Модель нлп
Содержание:
История
Французский философ и психолог Пьер Жане (1859–1947) считается автором концепции диссоциации. Вопреки некоторым представлениям о диссоциации, Джанет не считала диссоциацию психологической защитой.
Механизмы психологической защиты принадлежат теории психоанализа Фрейда , а не психологии Янети. Джанет утверждала, что диссоциация происходит только у людей, у которых есть конституциональная слабость умственного функционирования, которая приводит к истерии, когда они находятся в состоянии стресса . Хотя верно, что многие истории болезни Джанет описывают травматические переживания, он никогда не считал диссоциацию защитой от этих переживаний. Напротив: Джанет настаивала на том, что диссоциация — это умственный или когнитивный дефицит. Соответственно, он считал травму одним из многих факторов стресса, которые могут усугубить уже нарушенную «умственную неполноценность» истерика, тем самым порождая каскад истерических (на современном языке «диссоциативных») симптомов.
Хотя в последние два десятилетия девятнадцатого века был большой интерес к диссоциации (особенно во Франции и Англии), с наступлением нового века этот интерес быстро угас
Даже Джанет в основном обращала свое внимание на другие дела.. С 1890 по 1910 год в Америке наблюдался резкий пик интереса к диссоциации, особенно в Бостоне, что отражено в работах Уильяма Джеймса , Бориса Сидиса , Мортона Принса и Уильяма Макдугалла
Тем не менее, даже в Америке интерес к диссоциации быстро уступил нарастающему академическому интересу к психоанализу и бихевиоризму.
С 1890 по 1910 год в Америке наблюдался резкий пик интереса к диссоциации, особенно в Бостоне, что отражено в работах Уильяма Джеймса , Бориса Сидиса , Мортона Принса и Уильяма Макдугалла . Тем не менее, даже в Америке интерес к диссоциации быстро уступил нарастающему академическому интересу к психоанализу и бихевиоризму.
Большую часть двадцатого века диссоциация была мало интересна. Несмотря на это, в 1944 г. был опубликован обзор 76 ранее опубликованных случаев с 1790-х по 1942 г., в котором описаны клинические явления, согласующиеся с тем, что наблюдали Джанет и сегодняшние терапевты. В 1971 году Бауэрс и ее коллеги представили подробную и все еще актуальную статью о лечении. Среди авторов этой статьи были ведущие мыслители своего времени — Джон Уоткинс (разработавший терапию эго-состояний ) и Зигмунт А. Пиотровски (прославившийся своей работой над тестом Роршаха ). Дальнейший интерес к диссоциации возник, когда Эрнест Хилгард (1977) опубликовал свою теорию неодиссоциации в 1970-х годах. В течение 1970-х и 1980-х годов все большее число клиницистов и исследователей писали о диссоциации, особенно о расстройстве множественной личности.
Карл Юнг описал патологические проявления диссоциации как особые или крайние случаи нормальной работы психики. Эта структурная диссоциация, противодействие напряжению и иерархия основных установок и функций в нормальном индивидуальном сознании составляет основу психологических типов Юнга . Он предположил, что диссоциация является естественной необходимостью для того, чтобы сознание действовало на одной способности, не стесняясь требованиями противоположной.
Внимание к диссоциации как клиническому признаку растет в последние годы по мере роста знаний о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) из-за интереса к диссоциативному расстройству идентичности (DID), а также по мере того, как исследования нейровизуализации и популяционные исследования показывают его актуальность.
Исторически психопатологическая концепция диссоциации имеет и другой корень: концептуальное представление Ойгена Блейлера, которое рассматривает диссоциацию, связанную с шизофренией.
Диссоциация в психотерапии (техники)
Психотерапия начинается с принятия и осознания клиентом проблемы. Без этого невозможно исцеление. Клиент должен осознать, что за любые ситуации и изменения в его жизни несет ответственность только он. А для этого человеку нужно диссоциироваться, отделить проблему от своего Я. Пока наилучшим способом признан гипноз. Специалист помогает клиенту осознать то, что он давно отделяет от себя.
Чтобы научиться переключаться с ассоциаций на диссоциации, нужно определить личные триггеры (внешние факторы, которые включают защитный механизм). Как только вы почувствуете приближение триггера, начинайте анализировать свое состояние и сознательно направлять его в нужное русло.
Рассмотрим несколько техник диссоциации в психологии подробнее. Они помогают отдалиться от травмирующих обстоятельств.
Вижу, слышу, анализирую
Для того чтобы отойти от ситуации и усмирить эмоции, можно использовать один из следующих форматов, но лучше сразу все три.
Взгляд со стороны:
- Мысленно остановитесь, выйдите из своего тела и посмотрите на себя, других людей и ситуацию со стороны. Избегайте оценочных суждений, констатируйте факты.
- Представьте изображение в черно-белом варианте.
- Уменьшите картинку и отдалите ее от себя, словно вы делаете это на дисплее смартфона.
- Переместите на задний план тех людей, которые вызывают у вас негативные эмоции.
- Представьте, что смотрите фильм. Прокрутите «видео» быстрее или медленнее.
- Представьте, как эта ситуация, события, участники будут выглядеть через 20–30–40 лет. Вы думаете, есть смысл переживать так, как вы это делали изначально?
Аудиальный формат:
- Представьте, что слушаете других людей и самого себя через телефон или динамик.
- Представьте, как громкость каждого голоса или только тех, что раздражают, уменьшается.
- Измените раздражающий голос, например, сделайте его писклявым. Поиграйте со скоростью воспроизведения голоса.
Аналитический формат:
- Представьте, что вы наблюдаете за происходящим со стороны. В этот раз не только изучайте факты, но и дайте свою оценку происходящему.
- «Передайте» свои эмоции тому, на кого вы смотрите.
- Проанализируйте ситуацию по плану: кто, что, почему и зачем.
- Представьте разные сценарии развития ситуации.
- Что вы должны сделать, чтобы обернуть ситуацию в свою пользу?
Мы не умеем одновременно переживать и думать, поэтому пока вы представляете что-либо и анализируете ситуацию, эмоции угасают. Практикуйте техники регулярно и с каждым разом переключаться будет все проще.
Рентген (НЛП)
Цель: достичь расслабленного и спокойного состояния, смирения, умиротворения, легкой грусти. Альтернативные названия техники: Memento mori (помни о смерти), Danse macabre (пляска смерти).
Что делать: представьте себя и тех людей, которые задействованы в травмирующем событии, в виде скелетов (как на рентгене). Специалисты по НЛП считаю, что этого будет достаточно, чтобы осознать, что все трудности, неудачи, мирская суета это мелочи. Сначала вы ощутите легкую грусть, потом прощение, смирение, умиротворение.
Визуально-кинестетическая диссоциация
При помощи этого метода можно проработать психотравму. Это сложная техника, которую лучше проводит под контролем психолога.
Что делать:
- Представьте, что вы отошли от ситуации и взглянули на нее со стороны. Вы видите себя в начальной точке развития травмирующих обстоятельств. При этом вы понимаете, что находитесь в настоящем моменте, а себя в той точке видите как на слайде.
- Теперь еще раз отделите свое сознание от тела и представьте, что вы наблюдаете за собой молодым (в начале травмы) и за собой в настоящем времени. Тройное отделение нужно для того, чтобы вы перестали ощущать и видеть себя как непосредственного участника событий.
- Проиграйте травму, сохраняйте кинестетическую отстраненность. Вы наблюдаете за собой в молодости, реакциями и чувствами того человека.
- Посмотрев и послушав со стороны, войдите сначала в тот образ себя, который мы получили в первом пункте (вы из того, кто наблюдал за всеми, входите в тело того, кто наблюдал за собой в начале травмы).
- В мыслях подойдите к себе в травмирующей ситуации. Скажите, что вы пришли из будущего и готовы помочь. Дайте молодому себе то, что ему нужно в этот момент.
- Как только вы поймете, что молодой вы успокоился, удовлетворил свои желания, получил нужную долю поддержки, войдите в этот образ, а потом перенесите его в образ нынешнего себя. Это поможет принять прошлое, изменить отношение к нему, обрести целостность.
В некоторых случаях один пункт приходится выполнять по 2–3 раза
Важно, чтобы человек сохранял состояние диссоциации. Чтобы избавиться от травмы, нужно сохранять позицию стороннего наблюдателя
Определение степени
В водном растворе вещества одновременно присутствуют ионы и молекулы. Их количество различается. Для понимания, сколько частиц в растворе в текущий момент, в химии стали использовать специальный показатель — степень диссоциации. Его принято обозначать буквой «альфа» (a). Определение этого показателя выглядит так: с. д. — это отношение ионов к общему количеству частиц, растворившихся в жидкости. Степень д. выражается в процентах (%) или долях.
Когда a=100% или 1, это означает, что электролит целиком распался на ионы. Если a=0, реакция отсутствует. Степень диссоциации неодинакова у разных жидкостей. Она обусловлена тем, каким свойствами обладает электролит изначально. Также интенсивность распада обусловлена тем, сколько в растворе электролита и воды. Чем концентрированнее соединение, тем ниже показатель степени, и наоборот.
Этиология
Нейробиологический механизм
Предварительные исследования показывают, что события, вызывающие диссоциацию, и лекарства, такие как кетамин и судороги, вызывают медленную ритмическую активность (1-3 Гц) в нейронах слоя 5 заднемедиальной коры у людей (ретросплениальная кора у мышей). Эти медленные колебания отключают другие области мозга от взаимодействия с заднемедиальной корой, что может объяснить общий опыт диссоциации.
Травма
Диссоциация описывается как один из совокупности симптомов, которые испытывают некоторые жертвы множественных форм детских травм , включая физическое , психологическое и сексуальное насилие . Это подтверждается исследованиями, которые предполагают, что диссоциация коррелирует с историей травмы.
Диссоциация, по-видимому, имеет высокую специфичность и низкую чувствительность к истории травм, о которой они сообщают сами, что означает, что диссоциация гораздо более распространена среди тех, кто травмирован, но в то же время есть много людей, которые пострадали от травмы, но которые не проявляют диссоциативных симптомов.
Было показано, что диссоциация взрослых в сочетании с историей жестокого обращения с детьми и посттравматического стрессового расстройства, связанного с межличностным насилием, способствует нарушениям родительского поведения, таким как воздействие на маленьких детей агрессивных СМИ. Такое поведение может способствовать возникновению циклов семейного насилия и травм.
Симптомы диссоциации в результате травмы могут включать деперсонализацию , психологическое онемение , разобщенность или амнезию в отношении событий, связанных с насилием. Было высказано предположение, что диссоциация может обеспечить временно эффективный защитный механизм в случае тяжелой травмы; однако в долгосрочной перспективе диссоциация связана со снижением психологического функционирования и адаптации.
Другие симптомы, которые иногда обнаруживаются вместе с диссоциацией у жертв травматического насилия (часто называемые «последствиями злоупотребления»), включают тревогу, посттравматическое стрессовое расстройство, низкую самооценку , соматизацию, депрессию, хроническую боль, межличностную дисфункцию, злоупотребление психоактивными веществами, членовредительство и т. Д. суицидальные мысли или действия. Эти симптомы могут привести к тому, что жертва представит симптомы как источник проблемы.
Жестокое обращение с детьми, особенно хроническое насилие, начинающееся в раннем возрасте, было связано с высоким уровнем диссоциативных симптомов в клинической выборке, включая амнезию в связи с воспоминаниями о жестоком обращении. Также было замечено, что девочки, которые подвергались жестокому обращению в детстве, имели более высокие баллы диссоциации, чем мальчики, которые сообщали о диссоциации в детстве. Неклиническая выборка взрослых женщин связала повышенный уровень диссоциации с сексуальным насилием со стороны значительно более старшего человека до 15 лет, а диссоциация также коррелировала с историей физического и сексуального насилия в детстве. Когда исследуется сексуальное насилие, было обнаружено, что уровни диссоциации увеличиваются вместе с серьезностью насилия.
Обзорная статья 2012 года поддерживает гипотезу о том, что текущая или недавняя травма может повлиять на оценку человеком более далекого прошлого, изменяя опыт прошлого и приводя к диссоциативным состояниям.
Психоактивные вещества
Психоактивные препараты часто могут вызывать состояние временной диссоциации. Вещества с диссоциативными свойствами включают кетамин , закись азота , алкоголь , тилетамин , амфетамин , декстрометорфан , MK-801 , PCP , метоксетамин , шалфей , мусцимол , атропин , ибогаин и .
Таблица констант диссоциации кислот
Кислота | Формула | Т,°С | Ка | рКа |
Таблица 1. Константы диссоциации кислот | ||||
Азотистая (0,5 М) | HNO2 | 18 | 4·10-4 | 3,4 |
Пероксомоноосмиевая | H2ОsО5 | 18 | 8·10-13 | 12,1 |
Азотная | HNO3 | 25 | 4,36·10 | -1,64 |
Одовянистая | H2SnО2 | 18 | 6·10-8 | 17,2 |
Азотноватистая | H2N2O2 | 18 | 2·10-8 210-12 |
7,7 11,7 |
Оловянная (мета) | H2SnО3 | 25 | 4·10-1 | 9,4 |
Азотоводородная | HN3 | 20 | 2,09·10-5 | 4,68 |
Пероксодифосфорная | H4P2О8 | 25 | 6,61·10-6 2,09·10-8 |
5,18 7,68 |
Алюминиевая (мета) | НАlO2 | 18 | 4·10-13 | 12,4 |
25 | 6·10-13 | 12,22 | ||
Рениевая | HReО4 | 25 | 17,78 | -1,25 |
Свинцовистая | Н2РbО2 | 18 | 2·10-16 | 15,7 |
Борная (мета) | Н3ВО2 | 18 | 7,5·10-10 | 9,12 |
Селенистая | H2SeО3 | 25 | 3,5·10-3 5 ·10-8 |
2,26 7,3 |
Кислота | Формула | Т,°С | Ка | рКа |
Таблица 1. Константы диссоциации кислот (продолжение) | ||||
Борная (орто) | Н3ВОз | 25 | 5,8·10-10 | 9,24 |
20 | 1,8·1013 1,6·10-14 |
12,74 13,80 | ||
Селеноводородная | H2Se | 18 | 1,7·10-4 1·10-11 |
3,77 11,0 |
Селеновая | H2SeО4 | 25 | 1·1031,2·10 2 | -3 1,9 |
Бромоводородная | НВr | 25 | 1·109 | — 9 |
Селеноциановая | HSeCN | 25 | 2,19·10-2 | 1,66 |
Бромноватая | НВrO3 | 18 | 2·10-1 | 0,7 |
Серная | H2SО4 | 25 | 1 ·103 1,2·10-2 |
-3 1,9 |
Бромноватистая | НВrО | 25 | 2,06·10-9 | 8,7 |
Сернистая | H2SО3 | 25 | 1,58·10-2 6,3·10-8 |
1,8 7,2 |
Ванадиевая (орто) | Н3VО4 | 25 | 3,24·10-5 1,12·10-9 7,41·10-2 |
4,49 8,95 11,13 |
Сероводородная | H2S | 25 | 6·10-8 1·10-14 |
7,2 14,0 |
Вольфрамовая | H2WО4 | 25 | 6,3·10-5 | 4,2 |
Сульфаминовая | NH2SО2OH | 25 | 9,77·10-2 | 1,01 |
Кислота | Формула | Т,°С | Ка | рКа |
Таблица 1. Константы диссоциации кислот (продолжение) | ||||
Галлиевая (орто) | H3GaО3 | 18 | 5·10-11 2·10-12 |
10,3 11,7 |
Супероксид водорода | HО2 | 25 | 6,3·10-3 | 2,2 |
Гексагидроксосурьмяная | H[Sb(OH)6] | 25 | 4·10-5 | 4,4 |
Сурьмяная (орто) | H3SbО4 | 18 | 4·10-5 | 4,4 |
Гексацианоферрат(И) водорода (железистосинеродистая) | H4[Fe(CN)6] | 18 | 1·10-3 | 3,0 |
25 | 5,6·10 -5 | 4,25 | ||
Сурьмянистая (мета) | HSbО2 | 18 | 1·10-11 | 11,0 |
Теллуристая | H2TeО3 | 25 | 3·10-3 2·10-8 |
2,5 7,7 |
Германиевая (мета) | H2GeО3 | 25 | 1,7·10-9 1,9·10-13 |
8,77 12,72 |
Телуроводородная | H2Te | 25 | 1,0·10-3 | 3,0 |
Германиевая (орто) | H4GeО4 | 25 | 1,7·10-9 2·10-3 |
8,78 12,7 |
Теллуровая (мета) |
H2TeО4 |
25 | 2,29·10-8 | 7,64 |
18 | 6,46·10-12 | 11,19 | ||
Гипофосфорная (дифосфорноватая) | H4P2O6 | 25 | 6,31·10-3 | 2,2 |
1,55·10-3 5,37·10-8 9,33·10-11 |
2,81 7,27 10,03 |
Кислота | Формула | Т,°С | Ка | рКа |
Таблица 1. Константы диссоциации кислот (продолжение) | ||||
Гидросернистая (дитионистая) | H2S2O4 | 18 | 4·10-3 | 2,4 |
Теллуровая(орто) | H6TeО6 | 25 | 2· 10-8 1,1·10-11 1·10-15 |
7,70 10,95 15 |
Тетраборная | H2B4О7 | 25 | 10-4 10-9 |
-4 -9 |
Димолибденовая | H2Mo2О7 | 25 | 9,55·10-6 | 5,02 |
Тетрафтороборная | H[BF4] | 25 | 2,63 · 103 | -2,58 |
Дитионовая | H2S2O6 | 25 | 6,3·10-1 4,0·10-4 |
0,2 3,4 |
Технециевая | HTcО4 | 18 | 2,29·10-1 | 0,64 |
Дифосфорная | H4P2O7 | 18 | 1,4·10-1 | 0,85 |
25 | 1,1·10-2 2,1·10-7 4,1·10-10 |
1,95 6,68 9,39 |
||
Тиосерная | H2S2О3 | 25 | 2,2·10-1 2,8·10-2 | 0,66 1,56 |
Тиоциановая (родановодородная) | HSCN | 18 | 1,4·10-1 | 0,85 |
Дихромовая | H2Cr2О7 | 25 | 2,3·10-2 | 1,64 |
Трифосфорная | H5P3O10 | 25 | 1,26·10-18,13·10-51,05·10-71,17·10-1 | 0,9 4,09 6,98 9,93 |
Иодоводородная | HI | 25 | 1·10-11 | -11 |
Кислота | Формула | Т,°С | Ка | рКа |
Таблица 1. Константы диссоциации кислот (продолжение) | ||||
Тритиоугольная | H2CS3 | 20 | 2,09·10-3 6,03·10-9 |
2,68 8,22 |
Йодная (орто) | H5IО6 | 25 | 3,09·10-2 7,08·10-9 |
1,51 8,15 |
16 | 2,5·10-13 | 12,60 | ||
Угольная (истинная константа) | H2CО3 | 25 | 1,32·10-4 | 3,88 |
Угольная (кажущиеся константы) | H2CО3 | 25 | 4,45·10-74,69·10-11 | 6,35 10,33 |
Йодная (мета) | HIO4 | 25 | 2,3·10-2 | 1,64 |
Фосфористая | H3PО3 | 25 | 1,6·10-2 6,3 ·10-7 |
1,80 6,2 |
Йодноватая | HIO3 | 18 | 1,9·10-1 | 0,72 |
25 | 1,7·10-1 | 0,77 | ||
Фосфорная (орто) | H3PO4 | 25 | 7,52·10-3 6,31·10-8 1,26·10-12 |
2,12 7,20 11,9 |
Фосфорноватистая | H3PO2 | 25 | 7,9·10-2 | 1,1 |
Иодноватистая | HIO | 25 | 2,29·10-11 | 10,64 |
Фтороводородная | HF | 25 | 6,61·10-4 | 3,18 |
Кремниевая (орто) | H4SiО4 | 25 | 2·10-10 | 9,7 |
30 | 2·10-12 1·10-12 1·10-12 |
11,7 12,0 12,0 |
Кислота | Формула | Т,°С | Ка | рКа |
Таблица 1. Константы диссоциации кислот (продолжение) | ||||
Фтороводородная (димер) | H2F2 | 25 | 2,63·10-3 | 2,58 |
Фторофосфорная | H2[PO3F] | 25 | 2,8·10-1 1,6·10-5 |
0,55 4,80 |
Кремниевая (мета) | H2SiО3 | 18 | 2,2·10-10 1,6·10-12 |
9,66 11,80 |
Хлористая | HC1О2 | 18 | 5·10-3 | 2,3 |
Ксеноновая | H4XeО6 | 25 | 1·10-2 1·10-6 1·10-11 |
2 6 11 |
Хлороводородная (соляная) | HCl | 25 | 1·107 | -7 |
Марганцовистая | H2MnО4 | 25 | 7,1·10-11 | 10,15 |
Хлорноватистая | HC1О | 25 | 5,01·10-8 | 7,3 |
Марганцовая | HMnО4 | 25 | 2·102 | -2,3 |
Хлорсульфоновая | ClSO3H | 20 | 2,69·1010 | -10,43 |
Молибденовая | H2MoО4 | 18 | 1·10-6 | 6,0 |
Хромовая | Н2СrO4 | 25 | 1·10 3,16·10-7 |
-1 6,50 |
Мышьяковая (орто) | H3AsО4 | 25 | 5,98·10-3 1,05·10-7 |
2,22 6,98 |
18 | 3,89·10-12 | 11,41 |
Кислота | Формула | Т,°С | Ка | рКа |
Таблица 1. Константы диссоциации кислот (продолжение) | ||||
Циановодородная (синильная) | HCN | 25 | 7,9·10-10 | 9,1 |
Циановая | HCNO | 18 | 1,2·10-4 | 3,92 |
Мышьяковистая (орто) | H3AsО3 | 25 | 610-10 | 9,2 |
16 | 1,7·10-14 | 13,77 | ||
1,3,5-Триазин-2,4,6-триол | H3C3N3O3 | 25 | 1,8 ·10-7 | 6,75 |
Циклотриметафосфорная | H3P3O9 | 25 | 8,91 ·10-3 | 2,05 |
Мышьяковистая (мета) | HAsО2 | 25 | 6·10-10 | 9,2 |
Циклотетраметафосфорная | H4P4O12 | 25 | 1,66· 10-3 | 2,78 |
Пероксид водорода | H2О2 | 30 | 2,63·10-12 | 11,58 |
18 | 1·10-25 | 25,0 |
Симптомы развития заболевания
- Индивидуум испытывает две или более различных идентичности или состояния личности (каждое со своим собственным устойчивым паттерном восприятия, отношения к себе и мышления об окружающей среде и о себе).
- Разрушение идентичности включает в себя изменение чувства, осознанности и изменений в поведении, сознании, памяти, восприятии, познании и двигательной функции.
- Часто встречаются пробелы в воспоминаниях о личной истории, в том числе о людях, местах и событиях, как в далеком, так и в недавнем прошлом.
- Эти симптомы вызывают клинически значимое расстройство или нарушение в социальных, профессиональных или других важных областях функционирования.
Примеры
Когда индивид старается забыть о каких-либо ощущениях, эмоциях, хочет прекратить чувствовать это, он прибегает бессознательно к диссоциации. Люди стараются не думать о вещах, которые расстраивают, огорчающих событиях, пугающих либо причиняющих боль ситуациях.
Когда психика не в состоянии преодолеть стресс, потрясения, сильные эмоции, включается диссоциативный механизм. Индивид может впасть в состояние транса, может сотворить в собственной голове альтернативную реальность, более терпимую либо приемлемую, поместить туда личные идеи, свои мысли, чувства, и жить ими, подменяя действительность.
Описанный процесс естественно проистекает неосознанно. При нахождении в интенсивных стрессовых условиях (таких как катастрофы, кончина близких) нередко возникает психогенная амнезия, проявляющаяся в забывании человеком психотравмирующего события либо какой-то части своего бытия.
Существует множество вариаций проявления диссоциации, но даже в предельно серьёзных ситуациях её проявление далеко не всегда возможно однозначно интерпретировать в качестве психического расстройства.
В норме диссоциацией является первая ответная реакция человека на интенсивное воздействие стрессоров либо эмоциональную встряску.
Когда обстоятельства требуют организованности и необходимо собраться человек бывает к подобному не готов вследствие чего мозг диссоциирует.
Диссоциация может возникать в состоянии, при котором субъект выполняет что-то автоматически, например, человек засыпает либо, напротив, стремится не уснуть, дабы досмотреть интересную передачу, шагает полусонный на место труда, думает либо медитирует.
Одним из «симптомов» нормальной или адаптивной диссоциации является искажение болезненных эпизодов воспоминаний, увещевание себя, внушение себе будто ситуация с самим человеком не связана, происходила не с ним.
Типичным примером рассматриваемого явления может служить пребывание за рулём собственного автомобиля и пропуск нужного поворота по причине ухода в мечты. Осознание пропуска поворота практически всегда возвращает человека на его маршрут. Отсюда следует, что диссоциация нередко наблюдается у полностью здоровых лиц.
Ярчайшим проявлением описываемого защитного механизма является пример множественного расстройства идентичности либо попросту расщепления личности. Здесь при переживании психотравмирующего опыта мозг индивида создаёт «второстепенную личность», целью которой является принятие такого опыта на себя (дабы предохранить «основную личность»). Таким образом, диссоциация и психическая травма взаимосвязаны.
Примером подобного защитного механизма может служить человек, перенесший нападение и рассказывавший, что в момент нападения он боли не ощущал либо, что он в это мгновение словно видел собственную персону со стороны. На приёме у психолога человек, переживший изнасилование, повествует о нём, будто описывает сюжет из триллера.
Наиболее известным случаем патологического расщепления личности сегодня является Билли Миллиган, преступник, имеющий 24 второстепенные личности. При этом все личности имели различную гендерную принадлежность, относились к разным возрастным категориям, индивидуальный набор черт. Здесь диссоциация стала базисом для формирования диссоциативного расстройства. Посредством перехода от одной личности к иной подсознание Миллигана предохраняло его от суицидальных попыток и пережитой психотравмы. Существует теория, что к подобному расщеплению привело насилие, перенесённое мальчиком в восьмилетнем возрасте.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Основные различия
При ассоциированном восприятии мы участвуем в ситуации, переживаем её изнутри. При диссоциированном восприятии – оцениваем происходящее в ситуации как посторонний наблюдатель.Играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице илисмотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель. В первом случае (ассоциация) мы в том числе получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, напряжение в груди), тактильным (ветер на лице) и метаощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье). Во втором случае (диссоциация) – только к метаощущениям, при чём эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится – не нравится, хорошо – плохо, раздражает, восторгает и т.д. Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации». Например, в большинстве случаев, диссоциация от неприятных ситуаций позволяет резко снизить интенсивность переживаний. Но диссоциация от приятных ситуаций – это эффективный способ сделать свою жизнь «серой».
У меня была одна клиентка, которая постоянно диссоциировалась во время секса. Описывала она это приблизительно так: «Я вижу двух людей занимающихся сексом. Ну а я тут при чём?»
Диссоциация даёт возможность более отстранённого восприятия ситуации, что может быть полезным при восприятии неприятных ситуаций или если вам нужно более взвешенно воспринимать ситуацию с большой эмоциональной вовлечённостью: воспоминания о сложном разговоре с начальником, падение с велосипеда. К тому же диссоциация может быть полезна, когда нужно оценить своё поведение или внешность. Например, при выборе одежды. Или в бальных танцах. Ассоциация же позволяет получить доступ к эмоциям внутри ситуации. Это может быть полезным при воспоминании о приятных ситуациях или для большей эмоциональной вовлечённости в текущую ситуацию: вкусный обед, приятный разговор с друзьями, секс… В большинстве случаев диссоциация связана с визуализацией, потому что это всегда конструирование. Визуально это сделать намного проще. Вы себе придумываете, как выглядите «со стороны».
Именно поэтому Кинестетики более склонны к ассоциациированному восприятию событий, а Визуалы – к диссоциированному.
Причины диссоциативных расстройств
Непосредственной причиной развития патологического состояния становится острая или хроническая психотравмирующая ситуация. Диссоциативные расстройства нередко наблюдаются в обстоятельствах, связанных с непосредственной угрозой для жизни больного: при природных и техногенных катастрофах, автомобильных авариях, крушениях поездов, насилии во время криминальных инцидентов и т. п. Кроме того, пусковым моментом может стать угроза всему тому, на основании чего больной формирует представление о собственной личности, ее целостности и значимости.
Диссоциативные расстройства может провоцировать смерть близких (наряду с потерей близкого человека пациент теряет и часть себя – как мужа, отца, жену, мать и т. д.), разрывы значимых отношений, увольнения, особенно при неопределенных или неблагоприятных перспективах дальнейшего трудоустройства (удар по профессиональной идентификации, падение личной ценности в социуме), банкротство, потеря собственного жилья и другие значимые травматические события. Иногда из-за несовпадения личной системы ценностей пациента с системами ценностей других людей причиной расстройства становятся события, не представляющие значимости для окружающих.
Выделяют три группы факторов, увеличивающих риск развития диссоциативного расстройства.
Первая группа
Индивидуальные особенности больного, склонность к легкому вхождению в трансовые состояния. Обычно эта способность выявляется у чувствительных, впечатлительных людей с богатым воображением. Вместе с тем, имеет значение наличие нормальных адаптационных механизмов. Если в детстве такой человек живет в благоприятном окружении, у него формируются здоровые способы приспособления к изменению внешних условий, и вероятность развития диссоциативного расстройства снижается.
Вторая группа
Неблагоприятные условия жизни в детстве: ранняя потеря близкого человека, тяжелая болезнь, физическое и психологическое насилие в семье или в школе, особенно при эмоциональной изоляции, отсутствии поддержки и понимания со стороны взрослых.
Третья группа
Предыдущий травматический опыт. Диссоциативные расстройства чаще развиваются у людей, которые в прошлом воевали либо находились на территории военных действий, подвергались пыткам или продолжительному насильственному внушению, будучи жертвами террористов или участниками секты.
Причины диссоциативного расстройства
Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие индивида во время возникновения травматического события.
Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.
Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.
Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.
Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.
Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.
Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.
Химия — это просто
- Популярно о химии
-
· Что такое химия
· Периодическая таблица - ОБЩАЯ ХИМИЯ
- Вещества и смеси
-
· Понятие вещества
· Вещество и его состояния
· Простые и сложные вещества
· Чистые вещества и смеси
· Свойства вещества
· Энергия вещества
· Газы
· Растворы
· Коллоидные растворы
· Состав растворов
· Электролитическая диссоциация
· Уравнение ионных реакций
· Степень диссоциации
· Диссоциация кислот и оснований
· Диссоциация воды
· Твердые вещества
· Неорганические вещества
· Оксиды
· Основания
· Кислоты
· Соли
· Гидролиз солей
· Электролиз - Атомы и молекулы
- Строение веществ
- Взаимодействие веществ
- НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
- ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ