Сочинение: какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

3 кита жизненного пути

В структуре жизненного пути можно выделить три основных фактора:

1. Жизненная позиция

Совокупность ценностей и идеалов, которые человек практически применяет в сфере личных и профессиональных взаимодействий. Именно жизненная позиция является для человека ориентиром, согласно которому он определяет свое место в жизни.

Можно выделить две позиции, которые отражают отношение человека к окружающему его миру и людям:

  • активная – направлена на получение и поддержание контроля над происходящим вокруг и изменение окружающего мира;
  • пассивная – не предполагает инициативности, базируется на подчинении обстоятельствам.

Эрик Берн выделяет 4 основные позиции личности, которые отражают взаимосвязи с миром:

  • Я — хороший, ты — хороший. Здоровая позиция крепкой сформировавшейся личности, характеризуется оптимистичным и позитивным отношением к миру.
  • Я — хороший, ты — плохой. Проявляется в обвинении окружающих в своих неудачах.
  • Я — плохой, ты — хороший. Люди с такой позицией считают себя недостойными чего-либо, менее значимыми по сравнению с другими.
  • Я — плохой, ты — плохой. Позиция несформировавшейся личности, которая не умеет ценить ни себя, ни других.

2. Жизненная линия

Динамическая характеристика, показывающая, как жизненная позиция человека меняется под влиянием окружающих обстоятельств и с течением времени.

Советский и российский психолог и философ, доктор философских наук Ксения Александровна Абульханова выделяет 3 характерных черты жизненной линии:

  • Последовательность/непоследовательность. Характеризует поведение человека при изменении обстоятельств либо их стабильности, определяет последовательность его поступков и принципов и присущую ему линию поведения.
  • Расширение/сужение. Линия поведения, которая характеризует степень активности человека по отношению к окружающему миру и своим действиям в нем.
  • Повторяемость и масштаб. Обозначает соотношение в жизни индивида трудных моментов и критических ситуаций.

3. Смысл жизни

Смысл жизни – главная цель, которой стремится достичь личность. Если рассматривать понятие с психологической точки зрения, смысл жизни – это не только совершенные и планируемые достижения личности, но и тот путь, который личность проходит, стремясь к своим целям.

Концепции смысла жизни, существующие в философии:

  • аскетизм – бытие, основанное на вере в спасение души через отречение от мира и отказ от физического комфорта;
  • гедонизм – противоположность аскетизму, бытие ради удовольствий;
  • эвдемонизм – стремление к благородным целям, выходящим за рамки личной выгоды;
  • этика долга – смысл концепции в добровольном самопожертвовании;
  • прагматизм – выстраивание взглядов на жизнь с точки зрения полученной пользы;
  • утилитаризм – моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

Психология рассматривает понятие смысла жизни по отношению к конкретной личности:

  • каждая личность должна самостоятельно прийти к осознанию смысла жизни;
  • общего, подходящего всем смысла жизни не существует;
  • смысл бытия заключен в самом процессе проживания жизни.

На формирование смысла бытия могут в той или иной степени повлиять следующие факторы:

  • социальное положение;
  • историческая ситуация;
  • образ жизни;
  • профессиональная сфера деятельности;
  • присущие личности духовные ценности и т.д.

Как выбрать свой путь в жизни

Для начала важно отметить тот факт, что жизнь человека разделена на пять фаз

Особенное внимание такому утверждению уделял известный немецкий психолог К. Бюлер, который выяснил, что первые две фазы полностью относятся к поиску своего места в жизни. Он рассказал в своих исследованиях, что первая фаза длится с 16−20 лет, и находится, за пределами возложенной на человека миссии

Это время отводится для того, чтобы самоопределиться. Вторая фаза наступает после данного периода и продолжается до 25−35 лет, когда человек начинает искать себя в разных сферах деятельности, сталкивается с преградами, собственной неуверенностью, осознает ответственность за выбор профессии и определяется с тем, что действительно ему нужно

Он рассказал в своих исследованиях, что первая фаза длится с 16−20 лет, и находится, за пределами возложенной на человека миссии. Это время отводится для того, чтобы самоопределиться. Вторая фаза наступает после данного периода и продолжается до 25−35 лет, когда человек начинает искать себя в разных сферах деятельности, сталкивается с преградами, собственной неуверенностью, осознает ответственность за выбор профессии и определяется с тем, что действительно ему нужно.

Ориентир на знания и возможности

Найти начало пути в жизни человеку будет проще, если он проанализирует себя, как источник полезных ресурсов для его прохождения. Что он умеет делать? На совершение каких поступков способен? Как далеко может зайти, в погоне за смыслом жизни? Способности играют важную роль в процессе прохождения жизненного пути. Ведь они являются свойствами личностями, определяющими успешное осуществление того или иного рода деятельности.

Способности – наши внутренние психические регуляторы, обуславливающие возможность приобретения навыков, умений и знаний. Одни из них определяют успешность воспитания и обучения, а также формирование личностных качеств. Другие отвечают за производство новых идей, открытий. Способности – ресурсы человека, которыми он обязательно должен пользоваться во имя достижения целей. Знания об их наличии нередко помогают найти путь духовной жизни. Нужно лишь задать себе один вопрос: «На что я способен?», и дать на него ответы. Возможно, в одном из них и будет скрыт смысл жизни.

Примеры эссе

Люди всегда выбирают, что лучше, прислушиваются к себе. Они пытаются понять, что конкретно им нужно. Многие боятся ответственности, так как не знают наверняка, правильно ли поступят в конкретной ситуации. Поэтому нужно делать то, что получает отклик в душе, и при этом не жалеть о своем выборе.

Дорога длиною в жизнь

Жизненный курс — это дорога длиною в жизнь. Любой поступок обязательно отразится на нас. Взять выбор профессии, когда мы выбираем, кем станем, где будем учиться. Все это станет нашей судьбой в дальнейшем и только в наших руках. Нужно понимать: какие решения принимаешь, то в будущем и получаешь.

Например, в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказывает историю Петра Гринева. Мальчика с 5 до 11 лет обучал дворовый человек Савельич. Когда Петру исполнилось 16, отец отправил его служить. Герой вообще не задумывался о своем будущем., но позже все изменилось. Петр зарекомендовал себя храбрым офицером и отличным товарищем. Он был человеком, который ценил честь превыше всего.

Герой защищал честь своей возлюбленной — Маши Мироновой, которую оклеветали. Петр отказался присягнуть Пугачеву. Эти действия полностью изменили главного героя. Он стал честным, верным присяге, имел чувство долга. Гринев доказал, что судьба человека только в его руках, что каждому под силу изменить себя, стать лучше. Поэтому можно с уверенностью сказать, что все зависит от человека.

Другим примером в романе «Обломов» является судьба молодого поколения, которое пытается обрести свое место в жизни, но так и не может найти верный путь. Можно наблюдать, как отсутствие воли, неспособность к труду превращают главного персонажа в бездельника и праздного лежебоку. Герой выбрал неправильный путь, потерял свою любовь, ничего не достиг в жизни.

Поэтому можно сделать такой вывод по сочинению «Мой жизненный путь»: жизнь человека лишь в его руках.

Вариант для ЕГЭ

Люди постоянно принимают решения, будь то учеба, работа, свадьба. Необходимо взвешивать каждые свои мысли, действия.

Когда человек выбирает, кем хочет стать, это в будущем определит всю его жизнь. Конечно, ничего страшного не случится, если со временем захочется работать в какой-то другой сфере, так как можно переучиться. Но тратить свое время на сожаления совсем не стоит. Поэтому нужно самостоятельно принимать решения, чтобы в случае чего никого не обвинять в случившемся. Не говорить о том, что кто-то испортил вам жизнь. Советников много, но нужно понимать, что прислушиваться надо не ко всем, а лучше только к себе.

Хочется привести пример из «Евгения Онегина», где на главного героя воздействует не его собственный выбор, а предполагаемое наследство. Персонаж устал от беззаботной жизни со всеми ее балами и любовными утехами. Он отверг светское общество, за что был прозван чудаком. Но Онегин не перестал искать жизненные ценности и цели.

Другой пример — «Человек в футляре». Главный герой выбрал замкнутую и закрытую жизнь. Он добровольно отказался от простых жизненных радостей. Герой не готов к каким-либо изменениям и сюрпризам, любое отклонение от его правил может негативно сказаться на нем. Поэтому нужно быть гибкими, адаптироваться под жизненные изменения.

Если что-то в жизни пошло не так, то необходимо сделать выводы и забыть об этом, не переживать. В будущем стараться не повторять ошибок. Это и есть жизненный путь.

Судьбоносные решения

Все люди понимают, что жизненный путь — череда как печальных, так и радостных событий. Мы принимаем решения ежедневно. Бывает, что возникает обычная ситуация, когда ответ приходит сразу же. Но случаются и более сложные моменты в жизни, когда стоит более тщательно подходить к принятию решения.

Мне делать выбор помогают литературные произведения. В них всегда найдутся примеры с поступками людей, сообщения от лидеров. На их ошибках можно учиться, делать выводы.

Ярким примером из литературы является «Сын полка», где показана преданная дружба, преданность Родине. Главный герой был совсем ребенком, но точно видел свою цель, знал, какой шаг нужно сделать. Он осознает, что от его действий может измениться дальнейшая судьба. Герой участвует в разведках вместе со взрослыми солдатами. Поэтому этот персонаж является примером для подражания, который проявил силу духа и стойкость.

Все могут ошибаться, сталкиваться с трудностями, но то, как выйти из этих ситуаций, зависит полностью от нас. Сочинение на тему «Выбор жизненного пути» помог мне разобраться с этим. Я поняла, что жизнь не стоит на месте, поэтому нужно спокойно реагировать на события, обдумывать свои действия, так как все это повлияет на мою судьбу.

Эмоции, связанные с событиями

Формирование человека зависит от многих факторов. Это физическое и духовное развитие, знания, которые он приобретает в процессе проживания. Огромное значение имеют эмоции, вызванные теми или иными событиями, несущие в себе положительный или отрицательный заряд. Положительные делают жизнь ярче, радостнее, живее, насыщеннее. Они придают человеку веру в жизнь, людей и себя. Они укрепляют здоровье, придают сил.

Отрицательные события, с одной стороны, вызывают тяжелые эмоции: страх, разочарование, удрученное состояние, потерю веры человека в лучшее. Они могут разрушить жизнь, раздавить его как личность. Они являются источником различных заболеваний. С другой стороны, если у человека сильный характер, они могут сделать его еще сильнее, мудрее. Христианская вера называет тяжелые события, сопряженные с отрицательными эмоциями, испытаниями, которые человеку необходимо пройти и победить их.

Ваш выбор – ваша ответственность

Жизненный путь не всегда ведет вас к тому, о чем мечтаете. Некоторым людям просто не дано добиться успеха в определенных профессиях или сферах жизни, тут уж ничего не поделаешь. А вот выбрать правильный путь или хотя бы постараться это сделать в ваших силах.

Тут есть несколько простых правил:

  • Не замахивайтесь на вершины, если не любите высоту;
  • Четко определяйтесь с тем, кто вы есть в это мире: вкусы, интересы;
  • Расставьте приоритеты;
  • Определите жизненные принципы;
  • Не поддавайтесь окружающим проблемам. Если вы хотите поехать в отпуск, то просто поезжайте, а не думайте о том, что это сложно, денег выбросите много, а сейчас кризис и нужно, вроде бы как, экономить.

Вариант 2

Что же является главными ориентирами, которые в трудную минуту не позволяют нам не заблудиться на жизненном пути? На этот вопрос не так легко найти правильный ответ.

У каждого из нас свой собственный жизненный путь и свои собственные ориентиры. Но жизненный путь тоже бывает разный. Кому-то все дается легко, а у кого-то дорога к счастью усеяна преградами и трудностями.

Цели у каждого человека так же отличаются. Для одних главной ценностью являются деньги, для кого-то семья. А для других – слава. Одним из нас очень сильно помогают не заблудиться на жизненном пути ориентиры, которых они стараются придерживаться. Другие же люди так всю жизнь и плутают в извилистых дорогах жизни, стараясь отыскать тот единственный правильный путь.

Если обратиться за примерами к литературе, то одним из ярких примеров стало произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

На примере Наташи Ростовой автор показал, как важно определить свой жизненный путь и полностью следовать ему. Главной целью девушки была любовь

Главным ориентиром в её жизни становится голос собственного сердца. Именно ему она следует и доверяет. Нельзя сказать, что путь героини был простым. Нет. На нем так же встречались преграды и испытания, которые она преодолевает благодаря своей искренности, стойкости, честности и целеустремленности. Главным её плюсом является то, что она честна в первую очередь перед собой.

Наташа всем сердцем любила Андрея, но в то время, когда он был так нужен, его не было рядом. Тогда девушка находит утешение в Анатоле. Но, спустя время, она понимает, что своим поступком предала Андрея и свои собственные чувства. Это приводит её к раскаянию. За свое удовольствие девушка заплатила немалую цену. После этого она стала на путь самосовершенствования, искренне раскаявшись в содеянном. Она находит себя в роли жены и матери.

Можно сказать, что главным ориентиром девушки была любовь, благодаря которой она смогла найти правильную дорогу на своем жизненном пути.

В качестве второго примера можно привести повесть Дадзая Осаму «Исповедь неполноценного человека». В данном произведении автор показывает своеобразную автобиографию, в которой рассказывает о странствиях собственного эго.

С самого начала он столкнулся с непониманием в кругу семьи. Это привело к тому, что герой был вынужден облачиться в «маску» шута, которая выступала своеобразной защитой от общества. Отец не разделял желаний сына стать художником, поэтом заставил его освоить профессию чиновника.

Главным ориентиром героя стало то, что он мечтал стать своим в обществе, добиться признания и понимания. Но на его жизненном пути появилась преграда в виде его собственного отца, из-за которого он не смог реализовать свой собственный потенциал, добиться желаемой цели. Это все привело к тому, что он просто потерял свои ориентиры в жизни. Он выбрал не правильный путь, начал проводить много времени с новым знакомым Масао.

Повзрослев, он стал бояться лживого общества, в котором ему пришлось оказаться. Он так и не смог добиться желаемого и осуществить свою заветную мечту. В итоге общество просто сломало его, так и не дав возможности воплотить в жизнь свои желания.

Стоит отметить, что никогда не стоит сворачивать со своей дороги жизни. Отрекаться от своих целей, желаний. Потому что если однажды предать свои интересы и убеждения, можно прожить жизнь совершенно не так, как хотелось бы.

Сочинение на тему «Дороги, которые мы выбираем»

Чем живет человек? Скорее всего, любовью, верой в будущее, надеждой на лучшее. Мы все хотим быть счастливыми, мы мечтаем о том, что выберем удачную профессию, которая будет нравиться нам и будет приносить пользу людям. Мы верим, что у нас будет дружная и счастливая семья. Каждый из нас надеется, что наша жизнь будет лучше, богаче, интереснее, чем жизнь родителей. Главное – найти именно свой путь. Только тогда мы сможем достичь максимальных результатов в работе, сможем быть счастливыми и приносить радость людям. Многие из нас стремятся скорее стать взрослыми. Мы хотим быть самостоятельными, хотим себя быстрее реализовать. Наша взрослая жизнь начинается с выбора профессии. Это ответственное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. Мир профессий очень велик. Мы интересуемся, советуемся, выбираем. Но в нашем возрасте не всегда можно сразу выбрать профессию, которая станет «твоей». Мы задумываемся о своей будущей профессии еще в детстве. Но с возрастом наши взгляды могут меняться: мы более реально смотрим на мир, советуемся со старшими. Мы руководствуемся желаниями или приобретенными навыками к какому-либо труда. Оба эти пути могут вывести на большую дорогу жизни, но можно ошибиться. Ибо навыки к труду – это еще не профессия. А желания часто основываются только на внешней привлекательности той или иной профессии. Кроме того, не всегда наши желания совпадают с мнением родителей. Конечно, родители лучше знают жизнь, к их мнению надо прислушиваться. Но в любом случае нужно искать тот вариант, который будет устраивать и нас, и взрослых. От правильного выбора профессии зависит счастье человека. В нашем возрасте этот выбор – задача непростая и нелегкая, не зря же говорят, что самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». В жизни каждого человека профессия играет важную роль, но все же главное, кто ты есть в этой жизни. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей, но главным остается то, без чего человек не может жить: любовь, доброта, милосердие. Нужно помнить о том, что человек живет не для профессии, а профессия существует для людей. Ведь в жизни бывает так, что человек может быть хорошим специалистом, но с таким «специалистом» неприятно общаться, на него нельзя надеяться, потому что он думает только о себе и свою карьеру. Нам всем не помешало бы чаще вспоминать слова Л. Татьяничевої: «Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?» У каждого из нас в дальнейшем жизнь будет складываться по-разному. Не каждому удастся посвятить себя одной профессии. Но какую бы ты не имел работу, нужно относиться к ней добросовестно. Тогда и люди будут уважать тебя и ценить. Главное – никогда не забывать о том, что в любых ситуациях нужно оставаться Человеком.

Похожие материалы:

  • Сочинение на тему «Что такое милосердие» — —
  • Сочинение «Летний вечер» — —
  • Сочинение на тему «Храбрость» — —
  • «Самосовершенствование» сочинение — —
  • «Жизненный путь человека» сочинение — —
  • «Общение с природой» сочинение — —
  • «Родительский дом» сочинение — —
  • «Материнская любовь» сочинение — —
  • Сочинение про здоровье — —
  • Сочинение «Выбор профессии» — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Вариант 3

(478 слов) Человек наделен волевым сознанием, а это значит, что он сам определяет свои действия и несет полную ответственность за них. Такова его природа. Если же он идет против свей сущности и воздерживается от выбора, за него все решают обстоятельства, которые всегда подгоняют нас в принятии позиции. Чтобы подтвердить это, рассмотрим литературные примеры.

И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что выбор неминуем, и если человек его не делает, за него действует уже воля случая. Так, Илья Ильич, будучи очень пассивным и ленивым барином, постоянно избегал ответственности. Он хотел, чтобы за него трудились и думали другие, а он лишь наслаждался комфортом затянувшегося детства. Его идеалом была сытая и праздная жизнь в Обломовке, где за него все решали родители и слуги. Но время шло, и сам Обломов стал мужчиной, а не мальчиком. И ему нужно было определять направление на распутье судьбы. Но он переложил это бремя на тех, кто согласился его взять, и едва не лишился имения из-за действий мошенников. Тарантьев и его подельники обманули барина и едва не украли его недвижимость. Ее чудом спас Штольц. Но и этот пример ничему не научил Илью Ильича. Он по-прежнему во всем полагался на тех, кто рядом. Поэтому Обломов умер в цвете лет, так ничего и достигнув, оставив сына сиротой и взвалив на жену бремя вдовства. Его пример учит нас тому, что выбор — это неотъемлемое условие жизни, и его нужно делать самостоятельно.

Определяя свое решение, важно помнить о его последствиях. Делать выбор — это означает иметь готовность проявить постоянство курса и нести за него ответственность

Без этого человек никогда не станет хозяином своей судьбы и, подробно Обломову, будет плыть по течению, ни на что не влияя. Это подтверждает пример из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Юнкер Грушницкий был обижен на друга, который переключил внимание княжны Мери на себя. Он задумал отомстить более удачливому кавалеру Мери и выставить Печорина в смешном виде перед товарищами

Он спровоцировал дуэль своими колкостями и намеками на близость Григория и Мери. А потом юнкер решил подсунуть Печорину оружие, которое не стреляло. Это решение было очень опрометчивым и подлым, и за него неминуемо должна была наступить расплата. Григорий узнал об обмане и проверил пистолет прилюдно. Он взял оружие в полной боеготовности. И тогда Грушницкий оказался перед сложным выбором: признаться и опозорить себя или погибнуть. Юнкер не смог переступить через гордость и не сказал ни слова. В итоге Григорий убил его. Этот пример заставляет задуматься о том, что каждое решение имеет последствия, и порой ставит нас перед таким выбором, от которого уже не уйти. И такое может случиться с каждым.

Таким образом, избежать выбора не может никто. Это непременное условие жизни каждого человека. Пытаясь сбросить бремя ответственности, мы можем отказаться принимать решение лично, но тогда его определит случай. И такая рулетка вряд ли устроит кого-либо, ведь с последствиями этого события жить все равно нам и никому другому. Поэтому выбирать курс лучше самостоятельно, раз от этого никуда не деться.

Философский взгляд

С точки зрения философии жизненный путь рассматривается как история становления и формирования человека, личности. Нужно заметить, что не каждый человек в процессе формирования становится личностью. Все зависит от значимости, насыщенности событиями его пути. Здесь тоже все начинается с рождения, а заканчивается переходом в мир иной.

Некоторые философы интерпретируют понятие «жизненного пути» немного по-иному. Объясняя все последовательностью прохождения определенных этапов изменения человека, становления как личности. Это младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст, старость. Каждый имеет свои значимые события и оставляет в жизни человека неизгладимый след.

Существует и множество других определений понятия «жизненный путь», но все они, так или иначе, сводятся к вышеприведенным понятиям. Это прохождение человеком всех этапов пути от рождения до смерти, его эволюция, значение в жизни общества.

Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное — иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Пример тому — судьбы героев «Войны и мира». Жизненный путь Пьера – это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

Эмоциональный знак событий и биографические психические состояния

Н.А. Логинова подчеркивает, что значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к нему . Другими словами, значение события определяется позицией наблюдателя, зависит от его интерпретации.

Здесь напрашивается мысль о том, что любое событие жизни человека, независимо от его происхождения, имманентно содержит в себе противоположно направленные потенциалы влияния на ход жизни, актуализация которого зависит от субъекта жизни, от его отношения к событию. Например, событие с содержанием неудачи в жизни, может стимулировать к тому, что человек в дальнейшем будет избегать такой активности, которая может привести к неудачам. Или же событие неудачи, может стимулировать человека к большим достижениям в жизни. Это зависит и от мотивационной ориентации человека (например, избегание неудачи или достижение успеха), от характеристик человека как субъекта жизни, от его аналитических способностей увидеть многообразие в одном и однообразие во многом — от гибкости биографического мышления. Под гибкостью здесь мы понимаем учет разновероятностной детерминации событий и многообразного содержания детерминации событий жизни друг с другом .

Таким образом: 1) события включают в себя одновременно противоположно направленные потенциалы влияния на ход жизни человека; 2) актуализация одного из потенциалов события зависит от отношения к нему человека; 3) детерминация субъектом своей жизни осуществляется через механизмы выбора им желаемых событий и отношения к ним, что и раскрывает для него один из потенциалов их содержания.

Итак, в событиях жизни отражается ход жизнеосуществления человека, его успехи, поражения, главная линия жизни и т.д. События выполняют функцию объективации содержания и направления жизнеосуществления человека.

Н.А. Логинова высказывает интересную мысль о том, что ближайшие психологические последствия событий возникают в виде психических состояний, которые отражают объективное содержание событий и соответствуют характеру данного человека. «Психические состояния кумулируются, становятся характерными» . «Переживания в форме психических состояний, в которых слиты эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты, отражают события и обстоятельства жизни в их отношении к самому субъекту» .

Если учесть сказанное С.Л. Рубинштейном, что всякое психическое образование — это и переживание, и знание, то значимые события жизни, представленные в СКЖП, — это не только знание об их значимости, но и переживание их в разных эмоциях и чувствах. Можно сказать, что события имеют, как и многие другие психические феномены, когнитивный (знание о содержании), эмоциональный (переживание) и поведенческий (мотивация) аспекты проявления. Отношение к событию может переживаться в положительных, нейтральных, отрицательных и амбивалентных эмоциях, вызывать разные чувства и состояния. В зависимости от оценки и отношения к событию как позитивному или негативному, способствующему или препятствующему желаемому, необходимому в жизни человека и т.д. человек находится в определенном психическом состоянии в определенном биографическом периоде жизни.

Н.А. Логинова отмечает, что длительность состояний, вызванных событиями, может колебаться от нескольких минут до нескольких лет . Другими словами, можно говорить о «биографических психических состояниях» (далее БПС), т.е. о психических состояниях в биографическом масштабе. БПС человека в разных биографических периодах жизненного пути могут быть разной модальности в зависимости от продуктивности жизнеосуществления. Исходя из вышесказанного, БПС мы рассматриваем как состояние, определяемое отношением человека к ходу жизнепостроения и самоосуществления.

Можно предположить, что БПС вызываются в основном событиями доминирующей сферы жизнеосуществления. Переживания в биографическом масштабе вызывают лишь те события, которые связаны с удовлетворением доминирующих потребностей в биографическом масштабе и с доминирующими эвдемоническими (смысложизненными) установками, представленными в СКЖП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector