Образование в японии: интересные факты. система образования в японии
Содержание:
- История
- Период после оккупации
- Кратко о главном
- Дошкольные заведения
- Система образования в Японии
- Особенности японских школ
- 1. Сначала манеры, потом знания
- 2. Учебный год состоит из трех семестров.
- 3. В школах не работают уборщики.
- 4. Школы подают еду для учеников, запланированную диетологами.
- 5. В школах проводятся развлекательные мероприятия.
- 6. Каллиграфия и поэзия
- 7. Школьная форма
- 8. Среднее присутствие составляет 99,99%.
- 9. Университетские каникулы
- Как подготовиться к учебе в Японии?
- Знания превыше всего
- Ступени японского воспитания
- Ступени японского воспитания
- Стоимость обучения в Японии для граждан других государств
- Школьное образование в Японии
- Выбираем университет
- Методики раннего развития
История
За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.
В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.
Учебный год в Японии начинается в апреле.
В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.
Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.
В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.
После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.
Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.
Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года
Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года
К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.
Период после оккупации
После восстановления полного национального суверенитета в 1952 году Япония немедленно начала вносить изменения в некоторые изменения в образовании, чтобы отразить японские идеи об образовании и управлении образованием. Послевоенное министерство просвещения вернуло себе большую власть. Школьные советы назначались, а не избирались. Курс нравственного воспитания был восстановлен в измененной форме, несмотря на серьезные первоначальные опасения, что это приведет к возрождению усиленного национализма. В период после оккупации также значительно расширились возможности для получения образования. С 1945 по 1975 год доля выпускников младших классов средней школы, перешедших в среднюю школу, значительно выросла с 42,5% в 1950 году до 91,9% в 1975 году.
К 1960-м годам послевоенное восстановление и ускорение экономического роста предъявили новые требования к расширению высшего образования . Но по мере того, как росли ожидания повышения качества высшего образования, росли и расходы на высшее образование. В целом 1960-е были временем больших потрясений в высшем образовании. Особенно в конце десятилетия университеты Японии были потрясены жестокими студенческими беспорядками, которые разрушили многие университетские городки. Беспорядки в университетском городке были стечением ряда факторов, включая движение против войны во Вьетнаме в Японии, идеологические разногласия между различными японскими студенческими группами, споры по вопросам университетского городка, таким как дисциплина; студенческие забастовки и даже общее недовольство самой университетской системой.
Правительство отреагировало на это Законом о контроле над университетами в 1969 году, а в начале 1970-х — дальнейшими реформами образования. Новые законы регулируют создание новых университетов и компенсацию учителей, а учебные программы государственных школ были пересмотрены. Частные учебные заведения начали получать государственную помощь, а для национальных университетов были добавлены общенациональные стандартизированные вступительные экзамены в университеты. Также в этот период возникли серьезные разногласия между правительством и группами учителей.
Несмотря на многочисленные изменения в образовании, которые произошли в Японии с 1868 года и особенно с 1945 года, система образования по-прежнему отражает давние культурные и философские идеи: что обучение и образование ценятся и к ним следует серьезно относиться, и что развитие морали и характера необходимо неотъемлемая часть образования. Меритократическое наследие периода Мэйдзи сохранилось, как и централизованная структура образования. Сохраняется интерес к адаптации зарубежных идей и методов к японским традициям и к улучшению системы в целом.
Кратко о главном
В стране Восходящего солнца образование – это одна из первых и главных целей в жизни. Именно оно определяет будущее человека. Система образования в Японии почти не изменилась с 6 века. Хотя после Второй мировой войны на нее оказали сильное влияние британские, французские и, в особенности, американские системы. Учиться жители Японии начинают практически с пеленок. Сначала им родители прививают манеры, правила поведения, учат основам счета и чтения. Дальше ясли, детский сад, младшая, средняя и старшие школы. После них университеты, колледжи или школы специальной профессиональной подготовки.
Учебный год разделен на три семестра:
- Весенний. С 1 апреля (это и начало учебного года) по середину июля.
- Летний. С 1 сентября по середину декабря.
- Зимний. С начала января по конец марта. Учебный год заканчивается в марте.
После каждого семестра ученики сдают промежуточные тесты, а в конце года экзамены. Помимо уроков японцы имеют возможность посещать кружки и участвовать в фестивалях. Теперь подробнее рассмотрим образование в Японии
Это интересно: Современная коррида в Барселоне
Дошкольные заведения
Итак, как учатся в Японии? Все начинается с дошкольных заведений. Их существует два вида:
- Государственные учреждения по уходу за детьми. Они рассчитаны для детей от двух лет, созданы, чтобы помочь работающей матери воспитывать ребенка. Обычно манерам детей обучают родители, но если им некогда заниматься воспитанием ребенка из-за работы, то это сделают в начальном учебном заведении.
- Частный детсад. Предназначен для детей постарше. Здесь малышей учат петь, рисовать, читать и считать. В более элитных, и соответственно, дорогих заведениях, изучают английский язык. Поэтому в школу дети приходят уже полностью подготовленными.
Основная функция дошкольных заведений заключается еще и в социализации, а не только в получении знаний. Ребятам показывают, как правильно налаживать контакт со сверстниками, и в целом вести себя в обществе. Чтобы ребенок умел уживаться в любом коллективе в садике, а потом и в школах, ежегодно меняют состав классов.
Система образования в Японии
Японская система образования в Японии считается одной из самых древних, она берёт своё начало в VI веке. Изначально образование было под сильным влиянием Китая и Кореи, поэтому в этих странах обучение схоже и строится на общих принципах морали всего Востока:
- преобладание ценности общности (семьи и общества в целом);
- уважение и следование семейным и государственным традициям;
- присутствие строгой иерархии в семье и обществе, основанной на уважении: младшие всегда беспрекословно подчиняются старшим.
Вам не стоит сравнивать нашу систему образования и японскую, ведь они совершенно разные, например:
- В Японии нет 11-летнего обучения в общеобразовательном учреждении.
- Совершенно отличаются итоговые способы проверки знаний после окончания курса учёба.
- Отличается и сама жизнь в учебном заведении.
- Различаются способы и правила поступления.
- В начальных классах детям не дают домашнего задания.
- На всех ступенях образования девушкам нельзя краситься, единственное украшение, которое разрешено носить, – часы.
- Студентам выделяют не более 4 часов в день на подработку.
- Все классы и территорию учебного заведения убирают не уборщики, а сами ученики, тем самым приучая их не мусорить и ценить труд других.
Во всех школах Японии введена школьная форма с конца 20 века, в начальных классах она не обязательна, но на следующих уровнях обучения её присутствие не обсуждается.
Особенности японских школ
1. Сначала манеры, потом знания
Преподаватели в японских школах также меняются каждый год. Численность классов в японских школах большая, она составляет от 30 до 40 учеников.
Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя — «первый класс начальной школы», «второй класс средней школы» и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.
Уникальность японских школ состоит в том, что здесь каждый год меняется состав класса, что позволяет учащимся развивать коммуникабельность, дает возможность установить дружеские отношения с большим числом сверстников.
В начальной школе действуют облегченные правила: нет домашних заданий, не нужно выполнять и сдавать серьезные работы и экзамены.
По их мнению, первые три года обучения должны быть направлены не на формирование знаний детей, а на обучение правильному поведению, самостоятельности и хорошим методам обучения. Дети учатся уважать других людей и животных, состраданию, искренности, организованности и дисциплине.
2. Учебный год состоит из трех семестров.
Начинается учебный год в японских школах с 1 апреля, он состоит из трех триместров, которые отделены друг от друга каникулами.
У детей есть полтора месяца летних каникул и два двухнедельных перерыва зимой и летом.
3. В школах не работают уборщики.
Уроки в японских школах длятся в течение 50 минут, у малышей продолжительность урока составляет 45 минут, затем наступает короткая перемена. Ежедневный учебный процесс для японского школьника заканчивается в 3 часа дня.
В японских школах, как правило, нет смотрителей, а классы убираются учениками и учителями. Каждый день группы студентов собираются убирать туалеты, коридоры или классные комнаты. Это учит их ответственности и работе в группах.
4. Школы подают еду для учеников, запланированную диетологами.
Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.
Все учреждения и школы предоставляют детям еду на основе плана диеты, разработанного уполномоченным диетологом. Они обеспечивают здоровое питание для детей.
5. В школах проводятся развлекательные мероприятия.
Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным.
Каждая школа в Японии позволяет детям проводить дополнительные мероприятия. После школы ученики возвращаются домой, чтобы поужинать. После обеда они возвращаются в школу, чтобы делать домашнее задание, заниматься в кружках, учиться играть на музыкальных инструментах или заниматься спортом.
6. Каллиграфия и поэзия
Все учащиеся, посещающие школу в Японии, помимо традиционных предметов изучают также каллиграфию и поэзию. Оба предмета учат детей истории страны и уважению к традициям.
7. Школьная форма
Дети в школьной форме
Почти во всех колледжах в Японии есть школьная форма. Мотивация введения униформы состоит в том, чтобы избавиться от лишних материальных трат и статуса между студентами. Если все одеты одинаково, никому не нужно беспокоиться о том, чтобы носить «правильную» одежду. Это помогает молодым людям сосредоточиться на изучении чего-либо.
8. Среднее присутствие составляет 99,99%.
Обучение в начальной и средней школе бесплатное, за старшую школу нужно платить.
Вероятно, каждый из нас прогуливал в какой-то момент. Но японские студенты не пропускают и не опаздывают на уроки. Кроме того, 91% респондентов заявили, что никогда не игнорировали учителя и всегда слушали на занятиях.
Когда учитель заходит в класс, встает староста, приказом поднимает остальных, затем приказывает кланяться. Исполнив этот ритуал, все садятся на свои места, и начинается урок.
9. Университетские каникулы
В Японской старшей школе ученики могут выбирать или отказываться от определенных предметов, но 1 курс – «Общая наука А» или «В» — обязателен. Это связано со сложностью изучения японского языка.
После «тяжелых экзаменов» (экзамены в конце средней школы, они определяют дальнейшее будущее человека), кажется, что учиться в университете легко.
Студентов систематически обучают и предъявляются требования к самодисциплине. Их способность организовывать свое время позволяет учиться и проводить время с друзьями. Поэтому японские студенты часто говорят о «празднике перед работой».
Как подготовиться к учебе в Японии?
Несмотря на то, что границы современного мира с каждым годом все больше «размываются», еще есть страны, которые остаются для нас специфичными, далекими по менталитету, традициям и правилам. Учеба в Японии для русских, как и жизнь в этой стране, имеет свои нюансы
Для абитуриентов, которые приняли решение поступать в японский вуз, важно быть готовым к некоторым моментам
Стать студентами в университете Японии могут те иностранцы, которые отучились в средней школе 12 лет. Если у абитуриента за спиной 11 классов, то у него есть несколько вариантов для действий:
- отучиться хотя бы один год в университете на родине;
- получить диплом международного бакалаврата;
- пройти специальные подготовительные курсы непосредственно в Японии.
Что касается последнего пункта, то такие курсы специально предусматриваются для иностранцев. Но, и это надо учесть, язык преподавания на этих курсах – японский. То есть иностранцу, выбравшему учебу в Японии, следует заранее задуматься над изучением языка. Кроме того, при поступлении в вуз от иностранца потребуют сертификат, подтверждающий владение языком.
На сегодняшний день существует огромное количество языковых школ в Японии на любой вкус и кошелек. Возраст учеников, которые могут воспользоваться услугами таких школ может быть самым разным, от подростка до пожилого человека. Они расположены как в крупных городах, так и в маленьких провинциальных городках. Приобрести такой курс можно через туроператора, а можно через специальное агентство. Существуют краткосрочные краткосрочные курсы обучения (4 недели) и долгосрочные варианты (1-2 года). Можно приобрести и ознакомительную версию на срок от 3-х до 7-ми дней. Стоимость таких курсов будет варьироваться в зависимости от местоположения (крупный город или провинция), а также от статуса школы.
Хотите получить гражданство Европейской страны?
Пройдите бесплатный тест и узнайте свои шансы
перейти к тесту
Возвращаясь к подготовительным курсам отметим, что длятся они от года до полутора. На них будущие студенты знакомятся с дисциплинами, с которыми ближе будут иметь дело уже в университеты. После окончания курсов традиционно сдаются тесты или экзамены, на которых проверяют знания поступающих по будущим профильным предметам.
Знания превыше всего
В Стране восходящего солнца образование — это одна из основных жизненных целей. Именно уровень знаний определяет будущее человека. Стоит отметить, что основная цель система образования в Японии практически не поменялась с VI века.
Да, после окончания войны (во второй половине ХХ века) на нее оказали влияние европейские и американские системы образования, но японцы решили не отходить далеко от прежних традиций. В последние годы несколько раз вносилось предложение изменить дату начала учебного года в Японии, чтобы дети, как и во многих других странах мира, начинали учиться с сентября, но его никто не поддержал.
Жители Страны восходящего солнца начинают постигать грамоту практически с пеленок. Сначала родители прививают им правила хорошего тона, манеры, учат считать. Позже ребенок идет в детский сад, где его обучают основным слоговым азбукам: хирагане и катакане. Приходя в первый класс начальной школы ученики начинают учить кандзи — иероглифы.
Нагрузки в учебных заведениях действительно большие. Особенно стоит бояться промежуточных и итоговых тестов. Если сравнить, то русские школьники не сильно переживают на счет контрольных, а вот у японцев одно только упоминание о тестах вызывает нервную дрожь. Каждый японский школьник понимает, что от того, сколько баллов он наберет на тесте, зависит, в какую среднюю и старшую школу его примут.
Точно так же и с учебой в университетах и колледжах. Много компаний и фирм напрямую сотрудничают с учебными заведениями и после выпуска предлагают рабочие места лучшим студентам. Кстати, чтобы получить хорошее место, учащиеся должны отличиться не только в учебе, но в общественной и культурной деятельности.
Ступени японского воспитания
Подходы к воспитательной системе практически идентичны для всех регионов Японии. Повсюду – в крупных мегаполисах и в небольших провинциях любой малыш изначально получает одинаковую толику любви и уважения от родителей и старших братьев-сестер. Обычно воспитание по-японски предусматривает постепенное прохождение трех основных этапов:
- Ступень первая – Император, этим «званием» наделены детки с первых дней жизни и примерно доя пятилетнего возраста.
- Ступень вторая – Раб – дети в периоде от 6 до 15 лет.
- Ступень третья – Равный – возраст от 16 лет и больше.
Все методы, применяемые в Японии, зиждутся на прислушивании к эмоциям и разуму наследника. Огромное значение родители отводят вырабатыванию навыков спокойствия и правильным манерам
Также не менее важной задачей является приучение ребенка правильно общаться с окружающими их людьми любого возраста
Ступени японского воспитания
Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:
- возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
- возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
- возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».
Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все
До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.
В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.
Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.
Принцип “не ругать до 5 лет” иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.
«Угроза отчуждения» по японским традициям
Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.
Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.
Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?
С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.
Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.
Школа в Японии – место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» – этому учит система японских школьников.
К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.
Стоимость обучения в Японии для граждан других государств
Стоимость получения образования в вузах Японии зависит от множества факторов. Дороже всего студентам обойдётся учёба в престижных частных университетах страны. В учебных заведениях этого типа размер ежегодной оплаты может достигать 5 млн йен (около 44 000 долларов) в год.
Государственные вузы намного дешевле. Так, год обучения на медицинском факультете Токийского университета обойдётся всего в 590 000 йен (5 200 долларов). Самые низкие цены в небольших провинциальных вузах. Но их выпускники часто испытывают сложности в поисках работы.
Перед тем как поступить в университет, большинство иностранцев посещает языковые школы. Цены на обучение в них колеблется от 400 000 до 950 000 йен (3 900–8 500 долларов) в год.
Стипендии для иностранцев
Для привлечения зарубежных студентов японское правительство разработало специальную стипендиальную программу MEXT. В её рамках иностранцы, обучающиеся в языковых школах и университетах Японии, получают ежемесячную денежную выплату в размере 117 000 йен (около 1 000 долларов). Студенту предоставляется оплаченный авиабилет от ближайшего к его месту жительства аэропорта до Токио или другого японского города. Стипендия назначается на 5 лет.
Частные организации также реализуют программы для иностранцев, проходящих обучение в вузах Японии. Например, Международный стипендиальный фонд Хоньо (Honjo International Scholarship Foundation) выплачивает студентам магистратуры и аспирантуры, прошедшим конкурсный отбор, ежемесячное пособие, размер которого составляет 150 000–200 000 йен (1 300–1 800 долларов).
Специальная стипендия выплачивается иностранцам, поступившим в Университет Нагойя. При её назначении учитываются академические успехи студента, его внеурочная деятельность и материальное положение. Эта стипендия полностью покрывает оплату обучения в бакалавриате университета. Кроме того, студент получает денежную помощь в размере 500 000 йен (около 4 500 долларов).
Университет Нагойя не входит в число самых престижных в Японии, но охотно даёт стипендии иностранным студентам
Программы стажировки
В Японии существует множество программ стажировки, участниками которых могут стать студенты вузов России и стран СНГ. Самой известной из них является программа по изучению японского языка и культуры. Пройти её могут студенты вузов РФ, Армении и Туркменистана, обучающиеся на факультетах японоведения. Цель стажировки — совершенствование знания японского языка. В её рамках студент проходит десятимесячное обучение в лучших вузах Японии. Отбор участников программы включает в себя:
- конкурс анкет;
- экзамен по японскому языку;
- собеседование.
Аспиранты российских вузов, изучающие гуманитарные или общественные науки, могут принять участие в программе изучения японского языка в Международном центре города Кансай. Она представляет собой четырёхмесячные бесплатные курсы. Принимающая сторона обеспечивает проживание и питание студентов. Заявления на участие в этой программе подают в дипломатические представительства Японии.
С 2005 года стажировку в Японии проходят участники Президентской программы подготовки управленческих кадров. Она занимает не менее 8 дней и включает в себя цикл лекций, практических занятий и посещение предприятия. Питание и проживание оплачивается японской стороной. Заявки принимаются Японским центром по развитию торгово-экономических связей.
Российские и японские студенты могут стать участниками программы обмена, если между вузами заключён соответствующий договор
Школьное образование в Японии
Современное образование в Японии формирует основную цель государственной педагогики – подготовить человека для эффективной работы в коллективе.
Японцы редко меняют работу, и если устраиваются в компанию, то, как правило, на всю жизнь.
Школьное и последующее обучение призваны научить японца быть частью группы и приносить общественную пользу.
В японских школах все равны, и нет специальных программ для одарённых и отстающих детей.
Для индивидуальной подготовки существуют вспомогательные вечерние школы “дзюку”.
Учебный год начинается в апреле и разделён на 3 триместра.
Школьное образование состоит из 3 ступеней:
- начальная школа (6 классов);
- средняя школа (3 класса);
- старшая школа (3 класса).
Первые два уровня школы обязательны для всех детей и являются бесплатными. Старшая школа хотя и платная, но поступают в неё 95% учащихся.
В начальной школе преподают общеобразовательные дисциплины, в средней школе к ним добавляются английский язык и ещё несколько предметов по выбору школьной администрации.
В старшей школе ученики получают возможность выбора нескольких специализированных предметов.
Большая часть учеников посещает дополнительные занятия (дзюку). Обучение на вспомогательных курсах помогает учащимся подготовиться к дальнейшему образованию. После школ учёбу продолжают около 75% процентов учащихся.
Японское образование предусматривает многочисленные экзамены по завершении каждого триместра.
Переход из средних школ в старшие осуществляется по результатам экзаменов. Успевающие ученики поступают в престижные учебные заведения и получают возможность поступить в вузы.
Остальные идут в школы без особых карьерных перспектив, где дают образование с уклоном в сельско-хозяйственную деятельность или домоводство.
Часть учащихся после средней школы поступает в технологические колледжи, где нужно учится 5 лет.
Однако поступить туда не так-то легко. Некоторые техникумы курируются крупными фирмами, и выпускники по окончании последнего курса сразу берутся на работу.
Среднее образование в Японии получают именно в этих учебных заведениях.
Выбираем университет
Из общего количества вузов в стране порядка 460 являются частными учреждениями. Число студентов превышает 2,5 миллиона человек.
Существует ряд университетов, попасть в которые можно только по чьей-то рекомендации. Зато, получив диплом такого учебного заведения, можно не переживать о трудоустройстве.
Перечислим лишь некоторые вузы согласно внутригосударственному рейтингу (по убыванию):
- Токийский университет – второе название Тодай. Считается наиболее престижным учебным заведением в стране. Ведущее направление – управление и право. Другие факультеты: гуманитарные и естественные науки, медицина, фармацевтика, экономика, инженерное дело, сельское хозяйство, педагогика. Вуз пользуется хорошей репутацией у работодателей. По статистике, 90% выпускников трудоустраиваются в течение полугода после получения диплома. Тодай принадлежит к числу крупнейших в стране исследовательских центров.
- Киотский университет – основан в конце XIX века, занимает второе место в рейтинге вузов внутри страны. Ведущие направления: гуманитарные науки, искусство, технологии, инженерное дело, медицина и наука о жизни, естественные науки, математика, физика, менеджмент, социальные науки, химия.
- Осакский университет – расположен в городе Суита, основан в 1931 году. Образование в нем можно получить на следующих факультетах: инженерное дело, искусство, естественные науки, гуманитарные науки. Число студентов почти 22 тысячи человек.
- Университет Тохоку – работает с начала XX века, расположен в городе Сендай. Специализируется на подготовке кадров в области естественных наук, медицины, гуманитарных наук, инженерного дела и технологий. Число студентов почти 19 тысяч человек.
- Нагойский университет – находится в городе Нагоя, основан в 1871 году. Ведущими направлениями являются химия, физика, инженерия, искусство. Ежегодно здесь обучается порядка 15 тысяч человек.
- Токийский технологический институт объединяет несколько узкопрофильных школ и исследовательских центров. Диплом этого вуза высоко котируется во всем мире.Ведущие направления: естественные науки, медицина, менеджмент, математика, инженерия, социальные науки.
Другие университеты Японии, заслуживающие внимания: Университет Хокайдо, Университет Кюсю, Университет Кэйо, Кобе.
Методики раннего развития
Современные методики раннего развития в Японии – это огромный вклад в науку и медицину в виде исследований в сфере психологии, педагогики и старых традиций. В этом плане наиболее известными и распространенными не только в своей стране, но и в Европе, являются разработки японских педагогов:
Методы Макото Шичида – для детей от 6 месяцев до шести лет, основными принципами которой считаются:
- все дети – гении;
- крайне важна крепкое взаимоотношение в семье между взрослыми и подрастающим поколением;
- стимулирование детей к учебе должно проводиться при участии всех пяти органов чувств;
- воспроизведение и последовательность являются ключом к успеху в обучении.
Методы доктора Сузуки, секрет успеха которых состоит в следующем:
- у всех людей есть способности к музыке, которые нужно развивать с раннего возраста;
- настоящее желание наставника оказывать помощь;
- вовлеченность взрослого в учебу наравне с ребенком.
Методы воспитания Масару Ибука с главными принципами:
- искренняя любовь к маленькому человечку;
- возможность по достоинству оценить все желания и стремления ребенка.
Учитывая все это, любой родитель имеет возможность самому формировать «программу обучения», выбирая наиболее удачных для процесса материал.
Любая система воспитания, характерная для Японии, предусматривает периодичность и постоянство, но при этом самое главное в ней — родительская любовь и поддержка.