренинга ЭСТ
представляется непонятной и ненужной бессмыслицей. Проблему усугубляет то, что
ЭСТ непонятен и после тренинга. Можно, разумеется, взбеситься от людей, которые
радуются и веселятся от чего-то, что неспособны объяснить, что, как они спокойно
объясняют, можно «получить» только на тренинге. В результате Вернер был назван
величайшим мошенником со времен изобретения змеиного жира, и естественно, что
он, его тренинг и организация ЭСТ подвергались как честному исследованию, так и
нелепым нападкам.
Так как мне кажется, что ЭСТ — очень ценная и важная вещь, я хочу вкратце
рассмотреть критику ЭСТа и отделить ту, которая основана на верной картине, от
основанной на дезинформации и недомыслии. Я хочу также оценить серьезность
разумной критики.
Примечания
- ↑ . psyberia.ru. Дата обращения: 27 марта 2017.
- ↑
- Chris Ruys. Can you unchain your mind through est or TM? (англ.) // Sun Times (Chicago). — 1977. — 23 январь.
- ↑
- McGurk, William S. Was ist est?. — Contemporary Psychology, 1977.
- Bartley, William Warren, Werner Erhard: the transformation of a man: the founding of est. — 1978. — С. 165. — ISBN 0-517-53502-5.
- hotel to hospital – farewell to S.F. era (англ.) // San Francisco Chronicle. — 2009. — 31 октябрь.
- Earl Babbie1977. est in Prison. — 1977.
- Benjamin Beit-Hallahmi. Despair and deliverance: privat salvation in contemporary Israel. — С. 121.
- ↑ Ragland, Jr., Gerald F. (1984). «Complaint in Trespass for Wrongful Death – Demand for Jury Trial». Civil Action No. N 84 497 JAC (United States District Court for the District of Connecticut).
- . www.wernererhard.jp. Дата обращения: 27 марта 2017.
- ↑ . psytraininginfo (18 августа 2014). Дата обращения: 27 марта 2017.
- ↑ . psyberia.ru. Дата обращения: 27 марта 2017.
- (недоступная ссылка). Энциклопедия заблуждений. Дата обращения: 27 марта 2017.
Лента новостей
- 1971 — Erhard Seminars Training Inc, первое обучение в Сан-Франциско, Калифорния.
- 1973 — Фонд реализации человека — учрежден как некоммерческий фонд в Калифорнии (впоследствии название фонда было изменено на Est Foundation в 1976 году, а в 1981 году на Фонд Вернера Эрхарда)
- 1975 — образовательная корпорация.
- 1977 — Первое обучение за пределами США, в Лондоне.
- 1977 — Основан проект Hunger Project.
- 1979 — Первое обучение ЭСТ в Индии.
- 1980 — Первые тренинги в Израиле.
- 1980 — Основан фонд «Прорыв» (Молодежь в группе риска).
- 1981 — Первая из десяти ежегодных конференций по физике, спонсируемых Est Foundation.
- 1981 — ЭСТ становится Werner Erhard and Associates.
- 1984 — Последняя тренировка прошла под названием ЭСТ.
История
Вернер Эрхард сообщил, что у него произошла личная трансформация, и он создал тренинг ЭСТ, чтобы позволить другим получить такой же опыт. Первый курс ЭСТ был проведен в отеле Jack Tar в Сан-Франциско , Калифорния, в октябре 1971 года. В течение года тренинги проводились в Нью-Йорке и других крупных городах США, последовавших вскоре после этого. Их провел Вернер Эрхард, недавно ушедший из Mind Dynamics .
Начиная с июля 1974 года, обучение ЭСТ проводилось в тюрьме США в Ломпоке, штат Калифорния , с одобрения Федерального бюро тюрем . Первоначальное обучение ЭСТ в Ломпоке включало в себя участие 12–15 федеральных заключенных и сторонних членов сообщества в стенах тюрьмы строгого режима и проводилось лично Вернером Эрхардом.
К 1979 году est распространился на Европу и другие части мира. В 1980 году в Тель-Авиве было предложено первое обучение в Израиле. Тренинг est представил этим новым участникам несколько концепций, в первую очередь концепцию духовного преобразования и принятия ответственности за свою жизнь. Фактическое обучение, называемое «технологией трансформации», подчеркивает ценность целостности. По мере роста росла и критика. Некоторые критики обвинили ее в контроле над разумом и назвали ее культом, заявив, что она эксплуатирует своих последователей, нанимая и предлагая многочисленные «семинары для выпускников».
В 1983 году в Соединенных Штатах участник по имени Джек Сли потерял сознание во время части семинара, известной как «процесс опасности», и скончался в больнице, в которую его доставили. Впоследствии суд установил, что обучение ЭСТ не явилось причиной смерти. Позже присяжные постановили, что Эрхард и его компания проявили халатность, но не присудили имуществу Сли денежную премию.
Согласно отчету Los Angeles Times за 1991 год , ЭСТ стал целью клеветнической кампании Церкви Саентологии . Эта кампания длилась несколько лет, и примеры были найдены в документах, изъятых ФБР в 1977 году. Эта клеветническая кампания включала в себя наем личных следователей для слежки за Эрхардом, вербовку саентологов для тайного участия в курсах ЭСТ и их нарушения, а также сбор информации из недовольных бывших ЭСТ. участников, которые могут быть использованы для дискредитации эст. Основатель саентологии Л. Рон Хаббард (умер в 1986 г.) считал, что Эрхард скопировал саентологию. Эрхард оспорил это, заявив, что ЭСТ существенно отличается, несмотря на некоторое сходство.
В своей книге 1992 года « Перспективы нового века» Джеймс Р. Льюис и Дж. Гордон Мелтон сказали, что сходство между est и Mind Dynamics было «поразительным», поскольку оба использовали «авторитарных тренеров, которые применяют многочисленные правила», требуют аплодисментов после того, как участники «делятся» перед группой и преуменьшите значение разума в пользу «чувства и действия». Авторы также охарактеризовали выпускников ЭСТ как «чрезвычайно лояльных» и заявили, что они нанимают много сотрудников, что практически сводит к нулю маркетинговые расходы. Последняя тренировка по ЭСТ прошла в декабре 1984 года в Сан-Франциско.
На смену ему пришел более мягкий курс под названием «Форум», начатый в январе 1985 года. «Est, Inc.» превратилась в «ЭСТ, образовательную корпорацию», а затем в компанию «Вернер Эрхард и партнеры» . В 1991 году бизнес был продан сотрудникам, которые сформировали новую компанию под названием Landmark Education, а брат Эрхарда, Гарри Розенберг, стал ее генеральным директором. Landmark Education была построена как коммерческая компания, принадлежащая сотрудникам; она работает как Landmark Worldwide с консалтинговым подразделением Vanto Group.
дальнейшее чтение
- Бартли, III, Уильям Уоррен: Вернер Эрхард Преображение человека: Основание ЭСТа , Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Кларксон Н. Поттер, Inc. (1978) ISBN 0-517-53502-5 .
- Брай, Аделаида: оценка: 60 часов, которые изменят вашу жизнь , Харпер Коллинз (1976) ISBN 978-0-06-010562-4
- Фенвик, Шеридан: Получение: Психология эст , JB Lippincott Company. (1976) ISBN 0-397-01170-9
- Харгроув, Роберт: оценка: Заставляя жизнь работать, Delacorte (1976) ISBN 978-0-440-19556-6
- Чайник, Джеймс: Самый лучший опыт , Zebra Books (1976) ISBN 978-0-89083-168-7
- Marks, Pat R .: est: The Movement and the Man , Playboy Press (1976) ASIN B004BI5A3E
- Морено, доктор медицины, доктор философии, Джонатан Д. Человек-импровизированный: Дж. Л. Морено и истоки психодрамы, культуры встреч и социальной сети. Bellevue Literary Press (2014) ISBN 1-934137-84-7
- Прессман, Стивен: Возмутительное предательство : Темное путешествие Вернера Эрхарда из ЭСТ в изгнание
- Райнхарт, Люк: Книга эст, Холт, Райнхарт и Уинстон (1976) ISBN 978-0-557-30615-2
Тренинг
Стандартный ЭСТ-тренинг состоял из четырех семинаров, которые длились две пары выходных. В семинарах, как правило, участвовали около 200 человек, сначала сам Эрхард вел тренинги, а затем обученные им люди. Основатель the Center for Public Leadership в Гарварде Роналд Хайфц назвал ЭСТ “важным опытом, в котором двести человек проходят через мощное обучение за двое выходных и приобретают опыт, который, казалось бы, должен изменить многие их жизни”. Тренеры призывали участников жить своей жизнью, а не играть навязанные в прошлом роли. Джонатан Морено отмечал, что возможно участники были удивлены, насколько обучение было физически и эмоционально сложным и при этом философски глубоким. Он пишет, что важнейшей частью тренинга было освобождение человека от его прошлого.
Все тренинги начинались в девять утра и продолжались до полуночи или до раннего утра следующего дня. Участники соглашались соблюдать правила, согласно которым нельзя было носить часы; общаться, пока не разрешил тренер; задавать вопросы, пока не подали микрофон; есть или ходить в туалет, пока не объявили перерыв. Перерывов могло не быть в течение нескольких часов. Для принимающих лекарства участников условия были чуть лояльнее: они могли выходить в любое время, но сидеть должны были на последнем ряду, чтобы не отвлекать остальных участников. Роберт Кийосаки пишет, что “во время тренинга стало абсолютно понятно, что большинство наших личных проблем были связаны с тем, что мы нарушали данные себе договоренности: говорили себе одно, а делали другое. Стало очевидно, что значительная часть человеческих страданий происходит из-за несоблюдения соглашений — мы не держим своё слово или кто-то еще не выполняет свои обещания”. Эрхард призвал участников быть самими собой, а не играть роли, которые были навязаны им, и использовал психологическое давление, чтобы доказать, что его точка зрения верна.
Иногда Эрхард заходил настолько далеко в своих размышлениях, что заявлял, что шесть миллионов евреев были «в ответе» за их собственные смерти во время Холокоста во Второй мировой войне. По его мнению, одна участница тренинга сама себя засадила в лагерь смерти, где погибли другие члены ее семьи. Хотя с самого начала его фраза вызвала возмущение у этой женщины, в итоге тренер настоял, что она сможет найти настоящую ценность в послании ЭСТа, если примет его точку зрения. Позднее Эрхард подробно описывал, как эта участница достигла окончательного освобождения от концентрационного лагеря. «Она взяла на себя ответственность за своё заточение. Это же так чертовски просто».
Во второй день проходил “процесс опасности”, известный как “травля быка” или “противостояние” в саентологии. В этом упражнении тренер приглашал группы участников на сцену, они должны были стоять по стойке смирно. Затем группа “противостоящих” подходила нос к носу к тренируемым и смотрела на них в упор. ЭСТ-тренер играл роль “травителя быков”: он выкрикивал оскорбления на стоящих участников на сцене. Это упражнение вызывало приступы плача и истерики. Затем тренер проводил еще одно упражнение: предлагал участникам представить, что они боятся всех, а затем, что все боятся их.
В третий и четвертый день Эрхард читал лекции на темы реальности, характера ума. Тренер сбивал участников с толку различиями между такими понятиями, как “реальный” и “нереальный”. «Истинное просветление», – подводил итоги тренер, – «это узнать, что ты машина». В заключительный день Эрхард убеждал участников, что они свободны в выборе своих путей. Заканчивался тренинг упражнением, когда тренер просил поднять руки тех, кто “получил это”. Когда десять рук было поднято, остальные должны были громко аплодировать. Причем что такое “это”, никто никогда не объяснял. Скорее всего, этот термин был позаимствован из дзен-буддизма.
Критика
История оставила очень много вопросов, связанных с личностью Эрхарда. Считается, что в 1960 году он оставил жену и четверых детей, сменил имя и фамилию (раньше его звали Джек Розенберг). У него нет образования (кроме средней школы), а до создания ЭСТ-тренинга, он десять лет продавал энциклопедии, классическую литературу и книги по “динамике разума”.
Кроме того, цель всех ЭСТ-тренингов — личное обогащение. У Эрхарда была огромная вилла, несколько автомобилей с личным водителем, он мог позволить себе взять напрокат самолет. При этом когда его обвиняли в том, что он “самый ярый противник сознания”, Эрхард признавал эти обвинения, причем делал это с гордостью.
Ирвин Д. Ялом в книге “Экзистенциальная психотерапия” приводит примеры с семинаров ЭСТ-тренинга, когда тренеры убеждали участников, что они несут ответственность за все, что происходит в их жизни: за то, что их ограбили, за то, что они болеют, за то, что болеют их близкие. При этом когда участники осознавали это — их болезни проходили, однако, по мнению Ялома, это больше напоминает эффект плацебо. Участники ожидали, что им помогут, они заплатили, чтобы им помогли, они испытали причудливые переживания, поэтому они чувствовали, что им помогли.
Кроме того, хотя тренинг и учил брать ответственность за свою жизнь, условия, в которых находились участники, больше были похожи на ограничение индивидуальной свободы
Например, от всех требовалось “дотошное внимание к деталям”, участники должны были делать всё строго по расписанию (даже шутить можно было в отведенное для этого время), все должны были делать вещи “правильным” образом, даже убирать туалеты способом ЭСТа
На тренингах использовались очень нестандартные методы. Эрхард спокойно насмехался над участниками ЭСТ, грубил им и оскорблял. Эту авторитарную систему некоторые критики называли “психологическим фашизмом”.
Некоторые участники пострадали от участия в таких программах, как ЭСТ-тренинг или Landmark Forum. По словам Роберта Хоу, 45-летняя участница Стефани Нея впала в тяжелую депрессию из-за воспоминаний о плохих отношения с отцом. Из-за этого у нее произошел нервный срыв, что закончилось лечением в психиатрической клинике. Кроме того, многие из тех, кто приходит в культы наподобие саентологии или в группы самопомощи, уже испытывают определенные затруднения в жизни. А некоторые переживают настолько сложную жизненную полосу, что тренинг лишь усугубляет ситуацию.