Детский сад в японии: особенности воспитания детей

Как относятся в Японии к здоровью детей?

Отношение страны долгожителей к детскому здоровью кажется неприемлемым человеку, воспитанному в традициях западной культуры. Носки здесь одевают в крайнем случае. Принято бегать и ходить босиком по полу в школе, дома, детском саду даже в зимнее время. По улицам часто дети ходят в обуви на босу ногу, несмотря на то что столбик термометра не поднимается выше 5 градусов тепла.

Грудничков мамы не кутают. Для выхода на улицу на них надевают однослойную одежду, а кашель и чихание часто игнорируются родителями. В Японии считается, что ребенок переохладился или простудился только тогда, когда у него холодный живот. Его берегут, утепляют под поясом и одеялом (в ночное время).

В Японии деток почти не кутают – здесь практикуется расслабленное отношение к одежде

Температура (даже жар) не считается признаком болезни. Доктора обычно ставят диагноз «простуда», даже не утруждая направить на анализы. Лечат преимущественно антибиотиками, что приводит во взрослом возрасте к аллергиям, атопическому дерматиту. Прививки родители делают без разговоров, даже такие, которые сомнительны для здоровья.

Кариес зубов – проблема современных японских малышей. Дело заключается в недостаточной гигиене ротовой полости и низком содержанием фтора в воде. Перекусы, во время которых детям предлагают сладости, здесь норма. Почистить зубы возможно не всегда, отсюда ранний кариес и сопутствующие заболевания ротовой полости.

Японцы ценят семейные связи

Особенными жителей Японии делают тесные семейные связи между разными поколениями. Эта связь между пожилыми и молодыми людьми отличается более глубокой сострадательностью и заботой, чем в любом другом уголке мира. Престарелых людей здесь воспринимают как источник мудрости, заслуживающий особого внимания.

В свою очередь, пожилые люди проявляют по отношению к молодежи много терпения и любви. Старшие японцы выступают в роли наставников, а не критиков или палачей. Поэтому связь между разными поколениями такая гармоничная.

Японцы ценят всех своих родственников. Но в то же время у них существуют весьма строгие границы. Например, дедушки и бабушки считают неприемлемым брать на себя ответственность за воспитание ребенка только потому, что у его родителей не хватает на него времени. Родственные связи в Японии основываются не на обмене услугами, а, скорее, на убеждениях, что всему в этом мире отведено свое место.

Плюсы и минусы японской методики воспитания

Главный аспект японской методики воспитания – привить ребенку навыки важные для жизни в коллективе. Для страны Восходящего Солнца это основная задача, так как страна привыкла к общественному сосуществованию. Но минус в том, что японский ребенок боится мыслить нестандартно.

Более того, чтобы соответствовать общепринятым нормам поведения, дети сами сделают выделившегося сверстника изгоем. Такого ребенка ждут не только насмешки, но и физическое насилие. Японцы согласны, что их метод воспитания не столь совершенен, как бы им хотелось. Но вносить изменение в систему обучения своеобычный народ пока не торопится.

В Российском государстве нередко упоминается вариант японского воспитания ребенка. Наверное, стоит к каким-то аспектам присмотреться. Но перед этим надо изучить все ключевые моменты этого метода и предусмотреть возможные трудности.

Страна Восходящего Солнца выработала свою систему, которая приносит положительные плоды. Неизвестно будет ли она эффективна в другом государстве. Пока что мы с интересом наблюдаем за Японией, вспоминая свои пословицы: «Как аукнется, так и откликнется» или «Что посеешь, то и пожнешь».

Это говорит о том, что мы должны внедрять у себя чуткость японцев

Разбудить в себе исконно-русские качества: внимание и заботу по отношению к подрастающему поколению. Ведь чужих детей не бывает

Так ведь? Японский метод воспитания затрагивает особые ценности, которые почитают многие народы в любых странах мира. Причем, невзирая на различные менталитеты.

Девочки

Женщины – это хрупкие создания, на чьи плечи ложится вся работа по дому. Японские девочки воспитываются как будущие матери и хозяйки. С 6 лет они помогают маме на кухне, учатся этикету и всевозможным женским премудростям. Тяготы и заботы по ведению быта дочери всегда делят с матерями поровну. Главная задача любой японской девочки – это быть милой и хозяйственной. Образование для японок не играет большой роли. А вот внешность — да. Красивое личико может помочь девушке устроить свою личную жизнь. Японки никогда не стремятся к карьере. Работают они ради удовольствия и по той причине, что так принято. Ведь их воспитывают как полноправных членов коллектива, поэтому отлынивать от работы девушки не будет

В воспитании девушек большое внимание уделяется формированию внешнего образа. Значение имеет все: речь, стиль одежды, походка, манеры

Девушек воспитывают так, чтобы они смогли стать хранительницами очага и хорошими матерями.

Способности малышей к восприятию безграничны

Для малышей вся информация одинаково нова и интересна. И при грамотном подходе они, как губка, способны впитать и усвоить поразительно много.

Малыши, в отличие от взрослых, воспринимают любую информацию образами. Это тот самый навык, который необходим для творческого мышления и который, к сожалению, с возрастом утрачивается. Малышу легче понять и запомнить слово «птица», чем слово «девять». И все, что требует от взрослого умственного напряжения и внимания, ребенок осваивает играючи и без проблем. Малышу может быть гораздо интереснее играть с обыкновенной деревянной корягой, придумывая ей разные применения и образы, и фантазируя с ее использованием снова и снова, чем с плюшевым Микки Маусом.

Автор приводит пример японских ребятишек трех и пяти лет, которые свободно владели пятью языками. Вначале их отец подвергался жесткой критике за то, что он «перегружает» детский мозг огромным объемом непосильной для них информации. Но вскоре стало ясно, что дети с легкостью осваивали языки в процессе игры. При этом отец обучал малышей всем языкам одновременно, и ни у кого из ребят это не вызывало путаницы.

Позже многие ученые проявили интерес к этому случаю и заинтересовались методологией обучения «агрессивного» отца. Но факт говорит сам за себя: для детского мозга нет категории «сложно» или «просто». Для малышей вся информация одинаково нова и интересна. И при грамотном подходе они, как губка, способны впитать и усвоить поразительно много.

Мальчики и девочки

Рождение ребенка является главным событием в жизни семьи. И хотя гендерные предрассудки в прошлом, появление мальчика становится праздником вдвойне, ведь он – продолжатель рода.

Мальчики и девочки учатся вместе, но семейное воспитание зависит от пола. К мальчикам относятся строже, от них ждут твердости, умения противостоять сложностям и решать задачи. Их отдают в секции боевых искусств, спорта, программирования, математики.

При воспитании девочек с малых лет большое внимание уделяют обучению домашнему хозяйству. Их учат готовить, стирать, убирать, гладить, создавать уют в доме

Что касается дополнительных занятий, им делают поблажки и предпочитают выбирать для них кружки живописи, музыки, танцев.

Мальчики и девочки

Традиции воспитания мальчиков и девочек в японском обществе отличаются. Сын – опора семьи. Воспитание личности будущего мужчины связано с традициями самураев, воспитанием мужества и умения переносить невзгоды. В Японии считается, что мужчине нечего делать на кухне, это дело женщин. Зато мальчикам полагается посещать после школы различные кружки и занятия, что не является нужным для девочек.
Основы воспитания японских детей – многочисленные традиционные праздники. Среди них и такие, которые можно позаимствовать любой стране: День физкультуры и День благодарности труду, День мам (аналог 8 марта) и День пап. А еще есть Праздник мальчиков и отдельный День девочек.
В день мальчиков изображения разноцветных карпов поднимаются в воздух. Почему именно эта рыба ассоциируется с мальчиками в Японии? Карп способен долго плыть против течения и это символ готовности будущего мужчины к преодолению трудностей жизни. Раньше этот день был днем посвящения в самураи. А день девочек несет иную символику: в этот день принято делать разноцветные красивые рисовые лепешки, похожие на тортики, украшенные фигурками императорской четы.

Детские дома в современной России

Иногда можно услышать такую фразу: «Да в российских детдомах сегодня такое материальное обеспечение, — не в каждой семье ребенок столько всего получает!..» Типичная ментальность, в основе которой лежит ни что иное как банальное рабское сознание. Хочется сразу напомнить этим людям недавнюю жуткую ситуацию о симферопольском Сереже из «Елочки».

Не работает система, абсолютно и безнадежно. И очень странно, почему до сих пор в нашей стране в этом направлении не принято никаких серьезных государственных решений. Эта нерушимость и закостенелость советского, постсоветского, российского детского дома как-то не вписывается в современную реальность, где на каждому углу мы видим и слышим об инновациях, прогрессе и оптимизации всех сфер жизни. Но можно долго разбирать причины такого положения дел, а можно начинать искать выход — энергетические затраты одни, а результат, безусловно, разный.

Когда я только собиралась писать эту статью, мне хотелось «схватить» несколько очень горячих примеров из Европы, США, Японии и тд и показать на красивой тарелочке как у них хорошо и опрятно, а у нас как серо и буквально опасно для детской жизни. Но примеры из-за рубежа оказались не так однозначны, хотя они стоят того, чтобы на них опираться и пробовать использовать в российской практике.

Дети и родители

Главный человек в жизни маленького ребенка – мать. По-японски ее называют «амаэ», что значит «опекать», «баловать», «сердечно связаться». Оно выражается в чувстве взаимной привязанности, иногда даже – зависимости.

В роддоме сохраняют кусочек пуповины, которую затем высушивают и кладут в специальную коробочку из дерева, щедро украшенную декором и гравировкой. Она становится символом связи между матерью и чадом.

Японские мамы ходят с новорожденными повсюду, привязывая их к телу с помощью специальных бандажей, переносок. Но даже когда карапуз начинает самостоятельно ходить, мама не отходит от него ни на шаг, старается всегда развлечь, придумывает развивающие игры, показывает все на своем примере.

Ребенок, в свою очередь, копирует поведение членов семьи, поэтому все взрослые и старшие дети стараются быть образцом для подражания.

В популярной книге «Япония. Как ее понять» Икэно Осаму рассказывается про эксперимент с игрушечной пирамидкой, где матерям предоставлялась возможность научить своих детей играть с ней. Если европейские мамы объясняли словами, как построить пирамиду, то японские сначала строили ее сами, чтобы малыш увидел, как это делается, а во второй раз предоставляли игрушку ребенку, помогая при сложностях.

Роль «амаэ» может играть не только мать. В Японии очень сильные связи между близкими родственниками, поэтому ребенок привязывается к отцу, братьям, сестрам, а также бабушкам и дедушкам.

Воспитание с 6 до 15

Обычная японская семья уделяет много времени взращиванию моральных ценностей у своего ребенка. Причем обучение и умственное развитие всегда отходит на второй план. В первую очередь ребенок должен быть послушным и понимающим. Чадо должно соблюдать традиции, принимать участие во всех семейных праздниках, учтиво общаться со взрослыми и служить интересам общества.

С 6 лет ребенок начинает ходить в школу. Родители с этого времени снимают с себя ответственность за воспитание и перекладывают ее на плечи учителей. Тем не менее мамы все равно продолжают контролировать ребенка, провожают и встречают его из школы и внимательно следят за успеваемостью. Обучение в младших классах бесплатное, а вот в старших – платное. Поэтому особенностью воспитания детей в Японии после 5 лет является внушение навыков бережливых трат. Японцы не придают большого значения деньгам, они прививают малышам любовь к жизни, а не к купюрам. Но обучение дает много дивидендов. Поэтому состоятельные родители хотят, чтобы их ребенок окончил платную школу и поступил в университет. Знания поощряются японским обществом, поэтому человек, который получил высшее образование, считается привилегированным.

Интересная особенность японских школ заключается в том, что у школьника каждый год меняются одноклассники и учителя. Эта система была придумана для того, чтобы преподаватели не заводили любимчиков, а ребята могли научиться социализироваться в новом коллективе.

Воспитание детей, основанное на понимании

Большинство семей в Стране восходящего солнца считают, что воспитание детей должно быть построено на чуткости и понимании. Повышение голоса на ребенка осуждается так же, как и более жесткие наказания. Родители считают, что избегая наказаний, учат детей, как относиться к миру, уважая чувства других людей.

Если же ребенок вредничает, мама и папа «наказывают» его своим неодобрительным взглядом или жестом. Так они показывают неприемлемость подобного поведения. Как правило, при этом используются фразы вроде «ты навредишь ему/ей» или «ты навредишь себе», чтобы указать на неправильность поведения и его последствий, а не просто так.

Та же формула применяется и в отношении объектов. Например, если ребенок сломал игрушку, его родители, скорее всего, скажут «ты напортачил», а не «ты сломал ее»

Японцы подчеркивают именно важность, а не функциональность объекта. Вот почему дети с самого раннего детства учатся действовать сознательно в любой ситуации и бережно относиться ко всему окружающему

Система воспитания в Японии.

Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства. В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет будет уже как с равным.

Жизнь в обществе – основа воспитания

Согласно традициям, в воспитании детей основная роль уделяется не обучению конкретным знаниям, а научению жизни в обществе. В этих целях состав группы меняется каждые полгода. Японцы считают, что так ребенку проще будет адаптироваться в дальнейшей самостоятельной жизни. Среди занятий в детских садах преобладают пение, прикладное искусство, спортивные игры, экскурсии. Деткам не разрешается спорить и унижать достоинство другого человека. Избегается всякая конкуренция. Даже в хоре нет солиста. Воспитательницы участвуют во всех мероприятиях наравне с детьми.

Согласно японским традициям, вся семья проводит выходные вместе. Обычно люди отдыхают на природе или в игровых комнатах, оборудованных в торговых центрах. В Японии отмечают День детей, а так же День девочек, который в свою очередь проходит более скромно, чем День мальчиков. Воспитанию и образованию будущего мужчины вообще уделяют гораздо больше внимания. Девочек в основном готовят к ведению хозяйства.

Жители Японии не смыслят себя вне коллектива. Поэтому худшим наказанием для них является изгнание из группы, к которой они принадлежат.

Как видим, традиции воспитания детей в Японии во всем определяются одной целью: вырастить достойного члена общества. Но из-за этого совсем не уделяется внимания индивидуальному развитию личности малыша. Ребенок боится самостоятельно мыслить и высказывать свое мнение. Так что, все хорошо, но в меру. puzkarapuz.ru

Икудзи – взгляд со стороны европейцев

А теперь давайте посмотрим, как видят японскую систему воспитания детей европейцы с их менталитетом.

Сама система Икудзи действительно подразумевает три периода в жизни ребенка.

  1. От рождения до пяти лет – император. В представлении родителей европейцев или американцев, в этот период малыша всячески холят и лелеют, позволяя ему даже командовать родителями и вытворять все, что хочется. Считается, что так дитя станет более уверенным в себе и ценил себя как личность. Мама в этот период редко отпускает его далеко от себя, спит вместе с ним, кормит чуть ли не из рук и выполняет все его «хочу». Папа же много работает и занимается детьми только по выходным.
  2. С пяти до пятнадцати лет начинается период «рабства». Практически в прямом смысле этого слова на деток в Японии смотрят как на слуг. И если для мамы ребенок остается все еще под присмотром и обожанием, то для общества он начинает трудиться с младших классов школы. Дисциплина, беспрекословное подчинение старшим и равенство с остальными сверстниками – в этом и заключается система школьного воспитания. При этом оно проходит строго по гендерным признакам. К мальчикам (даже в семье) предъявляются очень строгие требования, а внеклассное обучение и специальные дополнительные занятия в школе готовят их к серьезной деловой жизни и успешной карьере. Мальчики – добытчики. Девочкам же преподают дисциплины, связанные с ведением домашнего хозяйства, приготовлением еды. Их готовят быть достойными женами и матерями.
  3. После 15 лет наступает эра «равенства». Подростки считаются уже равными взрослому и даже пожилому человеку. Но, как уже выше было сказано ранее, равенство по-японски – вещь относительная. С младенчества ребенок знает, что существует иерархия не только внутри семьи, где отец – хозяин, но и внутри всего японского общества.

Для японцев навлечь на себя осуждение общества – значит стать изгоем. Становясь «равным», подросток должен тщательно следить за своим поведением, словами и поступками, чтобы не ошибаться и не быть отлученным от общества и от семьи. Если такое происходит, то это считается катастрофой. И немногие японцы способны справится со стрессом из-за такого вот «отлучения».

Минусы японской системы воспитания

Как видим, не все так просто и радужно в системе икудзи. Да, малыши растут в большой любви, что повышает их шансы на то, чтобы стать успешным и преуспевающим. Но, к большому сожалению, дети, которые до пяти лет не слышат слова «нет», «нельзя» и растут в тепличных условиях, где их ограждают от всяческих опасностей и неприятностей, не смогут, по мнению большинства психологов, вырасти в психически здоровую личность. Они просто не будут уметь справляться со стрессами. Недаром именно в Японии один из самых больших процентов самоубийств подростков в мире.

Дети, воспитанные в условиях, созданных искусственно в рамках традиционности и не имеющие запретов, просто не будут иметь ориентиров и границ. А представьте, если малыш будет воспитываться таким образом в России? Гиперопека мамы – это явно не тот случай, который приведет инфантильного ребенка к успешности.

Еще один принцип японцев «быть как все», то есть равным всем, будет явно мешать личностному росту. Да, традиционно в рамках японского общества этот принцип, возможно, работает. Но он не позволяет выйти из этого общества дальше. Японцы трудолюбивы, послушны, вежливы и терпеливы, но они плохо воспринимают чужие правила и чужую культуру, плохо адаптируются вне рамок своего общества (не считая тех, кто вырос в другой стране и с другим менталитетом).

Зацикленный на себе японец очень плохо переживает увольнение или другие ситуации, связанные со стрессом и нестабильностью.

Из воспитательной системы Икудзи есть смысл взять такие вещи, как уважение к старшим, умение терпеливо переносить критику, умение учиться у других и быть частью общества, умение быть примером для своих детей и бережное отношение к вещам и к людям.

Здоровье

Японская система воспитания взращивает в детях любовь к здоровому образу жизни. В отличие от европейских жителей, японцы не злоупотребляют алкоголем и потребляют минимум табака. Постоянное нахождение на свежем воздухе, здоровое питание и культ спорта помогают японцам по праву считаться долгожителями. К спорту детей начинают приучать с 6 лет

В школе проводятся занятия по физкультуре, а также физическому развитию большое внимание уделяется в семье. Дети ежедневно вместе с родителями делают зарядку, раз в неделю выезжают на прогулку, часть которой состоит из спортивных состязаний или же посещения парков, которые помогут ребенку не только приобрести новые впечатления, но и новые навыки

Оттачивать мастерство, полученное в детстве, мальчики продолжают после достижения юношеского возраста. Девушки после 15 лет занимаются спортом только для того, чтобы сохранить свою фигуру в надлежащем виде. Но постоянное хождение за детьми и игры с ними позволяют женщинам держать себя в форме без особого труда.

Важность ежедневной прогулки

Но почему от ограничений в период пандемии больше всего пострадали дети из Японии? Исследование проводилось в густонаселенном Гонконге, где многие люди вынуждены жить в небольших квартирах. Маленькие помещения сами по себе способны сильно напрягать зрение, поэтому городским жителям и особенно детям обязательно нужно как можно чаще бывать на улице. Но в условиях пандемии, конечно же, соблюдать это правило здорового образа жизни очень сложно. Особенно в таком большом и плотном городе, как Гонконг.

Многие ограничения в Гонконге уже отменены

Авторы научной работы на всякий случай подчеркнули, что они провели всего лишь обзорное исследование. Также стоит отметить, что их наблюдения базировались только на словах детей, которые в своих анкетах вполне могли соврать о своем образе жизни. Это значит, что к результатам исследования стоит относиться с высокой долей скептицизма. Но лично я считаю, что результаты находятся недалеко от правды, потому что изоляция во время пандемии действительно плохо повлияла на здоровье людей. Но это были очень вынужденные меры и если бы не они, ситуация в мире могла бы оказаться гораздо хуже, чем сейчас.

Интересно было бы узнать, как во время карантина изменилось зрение у взрослых людей. На данный момент известно лишь то, что мужчины и женщины стали вести еще менее активный образ жизни, а некоторые вовсе обзавелись психическими расстройствами. Даже в самом 2020 году моя коллега Любовь Соковикова рассказала о том, что изоляционные меры привели к росту количества смерти по собственному желанию. Вот статья.

Основы воспитания детей в детском саду в Японии

В японских детских садах группы очень маленькие. Как правило, в одной группе 6-8 человек. Интересный нюанс: группы каждые пол года переформировываются. Дети должны научиться приспосабливаться к новому коллективу. Но не только дети переходят из группы в группу, воспитатели также меняются. В Японии считается, что ребенок не должен привязываться к воспитателю и попадать от него в психологическую зависимость. Считается, что если ребенок не нашел друзей в одной группе, то у него появляется возможность найти их в другой. Если у него не сложились отношения с одним воспитателем, то возможно ему понравится другой.

Занятия в детских садах направлены на подготовку ребенка к школе. Однако японцы считают, что основная функция детского сада заключается не в образовании ребенка, а в привитии у него навыков общения в коллективе. В детском саду ребенок должен научиться избегать противоречий и научиться идти на компромиссы

В садах особое внимание уделяется хоровому пению. Солистов в хоре не бывает

Хоровое пение воспитывает в ребенке чувство единства с коллективом. Много времени дети занимаются спортивными играми. Вместе с детьми в этих играх обязательно должны участвовать воспитатели. Прикладному творчеству уделяют особое внимание. Дети занимаются рисованием, плетут узоры из веревочек, делают аппликации. Воспитание детей раннего возраста полностью исключает сравнивание детей. То есть, воспитатели не имеют права отмечать лучших или ругать худших. В Японии не принято выделяться.

Ребёнок — бог

Copyright Shutterstock

До пяти лет, согласно принципам икудзи, ребёнок — это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей — это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А всё потому, что в её основе лежат личный пример и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование Nihonjin no shitsuke to kyōiku : hattatsu no Nichi-Bei hikaku ni motosuite разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и в Америке. Учёный Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребёнком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребёнку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала всё заново. Американки шли другим путём. Прежде чем начать строить, они подробно объясняли малышу алгоритм действий и только потом, вместе с ним (!), строили.

Основываясь на замеченной разнице в педагогических методиках, Азума определил «вразумляющий» тип родительствования. Японцы вразумляют своих детей не словами, а собственными поступками.

При этом ребёнка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам — своим, окружающих людей и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжёгся, амаэ просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок чада.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберёт игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить её. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до пяти лет детям в Японии формально можно всё. Тем самым, в их сознании формируется образ «я хороший», что позже превращается в «я воспитанный и любящий своих родителей».

Коллективизм

Трудно назвать основной метод воспитания детей в Японии – там все настолько гармонично и взаимосвязано… Весьма интересный аспект — внушение понятия о сплоченности группы. Японцы не представляют себя в отрыве от общества. Для них вполне нормально все время находиться на виду и быть частью коллектива. Дома люди являются частью семьи, а на работе — частью группы, которая выполняет одну задачу. Такой подход к воспитанию имеет много плюсов. У людей хорошо работает совесть, или же внутренний цензор. Люди не преступают закон не потому, что не могут, а потому, что не хотят. С пеленок малышу внушают, что ему нужно быть таким же, как все. Индивидуальность и всевозможные ее проявления не поощряются. Человек должен понимать, что он не один, он часть группы, которая выполняет ту или иную миссию. Поэтому в Японии так развиты всевозможные клубы и профсоюзы. В них люди могут совместными усилиями решать, как улучшить работу компании, или понять, же что именно нужно их коллективу, чтобы работать продуктивнее.

Что самое сложное в воспитании ребенка? Наказание чада у японских родителей не вызывает проблем. Они просто грозят, что с малышом никто не будет дружить. Эта мысль очень пугает неокрепший детский ум. Но даже в порыве гнева мать не будет оставлять ребенка в одиночестве, ведь своим поступком она может нанести чаду серьезную психологическую травму.

Бесплатный онлайн-ресурс

Школьные учебники предоставляются детям бесплатно и не продаются, но в книжных магазинах много других материалов для изучения иероглифов – например, учебников для подготовки к экзамену по иероглифике «Кандзи кэнтэй». Немало есть и вебсайтов, где можно найти несложные упражнения для первичного изучения кандзи.

Лучшим из таких сайтов является «Тибимусу дориру», разобраться с которым может и человек, недавно начавший учить японский. Чтобы открыть тетради для изучения иероглифов, смотрите ссылки в левой части веб-страницы в разделе кокуго (国語). Если вам захочется приключений, можете попробовать также раздел загадок для младшеклассников или почитать идиомы, поговорки и слова из четырёх кандзи, ссылки на которые расположены ниже.

Проблемы воспитания детей. Японская «дедовщина»

Негативные стороны японской педагогической системы в последнее время заставляют менять некоторые моменты в воспитании детей. Вся японская педагогика направлена на воспитание человека, который прекрасно может работать в коллективе. Групповое сознание приводит к неумению мыслить самостоятельно. Собственное мнение, отличное от коллективного, подвергается резкому осуждению и порицанию. Нестандартного ребенка коллектив отторгает, его могут избить, затравить. В Японии много трудолюбивых и ответственных исполнителей, но очень мало творческих личностей. В последнее время взрослое поколение пытается решить эту проблему. Японские педагоги вносят коррективы в программы воспитания детей.

Несмотря на различия в российском и японском менталитете, нам многому можно научиться у японцев. Хорошо это или плохо, но в Японии не распространены услуги нянь или домработниц, помогающих с воспитанием детей в семьях, и даже сайты с подобными предложениями в японском интернет-пространстве большая редкость. Японские родители в большинстве своем, несмотря на занятость многих из них, предпочитают воспитывать детей самостоятельно и без помощи, насколько это возможно

Их внимание к проблемам и интересам молодого поколения и ответственность родителей за судьбу своего ребенка – восхищают. 1day-blog.info

Философия «икудзи»

Главный воспитательный принцип в Японии носит название «икудзи». Он разделяет жизнь ребенка на несколько периодов, во время которых отношение к нему со стороны родителей и окружающих очень разное. Итак, ребенок:

До 5 лет – бог

С рождения к малышу относятся как к богу, всесторонне окружая заботой, любовью, потакая во всех капризах. Если он расшалился, вряд ли его сильно накажут или отругают.

Даже новорожденные редко плачут, потому что мама заранее знает, чего хочет ребенок, и спешит его успокоить. Такой подход на первый взгляд кажется вседозволенностью, но в понимании японцев они не балуют малышей, а дают им понять, что они хорошие и любимые несмотря ни на что.

С 6 до 15 лет – раб

С шестилетнего возраста дети идут в школу, где их учат жить по строгим правилам и становиться частью коллектива. Безграничная родительская любовь не уходит, просто проявляется по-другому.

В стенах школы и дома ему прививаются понятия, что такое хорошо и плохо, объясняется, как нужно вести себя в обществе в разных ситуациях. При этом в приоритете стоят нужды команды, а личные интересы становятся второстепенными. Так школьнику предоставляется возможность занять место в коллективе, стать «командным игроком» – а это, как известно, общепринятая модель общественных отношений в Японии.

Подросток уже становится полноценным членом коллектива, его мировоззрение уже сложилось, а перевоспитать будет сложно. С 15-летними уже обращаются как со взрослыми, дают возможность самостоятельно принимать решения, выбирать профессию, а значит – дальнейшую судьбу.

Философия «икудзи» может показаться парадоксальной: малыш, которому первые пять лет жизни разрешали все, вырастает ответственным, воспитанным членом общества, работающим во благо группы и страны в целом, без тени эгоизма. Но такая система отлично работает в Стране восходящего солнца благодаря сложившемуся там общественному строю.

Не откладывайте воспитание «на потом»

asian parent playing with baby girl in livingroom

Даже деток, рожденных с нарушениями слуха, можно «научить» слышать, если с самых первых дней заниматься с ними и развивать способность к восприятию звуков.

Мы привыкли думать, что воспитание ребенка начинается с детского сада. Но в реальности возможности человека еще слишком плохо изучены, и мы просто не представляем, на что способны малыши. По наблюдениям зоологов человеческий детеныш при рождении отстает в развитии от детенышей других животных на 10-11 месяцев. Некоторые исследователи связывают такую разницу с особенностями развития человеческого мозга.

Момент рождения обусловлен размерами черепа, который к 9 месяцам достигает максимального размера, чтобы пройти через родовые пути матери. И если все жизненно важные органы плода уже полностью сформированы к моменту рождения, то клетки головного мозга новорожденного продолжают активно формироваться и развиваться и в послеродовой период, когда уже нет ограничений для размера черепно-мозговой коробки.

Последние исследования показали, что к трехлетнему возрасту структура головного мозга сформирована на 70-80%, то есть именно к трем годам определяются будущие способности и предпочтения малыша, его навыки и умения, которые всю последующую жизнь будут развиваться на уже заложенном фундаменте.

Японские специалисты считают, что даже деток, рожденных с нарушениями слуха, можно «научить» слышать, если с самых первых дней заниматься с ними и развивать способность к восприятию звуков

Поэтому максимальное внимание развитию малыша следует уделить именно в первые годы и даже в первые месяцы его жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector