Тест-опросник томаса на поведение в конфликте

Описание методики

Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

Диагностика поведения личности

Для того чтобы определить, как себя ведет индивидуум в споре, существует специальный опросник. Он создан ученым К. Томасом в 1956 году для того, чтобы адаптировать солдат к мирной жизни. Однако данная система была настолько уникальна и полезна, что в 1972 году уже была признана интеллектуальным продуктом. Опросник носит название тест Томаса и применяется как в крупных, так и d мелких компаниях для развития потенциала сотрудников и повышения их коммуникабельности. Томас выделил 5 типов поведения: сотрудничество, соперничество, избегание, компромисс, приспособление. Как правило, каждый человек выбирает себе одну или несколько стратегий и успешно ними пользуется в течение всей жизни.

Текст опросника

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

а) Я твердо стремлюсь достичь своего.б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.б) Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.б) Я отстаиваю свои желания.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

а) Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха. Результат

Сотрудничество

Сотрудничество – идеальный вариант. Найденное при этом решение полностью удовлетворяет претензии каждой из сторон. Для решения необходимы мудрость с дипломатическими способностями. Поэтому склонных к такому поведению людей называют «совами».

Им не свойственно увлечение внешней стороной разногласий. Они пытаются вникнуть в суть и разобраться в причинах. Такие люди способы быть честными с оппонентами. С такой тактикой противник без усилий становится партнером, а разногласие улаживается в конструктивных переговорах.

Если в итоге теста выпал такой результат, то человека стоит поздравить. Благодаря собственной проницательности и отсутствию крупных ссор он добьется многого.

Опросник Томаса-Килмана нередко используется в ходе собеседований при приеме на работу. По итогам проще судить о соискателе.

Методика позволяет оценивать выбор человеком позиции в рабочих отношениях. Информация предоставляет сведения о влиянии новичка на сформировавшуюся в коллективе до его появления атмосферу.

Тест Томаса будет полезен всем. Он помогает объективно оценить свое поведение и разобраться, что именно затрудняет успешное разрешение разногласий.

Методика позволит сохранять с окружающими дружеские и рабочие конструктивные отношения без осложнений в течение длительного времени.

Вопросы к тесту Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»

Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.

Также стараться избегать продолжения конфликта можно при стремлении потянуть время, выработать новую стратегию поведения, отсутствия желания решать проблему вообще и отдать решение на волю оппонента, а также просто при отсутствии или нехватке времени и сил продолжать начатое.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Избегание можно также назвать уходом от решения проблемы, когда одна из сторон пытается выйти из конфликта при минимуме действий и ущерба. Обычно используется уже после неудачных попыток отстоять свою правоту. Конфликт в таком случае остаётся не разрешённым, но затухает на какое-то время или навсегда.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Представленный метод может применяться в качестве ориентировки в изучении особенностей человека в плане адаптации и коммуникации, а также стиля его общения.

Из этого следует, что только избегание конфликтов не приносит никаких результатов. Да, человек не может проиграть, но и выполнения каких-либо своих пожеланий тоже ждать не стоит. При других видах всегда достигается какой-то результат. Полностью отрицательный результат возможен только при компромиссе, так как обе стороны идут на уступки ради разрешения конфликта.
Уверена что всегда в споре истина рождается, главное чтоб до рукоприкладства не доходило. Я очень эмоционально всегда свою точку зрения отстаиваю, если меня переубедят, я готова сдаться, но переубедить меня бывает трудно. Обычно я к этому как к соревнованию отношусь, кто кого победит.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Томас считает, что нет смысла тратить время и ресурсы на то, чтобы полностью избавиться от конфликтов, нужно научиться контролировать их.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения.

Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

Петровская (разработала подход об общей методологии конфликта), А. Леонтьев и В. Мясищев (разработали подход к внутриличностным конфликтам).

Тест Томаса (Kenneth Thomas) на поведение в конфликтной ситуации является одним из самых популярных среди подобных. Идея модели двухмерного урегулирования конфликтов была создана в соавторстве с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann), из-за чего методику также называют тестом Томаса-Килманна. Авторы считали, что люди должны не стремиться избежать конфликта любой ценой, а грамотно управлять ими.

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо — имеют значения ниже 5 баллов, другие — сильно — выше 7 баллов.

Правильная стратегия поведения

Рассмотрев все модели поведения, можно смело утверждать, что в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, многое зависит и от характера человека, например, скромному, бесхарактерному практически не свойственна модель «соперничество», но зато очень близки «приспособление» и «избегание». Тест Томаса, расшифровка которого представлена выше, помогает определить, каким типом поведения чаще всего пользуется человек, однако он не дает рекомендаций по поводу выбора наилучшей стратегии.

Это объясняется тем, что в каждой конкретной ситуации возможно применение той или иной. В некоторых ситуациях действительно необходимо промолчать, а иногда полезно согласиться и пойти на уступки. Все зависит от предмета спора и оппонентов. Любой конфликт позволяет людям лучше узнать друг друга, а поэтому стратегия «сотрудничество» считается самой оптимальной. В таком случае оба партнера получают то, чего на самом деле хотят, а в процессе решения вопроса они лучше узнают интересы друг друга. Вероятнее всего, в следующий раз ситуацию удастся решить уже намного быстрее, поскольку теперь люди уже хорошо узнали друг друга. Проблема состоит лишь в том, что не всегда получается сразу найти решение, которое бы устраивало обоих.

Именно по этой причине всегда нужно оценивать для себя важность сложившейся ситуации, и если предмет спора не является слишком глобальным, то допустимо уступить оппоненту. Умение справляться с конфликтами — очень важное качество, которое может пригодиться как в сфере работы, так и в семейной жизни

Теорема Томаса и самоисполняющееся пророчество

Тезис Томаса повлиял на многие социологические теории. Благодаря ему появился термин «самоисполняющееся пророчество», который впервые ввел в употребление один из самых известных социологов XX века Роберт Кинг Мертон. Это понятие Мертон описал в книге «Социальная теория и социальная структура», опубликованной в 1949 году . По словам кандидата социологических наук, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаила Соколова, именно с легкой руки Мертона тезис Томаса превратился в теорию .

Если кратко, то самоисполняющееся пророчество – это социологический термин, используемый для описания того, что происходит, когда ложное убеждение влияет на поведение людей и в конечном итоге формирует реальность. Мертон утверждал, что самоисполняющиеся пророчества начинаются с неверных представлений о реальности или предположений об истине, которые, в свою очередь, диктуют некое поведение, превращающее ложную гипотезу в реальность. Проще говоря, ложная реальность может фактически стать правдой из-за психологических реакций человека на прогнозы, страхи и заботы, связанные с будущим.

В «Оксфордском справочнике по аналитической социологии» доктор философии Гарвардского университета и научный сотрудник Оксфордского университета Майкл Биггс предлагает простой трехступенчатый способ, чтобы понять, как сбываются самоисполняющиеся пророчества :

  1. Человек уверен, что Y – это Х.
  2. Исходя из пункта 1, человек начинает предпринимать некие действия Б.
  3. Благодаря действиям Б, Y становится Х.

Биггс утверждает, что существует дополнительный определяющий критерий самоисполняющегося пророчества: люди, в чьих головах возникает ложное представление о реальности, не понимают, как их собственные убеждения помогли этой реальности наступить. Поскольку их вера по итогу подтверждается, они считают, что с самого начала она была истиной.

По мнению профессора Рональда Адлера и ряда других исследователей, существует 2 типа самоисполняющихся пророчеств :

  1. Навязанные самому себе (самовнушаемые). В данном случае собственные ожидания человека являются причинным фактором для действий. Здесь можно привести пример с публичным выступлением. Допустим, человек имеет опыт неудачных выступлений на публике, поэтому при очередном выходе на сцену очень нервничает и ожидает, что потерпит фиаско. Из-за этого он начинает спотыкаться, произнося речь, забывает текст и не может составить связное сообщение. В итоге, поскольку человек считал, что потерпит неудачу, он это и сделал.
  2. Навязанные другими людьми. Данный тип самоисполняющегося пророчества возникает, когда ожидания других людей в отношении человека влияют на его действия. Классический пример – сеанс у гадалки. Предположим, гадалка говорит человеку, что в будущем он станет хирургом. В конце концов, навязанное ожидание повлияет на убеждения человека, и однажды он действительно выберет профессию хирурга.

В обоих случаях смысл самоисполняющегося пророчества заключается в том, что необоснованное или ложное представление стимулирует человека действовать так, как если бы неверная идея была реальностью, пока, в конечном итоге, такое поведение не создаст соответствующую реальность.

Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко

Доминирующие стратегии психологической защиты в общении:

· миролюбие характерно для 14 испытуемых, что составляет 35% от всей группы;

· избегание характерно для 15 испытуемых, что составляет 37,5% от всей группы;

· агрессия характерна для 11 испытуемых, что составляет 27,5% от всей группы.

Выводы: для большинства испытуемых (15, 37,5%) характерна стратегия избегания в общении.

При сопоставлении результатов данного теста и результатов опросника Айзенка (поделили всех испытуемых на эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых экстравертов и интровертов и вычислили моду стратегии защиты общении) мы также можем сделать следующие выводы:

· для эмоционально устойчивых экстравертов и интровертов доминирующей стратегией защиты в общении является миролюбие. Этот вывод соответствует нашей гипотезе;

· для эмоционально неустойчивых экстравертов доминирующей стратегией защиты в общении является агрессия. Этот вывод также соответствует нашей гипотезе;

· для эмоционально неустойчивого интроверта – единственного в данной группе – доминирующей стратегией является агрессия.

(приложения 6,7,8)

Компромисс

«Лисы» стремятся договориться с оппонентами. Лишь частичное удовлетворение требований каждой стороны не ведет к полному решению проблемы.

Оно является передышкой. В позиции хитрецов полная их зависимость от позиции соперника является самым слабым местом. Если он не собирается жертвовать хотя бы частью интересов, то «лисица» оказывается в проигрыше.

Велика вероятность того, что противной стороной требования излишне завышаются, а затем оппонент якобы великодушно решается поступиться ими до желаемого уровня

По этой причине перед компромиссом важно собрать все сведения о предмете спора, чтобы не остаться в проигрыше

Если тестирование Томаса показывает склонность к подобному выходу из разногласий, следует проявлять большую решительность в отстаивании собственной позиции.

Опросник К.Томаса для выявления типа поведения в конфликтных ситуациях

Инструкция: «Вам предлагается 30 пар суждений. В каждой паре Вы должны выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего поведения. Поставьте в регистрационном листе, в соответствующем месте буквы А или Б.»

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б

Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б.  Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б.  Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А

Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Двухмерная модель регулирования конфликтов

Тест Томаса – это методика, базирующаяся на двухмерной модели регулирования конфликтов. Первое измерение – это напористость. Характеризуется поведением личности, основанным на внимании только к своей персоне и игнорированием оппонента

Второе – полная противоположность первому, и поведение характеризуется вниманием ко второй стороне конфликта. Именно к этим двум измерениям относятся пять типов поведения в конфликтных ситуациях, описанные выше и используемые в такой методике, как тест Томаса

Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется по специальным 60 утверждениям. Они делятся на 30 пар, и из каждой необходимо выбрать вариант (А или Б), который для тестируемого человека наиболее приемлем. Далее, исходя из таблицы с результатами, за каждый совпавший ответ необходимо в соответствующей колонке поставить себе 1 балл. Последним этапом в тестировании можно считать подсчет количества баллов по каждой стратегии. Та колонка, в которой наибольшее количество балов, и будет обозначать ту модель поведения, которую человек в конфликтных ситуациях использует чаще всего.

Рассмотрим все 5 типов моделей поведения и определим, какая же из них наиболее правильная.

Инструкция к тесту Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»

Вам будет предложено 30 пар вариантов различного поведения в конфликте. В каждой из пар необходимо выбрать одну наиболее близкую Вам. Правильных или ошибочных ответов нет, старайтесь отвечать вдумчиво и правдиво, т.к. только от этого зависит достоверность результата теста.

Время прохождения теста: 5 – 10 минут

Предполагаемая аудитория: взрослые люди, возможно прохождение старшеклассниками

Стоимость теста: бесплатно

Количество вопросов: 30

Результат теста: станет доступен сразу после ответа на все вопросы в виде интерпретации, описания используемых шкал и их значений.

Источник

Соперничество

Совершенно обратная модель поведения — это соперничество. Здесь человек беспокоится только о своих интересах. Он уверен, что конфликт можно решить, лишь победив оппонента и выиграв спор. Ему могут принадлежать такие утверждения: «Я настойчиво добиваюсь своего», «Я стремлюсь достичь своего». Именно они и встречаются в методике «тест Томаса».

Типы поведения в конфликте все отличаются между собой, но именно соперничество выделяется особой напористостью и эгоизмом. Уладить конфликт при помощи такой модели поведения допустимо начальнику, когда требуется «жесткая рука руководителя». В семейных отношениях такой тип будет приносить боль и разочарование оппоненту.

Приспособление

Полнейшая противоположность «акулы» – «плюшевый мишка». Он склонен к приспособленчеству. При подобном типе поведения в угоду оппоненту испытуемый без труда может отказаться от собственных интересов. Обычно, такой вариант характеризует людей с сильно заниженной самооценкой.

Они уверены, что их точка зрения учета не заслуживает. Удачной подобный тип может оказаться в ситуации, когда предмет спора никакого внимания не заслуживает. Уступка сопернику практически гарантирует сохранение дружеских отношений.

Минимальнейшими в этом случае будут и последствия столкновения. Однако отказ от собственных интересов негативно может сказаться на всех событиях последующей жизни человека.

Высок риск утраты уважения окружающих, получения звания бесхребетника. Нередко именно такими людьми чаще всего охотно манипулируют. После выявления с помощью теста Томаса склонностей к приспособленчеству необходима немедленная работа над самооценкой.

Соревнование

Человек-«акула» во всем склонен следовать исключительно своим интересам, абсолютно не интересуясь мнением окружающих. Он не признает компромиссов и считает, что победа одного всегда означает полное поражение другого. Стремясь достичь своей цели, такой человек, не задумываясь, пойдет по головам. В его арсенале могут быть даже не совсем законные и этичные действия, он легко может решиться на обман, подлог или провокацию. «Акула» всегда стремится обладать всей полнотой информации о противнике, но никогда не будет заботиться о его добром имени или душевном комфорте.

Такая линия поведения может быть оправдана лишь в ничтожном количестве случаев. Чаще всего это случается в острых кризисных ситуациях, когда некий облеченный определенными полномочиями человек должен очень быстро навести порядок и представить какой-либо результат. Во всех остальных случаях поведение «акулы» неприемлемо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения – как рабочие, так и личные.

Такие опасные склонности легко поможет выявить тест Томаса

Конфликтное поведение человека является серьезной проблемой для окружающих, а значит, в общении с ним нужно будет соблюдать особую осторожность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector