Авторитарная личность: особенности, причины развития, проявления

Авторитет и авторитарность

Многие люди путают данные понятия. А ведь разница между ними огромная. Авторитетом называется форма влияния, которую человек приобретает с помощью своей мудрости, этичного поведения, а также при соблюдении общественной морали и определенных социальных правил.

Различие очевидно. Авторитетный человек честно зарабатывает себе уважение, формируя хорошую, позитивную репутацию. В итоге другим людям хочется на него равняться – ему самому даже не нужно ничего для этого делать.

А вот авторитарность – это определение совершенно иное. Человек, которому данное качество свойственно, сам провозглашает свою власть. И он заставляет других слушаться его.

Определение авторитарной личности

Авторитарная личность – это человек, которые всеми силами стремится подчинить окружающих своему влиянию. Синонимами авторитарности считаются тоталитаризм, авторитаризм, тоталитарность, антидемократизм.

Главными чертами авторитарных личностей является стремление во что бы то ни стало добиваться желаемого, занимать в группе лидерские позиции. Они хотят манипулировать другими людьми, достигать собственных целей, пользуясь помощью извне.

В психологии существует теория авторитарной личности, автором которой является Т. Адорно и несколько его коллег. Они занимались изучением проявлений антисемитизма. По мнению ученых, ненависть людей к определенной группе определяется личностными качествами ее лидера.

В процессе исследования Адорно и его группа провели ряд тестов, которые показали истинное отношение испытуемых к евреям. Для этого была создана F-шкала. По другой E-шкале определялся уровень этноцентризма, признаком которого считается антисемитизм.

По результатам ответов 80 участников исследователи выяснили, какими чертами обладает авторитарная личность. Их всего 9:

  1. Конвенциализм. В свете исследования (об антисемитизме) здесь имеется в виду поддержка американских ценностей.
  2. Авторитарное раболепие. Подчинение авторитетам в собственной группе.
  3. Агрессия. Непрестанный поиск людей, имеющих не совпадающие взгляды, с целью осуждения и наказания.
  4. Анти-интрацепция. Неспособность принимать нечто эмоциональное, наполненное чувствами, фантазийное. Отрицание слабости, сентиментальности.
  5. Суеверность. Вера в приметы, заранее предопределенную судьбу.
  6. Идеализирование силы, силового мышления. Авторитарная личность строит отношения по типу господство-подчинение, слабый-сильный, вождь-последователи. Свои сильные стороны он выставляет напоказ.
  7. Цинизм. Люди, склонные к авторитарности, настроены враждебно ко всему, что их окружает.
  8. Проективность. Человек неосознанно проецирует мрачные мысли на окружающий мир.
  9. Чрезмерная сексуальность. Индивид проявляет порой лишний интерес к интимным подробностям жизни.

Основываясь на идеях Зигмунда Фрейда, Адорно и его помощники утверждали, что главная причина развития авторитарности — непростые отношения с родителями в детстве и неправильное воспитание.

Почему человек становится авторитарным

Авторитарность развивается по многим причинам. Как говорилось выше, создатель теории авторитарной личности согласен с Зигмундом Фрейдом в том, что подобные проблемы берут начало в детстве. Виной всему неправильное воспитание.

Представьте ситуацию, когда мама окружает ребенка чрезмерной заботой. По ее мнению, она сможет уберечь сына или дочь от плохого. Но на самом деле она вселяет в малыша тревогу. Ребенок боится сделать что-либо без материнского разрешения. Во взрослом возрасте он неосознанно будет бояться всего на свете. И в попытке избавиться от этого страха, будет стремиться всегда все контролировать.

Еще одним следствием гиперопеки является несамостоятельность. Если в детстве родители ограждают ребенка от работы, принимают за него решения, он вырастет неуверенным в себе. Но вместе с тем в нем разовьются такие черты, как заносчивость, самодовольство. Неспособность к решительным действиям такой человек маскирует под уверенность в себе. При этом он манипулирует окружающими, перекладывая на них ответственность, заставляя действовать в своих интересах.

И, наконец, третья причина – привычка подчиняться. Допустим, в детстве строгий отец заставлял ребенка выполнять любое его требование. Естественно, последний затаивает обиду. Став взрослым, он выплескивает скопившиеся негативные эмоции на окружающих. Часто неосознанно он пытается заставить их прочувствовать все то, что чувствовал он.

Социалистический авторитаризм

Данный вид авторитаризма проявляется в особенностях развития социалистического общества в отдельных странах мира. Он формируется на основе особенного восприятия социализма внутри этих государств, ничего не имеющего общего с так называемым европейским социализмом или настоящей социал-демократией.

В государствах с подобной формой правления существует однопартийная система и отсутствует легальная оппозиция. Зачастую у стран с социалистическим авторитаризмом довольно сильна роль лидера. Кроме того, довольно часто социализм сочетается с национализмом в мягкой форме.

Среди современных стран социалистический авторитаризм наиболее выражено представлен в Венесуэле, Мозамбике, Гвинее, Танзании.

Виды и примеры авторитарных режимов

Различные примеры авторитарного режима представил в своей классификации политолог из Германии Д.Берг-Шлоссер. Он выделил несколько видов авторитаризма:

  1. Военные и диктаторские режимы - Египет при Г.Насере, Ливия при М.Каддафи, Аргентина при Х.Пероне или Чили во времена А.Пиночета.Могут существовать в трех видах: как строго однопартийные режимы, военные хунты и диктаторские системы с ярко выраженным персональным характером власти.
  2. Традиционные режимы с олигархическими кланами (характерны для латиноамериканских государств).
  3. Авторитаризм, облаченный в монархическую форму (Саудовская Аравия, Марокко, Непал до 2007 года).
  4. Гегемонистский тип новых олигархических кругов (Тунис, Камерун).
  5. Государства бывшей или нынешней «социалистической ориентации», обладающие собственными эгалитаристскими традициями (Мьянма, Казахстан, Беларусь, Венесуэла, Алжир и другие).

Для них характерно присутствие оппозиционных сил, проведение выборов и наличие прав и свобод граждан. Однако эти псевдодемократические признаки имеют формальный характер, при этом в отношении граждан и СМИ действует жесткий контроль.

Он отличается доминирующим положением в правящей элите представителей одной этнической группы, которая монополизирует право на власть. Подобная ситуация приводит к созданию выраженной системы преференций (что это?) для одной национальности, что автоматически причисляет другие этносы (что это такое?) к оппозиции.

Такая комбинация формирует ситуацию, при которой политические решения принимаются в интересах узкой правящей верхушки, использующей властные полномочия для достижения своих целей, далеких от чаяний общества.

Он имеет более высокий статус, чем президент и стоит над всеми ветвями власти. В соответствии с принципом «велаят-е факих», выдвинутым основателем исламской республики Р.Хомейни, последнее слово при принятии политических решений всегда должно оставаться за духовенством.

Подробнее о разнообразных формах современного авторитаризма можно посмотреть здесь:

В личной сфере

Авторитарный подход применяется не только в деловой сфере, но и в воспитании, и даже в общении. Такое общение и тип воспитания имеют те же особенности, что и авторитарное давление в рабочей среде. Характерные особенности:

  • Принятие всех решений единолично.
  • Неприятие ребенка как личности.
  • Жесткость, давление.
  • Метод «кнута и пряника».
  • Принуждение без объяснения причин.
  • Жесткие меры наказания за непослушание.
  • Неспособность искать компромисс.
  • Нежелание выслушать.
  • Равнодушие к чужим эмоциям.

Разумеется, такой родитель, родственник, супруг – не просто тиран, который хочет, чтобы окружающие страдали. Авторитарный стиль общения имеет свои причины, которые могут крыться в страхе одиночества, в детских травмах, в болезненном желании уважения, признания, в неуверенности в себе. Человек убежден, что его методы приведут к хорошим результатам, что он – справедливый и строгий воспитатель, а все другие методы – это попустительство, и оно приведет к беде.

Родители, применяющие авторитарный стиль воспитания, жестко контролируют своего ребенка, вторгаясь во все сферы его личной жизни и принимая за него решения – с кем дружить, где гулять и чем заниматься в свободное время. Они не утруждают себя объяснениями, за что ребенок наказан или почему он должен выполнять то или иное действие, а просто аргументируют: «потому что я так сказал», или «я знаю, как правильно».

В результате у ребенка может попросту атрофироваться способность к анализу, к размышлениям, интеллектуальные способности будут притупляться, он попросту перестанет задавать вопросы, и его успешность в учебе будет снижаться год за годом.

Рекомендуем: Как научиться показывать свою любовь ребенку?

Родители, практикующие авторитарное воспитание, крайне требовательны к своему ребенку, но вместо того, чтобы стимулировать его, они применяют методы угроз, психологического давления, наказаний и принуждения. Игрушки или красивые вещи ребенок непременно должен заслужить тяжелым трудом и большими достижениями, а просто так, из родительской любви, их не дарят.

Ребенок, на которого оказывается авторитарное давление, полностью лишается собственного мнения, инициативы или права принять решение. Все решения принимаются за него, и он попросту не имеет права на какие-либо желания.

Если авторитарный стиль семейного воспитания и имеет свои плюсы, то только в меру, и только в раннем детстве, когда ребенок еще не способен самостоятельно ходить, разговаривать, принимать решения и проявлять себя, другими словами – до тех пор, пока не достигнет четырех-пятилетнего возраста. Но в этом случае родители, принимая все решения за ребенка, оберегают его и заботятся о нем, и это не авторитарный подход, а здоровое, нормальное воспитание.

Авторитарность личности

Рассмотрим, как возраст влияет на авторитарность. Авторитарные родители обыкновенно в малой степени демонстрируют собственную любовь и “кажется, что они немного отстранены от собственных детей”. Родители отдают приказы и инструкции, не обращая при этом внимания на мнение детей и не признавая возможность для компромисса. В таких семьях высоко ценят следование традициям, послушание, уважение. Правила не обсуждают. Считают, что родители всегда правы, а непослушание наказывают – зачастую физически. Но родители все таки “не переступают черту и не доходят до жестокого обращения и избиения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают необходимым обосновывать как-то свои требования, сопровождая их суровыми запретами, жестким контролем, физическими наказаниями и выговорами. Так как дети, чтобы избежать наказания постоянно подчиняются родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители ожидают также большей зрелости от собственных детей, чем это ожидается от их возраста. Активность детей весьма низкая, так как подход к воспитанию ориентируется на нужды родителя.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей вызывает враждебность и конфликты. Наиболее сильные, активные покидают родительский дом, как только могут это себе позволить. Неуверенные, робкие, подростки приучаются слушаться во всем родителей, не предпринимая попыток что-либо решать самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда воздействие сверстников на их поведение наиболее велико, поддаются легче дурному влиянию с их стороны; они привыкают свои проблемы не обсуждать с родителями (зачем утруждаться, когда ты все равно всегда не прав или не обращают на тебя никакого внимания?) и часто подпадают под сильное воздействие сверстников. Будучи разочарованными в собственных ожиданиях, они отдаляются от родителей и часто протестуют против их принципов и ценностей.

Авторитет и авторитарность в воспитании ребенка

Уровень насилия среди мальчиков из этих семей наиболее велик. Они не уверены в собственном успехе, менее настойчивы и менее уравновешены в достижении цели и имеют низкую самооценку. Помимо этого, есть обратная зависимость меж хорошей успеваемостью и подобным авторитаризмом. Прочие исследования показывают, что данным детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой-нибудь деятельности: “Они в недостаточной степени любознательны, не могут спонтанно действовать и полагаются обычно на мнение вышестоящих лиц или старших”.

У детей при таком воспитании формируется только механизм внешнего контроля, который основан на чувстве страха или вины перед наказанием, и как только угроза извне наказания исчезает, поведение подростка может стать антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, потому меж ними и родителями редко появляется чувство привязанности, которое ведет к подозрительности, настороженности и даже враждебности к окружающим.

Тот факт, что многие люди в прошлом в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что их воспитывали в условиях авторитаризма, который потребовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом, родители “создали как бы условия” для Гитлера.

Особенности мышления

Их рассмотрению тоже стоит уделить внимание, раз речь идет о том, что такое авторитарность. Особенность мышления людей, которым свойственно данное качество, заключается в следующем: они придают огромное, даже решающее значение мнению известных, властных людей. Они конкретизируют, а затем и усиливают выдвигаемые положения, находя и комбинируя самые разные цитаты и изречения, авторами которых являются определенные авторитеты

Для таких людей эти личности – кумиры. Они считают, что, следуя за мировыми авторитетами, копируя их поведение, гарантированно добьются успеха. При этом их совершенно не смущает тот факт, что до того или иного лидера им, как от Земли до Луны пешком

Они конкретизируют, а затем и усиливают выдвигаемые положения, находя и комбинируя самые разные цитаты и изречения, авторами которых являются определенные авторитеты. Для таких людей эти личности – кумиры. Они считают, что, следуя за мировыми авторитетами, копируя их поведение, гарантированно добьются успеха. При этом их совершенно не смущает тот факт, что до того или иного лидера им, как от Земли до Луны пешком.

Таким образом, авторитарность в психологии — это такая специфическая характеристика, которая проявляется в завышенной самооценке, агрессивности, привычке соблюдать стереотипы, а также в слабой рефлексии.

Как распознать авторитарных людей

То, как авторитарные люди пытаются удерживать власть и направлять решения и действия других людей, может остаться незамеченным во многих случаях. В конце дня, многие из них не имеют возможности напрямую навязать свою волю, поэтому они пытаются влиять на других более тонкими способами и способами, при которых часто им самим не приходится осознавать, насколько вредно их поведение.

Тем не менее, стоит помнить о том, что характерно для авторитарных людей, как идентифицировать их у других людей, которые могут оказать плохое влияние, так и проанализировать возможность того, что мы сами подходим, хотя бы частично, к некоторым из этих описаний..

Давайте посмотрим, каковы эти основные черты авторитарных людей.

1. Вера в то, что человек прав «по умолчанию»

Тенденция человека к авторитаризму может быть обнаружена, если это прямо или косвенно заявляет, что при отсутствии каких-либо указаний на обратное именно она права по всем темам в целом.

Вера в то, что тот, кто в наибольшей степени способен решить, какими должны быть вещи и какими они должны быть другими, вместе с ассоциациями и ученичеством, достигнутыми в прошлом, когда этот тип отношения был вознагражден, является основа этого стиля поведения.

2. Лидерство не ставится под сомнение

Авторитарные люди рассматривают вопрос о собственном лидерстве как нечто личное, оскорбительное. Это так, потому что, принимая за фундаментальное убеждение, что человек посылает себя, а остальные подчиняются, лидерство воспринимается как нечто естественное, то есть оно нормализуется, так же, как много веков назад способность командовать королями и королевами не ставилась под сомнение и была действительной сама по себе.

Сомнение в том, что остальные люди должны позволять себе руководствоваться наставлениями самого себя, рассматривается как преступление или что-то, что должно быть очень хорошо оправдано, чтобы быть принятым как исключительный факт.

3. Минимизация работы и навыков других

Так что вера в то, что у человека есть особый и «привилегированный» критерий, решает, что нужно сделать, необходимо поддерживать иллюзию, что заслуг остальных людей не так много. То есть, чтобы избежать когнитивного диссонанса, заключающегося в том, что другие люди могут быть более или более способными, чем он сам, принимать решения и действовать правильно, мы должны интерпретировать их успехи как результат удачи, или они должны интерпретироваться как частичные успехи..

Например, если человек получает высшее образование в кратчайшие сроки, заметно авторитарный человек может прибегнуть к разговору о том, что он знает мир за пределами классной комнаты, подразумевая, что он все еще в состоянии дать указания другому на темы, связанные с его карьерой.

4. Показаны достоинства

По той же причине, что они склонны недооценивать достоинства и способности других, Авторитарные люди особенно склонны делать свои достижения заметными и привлечь внимание к ним. Таким образом, они сами примут во внимание эти поверхностные обоснования того, почему человек обладает властью, и в то же время привлекут внимание других к этим более или менее преувеличенным достоинствам.

Однако в тех случаях, когда авторитарные лица могут осуществлять власть без необходимости искать даже эти минимальные оправдания, эта характеристика может отсутствовать. Это случается, например, когда кто-то обладает материальной способностью подчинять других своей воле, имея большую физическую силу или социально-экономический статус, который может быть использован для нанесения вреда другим.

5. Постоянные требования

Авторитарные люди не ограничиваются использованием этого средства для манипулирования другими людьми только для достижения некоторых целей, но во многих случаях Они заканчивают тем, что попадают в динамику, в которой они начинают требовать от других многих вещей и всей природы. Это потому, что они узнают, что авторитарность может быть полезна в краткосрочной перспективе.

6. Склонность к агрессивности

Тот факт, что многие требуют от других чего-то, заставляет их в конечном итоге создавать конфликтные ситуации и неудовлетворенность, и этот тип фазы является авторитарным. они отвечают силой, чтобы наказать другого, и что случаи непослушания больше не повторяются.

Эти наказания не должны основываться на физической силе, но могут быть выражены символически и устно.

7. Авторитаризм в нескольких контекстах

Авторитарные люди находятся не только в определенных контекстах, но не в других. Как его поведение основано на обучении, которое было сделано во многих различных ситуациях, они попытаются навязать свою точку зрения на все варианты возможных сценариев.

Проявления авторитарности, граничащей с тиранией

Их можно выделить в такой перечень:

  • Беспочвенная и частая критика, касающаяся буквально всего: начиная с внешности, заканчивая манерой двигаться. Поначалу она может быть ненавязчивой, но потом становится настолько очевидной, что у жертвы может сформироваться чувство собственной неполноценности.
  • Попытка ограничить внешние контакты. Такая авторитарность в семьях, где муж является тираном, встречается часто. Он просто берет под контроль круг общения жертвы, самостоятельно решая, с кем ей можно общаться и проводить время, а с кем нет. Так же могут поступать авторитарные жены, родители, друзья и подруги. Цель такого поведения – подчинить себе жертву, сделать ее зависимой.
  • Вечное недовольство и привычка не просить, а требовать. Полнейшее отсутствие благодарности.

Если же человек, с которым контактирует такой «авторитет», попытается высказать свои претензии и возмущение, касающееся такого поведения, то он тут же станет виноватым и неблагодарным.

Плюсы и минусы авторитарного стиля управления

  1. Преимущества авторитарного стиля управления

    Авторитарно-директивный стиль управления в некоторых ситуациях крайне эффективен и полезен. Это специфические проекты, требующие наличия волевого руководителя, контролирующего выполнение всех задач, и экстремальные обстоятельства, в которых нужно срочно принимать решения и некогда консультироваться со всем штатом.

    Если у вас был опыт совместной работы над проектом (даже если это выполнение группового задания с другими студентами), а руководителю не хватало лидерских качеств и умения ставить сроки, что привело к провалу всего начинания, то вы наверняка не раз задумались о том, как хорошо было бы трудиться под началом сильного лидера. Он не только возьмёт на себя всю ответственность за проект, но и назначит каждому участнику команды определённые задачи со сроками выполнения, не забыв проверить, чтобы всё было сделано как надо.

    Читайте нашу статью «Что такое доверительное управление — кот в мешке или реальная возможность инвестиций».

    Работа в коллективе, возглавляемом авторитарным лидером, даёт возможность его членам специализироваться на конкретном виде деятельности и отточить свои навыки до совершенства. Слаженно работающая команда специалистов действует результативно и быстро.

  2. Недостатки авторитарного стиля управления 

    Авторитарный стиль управления иногда целесообразен, но в большинстве случаев, наоборот, контрпродуктивен. Начальники, склонные к злоупотреблению властью, быстро заслуживают репутацию диктаторов и вызывают недовольство коллег.

    Лидеры-диктаторы никогда не советуются с остальным коллективом. Естественно, людей не устраивает то, что им навязывают какие-то решения, игнорируя их мнения и потребности.

    Исследователи подтверждают, что такой стиль управления приводит к тому, что текущие задачи решаются шаблонными способами, люди не проявляют творчества в работе. В перспективе это может оказаться очень критичным для бизнеса.

    Авторитарный стиль управления имеет своих характерные уязвимости, но, если грамотно его применять, можно добиться и положительных результатов. Это касается, например, тех ситуаций, когда директор является самым опытным и компетентным в коллективе или информирован намного лучше остальных.

Что делает человека авторитарным?

Формирование любого человека происходит в детстве. Вполне логично, что авторитарная личность – это продукт неправильного воспитания. Что же может вызвать в ребенке перемену сознания и обретение ложных ценностей?

Тревога. Человек, который будет бояться всего на свете, будет стремиться всегда и везде взять ситуацию под контроль. Чаще всего подобные чувства в ребенке зарождают матери, которые слишком сильно опекают свое чадо. Мама не разрешает ребенку делать что-либо без спроса и всегда запугивает малыша. Тревога запечатывается на подсознании ребенка и поэтому он неосознанно стремится взять любую ситуацию под контроль.

Несамостоятельность. Такая черта характера тоже является результатом гиперопеки. Если родители с детства не заставляют ребенка работать и все решения принимают сами, то малыш вырастет слишком заносчивым и самодовольным. Свою неспособность принимать решения человек будет маскировать под уверенность. Персона начнет эксплуатировать других для достижения своих интересов.

Привычка к подчинению. Если в детстве отец заставлял малыша подчиняться любому его требованию, то вырастая, ребенок может затаить обиду и изливать ее в более взрослом возрасте на окружающих. Человек будет заставлять окружающих плясать под свою дудку.

Влияние на экономику

Авторитарная власть стремится сохранить традиционную и привычную сословную, классовую или племенную структуру общества. Тоталитаризм, напротив, полностью меняет страну согласно своему идеалу. Прежняя модель и внутренние перегородки обязательно разрушаются. Ликвидируется социальная дифференциация. Классы становятся массами.

Власти в авторитарных странах (например в Латинской Америке) осторожно относятся к экономическому укладу. Если править начинают военные (хунта), они становятся скорее контролерами специалистов

Вся экономическая политика строится согласно сухой прагматике. Если приближается кризис и он угрожает власти, тогда начинаются реформы.

Плюсы и минусы авторитарного стиля руководства

Назовем главные плюсы и минусы авторитарного стиля руководства. Подобный метод управления способен обеспечить:

  • высокопродуктивный труд (прием особо эффективен при эпизодичном применении);
  • четкую систему руководства, где каждый человек определенно знает, что он должен делать;
  • оперативный отклик коллектива на распоряжения начальства, что положительно влияет на производительность труда;
  • организованность сотрудников, стабильность производственной системы предприятия;
  • безукоризненное выполнение ответственных заказов, которые нуждаются в больших трудозатратах;
  • строгий контроль для профилактики ошибок и недоработок в ходе выполнения работ;
  • стопроцентную реализацию поставленных задач и важных целей;
  • согласованные действия в экстренных и сложных ситуациях.

Когда руководитель имеет опыт и достаточный уровень знаний, уравновешен, действует обдуманно, может создать для персонала стабильные условия труда без риска потерять работу, то уважение к нему будет расти до безграничности.

Стиль этих управленцев, успешно завершающих проекты и отвечающих за все дела в своей компании, заслуживает одобрения многих экспертов. В то время как слабые звенья приносят людям дискомфорт.

На протяжении последних лет статистика находится на стороне авторитарного режима руководства. Большинство трудящихся хотят работать под началом грамотного, строгого, но объективного начальника вместо беспринципного либерала.

Недостатки

Одновременно с эффективностью организации труда авторитарный стиль имеет много минусов. Перечислим типичные из них:

  • Высокая нагрузка на начальство, дефицит свободного времени. Руководитель крупной фирмы постоянно пребывает в состоянии стресса, неся на себе груз ответственности за ее работу. И даже в отпуске находится на связи с предприятием для дачи важных указаний. Ведь заместители не могут заменить его авторитетность целиком и дать начальству отдохнуть от дел.
  • Неприятие других соображений по каким-либо вопросам и более удобных методов решения задач. Поэтому при данном стиле руководства работники обычно не озвучивают свои мысли даже в случае каких-то сбоев в выполнении работ. Поскольку ситуация на фирме представляется односторонне, способные специалисты сбегают к конкурентам. Туда, где ценят творческий подход и новые идеи.
  • Напряженная атмосфера, стрессовое состояние персонала. Постоянный прессинг руководства вызывает у подчиненных раздражение и недоверие друг к другу. Здесь сводится на нет нормальная взаимопомощь в коллективе и дружелюбное общение в коротких перерывах между дел. В таких компаниях обычно возникают небольшие группы, которые воюют между собой в попытках угодить начальству и очернить других, чтобы мешать своим коллегам достигать высот.
  • Потребность в постоянном поощрении особо ценных кадров, чтобы удержать их от ухода к конкурентам. Поэтому все время нужны деньги на премии и бонусы таким специалистам.

В таком режиме люди не хотят расти и обучаться в профессиональном плане. У них теряется способность к принятию серьезных решений. Не имея ясно обозначенных задач, сотрудники, как правило, не понимают, что и как им нужно делать.

Вероятные риски

Рассмотрев плюсы и минусы авторитарного стиля руководства, приходим к мнению о том, что перспективы данного подхода краткосрочны. Если долго пользоваться этим методом, то обязательно возникнут сложности с созданием сплоченной, дружной, слаженной команды. Как результат – текучесть кадров, что свидетельствует о проблемах в управлении производством.

Зачастую большинство талантливых специалистов не выдерживает сложной обстановки в компаниях с авторитарным стилем менеджмента. А предприятие рискует разогнать столь ценных кадров, чтобы остаться с неактивными приспособленцами, которые не в силах обойтись без четких указаний. Слабое место этой ситуации – отсутствие сотрудников, способных принимать разумные оперативные решения вместо начальника, когда он недоступен.

Авторитарные руководители, предпочитающие только властный стиль, рискуют истощить свои ресурсы. Они все время чувствуют усталость от бесконечных стрессов и большого груза обязательств, собственноручно взятых на себя. У них случаются проблемы со здоровьем, нелады в семье и прочие критические ситуации.

Признаки авторитарного режима

Авторитарный режим имеет следующие характерные признаки:

  1. Отчуждение народа от власти: сужена или сведена на нет сфера применения принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению.
  2. Значительный централизм в руководстве обществом: происходит концентрация и централизация власти в руках определенной личности, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных (либо партийных) органов, решения которых должны выполняться беспрекословно. Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом исполнительная власть становится выше законодательной и судебной.
  3. Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами: на всех уровнях государственного механизма господствует правило жесткого обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества.
  4. Доминирование в политической системе одной, правящей партии: разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны, те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Государство терпит легальную оппозицию, но сужает пространство её деятельности.
  5. Во многом неправовой характер деятельности власти: роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной — власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные.
  6. Ущемление прав и свобод граждан: для авторитаризма характерно «неприятие» демократических прав и свобод, режим отменяет юридически или сводит на нет фактически большинство демократических прав и свобод граждан. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования.
  7. Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима, служат инструментом и основной опорой власти: насилие является преимущественным средством для решения любых проблем.
  8. Все средства массовой информации и само их содержание берутся под строгий контроль государства: СМИ разрешается критиковать отдельные недостатки государственной политики и отдельных должностных лиц, но в целом СМИ должны сохранять лояльность к режиму. Может существовать цензура как специальный государственный институт.

Авторитарный режим — это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от тоталитаризма к демократии, равно как от демократии к тоталитаризму[источник не указан 814 дней]. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.

Однако при любом авторитарном режиме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector