Речь и речевая деятельность. виды и функции речи

Введение

На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций и столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления

Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой — это вопрос характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития, вопрос о внутренней речи.

Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л. С. Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению н целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

Две стороны речи: обращенная к другим и обращенная к себе

Внутреннее проговаривание — это спутник мышления, приспособленный для выполнения мыслительных операций. Какие это могут быть операции? Самые разные: запоминание, внимательное слушание других, сосредоточенное чтение про себя, решение задач в уме…

Речь такого типа не предполагает устного или письменного оформления: она нужна самому говорящему, а не собеседнику. Если рассматривать термин в более узком смысле, то можно сказать, что это этап планирования внешней речи, первая стадия высказывания до его реализации для слушателя.

Составленный в голове план или конспект высказывания, за которым потом следует его звуковое оформление, — это только одно проявление того, как связаны внутренняя и внешняя речь. Подобный процесс предшествует и записи того или иного текста: перед ней мы мысленно перебираем фразы, слова, предложения, определяя наиболее подходящие.

Рекомендуем: Афазия — что это такое?

Кроме того, например, в результате психофизиологических исследований было доказано, что внутреннему говорению, как и внешнему, сопутствует артикуляция (движения губ и языка), только скрытая. Кстати, эксперименты с артикуляцией показали, что механизм внутренней речи в самом деле во многом завязан на ней. Наблюдается обоюдная зависимость.

К примеру, мысль о том, что нужно произнести определенный звук, запускает микродвижения языка и губ, в то же время их колебания воспринимаются мозгом, в результате чего мысль течет в нужном направлении.

Одна форма речевой деятельности может переходить в другую. Когда внешняя становится внутренней, говорят о процессе интериоризации (от interior, что по-латыни значит «внутренний»), а когда наоборот — процесс называется экстериоризацией (от латинского exterior — «наружный», «внешний»).

Интериоризация всегда связана с сокращением речевой структуры, экстериоризация – напротив, заставляет делать высказывания более развернутыми, строить их в соответствии с правилами грамматики. Несоблюдение строгих речевых норм — одна из главных характерных черт внутренней речи. В целом ее особенности кратко можно представить в виде следующего списка.

  • Отрывочность, фрагментарность.
  • Обобщенность.
  • Ситуативность (смысл высказывания обусловлен ситуацией и меняется в зависимости от нее).
  • Вторичность (строится на основе внешней речи).
  • Большая скорость (если сопоставлять с внешней речью).
  • Формальные элементы диалога (например, вопросительные предложения), которые, однако, не должны вводить в заблуждение: внутренняя речь — это монологическое по природе образование.

Рекомендуем: Заикание: причины и лечение

Все эти особенности обусловлены тем, что говорим мы в данном случае для себя, а значит, нам не требуются ни языковые нормы, ни средства выразительности, ни дополнительные разъяснения — все, что делает сообщение понятным не только говорящему, но и слушающему.

Особенности внутренней речи человека

В процессе внутренней речи участвует множество компонентов, которые не ограничиваются словесными структурами. Особенность внутренней речи человека заключается в том, что ее трудно четко разграничить, поскольку в процессе мышления индивид использует все известные и понятные ему формы предоставления смысла того, о чем он думает.

Для построения внутренней речи нет необходимости составлять сложные предложения. Почему? Потому что человек их и так понимает. Более того, порой легче представить некий образ, который более полно передает весь смысл того, о чем думает человек, нежели подбирать слова.

Внутренняя речь не является следствием мыслей, она, наоборот, порождает мысли. Таким образом, мысль формируется после того, как человек ее сгенерировал. Она является связующим звеном между мыслями и внешней речью, которую потом человек применяет, чтобы выразить собственные идеи.

Несмотря на то, что внутренняя речь зарождается в детском возрасте и полна фантастических объектов, которые ребенок себе воображает, она присуща взрослым. Только уже во взрослом возрасте человек больше прибегает к словесным формам внутренней речи, а также к картинкам, увиденным в реальной жизни.

Здесь следует рассмотреть феномен, как звучание внутреннего голоса, который производится не человеком, а неким другим существом. Так называемое слышание голосов относится к этой категории. Ученые провели исследования и выяснили, что данные феномены являются внутримозговыми импульсами, когда человеку кажется, что голос звучит извне, хотя на самом деле он идет изнутри.

В психологии

Внутренний диалог

в психологических исследованиях (в частности, в таких областях, как психология сознания, психология речи, и др.) выступает как:

  • феномен сознания и самосознания (диалогическое сознание), мышления и речи,
  • неотъемлемая составляющая изменённых состояний сознания, а также их возникновения и развития,
  • психотерапевтический приём,
  • приём художественного изображения внутреннего мира литературных героев,
  • психотехнический инструмент, применяемый в различных религиозных и медитативных практиках.

Понятие

А. В. Визгина предлагает под внутренним диалогом понимать в различной мере развёрнутую речевую активность субъекта, направленную на значимые для него аспекты действительности и собственного «Я». Специфика этой активности определяется взаимодействием по крайней мере двух несовпадающих точек зрения, развиваемых одним и тем же субъектом.

Согласно определению А. В. Россохина, внутренний диалог — это «интрапсихический процесс, протекающий в речевой диалогической форме, направленный на разрешение интеллектуально-неоднозначной, личностно-эмоционально-значимой, конфликтной проблематики». Однако, в согласии с позицией данного автора, внутренний диалог — это не столкновение противоположных смысловых позиций вследствие наличия неразрешимой проблемы, но «способ „вживания“ и переработки субъектом эмоционально насыщенных, личностно и/или интеллектуально значимых содержаний сознания, которые могут быть и позитивно заряжены».

Признаки

Структура внутреннего диалога включает интериоризованные образы значимых других («внутренних собеседников») и различные (патологические, нейтральные, позитивные) формы взаимоотношений между ними.

Также, к признакам внутреннего диалога относят:

  • активность его участников
  • смену смысловых позиций, голосов (по М. М. Бахтину), речевых субъектов (внутренних, интериоризированных собеседников)

Основные функции (значение)

Согласно представлениям А. В. Россохина, внутренний диалог — это механизм личностной трансформации

, и в соответствии с этим, к его основным функциям следует отнести:

  1. Реализацию процессов мышления и рефлексии.
  2. Осознание содержаний и некоторых компонентов структуры самосознания личности.
  3. Изменение структуры самосознания, иерархии мотивов.

Классификации

Г. М. Кучинский выделяет явный

— когда вербализована только одна из позиций дискуссии, искрытый внутренний диалог, при котором вербализованы обе позиции.

А. В. Визгина различает 3 основные формы внутреннего диалога:

  1. Генетически исходные, зачаточные формы, характеризующие сознание и самосознание ребёнка.
  2. Развитые (сформированные, ставшие) формы, к которым относятся — мыслительные — реализаторы процессов мышления, и личностные внутренние диалоги.
  3. Диалоги конфликтных личностей, эмпирически выделенные в гештальттерапии, транзактном анализе и когнитивной психотерапии.

Внешняя речь

Внешние речевые виды делятся на:

разговорную или диалогическую;

Это форма общения между людьми, когда собеседники активно поддерживают разговор друг с другом. В процесс общения включается не менее 2 человек, общение их заключается в использовании несложных фраз и речевых оборотов. Психология этот вид считает самым простым, так как беседа в большинстве случаев непринужденная, собеседники хорошо понимают друг друга. В таком общении используются легкие и небольшие фразы, полностью отсутствует многословие.

К разговорной речи относится реплика. Ее особенностью является краткость, наличие вопросительного или побудительного предложения, а синтаксическая конструкция обязательно простая. Реплика в большинстве случаев является поддержательным средством, во время которого собеседник одобряет или возражает по поводу беседы, которая происходит.

монологическая;

В этом виде участвует только один человек, который дает большой объем информации, а все присутствующие слушатели выступают в пассивной роли. Монологический тип используется в докладах, лекциях, публичных выступлениях. Психология доказала, что монологический вид речевой деятельности один из самых сложных. Докладчик должен уметь построить свой разговор таким образом, чтобы доходчиво и понятно изложить все аргументы, при этом полностью соответствовать языковым нормам. Выступая перед аудиторией, докладчик должен подбирать фразы таким образом, чтобы они были доступны и понятны слушателю. Такая речевая деятельность должна быть грамотно построена, чтобы начаться и закончиться лаконично. Без планирования и подготовки монолог никогда не получится содержательным и грамотным.

активная;

В психологии существует несколько видов речи, которые различаются по отношению к говорящему и слушающему. Общепринятыми являются пассивный и активный виды речи. Для активного вида должны срабатывать специальные механизмы в левом полушарии головного мозга и лобной части. Эти два участка полностью отвечают за речевую активность, и любые, даже минимальные повреждения могут повлечь проблемы. Логопеды, как специалисты в речевых проблемах, работают на развитие этих участков, а нарушения в них называют моторной афазией.

пассивная;

Активные и пассивные виды речи считаются нераздельными, так как не могут существовать друг без друга. Всегда в разговоре один человек будет активным, а другой — пассивным. Психология, как наука, утверждает, что сначала человек учится пассивной речи (то есть слушать внимательно и запоминать), а потом — активной (воспроизводить, формировать свои словосочетания, фразы, предложения). Психологи до сих пор изучают эти виды речи и сходятся во мнении, что и пассивная, и активная разновидности одинаково сложны. Не все люди во взрослой жизни умеют внимательно слушать и запоминать то, что говорят. Не все могут красиво и правильно говорить, логически формировать мысли вслух.

письмо;

Учитывая, что классификация видов речи в психологии включает устную и письменную, к последней относится письмо. Главное отличие этого вида заключается в носителе информации. Письменная речь полностью находится в распоряжении читателя. У него есть возможность перечитывать заново определенные части текста, можно взять выборочное чтение или ознакомиться с развязкой сразу, не читая предысторию. Письмо более удобно для того, кто излагает свои мысли. Можно его перечитывать, исправлять, вносить изменения или дополнения.

кинетическая.

В психологии принято говорить о жестах как об одной из разновидностей речи. Эта разновидность появилась гораздо раньше, чем устная и письменная, и до сих пор не утратила своей актуальности. Мы можем и сегодня понимать собеседника по жестам. Ораторы очень часто сопровождают свою беседу кинетической речью, тем самым настраивая аудиторию на определенный эмоциональный лад.

Кинетической речью активно пользуются люди, у которых есть проблемы со слухом или речевым аппаратом. Они все общаются между собой на языке жестов. Такое общение более развито и удобно, чем было у древнего человека.

Внутренняя речь

Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи — это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов).

Внутренняя речь имеет следующие особенности:

  • а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;
  •  б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной и расторможенной артикуляции. При слабой заторможенности речевой артикуляции (возможно, ее расторможенности) по ходу мыслительного процесса у некоторых людей в силу различных эмоциональных состоянии внутренняя речь может выражаться в шепоте, бормотании, громком произнесении отдельных слов;
  •  в) преобладание семантики над фонетикой (выпадают гласные звуки, несущие меньшую смысловую нагрузку);
  • г) местоименность (предмет мысли фигурирует в указательных местоимениях);
  •  д) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.

Вопрос о механизмах внутренней речи еще окончательно не решен. Современные исследования свидетельствуют о непременном участии во внутренней речи речедвигательного анализатора (А. Н. Соколов и Н. И. Жинкин).

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.

Замечено, что при обдумывании трудных задач артикуляционные движения более выражены, чем при решении легких задач. Наибольшая активность артикуляционной системы наблюдается в момент острых мыслительных затруднений, в условиях нового подхода к решению задач.

По мере упражнений в решении определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.

Сокращенность речи выражается в том, что выпадает много слов, в которых нет нужды, так как предмет мысли и ситуация, в которой протекает мышление, для самого субъекта ясны и потому не требуют полной словесной выраженности. Например, экспериментатор (физик, химик) или просто ученик, который долго раздумывал над более оптимальным вариантом решения задачи, в конце концов приблизился к цели.

Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может выполнять роль сложного предложения или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.

Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.

Внутренняя и внешняя речь

Внешняя направлена внешний мир, внутренняя обращена к самой личности. Однако это не единственное отличие.

Чем первый тип отличается от второго:

  • внешняя вовлекает человека в социальное взаимодействие, второй тип осознается самим человеком, надежно защищен от других людей, поддается контролю только того, кому принадлежит;
  • коды внешней доступны другим, коды второго типа коммуникации понятны только ее обладателю.

Мысли трансформируются во слова и наоборот. Внешняя речь бывает устной и письменной. Каждый из типов имеет свои психологические особенности, подвиды. Рассмотрим подробнее.

Устная

Самый древний тип. Воспроизводится при помощи звуков, воспринимается слухом. Устная речь упрощает взаимодействие, так как позволяет использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Как правило, общение связано с конкретной ситуацией, условиями, предметом обсуждения. Поэтому люди могут упускать отдельные слова, заменять их жестами. Устное взаимодействие позволяет понимать друг друга с полуслова.

Устный тип коммуникации бывает двух форм: диалогическая, монологическая. Рассмотрим каждую форму подробнее.

Диалогическая форма

Предполагает взаимодействие двух или более людей. Каждый участник по очереди слушает других и говорит сам, то есть выступает то в роли активного лица, то в роли пассивного. Альтернативное название этого типа – поддержанная. Участники поддерживают друг друга, выслушивают, меняются ролями.

Специфика этого типа – непосредственное личное взаимодействие, участники видят, слышат друг друга. Поэтому они могут корректировать подачу информации при помощи тона, тембра голоса, интонаций, скорости, мимики, жестов. Говорящий участник тоже видит реакции других людей, за счет чего может корректировать свои рассуждения, например, если замечает, что его выступление наскучило. В общем, в этом случае вербальное общение сочетается с невербальным.

Монологическая форма

Предполагает воздействие одного человека на другого (других), то есть один говорит, а другие слушают. Это более сложный тип. Активный участник хоть и видит реакции пассивных слушателей, но должен заранее продумать весь текст выступления. Оратор должен обладать хорошо развитой психологической наблюдательностью, культурой речи, активным мышлением. Монолог сложнее и для слушателей

Им приходится долго концентрировать внимание, следить за логикой изложения. Монологический тип по специфике восприятия ближе к письменным рассуждениям

Этот тип развивается на базе устной коммуникации. Выражается через символы письма, воспринимается зрением. Это сложный тип как для человека, преподносящего информацию, так и для человека, воспринимающего ее. Специфика письменного общения в том, что оно позволяет общаться на расстоянии, в разном времени. Сложность в том, что тот, кто записывает свои мысли, не может заранее точно знать особенности читателя. Он не может использовать невербальные средства коммуникации. Как и устная коммуникация, письменная может быть диалогической (например, общение в социальной сети) и монологической (например, написание книги).

Общение детей: сначала для других, потом для себя

Как происходит формирование внутренней речи? Этот вопрос занимал не одно поколение исследователей. Его рассматривали, например, психолог и лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист Соломон Давидович Кацнельсон, психолог Лев Семенович Выготский.

Выготский образно говорил, что внутренняя речь — это превращение слова в мысль, тогда как внешняя представляет собой прямо противоположный процесс. Ученый считал, что есть связь между такими феноменами, как внутренняя речь и эгоцентрическая речь.

Напомним, что последний термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже для характеристики особого мышления, присущего детям примерно до 10-11 лет. Какое же это мышление? То, которое концентрируется вокруг одной-единственной личности — самого ребенка. Соответственно, и точка зрения на все происходящее тоже существует одна, принадлежащая ему же.

Рекомендуем: Смысл понятия: эгоцентризм

Дети даже не допускают, что возможны другие, может статься, противоречащие их собственным, суждения. Ребенок бы не смог этого представить, даже если бы захотел. Ярче всего эта особенность личности видна как раз в речи. Ребенок говорит для других так же, как для себя, не старается сделать свою мысль более ясной или преобразовать ее для собеседника. Ему даже не приходит в голову, что это может быть необходимо.

И правда, зачем? Ведь другие, думает маленький человек, понимают его без усилий, так же, как сам он понимает себя. В пубертатном периоде, по Пиаже, эгоцентрическое мышление преодолевается и уступает место более взрослому мировоззрению.

По мнению Выготского, эгоцентрический способ излагать свои мысли не отмирает: внутренняя речь формируется как раз из эгоцентрической. И эгоцентрическая, таким образом, становится переходным этапом от внешней речи к внутренней.

Действительно, с возрастом ребенок все больше взаимодействует с окружающими, учится смотреть на мир с других точек зрения, да и скидок ему делают уже меньше и ждут, что он будет доносить свои мысли и желания так, чтобы собеседник понимал его легко, а не разгадывал загадки. И эгоцентрическая речь обращается извне вовнутрь: как средство коммуникации она теперь неэффективна, но с успехом может использоваться как инструмент управления поведением, планирования высказываний.

Кстати, вспомним про микроартикуляцию при внутренней речи. Александр Николаевич Соколов, еще один видный отечественный психолог, предполагал, что у ребенка закрепляется связь между звуком и движением мышц, которое он ощущает, когда его произносит.

Функции

Выделяют следующие психологические функции речи:

  1. Понятийная функция. Заключается в формировании понятий, определений. Совокупность звуков соединяется в слово, которое характеризует явление, предмет или процесс. Понятийная речь — одно из главных отличий человека от животных.
  2. Обобщающая функция. Если понятийная отвечает за название предметов, то обобщающая — за способность слова выражать несколько значений. Например, лук — один набор звуков и символов, но два обозначения — растение и оружие.
  3. Коммуникативная функция. Заключается в обмене информацией между людьми, позволяет людям общаться, распространять данные, договариваться.

Понятие речевой деятельности

Определение 1 Речевая деятельность – это процесс активного и целенаправленного взаимодействия людей, который протекает в форме общения, опосредован некими языковыми конструкциями и обусловлен текущей ситуацией.

Понятие речевой деятельности не является единым и общепринятым. В настоящее время, как правило, речевую деятельность рассматривают с двух точек зрения:

  • речевая деятельность – это «языковой материал», который наряду с «языковой системой» и «речевой организацией» является одним из аспектов языка и представляет собой совокупность отдельных актов говорения и понимания; данное определение понятия речевой деятельности считается щербовским пониманием речевой деятельности, поскольку оно было введено Л. В. Щербой и рядом других советских учёных 1920—1930‑х гг., и используется в методике преподавания иностранных языков, где активно культивируется понятие «видов речевой деятельности» (говорение, аудирование, чтение, письмо);
  • речевая деятельность – это вид деятельности, который выделяется наряду с трудовой, познавательной, игровой видами деятельности, который характеризуется психологической организацией, то есть наличием предметного мотива, целенаправленности, творческой составляющей, и реализуется через несколько последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль); данное понимание речевой деятельности активно распространилось в 1960-х гг., когда в качестве целостного направления была сформирована психолингвистика.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Речь и ее особенности 430 руб.
  • Реферат Речь и ее особенности 270 руб.
  • Контрольная работа Речь и ее особенности 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В соответствии со степенью важности для действующих субъектов речевая деятельность может выступать как самостоятельная деятельность, которая характеризуется собственной системой мотивации и состоит из подчинённым цели речевых действий и соответствующих конкретной ситуации речевых операций, так и в форме отдельных речевых действий, которые являются встроенными в ту или иную внеязыковую деятельность. В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта. В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта

В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта.

Улучшение дикции

Отдельным пунктом здесь стоит вынести улучшение дикции, которой многие люди уделяют не так много внимания, как стоило бы. Для развития речи чтение вслух — это самый мощный инструмент, который одновременно является довольно информативным. 

Хорошая дикция пригодится в любых ситуациях, где требуется хотя бы минимальное социальное взаимодействие — от походов в государственную инстанцию, где надо объясниться перед несговорчивыми чиновниками, до очереди в магазине в момент, когда надо напомнить окружающим о необходимости соблюдать социальную дистанцию.

Представляешь, насколько важной и полезной может быть практика чтения вслух?

О чем мы говорим сами с собой?

В одном исследовании ученые опросили 380 молодых людей, о чем они думают в данный момент. Испытуемых просили составить список вербальных мыслей, к которым они обычно обращаются, а затем исследователи распределили ответы по группам.

Выяснилось, что чаще всего люди думают о себе: оценивают себя, размышляют об эмоциях, внешности, отношениях, будущем, мнении других людей о себе, гипотетических ситуациях и т. д. Вторая по частоте группа мыслей была посвящена другим — в основном семье, людям в целом и друзьям.

Чаще всего люди используют внутреннюю речь, чтобы планировать, вспоминать, мотивировать себя, решать проблемы и моделировать будущие разговоры. Также внутренняя речь важна для когнитивных процессов, требующих от нас сильной вовлеченности. Британские исследователи выяснили, что благодаря проговариванию про себя задачи кажутся нам менее сложными, и мы выполняем их лучше. Вероятно, дело в том, что мы удерживаем информацию в рабочей памяти в основном путем ее внутреннего повторения. Другие ученые выяснили, что внутренняя речь помогает переключаться между разными заданиями.

Методы изучения

Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:

Наблюдение

Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
Беседа. Эффективная методика изучения способности

С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.

Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.

Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.

Откуда берется внутренняя речь?

Одна из главных теорий развития внутренней речи принадлежит советскому психологу Л. С. Выготскому.

Он считал, что в раннем детстве большую роль в поведении ребенка играют слова матери и других близких взрослых: «Помой руки», «Давай вместе соберем игрушки», «Пожалуйста, успокойся». Здесь речь и мысли ребенка имеют интерпсихический характер — то есть направлены на другого человека, сильно зависят от взаимодействия с миром

Но по мере взросления и становления высших психических функций (к ним относятся мышление, память, внимание и другие), ребенок учится сам регулировать свое поведение. Тут появляется эгоцентрическая речь — внешняя, но направленная не на других людей, а на самого себя

Представьте себе ребенка, который играет и бубнит что-то себе под нос: «Ага, вот это положим сюда, а потом машина поехала сюда».

Выготский в своих экспериментах показал, что если задачи для ребенка усложняются, эгоцентрической речи становится больше. Это подтверждают и современные исследования. Иногда часть задач такой речи могут брать на себя друзья, которых ребенок сам себе придумывает.

Дети, у которых были воображаемые друзья, меньше используют эгоцентрическую речь, чем другие.

С возрастом ребенок учится контролировать свое поведение всё лучше и лучше, и эгоцентрическая речь постепенно переходит во внутреннюю — этот процесс называется интериоризацией. Он завершается к школьному возрасту.

При этом речь меняет свою форму: из развернутой и синтаксически сложной внешней она переходит в свернутую внутреннюю — и начинает выполнять те же функции: регулирует поведение и облегчает выполнение задач.

Интериоризация считается важным механизмом перехода от натуральных психических функций, которые даны нам от рождения (например, непроизвольное внимание) к более сложным функциям, владение которыми необходимо взрослому, чтобы жить в обществе.

Во внутренней речи о самом себе редко есть второстепенные члены предложения и даже подлежащее, а используются в основном сказуемые (это свойство называется предикативностью): «Надо купить хлеба», «Пойду посплю». Внутренняя речь становится более заточенной под конкретного человека, ведь ее коммуникативная функция — а вместе с ней необходимость в развернутых и всем понятных предложениях — исчезает.

Личные смыслы слов во внутренней речи преобладают над социальными, а значения нескольких слов могут смешиваться. Например, смысл слова «дом» может меняться с каждым переездом в новую квартиру независимо от того, сколько времени человек проживет в этом месте. И каждый раз, когда он думает: «Пора домой», ему не нужно объяснять самому себе, где этот дом находится.

Развитие

Речь — свойство приобретенное. И ее развитие возможно только в условиях социума.

Известны случаи, когда дети оказывались вне человеческого общества и воспитывались животными. После, даже попав к людям, они не могли научиться говорить.

Становление заканчивается в 5-6 лет. Освоение ребенком речи происходит через умение правильно произносить слова и звуки, необходимым словарным запасом, способностью вести диалог с окружающими и выстраивать последовательный монолог.

Развитие грамотной речи зависит от родителей. Для улучшения процесса обучения рекомендуется прививать ребенку любовь к чтению и регулярно беседовать с ним, с целью закрепить коммуникативные навыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector