Ранняя юность. новообразования и ведущая деятельность ранней юности
Содержание:
- Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка
- Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста
- Понятие ведущей деятельности
- Как мы помогаем?
- Значение игровой деятельности для нормального становления и развития личности ребенка
- Психологические теории юности
- Ведущая деятельность в юношеском возрасте
- Что такое ведущая деятельность
- Интимно-личное общение подростков
- Формирование мировоззрения в ранней юности
- Определение понятия возраста
- Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка
Периодизация и разграничение ведущей деятельности происходит на основании возрастной периодизации и смене психологических возрастов. Каждая такая трансформация происходит через прохождение кризисной трансформации, где человек может застрять или пройти ее быстро. Также разнятся и способы преодоления, у кого-то смена деятельности происходит мягко и органично, а у других она похожа на местный апокалипсис. Выделяют разновидности переломных моментов: кризисы отношений (трех и двенадцати лет), происходящие от изменения социальной позиции и взаимодействия, и кризисы мировоззренческой концепции (одного года, семи и пятнадцати лет), сталкивающие личность с изменением своего смыслового пространства.
Периоды, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности, подразделяются на:
— Младенчество (2 месяца — 1 год): ведущий вид деятельности производится неосознанно, подчиняясь первичным инстинктам, проявляется в эмоциональном общении с окружением.
— Ранний возраст (1 — 3 года) отличает преобладание предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качествами предметов.
— Дошкольный возраст (3 — 7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. Столь ранее формирование данного социального пласта обусловливает тяжесть в изменении этих параметров в дальнейшем.
— Младший школьный возраст (7 — 11 лет) – ведущей является учебная деятельность, причем рассматривается любая, позволяющая усваивать новые знания.
— Подростковый возраст (11 — 15 лет) – происходит смещение приоритетов в сторону интимного и личностно-ориентированного общения, и если на предыдущем этапе общение выполняло функциональную роль для обучения, то теперь обучение становится площадкой для общения.
— Юность (окончание школы) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков.
Деятельность любого этапа многогранна и в ней присутствует мотивационная и операционная сторона. Может преобладать один из этих компонентов, поскольку их развитие не синхронизировано, а своими темповыми характеристиками обязаны именно выполняемой деятельности. Замечено, что происходит чередование деятельности с преобладанием, либо мотивационного, либо операционного компонента. Например, если в младенчестве максимально задействована мотивационная сторона и эмоциональный аспект взаимодействия, то на следующем этапе начинает преобладать операционное взаимодействие с миром и его изучение. Потом опять происходит дальнейшая смена и чередование. Подобные чередования всегда ориентированы на опережение, создавая таким разрывом условия для развития в дальнейшем. Высокий уровень мотивации приводит ребенка в те условия, где он начинает чувствовать недостаток операционных умений, и тогда включается следующий вид деятельности. На этапе полного освоения операционных моментов определенного периода начинает ощущаться недостаток мотивации, что не позволяет оставаться на достигнутом уровне и соответственно начинается новая фаза развития, с преобладающим мотивационным компонентом. Конфликт мотивации достижения и уровня присутствующих возможностей является внутренним элементом запуска развития.
Важно понимать, что подобное противостояние ведущих компонентов не означает присутствие только одного из них, скорее их влияние неразрывно, просто сменяется фокус внимания с операционной стороны на мотивационную и обратно
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15
лет. Тинейджер — (10 — 19). Герою романа Достоевского «Подросток»
исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал
возраст 15 лет. Отрок — «не имеющий права говорить», значение
этого слова — раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус
человека.
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической
перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов
вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются
рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста»
приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь
до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается
на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться
еще несколько лет).
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала
до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни,
затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище.
Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие
мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела,
подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими,
неловкими.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца,
легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны
изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады
настроения; гормональная буря => неуравновешенность.
Это состояние удачно выразил американский подросток:
«В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность
усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Понятие ведущей деятельности
Замечание 1 Впервые термин «ведущая деятельность» был выдвинут А.Н. Леонтьевым с целью обозначения деятельности, которая определяет появление главных психических новообразований. В пределах ведущей деятельности осуществляется подготовка, формирование и разделение других видов деятельности.
В дальнейшем понятие ведущей деятельности было использовано Д.Б. Элькониным с целью построения периодизации процесса развития психики, которая была основана на поочередной смене типов ведущей деятельности в конкретном возрастном периоде. В целом можно выделить два подхода трактовки понятия ведущей деятельности: педагогический и психологический.
Согласно педагогическому подходу к проблеме ведущей деятельности, необходимо выделять ведущую деятельность, посредством которой формируются общественно значимые психические новообразования. С точки зрения разработчиков психологического подхода следует различать ведущую деятельность, которая определяет формирование ценных психических новообразований.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Ведущая деятельность в психологии 400 руб.
- Реферат Ведущая деятельность в психологии 270 руб.
- Контрольная работа Ведущая деятельность в психологии 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Как мы помогаем?
Мы предлагаем профессиональную психологическую помощь в форме психологических консультаций и долгосрочной психотерапии.
Различие состоит в том, что консультации могут носить разовый характер и посвящены конкретной узкой теме, заявленной клиентом. Психотерапия – длительная углубленная работа, сконцентрированная на личности клиента. Психотерапия с элементами психоанализа помогает выявить истоки проблем, осознать их, осуществить глубинные изменения характера, тормозящего личностное развитие и мешающего полноценной жизни.
В зависимости от личных предпочтений и рекомендаций психолога, вы можете выбрать одну из предложенных форм работы.
Значение игровой деятельности для нормального становления и развития личности ребенка
Игровая деятельность лежит в основе становления всех психических процессов организма. В дошкольном возрасте игровая деятельность преобладает над иными формами активности, выступая в качестве основного способа познания окружающего мира
Ребенок усваивает информацию более продуктивно именно в игровой форме, поскольку она является наиболее простой и доступной для усвоения и, что немаловажно, увлекает ребенка, развивает его воображение. Посредством принятия участия в игровой деятельности, дети учатся построению коммуникативных связей со сверстниками, взрослыми
Основы взаимоотношений с разными возрастными категориями, полами формируются именно в игре. Дети усваивают ведущие правила установления социальных контактов в ролевых и сюжетных играх.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 470 ₽ Реферат Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 220 ₽ Контрольная работа Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 190 ₽ Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В игре, ребенок обучается подчинению правилам, которым необходимо следовать в обществе. Это обеспечивается благодаря тому, что игра строится на основе конкретных правил, которые ребенку требуется выполнять. Поэтому малышу приходится подчинять свои желания первым запретам и установкам «надо».
Замечание 1
Все психические процессы организма развиваются в игре. Кроме того, она позволяет сформировать духовно-нравственные свойства личности, первые представления о добре и зле, хорошем и плохом, ответственном и безответственном поведении.
Игровая деятельность способствует физическому развитию детского организма и помогает сформировать полезное досуговое времяпрепровождение. Именно в игре происходит формирование новых мотивов деятельности и оформляются первые потребности ребенка.
В игре формируются новые направления развития и складываются представления о существующих видах деятельности. например, в игре происходит развитие трудовых навыков, привитие семейных ценностей, формируются основы взаимоотношений детей с педагогами.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Замечание 2
Игра является символическим видом деятельности. В ней присутствует минимум операций, а предметы носят условный характер.
Игра относится к самостоятельным видам деятельности ребенка. Она развивается в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. В ходе игры происходит заложение основ человеческой деятельности, передается исторический и культурный опыт развития общества.
Игровая деятельность является наиболее эффективным способом усвоения знаний, развития ребенка. Игра активизирует познавательные процессы дошкольника, посредством постановки перед ним собственной игровой задачи, которая требует включения мыслительных и логических процессов ребенка.
Обучение ребенка в обычной форме, основанной на передаче знаний является неэффективным способом в раннем возрасте, поскольку эти знания не вызывают у ребенка интереса и стремления к их усвоению. Поэтому они достаточно проблематично усваиваются и не развивают ребенка
В игровой форме ребенок проявляет стремление к обучению тому, что ему интересно, нужно и важно. Поэтому в игровой деятельности ребенок активно развивается, формируются его психические процессы, личностные качества, способности
Игровая деятельность в дошкольном возрасте нацелена на:
- Познание окружающего мира – усвоение основных навыков поведения, способов действия с предметами окружающего мира и методов построение взаимоотношений с людьми;
- Воспитание ребенка – привитие ребенку основных форм организации социальных связей, отношений к другим людям, норм общественного поведения.
Психологические теории юности
Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире
могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно
и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно
легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются
общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку
окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения,
которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей
в развитии.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение
в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции
настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор
профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные
пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических
и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится
учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления
юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни,
с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают
личностный смысл и становятся значимыми.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
В юношеском возрасте продолжает осуществляться учебный процесс в качестве ведущей деятельности, однако уже на уровне самоопределения. Ребенок выбирает из большинства областей жизни ту, в которой он желает развиваться профессионально. Он соизмеряет свои желания и наклонности, способности, таланты с реальными возможностями. Он теперь выбирает профессию, которую желает изучать более глубоко на уровне теории и практики.
Однако обучение профессии в данном возрасте не означает окончательное решение. Ребенок скорее видит направление, в котором он может пойти, которое наиболее знакомо и комфортно для него. А вот будет он заниматься этой деятельностью или нет, уже зависит от дальнейшей жизни и изменений.
На данном этапе ребенок лишь пробует свои силы в определенной деятельности, которая не обязательно будет его будущей профессией. Также он отказывается от своих нереалистичных желаний, все более приземляясь к реальной жизни, где существует ограниченный круг специальностей.
Здесь ребенок уже определяет свою готовность к определенному виду деятельности, а также берет ответственность за свой выбор.
Что такое ведущая деятельность
Ведущая деятельность – это вектор, определяющий осуществление деятельности ребенка, который характеризует важнейшие моменты в психологии и развитии всех его процессов и особенностей.
Ведущая деятельность (англ. leading activity) – деятельность, которая формирует основы психологических новообразований ребенка на определенной ступени его развития и формирования личности.
Советский психолог и основоположник термина «ведущая деятельность Л. Выготский глубоко проник в основы человеческого (детского) сознание и объяснил, что человеческое мышление возникает в результате ведущей практической деятельности.
Стоит отметить, что при смене ведущей деятельности, в связи с изменением возраста, навыки, полученные от предыдущей ведущей деятельности, не исчезают, а продолжают совершенствоваться.
Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии
Термин «ведущая деятельность», введенное отечественным психологом Львом Выготским лег в основу «Теории деятельности», разработанной его учеником и последователем российским психологом Алексеем Леонтьевым.
Теория деятельности — это концептуальная основа, берущая свое начало в социокультурной традиции русской психологии. Основополагающим понятием структуры является «деятельность», которая понимается как целенаправленное, преобразующее и развивающееся взаимодействие между акторами («субъектами») и миром («объектами»).
Проще говоря, теория деятельности посвящена тому — кто что делает, почему и как.
Иногда ее называют теорией культурно-исторической деятельности.
Теория деятельности дает объектив, с помощью которого можно выявить и
лучше понять человеческую деятельность. Выготский оспаривал модель стимула-реакции своего более широко известного современника Павлова, и продвигал
идею о том, что, в отличие от животных, деятельность человека целенаправленна и осуществляется набором действий с использованием «инструментов», которые могут быть физическими или психологическими.
К таким психологическим «инструментам» относится язык, как наиболее важный инструмент совместной человеческой деятельности.
Ведущая деятельность главным образом характеризуется не количественным, а временным показателем и обладает рядом признаков:
Кроме того, следует отличать деятельность от действия. Действие – это слово, указывающее на то, что человек что-то делает, действует (добровольно или непроизвольно, мысленно, словом или делом), что обычно подразумевает движение или изменение состояния, положения или ситуации и влияет на человека.
Деятельность же, соответствуя психологическому ряду (мотив > цель > задача), включает в себя три уровня: деятельность > действие > операция. Таким образом происходит развитие деятельности.
Интимно-личное общение подростков
Во время общения со сверстниками проигрываются всевозможные стороны человеческих отношений, строятся взаимоотношения, которые основаны на кодексе товарищества, реализуется желание глубокого взаимопонимания.
Определение 1
Под интимно-личным общением со сверстниками понимается деятельность, которая способствует практическому освоению моральных ценностей и норм.
Интимно-личное общение способствует формированию самосознания, как основы новообразования психики. Распространены ситуации, когда причиной ухудшения успеваемости являются нарушения в общении со сверстниками. Этап младшего школьного возраста характеризуется тем, что при решении проблем успеваемости возможна гармонизация направления общения со сверстниками, повышение самооценки и др. Во время подросткового возраста все наоборот. При снятии напряжения в общении, уменьшении личностных проблем возможно улучшение успеваемости.
Формирование мировоззрения в ранней юности
Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.
Определение понятия возраста
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
- Хронологический возраст – определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
- Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
- Психологический возраст – определенный уровень развития психики, категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Учебная деятельность в юношеском возрасте меняет свою направленность и становится более профессиональной, имеющей своей ориентацией будущее, а не бесперспективное усвоение абсолютно всех знаний. Именно в этом возрасте происходит изменение отношения к предметам, начинают активнее изучаться те из них, которые непосредственно связаны с выбранной будущей профессией. Возможно посещение дополнительных курсов, переход в специализирующиеся на выбранной деятельности учебные заведения (профильные лицеи, колледжи, техникумы).
Появление данной спецификации еще не говорит о самоопределении, но свидетельствует о готовности к ней, т.е. выбирается ряд областей, где человек готов себя пробовать или общее направление развития, которое будет конкретизироваться дальнейшими выборами (институтом, кафедрой, научной работой, специализацией). Но сделать первые шаги к самоопределению позволяет сформированность высоких показателей теоретического мышления, общественного мировоззрения, способностей к самосознанию, саморазвитию, рефлексии.
Профессиональное самоопределение невозможно определить, как моментально принятое решение. Это процесс, растянутый во времени, который начался за несколько лет до юношеского возраста и завершится через несколько лет после. Но если на предшествующих этапах происходит ознакомление со многими сферами деятельности, что позволяет сделать выбор отрасли, а в будущем происходит узкая специализация в выбранном направлении, то именно юношеский период является переходным моментом и временем осуществления выбора.
Чем старше становится человек, тем сильнее на него давит потребность осуществления выбора, отходят назад все нереалистичные представления. Так, большинство желающих стать космонавтами и моделями, оценивают свои склонности, навыки и возможности и делают выбор на основании реальных предпосылок, а не образа, взятого из журнала. Помимо внешних факторов, стимулирующих скорейшее самоопределение, этому способствуют внутренние процессы личности, сводящиеся к мотивационной потребности занять позицию взрослого в социуме. Потребность в самореализации выступает на первый план и становится актуальной как никогда. Весь накопленный опыт и полученное развитие личности на данном этапе уже имеет место приложения сил и может быть направлено на реализацию мечты и получение самостоятельности.
Принятие ответственности и готовность отвечать за собственную жизнь, делать выбор и вносить свой вклад в развитие общества созревает в юношеском периоде развития. От того, насколько осознанным будет профессиональное самооправдание, зависит дальнейший жизненный путь личности и возможные успехи. Во многом, проблематика профессионального выбора становится проблемой жизненного пути и пространства, реализации не только профессиональной, но и личностной. Подобный груз ответственности и серьезности принимаемого решения, заставляет личность встретиться с очередным кризисом развития, который затрагивает практически все проявления и может иметь длительное и патологическое течение. Особенно вероятны срывы и негативные последствия, если не были в полной мере усвоены задачи предыдущих этапов.
Существует и дальнейшая периодизация возрастов и особенностей психики, сопровождающаяся также кризисами личности. Временные промежутки при этом становятся длительнее, что обусловлено отсутствием необходимости познания мира, а также замедлением физиологических и психологических процессов.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!