Абсурд

Феноменология абсурда

Абсурд — термин, обозначающий нелепость, бессмысленность какого-либо явления. Этимология слова «абсурд» отсылает нас к латинскому absurdus — неблагозвучный, несообразный, и surdus — глухой. Абсурд в таком значении — это отсутствие «звучащего» смысла.

По сути своей абсурд — это разлад. Он не сводится ни к одному из элементов сравнения. Он возникает из их столкновения.

  1. Смысл, который не вмещается в построения человеческой логики , в структуру нашего мышления. В этом случае мы имеем дело с тем, что можно обозначить как «абсурдный избыток смысла».
  2. Структура, лишённая смысла . В этом случае мы сталкиваемся с «абсурдом пустоты». Если согласиться с определением, что абсурд — это бессмысленность феномена или явления, то этим мы утвердим не только отсутствие смысла, но и наличие некоего объекта. Это «нечто» лишённое смысла, а не просто «ничто». Именно включение пустоты в некую структуру порождает абсурд.

Сфера инобытия — это область, где искажаются пространство и время. Однако искривление пространственно-временного континуума воспринимается человеком как нечто абсурдное, нарушающее каузальность событий.

Не только метафизическая реальность способна породить чувство абсурда. Сама «заброшенность» человека в этот мир осмыслялась многими мыслителями ХХ века как нечто абсурдное. Однако при отсутствии метафизической перспективы, человек приходит только к абсурду пустоты.

Ощущение абсурда действительно, прежде всего, отражается на искусстве. На разные лады в литературной, живописной, театральной форме обыгрывается структура, обрамляющая пустоту.

Механизм — это апогей структурированности, но вместе с тем это и что-то в высшей степени абсурдное, так как механизм бездушен.

Жиль Липовецкий отмечает, что утрата смысла в современной культуре связана с нарциссизмом, замкнутостью на себя.

Театр и литература абсурда разоблачают абсурд в социальной сфере. В какой-то мере они являются индикаторами состояния общества.

Список литературы

  1. Барт Р. Мифологии. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  2. Барт Р. Удовольствие от текста // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: 1989
  3. Бахтин М. М. Эпос и роман. — СПб.: Азбука, 2000.
  4. Бергсон А. Смех. Сартр Ж. — П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. / сост. О. Жданко, послесл. Н. Пахсарьян и Л. Андреева. — М.: Панорама, 2000. — 608 с.
  5. Голль Иван. Сверхдрама. // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с франц., коммент. С. Исаева. — М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.
  6. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 3-е изд., с изм. и доп. — СПб.: Свет, 1997.
  7. Ионеско Эжен. Трагедия языка. // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с франц., коммент. С. Исаева. — М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.
  8. Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 352 с.
  9. Клюев Е. В. Теория литературы абсурда. — М.: Изд-во УРАО, 2000.
  10. Липовецки Жиль. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. — Спб.: «Владимир Даль», 2001.
  11. Льюис Клайв С. Расторжение брака. Клин: Фонд «Христианская жизнь» / пер. Н. Тауберг. — 2003.
  12. Маклюен Маршал . Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. — 1994. — № 2. С. 67-74.
  13. Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.
  14. Стафецкая М. Феноменология абсурда // Мысль изреченная. М., 1991
  15. Тертулиан. О плоти Христа // Тертулиан. Апология / Тертулиан. — М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Северо-Запад Пресс», 2004.
  16. Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. Машина и собственность. — СПб.: «Владимир Даль», 2002.

Абсурд в разных дисциплинах

Юридический

Доктрина абсурда — это юридическая теория в американских судах. Один тип абсурда, известный как « ошибка писателя », возникает, когда требуется простая текстовая коррекция для исправления очевидной канцелярской ошибки, такой как неправильно написанное слово. Другой тип абсурда, называемый «оценочный абсурд», возникает, когда правовое положение, несмотря на правильное написание и грамматику, «не имеет существенного смысла». Примером может служить закон, который ошибочно предусматривает, что выигравшая сторона, а не проигравшая сторона, должна оплатить разумные гонорары адвоката другой стороне. Чтобы оставаться в рамках текстуализма и не углубляться в целенаправленность , доктрина ограничивается двумя ограничивающими принципами: «… абсурдность и несправедливость применения этого положения к данному случаю были бы настолько чудовищными, что все человечество , не раздумывая, объединитесь в отклонении заявки, «и абсурд должен быть исправлен» … путем изменения текста относительно простыми способами ». Считается, что эта доктрина согласуется с примерами исторического здравого смысла.

Логика и информатика

Reductio ad absurdum

Reductio ad absurdum , сводящийся к абсурду, является методом доказательства в полемике, логике и математике , при котором предположение, что предложение истинно, ведет к абсурду; предложение предполагается истинным, и это используется для вывода заведомо ложного предложения, поэтому исходное предложение должно быть ложным. Это также стиль аргументации в полемике , когда позиция демонстрируется как ложная или «абсурдная», предполагая ее и рассуждая, чтобы достичь чего-то, что считается ложным или нарушает здравый смысл; Платон использует его для аргументации против других философских позиций. В логике преобразований модели используется ограничение абсурдности .

Постоянный в логике

«Константа абсурда», часто обозначаемая символом, используется в формальной логике. Он представляет собой концепцию фальсификации , элементарного логического предложения , обозначаемого константой «ложь» в нескольких языках программирования .

Правило в логике

Правило абсурда — это правило логики, используемое Патриком Суппесом в книге « Логика, методология и философия науки: Труды» .

Философия абсурда

Философия абсурда появилась в середине 19 века. Ее основоположником можно считать датского философа Сёрена Кьеркегора. Абсурд в философии – это утверждение бессмысленности человеческого бытия. Мысли об абсурдности жизни были навеяны социальными проблемами, революциями и войнами. Абсурдизм был представлен в работах Камю, Ницше, Достоевского, Бердяева.

Философия абсурда строилась на том, что человек не может найти смысл жизни. Все поиски приводили к таким двум выводам:

  • на этой планете невозможно отыскать смысл существования, так как все вещи приходящи;
  • жизнь каждого человека определена высшими силами, человек является лишь марионеткой и может лишь с помощью веры заполнить душевную пустоту и постараться смириться с тем, что ему предначертано свыше.

«Абсурдная ситуация»

Напомним, ситуация на границе, где скопились желающие попасть в ЕС мигранты, резко обострилась в начале ноября. С белорусской стороны собрались несколько тысяч беженцев, которые пытались попасть на территорию Польши, прорвав заграждение из колючей проволоки.

  • Мигранты на польско-белорусской границе
  • AP

Варшава и Вильнюс направили к границе военнослужащих для сдерживания беженцев.

Также по теме


«Выстраивают инфраструктуру»: что стоит за ростом военного присутствия Запада на границах Союзного государства

Польша и другие страны Запада используют миграционный кризис как предлог для наращивания военного присутствия на западных границах…

При этом польская сторона начала выдвигать обвинения в причастности к организации кризиса в адрес не только Минска, но и Москвы.

Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Григорий Лукьянцев, со своей стороны, назвал подобные выпады абсурдными.

«Основное остриё этих обвинений напоминает какую-то абсурдную ситуацию. Все обвинения в этой связи адресуются одному государству, Белоруссии, хотя уже звучат и обвинения в том, что мы якобы приложили к этому руку, что вообще является абсурдным», — цитирует его ТАСС.

Лукьянцев также обратил внимание на то, что страны, вовлечённые в ситуацию, «наотрез отказываются наладить какое-либо конструктивное взаимодействие с соответствующими правоохранительными органами Белоруссии»

Психология абсурда

С точки зрения психологии, полный абсурд – это те предметы, события, мысли, которые являются для нас непривычными, не вписываются в наше стереотипное понимание. Абсурд применяется психологическими школами для таких целей:

  • «абсурдно – не означает неправильно» — эта установка используется психологами с целью расширить границы сознания людей, находящихся в затруднительных или критических ситуациях;
  • техники абсурда применяются для улучшения умственных способностей детей;
  • доведение ситуации или состояния до абсурда помогает человеку справиться с тревожным состоянием или депрессией.

Алиса: жизненный абсурд в сказочной стране

Абсурдность в художественных произведениях также изображает бессмысленность. Например, в «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла Алиса попадает в мир, который, прежде всего, бессмысленный, там все нелепо, абсурдно и вызывает насмешки. Садоводы, выкрашивающие белые розы в красный цвет, странная еда, заставляющая сжиматься или расширяться до гигантских размеров, являются лишь небольшим эпизодом из всей массы абсурда, на который натыкается Алиса.

Впереди своего времени Кэрролл усваивал новые авангардные (экспериментальные и провокационные) методы описания, которые характерны только для нескольких писателей середины ХХ века. Литературный абсурд — это средство для писателей, позволяющее подробнее изучить элементы абсурда в мире, который не имеет смысла. Он рассматривает вопросы смысла жизни, и писатели часто используют абсурдные темы, персонажей, ситуации и задают вопрос, существует ли какой-либо смысл или структура вообще.

Абсурдна ли жизнь?

Абсурдна, если искать в ней смысл, способный существовать лишь вне ее (смысл — отсутствие). Что означает вне жизни? Смерть. «Искать смысл жизни, — говорит Франсуа Жорж, — значит противоречить самой жизни». Действительно, это значит любить жизнь не ради самой жизни, а ради чего-то другого — некоего смысла жизни, тогда как, напротив, смысл жизни и предполагает жизнь. Если «жизнь должна быть самоцелью, — писал Монтень, — значит, понятия абсурда и осмысленности к ней не приложимы». Жизнь просто реальна, и в этой ее реальности — главное чудо. И она прекрасна — надо только любить ее.

Вот это-то и есть самое трудное: не биться над пониманием жизни как над решением трудной загадки, а принимать ее такой, какая она есть, — хрупкой и недолговечной, и принимать по возможности с радостью. Мудрость трагична, если это мудрость не смысла, а истины, не толкования, а любви и мужества.

Суть всего этого выразил Артюр Адамов: «Жизнь не абсурдна. Просто она трудная штука. Очень трудная».

Значение слова абсурд

Например, абсурдной была бы попытка икать со смыслом, абсурден вопрос «что значит голубизна его глаз?» Если трансцендентное применение разума, согласно Канту порождает парадоксы, то трансцендентное применение процедуры осмысления порождает фигуры абсурда (допустим, мы согласимся различать абсурд и нонсенс так, как это делает Делез).

Раздвоение». Это составная часть универсума театра абсурда, критикующего абсурдность современной жизни, тем самым совершая прорыв через абсурд.

Хотя Ницше и показывает, что абсурд порождает особый театрально-художественный прием «зритель без зрелища», «зритель для зрителя» , который станет одним из основополагающих для эстетики театра абсурда, абсурд еще не рассматривается им «функционально» (термин Оливера Дира), то есть как искусство.

Я должен пересказать вам одну из этих новелл, но в то же время чувствую — в чем и заключается пугающая двусмысленность происшедшего — бессмысленность такого пересказа, поскольку вам — каким образом, это можно узнать только из самой новеллы — уже все известно; вопреки доводам, рожденным здравым смыслом, вопреки самому здравому смыслу, ответ, который я только что получил от вас, убеждает и заставляет меня сделать то, что я сейчас делаю, оказавшись лицом к лицу с абсурдом, если, Гленда, это абсурд, а я полагаю, что это не абсурд, хотя ни вы, ни я не можем и догадываться, что же это такое.

писал уже не просто об абсурде, а об «абсурдном положении Европы», попавшей в состояние кризиса , почувствовав, что абсурд обретает на рубеже XIX — начала XX в.

Надо бить по слабым местам, доводить до абсурда и этот абсурд показывать, в нос тыкать тем, кто еще думать не разучился.

Кончилась холодная война, кончился абсурд ядерного противостояния, дурацких трат на гонку вооружений со всех сторон, климат абсурда и так далее.

И абсурд, и нонсенс всякий раз возникают в виде отдельных сингулярностей (когда нонсенс теряет свой сингулярный характер он становится неким смыслом), тем не менее, под воздействием абсурда на обратной смысловой стороне появляются «странные зоны».

Но ведь и Сартр, и Камю были не только философами абсурда, но и писателями, пытавшимися выразить его средствами художественного текста: достаточно прочитать «Тошноту», чтобы убедиться, что погружение в абсурд неизбежно влечет за собой дезинтеграцию внутреннего мира человека, его сознания и распад коммуникации.

Примечания и ссылки

  1. ↑ and Саймон Папино, Абсурдное чувство юмора в Квебеке , Лаваль, Press de l’Université de Laval, колл.  «Когда философия делает ПОП»,2012 г., 176  с. ( ISBN  978-2-7637-9869-1 ).
  2. ↑ и Норман Байаржон и Кристиан Буассино, я думаю, поэтому смеюсь , Квебек, Канада, PUL,2010 г..
  3. ↑ и .
  4. ↑ и Альбер Лаффи, Анатомия юмора и бессмыслицы , Пэрис, Массон,1970 г..
  5. .
  6. ↑ и Жан-Поль Гуревич , «  Юмор в детской литературе  », CNDP ,июнь 2010.
  7. Кабу и Возняк, Les impubliables , Париж, L’Archipel,2007 г., 158  с. ( ISBN  978-2-84187-971-7 ).
  8. ↑ и Марк-Ален Уакнин, Библия еврейского юмора , Мишель Лафон ,2011 г..
  9. (in) Брайан Логан , «  Два Ронни: популярность двойного акта все еще растет  » , The Guardian ,23 декабря 2010 г..
  10. Виктор Малка, Остроты еврейского юмора , Порог, колл.  «Точка»,2006 г..
  11. Пример юмора на идиш или ашкенази по версии Стефана Загдански 26 июля 2013 года на телеканале «Франс-Интер» в «Средстве от меланхолии» Евы Бестер
  12. (in) Эд Крей и Мэрилин Эйзенберг Херцог, «  Абсурдный слон: недавняя причуда загадки  » , Western Folklore , Western States Folklore Society, vol.  26, п о  1,январь 1967, стр.  27–36 ( DOI   , JSTOR   ).
  13. (in) Шутки Эллиотта Оринга и их отношения , Университетское издательство Кентукки ,1992 г., 16–28  с. , «Снять шкуру со слона».
  14. (in) Тед Коэн, Анекдоты: Философские мысли по поводу шуток, Чиокаго / Лондон, University of Chicago Press ,1999 г., 99  с. , стр.  8.
  15. (in) Веселый Боб Стайн, Как быть смешным: чрезвычайно глупый путеводитель , Даттон,1978 г., 72  с. ( ISBN  0-525-32410-0 ).
  16. (оно) Лео Бенвенути, Пьеро Де Бернарди и Туллио Пинелли, Амичи Миеи , Риццоли,1976 г..
  17. Жан-Франсуа Мармонтель (тексты собраны Матьё-Гийом-Тереза ​​Вилленав ), Полное собрание сочинений Marmontel , т.  5, Женева, Слаткин , 1819-1820 , «Элементы литературы», стр. 59.
  18. ↑ и Жан-Франсуа Мармонтель (тексты собраны Матье-Гийом-Тереза ​​Вилленав ), Полное собрание сочинений Marmontel , т.  5, Женева, Слаткин , 1819-1820 , «Элементы литературы», стр. 60.
  19. ↑ и Жан-Мари Гурио, Le grand cafe des brèves de comptoir , Париж, Роберт Лаффон ,2013.
  20. ↑ и «  Лучше посмейтесь над этим  », « Наука и будущее» ,4 октября 2002 г..
  21. (in) LaughLab, (по состоянию на 12 марта 2015 г. ) .
  22. ↑ и (in) LaughLab, (по состоянию на 12 марта 2015 г. ) .
  23. (in) LaughLab, (по состоянию на 12 марта 2015 г. ) .
  24. (in) LaughLab, (по состоянию на 12 марта 2015 г. ) .
  • Юмористический портал
  • Лингвистический портал
  • Философский портал

Употребление слова в разговорном языке

Существуют следующие синонимы абсурда:

  1. чушь;
  2. нелепость;
  3. вздор;
  4. ерунда;
  5. чепуха;
  6. бред;
  7. комедия;
  8. нонсенс;
  9. парадокс.

В разговорной лексике четкое разграничение между абсурдом и бессмыслицей отсутствует. Эти значения часто используются как синонимы, показывающие, что какое-либо событие, ситуация противоречит нормальному положению дел, человеческой логике.

Например, употребление понятия оправдано в следующих предложениях:

  1. Эта пьеса высмеивает бытовые проблемы человека, доводя их до абсурда.
  2. Все, что происходило вокруг: высказывания соседей, действия полицейского, – было абсурдно.
  3. Я смотрел вдаль, и все происходящее вокруг казалось мне абсурдом.
  4. В таком театре абсурда сложно сохранить способность мыслить здраво.
  5. Выводы, сделанные студентом в диссертации, – полный абсурд.

Слово это относится скорее к книжному словарю, нежели к разговорному стилю

Его часто используют как литературный прием, выражение, определение, призванное привлечь внимание читателя, заставить остановиться и задуматься, например: «Тщеславие существует и тщеславия нет»

Представители движения

Философию абсурда создал известный философ Серен Кьеркегор, но только в работах Камю она стала оформленной теорией, заслуживающей внимания широких кругов населения. Ярым приверженцем движения был также Лев Шестов, чьи труды заслуживают пристального внимания философов всего мира. Если вы желаете знать больше о данном феномене или имеете какие-либо внутренние конфликты на почве абсурдизма, то ознакомьтесь с полными трудами данных его представителей

BrainApps кратко опишет, чем каждый из философов заслужил внимание всего мира

Серен Кьеркегор

Выдающейся работой Серена Кьеркегора в рамках философии абсурда является «Страх и трепет», где достаточно жестко раскритикована религия. На самом деле, автор не является ярым ее противником, но он утверждает, что вера (и религия как ее проявление) является одним из лучших человеческих парадоксов, а значит, абсурдна.

В своей книге Кьеркегор анализирует Библию и особо поражается моменту, в котором Авраам приносит в жертву собственного сына. По его мнению, придание убийству сакрального, жертвенного и возвышенного смысла – это абсолютный парадокс, бессмыслица. Он отмечает, что согласно Священному писанию человек не является свободным, поэтому его существование абсурдно и не имеет смысла.

Главное открытие Кьеркегора заключается в том, что религия не поддается никакой логике, но остается достаточно эффективной сферой влияния на человеческую личность. Такой вывод очень любопытен и требует детального разбора. Вам никогда не было интересно: почему мы ходим в церковь, хотя не имеем ни единого доказательства существования высших сил? Ознакомьтесь с книгой Серена Кьеркегора, чтобы удовлетворить свое любопытство и расширить кругозор.

Альбер Камю

Теория абсурда жизни встречается во всех работах Камю, но его известным и популяризированным произведением является «Миф о Сизифе». Данная книга рассматривает абсурд в качестве противостояния двух идеалов: желания человека быть значимым и его понимания холодности и бездушности Вселенной или Бога.

Прочитав труд Камю, вы разберетесь в следующих философских проблемах, которые возникают при столкновении с абсурдом:

  • Суицид. Само по себе самоубийство является, по мнению Камю, логическим завершением непринятия реальности. Для человека, который выбрал этот путь, сама жизнь представляет собой абсурд, уйти от которого можно лишь одним способом.
  • Прыжок веры. Это понятие, которое заключается в осознании человеком собственной бессмысленности, но смирения с ней. Сюда входят такие понятия, как самообман, узость мышления, лень интеллекта, отступление от свободы и полное подчинение абсурдным правилам.
  • Принятие. Заключается в признании абсурда и свободы от него. То есть, человек сталкивается с собственной бессмысленностью во Вселенной, принимает ее и находит персональное, субъективное предназначение. Таким образом сама личность превращается во Вселенную с собственным смыслом и законами бытия.

В работе Камю много времени уделяется такому широкому понятию, как смысл жизни. Автор разбирает данный феномен по полочкам, обозначает его в качестве одного из самых главных примеров абсурда.

Лев Шестов

Считаете себя особенным, абсурдным человеком? Обратитесь к интересным работам русского философа Льва Шестова. В своих трудах он активно критикует устоявшиеся моральные нормы, принципы нравственности, принятые в мире предпосылки человеческого бытия.

Шестов разбирает несостоятельность нравственных форм на примере произведений Шекспира, критикует их универсальность. Кроме того, автор раскрывает образ человека-бунтаря, которому нечего терять, помимо собственной жизни. Именно эта черта дает личности силы двигаться и бороться дальше, опустить страх и развиваться.

Сизиф как символ философии абсурда

Наглядная метафора на этот счет — про Сизифа. Он закатывает свой камень в гору только затем, чтобы тот скатился с холма, затем все начинается снова. Он никогда не закатит камень на холм, потому что тот всегда будет скатываться. Но Сизиф продолжает свой нелегкий труд, он принимает свою судьбу. В этом смысле Сизиф является абсурдным героем. Представьте себе, что он счастлив так же, как и счастливы вы, ведь у каждого в жизни есть как минимум абсурдность существования. Такая философия говорит о том, что абсурд — это жизнь в бессмысленном мире, где все наши усилия в конечном счете бесполезны и не приводят ни к чему хорошему.

Литература абсурда как попытка точнее отобразить реальность

Когда мы говорим о нелепости в литературе, исторический контекст играет чрезвычайно важную роль. В 1950-х годах люди столкнулись с опустошением после двух мировых войн, разочарованием в модернизме и рационализме, а также с более либеральным подходом к вере — тому, что считалось традиционным. Без стабильной социальной структуры, убеждений в религии возник вопрос о надежности человеческой психики. Мыслители начали использовать идеологию экзистенциализма, который идет рука об руку с абсурдом.

Экзистенциализм помещает человека в начальной точке мысли и подчеркивает недоумение, которое человек чувствует в лице бессмысленного и одинокого существования в мире. Отдельно от других людей и открестившись от самого мира, человек остается в одиночестве бродить и является гораздо более восприимчивым к массовой манипуляции и государственному контролю.

Очень много писателей этого времени использовали приемы абсурдизма: Франц Кафка, Камю, Беккет, Том Роббинс, Курт Воннегут и другие. Они пошли против классической литературы и настаивали, что должна быть сильна корреляционная связь между обстановкой, характером и сюжетом. Другими словами, авторы ввели идеи бессмысленности не только в содержание, но и вплели их в саму структуру истории.

Абсурдизм и смысл жизни

Если рассматривать абсурдизм в виде определенных принципов и понятий, то можно отметить, что, согласно этой философии, на протяжении всей жизни личность пытается понять смысл своей жизни. Согласно убеждениям сторонникам абсурдизма, в результате человек либо приходит к выводу, что жизнь абсолютно бессмысленна, либо убеждается в том, что за него все уже решено «на небесах», поэтому, в конечном итоге, сам человек не может оказывать на жизнь никакого влияния. А значит, не стоит и прилагать каких-то особенных усилий.

К сожалению, во многом идеи абсурдизма способствуют и популярности суицида. Дело в том, что выше описанные моменты приводят людей к выводу, что, поскольку в жизни нет никакого смысла, то стоит как можно скорее ее закончить.

Тем не менее. Нельзя сказать, что основоположники абсурдизма подталкивали к этому людей. Тот же философ Камю говорил о том, что каждый может сам создать для себя смысл жизни и найти что-то такое, что будет мотивировать его жить и достигать каких-то целей. Однако одновременно Камю указывал на то, что в этом случае нужно исключить из своей жизни такие абсурдные понятия, как, например, религия.

Рассматривая абсурдизм сегодня, можно сказать, что для подавляющего большинства людей это философское решение скорее вредно, чем полезно, так как не каждый может вникнуть в размышления философов. Серьезно разобрать их и сделать логические выводы. Люди, которые становятся слепыми последователями этой философии, как правило, очень несчастливы, а иногда даже кончают жизнь самоубийством.

Таким образом, можно говорить о том, что для современного мыслящего человека абсурдизм и бесполезен, и опасен. Эти идеи не стоит использовать самому и тем более внушать их детям и молодежи даже в том случае, если данное течение отображается в различных видах искусства.

Смысл жизни — в самой жизни, в ее продолжении, в воспитании потомков, в достижениях, которые человек может совершить на протяжении своей жизни. Поэтому идеи абсурдизма вредны — они убивают в человеке желание двигаться дальше и просто жить.

Если вы находитесь не в ресурсе — возможно, ваш мозг просто устал. Чтобы его взбодрить, попробуйте всего 10 минут в день уделять специальным когнитивным тренировкам, основанным на научных методиках

Тренажеры Викиум основаны на популярных методах, разработанных учеными-нейропсихологами и помогут улучшить память, внимание и мышление

Алиса: жизненный абсурд в сказочной стране

Абсурдность в художественных произведениях также изображает бессмысленность. Например, в «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла Алиса попадает в мир, который, прежде всего, бессмысленный, там все нелепо, абсурдно и вызывает насмешки. Садоводы, выкрашивающие белые розы в красный цвет, странная еда, заставляющая сжиматься или расширяться до гигантских размеров, являются лишь небольшим эпизодом из всей массы абсурда, на который натыкается Алиса.

Впереди своего времени Кэрролл усваивал новые авангардные (экспериментальные и провокационные) методы описания, которые характерны только для нескольких писателей середины ХХ века. Литературный абсурд — это средство для писателей, позволяющее подробнее изучить элементы абсурда в мире, который не имеет смысла. Он рассматривает вопросы смысла жизни, и писатели часто используют абсурдные темы, персонажей, ситуации и задают вопрос, существует ли какой-либо смысл или структура вообще.

Этимология слова «абсурд»

В русский язык данное понятие вошло в 19-м веке из западной литературы. Однако само происхождение слово древнее и имеет латинские корни. Absurdus означает на латыни нечто неблагозвучное и несвязное. А родственное слово surd обозначает глухоту.

Вам будет интересно:Информационный рынок: характеристика. Рынок информационных технологий

Существует мнение, что и древние римляне имели в виду современное значение слова, то есть они понимали абсурд как разговор глухого с глухим — то есть несвязный и нелепый диалог.

Также некоторые лингвисты считают, что данное понятие образовалось в Средние века и его придумали ученые-схоласты.

Сила абсурда

Древние философы не зря превратили абсурд в технику беседы, спора. Чтобы доказать свою правоту и разгромить логику собеседника, они доводили его идею до абсурда. Усиливали детали, развивали мысль и доводили до логического конца, всё ярче сталкивая противоречия, пока абсурдность идеи не становилась очевидной.

Что такое абсурд?

В современной психологической науке тоже есть техника доведения до абсурда. Эта техника отлично работает со страхами, тревогой, негативными установками и сценариями. Даже с депрессией помогает бороться!

Например, страх публичный выступлений. Наверняка, он тебе знаком ещё со школьной скамьи. Это знакомое каждому волнение и страх оценки, тревога от того, что на тебя смотрят столько глаз и внимательный взор учителя. А уж если всё закончилось не очень позитивно, страх укореняется внутри и подаёт голос при каждой, хоть немного похожей ситуации.

И вот, ты уже большая и взрослая, и тебе предстоит важное совещание на работе. Ты должна будешь выступать с важным сообщением

Руководитель очень рассчитывает на тебя. А ты несколько ночей спать не можешь от тревоги. Привычный для любого человека способ борьбы со страхом – конечно же, логичный, — перестать бояться. Вот только он не работает!

Техника доведения до абсурда сработает лучше! Чтобы победить своё волнение, представь ситуацию выступления в самом негативном варианте. Напиши рассказ. Описывай всё в мельчайших подробностях: утром ты проснулась, собралась и села завтракать. От волнения трясутся руки и ничего не хочется. Пьёшь наспех кофе и отправляешься на работу.

Там твоё волнение усиливается. Потихоньку все собираются в кабинете, где будет проходить совещание. От страха у тебя кружится голова и путаются мысли. Представь, что совещание началось, и подошла твоя очередь говорить.

Но слова не формируются в предложение, а буквы путаются в словах. Ты волнуешься ещё больше, проливаешь воду на рядом сидящего руководителя. Он злится и отчитывает тебя. Пофантазируй, какие ещё оплошности можешь допустить, доведи ситуацию до самого-самого ужасного итога.

Чем кончится твой рассказ? Тебя уволят? Выгонят с позором и без выходного пособия? Посмотри, к чему приведут тебя страхи. А потом спроси себя – это действительно может случиться именно так? Правда, из-за волнения ты не сможешь говорить? Правда, что за это тебя уволят?

Или самое страшное — ты навсегда останешься без работы? Ты увидишь, что голос страха ведёт тебя в абсурд, он рисует комичные сценарии, далёкие от реальности. Теперь ты можешь вздохнуть, спокойно подготовиться к совещанию и лечь спать.

Техника абсурда поможет в борьбе и с депрессией. Всё тем же путём. Если ты погрузилась в апатию и мрачные мысли, попробуй не разгонять их сразу. Начни «сгущать краски». Усиливай переживание того, что всё плохо и жизнь тяжела.

И никто-то не любит, и все-то обидели. Если развивать мысли депрессии, то это обычно желание лечь и ничего не делать, не есть, не говорить ни с кем. А потом торжественно умереть, чтобы обидчики твои видели, что они с тобой сделали!

А ты, как ангел, с небес будешь смотреть на их горе и упиваться победой – поняли, что потеряли! Вот какие вы жестокие! Вот как я вас наказала! Распиши в ярких красках эту фантазию. А потом резко вернись в реальность – ты действительно веришь в месть на облаках? Даже если ты веришь в загробную жизнь, неужели там тебе будет актуально злорадство? И правда, твои мелкие обиды и неприятности заслуживают такой театральной трагичности?

После таких сценариев, в стиле индийского кино, тебе захочется встряхнуться и вернуться в настоящий момент. Доведение до абсурда помогает уйти от негативных мыслей и чувств и вернуться к жизни. Этот гениальный метод и практиковали филососфы древности софисты и Сократ.

Понятие абсурда в философии экзистенциализма

Философия экзистенциализма (это что?) развилась в самостоятельное течение в 1940-х годах. Представители этого направления – Ницше, Камю, Сартр и другие. Объект их интереса – кризисное положение человека в современном мире, когда былые ценности и идеалы оказались утрачены. Разлад с окружающей средой вызывает ощущение бессмысленности жизни.

Абсурдность восприятия приводит человека к мыслям о тщетности, пустоте существования, отсутствию веры и смысла. Философы экзистенциализма утверждают, что заканчивать жить – это не лучший способ вырваться из гнетущего однообразия. Можно смириться с окружающей реальностью и наслаждаться происходящим вопреки сложившимся обстоятельствам.

Этот вывод следует из «Мифа о Сизифе», написанного Камю. Его герой вынужден постоянно поднимать на гору тяжелый камень, который скатывается с вершины вниз. На первый взгляд, ситуация кажется абсурдом, торжеством однообразия. Однако стоит задуматься: по ходу своей нелегкой работы Сизиф может оглядываться по сторонам, находить для себя что-то новое и наслаждаться существованием, пусть даже в таких условиях.

Что такое абсурдизм?

Асурдизм представляет собой движение, которое появилось уже после экзистенциализма (сущность бытия), которое утверждает незначимость и бессмысленность человеческой жизни и всего сущего. Началом его развития послужили многочисленные войны прошлого столетия, которые принесли множество страданий и унесли тысячи человеческих жизней.

Прародителем теории абсурдности бытия является Серен Кьеркегор, трудовыми наработками которого пользуются психологи современности и его последователи. Такие представители, как Альбер Камю и Лев Шестов активно развивали и распространяли абсурдизм среди людей и сделали его частью философского движения. Последствием такой активной популяризации теории стало использование абсурдизма в творческой сфере, особенно, театрах и художественной литературе.

Пример № 3

Сейчас активно развивается робототехника. Машины уже собирают электронику, работают на конвейере. Приведем ситуацию к абсурду и представим, что всю работу на планете за нас делают машины. Сеют, пашут, стоят у станков, водят транспорт, учат детей. Вообще всё. Товаров много, всё доступно, территории освоены, везде порядок и красота. Заводы и шахты без людей. Дома всегда чисто и пахнет чем-то вкусным.

А что же тогда будут делать люди? Мечтатели скажут, что все станут заниматься творчеством, путешествовать, развлекаться, отдыхать и это будет просто рай на земле. Мы, суровые реалисты, не будем так оптимистичны и сразу спросим: «А на какие средства люди всё это будут делать?» Ведь если нет работы, то нет и денег. Товары производятся, а купить их не на что. Вся современная финансовая система потеряет смысл, наступит коллапс в торговле. Останется только перейти к модели общества типа коммунистической, но без идеологической подоплёки и образа врага. Упадет почти до нуля количество преступлений (больные на голову всё равно останутся), не будет коррупции, строительство властной иерархии придется вести по другим принципам, пока не понятным. У многих пропадет стимул к учебе, скорее всего, увеличится количество самоубийств.

Абсурд? Да! Но нам стало понятно, что полная автоматизация как минимум нежелательна при монетарной системе и, скорее всего, её разрушит и прихватит за собой общественный строй.

Отношение к абсурду

Психология

Психологи изучают, как люди приспосабливаются к постоянным жизненным абсурдам. В рекламе , было обнаружено , что наличие или отсутствие нелепого образа , чтобы смягчить негативное отношение к продукции и признание увеличения продукции.

Юмор

Абсурд используется в юморе, чтобы рассмешить людей или придать изощренный смысл. Одним из примеров является « Джаббервоки » Льюиса Кэрролла , стихотворение из бессмысленных стихов, первоначально включенное в его абсурдистский роман «Зазеркалье» и «Что там нашла Алиса» (1872). Кэрролл был логиком и пародировал логику, используя нелогичные и инвертирующие логические методы. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес использовал нелепости в своих рассказах, чтобы указать на них. Франц Кафка «s Метаморфоза считается абсурдистом некоторыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector