Как импровизировать в разговоре

На трибуне

Ситуация, когда необходимо выступить с речью без подготовки, возникает довольно часто. С ней знаком каждый студент: чтобы отвечать на экзамене, на подготовку к теме билета дается определенное время. Но его нет при ответе на дополнительные вопросы преподавателя. А они могут быть совсем не связаны с темой билета. Тогда, если студент не имеет точного ответа, он начинает импровизировать на основе тех знаний, которые у него есть. Применяя логику и правильно выстраивая фразы, он умудряется преподнести информацию настолько значительно, что создается впечатление о его компетентности

На самом деле важно просто знать основные факты

Вам будет интересно:Игорь Ожиганов: картины, биография, отзывы

Некоторые приемы, помогающие понять, как научиться импровизировать:

  • Применение ассоциаций.
  • Риторические вопросы.
  • Акцент на одно слово.

Ассоциации, которые спонтанно возникают как реакция на слово, вопрос или событие, могут быть интересны. В таком случае это можно рассказать. Это может быть забавная история или анекдот, данные статистики, которые по какой-то причине остались в памяти или невеселые события и новости.

Задавая вопрос, не требующий ответа, трибун устанавливает контакт с аудиторией. По реакции зала можно видеть, правильно ли он избрал путь. И скорректировать его в случае появления недовольства публики: снова объединить себя с аудиторией подведением итога: «Это никому не нравится», после чего продолжать говорить на нейтральную тему.

Если в голову не приходит совсем ничего, простое повторение слова или последней мысли, вопроса из зала или лозунга, не вызывающего возражений, поможет найти способы обрисовать его с разных сторон, как бы с разных точек зрения. Вводные слова при этом: «может показаться, что…», «не вызывает сомнения, что…», «представим себе, что…».

ПОДГОТОВЛЕННОЕ ТЕЛО

Прежде всего, именно тело должно позволить танцору качественную и разнообразную импровизацию!!! А для этого телу нужна:

1. Прокачка: пресс, спина, приседания, отжимания, подтягивания.

2. Выносливость: бег, прыжки, плавание.

3. Растяжка: рук, ног.

Благодаря третьему пункту — тело вам позволит делать больший спектр движений.

Благодаря второму пункту – импровизировать вы сможете как можно дольше.

Ну а благодаря первому пункту – ваши движения станут красивее, чётче, ну и опять же расшириться спектр движений, но уже в силовом формате.

Хочу напомнить вам, что от одного подхода, например качания пресса – пресс не появится!!! Этот факт распространяется на все упражнении, и его вроде бы все знают, но по некоторым причинам, этот факт очень быстро забывается. Так нельзя! В этом деле нужно постоянство и упорство! Да и вообще, все эти упражнения должны стать для вас полезной привычкой!!!

После того, как ваше тело будет подготовлено, можно переходить к следующему пункту:

Привлекаем реципиента

Если не знаешь, что говорить – пускай говорит собеседник! Люблю это правило. Научись непринужденно втягивать партнера в проблему повествования, передавая тому слово в «трудный» момент. У тебя как раз будет время обдумать свои слова, после реплик партнера. Да и поощряй собеседника, к высказыванию своего мнения.

Можно так же использовать закрытые вопросы, требующие однозначного ответа, чтобы привести оппонента, к нужной тебе реакции в конце разговора.

«Каждый из вас знает, что поезда идут дольше, чем летит самолет, верно? Да, железной дорогой дешевле, но наш главный ресурс, это время, которое мы с полна экономим используя воздушный транспорт. И быть может, пока один едет на переговоры, второй прилетев уже, подпишет заветный договор первым. Ведь, мы знаем, что работаем для увеличения нашего благосостояния».

Другими словами принцип игры «горячая картошка» — вам вопрос или обращение, вы пару предложений и встречный вопрос или желание выслушать мнение окружающих, как бы возвращаете «мяч» от себя.

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ (ритмика)

Да-да, именно умение слушать музыку и обыгрывать её ритм, темп, слова ну и как таковые разнообразные звуки – является вторым шагом на пути к качественной танцевальной импровизации. И вот что нужно делать для повышения качества музыкальности (причём хочу заметить, что улучшение этого качества – безгранично):

1. Первое и самое главное – это просто как можно чаще слушать разнообразные музыкальные жанры, такие как: Breakbeat, Ambient, New Age, Beatbox, Jazz, Electro, Hip-Hop, Instrumental, Experimental, Classical, Easy Listening, Meditative, Downtempo, Trance, Chillout, Lounge, RnB, Rock, Funk, Rock’n’Roll, Блюз, Дабстеп, Кантри, Хаус, и так далее.

В принципе, развитие аудио техники и повсеместное её распространение, позволило массово улучшить музыкальность людей, но как я уже говорил, развитие этой способности безгранично. Так что вперёд, качаем разные жанры музыки, закидываем их в плеер, и айда заливать это всё в мозг

2. Уже слушаете разнообразную музыку? Ну тогда уже пора начать постоянно обыгрывать её ритм! Причём как угодно. Набивайте ритм пальцами об стол, либо просто щёлкайте ими. Качайте ногами, либо просто ими притоптывайте. Махайте головой, моргайте глазами, шевелите ушами, скрипите зубами, вибрируйте языком… всё что угодно, лишь бы вы постоянно обыгрывали ритмы, и при этом старались сделать это каждый раз поразнообразнее и всё более качественно. Если вы уже успели выучить какие-то танцевальные движения, то тогда смело можете обыгрывать ритм этими движениями. Причём как только ваш спектр движений увеличивается, то эти новые движения можно тут же задействовать в обыгрывании. Дерзайте!

3. Также могу ещё посоветовать учиться играть на гитаре, губной гармошке, или в особенности на барабанной установке, хотя в принципе можно просто взять один барабан =). Постоянное отбивание разнообразных ритмов на барабане — не только улучшит ваш слух, но и внесёт в ваше сознание коллекцию разнообразных ритмов. После таких знаний вы уже просто не сможете не попадать в музыку своим танцем.

4. Из дополнительных вариантов улучшения музыкальности, могу посоветовать заняться изучением теории музыки (хотя бы через википедию), заняться пением, либо просто пойти в музыкальную школу и всё это сделать там с профессиональными преподавателями.

=> ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ <=

В джазе

Голос – мощный инструмент. Подобно игре на гитаре или саксофоне, можно использовать его для создания красивых композиций. Особенно богат на них джазовый стиль исполнения. Опытные исполнители дают советы, как научиться импровизировать: вокал в джазе подчиняется трем законам, которые составляют его рамки:

  • Вначале поют основную тему. Если это песня, то куплет и припев.
  • Используют скэты (слоги под музыку). У них есть свои определенные гласные и согласные.
  • Приемы рифов исключаются.

Импровизация строится по аккордам темы, не выходя из ее сетки. Она может длиться дольше, чем один куплет с припевом. Здесь возможны различные голосовые приемы. И когда в импровизации участвует группа целиком, все по очереди исполняют вариацию одной и той же фразы. В такой перекличке, как в диалоге, соблюдают логику разговора. Иначе получится базарный гомон.

А как научиться импровизировать скэтами? Скэтовая импровизация преследует цель использовать голос для имитации звучания духового инструмента. Слоги изучаются на курсе джазового вокала в вузе и применяются в быстром темпе. Баллады используют текст.

Импровизация в общении

Импровизация в общении – наиболее распространенный и понятный большинству вариант. Его еще можно назвать бытовой или словесной импровизацией. Под этим подразумевается способность свободно говорить на любые темы без пауз, запинок и внутреннего напряжения, не используя слова-паразиты.

Желающих научиться данному методу масса. Основа любых тренингов для отработки навыка словесной импровизации базируется на простых приемах: следует четко осознавать поднятую тему и выжимать из нее в общении или выступлении как можно больше через обращение к подходящим ассоциациям, лирическим отступлениям или же вопросам, которые допустимо задать собеседнику.

Несмотря на разнообразие, методы развития навыка импровизации сходны: необходима хорошая фантазия или стремление ее развивать, способность ориентироваться в рамках заданной темы и желание отдавать себя практике.

Упражнение на раскрепощение

Любая закрытая поза — скрещенные руки, положение «нога на ногу» — говорит о внутренней неуверенности человека. У детей такое тоже бывает, поэтому первое, чему учат в студиях актерского мастерства, — снятие этих телесных «замков».

Понаблюдайте за ребенком и отметьте, какими телесными знаками проявляется у него неуверенность в себе

Обратите его внимание на это. Предложите сбросить «замок» — то есть принять максимально удобную и открытую позу

Это упражнение на первых порах требует постоянного контроля и отслеживания «замков» в повседневной жизни, но уже через какое-то время ребенок избавится от привычки закрываться и станет более раскрепощенным на людях.

Импровизация в музыке

Импровизационный музыкальный талант — способность сесть за привычный инструмент и выдать непредсказуемую, но вполне законченную и самостоятельную мелодию. Это моментальное сочинение произведения без подготовки с одновременным исполнением придуманного.

Методы музыкальной импровизации

Обладая слухом и навыком игры на каком-либо музыкальном инструменте, можно попробовать себя на поприще композитора-импровизатора. С изучением разных техник придет опыт и понимание основных концептов, а следом и положительная динамика.

В качестве методов импровизации для фортепиано выделяют:

  • Базовый. Здесь разучивается как можно больше мелодий, чтобы составить впечатление о процессе. Они разбираются во всех ладах и тональностях, после чего осваиваются простейшие трехзвучные аккорды.
  • Выбирается определенная тональность и музыкант использует ее в качестве аккомпанемента, наигрывая одной рукой, а другой — импровизируя. В итоге получается мелодия. Тональность имеет смысл менять в процессе игры – это позволяет освоиться с инструментом и увеличивает техничность композиции.
  • Игра в пределах одного аккорда. Суть почти такая же, как и в предыдущем методе, ведущим для мелодии становится выбранный аккорд, его можно менять в зависимости от такта.

Важно понимать, что при любом методе импровизации основополагающим элементом мастерства музыканта становится практика и умение обращаться с музыкой, грамотно использовать ее по своему усмотрению

Словесная импровизация. Прием «Ассоциации»

В прошлой рассылке мы начали изучать такой навык как «словесная импровизация». Как же научиться импровизировать на любую тему? Какие приемы помогут развить этот навык?

ПРИЕМ 1: АССОЦИАЦИИ

Прием заключается в том, что вы используете любую ассоциацию, связанную с темой выступления, которая приходит вам в голову.

Понятно, что нужно подбирать не любые, а наиболее близкие к теме и интересные ассоциации.

Если возникла заминка и вы затрудняетесь сказать что-то по основной теме, переходите в своей речи на любую пришедшую в голову ассоциацию и некоторое время развивайте ее.

Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середка — основная тема, лепестки — ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью…

В результате вы не только раскроете центральную тему, но и затронете связанные с ней вопросы, построенное таким образом выступление получается иногда даже более интересным и полезным для слушателей, чем если бы вы раскрыли только основную тему.

Например, маленький ребенок вас о чем-то спрашивает. А вы ему сухо отвечаете только по делу, точно на заданный вопрос. Насколько ребенок получит то, что хотел бы получить? Если же вы, отвечая, затронете несколько близких тем, связанных с вопросом, то шансов, что вы дадите ребенку нужную, понятную для него и запоминающуюся информацию, гораздо больше.

Аудитория в чем-то тот же ребенок и часто нуждается не в точной, конкретной информации, а в дополнительных сведениях, связанных с основной темой. Если оратор включает в свое выступление эти, казалось бы, не всегда имеющие отношение к делу ассоциативные отступления, то за счет более широкого охвата темы он зачастую дает больше нужной и полезной для слушателей информации.

Ассоциации можно использовать не только для того, чтобы «продержаться на плаву», но и для того, чтобы более широко и объемно раскрыть основную тему.

Разберем пример:

Пусть нам нужно поимпровизировать на такую тему, как «погода». Как сходу создать текст на 2-3 минуты?

Погода…

Например, появляется ассоциация «прогноз погоды», и начинаем.

«Погоду в последнее время стали предугадывать достаточно точно. Если еще лет 20 назад ходило огромное количество шуток о том, что нельзя верить синоптикам, то сейчас их прогнозам уже можно доверять. Начали даже предсказывать погоду с точностью до 20-30 минут…»

Поговорили… Задаемся вопросом, а какие еще есть ассоциации, связанные с погодой? И, предположим, вспоминаем про «глобальное потепление».

«Кстати, климат сейчас становится мягче. Зима уже совсем не та, что 15-20 лет назад. Реально чувствуется, как потепление из года в год наступает. Теперь уже приходится гадать, снег или дождь будет на Новый год».

Что еще, связанное с погодой, всплывает в памяти? пусть «погода — традиционная тема для начала беседы».

«Вот мы сейчас болтаем о погоде, может быть, даже не потому, что нам она интересна, а просто потому, что так принято. По статистике, более половины разговоров, особенно среди только что познакомившихся людей, начинаются с обсуждения погоды…»

На всякий случай комментарии:

  • Желательно, чтобы ассоциации были как можно ближе к центральной теме. Если они будут слишком оторванными от предыдущей темы, то это будет резать слух.
  • Но, кроме того, нужно, чтобы они были не слишком примитивными и очевидными, иначе слушателям будет просто скучно. Чем оригинальнее ассоциации, тем интереснее слушать

Руководитель и ведущий тренер

«Университета Риторики и Ораторского Мастерства»

Способы импровизации

В момент импровизации-воспоминания важно вспомнить что-то из твоей жизни, литературы или кинофильмов, что будет приближено к теме твоего выступления или разговора. Это должно быть легко и непринуждённо

Чтобы лучше справляться с этим видом импровизации, можно расширять свою эрудицию.

Как всегда находить нужные слова? Речевая импровизация

Юмор

Это один из самых важных видов импровизации. Юмор помогает расслабить собеседника или аудиторию

Переключить их внимание. В этот момент не бойся показаться смешной, обаятельной и харизматичной

Если тебе трудно даются шутки, ты можешь попробовать запоминать их из кинофильмов или книг. Так же ты можешь иногда перечитывать анекдоты, обязательно в какой-нибудь момент времени один из них может пригодиться.

Связать не связное

Этот приём может помочь тебе, когда ты вдруг решила перескакивать с одной темы на другую и твоя речь на первый взгляд может показаться несвязной. Попробуй заранее потренироваться. Для этого назови себе любые три слова и при помощи логики попробуй их связать между собой. Если ты будешь иногда выполнять такое упражнение, то в процессе любого выступления, даже если твои высказывания заведут аудиторию в тупик, ты сможешь найти логическую связь между твоими словами.

Употреблять синонимы

Именно они делаю нашу речь более живой. Даже если тема твоего выступления связана с наукой, что предполагает достаточно сухой язык повествования, можно использовать больше сравнений, эпитетов, синонимов. А для этого ты тоже можешь заранее потренироваться. Выпиши себе различные слова и начни подбирать к ним синонимы по смыслу.

«Одна тема»

Это упражнение связано с тем, что ты должна дать себе одно слово и начать говорить про него связно на протяжении часа. Это может быть сначала непросто, но если ты будешь выполнять это упражнение систематически, то импровизация будет даваться тебе гораздо легче.

Все эти упражнения направлены на то, чтобы ты могла почувствовать себя увереннее в разговоре. Даже если тема разговора тебе мало известно.

Упражнение для снятия телесных зажимов

Это упражнение часто делают не только в театральных школах, но и в кабинетах психологов и в центрах телесно-ориентированной терапии.

Попросите ребенка сильно напрячь какую-нибудь мышцу или группу мышц, а через несколько секунду полностью расслабить их

Особенно важно сделать это упражнение на те мышцы, где есть напряжение, зажимы.. Попеременное сжатие и расслабление помогает избавиться от телесных блоков, расслабить мышцы и нормализовать кровообращение

Это имеет значение и для психического развития ребенка. Психика тесно связана с телом. Избавляясь от телесных зажимов, мы гармонизируем психику.

Попеременное сжатие и расслабление помогает избавиться от телесных блоков, расслабить мышцы и нормализовать кровообращение. Это имеет значение и для психического развития ребенка. Психика тесно связана с телом. Избавляясь от телесных зажимов, мы гармонизируем психику.

На фортепиано

Импровизацией на фортепиано хорошо владеют аккомпаниаторы, композиторы, джазмены. Хотя это узкоспециальное направление в музыке, при желании обучиться ему может каждый, кто немного играет для себя. Для начала достаточно узнать несколько основных приемов. Суть процесса заключается в сочинении мелодии на ходу, составление ее вариаций. Вопрос «как научиться импровизировать на фортепиано» сводится к изучению нескольких основных музыкальных понятий:

  • Одно из них – тема. Для примера можно вспомнить исполнение темы Паганини или одной и той же мелодии в треке к фильму. Каждый раз она узнаваема, но звучит по-новому.
  • Форма произведения предполагает соблюдение законов музыкального жанра: если это песня, она имеет смену мелодии в припеве.
  • Стиль у каждого композитора свой. Он узнаваем у Чайковского, Шопена, Баха. Можно подражать классикам или известным эстрадным исполнителям, которые используют фортепиано в своих композициях.
  • Ритм – основа музыки. Джаз или блюз, вальс или марш. Существуют несколько популярных ритмов, можно попробовать их все.
  • Фактура – рисунок музыки. Левая рука исполняет партию баса, правая ведет мелодию. Или обе руки играют арпеджио, гаммы и аккорды. Может быть и такой рисунок: диалог баса и верхней октавы.

Если играть не по нотам, а нащупывая мелодию руками, подбирать ее, то дело пойдет быстрее.

Чего желается

Я правильно понимаю, что тебе хочется говорить без пауз, не теряться при обсуждении не знакомой темы и вменяемо отвечать на вопросы, так сказать из зала? Это достижимо. Скажу сейчас и буду повторять далее, импровизация в разговоре, требует такой же постоянной практики, как и любое другое действие по принципу «ЗУН»: знания – умения – навыки. Ты узнаешь теорию, применяешь, коряво, в жизни в первый раз, и с каждым новым подходом и повторением, у тебя вырабатывается автоматическая реакция в нужный тебе момент. Это уже навык. Упражнения, приведенные ниже по тексту – обязательны к большому количеству тренировок, до получения нужного результата.

Что такое импровизация

Само понятие “импровизация” дословно переводится как “внезапный” или “неожиданный” и предполагает немедленное действие непосредственно во время создания и исполнения словесного или музыкального произведения.

Чаще всего под импровизацией понимают такой вид творчества, когда весь процесс творения и воспроизведения происходит одновременно и без всякой предварительной подготовки. Получается так, что замысел произведения и его претворение в жизнь происходят фактически одновременно и по своей скорости очень похожи на явление интуитивного озарения.

Еще иногда говорят о том, что импровизация является воплощенным в конкретные действия продолжением переживаемого человеком состояния вдохновения. Разница лишь в том, что результатом вдохновения выступает необычное и возвышенное эмоциональное состояние человека, а импровизация находит свое отражение в форме произведений культуры и искусства.

Виды импровизации

Традиционно считается, что импровизация присуща только людям творческих профессий, например, писателям и музыкантам, актерам и танцорам. Такую импровизацию называют творческой и выделяют несколько отдельных видов, таких как: литературная,  музыкальная, танцевальная и театральная.

Литературную импровизацию еще называют экспромтом, то есть способностью свои интуитивные чувства и переживания, существующие на уровне мыслей и эмоций, облекать в соответствующую литературную форму, представленную, скажем,  в виде каких-то историй, стихов и эпиграмм.

Музыкальная и танцевальная импровизация позволяют переживаемым чувствам автора изливаться на зрителей и слушателей в виде фантастической мелодии или виртуозного танца, выражающего отношение импровизатора к окружающему миру.

В процессе театральной импровизации происходит чудо перевоплощения актера в роль своего героя. В этом случае в театральной постановке или кино живет уже не сам актер, а созданный им персонаж. Чем лучше актер способен прочувствовать характер  своего героя, тем ярче и естественнее  получится его образ.     

Но если вспомнить о том, что практически каждый человек, по-сути, является творцом в своей жизни, непрерывно принимающим решения и выбирающим лучшие из них, то придется на понятие “что такое импровизация” взглянуть немного шире, чем обычно. Это позволит понять, что кроме творческой существует еще, так называемая, житейская импровизация. 

Ведь любой человек является общественным существом, нуждающимся в постоянном общении с себе подобными и не способен к существованию вне социума, поэтому и говорят о словесной или импровизации общения, которая призвана решать насущные вопросы своего носителя.

Если для творческой импровизации свойственно стремление к созданию шедевров искусства за счет развития и совершенствования своих навыков в нем, то житейская импровизация преследует цель интересного и взаимовыгодного общения на основании собственного жизненного опыта, приобретаемого традиционным или интуитивным путем. 

Варианты взаимодействия в импровизации

Хотя импровизация предполагает полную свободу действий и отсутствие любого вида контроля над импровизатором, однако, в большинстве случаев используются варианты, предполагающие распределение обязанностей во взаимодействии самой модели (алгоритма) действий и личной воли действующего лица .

Так, очень часто, труд писателя или актера ограничен заданной сюжетной линией (сценарием) произведения или требованиями технического задания заказчика. Импровизатор может дать волю своей фантазии и воображению, но только в жестко закрепленных рамках.

Бывают, конечно, случаи, когда творческим людям со стороны их работодателей предоставляется полная свобода действий, что дает возможность проявить свои лучшие творческие способности. Но тем самым создается реальная опасность, что называется, испортить всю компанию. Ведь любой творческой личности не чуждо желание славы и всеобщего признания, добытое любой ценой.  

Наиболее безопасным решением в данном отношении выступает вариант житейской импровизации, когда конкретные поступки и действия обусловлены осознанным выбором самого человека, стремящегося к достижению своих личных целей.

По большому счету, каждый из нас, хотим мы того или нет, вынужден быть импровизатором. Ведь если жизнь — игра, а люди в ней — актеры, то нужно достойно исполнить свою роль, чтобы потом, как говорил Николай Островский,  “…не было мучительно больно…” (думаю, что продолжение фразы многим хорошо известно).

Собеседование

Однажды, я проходил собеседование в одну гос. лавочку, с очень, как он сам думал, «гениальным» начальником. Должность, что-то связано работой с патриотическими клубами города, на уровне их администраций. А отбор он сделал, как на заместителя С.В. Лаврова. Там были тесты, опросники, даже на IQ был тест в онлайне. В общем мужику вообще не чего было делать по своим должностным, вот он и развлекался с кандидатами как мог. И крайний этап был общение на стороннюю тему, мне попалось, что-то наподобие «Охрана папуасов в северных регионах Малайзии». Так как я уже довольно долго работал с молодежью, то язык у меня был подвешен, и я что-то да наговорил в ответ. Но признаюсь, был удивлен. Для 2007 г. такое на собеседование было в новинку. Далее, я не раз встречал задачи на этапе отбора, по типу «продай мне эту ручку», но было уже легче. Я был готов к этому.

Вот так же и ты, сам себе назначай тему собеседования и рассказывай. Перед зеркалом будет вообще здорово, будешь отслеживать еще и мимику с руками. И чем сложнее она будет, тем больше мозг начнет работать и генерировать варианты.

Тренинг по импровизации от Павла Воли

Если же хотите прокачать себя в импровизации на 100 %, то вам поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”

Для меня такой человек – Павел Воля. По данным Forbes, он за 2019 год заработал более 2 млн $ на юморе, импровизации и харизме.

Обучение состоит из 42 видеоуроков, каждый из которых разбит на 2 части: практическую и теоритеческую. После каждого урока вам нужно будет выполнить задание, чтобы закрепить материал.

Вместе с основной программой каждый день будет проходить 15-минутная импров-физкультура.

После выполнения задания вы присылаете видеоотчет, и кураторы дают вам обратную связь. Все кураторы, с которыми вы будете общаться, вместе с Павлом работают над созданием шоу «Импровизация».

Обучение стоит 12 000 руб.

Если в течение 2 недель вы решите, что курс не подошел, организаторы вернут деньги.

После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Обговорите с ней условия оплаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector